Научная статья на тему 'Анализ развития Российского рынка выставочных услуг'

Анализ развития Российского рынка выставочных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1816
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / РЫНОК ВЫСТАВОЧНЫХ УСЛУГ / ВЫСТАВОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ВЫСТАВОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко И. Н.

В статье проанализировано развитие рынка выставочных услуг в России, представлены данные по основным выставочным показателям. Сделан вывод о том, что в России рынок развивается недостаточно активно, что является следствием существования ряда выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития Российского рынка выставочных услуг»

УДК 005.32:061.4(075.8)

анализ развития российского рынка выставочных услуг

и. н. ЛЕВЧЕнко, старший преподаватель кафедры маркетинга и коммерции Е-maП: kafedra_com@inbox. ш дальневосточный федеральный университет

В статье проанализировано развитие рынка выставочных услуг в России, представлены данные по основным выставочным показателям. Сделан вывод о том, что в России рынок развивается недостаточно активно, что является следствием существования ряда выявленных проблем. Отмечено, что эффективная реализация инновационной политики не может обойтись без развития выставочной деятельности, которая по своей сути является для России также инновационной.

Ключевые слова: выставка, рынок выставочных услуг, выставочное мероприятие, выставочная площадь.

Выставочная деятельность в современном мире является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Выставочные мероприятия способствуют развитию многих секторов экономики, привлечению иностранных инвестиций, формируют значительные финансовые потоки, приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней, активизируют деловую активность, стимулируют развитие регионов, конкуренцию и развитие инноваций, содействуют укреплению связей между товаропроизводителями и потребителями. Поэтому качественные выставочные услуги так необходимы всем российским предприятиям.

Выставочные услуги — представляют собой комплекс услуг, к которым относятся предоставление выставочных площадей, а также всевозможные сопутствующие выставке сервисные услуги. Оценить уровень развития рынка выставочных услуг можно, основываясь на следующих показателях:

• общее количество выставок;

• количество выставок, имеющих знаки Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) и Все-

мирной ассоциации выставочной индустрии

• общая и средняя экспозиционная площадь;

• количество экспонентов и посетителей выставок и др.

В настоящее время организацией и проведением выставок в России занимаются 253 компании, в том числе в Москве — 160, или 63 %, в Санкт-Петербурге — 13, или 5 %, в других регионах России — 80, или 32 % [2].

Всех организаторов выставочных мероприятий можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся специализированные выставочные компании, реализующие план из нескольких мероприятий разных тематик. Доля таких компаний в 2011 г. в среднем по стране составила 55—60 % от общего числа организаторов выставок, что на 15 п. п. меньше, чем было в 2007 г. Компании этой группы в регионах РФ составляют свыше 85 % и меньшую часть организаторов выставок в Москве — около 35 %.

Ко второй группе организаторов выставок можно отнести устроителей малого числа мероприятий (до трех в год). Эта группа включает организаторов отдельных конкретных мероприятий, а также предприятия, организующие выставочные мероприятия наряду с другой деятельностью. В последние годы именно за счет этой группы обеспечивается основной прирост числа организаторов мероприятий, и прежде всего в Москве. В столице рост этой группы с 2003 года составляет 20 %.

Однако основную роль на данном рынке играют фирмы, имеющие собственные выставочные площади, программы, а также являющиеся членами российских и международных выставочных ассоциаций, союзов.

Таблица 1

Основные выставочные комплексы Российской Федерации, соответствующие требованиям UFI

Наименование Город Закрытая площадь, м2 Открытая площадь, м2 Общая площадь, м2 Примечание

ГАО «ВВЦ» Москва 108 500 158 100 266 600 Планируется расширение общей площади до 516 500 м2

ЗАО «Крокус Интернэшнл» МВЦ «Крокус ЭКСПО» Москва 86 750 88 978 175 728 Планируется расширение общей площади до 461 050 м2

ЗАО «Экспоцентр» Москва 85 000 47 000 132 000 Планируется расширение общей площади до 150 000 м2

ОАО «Ленэкспо» Санкт-Петербург 43 400 60 000 103 400 —

ЗАО «МВК» КВЦ «Сокольники» Москва 5 000 33 000 38 000 —

ЗАО Всероссийская «Нижегородская ярмарка» Нижний Новгород 12 000 23 000 35 000 Планируется расширение общей площади до 38 000 м2

ООО ВЦ «КраснодарЭкспо» Краснодар 13 200 14 100 27 300 Планируется расширение общей площади до 36 300 м2

ВЦ «ВертолЭкспо» Ростов-на-Дону 8 600 14 000 22 600 Планируется расширение общей площади до 35 000 м2

ОАО «Казанская ярмарка» Казань 6 700 15 000 21 700 Планируется расширение в рамках имеющейся выставочной площади брутто

Межрегиональный торго-во-выставочный центр Чебоксары 9 000 10 000 19 000 Планируется расширение общей площади до 32 000 м2

Международный выста-вочно-деловой центр «Сибирь» Красноярск 10 500 8 000 18 800 Планируется расширение общей площади до 29 000 м2

ЗАО «ЮжУралЭкспо» Челябинск 4 627 7 000 11 627 —

ООО ВЦ «Пермская ярмарка» Пермь 6 800 3 000 9 800 Планируется расширение общей площади до 23 000 м2

ООО «Мордовэкспоцентр» Саранск 4 100 4 000 8 100 Планируется расширение общей площади до 11 380 м2

ООО «Прогресс» Ставрополь 2 000 6 000 8 000 —

Итого... 406177 491178 887855

Источник: составлено по данным [3].

Действительными членами UFI в настоящее время являются 28 выставочных компаний, работающих в России, из них в Москве — 18, в Санкт-Петербурге — 4, в других городах — 6. Ассоциированными членами №7 утверждены всего 2 российские компании [2].

По результатам исследований Российского союза выставок и ярмарок, в России имеется 37

выставочных комплексов, но лишь некоторые из них отвечают техническим требованиям Всемирной ассоциации выставочной индустрии (табл. 1).

По данным табл. 1 видно, что общая закрытая площадь выставочных комплексов составляет 480 598 м2. Площадь одиннадцати выставочных комплексов в ближайшем будущем планируется существенно расширить. Также на основании дан-

ных в таблице можно сделать вывод об избытке выставочных площадей в центральной части России и об их недостатке в других регионах.

С ростом количества выставочных площадей в России ежегодно растут количество выставок и общая использованная экспонентами площадь (рис. 1, 4).

Динамика количества выставок, проводимых в России, представлена на рис. 1.

Данные на рис. 1 свидетельствуют о том, что количество проводимых выставочных мероприятий в России в 2003—2010 гг. является неустойчивым. Рис. 1. Динамика количества выставок, проведенных в России в Причиной этому стали нестабильная

экономическая ситуация в стране, совмещение нескольких мероприятий со схожей тематикой, а также отсутствие скоординированного подхода к планированию по срокам и тематике выставочных мероприятий, проводимых в стране.

В России в 2010 г. было проведено 1 500 выставок, из них знак Российского союза выставок и ярмарок имеют 146 выставок. Из них в Москве — 73, или 50 %, в Санкт-Петербурге — 35, или 24 %, в регионах — 38, или 26 % выставок [2].

Знак Всемирной ассоциации выставочной индустрии в 2010 г. был присвоен 91 российской выставке, из них 62, или 68,1 % проходили в Москве, 20, или 22 %—в Санкт-Петербурге, 9, или 9,9 % — в других регионах России [2].

Выставки, имеющие знаки РСВЯ и иИ, привлекают наибольшее количество экспонентов, так как данные организации являются гарантом качества предоставляемых услуг на этих мероприятиях.

На рис. 4 представлена динамика общей выставочной площади, использованной предприятиями-экспонентами в 2003—2010 гг.

Данные рис. 4 наглядно показывают, что с 2003 по 2008 г. общая выставочная площадь имела тенденцию к росту, а с 2008 по 2010 г. произошло ее снижение на 18 %. Одной из причин сокращения стал финансовый кризис. Так как некоторые предприятия отказались от участия в выставках вообще. Другие компании решили сэкономить финансовые средства путем сокращения площади для своей экспозиции. Данные о средней экспозиционной площади в России в 2003—2010 гг. представлены на рис. 5.

На рисунке видно, что размер самой большой средней экспозиционной площади был достигнут в

Источник: составлено автором по данным [2].

2003—2010 гг., ед.

I Москва

Санкт-Петербург I Регионы

Источник: составлено по данным [2].

Рис. 2. Выставки, имеющие знак Российского союза выставок и ярмарок в 2010 г., %

| Москва Санкт-Петербург | Регионы

Источник: составлено по данным [2].

Рис. 3. Выставки, имеющие знак Всемирной ассоциации выставочной индустрии в 2010 г., %

3 500 ООО

3 ООО ООО

2 500 ООО

2 ООО ООО

1 500 ООО

1 ООО ООО

500 000

2003

2004 2005 2006 2007 2008 2009

2010

Источник: составлено по данным [2].

Рис. 4. Общая выставочная площадь, использованная предприятиями-экспонентами в России в 2003—2010 гг., м2

Источник: составлено автором по данным [2].

Рис. 5. Средняя экспозиционная площадь российских компаний в 2003—2010 гг., м2

2008 г., затем произошло его сокращение. Несмотря на последствия финансового кризиса, средняя экспозиционная площадь в этот год оказалась все же больше, чем в предыдущие годы, потому что с развитием современных технологий у экспонентов появилась возможность заказывать красивые, эксклюзивные стенды, которые помогают не только привлечь внимание посетителей, но и выделить компанию среди конкурентов, подчеркнуть те составляющие ее имиджа и репутации, которые необходимы для решения маркетинговых задач.

По данным ВЦИОМа, экспоненты, принимая решение об участии в выставочном мероприятии, обращают внимание на тематику (37 %), на место его проведения (36 %), на известность организаторов выставки (24 %), на стоимость аренды выставочной площади (13 %) [1]. Стоимость арендной платы выставочной площади существенно отличается в зависимости от тематической направленности выставки, места и периода проведения.

Тематика выставочных мероприятий в России становится более разнообразной, специализированной, что соответствует мировым тенденциям. Основные тематические направления выставок в России в 2007—2010 гг. представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные тематические направления выставок в России и их количество в 2007—2010 гг., ед.

Тематика выставок 2007 2008 2009 2010 2010 г. к 2007 г., %

Строительство, ремонтно-восстановительные и отделочные работы, коммунальное и городское хозяйство 242 248 179 152 62,8

Потребительские товары, включая продукты питания 147 112 140 133 90,5

Промышленная продукция, технологии, инновации и средства производства 130 121 122 109 83,8

Сельское хозяйство, лесоводство, виноградарство, садоводство. Животноводство, ветеринария 100 123 100 104 104,0

Отдых, спорт, туризм, инвентарь и снаряжение 130 118 99 81 62,3

Здравоохранение,гигиена 115 108 97 78 67,8

Жилище и интерьер, предметы домашнего и хозяйственного обихода, мебель, бытовые приборы 124 107 81 64 51,6

Транспорт. Логистика 108 103 96 69 63,9

Ювелирные изделия, подарки, часы, украшения, произведения искусства, народное творчество 82 90 85 93 113,4

Источник: составлено по данным [2].

Источник: составлено по данным [2].

Рис. 6. Общее количество предприятий-экспонентов в России в 2003—2010 гг, ед.

2003 2004 2005 2006 2007

Источник: составлено по данным [2].

Рис. 7. Количество посетителей выставок, проводимых в России в 2003—2010 гг, чел.

Отметим, что в 2010 г. по сравнению с 2007 г. произошел рост количества выставок по следующим темам: «Ювелирные изделия, подарки» — на 13,4 %, «Сельское хозяйство, животноводство» — на 4 %. По остальным направлениям наблюдалось снижение количества выставок. Особенно резко в 2010 г. сократилось количество выставок по следующей тематике: жилище и интерьер — на 48,4 %, отдых, спорт, туризм — на 37,7, строительство и ремонт — на 37,2 %. Несмотря на снижение количества строительных выставок в 2007—2010 гг., данное направление в 2010 г. стало самым популярным. Также актуальными темами выставок в 2010 г. были: «Потребительские товары», «Промышленная продукция, технологии», «Сельское хозяйство». Данные выставки являются весьма значимыми для

развития страны и имеют государственную поддержку.

Количество экспонентов на российских выставках в 2003—2010 гг. также имело свои колебания (рис. 6).

Основываясь на приведенных данных, можно сделать вывод, что с 2003 по 2008 г. происходил рост количества экспонентов. Затем, ввиду влияния кризисных явлений на выставочный бизнес произошел спад. Но, по прогнозам Российского союза выставок и ярмарок, этот показатель уже к концу 2012 г. достигнет докризисного уровня 2008 г.

Также на российском выставочном рынке проявилась еще одна тенденция: выставочные мероприятия все больше приобретают характер мероприятий производителей, так как на них стали доминировать производственные предприятия, представляющие собственную продукцию. Доля этой категории участников составляет в среднем около 50 % от общего их количества. Этот факт свидетельствует о постепенном развитии российских производственных компаний, а также говорит о том, что выставки помогают данным субъектам рынка в полной мере реализовать их основные цели: привлечение новых партнеров, знакомство с новыми группами покупателей, увеличение степени известности предприятия и объемов сбыта, поддержание уже существующих деловых отношений, поиск инвесторов.

Количество посетителей выставок в России продемонстрировано на рис. 7. Этот показатель отражает актуальность тематики выставочных мероприятий и состояние выставочного бизнеса в целом. В нашей стране еще только идет апробация современных выставочных направлений, поэтому и происходят такие колебания данного показателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для сравнения состояния выставочного бизнеса в России и за рубежом, а также для определения перспектив развития выставок в нашей стране необходимо сопоставить показатели деятельности ведущих выставочных комплексов Германии и России (табл. 3).

Из данных таблицы видно, что в Германии количество проводимых выставочных мероприятий в 2,3 раза меньше, чем в России. Это объясняется

Таблица 3

Сравнительные показатели деятельности ведущих выставочных комплексов России и Германии

Выставочные комплексы Количество проектов, ед. Средняя площадь мероприятия, м2 Средняя площадь стенда, м2 Среднее количество компаний-участников, ед.

Messe Hannover (г Ганновер) 50 30 000 53,6 560

Messe Berlin (г Берлин) 50 22 000 55 400

«Экспоцентр» (г Москва) 94 5 894 18,5 319

«Крокус Экспо» (г. Москва) 78 7 487 — —

«Ленэкспо» (г. Санкт-Петербург) 66 2 386 17 144

Источник: составлено по данным [2].

тем, что там распространены более крупные по площади «брендовые» проекты. Однако количество компаний-участниц и средняя площадь для проведения выставочных мероприятий в Германии значительно больше.

Таким образом, анализ выставочных услуг показал, что недостаточность материально-технической базы и несоответствие большинства существующих выставочных площадей в стране современным требованиям затрудняют развитие этого рынка. Поэтому одной из важнейших задач является развитие материально-технической базы и инфраструктуры, особенно в регионах. Развитие рынка выставочных услуг было затруднено мировым финансовым кризисом. Но тем не менее основные показатели выставочной деятельности постепенно приходят в норму.

С точки зрения оценки конкурентной среды рынок выставочных услуг обладает отраслевой особенностью, в котором затруднительно определить однозначное рыночное позиционирование отдельных хозяйствующих субъектов. С одной стороны, рынок выставочных услуг относится к рынку с развитой конкуренцией. С другой стороны, при организации выставочных мероприятий определенной тематической направленности их проводят отдельные хозяйствующие субъекты, это обстоятельство объясняется требованиями экспонентов к выставочной площади и экономической целесообразностью.

Развитие выставочной деятельности очень важно для России на современном этапе, так как Правительством РФ было определено, что стратегическое значение для государственной политики приобретает именно инновационная деятельность

компаний, содержанием которой являются вывод на рынок новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, создание и применение новых знаний. Эффективная реализация инновационной политики не может обойтись без развития выставочной деятельности, которая по своей сути является для России также инновационной. Выставочные мероприятия являются важным звеном не только в процессе вывода новых товаров и услуг на рынок, но и в процессе внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований и разработок в производство. Вследствие этого выставочные мероприятия как место демонстрации нововведений не только подстраиваются под изменения рынка, но и мотивируют эти изменения, являясь побудителями и проводниками инновационной деятельности в других областях.

В целях повышения конкурентоспособности выставочных мероприятий и для существенного развития данного рынка необходимо срочное совершенствование материально-технической базы и инфраструктуры, а также их обновление в соответствии с новейшими стандартами архитектуры, техники и логистики.

Список литературы

1. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. URL: http://www. wciom. ru.

2. Официальный сайт Информационного выставочного агентства «ИНФОРМЭКСПО». URL: http://www. informexpo. ru.

3. Официальный сайт Российского союза выставок и ярмарок. URL: http://www. uefexpo. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.