Научная статья на тему 'Международные стипендиальные программы как инструмент реализации политики «Мягкой силы»: проблемы и перспективы'

Международные стипендиальные программы как инструмент реализации политики «Мягкой силы»: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
международные стипендиальные программы / «мягкая сила» / инструменты «мягкой силы» / отток специалистов / international scholarship programs / “soft power” / tools of “soft power” policy / brain drain.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваницкая Н. А.

Международные стипендиальные программы – метод реализации политики «мягкой силы», который доказал свою эффективность на примере различных государств и конкретных программ. Инструмент является эффективным для страны-реципиента иностранных студентов, однако встречает множество проблем и противоречий для страны-донора человеческих ресурсов. В статье автор даёт рекомендации по разрешению проблемы массовой миграции специалистов в России. Кроме того, в статье анализируются успешные кейсы таких стипендиальных программ за рубежом и даются рекомендации для внедрения данного инструмента в государственную стратегию «мягкой силы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL SCHOLARSHIP PROGRAMS AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF “SOFT FORCE” POLICY: PROBLEMS AND PROSPECTS

Fulfillment of International scholarship programs is an effective instrument in “soft power” policy of a state. The tool is efficient for the recipient country, whereas it encounters a lot of contradictions for a country which constitutes as a donor of human resources. In the article the author gives recommendations of the ways to solve the issue of mass immigration of the young professionals in Russia. Furthermore, the successful cases of such international programs are deeply analyzed in the article and recommendations of integration of this tool to a “soft-power” national strategy are provided.

Текст научной работы на тему «Международные стипендиальные программы как инструмент реализации политики «Мягкой силы»: проблемы и перспективы»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТИПЕНДИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

INTERNATIONAL SCHOLARSHIP PROGRAMS AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF "SOFT FORCE" POLICY: PROBLEMS AND

PROSPECTS

УДК 327

Иваницкая Н.А., студент, 2 курс, факультет истории, социологии и международных отношений Кубанский государственный университет. Россия, г. Краснодар Ivanitskaia Natalia Alexandrovna

Аннотация. Международные стипендиальные программы - метод реализации политики «мягкой силы», который доказал свою эффективность на примере различных государств и конкретных программ. Инструмент является эффективным для страны-реципиента иностранных студентов, однако встречает множество проблем и противоречий для страны-донора человеческих ресурсов. В статье автор даёт рекомендации по разрешению проблемы массовой миграции специалистов в России. Кроме того, в статье анализируются успешные кейсы таких стипендиальных программ за рубежом и даются рекомендации для внедрения данного инструмента в государственную стратегию «мягкой силы».

Abstract. Fulfillment of International scholarship programs is an effective instrument in "soft power" policy of a state. The tool is efficient for the recipient country, whereas it encounters a lot of contradictions for a country which constitutes as a donor of human resources. In the article the author gives recommendations of the ways to solve the issue of mass immigration of the young professionals in Russia. Furthermore, the successful cases of such international programs are deeply analyzed in the article and recommendations of integration of this tool to a "soft-power" national strategy are provided.

Ключевые слова: международные стипендиальные программы, «мягкая сила», инструменты «мягкой силы», отток специалистов.

Key words: international scholarship programs, "soft power", tools of "soft power" policy, brain drain.

Политика «мягкой силы» - концепция, впервые предложенная Дж. Наем в 1990-е гг. Согласно неолиберальному подходу политики «мягкой силы» суть

этой концепции заключается в создании привлекательности тех или иных положений, феноменов, образов действий и иных положений или явлений для противоположной стороны. В плоскости современных международных отношений государства используют «мягкую силу» для создания такого образа своей страны, который вызывает положительные ассоциации, создает позитивные эмоции и формирует яркоокрашенное представление о государстве. Одной из сфер, в которых успешно применяется «мягкая сила» является сфера образования. Конкретным инструментом данной концепции здесь выступают международные образовательные программы.

Благодаря им правительства стремятся привлечь в страну лучшие молодые умы для развития науки, техники, сферы услуг и бизнеса. Глобально, главной целью такой политики является развитие национальной экономики, что влияет на международное положение страны, на «Индекс развития человеческого потенциала», и т.д.

Исследовав стипендиальные программы, которые реализуются в Российской Федерации и за рубежом, можно сделать вывод о том, что все они делятся на две группы. С одной стороны, это коммерческие стипендии, реализуемые за счет средств коммерческих организаций и бизнес-структур; (например: Стипендиальная программа при поддержке Азиатского банка развития, Стипендия на образование в Германии от концерна Bayer, Стипендиальная программа Go West немецкого Фонда компании Franz Haniel и многие другие).1 Компании-спонсоры, финансирующие такие программы обычно покрывают расходы, связанные с обучением и проживанием стипендиата, позволяют студентам еще во время обучения проходить практику в компании и после получения диплома обеспечивают стипендиатов рабочими местами в данной организации.

С другой стороны, это правительственные программы, которые учреждаются государственными органами. Их основной целью является привлечение молодых перспективных специалистов для жизни и работы в стране. Практически все развитые и развивающиеся страны пользуются этим инструментом привлечения специалистов. Например, Стипендия министерства иностранных дел Греции, Правительственная стипендия на образование в Италии для иностранных студентов, Стипендии правительства Дании для граждан России, Стипендии японского правительства, Стипендии государственного департамента США и многие другие.

1 Стипендии. Grantist. [Электронный ресурс] URL: http ://grantist.com/scholarships/vse -stipendii/ (дата обращения: 16.07.2019).

Посредством реализации стипендиальных программ в государство приезжают иностранные студенты для получения высшего образования. Во время обучения они изучают культуру и язык принимающего государства (или, так называемого, государства-реципиента), понимают образ жизни, обычаи и традиции. Так как обычно студенты остаются в принимающем государстве на протяжении нескольких лет, в конце обмена они чувствуют социальную и культурную идентичность, ощущают себя составной частью государства-реципиента. Очевидно, что принимающее государство впоследствии получает ряд экономических и политических преимуществ, формируется положительный образ среди стипендиатов, их родственников, друзей и коллег за рубежом; а сам факт реализации подобных стипендиальных программ и его освещение в СМИ формирует позитивное представление о государстве у широкой общественности.

Очевидно, что преимущества страны-реципиента оборачиваются негативными последствиями для страны-донора своих молодых граждан. Ниже представлен SWOT-анализ реализации международных стипендиальных программ для страны-донора.

Strengths (сильные стороны) • Улучшение ситуации на внутреннем рынке труда (сокращение давления избыточных трудовых ресурсов) • Источник притока валюты в страну • Повышение уровня жизни семей эмигрантов (повышение уровня потребления, увеличение совокупного спроса, стимулирование развития производства. • Повышение общей квалификации работников Opportunities (возможности) • Обучение студентов за рубежом приводит к международному сотрудничеству на социально-политическом и экономическом уровнях.

Weaknesses (слабые стороны) • Недостаток престижа национального образования • Усиление маргинальности общества (обострение социальных, межнациональных, культурных и иных противоречий) • Старение трудовых ресурсов (за счет потери трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте. • Потеря средств, связанных с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов • Снижение научно-технического, общеобразовательного и культурного потенциала страны • Изменение национальной структуры населения • Ухудшение демографической ситуации • Снижение потенциала экономического развития в условиях научно-технической революции Threats (угрозы) • Подрыв демографической безопасности • Сокращение сегментов потребительского рынка • Социальные угрозы (теряется потенциальный социальный оптимизм и динамика развития) • Угроза развития науки и промышленности • Угроза информационной безопасности

Таблица 1.

Анализ различных международных стипендиальных программ показал проблемы и противоречия, возникающие при их реализации. Во-первых, самая серьезная проблема - это массовый отток высококвалифицированных кадров за рубеж, из-за чего государственные органы и структуры, а также предприятия бизнеса становятся менее конкурентоспособными, что негативно сказывается на национальной экономике государств. Во-вторых, страдает научная сфера. Развитые страны, с хорошим финансовым обеспечением популярных отраслей науки привлекают молодых ученых, которые, оставшись в родной стране не будут иметь возможности реализовать свой потенциал.

С другой стороны, академическая мобильность молодёжи способствует сплочению народов, обмену культурной информацией и более доверительным отношениям между странами в будущем. Культурный обмен позволяет перенять позитивный опыт зарубежных коллег и научиться на их ошибках, именно этот результат и позволяет назвать стипендиальные программы методом «мягкой силы».

Согласно документу «Стратегия государственной молодёжной политики в РФ»2 государственная молодёжная политика направлена на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Главным результатом реализации молодёжной политики должно быть увеличение вклада молодых людей в развитие страны.

Таким образом, для формирования позитивного образа России за рубежом необходимо создавать стипендиальные программы для обучения иностранных студентов в России, что позволит поднять престиж государственного уровня образования и получить высококвалифицированных иностранных студентов. Также, нужно увеличивать число программ временных обменов с иностранными ВУЗами в течение обучения. Это позволит удовлетворить «любопытство» основной массы молодёжи, укрепит культурные связи и будет способствовать обмену опытом.

Для финансирования обучения российских студентов необходимо привлекать средний и крупный бизнес, что позволит решить сразу несколько проблем как бизнеса и государства, так и молодёжи. Во-первых, студенты получат возможность обучения в желаемых ВУЗах и гарантированное место работы по окончании университета. Во-вторых, организации бизнеса получат

2 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://rusla.ru/rsba/provision/strateg gos moloz polit.pdf (дата обращения: 12.01.2020)

лучшие национальные кадры, а государство снизит процент оттока специалистов и поддержит свою национальную экономику.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация международных стипендиальных программ - успешный метод реализации политики «мягкой силы», которым необходимо пользоваться и в России.

Библиографический список

1. Стипендии. Grantist. [Электронный ресурс] URL: http://grantist.com/scholarships/vse-stipendii/ (дата обращения: 16.07.2019).

2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://rusla.ru/rsba/provision/strateg gos moloz polit.pdf (дата обращения: 12.01.2020)

3. Сагинтаева А. К., Аширбеков А. К. Практика реализации международных стипендиальных программ: опыт Республики Казахстан // Вопросы образования. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-realizatsi.. (дата обращения: 14.07.2019).

4. Гневашева В. А., Фальковская К. И. Эффективность молодёжной политики: проблема определения критериев (результаты экспертного опроса) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. № 6 (дата обращения: 16.07.2019).

5. Чальцева И.С. Молодежная политика за рубежом: попытка анализа // Сибирский педагогический журнал. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-politika-za-rubezhom-popytka-analiza

6. Лебедева М. М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО. 2017. №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-ponyatie-i-podhody (дата обращения: 28.01.2020).

Bibliographic list

1. Scholarships. Grantist. [Electronic resource] URL: http://grantist.com/scholarships/vse-stipendii/ (accessed: July 16, 2019).

2. The strategy of state youth policy in the Russian Federation [Electronic resource] URL: http://rusla.ru/rsba/provision/strateg_gos_moloz_polit.pdf (accessed: 12.01.2020)

3. Sagintayeva A. K., Ashirbekov A. K. The practice of implementing international scholarship programs: the experience of the Republic of Kazakhstan // Educational issues. 2014. No4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-realizatsi .. (accessed: 07/14/2019).

4. Gnevasheva V. A., Falkovskaya K. I. Efficiency of youth policy: the problem of defining criteria (results of an expert survey) // Information Humanitarian Portal "Knowledge. Understanding. Skill". 2011. No. 6 (circulation date: July 16, 2019).

5. Chaltseva I.S. Youth policy abroad: an attempt to analyze // Siberian Pedagogical Journal. 2010. No2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-politika-za-rubezhom-popytka-analiza

6. Lebedeva M. M. "Soft power": concept and approaches // Vestnik MGIMO. 2017. No3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7myagkaya-sila-ponyatie-i-podhody (accessed date: 01/28/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.