47 (182) - 2010
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ
УДК 338.012
ТУРИСТСКИЕ ВЫСТАВКИ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Т. И. ПОТОЦКАЯ, доктор географических наук, заведующая кафедрой социально-экономическойгеографии E-mail: ptismolensk@yyandex. ru
Е. В. ПОПОВА, аспирант кафедры социально-экономической географии Тел.: 8(915) 640-70-13 Смоленский государственный университет
Сформулированы результаты исследования туристского выставочного движения России. Показано разнообразие туристских выставок на основе их классификаций по видам деятельности, масштабу обслуживаемой территории, торговой политике, степени регулярности. Определены критерии оценки туристских выставок. Выявлены региональные особенности развития туристского выставочного движения России на нескольких уровнях: федеральных округов, субъектов РФ, городов. Выделены факторы, влияющие на функционирование туристских выставок.
Ключевые слова: туризм, отраслевая выставка, туристская выставка, выставочное движение.
Для качественного обслуживания клиентов туристские компании должны хорошо знать конъюнктуру туристского рынка, отражающую характер и соотношение спроса (потребитель) и предложения (производитель). В силу того, что отраслевая выставка (в данном случае туристская) призвана доводить до потребителя все существующие виды товаров и услуг, на ее территории встречаются и тесно взаимодействуют все субъекты конкретной отрасли — производители, посредники, потребители. Поэтому отраслевая выставка — объективный
источник информации об особенностях их деятельности и территориальной принадлежности и, как результат — о состоянии конкретного отраслевого рынка. Это обстоятельство делает отраслевую выставку интересной для практика (маркетолога) и для ученого, исследующих конкретные отрасли экономики.
Отраслевое выставочное движение в целом невероятно разнообразно. Его можно классифицировать по разным критериям (см. рисунок). Во-первых, отраслевые выставки значительно отличаются друг от друга по видам представляемых товаров и услуг. Их можно разделить на специализированные, которые обслуживают интересы одной отрасли, и универсальные, обслуживающие интересы разных, но смежных отраслей. Каждая из перечисленных категорий обладает рядом достоинств. Так, универсальные выставки, как правило, более масштабны, они привлекают к себе больше участников и посетителей. В то же время специализированные выставки консолидируют вокруг себя профессиональную среду, способствуя обсуждению общих проблем и решению общих задач. В мировой практике среди отраслевых выставок специализированные значительно преобладают
Классификация отраслевых выставок [1—3]
наряду с туристскими компаниями выступают дистрибуторские компании. Большинство отраслевых выставок относится к категории «В2В». Характер торговой политики отраслевой выставки определяет не только состав компаний-участниц, но и состав посетителей. Если выставка относится к разряду «В2В», то ее основными посетителями будут представители дистрибуторских
над универсальными. В туристском выставочном движении России их доли приблизительно равны. На специализированные приходится 52% выставок, на универсальные — 48%. Крупнейшими специализированными туристскими выставками России являются «М1ТТ», «MITF» и «LEISURE», организуемые в Москве; крупными универсальными можно считать «Лыжный салон» (Москва), «Курорты и туризм» (Сочи), «Отдых без границ» (Санкт-Петербург) и др. В свою очередь, специализированные туристские выставки можно классифицировать по таким направлениям: путешествия; туры; путевки; услуги; рыболовство и охота; товары и услуги для отдыха и спорта; спортивные сооружения, аттракционы; медицина и спорт.
Во-вторых, выставки отличаются друг от друга не только по набору представляемых товаров и услуг, но и по проводимой торговой политике. Принято выделять:
• выставки, ориентированные на отраслевых специалистов, так называемые «В2В» (business-to-business);
• выставки, ориентированные на конечного потребителя, так называемые — «В2С» (business-to-customer);
• смешанные выставки — «В2В» + «В2С». Формат «В2В» предполагает активное участие
туристских компаний, разрабатывающих турпро-дукт. Именно на таких выставках наиболее полно представлены все субъекты отрасли, что делает их привлекательными с исследовательской точки зрения. Формат «В2С» предполагает активную розничную торговлю, поэтому их основными участниками
компаний. Если выставка относится к разряду «В2С», основная категория посетителей будет представлена конечными потребителями турпро-дукта — людьми, что в целом характерно только для туристских выставок регионального и локального уровней.
В-третьих, в зависимости от территориальной принадлежности экспонентов (компании-участницы) отраслевые выставки подразделяют на международные (в выставке участвуют экспоненты из разных стран), внутригосударственные (в выставке участвуют экспоненты из разных регионов одной страны), региональные (в выставке участвуют экспоненты из одной страны из близко лежащих регионов) и локальные (обслуживающие потребности населения конкретного населенного пункта). В России доминируют туристские выставки международной направленности, на них приходится 55 % всех выставок. Самые крупные из них: «MITT» (Москва), «MITF» (Москва), «LEISURE / Отдых» (Москва), «Интурмаркет» (Москва), «Охотаиры-боловство на Руси» (Москва), «INWETEX — CIS TRAVEL MARKET» (Санкт-Петербург), «SKI BUILD EXPO / Лыжный салон, курорты и туризм» (Москва) и др. Турфирмы из более чем 100 стран заинтересованы в сотрудничестве с Россией и поэтому участвуют в работе ее туристских выставок. Наибольшую активность проявляют компании из Украины, Италии, Китая, Чехии, Швейцарии, Франции, Беларуси, Болгарии, Польши, Турции. Представители этих государств ежегодно демонстрируют свои товары и услуги более чем на 10 российских выставках. Вторую позицию занимают
внутригосударственные выставки (33 %). Наиболее значимые из них: «Мир без границ» (Ростов-на-Дону), «Адреналин. Спорт. Фитнес. Экстрим» (Ростов-на-Дону) и др. На региональные выставки приходится 12% выставок. Это — «Анапа — самое яркое солнце России» (Анапа), «Спорт. Здоровье. Отдых» (Омск), «Сибирь: охота, рыболовство, отдых» (Иркутск) и др. Локальные туристские выставки в данной работе не рассматриваются по объективным причинам. Во-первых, информация об их проведении, как правило, публикуется только в местной печати рекламного характера и поэтому недоступна исследователям, проживающим на территории других субъектов РФ, в интернет она попадает крайне редко. Во-вторых, повсеместность распространения таких выставок не дает материал для выявления географических закономерностей их организации.
В-четвертых, учитывая сезонный характер выставочного бизнеса, отраслевые выставки могут быть отнесены к категории годовых или системных. К годовым относятся выставки, которые проводятся один раз в год в одно и то же время и в одном и том же месте. К системным относят выставки, которые проводятся несколько раз в год в одно и то же время, в одном и том же месте. Они имеют ярко выраженный сезонный характер (вне зависимости от отрасли). Чаще всего это осенние и весенние месяцы. При этом системные выставки могут быть полугодовыми, т. е. проходить два раза в год. Если национальный или региональный спрос на отраслевую продукцию растет, происходит и увеличение числа показов одной и той же выставкой в течение одного года. В свою очередь рост числа показов часто сопровождается их переносом на новую выставочную площадку, расположенную в другом городе и т. д. Таким образом, системность выставок можно считать показателем, отражающим уровень развития отраслевого выставочного движения. В России ежегодно организуется 84 годовых и 4 системных туристских выставки. В течение года наблюдается два сезонных пика: первый приходится на апрель (33 выставки), второй на октябрь (16 выставок). Это связано с тем, что выставки в апреле направлены на формирование предложений летнего отдыха и туризма, а в октябре — на формирование предложений зимнего отдыха (новогодние и рождественские праздники).
В представленной статье содержатся результаты изучения 92 туристских выставок, ежегодно проводимых в России. Информационной базой исследования послужила первичная статистическая
информация, содержащаяся на сайтах туристских выставок и выставочных объединений, в каталогах и пресс-релизах выставок, публикуемых как в зарубежных, так и в отечественных отраслевых изданиях, а также материалы, собранные во время экспедиций.
Для выявления общих и региональных особенностей развития туристского выставочного движения в России авторы использовали следующие сопоставимые показатели работы туристских выставок: принимающий город, время создания, время проведения, место проведения, экспозиционная площадь, количество экспонентов, доля иностранных экспонентов, количество стран-участниц, количество посетителей выставки, доля иностранных посетителей, доля торговых специалистов, профиль выставки, статус выставки. Проведенное исследование позволило авторам сделать следующие выводы.
Самыми значимыми отраслевыми выставками можно считать те, в деятельности которых участвует большое количество компаний, так как именно этот показатель формирует представление об уровне интереса бизнеса к определенной территории. С этой точки зрения наиболее привлекательными в России являются 28 туристских выставок. В их работе участвуют свыше 100 компаний. Из них самые крупные — это московские выставки: «М1ТТ», «MITF», «LEISURE / Отдых» (более 1 ООО экспонентов). Далее со значительным отрывом идут «Интурмаркет» (Москва), «Охота и рыболовство на Руси» (Москва), «INWETEX - CIS Travel Market» (Санкт-Петербург) (более 300 экспонентов). Затем идут выставки, в деятельности которых принимают участие от 100 до 300 компаний. Это, как правило, выставки регионального значения. Таким образом, можно сказать, что в Москве и Санкт-Петербурге созданы лучшие условия для функционирования туристской отрасли. Именно эти субъекты РФ определяют современное «лицо» отечественной туристской индустрии.
Уровень международной значимости выставки можно определить с помощью двух показателей: количество стран-участниц (высчитывается по государственной принадлежности участвующих компаний) и доля иностранных компаний среди экспонентов. Традиционно наиболее высокими они бывают на выставках, организуемых в странах/территориях, выполняющих посреднические функции; на выставках, предлагающих уникальные товары и услуги; на выставках, расположенных на территориях с развитыми потребительскими свойс-
твами и др. В данном контексте самыми международными в России можно считать 12 туристских выставок, в работе которых принимают участие компании не только из соседних стран, т. е. более 14 стран. Практически все они проводятся в Москве — «Интурмаркет» (компании из 145 стран), «MITT» (80 стран), «LEISURE / Отдых» (60), «MITF», «LUXURY LEISURE» (31), «MIBEXPO Russia» (30) и др. Эти же выставки выделяются и значительной долей иностранных экспонентов. Так, в «MITT», «LEISURE / Отдых», «LUXURY LEISURE» она превышает 50 %.
К сожалению, объективно выделить наиболее посещаемые туристские выставки России не представляется возможным по нескольким причинам. Во-первых, многие выставочные объединения вообще не представляют информацию по количеству посетителей, они просто не ведут статистику такого рода, так как эта операция предполагает определенные материальные затраты. Во-вторых, выставочные объединения, занимающиеся организацией выставок, не всегда указывают категорию посетителей (все или только профессиональные). В-третьих, количество посетителей не всегда свидетельствует о привлекательности выставки, оно зачастую подчеркивает ее привлекательность для определенной целевой аудитории. Так, самый малый показатель посещаемости может быть характерен для выставок, представляющих самые дорогие (эксклюзивные) товары и услуги. Более того, такие выставки зачастую носят закрытый характер. Тем не менее, пользуясь официальной статистикой, к наиболее посещаемым туристским выставкам России можно отнести 22, т. е. те, количество посетителей на которых превышает 10 000 чел. И это не только московские выставки — «MITT» (90 000 чел.), «Интурмаркет» (70 000), «MITF» (70 000) и питерские выставки — «SPORT / Спорт» (10 000), «Отдых без границ. Лето» (10 000), но и выставки других субъектов РФ: Белгорода — «Отдых. Туризм. Спорт. Охота. Рыбалка» (25 000); Омска — «Спорт. Здоровье. Отдых» (20 000); Иркутска — «Сибирь; охота, рыболовство, отдых» (14 000) и др. Если организаторы фиксируют структуру посетителей, это дает возможность исследователю понять, к какой категории относится выставка («В2С» или «В2В») и соответственно определить уровень ее эффективности. Большинство крупных выставок России относится к категории «В2В», доля торговых специалистов среди посетителей превышает 60 %.
Совокупно по всем исследуемым показателям лидирующей туристской выставкой в России являет-
ся «М1ТТ». Она занимает 1-е место по показателям: количество экспонентов — 1 696, доля иностранных экспонентов — 70 %, количество посетителей — 91910 чел.; 2-е место по показателям: «количество стран-участниц» — 80 (после «Интурмаркет» — 145), «доля торговых специалистов» — 94 % (после «М1ВЕХРО Russia» — 99 %). По утверждению организаторов выставки ITE LLC Moscow, «М1ТТ» занимает 3-е место по значимости среди туристских выставок мира.
Туристские выставки проводят во всех федеральных округах России, но распространены неравномерно.
Исследуя развитие туристского выставочного движения по федеральным округам РФ (табл. 1), необходимо отметить ведущую роль Центрального федерального округа (ЦФО), в котором выставки организуются в Москве, Воронеже, Белгороде и Твери. Он занимает лидирующие позиции и по количеству ежегодно организуемых выставок (20), и количеству экспонентов (максимальное — 1 700), и по количеству стран-участниц (максимальное — 145), и подоле иностранных экспонентов (максимальное — 70%), количеству посетителей (максимальное — 91 000), доле иностранных посетителей (максимальное — 50 %), доле торговых специалистов (до 100%). Здесь самая большая доля международных выставок — 90 % и специализированных — 60 %, что свидетельствует о высоком уровне развития в целом туристского выставочного движения. Практически все выставки относятся к группе годовых, за исключением «Охота и рыболовство на Руси» (Москва), — она системная и проходит два раза в год. Лидирующему месту ЦФО обязан выставкам, проходящим в Москве, где проживает большое количество людей (более 10 млн чел.), сосредоточено платежеспособное население и развита инфраструктура. Именно московские выставки лидируют во всех рейтингах как внутри ЦФО, так и среди остальных. Самые значимые выставки округа — «М1ТТ», «MITF», «Интурмаркет».
Вторую позицию занимает Южный федеральный округ. На его территории выставки организуются в Ростове-на-Дону, Сочи, Волгограде, Анапе, Краснодаре, Астрахани (19 выставок). Округ обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом и концентрирует основные курорты России. Однако масштаб проводимых выставок сильно уступает ЦФО. Так, наибольшее количество экспонентов не превышает 300, наибольшее количество стран-участниц — 8, а доля иностранных экспонентов — не более 13%, количество посетителей практически в 10 раз меньше аналогичного
Таблица 1
Сравнительная характеристика туристского выставочного движения по федеральным округам РФ
Федеральный округ Количество выставок Количество городов с туристскими выставками Структура туристских выставок по масштабу, % Структура туристских выставок по видам деятельности,%
Центральный 20 4 90 — международные, 10 — внутригосударственные 60 — специализированные, 40 — универсальные
Южный 19 6 53 — международные, 37 — внутригосударственные, 10— региональные 42 — специализированные, 58 — универсальные
Приволжский 16 10 25 — международные, 50 — внутригосударственные, 25 — региональные 56 — специализированные, 44 — универсальные
Северо-Западный 11 4 64 — международные, 27 — внутригосударственные, 9 — региональные 64 — специализированные, 36 — универсальные
Сибирский 11 5 53 — международные, 37 — внутригосударственные, 10— региональные 55 — специализированные, 45 — универсальные
Уральский 10 5 30 — международные, 60 — внутригосударственные, 10— региональные 60 — специализированные, 40 — универсальные
Дальневосточный 3 2 100 — международные 100 — универсальные
Северо-Кавказский 2 2 100 — внутригосударственные 50 — специализированные, 50 — универсальные
показателя ЦФО (максимально — 11 ООО), доля иностранных посетителей менее 1 %. Однако такой показатель, как доля торговых специалистов среди посетителей выставки, отражающий эффективность выставочного бизнеса в целом, достаточно высок — более 80 %. Все выставки округа относятся к группе годовых. Международные выставки доминируют — 53%, к внутригосударственным можно отнести 37% выставок, к региональным — 10%. Лидирующим городом по количеству туристских выставок выступает Ростов-на-Дону, который является городом-миллионером с развитой инфраструктурой. Самые значимые выставки — «Курорты и туризм» (Сочи), «Мир без границ. Адреналин. Спорт. Фитнес. Экстрим» (Ростов-на-Дону), «Охота. Рыболовство» (Ростов-на-Дону).
Особым лидером можно считать Приволжский федеральный округ. Занимая 3-е место по количеству проведенных туристских выставок (16), он ориентируется преимущественно на развитие отечественного туристского бизнеса (доминирование внутригосударственных выставок — 50 %, в то время как доля международных выставок невысока — 25 %). Отсюда и небольшие количественные показатели, отражающие работу выставок: количество экспонентов не превышает 100, наибольшее количество стран-участниц — 5, наибольшая доля иностранных экспонентов — 5%. Вместе с тем количество посетителей выставок и доля в их
структуре специалистов вполне сопоставимы с аналогичными показателями в Южном федеральном округе — 13 000 и 70 %, соответственно. Это обстоятельство отражает эффективность туристского выставочного движения в рассматриваемом регионе, что подтверждается и доминированием специализированных выставок — 56 %. Все выставки округа годовые, к системным можно отнести только «СамараТурэкспо», она проводится два раза в год. Выставочные площади размещаются равномерно по всей территории в пределах всех крупных городов — Самаре, Нижнем Новгороде, Перми, Уфе, Казани, Кирове, Набережных Челнах, Саранске, Саратове, Чебоксарах, что, безусловно, выделяет его среди всех федеральных округов России. Более того, в отличие от них туристское выставочное движение здесь не определяется работой одного центра. Так, самое большое количество выставок организуется в Самаре, а самыми крупными считаются выставки других городов — «Туризм. Спорт. Отдых. Здравницы России» (Уфа), «Индустрия туризма» (Казань).
Определенными чертами сходства с Приволжским федеральным округом обладает туристское выставочное движение Уральского федерального округа. И хотя здесь проводится ежегодно меньше выставок (10), оно также направлено преимущественно на развитие отечественного туристского бизнеса (доминирование внутригосударственных
выставок — 60 %, в то время как доля международных выставок невысока — 30%, а региональных всего 10%). Выставки размещаются относительно равномерно по всей территории в пределах всех крупных городов — в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Ханты-Мансийске, Сургуте, ориентируясь на высокую покупательную способность местного населения. Вполне сопоставимы такие показатели, как количество посетителей выставок и доля в их структуре специалистов — 10 ООО и 70 %, соответственно. Однако есть и определенные отличия. Так, выставки Урала выделяются большими масштабами и по количеству участников (до 160), и по количеству стран-участниц (до 11). Все выставки годовые, за исключением «УралТурЭкспо» (Екатеринбург), которая относится к системным и проводится два раза в год. Она же и самая крупная выставка округа.
4-е место по количеству проведенных туристских выставок занимают Северо-Западный и Сибирский федеральные округа — по 11 ежегодно. Несмотря на наличие и активное использование собственного туристско-рекреационного потенциала, оба округа выделяются высокой степенью концентрации туристского выставочного движения, связанной с самым значимым городом округа, где сосредоточено платежеспособное население и развита инфраструктура. В Северо-Западном федеральном округе — это Санкт-Петербург, в Сибирском — Новосибирск. Наряду с этим туристские выставки проводятся и в других крупных городах округов. В Северо-Западном — в Петрозаводске, Вологде, Калининграде; в Сибирском — в Красноярске, Иркутске, Омске, Новокузнецке. В обоих округах доминируют международные выставки (около 60 %), в то время как на внутригосударственные приходится около 30 %, а на региональные — всего 10 %. Большая часть выставок — специализированные. Бросается в глаза масштаб выставочного бизнеса в этих округах. По таким показателям, как количество компаний-участниц (максимально, соответственно для Северо-Запада и Сибири, — 360 и 250), стран-участниц (максимально — 15 и 17), доле иностранных участников (максимально — 37 и 20 %), количеству посетителей (до 20 000), выставки Северо-Запада и Сибири опережают традиционных лидеров (за исключением ЦФО). Все выставки обоих округов годовые, за исключением «Отдых без границ» (Санкт-Петербург). «Отдых без границ» (системная выставка, проводится два раза в год) и «Inwetex — CIS Travel Market» (Санкт-Петербург) — крупнейшие выставки Северо-Западного феде-
рального округа. В Сибирском федеральном округе лидеры — «Турсиб» (Новосибирск), «Байкалтур» (Иркутск), «Енисей» (Красноярск).
Особо стоит отметить туристское выставочное движение Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов, которые в определенной мере можно считать аутсайдерами (две и три ежегодных выставки соответственно). Обладая значительным туристско-рекреационным потенциалом, они его практически не реализуют из-за невысокого уровня социально-экономического развития территории и, как следствие, инфраструктуры. В Северо-Кавказском федеральном округе выставки организуются на базе старых российских курортов (Кисловодск, Пятигорск) и ориентированы полностью на отечественный туристский бизнес (все выставки внутригосударственные), а в Дальневосточном федеральном округе выставки проходят в административных центрах субъектов РФ (Хабаровск, Владивосток) и ориентированы не только на отечественный, но и на зарубежный туристский бизнес (все выставки международные, с участием японских, китайских, корейских турфирм).
Выявляя географические особенности развития туристского выставочного движения в России, необходимо отметить разный уровень его организации по субъектам РФ (табл. 2). Используя такие критерии, как количество ежегодно проводимых выставок, характер их деятельности, категории обслуживаемых выставками территорий, можно выделить следующие группы субъектов РФ: с высоким уровнем развития туристского выставочного движения, со средним уровнем развития туристского выставочного движения, с низким уровнем развития туристского выставочного движения, с отсутствием туристского выставочного движения.
При этом первая группа субъектов РФ (высокий уровень развития), несмотря на свою малочисленность — всего четыре субъекта, расположенные в пределах Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов (Москва, Санкт-Петербург, Ростовская обл., Краснодарский край), выделяется самым большим количеством организуемых выставок (42 % всех выставок), большая часть которых является специализированными и носит международный характер.
Вторая группа субъектов РФ (средний уровень развития) также малочисленна — 5 субъектов, расположенных в пределах Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов (Новосибирская, Свердловская, Самарская, Волгоградская области, Ханты-Мансийский АО), сохраняет за
Таблица 2
Типология субъектов Российской Федерации по особенностям туристского выставочного движения
Показатель Субъекты РФ с уровнем развития туристско-выставочного движения
высоким средним низким
Количество субъектов РФ 4 5 24
Количество туристских выставок, всего 39 18 35
Количество туристских выставок по видам деятельности:
универсальные 16 7 23
специализированные 25 11 12
Количество туристских выставок по охвату территории:
международные 30 8 13
внутригосударственные 8 8 14
региональные 1 2 8
собой все характеристики лидеров — доминирование специализированных и международных выставок. Однако количество ежегодно организуемых выставок этой группой в 2 раза меньше (20 % всех выставок). Да и доля внутригосударственных выставок повышенная.
Третья группа (низкий уровень развития) самая многочисленная — 24 субъекта РФ, расположенных на территории всех федеральных округов (38 % всех выставок). В отличие от предыдущих групп, в ней доминируют универсальные выставки международного и государственного значения. При этом доля региональных выставок также значительна. Субъекты РФ данной группы, проводя ежегодно по 1—2 выставки, скорее обозначают потенциал развития выставочного движения в России, нежели определяют его.
Такая высокая концентрация выставочного движения свидетельствует в целом о невысоком уровне его развития в стране. Как уже ранее отмечалось, в данной работе не рассматриваются выставки локального характера, обслуживающие местное население. Они проводятся практически на территории всех административных центров РФ.
Перечисленные типы субъектов РФ отличаются друг от друга не только количественными харак-
теристиками, но и качественными. В частности, факторы, влияющие на уровень организации в них туристских выставок, различные. Так, первая группа привлекательна значительным туристско-рекреа-ционным потенциалом, хорошо развитой инфраструктурой (в том числе и туристской), большой численностью населения и его высокой покупательной способностью. В то же время для второй группы главным фактором выступает большая численность населения и его покупательная способность.
В заключение, сравнивая между собой особенности развития различных отраслевых выставочных движений, отметим, что выставочная деятельность — это не только система, обслуживающая интересы определенной отрасли (в данном случае — туризма). Она сама является отраслью, с присущими только ей составом и структурой, закономерностями развития и особой географией. Это очень хорошо отражается в факторах, влияющих на ее размещение (они одинаковы для любой отраслевой выставки, будь то туристская, ювелирная, мебельная или какая-либо другая):
• уровень социально-экономического развития территории;
• емкость рынка территории (большая численность населения, покупательная способность населения);
• уровень развития инфраструктуры;
• наличие на территории льготного налогообложения.
Очевидно, что все они в совокупности отражают ориентацию отраслевого выставочного движения на потребителя.
Список литературы
1. Потоцкая Т.П. Ювелирное выставочное движение России // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 47-52.
2. Потоцкая Т.П. Международные ювелирные выставки: общие и региональные особенности развития // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №10 (145). С. 37-44.
3. Потоцкая Т. И. География международного ювелирного выставочного движения // Известия РГО. 2010. Т. 142. Вып. 2. С. 64-75.