Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ МЕКСИКИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ МЕКСИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ОЭСР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИКТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГ / ОНЛАЙН / DIGITAL ECONOMY / OECD / PUBLIC ADMINISTRATION / ICT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / PUBLIC SERVICES / ONLINE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефимова Н. А.

Целью настоящей статья является исследование опыта зарубежных государств по реализации принципов, сформулированных Советом международной Организации экономического сотрудничества и развития в рамках Рекомендации Совета ОЭСР по стратегиям цифрового правительства от 15 июля 2014 года. Данный документ закрепляет принципы, соблюдение которых способствует совершенствованию государственного управления в условиях развития цифровой экономики. Для проведения исследования автором были использованы универсальные методы познания (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция), методы эмпирического исследования (научное исследование, сравнение, описание), методы теоретического познания (теоретическое знание), метод сравнительного правоведения, формально-логический метод. Основное внимание в работе уделено изучению опыта Мексики, так как именно этим государством - членом ОЭСР, были имплементированы все принципы, закрепленные в Рекомендация ОЭСР. Кроме того, интерес к данному государству обусловлен также тем, что все принципы Рекомендации ОЭСР нашли свое выражение в рамках одного документа «Национальной цифровой стратегии». Отмечается, что реализация принципов Рекомендации ОЭСР в Национальной цифровой стратегии Мексики, способствует прозрачности государственного управления, борьбе с коррупцией и повышению эффективности реагирования на запросы граждан. Также рассмотрен проект Мексики «Национальный универсальный портал», который является шестым по посещаемости веб-сайтом в Мексике после Google, Facebook, Microsoft, Yahoo и Википедии, а также предусматривает возможность получения более чем 4000 государственных услуг онлайн. Отмечается, что несмотря на то, что новые модели государственного управления, основанные на внедрении и применении возможностей информационно-коммуникационных технологий в условиях развития цифровой экономики, способствуют активному вовлечению населения к участию в государственном устройстве, а также формируют высокий уровень социальной ответственности населения и доверия к власти, принципы ОЭСР реализуются не всеми членами данной организации в рамках государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL STANDARDS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE DIGITAL ECONOMY: THE EXPERIENCE OF MEXICO

The purpose of this article is to study the experience of foreign countries in implementing the principles of the Organization for Economic Cooperation and Development set forth in the Recommendation of the OECD Council on Digital Government Strategies of July 15, 2014. This document sets forth the principles, the observance of which contributes to the improvement of public administration in the context of the development of the digital economy. To conduct the study, the author used universal methods of cognition (analysis, synthesis, generalization, induction, deduction), empirical research methods (scientific research, comparison, description), theoretical knowledge methods (theoretical knowledge), comparative law method, formal logical method. The main attention is paid to the study of the experience of Mexico. Mexico has implemented all the principles of the OECD Recommendation. The interest in Mexico is also related to the fact that all the principles of the OECD Recommendation have found expression in one document, National Digital Strategy. It is noted that the implementation of the principles of the OECD Recommendation in the National Digital Strategy of Mexico contributes to the transparency of public administration, the fight against corruption and improving the efficiency of responding to citizens' requests. Mexico’s National Universal Portal project, which is Mexico’s sixth most visited website after Google, Facebook, Microsoft, Yahoo, and Wikipedia, is also considered, and also provides the opportunity to receive more than 4,000 government services online. It is noted that new models of public administration, based on the introduction and application of the capabilities of information and communication technologies in the development of the digital economy, contribute to the active involvement of the population in participating in the state system, and also form a high level of social responsibility of the population and trust in the government. But the principles of the OECD are not implemented by all members of this organization within the framework of public administration.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ МЕКСИКИ»

Рекомендации ОЭСР, в процессе государственного управления. В частности, на официальном сайте ОЭСР отражены сведения лишь в отношении 21 государства-члена о внедрении принципов Рекомендации [4]. При этом, наблюдается выборочный подход в отношении применяемых принципов. Так, например, в Канаде воспринято 10 принципов, в Великобритании - 9, Японии - 5, Нидерландах, Польше - 2, Латвии, Австралии, Бельгии - один [4]. При этом, каждый принцип Рекомендации ОЭСР реализуется в каждом государстве в рамках своего, порой уникального, проекта. Так, например, один и тот же принцип 6 «Согласованное использование цифровых технологий во всех областях политики» в Австрии находит свое выражение в рамках проекта «Подпись мобильного телефона» [5], а в Бельгии -«Федеральная служба автобуса» [6].

Все 12 принципов восприняты только одним членом ОЭСР - Мексикой. С учетом данного факта, рассмотрим опыт именно данной страны по реализации принципов Рекомендации ОЭСР.

Принципы отражены в рамках Национальной цифровой стратегии Мексики 2013 года (обновлена в 2014 с учетом Рекомендаций ОЭСР) в качестве основных ориентиров развития информационного общества [7].

Основной целью Национальной цифровой стратегии Мексики является создание цифрового государства, использующего ИКТ для максимизации экономического, социального и политического влияния на благо и качество жизни людей. Отметим, что Мексика позиционирует доступ к Интернету в качестве основного права на уровне Конституции: соответствующие изменения были внесены Постановлением о внесении изменений и дополнений в различные положения статей 6, 7, 27, 28, 73, 78, 94 и 105 Политической Конституции Соединенных Штатов Мексики [8].

Национальной цифровой стратегией Мексики предусматривается развитие ИКТ, цифрового правительства, продвижение инноваций, открытость, прозрачность, сотрудничество власти и населения. Так, Национальная цифровая

стратегия ориентирована на решение таких задач, как: 1) преобразование правительства; 2) внедрение цифровой экономики; 3) реализация трансформации образования; 4) обеспечение эффективного здоровья населения; 5) укрепление гражданского общества. Указанное предполагается реализовать, опираясь на такие механизмы, как внедрение открытых данных; соответствующее совершенствование правовой базы; обеспечение функциональной совместимости и цифровой идентичности; углубление цифровых навыков и знаний; развитие доступа к Интернету.

Модель управления Национальной цифровой стратегии: Стратегия находится в ведении канцелярии президента Мексики, который координирует государственные органы, что способствует оперативности ее реализации. Также действует Межведомственная комиссия по развитию цифрового правительства Мексики, которая представлена всеми государственными органами Мексики и советом ИТ-директоров, рабочими группами и подкомитетами. Механизмом контроля на местах служит ответственное лицо, которое назначается в каждом государственном органе и обеспечивает контроль за выполнением задач Стратегии: совместно данные лица образуют Национальную сеть контактных центров по цифровой стратегии. Все проекты в области ИКТ подлежат одобрению Группой цифрового правительства.

Следует отметить, что реализация Стратегии Мексики не предполагает расходование дополнительных бюджетных средств. Расходы по реализации проектов, предусмотренных Стратегией, возлагаются на бюджеты государственных органов, непосредственно ответственных за эти проекты. Например, бремя финансирования проекта, направленного на подключение Интернета в общественных местах, возложено на Министерство связи и Транспорта Мексике.

Основными результатами реализации Национальной цифровой стратегии Мексики является создание национального портала gob.mx,

в рамках которого граждане могут получить государственные услуги в режиме 24/7, в том числе использую электронную подпись, и информацию, на любом электронном устройстве (разработаны мобильные приложения, посредством которых граждане Мексики имеют доступ в государственным услугам («мобильное правительство»), а также принять участие в государственных инициативах. Так, например, все правовые акты в Мексике предусматривают возможность открытой консультации на платформе правительства Мексики

gob.mx/participa путем использования

разнообразных механизмов, таких как форумы, опросы и т.д.

В целом, реализация Стратегии Мексики, основанной на принципах Рекомендации ОЭСР, способствует прозрачности, борьбе с коррупцией и повышению эффективности реагирования на запросы граждан.

Также отметим такой Проект Мексики, как «Национальный универсальный портал» в рамках которого реализуются такие Принципы Рекомендации ОЭСР, как 5 «Лидерство и политическая приверженность»; 6 «Согласованное использование цифровых технологий во всех областях политики»; 7 «Эффективные организационные и управленческие структуры для координации»; 12 «Нормативно-правовая база» [9]. Данный проект был запущен в 2015 году на основе Указа Президента Мексики. По сути проект представляет собой запуск единого правительственного портала в рамках которого предоставляются государственные услуги и предоставляется соответствующая информация. Портал обобщает три основных ресурса: первый -предполагает возможность доступа граждан и организаций к более чем 4000 государственных услуг, также предусматривает возможность скачивать необходимые формы документов, отправлять заявки, осуществлять платежи онлайн; второй - объединяет все официальные сайты государственных органов Мексики и сопутствующую информацию в одном месте;

третий ресурс предоставляет собой канал для взаимодействия власти и граждан, в том числе, для сообщения о коррупционных действиях, подачи электронных петиций, участия в публичных консультациях и т.п.

Эффективность реализации проекта «Национальный универсальный портал» обусловлена, в том числе, следующими показателями: национальный правительственный портал на текущий момент является шестым по посещаемости веб-сайтом в Мексике после Google, Facebook, Microsoft, Yahoo и Википедии; предусматривает возможность получения более чем 4000 государственных услуг онлайн и др. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, говоря о реализации принципов, закрепленных в Рекомендации ОЭСР по стратегиям цифрового правительства от 15 июля 2014 года, отметим, что не все принципы и далеко не всеми членами ОЭСР реализуются в рамках государственного управления. При этом, как правило, один принцип находит свое отражение в нескольких национальных проектах, реализуемых в государстве. Несмотря на то, что Рекомендация ОЭСР может применяться не только в странах-членах ОЭСР, но и других заинтересованных государствах, только в отношении России (не является членом ОЭСР [10, С. 42]) отмечается о реализации одного из принципов Рекомендации ОЭСР [4]. Вместе с тем, новые модели государственного управления, основанные на внедрении и применении возможностей ИКТ, способствуют активному вовлечению населения к участию в государственном устройстве, формируют высокий уровень социальной ответственности населения и доверия к власти, укреплению гражданского общества в стране, обеспечивают транспарентность процессов государственного управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Рекомендация Совета ОЭСР по стратегиям цифрового правительства от 15 июля 2014 года // URL: http://www.oecd.org/gov/digital-government/Recommendation-digital-government-strategies.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

2. Внедрение и практическое применение современных финансовых технологий: законодательное регулирование: монография / Г.Ф. Ручкина, М.Ю. Березин, М.В. Демченко [и др.]. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 161 с. — (Научная

мысль). -

www.dx.doi.org/10.12737/monography_5b59de9a8c7da8.151 09074. - ISBN 978-5-16-106884-7. - Текст: электронный. -URL: https://znanium.com/catalog/product/978602 (дата обращения: 18.06.2020).

3. Самарина, М. Инструменты управления ОЭСР в контексте

присоединения России к этой организации // Экономическое развитие России. -2013. - Т. 20. - № 8. - С. 57-60.

4. Good digital government practices by country // URL: http://www.oecd.org/governance/digital-government/toolkit/goodpractices/ (дата обращения: 18.06.2020).

5. Austria: Mobile Phone Signature // URL: http://www.oecd.org/governance/digital-government/toolkit/goodpractices/austria-p6-mobile-phone-signature.pdf (дата обращения: 15.06.2020).

6. Belgium: Federal Service Bus // URL: http://www.oecd.org/gov/belgium-service-bus.pdf (дата обращения: 15.06.2020).

7. Digital Government Strategies: Good Practices. Mexico: National Digital Strategy// URL: http://www.oecd.org/gov/mexico-digital-strategy.pdf (дата обращения: 16.06.2020).

8. Decreto por el que se reforman y adicionan diversas disposiciones de los artículos 6o., 7o., 27, 28, 73, 78, 94 y 105 de la Constitución Política de los Estados Unidos Mexicanos, en materia de telecomunicaciones // URL: http://www.dof.gob.mx/nota_detalle.php?codigo=5301941&fe cha=11/06/2013 (дата обращения: 18.06.2020).

9. Mexico: National One Stop Portal GOB.MX // URL: http://www.oecd.org/gov/mexico-one-stop-portal.pdf (дата обращения: 18.06.2020).

10. Ефимова, Н. Присоединение России ОЭСР: особенности гармонизации правового регулирования оборота химических веществ // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 7. - С. 41-48.

V V

УДК: 347.4

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ДОГОВОРЕ О СОЗДАНИИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ГРУППЫ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Ефимова Н.А., к.юр.н., старший преподаватель ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет),

Москва, Россия efimovanina@yandex.ru

Аннотация. Целью настоящего исследования является рассмотрение преимуществ и недостатков объединений, основанных на договоре о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Для проведения исследования и достижения поставленной цели автором были использованы универсальные методы познания (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция), методы эмпирического исследования (научное исследование, сравнение, описание), методы теоретического познания (теоретическое знание), метод сравнительного правоведения, формально-логический метод.

В результате проведенного анализа законодательства о налогах и сборах, а также юридической и экономической литературы, автор приходит к выводу, что организации, объединяющиеся в КГН, стремятся к получению определенных преимуществ, среди которых: возможность снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, минимизация финансовых рисков в рамках инвестиционной деятельности, отсутствие, по общему правилу, контроля за трансфертным ценообразованием внутри КГН, отсутствие необходимости учитывать в общей налоговой базе операции между участниками группы, возможность переноса материальных и финансовых ресурсов в рамках группы. Указанные преимущества, можно позиционировать в качестве основной цели организаций, объединяемых в КГН, которая заключается минимизации издержек, связанных с предпринимательской деятельностью и получение прибыли.

Среди недостатков выделяются: высокие требования к участникам КГН, наличие установленного для КГН минимального срока, на который должна создаваться группа, установленный законом солидарный характер ответственности участников КГН, недостатки для миноритарных акционеров организаций, которые являются участниками КГН.

В работе делается вывод, что преимущества от объединения в КГН несут положительный эффект для предпринимательского сообщества и находятся вне сферы государственных интересов, чем вероятно и обусловлен мораторий на регистрацию договоров о создании КГН и ожидаемая ликвидация института КГН с 2023 года.

Ключевые слова: договор о создании консолидированной группе налогоплательщиков, КГН, взаиморасчеты, прибыль, мораторий, оптимизация налогообложения

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF ASSOCIATIONS BASED ON THE AGREEMENT ON THE CREATION OF A CONSOLIDATED GROUP OF

TAXPAYERS

Efimova N., PhD in Law, Senior Lecturer

Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University), Moscow, Russia efimovanina@yandex.ru

Annotation. The purpose of the article is to consider the advantages and disadvantages of associations based on an agreement on the creation of a consolidated group of taxpayers. To conduct research and achieve this goal, the author used universal methods of cognition (analysis, synthesis, generalization, induction, deduction), methods of empirical research (scientific research, comparison, description), methods of theoretical knowledge (theoretical knowledge), the method of comparative law, formally logical method.

As a result of the analysis of the legislation on taxes and fees, as well as legal and economic literature, the author comes to the conclusion that organizations incorporated in the KGT strive to obtain certain advantages, including: the possibility of reducing the tax base for income tax, minimizing financial risks from investment activities, the lack of control over transfer pricing within the framework of the KGT, the lack of the need to take into account the transactions between members of the group in the general tax base, and the possibility of transferring material and financial resources within the group. These

advantages can be positioned as the main goal of organizations uniting in the KGT, which is to minimize the costs associated with entrepreneurial activity and profit.

Among the shortcomings are: high requirements for the participants of the KGT, the presence of the minimum period established for the KGT for which the group should be created, the joint nature of the responsibility of the participants of the KGT, the disadvantages for minority shareholders of organizations that are participants of the KGT.

The paper concludes that the benefits of joining the KGT have a positive effect on the business community and are outside the scope of state interests, which determines the moratorium on the registration of contracts for the creation of KGT and the expected liquidation of the institution of KGTfrom 2023.

Keywords: agreement on the creation of a consolidated group of taxpayers, KGT, mutual settlements, profit, moratorium, tax optimization

1. ВВЕДЕНИЕ

Объединения, основанные на договоре, как правило, имеют цель повышение эффективности деятельности или ее результатов в рамках какой-либо сферы путем объединения совместных усилий. В зависимости от юридического результата заключения договора объединения могут быть правосубъектными, то есть образующими новый субъект права, и неправосубъектными [1]. К последним относится консолидированная группа налогоплательщиков.

Консолидированная группа

налогоплательщиков (далее - КГН), представляет собой добровольное объединение

налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании КГН в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (пункт 1 ст. 25.1 НК РФ) [2].

2. МЕТОДЫ

Для проведения исследования и достижения поставленной цели автором были использованы универсальные методы познания (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция), методы эмпирического исследования (научное

исследование, сравнение, описание), методы теоретического познания (теоретическое знание), метод сравнительного правоведения, формальнологический метод.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ

Согласно положения законодательства о налогах и сборах, КГН образуется в целях исчисления и уплаты налога на прибыль

организаций по всей группе (п. 1 ст. 25.1 НК РФ). Вместе с тем, проведенное исследование убедительно обосновывает, что целью КГН является получение определенных преимуществ участниками группы. Во-первых, возможность снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль путем суммирования прибыли и убытков в рамках группы [3, С. 142; 4, С. 165; 5, С. 139; 6, С. 245]. Так, в случае, если КГН понесла убыток в предыдущем налоговом периоде, ответственный участник такой группы вправе уменьшить консолидированную налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму убытка или на часть этой суммы в порядке, предусмотренном ст. 283 НК РФ (п. 6 ст. 283 НК РФ) [7], благодаря чему общая налоговая база по КГН может снижаться, соответственно, снижается и уплачиваемый налог на прибыль организаций. Например, возможность снижать уровень налогового бремени можно проиллюстрировать таким образом: если 1 организация - получает прибыль 5 руб., 2 организация - 10 руб., 3 организация - несет убытки на 15 руб. - то итоговая налогооблагаемая база КГН составляет (5+10-15) = 0 р.). Указанное также способствует минимизации финансовых рисков от реализации инвестиций в стартапы, потенциально убыточные на первых этапах [8, С. 57; 9, С. 66] (в случае, если КГН понесла убыток в предыдущем налоговом периоде, ответственный участник такой группы вправе уменьшить консолидированную налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму убытка или на часть этой суммы в порядке, предусмотренном ст. 283 НК РФ (п. 6 ст. 283 НК РФ), что способствует снижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и в целом, положительным образом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.