3. Евстифеев Р. В. Политико-административные преобразования в контексте глобальных вызовов: отечественный и зарубежный опыт, проблемы и тенденции развития: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2011.
4. Шкерин А. В. Социальные трансформации российского села в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Н. Новгород, 2012.
5. Серков А. Ф. Аграрная политика России в XXI веке: вызовы и перспективы. URL: http://www.vniiesh.ru/2008/ (дата обращения: 15.09.2014).
6. В России никакой аграрной политики просто не существует. URL: http://agroobzor.ru/ (дата обращения: 19.09.2014).
7. Абрамова И. Е. Механизмы функционирования и реализации государственной аграрной политики в условиях модернизации (политологический анализ): автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Ростов н/Д, 2009.
8. Малоземов С. И. Концептуальные основы реализации аграрной политики России в кризисных условиях // Вестн. Мордов. гос. ун-та. 2010. № 4-5. С. 145.
References
1. Deljagin M. G. Drajv chelovechestva. Globalizacija i mirovoj krizis [Mankind Drive. Globalization and World Crisis]. M., 2008.
2. Putin V. V. O nashih jekonomicheskih zadachah [On our Economic Problems] // Vedomosti. 2012. 30 janv.
Поступила в редакцию_
3. EvstifeevR. V. Politiko-administrativnye preobrazovanija v kontekste global'nyh vyzovov: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt, problemy i tendencii razvitija [Political and Administrative Transformations in the Context of Global Challenges: Domestic and Foreign Experience, Problems and Tendencies of Development]: avtoref. dis. ... d-ra polit. nauk. M., 2011.
4. Shkerin A. V. Social'nye transformacii rossijskogo sela v uslovijah globalizacii [Social Transformations of Russian Village under the Conditions of Globalization]: avtoref. dis. ... kand. so-ciolog. nauk. N. Novgorod, 2012.
5. SerkovA. F. Agrarnaja politika Rossii v XXI veke: vyzovy i perspektivy [Agrarian Policy of Russia in the XXI century: Challenges and Perspectives]. URL: http://www.vniiesh.ru/2008/.
6. V Rossii nikakoj agrarnoj politiki prosto ne sushhestvuet [Simply, There is no any Agrarian Policy in Russia]. URL: http:// agroobzor.ru/.
7. Abramova I. E. Mehanizmy funkcionirovanija i realizacii gosudarstvennoj agrarnoj politiki v uslovijah modernizacii (poli-tologicheskij analiz) [Mechanisms of Function and Realization of the State Agrarian Policy under Modernization Conditions (poli-tologocal aspect)]: avtoref. dis. ... dokt. polit. nauk. Rostov n/D, 2009.
8. Malozemov S. I. Konceptual'nye osnovy realizacii agrarnoj politiki Rossii v krizisnyh uslovijah [The Conceptual Basis of the Agrarian Policy Implementation in Russia under the Crisis Circumstances] // Vestnik Mordovskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2010. № 4-5. S. 145.
19 ноября 2014 г.
УДК 316.42
международные террористические угрозы и безопасность россии на постсоветском пространстве
© 2014 г. С. А. Кислицын, О. В. Репинская
Кислицын Сергей Алексеевич -доктор исторических наук, профессор, Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ул. Пушкинская, 70, Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: [email protected].
Kislitsyn Sergey Alekseevich -PhD of Historical Science, Professor,
South-Russian Institute of Management of Russian Academy of National Economy and State Administration of the Russian Federation President, Pushkinskaja st., 70, Rostov-on-Don, 344002, Russia. E-mail: [email protected].
Репинская Олеся Васильевна -кандидат политических наук, докторант, Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ул. Пушкинская, 70, Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: [email protected].
Repinskaya Olesya Vasilievna -
Candidate of Political Science, Doctoral Candidate,
South-Russian Institute of Management of Russian Academy
of National Economy and State Administration
of the Russian Federation President,
Pushkinskaja st., 70, Rostov-on-Don, 344002, Russia.
E-mail: [email protected].
Рассматривается комплекс террористических угроз в международном и национальном аспектах. Обосновывается создание специальных органов (советов) взаимодействия по проблематике в регионах одного уровня террористической угрозы. Важнейшая функция совета - укрепление взаимодействия между регионами, сплоченность, толерантность, необходимая в условиях расслоения общества, обсуждение общих проблем и выработка тактики противодействия, повышения уровня правосознания и культуры с участием органов государственной власти, местного самоуправления и представителей обще-
ственности.
Ключевые слова: терроризм, угрозы, национальная безопасность.
This article considers the complex of terrorist threats in the international and national aspects. The author proves the feasibility of establishing special bodies (Councils) of cooperation on issues in the regions with the same level of terrorist threat. The most important function of the Board - the strengthening of cooperation between regions, cohesion, tolerance, required in terms of the stratification of society and the discussion of common problems, and counter tactics development, the level of legal consciousness and culture increasing with the participation of state authorities, local authorities and community representatives.
Keywords: terrorism, threats, national security.
Терроризм вот уже на протяжении нескольких последних десятилетий признается фактором, представляющим одну из основных угроз национальной безопасности как отдельно взятых государств, так и мирового сообщества в целом, записано в Конституции РФ. Из отдельных «истеричных вылазок» бандитов -террористов на «благодатной» почве кризисности, а зачастую и безволия властей смогла окрепнуть и нанести неизмеримый урон чувствам миллионов людей, репутации и экономике государств, «террористическая гидра». На вопрос: «Что лежит в основе терроризма?» -самый распространенный ответ - «политические интересы» (58,46 %). Терроризм появился в тот день, когда зародилась политика. Выражаясь более широко, терроризм - это орудие, с помощью которого определенные политические силы ведут между собой битвы за господство на той или иной территории. Интернациональный характер жизни людей, новые средства связи и информации, новые виды вооружений резко снижают значимость государственных границ и иных средств защиты от терроризма. Возрастает многообразие террористической деятельности, которая все больше увязывается с национальными, религиозными, этническими конфликтами, сепаратистскими и освободительными движениями.
В современной научной литературе приводятся доводы, и возводящие борьбу с терроризмом до уровня единого смысла усилий мирового сообщества, и усматривающие иные мотивы в «особом» внимании глав государств и правительств к борьбе с терроризмом - циничная и необоснованная растрата колоссальных сил и средств «уходит» на химерических врагов, как правило ими же и взращенных, в целях подрыва безопасности других государств, в борьбе за мировое господство, богатые стратегически важными ресурсами территории. Констатируем отсутствие единства во мнении по поводу понимания сущности и причинности данного негативного явления: что это - крайняя форма, «точка кипения в обществе», или все же завуалированная под неё, направленная агрессия в отношении конкретных политических сил, государств? Едино лишь то, что терроризм представляет глобальную угрозу для человечества, а соответственно детальный анализ данного явления и поиск путей и средств его предотвращения, борьбы с ним и минимизации последствий обоснованы и необходимы.
Всероссийский центр изучения общественного мнения выявил, что одним из наиболее эффективных способов борьбы с терроризмом в нашей стране россиянам кажется ужесточение миграционного законодательства, контроля за передвижениями мигрантов (6 %). Но изначально необходимо искоренить коррупцию. По 5 % опрошенных результативными считают следующие меры: улучшение работы спецслужб, повышение профессионализма их работников, повышение бдительности населения, усиление охраны государственных границ и жизненно важных объектов на территории страны, общественных мест. Еще 4 % советуют радикально ужесточить антитеррористическое законодательство, вплоть до введения смертной *
казни.
Активная политико-правовая деятельность органов государственной власти Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму началась во второй половине 90-х гг. XX в. в ответ на развязанную международным терроризмом войну в Чеченской Республике и в других регионах Северного Кавказа. Такие федеральные законы, как «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. № 130-Ф3 и «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ заложили нормативную правовую основу для ведения взвешенной и организованной антитеррористической деятельности России.** Определяющими составляющими успеха в противодействии терроризму будут анализ и последующее применение методов, выявляющих специфику, а соответственно сущность и причинность антисоциального явления, синтезирующих в себе как комплекс мероприятий социальной, экономической, политической направленности, развитие сбалансированной законодательной политики, а также применение предупреждающих военно-тактических мер. Террористические атаки на Россию, в том числе и события наших дней в Дагестане, в Чеченской Республике в 90-е, так или иначе имеют экспортную составляющую. Соответственно данные обстоятельства
* Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма. Варшава, 2005. URL: http://www.businesspravo.ru/ Docum/DocumShow.asp?DocumID=153530&DocumType=0 (дата обращения: 16.05.2012).
** Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 10.01.2000 г.). URL: http://www.rg.ru/2008/12/30/korrupcia-fz-dok.html (дата обращения: 16.05.2012).
должны рассматриваться как самостоятельные факторы, влияющие на степень террористических рисков указывается в Федеральном законе РФ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ. В Россию продолжает экспортироваться из-за рубежа преступность общеуголовной направленности, а вместе с ней возникает и риск проникновения террористической угрозы. Данное явление происходит в основном на приграничных территориях, так как там террористам действовать наиболее выгодно... Система европейских границ, как и система границ стран СНГ столкнется с новыми вызовами..., отмечается в Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-Ф3. Их своевременный анализ и учёт необходимы в целях выработки более действенных превентивных антитеррористических мер. Выделим некоторые существенные внешние факторы, способствующие распространению на территорию РФ террористических угроз.
Центробежные процессы в мире. Сегодня терроризм - это сложное социально-политическое явление, оно отличается высоким уровнем организованности, устойчивым финансированием, новейшим техническим оснащением, привлечением в свои ряды не только фанатиков, отчаявшихся безработных, обездоленных, но и профессионально подготовленных квалифицированных специалистов. Террористические силы связаны с противоправной деятельностью трансграничной организованной преступности, занятой в сферах незаконного оборота оружия, наркотрафика, нелегальной миграции, контрабанды товаров и грузов, расхищения и незаконного вывоза природных ресурсов. Международное террористическое сообщество стало серьёзным фактором инициирования и формирования очагов военной опасности и милитаризации ситуации в ряде регионов мира. Прежде существовала более определенная линия между войной и терроризмом. Сейчас она становится как бы все более условной, подвижной. Происходит своего рода смешение и подмена причин и целей кампаний террора и войны. Об этом свидетельствуют события в Индии, Шри Ланке, Турции, на территории бывшего СССР - в Приднестровье, Грузии, Чечне, Таджикистане, в зоне армяно-азербайджанского конфликта, и др.
Появилась угроза, что терроризм может стать поводом, предлогом, орудием возникновения неототалитарных диктатур. Массовизация террористической деятельности, ее новые масштабы и формы, хаос, напряженность, беспорядки, страх и неуверенность, стимулируемые ею, способны породить у населения требования к руководству страны о наведении порядка, «твердой руки» и т. п. Разгул терроризма порой выгоден (и вследствие этого ими же инициируется) как предлог для массового террора в отношении населения тем, кто мечтает о введении авторитарных, тоталитарных форм и методов правления. Терроризм ищет новые, всё
более жестокие и масштабные способы устрашения с помощью оружия массового уничтожения, - записано в Федеральном законе РФ «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ (с последующими изменениями). Всё это лишний раз подтверждает опасность превращения терроризма в глобальный катастрофогенный фактор».*** Подтверждением гло-балистических «прорастаний» может стать и то, что терроризм все активнее «проявляется» в традиционно благополучных регионах.
Большая часть терактов планируется, финансируется из-за рубежа. Боевики иностранных государств причастны к большинству самых масштабных терактов, и поставляются через границу; «лучше энергию своих экстремистов направлять куда-нибудь подальше - в Россию там, в Афганистан или Косово. На территории развитых государств присутствуют многочисленные религиозно-этнические общины или диаспоры, неудовлетворенность которых своим положением в чуждой для них социально-культурной атмосфере также выливается в различные формы поддержки своих "братьев" в других странах мира. Так формируется 1 **** финансовая база международного терроризма» .
Политика двойных стандартов широко используется большинством западных стран.*****
Длительность согласований международных соглашений и неисполнение действующих, формализм, отмечено в Указе Президента РФ «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 11.08.2003 г. № 960.
Создание новой Свободной Зоны Экономического Союза несёт помимо преимуществ и риски - транзит оружия, наркотиков, боевиков по упрощённой схеме, при этом стратегия минимизации рисков не ясна, не выработана. Территория постсоветского пространства под влиянием ряда негативных внутренних и внешних факторов все чаще подвергается террористическим атакам. Террористические организации наладили между собой тесные связи на общей идеолого-конфессиональной, военной, коммерческой и другой основе. Россия может выступить с международной инициативой организации форм коллективной безопасности между граничащими
т Г 1 /—
Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере (утв. решением Государственной пограничной комиссии 28.01.2005 г.). URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/28.html (дата обращения: 20.05.2012).
**** Основы пограничной политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 05.10.1996 г.). URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/28.html (дата обращения: 20.05.2012).
***** Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10.09.2007 г. № 458 г. «Об утверждении Правил пограничного режима». URL: http://www. rg.ru/2007/11/24/pogranrejim-dok.html (дата обращения: 20.05.2012).
государствами. Но при этом необходим последовательный анализ следующих проблем:
1) организация кооперативной безопасности;
2) инициация глобальной центральноазиатской стратегии России;
3) профессионально-деятельностная и инфраструктурная соорганизация пространств...;
4) организация поселений в приграничной зоне и формы муниципального самоуправления;
5) страновая и этноконфессиональная идентичность населения в приграничных территориях.
Чтобы организовать взаимодействие между двумя странами в сопряженном приграничном регионе, необходимо иметь:
- определенную концепцию нового мирового порядка, выстраиваемого при активном участии России от имени России;
- уточненное представление о миссии России в системе этого нового мирового порядка;
- конкретные принципы организации взаимодействия с соседним близлежащим государством;
- продуманные принципы экспансии (культурной, экономической, технической) на территорию другого государства при поддержке самого этого государства, одновременно соотнесенные со стоп-принципами, не допускающими экспансию другого государства на территорию России (наркотики, терроризм, экологическое загрязнение, незаконная миграция);
- продуманные принципы и образцы организации сознания и личности населения, проживающего в приграничной территории, культивируемые и специально выращиваемые через систему образования.
Эти принципы предполагают формирование совершенно новой геополитической инфраструктуры. В том случае, если необходимо удерживать не территорию, а распространять влияние и противостоять влиянию по определенным направлениям, нужны не обычные группы и силы, которые контролируют каждый сантиметр площади, но особые ячеистые системы, которые могут осваивать и направлять потоки информации, институциональных и технологических инноваций, финансов, энергии и т. д. Уничтожается и изгоняется с территории не население вообще, а группы, обладающие определенной идентичностью и самоопределением. Борьба за территорию сменяется борьбой за организацию жизни на территории, где важнейшим богатством является определенность проживающего на территории человека (Указ Президента РФ от 15.02.2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»). Внутренние (эндогенные) процессы в стране оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на состояние террористических угроз на приграничных территориях. К ним можно отнести потенциально положительно и отрицательно влияющие факторы:
- Обширность, протяженность российских границ составляет более 60,9 тыс. км (на суше Россия
граничит с 14-ю государствами, 8 из которых - бывшие союзные республики). В приграничных регионах России и сопредельных государствах проживают представители почти 50 национальностей. Из 85 субъектов РФ 45 представляют приграничные регионы страны. Они занимают 76,6 % всей территории страны. В них проживает 31,6 % населения России. Несмотря на несовершенство федерального законодательства России в отношении приграничного сотрудничества её регионов на уровне муниципального и местного самоуправления, оно так или иначе осуществляется во всех 45 приграничных регионах (Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. URL: http://www/scrf.gov. ru/documents/99.html (дата обращения: 20.05.2012)). Особенность стратегического положения России в данной связи требует системного анализа и выработки соответствующих действенных мер минимизации имеющихся рисков.
- Опасность осуществления морского терроризма мало изучена и упущена. Большинство исследовательских структур в США, Англии и России все более настойчиво прогнозируют возможность нападения террористов с использованием акватории Мирового океана. Около 90 % всех межконтинентальных перевозок в мире осуществляется морским путем... Если брандер будет взорван в крупном порту или у терминала разгрузки танкеров, неизбежно последует детонация соседних судов. Последствия в этом случае будут сопоставимы со срабатыванием малого ядерного боеприпаса, и разрушению подвергнутся объекты в радиусе нескольких миль [1]. По морю Россия граничит с 12 государствами, поэтому при охране морских границ к одной из основных угроз, с которой приходиться сталкиваться, относиться терроризм [2]. И если сухопутные границы более удобны в плане досмотра и контроля допуска на территорию РФ, то морская граница имеет ряд своих специфических особенностей, и тактические просчеты и недооценки угроз вполне однажды могут быть использованы террористическими организациями в своих преступных целях.
- Изменения в свете административной реформы внутри системы исполнительных органов государственной власти, к компетенции которых относятся противодействие и борьба с терроризмом. Сокращение штата за счёт оптимизации функций и аутсоринга должны повысить эффективность деятельности служб и подразделений, однако на практике [3] обоснованно предположить, что это весьма продолжительный во времени процесс, а пока террористам, к сожалению, удается достигать своих преступных целей.
- Социальная политика России в условиях мирового кризиса и государственная поддержка бизнесу продолжают развиваться. Данную тенденцию возможно рассматривать как фактор, снижающий риски коррупционных и соответственно террористических проявлений. Однако необходимо учитывать, что тер-
роризм в Северо-Кавказском округе зачастую только «тушуется» под проблемы социального характера и выливается в попытки экономического шантажа власти с использованием тех же оснований - безработицы, разрухи, неустроенности, якобы «обделенности» народов и групп. Реально же под собой терроризм в данном регионе зачастую имеет совсем другие определяющие причины - прочную экономическую основу, замешанную на клановости и криминальной составляющей.
- Массовый коррупционный фактор и как следствие наличие налаженных «зеленых коридоров» внутри административных границ между субъектами страны и на её Государственной границе. Деятельность наиболее крупных террористических организаций запрещена на территории большинства государств, в том числе и в Российской Федерации. Данные организации неоднократно предпринимали попытки осуществления преступной деятельности на территории России. Их цель - подрыв основ конституционного строя, лишение суверенитета, манипуляция деятельностью политического руководства страны. Они совершили ряд сопутствующих деяний, подпадающих под квалификацию Особенной части УК РФ, - контрабанда, торговля наркотиками, людьми, незаконная предпринимательская деятельность и др.
Основным же средством реализации преступных интересов на территории России зачастую является коррупционная составляющая. По сообщениям представителей предпринимательского сообщества, сфера оказания государственных и муниципальных услуг до 90 % проходит через посредничество, т. е. завуалированную коррупцию [4]. На границе наблюдается пропорциональное увеличение степени риска [5, 6]. Борьба с терроризмом должна коррелировать с антикоррупционной политикой, так как для противодействия терроризму на границе - это определяющий, и для регионов - существенный фактор (Беслан стал возможен во многом благодаря коррупционной составляющей). В Федеральных законах РФ от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [9] законодательно закреплены внедрение специальных форм в обучение с соответствующей разработкой программ для каждого уровня от дошкольных учреждений до вузов и дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации, выработки стратегии повышения правосознания и правовой культуры по-субъектно и у госслужащих, и среди населения [7, 8]. Количество людей, проживающих на той или иной территории, отражает объём инфраструктуры в регионе, что соответственно сказывается и на объёме коррупционного оборота [10]. Разработка рекомендаций с учётом региональных особенностей и приграничных зон по степени классификации рисков должна быть утверждена на федеральном уровне, а на региональном лишь дополняться, в том числе и уси-
лиями органов местного самоуправления. Как положительный можно рассматривать опыт Чеченской Республики, где за последние годы удалось добиться существенного снижения уровня террористических атак. Правоохранительные органы Чеченской Республики, Дагестана и Ингушетии договорились о проведении совместных спецопераций по нейтрализации членов бандгрупп [11].
Таким образом, подтверждается обоснованность создания специальных органов (советов) взаимодействия по проблематике в регионах одного уровня террористической (коррупционной угрозы) [12, 13]. Это, с одной стороны, и укрепление взаимодействия между регионами, сплоченность, толерантность, необходимая в условиях расслоения общества и обсуждение общих проблем, и выработка тактики противодействия, повышения уровня правосознания и культуры с участием органов государственной власти, местного самоуправления и представителей общественности [14]. Региональный подход, основанный на четком видении усиления степени террористических угроз именно на приграничных территориях РФ, обоснован и требует выработки соответствующих концепций. Работа в данном направлении проводится, но представляется в большей степени все же казуальной, но не системной. Обобщая вышеизложенное, хотелось бы отметить, что, несмотря на наличие собственных действенных разработок в области противодействия терроризму, мировой опыт должен быть проанализирован и учтён системно и в связи с интеграцией совместных мировых усилий, направленных на предупреждение терроризма, с одной стороны, и в связи с необходимостью прогнозирования и предупреждения экзогенных факторов, экспортируемых посредством постепенной региональной эскалации - с другой. Однако в условиях современных глобализационных процессов заинтересованными сторонами они зачастую обосновываются под эндогенные процессы, что позволяет априори «оказывать помощь» путем применения военной силы странам, не способным самостоятельно обеспечивать соблюдение прав человека и развитие демократических основ в своих государствах.
Литература
1. Архипов А. И. Экономический словарь. М., 2009. 620 с.
2. Долгова А. Динамика средних по пятилетиям коэффициентов преступности в России с 407 в 1961 до 2289 в 2010 гг. // По материалам Всерос. науч.-практ. конф. «Преступность как угроза национальной безопасности и направления оптимизации борьбы с ней» / Санкт-Петербург Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова, 22-23 сентября 2011 г. СПб., 2011.
3. Зыков И. А. Терроризм как угроза пограничной безопасности России в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. полит. наук. URL: http://www.dissercat.com/content/ korruptsiya-kak-faktor-ugrozy-natsionalnoi-bezopasnosti-rossiiskoi-federatsii (дата обращения: 16.05.2012).
4. Меркурьев В. В. Противоправная деятельность международных экстремистских и террористических организаций в России как угроза национальной безопасности // По материалам Всерос. науч.-практ. конф. «Преступность как угроза национальной безопасности и направления оптимизации борьбы с ней» / Санкт-Петербург Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова, 22-23 сентября 2011 г. СПб., 2011.
5. Понеделков А. В., Старостин А. М. Терроризм: современные социально-политические репрезентации. Приоритетные направления стратегии национальной безопасности РФ. Ростов н/Д, 2011.
6. Кислицын С. А. Формирование гражданского общества в условиях российской демократической реформации. Ростов н/Д, 2012.
7. Преступность, её виды и проблемы борьбы / под общ. ред. А. И. Долговой // Долгова А. И. Раздел 1. Криминологические проблемы изучения видов преступности и взаимосвязей между ними. М., 2011. С. 371.
8. Сидоренко А. Г., Тихомиров Ю. В. Терроризм и антитеррористическая безопасность в контексте истории и современной геополитики. М., 2011.
9. Степанова М. Э. Терроризм как угроза безопасности населения России // Информационный портал межрегионального приграничного сотрудничества. URL: http://forum. euroregion.ru/index.php?PHPSESSID=5827f77c75e9d3909ecc7 0dff8b45c83&topic=1448.0 (дата обращения: 16.05.2012).
10. Гушер А. Проблемы терроризма и борьбы с ним: Лицо современного терроризма. URL: http://www.terrorunet. ru/history/details/newsdetail.html?n_no=30 (дата обращения: 16.05.2012).
11. Кадыров Р. «Мы не оставим бандитам места на приграничных территориях» 02.02.2012. URL: http://chechnya.gov. ru/page.php?r=126&id=10558 (дата обращения: 16.05.2012).
12. Громыко Ю. В. Оренбуржский полигон. URL: http:// www.strana-oz.ru/2002/6/orenburzhskiy-poligon (дата обращения: 16.05.2012).
13. Наливайченко В. Внутренняя коррупция - серьёзная угроза национальной безопасности в приграничном регионе. № 24 (9155). 18 февраля 2010 г. URL: http://vo.od.ua/rubrics/ raznoe/13318.php (дата обращения: 20.05.2012).
14. «Сторожевики идут в Арктику»: интервью Т. Борисова с руководителем департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, генерал-полковником В. Тру-фановым // Российская газета. 27 мая 2011. URL: http://www. rg.ru/2011/05/27/trufanov.html (дата обращения: 16.05.2012).
References
1. Arhipov A. I. Jekonomicheskij slovar'.[ Economics Dictionary.] M., 2009 620 s.
2. DolgovaA. Dinamika srednih po pjatiletijam kojefficientov prestupnosti v Rossii/ [Dynamics of the Average Five-year Periods Rates of Crime in Russia] s 407 v 1961 do 2289 v 2010 gg. // Po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. «Prestupnost' kak ugroza nacional'noj bezopasnosti i napravlenija optimizacii bor'by s nej». Sankt-Peterburg Gosudarstvennaja morskaja akademija imeni admirala S. O. Makarova, 22-23 sentjabrja 2011 g. SPb., 2011.
3. ZykovI.A. Terrorizm kakugrozapogranichnoj bezopasnosti Rossii v uslovijah globalizacii: [Terrorism as a Threat to Russia's Border Security in Conditions of Globalization ] avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. URL: http://www.dissercat.com/content/
Поступила в редакцию_
korruptsiya-kak-faktor-ugrozy-natsionalnoi-bezopasnosti-rossiiskoi-federatsii (data obrashhenija: 16.05.2012).
4. Merkur'ev V. V. Protivopravnaja dejatel'nost' mezhdu-narodnyh jekstremistskih i terroristicheskih organizacij v Rossii kak ugroza nacional'noj bezopasnosti [Illegal Activities of International Extremist and Terrorist Organizations in Russia as a Threat to National Security ]// Po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. «Prestupnost' kak ugroza nacional'noj bezopasnosti i napravlenija optimizacii bor'by s nej». Sankt-Peterburg Gosudarstvennaja morskaja akademija imeni admirala S. O. Makarova, 22-23 sentjabrja 2011 g. SPb., 2011.
5. PonedelkovA. V., StarostinA. M. Terrorizm: sovremennye social'no-politicheskie reprezentacii. Prioritetnye napravlenija strategii nacional'noj bezopasnosti RF.[ Terrorism: Modern Social and Political Representation. Priority Directions of the Russian Federation National Security Strategy.] Rostov n/D., 2011.
6. Kislicyn S. A. Formirovanie grazhdanskogo obshhestva v uslovijah rossijskoj demokraticheskoj reformacii.[ Formation of Civil Society in the Context of Russia's Democratic Reformation.] Rostov n/D, 2012.
7. Prestupnost', ejo vidy i problemy bor'by [Crime, its Types and Problems of Struggle] / pod obshh. red. A. I. Dolgovoj // Dolgova A. I. Razdel 1. Kriminologicheskie problemy izuchenija vidov prestupnosti i vzaimosvjazej mezhdu nimi. M., 2011. S. 371.
8. Sidorenko A. G., Tihomirov Ju. V. Terrorizm i antiterroristicheskaja bezopasnost' v kontekste istorii i sovremennoj geopolitiki.[ Terrorism and Antiterrorist Security in the Context of History and Modern Geopolitics.] M., 2011.
9. Stepanova M. Je. Terrorizm kak ugroza bezopasnosti naselenija Rossii. Informacionnyj portal mezhregional'nogo prigranichnogo sotrudnichestva. [Terrorism as a Threat to the Security of the Russian Population. Information Portal of Interregional Border Cooperation.] URL: http://forum.euroregion. ru/index.php?PHPSESSID=5827f77c75e9d3909ecc70dff8b45c8 3&topic=1448.0 (data obrashhenija: 16.05.2012).
10. Gusher A. Problemy terrorizma i bor'by s nim: Lico sovremennogo terrorizma. [The Problem of Terrorism and Counter-terrorism: the Face of Contemporary Terrorism.] URL: http://www.terrorunet.ru/history/details/newsdetail.html?n_ no=30 (data obrashhenija: 16.05.2012).
11. Kadyrov R. «My ne ostavim banditam mesta na prigranichnyh territorijah» [We Will not Leave any Space for Bandits in the Border Areas] 02.02.2012. URL: http:// chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=10558 (data obrashhenija: 16.05.2012).
12. Gromyko Ju. V. Orenburzhskij poligon. [Orenburg Polygon] URL: http://www.strana-oz.ru/2002/6/orenburzhskiy-poligon (data obrashhenija: 16.05.2012).
13. Nalivajchenko V. Vnutrennjaja korrupcija - ser'joznaja ugroza nacional'noj bezopasnosti v prigranichnom regione. [Internal Corruption - Serious Threat to National Security in the Border Region.]№ 24 (9155) // 18 fevralja 2010 g. URL: http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/13318.php (data obrashhenija: 20.05.2012).
14. «Storozheviki idut v Arktiku»: interv'ju T. Borisova s rukovoditelem departamenta beregovoj ohrany Pogranichnoj sluzhby FSB Rossii, general-polkovnikom V. Trufanovym [«Patrol go to the Arctic»: Interview of T. Borisova with the Head of Coast Guard Department of the Border Guard Service of Russia, Colonel-General Vladimir Trufanov] // Rossijskaja gazeta. 27 maja 2011. URL: http://www.rg.ru/2011/05/27/ trufanov.html (data obrashhenija: 16.05.2012).
_5 ноября 2014 г