Научная статья на тему 'Государственное управление в цифре: зарубежный опыт, основанный на международных стандартах ОЭСР'

Государственное управление в цифре: зарубежный опыт, основанный на международных стандартах ОЭСР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / БЮДЖЕТ / ОЭСР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИКТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL ECONOMY / BUDGET / OECD / PUBLIC ADMINISTRATION / ICT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Нина Александровна

В статье рассмотрен зарубежный опыт по реализации Рекомендации ОЭСР по стратегиям цифрового правительства от 15 июля 2014 года. Приводится опыт Португалии по реализации одного из принципов Рекомендации ОЭСР в рамках проекта «The Portugal Participatory Budget». Данный проект направлен на вовлечение населения в процесс государственного управления и предусматривает участие граждан Португалии в распределении части бюджетных средств с использованием ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNANCE IN NUMBER: FOREIGN EXPERIENCE BASED ON OECD INTERNATIONAL STANDARDS

The article discusses the foreign experience in implementing the OECD Recommendation on Digital Government Strategies of July 15, 2014. The experience of Portugal in implementing the principle of the OECD Recommendations in the framework of the “The Portugal Participatory Budget” project is considered. This project is aimed at involving the population in the public administration process and provides for the participation of Portuguese citizens in the distribution of part of the budget using ICT.

Текст научной работы на тему «Государственное управление в цифре: зарубежный опыт, основанный на международных стандартах ОЭСР»

УДК 341

Ефимова Нина Александровна ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Департамент правового регулирования экономической деятельности Россия, Москва efimovanina@yandex.ru Efimova Nina Alexandrovna «Financial University under the Government of the Russian Federation»

Department of Legal Regulation economic activity

Russia, Moscow

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЦИФРЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ОСНОВАННЫЙ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТАХ ОЭСР Аннотация: в статье рассмотрен зарубежный опыт по реализации Рекомендации ОЭСР по стратегиям цифрового правительства от 15 июля 2014 года. Приводится опыт Португалии по реализации одного из принципов Рекомендации ОЭСР в рамках проекта «The Portugal Participatory Budget». Данный проект направлен на вовлечение населения в процесс государственного управления и предусматривает участие граждан Португалии в распределении части бюджетных средств с использованием ИКТ.

Ключевые слова: цифровая экономика, бюджет, ОЭСР, государственное управление, ИКТ, информационно-коммуникационные технологии.

GOVERNANCE IN NUMBER: FOREIGN EXPERIENCE BASED ON OECD

INTERNATIONAL STANDARDS Annotation: the article discusses the foreign experience in implementing the OECD Recommendation on Digital Government Strategies of July 15, 2014. The experience of Portugal in implementing the principle of the OECD Recommendations in the

framework of the "The Portugal Participatory Budget" project is considered. This project is aimed at involving the population in the public administration process and provides for the participation of Portuguese citizens in the distribution of part of the budget using ICT.

Key words: digital economy, budget, OECD, public administration, ICT, information and communication technologies.

15 июля 2014 года была принята Рекомендация Совета ОЭСР по стратегиям цифрового правительства (Recommendation of the Council on Digital Government Strategies) (далее - Рекомендация ОЭСР) [1]. Рекомендации ОЭСР представляют собой инструмент «мягкого права» в рамках данной организации [2, с. 58]. Рекомендация ОЭСР содержит определенные принципы для государств, реализация которых способствует сближению государственной власти и населения в условиях развития информационных коммуникационных технологий.

Предлагаемые принципы направлены на повышение эффективности государственного управления, расширение возможностей вовлечения и участия граждан в процессах государственного управления, обеспечение прозрачности и доверия к власти со стороны населения. Новые возможности цифровых технологий рекомендуются для более тесного сотрудничества власти и населения в рамках государственного управления. В целом, в литературе обращается внимание на целесообразность реализации указанных подходов в условиях актуальных процессов развития цифровой экономики [3].

Рекомендация ОЭСР по стратегиям цифрового правительства объединяет 12 принципов: «Открытость, прозрачность и инклюзивность»; «Вовлечение и участие в разработке политики и предоставлении услуг»; «Создание управляемой данными культуры в государственном секторе»; «Защита конфиденциальности и обеспечение безопасности»; «Лидерство и политическая приверженность»; «Согласованное использование цифровых технологий во всех областях политики»; «Эффективные организационные и управленческие

структуры для координации»; «Укрепление международного сотрудничества»;«Разработка понятных бизнес-кейсов»; «Усиление возможностей управления проектами ИКТ»; «Закупка цифровых технологий»; «Нормативно-правовая база». Таким образом, принципы Рекомендации ОЭСР охватывают практически все сферы государственного управления.

Говоря о реализации данных принципов следует отметить, что не все принципы имплементированы и применяются в процессе государственного управления членами ОЭСР. Так, например, все 12 принципов восприняты только Мексикой. В частности, Национальная цифровая стратегия Мексики охватывает все принципы, предусмотренные Рекомендацией ОЭСР [4]. Такие принципы, как «Вовлечение и участие в разработке политики и предоставлении услуг», «Согласованное использование цифровых технологий во всех областях политики», «Укрепление международного сотрудничества», «Усиление возможностей управления проектами ИКТ» находят свое отражение в рамках Пилотной программы по цифровому охвату и грамотности [5].

В Канаде воспринято 10 принципов, исключая такие, как «Лидерство и политическая приверженность» и «Нормативно-правовая база». В Великобритании, Колумбии - 9 принципов, Словении - 5, Португалии - 4, Корее - всего один и т.д. [6].

Следует отметить, что каждый принцип реализуется в рамках определенных национальных проектов. Так, например, в Корее третий принцип Рекомендации ОЭСР «Создание управляемой данными культуры в государственном секторе» реализуется в рамках Проекта Big Bang по открытым данным.

Как правило, в рамках некоторых принципов Рекомендации ОЭСР реализуются более одного национального проекта. Например, в Новой Зеландии принципы 2, 6 и 7 находят свое выражение в таких проектах, как «Лучшая программа государственной службы», «Программа улучшения общественных услуг», «Сервисная инновационная рабочая программа» [6].

Рекомендация ОЭСР имеет универсальный характер и может быть применима не только в странах-членах ОЭСР, но и других заинтересованных государствах. Так, несмотря на то, что Россия не является членом ОЭСР [7, с. 42], по данным ОЭСР в рамках российского проекта «Информационная система мониторинга качества государственных услуг («Ваш контроль»)» отмечается реализация Рекомендации ОЭСР в части принципа 2 «Вовлечение и участие в разработке политики и предоставлении услуг» [6].

Отметим любопытный опыт Португалии по реализации принципа 2 Рекомендации ОЭСР «Вовлечение и участие в разработке политики и предоставлении услуг». Данный опыт является уникальным с учетом его национального масштаба, а также отсутствием подобных проектов среди стран, реализующих принципы, изложенные в Рекомендации ОЭСР. Так, в рамках принципа «Вовлечение и участие в разработке политики и предоставлении услуг» Агентством по административной модернизации (АМА) Португалии реализуется Проект«^е Portugal Participatory Budget», PPB (далее - Проект PPB) [8]. Проект стартовал в 2017 году и представляет собой механизма, при помощи которого гражданское общество Португалии участвует в процессе государственного управления путем принятия решений, касающихся распределения бюджетных средств в различные государственные сферы.

Проект PPB состоит из двух основных этапов: первый этап состоит в предоставлении предложений от населения; второй - представляет собой этап голосования по предложенным проектам. Между первым и вторым этапами имеется еще один, промежуточный, который заключается в проведении технического анализа представленных идей на основе установленных правил и критериев. Например, предложения населения не должны выходить за рамки государственных функций, не могут противоречить законодательству Португалии, не должны предполагать создание инфраструктуры, не могут превышать бюджет в 300 000 евро и т.д.

Первый этап (предоставление предложений) реализуется двумя способами: онлайн на портале PPB или лично («лицом к лицу») на

соответствующих встречах и собраниях, посвященных обсуждению Проекта PPB. Указанный подход позволяет охватить население, которые не обладает необходимыми навыками использования ИКТ. Второй этап (голосование) также может осуществляться двумя способами: либо путем голосования через портал PPB (используется гражданский идентификационный номер или цифровой мобильный ключ), либо по мобильному телефону через бесплатное SMS. Указанный подход позволяет обеспечить удаленные способы участия в Проекте PPB. В рамках Проекта PPB формируется восемь групп предложений, которые охватывают всю Португалию на региональном и общенациональном уровне [9]. Когда Проект стартовал в 2017 году - часть бюджета, в отношении которой свою воли выражало население Португалии, составлялаЗ млн евро. Перечень сфер для инвестирования был ограничен шестью сферами: образование; обучение для взрослых; культура; наука; сельское хозяйство; правосудие. В 2018 году население Португалии принимало решение о распределение уже 5 млн евро, а перечень сфер государственного управления не ограничивался, что обусловлено положительным опытом внедрения данного подхода.

В целом, говоря о реализации принципов, закрепленных в Рекомендации ОЭСР по стратегиям цифрового правительства от 15 июля 2014 года, отметим, что не все принципы и далеко не всеми членами ОЭСР реализуются в рамках государственного управления. При этом, как правило, один принцип находит свое отражение в нескольких национальных проектов, реализуемых в государстве. Несмотря на то, что Рекомендация ОЭСР может применяться не только в странах-членах ОЭСР, но и других заинтересованных государствах: в отношении России отмечается о реализации одного из принципов Рекомендации ОЭСР [6]. Вместе с тем, новые модели государственного управления, основанные на внедрении и применении возможностей ИКТ ,способствуют активному вовлечению населения к участию в государственном устройстве, формируют высокий уровень социальной ответственности

531

JßbinyCK?

населения и доверия к власти, укреплению гражданского общества в стране, обеспечивают транспарентность процессов государственного управления.

Список литературы:

1. Рекомендация Совета ОЭСР по стратегиям цифрового правительства от 15 июля 2014 года // URL: http://www.oecd.org/gov/digital-government/Recommendation-digital-government-strategies.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

2. Самарина М. Инструменты управления ОЭСР в контексте присоединения России к этой организации // Экономическое развитие России. -2013. Т. 20. № 8. С. 57-60.

3. Внедрение и практическое применение современных финансовых технологий: законодательное регулирование: монография / Г.Ф. Ручкина, М.Ю. Березин, М.В. Демченко [и др.]. Москва: ИНФРА-М, 2019. 161 с.

4. Digital Government Strategies: Good Practices. Mexico: National Digital // URL: Strategy http://www.oecd.org/gov/mexico-digital-strategy.pdf (дата обращения: 16.06.2020).

5. Digital Government Strategies: Good Practices Mexico: Digital Inclusion and Literacy Pilot Program // URL: http://www.oecd.org/gov/mexico-digital-literacy.pdf (дата обращения: 14.06.2020).

6. Good digital government practices by country // URL: http://www.oecd.org/governance/digital-government/toolkit/goodpractices/ (дата обращения: 14.06.2020).

7. Ефимова Н. Присоединение России ОЭСР: особенности гармонизации правового регулирования оборота химических веществ // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 7. С. 41-48.

8. The Portugal Participatory Budget (PPB) // https://opp.gov.pt/english (дата обращения: 10.06.2020).

9. Digital Government Strategies: Good Practices Portugal: Portugal Participatory Budget // URL: http://www.oecd.org/governance/digital-

government/toolkit/goodpractices/portugal-p3-participatory-budget.pdf (дата

обращения: 11.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.