В. С. Хижняк, V. S. Khizhnyak,
доктор юридических наук, профессор, Doctor of Law, Professor главный научный сотрудник Chief Researcher Саратовского филиала Saratov branch Института государства и права Institute of State and Law
Российской академии наук Russian Academy of Sciences
DOI:
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И РОССИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ
Аннотация: в данной работе рассматриваются особенности универсального .Q и регионального международных стандартов в отношении правового статуса профессорско-преподавательского состава в условиях регионализации. Анализируются
§ особенности совершенствования конституционно-правовой политики РФ по данному * вопросу на современном этапе.
^ Целью данного исследования является разработка предложений по совершен-
ен
СО
го «V
го
ствованию конституционно-правовой политики в отношении правового статуса
00 профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений на основе
сЕ анализа положений Конституции РФ, универсальных и региональных международных
^ соглашений, нормативно-правовых актов, зарубежного опыта, трудов ученых-юри-
^ стов, экономистов и социологов с учетом современных тенденций глобализации, реги-
^ онализации и необходимости сохранения и развития российской культуры и традиций.
В результате исследования было выявлено содержание международногоунивер-
25 сального стандарта, а также регионального стандарта, развивающегося в рамках
^ СНГ, в отношении правового статуса профессорско-преподавательского состава.
С Были разработаны предложения по совершенствованию российского законода-
5 тельства по данному вопросу. В частности, было предложено закрепить его либо
06 в отдельном законе, либо в специальной главе в законе «Об образовании в Российской
Федерации». Также сформулированы отдельные предложения по совершенствованию
^ рассматриваемого правового статуса.
Ключевые слова: международные стандарты, конституционно-правовая политика, международное право, конституционное право, правовой статус, профес-46 сорско-преподавательский состав, конституционная свобода преподавания.
INTERNATIONAL STANDARDS AND THE RUSSIAN
O CONSTITUTIONAL AND LEGAL POLICY
^ IN REGARD TO THE LEGAL STATUS OF THE PROFESSOR
AND TEACHING STAFF IN THE CONDITIONS OF REGIONALIZATION
Abstract: this paper discusses the features of the universal and regional international standards in relation to the legal status ofthe teaching staff in the context ofregionalization.
° ^
в J
о о>
Э ^
° J
с «
3 i
The features of improving the constitutional and legal policy of the Russian Federation on this issue at the present stage are analyzed.
The purpo.se of this study is to develop proposals for improving the constitutional and legal policy regarding the legal status ofthe teaching staff of higher educational institutions based on an analysis ofthe provisions ofthe Constitution of the Russian Federation, universal and regional international agreements, legal acts, foreign experience, the works of legal scholars, economists and sociologists, taking into account current trends in globalization, regionalization and the need to preserve and develop Russian culture and traditions. a S
As a result of the study, the content of the international universal standard, as well в J as the regional standard developing within the CIS, regarding the legal status of the teaching staff, was revealed. Proposals were developed to improve Russian legislation on this issue. In particular, it was proposed to enshrine it either in a separate law or in a special chapter in the law «On Education in the Russian Federation». Separate proposals for improving S
the considered legal status are also formulated. s 3
Щ J
Keywords: international standards, constitutional and legal policy, international law, o_ щ constitutional law, legal status, faculty, constitutional freedom of teaching. О 3
О S
с щ
о о
Глобализация и регионализация - два параллельно g §
идущих, но разнонаправленных процесса. Первый из них направ- g g
лен на унификацию отношений в различных областях обществен- J g
ной жизни и сближение государств, имеющих различные традиции 3 О
5 а
и культуру, а второй - на развитие сотрудничества государств одно- О ^
го географического региона, зачастую уже имеющих опыт подобных § О
отношений и родственные традиции и культуру. Негативной чертой о О
глобализации можно считать стирание национальной идентично- 3 щ т-» « рз
сти. В противоположность ей регионализация, скорее, помогает та- р О
ковую сохранить, но в некотором роде обосабливает регион, снижая 5 S
степень влияния на входящие в него страны от глобальных процес- |
х
а
сов. В настоящее время ввиду объективных причин на российскую | правовую политику меньше влияния оказывает глобализация и боль- | * ше регионализация. |
В настоящее время наблюдается тенденция к формированию | и развитию такой отрасли международного права, как международное | | образовательное право [1, с. 4-5]. Именно адекватное современным реалиям образование делает государство конкурентоспособным 47 в международных экономических отношениях на любом уровне. ш Интеллектуальные ресурсы общества представляют собой челове- о ческий капитал страны [2, с. 18]. В специальной литературе отмеча- ^ ется, что даже его увеличение всего на 1 % способствует росту ВВП | на 1-3 % [3, с. 45].
В данной отрасли права уже возникли свои международно-правовые стандарты, в том числе относящиеся и к регулированию вопросов, связанных с правовым статусом профессорско-преподавательского
состава. Ведь роль этих специалистов в развитии образования и человеческого капитала сложно переоценить.
Принципы и нормы, образующие подобный стандарт, очень редко бывают собраны в одном документе. Здесь следует учитывать два момента:
■ на универсальном и региональном уровне действуют разные международные стандарты, содержащиеся в документах соответствующих организаций. Так, универсальные стандарты содержатся в документах Организации Объединенных Наций, а региональные, имеющие значение для России, - в документах Содружества Независимых Государств. Следует отметить, что универсальные стандарты всегда являются основой для формирования региональных.
■ обязательными являются только стандарты, содержащиеся в документах, на обязательность которых государство выразило
„о свое согласие в установленном в них порядке. Иные стандарты, го содержащиеся, например, в документах рекомендательного характера, подлежат реализации на территории государства только по его а усмотрению.
о5 Нормы ратифицированных международных договоров, согласно § ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, имеют прямое действие на ее территории. 2 Нормы документов рекомендательного характера принято называть ^ нормами международного «мягкого» права. Механизм их реализации — на территории государства подразумевает принятие норм националь-§ ного права, содержащих соответствующие идеи. ^ Само понятие международного стандарта в отношении правового § статуса профессорско-преподавательского состава высших учебных ^ заведений можно сформулировать как совокупность норм и принци-^ пов международного права, устанавливающих права и их гарантии, о а также обязанности соответствующих сотрудников. ^ К универсальным международным актам, в большей степени С затрагивающим вопросы правового статуса профессорско-преподавательского состава, следует отнести документы, принятые под 48 эгидой ООН: «Всемирную декларацию о высшем образовании для ХХ1 века: подходы и практические меры» (Париж. 1998. 9 октября); (V Конвенцию о техническом и профессиональном образовании 1989 г.; ® Рекомендацию о статусе преподавательских кадров высшего образования 1997 г.
ГО
Ряд международных нормативно-правовых актов по вопросам образования есть и в рамках Содружества Независимых Государств: модельный закон «Об образовании» СНГ и Модельный образовательный кодекс для государств-участников СНГ.
Исходя из содержания документов Организации Объединенных Наций можно сделать вывод, что правовой статус профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений должен включать в себя:
■ право на университетскую мобильность, то есть на участие соответствующих сотрудников в международном обмене между вузами (например, предполагающем зарубежные стажировки, повышение | | квалификации или чтение курса лекций в зарубежном вузе). Об этом § говорится в Конвенции о техническом и профессиональном образо- § вании 1989 г. (ст. 3) [4], Рекомендации о статусе преподавательских § 3 кадров высшего образования 1997 г. [5]. ^ ®
■ право на осуществление преподавателями научной и иссле- * 3 довательской деятельности. При этом основной деятельностью преподавателя является учебная. Исследования должны проводиться § £ для улучшения качества материала и знании, передаваемых студен- о § там и повышения уровня квалификации самого преподавателя. Так, * | в Рекомендации о статусе преподавательских кадров высшего образо- * ° вания 1997 г. под научной работой понимают «процессы, посредством | о которых преподавательские кадры учреждений высшего образования § § постоянно обновляют знания по своему предмету или готовят научные | ^ публикации, распространяют свои труды, развивают и совершенству- § § ют свои педагогические навыки и в качестве преподавателей своих § § дисциплин повышают свою научную квалификацию». 1 5
Согласно ст. 29, участие в исследовательской деятельности являет- * §
ся правом, а не обязанностью преподавателя [6]. Подобное положение а £
есть и в Рекомендации о статусе преподавательских кадров высшего | |
образования 1997 г. [5]. | О
Кроме осуществления преподавательской деятельности, междуна- | *
родные документы выделяют следующие обязанности преподавателя | 3
высшей школы: 5 |
Щ (О
■ повышение качества образования через осуществление изуче- | | ния преподавателями новых методик обучения и совершенствование навыков преподавания. Так, в ст. 5 Конвенции о техническом и про- 49 фессиональном образовании 1989 г. устанавливаются требования ш
к квалификации преподавателей: наличие необходимых теоретических о
и практических знаний, профессиональной компетенцией, навыков ^
преподавания, отвечающих уровню, проводимых ими занятий [5]. О Также он содержится во Всемирной декларации о высшем образовании XXI века: подходы и практические меры 1998 г. (ст. 10) [6], - и в Рекомендации о статусе преподавательских кадров высшего образования 1997 г. [5];
■ повышение качества образования через постоянное совершенствование программ обучения. Учебные планы, программы и методики обучения должны постоянно пересматриваться с целью учета новых знаний, научно-технического прогресса, развитием культуры и внедрения наиболее эффективных педагогических методов (ст. 4 Конвенции ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании 1989 г. [4]). Рекомендации о статусе преподавательских кадров высшего образования 1997 г. [5];
■ использование современных информационных технологий в образовательном процессе. Цифровизация вносит свои коррективы в развитие всех общественных отношений, образовательная сфера не является исключением. В ст. 12 Всемирной декларации о высшем образовании XXI века: подходы и практические меры» указано, что информационные технологии должны использоваться для подготовки
„о учебных материалов, подготовки кадров и научных исследований, го создания новых форм учебной среды «вплоть до полноценных «виртуальных» высших учебных заведений»; «адаптирования ИКТ а к национальным и местным потребностям и создания технических, § образовательных, административных и институциональных систем § для обеспечения их устойчивого использования» [6]. 2 Международные документы содержат и некоторые гарантии права ^ профессорско-преподавательского состава вузов: — ■ установление такого вознаграждения преподавателей за их де-§ ятельность, «которое позволяло бы им посвятить себя в достаточном ^ объеме выполнению своих обязанностей и уделять необходимое § время непрерывному повышению квалификации и периодическому ^ обновлению знаний и навыков, имеющих важное значение на этой ^ ступени обучения» [5]. Оклад преподавателя должен отражать его о важную социальную роль и ответственность, позволять ему вклады-^ вать средства в свое образование, научную деятельность и повышение С квалификации, а также обеспечивать «разумный уровень жизни»
им и их семьям (ст. 57) [5]; 50 ■ установление рабочей нагрузки, позволяющей им эффективно ^ выполнять свои функции и обязанности по отношению к студентам, СЧ а также свои обязательства в области научной, исследовательской ® и/или академической административной деятельности» (ст. 62) [5]; ^ ■ заключение с ними бессрочных трудовых контрактов (ст. 43, 45, 46 Рекомендации о статусе преподавательских кадров высшего образования 1997 г.) [5].
Таким образом, можно сделать вывод о наличии у профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений прав и обязан-
ностей, связанных с использованием современных информационных технологий. Обязанностью, прежде всего, является постоянное повышение квалификации с целью их освоения.
Рассматривая универсальный международный стандарт в отношении правового статуса профессорско-преподавательского состава, необходимо отметить, что несмотря на то, что он является продуктом
глобализации, все его положения - нормы международного «мягко- | 1
го» права, поэтому государство должно расценивать их в качестве §
рекомендаций по совершенствованию своей конституционно-право- § 5
о ° -2
вой политики по рассматриваемому вопросу. В нормы права эти § 3
ш №
рекомендации могут «превратиться» только при условии отсутствия ^ °
ш §
противоречий между ними и внутригосударственным правом. | 3
Говоря о региональном уровне, необходимо подчеркнуть, что
в настоящее время для России обязательны и актуальны стандарты § °
такой международной региональной организации, как Содружество о §
Независимых Государств. * |
В 2016 г. в рамках СНГ был принят модельный закон «О статусе *
работника образования». В нем дано определение статуса работника Ш О
образования (ч. 1 ст. 1); определены основы государственной по- § §
литики в отношении работников высшего образования (повышение | ^
социального и профессионального статуса работников образования; § §
усиление государственной поддержки и стимулирования труда работ- § §
ников образования; обеспечение необходимых условий для творче- з |
ского результативного труда, профессионального роста, повышения « §
квалификации и переподготовки работников образования (ст. 2)); | °
установлены четкие социальные гарантии и льготы (ст. 13)) [7]. | |
Единственным минусом данного модельного закона, на наш | о
взгляд, является смешение в нем понятий «педагогические работники» | *
и «научно-педагогические работники» (ч. 1 ст. 6) [7]. ||
Также можно выделить и документ рекомендательного характе- | |
ра -Модельный образовательный кодекс для государств-участников | | СНГ. Данный документ указывает на необходимость закрепления
надежных юридических гарантий трудовых прав работников системы 51
образования, их академических свобод, научного и педагогического ш
творчества, использование информационно-коммуникационных тех- о
нологий в образовательном процессе [8]. |
Таким образом, можно сделать вывод, что в региональных доку- О ментах Содружества Независимых Государств закрепляются следующие права профессорско-преподавательского состава высших учебных учреждений, подлежащие обязательному закреплению в российском законодательстве:
■ право на благоприятные условия труда;
■ право на материальное вознаграждение за труд, обеспечивающее высокий социальный статус.
А также права, закрепление которых носит рекомендательный характер: свобода научно-педагогического творчества и право использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе.
Основные обязанности - осуществление педагогической и воспитательной деятельности, использование информационных технологий в образовательном процессе.
В документах Содружества не разъясняется, что следует понимать под «надежными юридическими гарантиями трудовых прав работников системы образования». На наш взгляд, к ним следует отнести установление благоприятных условий труда и его оплаты, обеспечивающих высокий социальный статус. § В целом, оценивая российское законодательство как непротиворе-чащее рассмотренным международным стандартам, следует отметить, ^ что некоторые вопросы либо не нашли в нем своего отражения, либо
§ недостаточно четко урегулированы. Указанные недостатки обусловле-
оо ~
ны несовершенством российской конституционно-правовой политики
С в отношении правового статуса профессорско-преподавательского ^ состава высших учебных заведений.
2 Необходимо отметить, что, как правило, в обществе дискуссии идут о совершенствовании законодательства, регулирующего правовой статус учителей, а не вузовских педагогов. Например, в 2020 г. С в Академии труда и социальных отношений состоялся круглый стол ^ на тему «Статус педагогического работника: состояние, проблемы, § перспективы». Из анализа материалов этого мероприятия склады-^ вается мнение, что речь шла преимущественно о педагогах средней ^ школы - учителях. Только в выступлении заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию Г. К. Сафаралиева 52 затрагивались проблемы преподавателей высшей школы [9].
Из анализа положений ФЗ «Об образовании» следует, что четкого су разделения правовых статусов разных категорий педагогов в законода-
О
«V
со
тельстве не существует. Так, п. 21 ст. 2 данного закона приводит определение понятия «педагогический работник», под которым следует понимать «физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности».
Это положение применимо и к учителям, и к сотрудникам средних специальных и высших учебных заведений [10].
Из положений статей 47, 48 данного закона следует, что они применимы практически ко всем физическим лицам, подпадающим под определение п. 21 ст. 2. Единственная статья этого закона, относящаяся именно к сотрудникам высших учебных заведений - ст. 50, в которой
указывается на существование в них двух категорий: педагогических | 1
работников, относящихся к профессорско-преподавательскому соста- §
ву, и научно-педагогических кадров. Несмотря на то, что последние §
также участвуют в образовательной деятельности (п. 1 и п. 2 ч. 3 §3
ст. 50), их основной обязанностью является проведение научных ^ §
исследований. У сотрудников же, относящихся к профессорско-пре- | 3
подавательскому составу, исходя из смысла данной статьи, основные .§. |
обязанности - учебная и воспитательная деятельность, хотя напрямую § °
об этом в ст. 50 ФЗ «Об образовании» не сказано [10]. При этом не- о §
обходимо учитывать, что профессорско-преподавательский состав * |
определенную научную деятельность все же осуществляет. *
Наличие различий между этими категориями учтено в Трудовом Ш о
кодексе Российской Федерации (глава 52 и глава 52.1), но его положе- § §
|§
ния преимущественно затрагивают вопросы заключения и расторже- § ^
ния трудовых договоров с указанными категориями сотрудников [11]. §§
К сожалению, на практике часто происходит смешение профессор- § §
ско-преподавательского состава и научно-педагогических работников. з |
Поэтому, видимо, возникла необходимость принятия Постановления * §
Советом Федерации Федерального Собрания РФ «О развитии науки Ц °
и высшего образования в новых условиях» от 23 декабря 2022 г., | |
в ч. 11 п. 5 которого сказано: «...уведомить подведомственные об- | о
разовательные организации высшего образования о недопустимости | *
возложения на педагогических работников, отнесенных к профес- | 3
сорско-преподавательскому составу, обязанностей по выполнению | |
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том | | числе путем включения показателя, связанного с объемом научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ и доходами 53
от их выполнения, в перечень обязательных условий трудовых до- ш
говоров, заключаемых с указанными работниками» [12]. о
Интересно и содержание ч. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании |
в Российской Федерации». В ней перечислены такие трудовые права о и социальные гарантии педагогов, как: право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск, на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет, на досрочное назначение страховой
пенсии по старости и некоторые другие [10]. Однако последнее право закреплено не за всеми педагогами, а только за теми, чьи деятельность была связана с обучением и воспитанием несовершеннолетних [13]. Поскольку процент несовершеннолетних, поступающих в вуз, в настоящее время исключительно мал, получается, что данное положение не может распространяться на профессорско-преподавательский состав. Нет сотрудников высшей школы и в списке должностей, работа на которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N° 781 [14].
А поскольку, исходя из смысла п. 21 ст. 2 данного закона, эта категория тоже относится к педагогам и у них есть педагогический стаж, формулировку п. 5 ч. 5 ст. 47 нельзя назвать корректной. Здесь опять возникает путаница между педагогами, осуществляющими свою „о деятельность в разных образовательных учреждениях.
Можно согласиться с Е. Л. Болотовой, что в различных нормативно-правовых актах «списки наименований должностей отличаются № не только количественно, они не идентичны и по содержанию» [15, § с. 153]. Такое положение является результатом того, что во все законы § и иные нормативные акты часто вносились дополнения и изменения 2 без единого концептуального видения правового статуса различных ^ категорий лиц, являющихся по определению п. 21 ст. 2 закона «Об об— разовании в Российской Федерации» педагогическими работниками.
§ Руководствуясь международными стандартами и российским с
§ законодательством, можно определить, что лица, относящиеся к про-
§ фессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений,
^ это - педагогические работники деятельность, которых соответствует
^ следующим критериям: со
о ■ педагогическая деятельность осуществляется в рамках высшего ^ учебного заведения;
С ■ основными видами работы являются преподавательская и вос-
питательная деятельность по отношению к совершеннолетним лицам 54 (последнее отличает их от учителей и преподавателей средних специ-^ альных учебных заведений);
СЧ ■ научно-исследовательская деятельность осуществляется ис-
® ключительно в рамках вопросов преподаваемого предмета с целью повышения квалификации педагогического работника и углубления им знаний соответствующей учебной дисциплины, а не в ходе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ;
■ данные лица не могут привлекаться к выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе путем
ГО
включения показателя, связанного с объемом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и доходами от их выполнения, в перечень обязательных условий трудовых договоров;
■ все вопросы осуществления или прекращения трудовой деятельности между ними и образовательной организацией регулируются нормами главы 52 ТК РФ;
■ они не имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии 5 1 по старости; §
■ в остальном на них распространяются все иные права и обя- § 5 занности педагогических работников, в том, числе и те, которые § 3
- шо
возникают в связи с необходимостью использования современных ^ § информационных технологий в учебном процессе. * 3
о!
ф —I § °
§ 5
§
о§
Следует отметить отсутствие в России четкой конституционно- |. 5
правовой политики по рассматриваемому вопросу. Основными субъ
г 5«
ектами правовой политики (в том числе и такого ее вида, как конститу- о §
ционно-правовая политика) являются органы государственной власти, * |
5 &
§ ш § °
* §
что следует из общепринятого в юридической науке определения данного явления [16, с. 34]. Конституционно-правовая политика строится на определенных правовых идеях [16, с. 33], которые не должны § § противоречить основам конституционного строя страны. Подобные § ^ идеи можно почерпнуть из рассмотренных нами международных § § стандартов таких организаций, как ООН и СНГ. Следовательно, они § § могут быть использованы для развития конституционно-правовой 3 5 политики по рассматриваемому вопросу как Президентом Российской * § Федерации, Правительством РФ, так и Федеральным Собранием, Ц ° основными субъектами, осуществляющими формирование и реали- | | зацию правовой политики государства. 5 3 Президент России, исходя из положений ст. 80, определяет все
о § ° § §
направления как внутренней, так и внешней политики, «обеспечи- | 3
вает согласованное функционирование органов, входящих в единую Ш |
£ 3 | |
55
СО
систему публичной власти». Он участвует в формировании и реализации конституционно-правовой политики РФ абсолютно по любому вопросу, издавая свои указы и распоряжения.
Следует отметить, что в новой редакции ст. 114 Конституции РФ на Правительство РФ возлагается обеспечение сохранения и раз- о вития научного потенциала России. Несмотря на то, что в осущест- ^ влении научно-исследовательской деятельности участие принимают о научно-педагогические сотрудники, не следует недооценивать вклад профессорско-преподавательского состава в сохранение и развитие научного потенциала страны, так как именно эти лица осуществляют подготовку научных кадров. Кроме того, их исследования имеют зна-
чение для развития российской науки. Поэтому Правительство РФ должно развивать соответствующую конституционно-правовую политику, в том числе принимая постановления или реализуя программы, затрагивающие правовой статус преподавателей высшей школы.
Еще одним органом, участвующим в формировании и реализации конституционно-правовой политики РФ, является Федеральное Собрание. Особенностью его деятельности является то, что он принимает законодательные акты, воплощающие конституционно-правовую политику государства, обязательные на всей его территории.
Исходя из анализа международных стандартов и российского законодательства, можно предложить внести следующие изменения в российское законодательство:
1. Конкретизировать статус профессорско-преподавательского „о состава вуза либо путем внесения в ФЗ «Об образовании Российской го Федерации» главы «Правовой статус профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения», либо путем принятия а отдельного закона «О правовом статусе педагогических работников», § в котором выделить положения, относящиеся к урегулированию § правового статуса этих лиц в одну главу.
2 2. Закрепить в подобном законе или главе закона нормы, предусма-^ тривающие социально-экономические гарантии для лиц, относящихся — к профессорско-преподавательскому составу высших учебных заве-§ дений, а также нормы, способствующие повышению их социального 25 статуса. Например, законодательное закрепление уровня заработной § платы, привязанного к определенному показателю, а также надбавок за ^ ученые степени и звания, установление мер юридической ответственности за нарушение прав, рассматриваемой категории лиц. о 3. Установить обязанность высших учебных заведений обеспечи-^ вать лицам из профессорско-преподавательского состава адекватное С время на подготовку к занятиям. Это время не должно быть израсходовано на иные виды деятельности. 56 4. Установить обязанность высших учебных заведений обеспечивать лицам из профессорско-преподавательского состава адекватное (V время для написания научных работ, необходимых для расширения ® их знаний о преподаваемом предмете.
^ 5. Поскольку, согласно международным документам, написание научных работ является видом повышения квалификации, предусмотреть, что при наличии определенного количества научных работ преподаватель освобождается от прохождения повышения квалификации иным образом, если только это не затрагивает вопросы использования
новых технических средств в учебном процессе или изучения новых методик обучения.
На наш взгляд, более подробное урегулирование правового статуса профессорско-преподавательского состава вузов имеет особое значение для повышения конкурентоспобности российского высшего образования на международном уровне.
Список литературы:
1. Мартыненко, Е.В. Международное образовательное право : учебное
пособие / Е.В. Мартыненко. - М.: РУДН. 2008. - 252 с. n f
2. Горбанев, В.А. Человеческий капитал в постиндустриализации / 5|| В.А. Горбанев // Мировое и национальное хозяйство. - 2016. - № 4. - С. 17-25. S §
3. Илясова, Ю.В. Развитие человеческого капитала в Российской 8 § Федерации и его позиции в международных рейтингах / Ю.В. Илясова, СС3 Д.Б. Мираньков, Т.А. Шенгелия // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. - 2020. - № 2. - С. 44-58.
4. Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989 г. Электронный фонд нормативно-правовых и технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1900832 (дата обращения: 30.08.2023). 3
5. Рекомендации о статусе преподавательских кадров высшего образо- | 3 вания 1997 г. Электронный фонд нормативно-правовых и технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901839542 (дата обращения: 30.08.2023).
6. Всемирная декларация о высшем образовании XXI века: подходы и практические меры». Электронный фонд нормативно-правовых и технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901839539, 30. 08. 2023
7. Модельный закон «О статусе работника образования». - URL: https:// docs.cntd.ru/document/902050940 (дата обращения: 30.08.2023).
8. Модельный образовательный кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств от 16 ноября 2006 г. //
Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств- | 8
у
||
8 S
с Т!
к с
8 § £ S В 8
3 f
tr О 8 S S I
°> £ ^ §
а П 8
в Q
1 3
S 1
5 к S S 8 ° f 3
участников СНГ. - 2007. - № 39, ч. 2. Sf
9. Закон о статусе педагогического работника: материалы круглого стола. - URL: https://akvobr.ru/zakon_o_statuse_pedagogicheskogo_rabotnika. html (дата обращения: 30.08.2023).
10. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. (в ред. от 7 октября 2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 53, ч. 1, ст. 7598; 2022. - № 41, ст. 6959.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодатель-
||
к
ства Рос. Федерации. - 2002. - № 1, ч. 1, ст. 3; - 2021. - № 48, ст.7947. к
12. О развитии науки и высшего образования в новых условиях : постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. URL: http://council.gov.ru/activity/documents/141585/ (дата обращения: 30.05.2023).
13. О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федеральный закон от 17 декабря 2001 г. (в ред. от 8 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 36, ч. 1, ст. 4920; 2020. - № 50, ч. 3, ст. 8074.
14. О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (в ред. от 6 августа 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 44, ст. 5391.
15. Болотова, Е.Л. Правовой статус педагога / Е.Л. Болотова // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 152-159.
16. Малько, А. В. Теория правовой политики / А. В. Малько. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 328 с.
1
58
о
«V о «V
го