Научная статья на тему 'Международные стандарты по противодействию коррупции'

Международные стандарты по противодействию коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7236
823
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ / КОНВЕНЦИЯ ООН ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ / ДОКУМЕНТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ / ПОДКУП ИНОСТРАННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ / МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ДЕЯНИЙ / НЕЗАКОННОЕ ОБОГАЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филатова Виктория Викторовна

В статье рассмотрены основные международные документы в сфере противодействия коррупции, в первую очередь Конвенция ООН по борьбе с коррупцией 2003 г., а также проблемы имплементации положений ратифицированных нашей страной международных договоров в российское законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты по противодействию коррупции»



ГОС

правоприменение

антикоррупционного

законодательства

международные стандарты по противодействию коррупции1

Филатова Виктория Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права юридического факультета имени М. М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, е-таИ: victoria-vf@mail.ru.

В статье рассмотрены основные международные документы в сфере противодействия коррупции, в первую очередь Конвенция ООН по борьбе с коррупцией 2003 г., а также проблемы имплементации положений ратифицированных нашей страной международных договоров в российское законодательство. борьба с коррупцией, международные стандарты, международные договоры по борьбе с коррупцией, Конвенция ООН по борьбе с коррупцией, документы Совета Европы по борьбе с коррупцией, Международный день борьбы с коррупцией, подкуп иностранных должностных лиц, меры по борьбе с коррупцией, криминализация коррупционных деяний, незаконное обогащение.

Такое явление, как коррупция, существует в любом обществе. Общим для всех государств является то, что коррупция осуждается в любой культуре и что большинство стран приняли антикоррупционное законодательство.

Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, приняло ряд международных договоров, а также рекомендаций, которые не носят обязательного характера, но используются государствами как эффективные механизмы мониторинга коррупции.

Аннотация.

Ключевые слова:

1 Статья публикуется по программе поддержки преподавателей, участвующих в реализации антикоррупционных образовательных программ в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2014-2015 гг.

Однако еще совсем недавно существовала широкая международная практика подкупа должностных лиц иностранных государств. В некоторых странах можно было даже получить вычет за взятку из налоговых обязательств своей компании1, и неудивительно, что международные корпорации давали взятки по всему миру, чтобы обеспечить себе бизнес.

Ряд связанных с этим громких коррупционных скандалов изменил ситуацию. Так, например, в ходе расследований в середине 1970-х гг. более 400 американских компаний признали, что давали взятки и «вознаграждения» на общую сумму более 300 миллионов долларов должностным лицам иностранных правительств, политикам и политическим партиям2. Вследствие этого конгрессом США был принят Закон «О коррупционных практиках за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act, 1977 — FCPA), которым впервые взятка иностранному должностному лицу признавалась преступлением3. Принятие этого закона послужило толчком к более активному сотрудничеству государств в обсуждении проблем коррупции, необходимости разработки международных стандартов по борьбе с коррупцией как на глобальном, так и на региональном уровне.

На сегодняшний день принят ряд международных документов по борьбе с коррупцией в рамках различных международных организаций, что подчеркивает важность проблемы и то обстоятельство, что борьба с коррупцией — задача всех государств мира. Это такие международные договоры, как: 1) Межамериканская конвенция по противодействию коррупции, принята Организацией американских государств в 1996 г., вступила в силу в 1997 г ; 2) Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств — членов Европейского союза, принята Советом Европейского союза в 1997 г. ; 3) Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития 1997 г., вступила в силу в 1999 г. ; 4) Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., вступила в силу 2002 г. ; 5) Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г., вступила в силу в 2003 г. ; 6) Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 г., вступила в силу в 2005 г. ; 7) Конвенция Африканского союза по предотвращению и борьбе с коррупцией от 2003 г., вступила в силу в 2006 г. ; 8) Конвенция Лиги арабских государств о борьбе с коррупцией 2010 г., в силу пока не вступила.

1 Основные концепции антикоррупционной деятельности: учебное пособие. М., 2014. С. 129.

2 Там же. С. 132.

3 Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8. 11.2013 г. Приложение 2.

Филатова в.в.

«международные стандарты...»

3/2015

57

Среди вышеназванных международных договоров по борьбе с коррупцией следует выделить Конвенцию ООН против коррупции 2003 г, универсальный международный договор, объединяющий 172 государства. День открытия Конвенции для подписания — 9 декабря — начиная с 2004 г отмечается как Международный день борьбы с коррупцией. Эта Конвенция определяет криминализацию коррупционных деяний, предусматривает меры по предупреждению коррупции в государственном и частном секторе, по налаживанию международного сотрудничества в данной сфере и возвращению активов, а также техническую помощь, обмен информацией, механизм осуществления Конвенции и контроля за ее исполнением.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ. При ратификации было сделано заявление о том, что Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных преступными согласно ст. 15, п. 1 ст. 16, ст. 17-19, ст. 21, ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. 24, статье 25, статье 27, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции.

Сложным для многих государств, как и для Российской Федерации, остается вопрос реализации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции о незаконном обогащении. Данная статья не вошла в список тех, по которым Российская Федерация обладает юрисдикцией и которые обязательны для исполнения. В соответствии с этой статьей «при условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Указанное положение может вступить в противоречие с конституционным принципом презумпции невиновности и правом обвиняемых не свидетельствовать против самих себя, а также своего супруга (супруги) и других близких родственников.

Тем не менее, Российская Федерация стремится усовершенствовать законодательство в этой сфере. Прорабатываются различные варианты совершенствования форм декларирования не только доходов, но и расходов чиновников.

Так, Федеральный закон от 03.12.2012 г № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливает правовые основы контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность, или иного лица, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за последние три года, предшествующих совершению сделки, определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами.

Обязанность декларирования расходов установлена во многих странах. Необходимость такого декларирования закрепляется на законодательном и подзаконном уровнях актами о парламенте, государственной службе, налогах, финансовом контроле, кодексами поведения для различных категорий должностных лиц, законодательством о борьбе с коррупцией. Подобные акты действуют в США, Великобритании, Бельгии, Италии, Финляндии, Канаде, Австралии, Китае и других государствах1.

Россия также присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития (Конвенция ОЭСР) 1997 г. Данная Конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 01.02.2012 г № З-ФЗ. Российская Федерация является участником Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г, ратифицирована в 2006 г Федеральным законом № 125-ФЗ.

Российская Федерация не участвует в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г. Конвенция направлена на защиту лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, включая возможность возмещения убытков. Кроме того, эта Конвенция является, пожалуй, единственным международным документом, который дает определение коррупции. Статья 2 Конвенции гласит: «Коррупция означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового». Ратификация Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г., безусловно, будет способствовать усилению антикоррупционных стандартов.

Имплементация норм международного права в сфере борьбы с коррупцией является важной составляющей формирования глобального антикоррупционного порядка, а также необходимым условием эффективной борьбы с коррупцией на национальном уровне. Анализ показывает, что законодательству практически всех государств присущи фрагментация им-плементируемых положений международных актов, их выборочный характер, значительно снижающий успешность правореализации2.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что в последние годы многое сделано для усиления антикоррупционного законодательства в Российской Федерации и его соответствия международным стандартам по борьбе с коррупцией. В настоящее время в склады-

1 Хабриева Т. Я. Конвенция «Чистые руки» // Независимая газета. 10.12.2011 г.

2 Хабриева Т. Я. Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. 2012. № 6. С. 5-17.

Филатова в.в.

«международные стандарты... »

3/2015

59

вающейся политической обстановке знание и изучение международных стандартов по борьбе с коррупцией становится все более актуальным как для простых граждан, так и для правоприменителей.

Библиографический список

1. Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 года. Приложение 2.

2. Основные концепции антикоррупционной деятельности: учебное пособие. М., 2014.

3. Хабриева Т. Я. Конвенция «Чистые руки» // Независимая газета. 10.02.2011 г

4. Хабриева Т. Я. Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. 2012. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.