Научная статья на тему 'Политика финансовой помощи сша в Индонезии'

Политика финансовой помощи сша в Индонезии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
479
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / США / US / ИНДОНЕЗИЯ / МЯГКАЯ СИЛА / SOFT POWER / ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ / FINANCIAL AID / СТИПЕНДИЯ / SCHOLARSHIPS / ИНВЕСТИЦИЯ / INVESTMENT / АМЕРИКАНСКАЯ КОМПАНИЯ / AMERICAN COMPANIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хамид Фадра

После окончания холодной войны, США начали воплощать в жизнь новую дипломатическую стратегию, а именно пропагандировать продвижение концепции демократии. Процесс пропаганды отнимает много времени и немалых средств, хотя достигнутая цель имеет долгосрочный эффект. Пропаганда является одним из методов (мягкой силы), который эффективно влияет на формирование общественного мнения о каком-либо вопросе, что до сих пор и делают США. Как Россия, так и США конкурируют в получении пользы от Индонезии. У этих стран есть своя стратегия привлечения внимания Индонезии. Ни у США, ни у России нет собственных интересов в отношении Индонезии, и они стараются определить свой дипломатический путь к Индонезии. Россия внедрила новую стратегию военного сотрудничества, и США также продолжают использовать свои мягкие подходы в рамках своей программы финансовой помощи. Научные гранты, гуманитарные пособия и стипендии являются лучшими инструментами США для сохранения своего влияния в Индонезии. Данная статья посвящена рассмотрению проблемы проведения правительством США политики мягкой силы, её форм и особенностей, в отношении Индонезии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLICY OF THE US FINANCIAL ASSISTANCE IN INDONESIA

After the end of the Cold War, the United States began to implement a new diplomatic strategy, namely propaganda through other means, such as promoting the concept of democracy. The process of propaganda takes a lot of time and considerable resources, although the achieved goal has a long-term effect. Propaganda is one of the methods (soft power) that effectively influences the formation of public opinion about any issue that the United States still does. Both Russia and the United States are competing for the benefits of Indonesia. These countries have its own strategy to attract Indonesia’s attention. Neither the US and Russia have its own interests toward Indonesia, and bring theirs various diplomatic way to be closed to Indonesia. Russia implemented the new defense trading cooperation strategy and US also continue its soft power approaches through its foreign assistance program. Research grant, humanitarian aids, and scholarship are the best US instruments to keep its influence in Indonesia. This article examines the problem of the soft power, its forms and characteristics, which US government applied to Indonesia.

Текст научной работы на тему «Политика финансовой помощи сша в Индонезии»

политические науки

Хамид Фадра ПОЛИТИКА ФИНАНСОВОЙ ...

УДК 328

ПОЛИТИКА ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ США В ИНДОНЕЗИИ

© 2017

Хамид Фадра, соискатель степени кандидата политических наук кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9, e-mail: fadra84@gmail.com)

Аннотация. После окончания холодной войны, США начали воплощать в жизнь новую дипломатическую стратегию, а именно пропагандировать продвижение концепции демократии. Процесс пропаганды отнимает много времени и немалых средств, хотя достигнутая цель имеет долгосрочный эффект. Пропаганда является одним из методов (мягкой силы), который эффективно влияет на формирование общественного мнения о каком-либо вопросе, что до сих пор и делают США. Как Россия, так и США конкурируют в получении пользы от Индонезии. У этих стран есть своя стратегия привлечения внимания Индонезии. Ни у США, ни у России нет собственных интересов в отношении Индонезии, и они стараются определить свой дипломатический путь к Индонезии. Россия внедрила новую стратегию военного сотрудничества, и США также продолжают использовать свои мягкие подходы в рамках своей программы финансовой помощи. Научные гранты, гуманитарные пособия и стипендии являются лучшими инструментами США для сохранения своего влияния в Индонезии. Данная статья посвящена рассмотрению проблемы проведения правительством США политики мягкой силы, её форм и особенностей, в отношении Индонезии.

Ключевые слова: Россия, США, Индонезия, мягкая сила, финансовая помощь, стипендия, инвестиция, американская компания.

THE POLICY OF THE US FINANCIAL ASSISTANCE IN INDONESIA

© 2017

Hamid Fadra, the applicant the degree of candidate of political Sciences, Department of American studies, school of International relations Saint-Petersburg State University (199034, Russia, Saint-Petersburg, University emb. 7/9, e-mail: fadra84@gmail.com)

Abstract. After the end of the Cold War, the United States began to implement a new diplomatic strategy, namely propaganda through other means, such as promoting the concept of democracy. The process of propaganda takes a lot of time and considerable resources, although the achieved goal has a long-term effect. Propaganda is one of the methods (soft power) that effectively influences the formation of public opinion about any issue that the United States still does. Both Russia and the United States are competing for the benefits of Indonesia. These countries have its own strategy to attract Indonesia's attention. Neither the US and Russia have its own interests toward Indonesia, and bring theirs various diplomatic way to be closed to Indonesia. Russia implemented the new defense trading cooperation strategy and US also continue its soft power approaches through its foreign assistance program. Research grant, humanitarian aids, and scholarship are the best US instruments to keep its influence in Indonesia. This article examines the problem of the soft power, its forms and characteristics, which US government applied to Indonesia.

Keywords: Russia, US, soft power, financial aid, scholarships, investment, American companies.

Введение. Дж. С. Най писал об активной роли двух широковещательных организаций VOA (Голос Америки) и (информационное агентство США) как средств пропаганды политики США в мире [1]. Особые стратегические подходы используются государствами в целях получения «желаемого результата», как писал Дж. С. Най. Экономические интересы являются основными для каждой страны, поскольку служат улучшению благосостояния граждан. Эта стратегия, в сущности, является тем, что мы называем дипломатией, а именно культурной дипломатией.

Хотя на практике использование мягкой силы гораздо сложнее, чем жесткой, война - не самый лучший способ получения выгоды; помимо больших расходов, велика вероятность не достигнуть предполагаемого результата. С этой точки зрения, использование мягкой и жесткой силы должно быть сбалансировано.

Джон Бьюренс говорил, что «умная сила» - это ключ к созданию сильной страны. «Умная сила» означает третью силу, которая не является ни жёсткой, ни мягкой. Мягкая сила подразумевает хорошие отношения между лидерами стран, инвестиции, финансовую помощь, помощь в проведении исследований и совместные сотруд-

тивной частью мягкой силы США. Чем больше США инвестируют в Индонезию, тем сильнее экономика Индонезии зависит от США. Индонезия не смогла бы развить свою инфраструктуру и национальную экономику без экономической помощи других государств.

Иностранные инвестиции необходимы и более выгодны по сравнению с кредитами, поскольку принцип инвестиций заключается в совместной экономической деятельности или сотрудничестве с последующим разделением прибыли, поэтому любая страна стремится привлечь иностранные инвестиции путем проведения ряда экономических и политических действий.

Сейчас, во время президентства Джокови, Индонезия развивается быстрыми темпами. План работы правительства Джокови содержится в программе «Nawacita», которая состоит из девяти основных пунктов. В частности, одним из них является повышение производительности и конкурентоспособности страны на международном рынке [2].

Индонезия также стремится привлекать инвестиции, создавая условия для стабильного капиталовложения. Как писали Коан и Каглер, таким образом возрождается политический потенциал страны.

Правительство Джокови провело реформы, которые облегчают процедуру капиталовложения для инвесторов. Например, упростилось лицензирование, предоставление услуг, то есть, произошли изменения в сторону сокращения бюрократических операций, а также повысились инвестиционные гарантии. Все это необходимо, в первую очередь, для привлечения прямых иностранных инвестиций в Индонезию.

Общий процент общественного доверия правительству Джокови составляет 72%, что на 10% больше по сравнению с октябрем 2015 года [3]. Тем не менее, согласно BBC, в 2015 году доверие европейских инвесто-

ничества.

Таблица 1 - Политические инвестиции

Програма РОССИЯ США

Инвестиция • 2000- 2010: 0,56 млн.долл. •2011-2015: 8 млн. долл. 2015: $1 млдр. от $29.27 млн.долл 2007: 14,978, 2008: 16,273, 2009: 9,743, 2010: 10,558, 2011: 12,046, 2012: 11,441, 2013: 12,117, 2014: 13,709, 2015: 13,546 (млн. долл.)

Источники: официальные сайты Инвестиционная политика является наиболее эффек-

Hamid Fadra

THE POLICY OF THE US .

political sciences

ров в отношении Индонезии упало на 21% с 71%, наблюдаемых в 2014 году [4]. Среди причин, как правило, выделяются рыночные барьеры, бизнес-риски, несовершенная нормативно-правовая система, несистематическое разрешение споров, коррупция, политическое насилие, нерешенные трудовые вопросы, права интеллектуальной собственности и т.д. [5].

Иностранные инвестиции влияют на независимость государства в формировании своей собственной политики. В том числе, для привлечения иностранных инвестиций правительство смягчает их регуляцию. Для того, чтобы создать комфортные условия инвесторам, правительство также должно учесть особые требования иностранной компании. С этой точки зрения, мы можем наблюдать процесс диалога или долгого компромисса между местными правительствами и иностранными компаниями.

По словам главы инвестиционного координационного совета (ВКРМ) Франки Сибарани, в настоящее время правительство постановило, что иностранные компании могут полностью утвердиться в области электронной коммерции, развития и эксплуатации геотермальных электростанций (свыше 10 МВт), а также производства и распространения фильмов [4]. На сегодняшний день правительство и ВКРМ рассматривают около 700 предприятий с целью их открытия для иностранных капиталовложений [4].

Инвестиции являются одной из многих форм политики мягкой силы США, которая используется для того, чтобы повлиять на политические решения страны. Однако, чтобы США инвестировали свои капиталы, Индонезия должна упростить правила лицензирования и фискальные пошлины. Если Индонезия продолжит не учитывать корпоративные интересы, то инвесторы не станут вкладывать свои капиталы в страну. Для примера стоит вспомнить недавний конфликт между индонезийским правительством с компанией Фрипорт (<^геерой») связанный с изменением разрешения добычи и собственности активов. Правительство установило новые правила о владении акций иностранных компаний, согласно которым 51% акций стали принадлежать Индонезии, а 49% Фрипорту. Компания была не согласна с этими изменениями, поскольку такая процентная ставка была невыгодна для неё. Отметим, что согласно закону о минеральной и угольной промышленностях контракт Фрипорта закончится лишь в 2021 году [6]. Компания считает эту ситуацию незаконной и угрожает правительству увольнением работников и передачей дела в международный арбитраж. В данном случае политика правительства была в первую очередь направлена на поддержание национальных интересов Индонезии, но не иностранной компании.

Фрипорт - это американская компания, занимающаяся добычей полезных ископаемых в Индонезии с 1967 г. Этой компанией было добыто 1,7 млрд тонн медной руды с Папуа, а также планируется добыть еще 2,3 млрд [7]. Указанный конфликт стал одной из основных задач визита Майка Пенса в Индонезию в апреле 2017 года, поскольку для США Фрипорт важна не только из-за добычи ресурсов, но также имеет особое политическое значение.

Стоимость инвестиций в США в 2016 году составляет $ 1,16 млрд за счет 540 проектов [8]. По словам Андрея Уайта, директора Американской палаты Индонезии, в Индонезии действуют 35 крупных американских компаний (10% от общего числа американских компаний в стране), которые платят налоги в размере $2,6 млрд [9]. Эти компании косвенно участвуют во внутренней политике Индонезии, а именно в финансировании выборов определённых кандидатов в правительства, которые впоследствии влияют на решения о предоставлении больших инвестиционных преимуществ.

Финансовая помощь США.

Согласно официальным источникам, помощь ДОЛГО

Индонезии составляла: в 2007 г.: $278 млн, в 2008 г.: $236 млн, в 2009 г.: $112 млн, в 2010 г.: $243 млн, в 2011 г.: $187 млн, в 2012 г.: $221 млн, в 2013 г.: $132 млн, в 2014 г.: $150 млн, в 2015 г.: $176 млн, 2016 г.: $157 млн.

По мнению Дж. С. Ная, есть три вида публичной дипломатии: ежедневная, стратегическая и развитие долгосрочных отношений [1]. Такие формы помощи, как исследовательские гранты, стипендии, культурные и академические обмены, являются видом публичной дипломатии, проявляющимся в развитии долгосрочных отношений. США также проводят политику культурной дипломатии для создания своего благоприятного имиджа. Она проявляется в том, что эта страна вносит вклад в развитие других государств.

В соответствии с концепцией мягкой силы, путь дипломатии лучше, чем война. Стипендии и гранты на исследования являются долгосрочными инвестициями, а также своеобразной формой народной дипломатии «people-to-people diplomacy».

Предоставляя стипендии, страны могут дать возможность студентам или исследователям остаться и познакомится с культурой другой страны. Таким образом, студенты могут установить связи с коллегами из других государств, тем самым укрепить психологическую близость. Кроме того, эти выпускники в будущем станут непосредственными актороми политики и культуры страны, выдавшей стипендии.

Снабжение военной техникой и финансовая помощь также стали формами политической стратегии США.

По словам высокопоставленного дипломата США в докладе USAID, сумма средств, выделяемых США для Индонезии, больше, чем для Филиппин. По данным американской финансовой помощи капиталовложения США в поддержку иностранных государств в 2017 году составили $419 млрд. Для Индонезии было выделено $179 млрд, что несколько больше в сравнении с 2016 годом.

США определяет сумму вложений в развитие определённых стран, основываясь на своих национальных интересах. Дж. С. Най отмечал, что «Ключ [к верной политике] состоит в том, чтобы объединить жёсткую и мягкую силы для достижения моральных целей» [10]. Сильная страна - это страна, которая умеет найти баланс между мягкой и жесткой силой. По нашему мнению, хорошо балансирует та страна, которая ставит во главе мягкую силу, а потом использует жёсткую в качестве последнего средства. Соглашаясь со сказанным Наем, отметим, что моральный элемент, в значении общего интереса, не позволяет превратить другие страны в объект манипуляции.

Заключение

Политика мягкой силы США проявляется во влиянии на внешнюю политику Индонезии. Военная и финансовая помощь, стипендиальные программы, исследовательские гранты и активная дипломатия являются проявлениями американской мягкой силы. Снабжение техникой и финансовая помощь стали особой чертой политической стратегии США. Кроме того, необходимо отметить позитивное действие «политики даров» - такой политики, при которой преподносится материальный «дар» для психологического воздействия на политических акторов или государства. В таком случае доверие актора возрастает, а отношение общества улучшается. США также использует «культурный подход» для влияния на психологию индонезийцев.

Политика США отражается на инвестициях, однако экономическое сотрудничество не должно влиять на политику правительства. Известны попытки исправить сложившееся в Индонезии положение. Например, в период президентства Джокови реформа закона об энергетике и природных ресурсах и последующие за ней изменения в разрешениях на их добычу поставили под угрозу интересы крупнейшей на Папуа американской горнодобывающей компании. В то время как компания

370

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

политические науки

Хамид Фадра ПОЛИТИКА ФИНАНСОВОЙ ...

имеет настолько большое влияние в Индонезии, что в силах влиять даже на внутреннюю политику Индонезии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Joseph S. Nye, Jr. Soft Power: Means to Success in World politics// Chapter.4 Wielding Soft Power. 2004. URL: http://www.belfercenter.org/sites/default/files/legacy/files/ joe_nye_wielding_soft_power.pdf (Дата обращения: 14 мая 2017)

2. Nawa Cita 9 Agenda Prioritas Jokowi-JK. Kompas, 2014. URL: http://nasional.kompas.com/read/2014-/05/21/-0754454/.Nawa.Cita.9.Agenda.Prioritas. Jokowi-JK (Дата обращения: 10 мая 2017)

3. Survei «Kompas»: Citra Jokowi Meningkat Dras-tis. Kompas, 2016. URL: http://nasional.kompas.com/ read/2016/02/15/17164051/Survei.Kompas. Citra. Jokowi. Meningkat.Drastis (Дата обращения: 17 мая 2017)

4. Hidayat, Rafki. Kepercayaan eropa untuk review berinvestasi di Indonesia anjlok. BBC Indonesia,

2016. URL: http://www.bbc.com/indonesia/berita_indo-nesia/2016/02/160203_indonesia_kepercayaan_investor_ anjlok (Дата обращения: 17 мая 2017)

5. Investment Climates Statements. US Department of State, 2017. URL: https://www.state.gov/e/eb/rls/othr/ics/ index.htm (Дата обращения: 10 мая 2017)

6. Agustinus, Michael. Kontrak Karya Dan IUPK Jadi Akar Masalah Freeport, Apa Bedanya?. Detik Finance, 2017. URL:https://finance.detik.com/energi/3428820/kontrak-karya-dan-iupk-jadi-akar-masalah-freeport-apa-bedanya (Дата обращения: 18 мая 2017)

7. Wicaksono, Pebrianto Eko. 50 Tahun Operasi di Papua, berapa Mineral Yang dikeruk Freeport?. Liputan 6,

2017. URL: http://bisnis.liputan6.com/read/2893179/50-tahun-operasi-di-papua-berapa-mineral-yang-dikeruk-free-port (Дата обращения: 18 мая 2017)

8. Susanty, Farida. Indonesia mencari 'back up' in-vestasi AS: BKPM. Jakarta Post, 2017. URL: http://www. thejakartapost.com/news/2017/01/30/indonesia-seeks-back-up-of-us-investment-bkpm.html (Дата обращения: 15 мая 2017)

9. Lubis, Anggi M. Study claims US is Indonesia's largest foreign investor. Jakarta Post, 2013. URL: http:// www.thejakartapost.com/news/2013/10/04/study-claims-us-indonesia-s-largest-foreign-investor.html (Дата обращения: 18 мая 2017)

10. Deakin, Michelle Bates. Mall acts of engagement: A Unitarian Universalist expert on international relations praises the 'soft power' of attraction. UU World, 2005. URL: http://www.uuworld.org/articles/joseph-nye-soft-power-theorist (Дата обращения: 14 мая 2017)

11. Statistik: Nilai Tukar Mata Uang Asing Terhadap Mata Uang Indonesia. Kementerian Perdagangan RI, 2016. URL: http://www.kemendag.go.id/id/economic-profile/ economic-indicators/exchange-rates (Дата обращения: 25 Ноября 2016)

12. Top 5 US-Indonesia Exports and Imports. American-Indonesian Chamber of Commerce, 2017. URL : http:// aiccusa.org/home/country-data/us-indonesia-exportimport-statistics (Дата обращения: 7 Апреля 2017)

Статья поступила в редакцию 29.09.2017

Статья принята к публикации 24.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.