Научная статья на тему 'Международные санкции как нарушение этических основ договорного права и меры по защите национальных интересов России'

Международные санкции как нарушение этических основ договорного права и меры по защите национальных интересов России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные санкции / лица / связанные с недружественными странами / особый порядок исполнения договоров / обязательств по кредитам и займам / лишение или ограничение прав / international sanctions / persons connected with unfriendly countries / special order of performance of contracts and obligations under credit lines and loans / deprivation or limitation of rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тофик Миртагиевич Гандилов

Рассматриваются ответные меры Российской Федерации на международные санкции, нарушающие права и интересы российских корпоративных организаций и граждан. Речь идет о мерах по обеспечению финансовой стабильности, о применении санкций к иностранным кредиторам, а также к иностранным государствам и международным организациям за лишение России, ее граждан и юридических лиц права собственности и (или) ограничение их прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International sanctions as a breach of ethical principles of contract law and measures for the protection of national interests of Russia

The response measures of the Russian Federation to international sanctions breaching the rights and interests of Russian companies and individuals are being considered. The article is about the measures for ensuring financial stability, application of sanctions to foreign creditors as well as foreign states and international organizations for deprivation of property rights of Russia, its citizens and companies and (or) limitation of their rights.

Текст научной работы на тему «Международные санкции как нарушение этических основ договорного права и меры по защите национальных интересов России»

Научная статья УДК 349.4

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-3-50-54 EDN: https://elibrary.ru/vzlapf NIION: 2003-0059-3/24-047 MOSURED: 77/27-003-2024-03-246

Международные санкции как нарушение этических основ договорного права и меры по защите национальных интересов России

Тофик Миртагиевич Гандилов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассматриваются ответные меры Российской Федерации на международные санкции, нарушающие права и интересы российских корпоративных организаций и граждан. Речь идет о мерах по обеспечению финансовой стабильности, о применении санкций к иностранным кредиторам, а также к иностранным государствам и международным организациям за лишение России, ее граждан и юридических лиц права собственности и (или) ограничение их прав.

Ключевые слова: международные санкции, лица, связанные с недружественными странами, особый порядок исполнения договоров, обязательств по кредитам и займам, лишение или ограничение прав

Для цитирования: Гандилов Т. М. Международные санкции как нарушение этических основ договорного права и меры по защите национальных интересов России // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 3. С. 50-54. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-3-50-54. EDN: VZLAPF.

Original article

International sanctions as a breach of ethical principles of contract law and measures for the protection of national interests of Russia

Tofik M. Gandilov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

[email protected]

Abstract. The response measures of the Russian Federation to international sanctions breaching the rights and interests of Russian companies and individuals are being considered. The article is about the measures for ensuring financial stability, application of sanctions to foreign creditors as well as foreign states and international organizations for deprivation of property rights of Russia, its citizens and companies and (or) limitation of their rights.

Keywords: international sanctions, persons connected with unfriendly countries, special order of performance of contracts and obligations under credit lines and loans, deprivation or limitation of rights

For citation: Gandilov T. M. International sanctions as a breach of ethical principles of contract law and measures for the protection of national interests of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(3):50-54. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-3-50-54. EDN: VZLAPF.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, что мир вступил в очередной этап глобальной турбулентности. Международные санкции США и коллективного Запада против России, ее корпораций и граждан в 2022-2023 гг., не только нарушают их права, но и создают угрозу национальным интересам государства.

© Гандилов Т. М., 2024

Уход с российского рынка ключевых поставщиков, внезапная приостановка производственного цикла в различных отраслях экономики, отказ от исполнения договорных обязательств, досрочное прекращение ранее заключенных договоров не может не сказаться на стабильности и устойчивости российской экономики. Происходит подрыв известного еще со времен римско-

го права принципа pacta sunt servanda, но и грубейшее нарушение принципов как национального, так и международного права.

С целью защиты политического и экономического суверенитета государство вынуждено перейти к мобилизационной экономике и сосредоточит все силы общества на решении проблем как внутри страны, так и во внешних экономических отношениях. При этом в реализации разрабатываемых мер по нивелированию последствий международных санкций важная роль отводится не только механизму договорного, но и государственного регулирования возникающих при этом отношений. В сложившийся ситуации упование на то, что рынок, основанный на частно-правовых нормах, все урегулирует — ошибочно.

В свое время попытки изгнания государства из сферы регулирования рыночных отношений и отведение ему роли «ночного сторожа» ничему хорошему не привели. В государственном вмешательстве, в особенности в период международных санкций, остро нуждается как малый и средний, так и крупный бизнес, которые испытывают большие трудности в недостаточности оборотных средств из-за ограничения экономической их деятельности.

В целях поддержки предпринимательских структур Правительство РФ на один год перенес сроки страховых взносов в бюджет для всех отраслей, кроме экспортеров, финансовых и бюджетных организаций, а также оптовой торговли. В результате предприятия получили 1.6 трлн. руб. свободных оборотных средств и смогут направить их на перестройку производства и логистику.

На крупный бизнес, кроме того, была распространена программа гарантийной поддержки банковского кредитования. Расширение банковского финансирования охватило также производителей продуктов питания, лекарств, оборудования, IT-бизнеса и других производственных компаний, ориентированных на внутренний рынок.

Что касается транспортных организаций, оказывающих услуги перевозки, из-за резкого сокращения грузопотока, действующее законодательство разрешило им в произвольном порядке сокращать и даже прекращать перевозки. По причине злоупотребления этим правом со стороны некоторых недобросовестных коммерческих организаций, впоследствии, пришлось ограничить соответствующее право перевозчиков и ввести уведомительный порядок изменения и прекращения транспортных маршрутов.

В условиях международных санкций, применительно к внутренним проблемам страны, особо

острым является вопрос об импортозамещении.

К сожалению, ранее принятые нормативные акты по данному вопросу, до сих пор не реализованы в достаточной мере. Да и коммерческие организации не столь заинтересованы инвестировать свои средства в проекты по импортозамещению, которые, как известно, не приносят быстрой прибыли. Следовательно, наряду с рыночными, важно использовать и такие нерыночные методы как индикативное планирование, целевое государственное финансирование, льготное кредитование и т. д.

Изложенное выше еще раз подтверждает, что в сложившихся обстоятельствах не рыночное саморегулирование, где преобладают частные интересы, а государство, исходя из публичных интересов, может переломить негативные последствия международных санкций. Конечно, это вовсе не означает отказа, в данном случае, от рыночного механизма. Речь идет лишь о защите как публичных, так и частных интересов, о сочетании частных и публичных интересов для достижения целей государственного регулирования [1, с. 32-33].

Таким образом, говоря о решении внутренних проблем, следует особо подчеркнуть, что такие вопросы как стратегическое планирование, структурные преобразования, социальное выравнивание, поддержка бизнеса, диверсификация, импортозамещение и другие подобные вопросы являются предметом не рыночного, а государственного регулирования.

Теперь о проблемах, возникших в международных экономических отношениях между российскими и иностранными компаниями в связи с применением против российских государственных органов, организаций и граждан экономических санкций, грубо нарушающих нормы международного права.

Отказ иностранных контрагентов от исполнения договорных обязательств по контрактам и их одностороннее прекращение, вынудило российское государство принять ряд ответных мер, направленных на защиту национальных интересов.

Начиная с февраля 2022 г., Президентом РФ принят ряд Указов [например, 2; 3; 4; 5; 6] о применении специальных экономических и правовых мер в отношении недружественных действий некоторых иностранных государств и международных организаций.

В этих актах адресатами ответных санкций являются две категории лиц: а) иностранные государства, осуществляющие недружественные действия (далее — санкционные государства); б) иностранные лица, связанные с санкционными государствами. А сами меры, предусмотренные в Президентских Ука-

зах, которые будут рассмотрены подробно, можно разделить на три группы.

Первая группа — это меры по обеспечению финансовой стабильности.

С этой целью установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок (операций) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (если это не запрещено), а также сделок (операций) с ценными бумаги и недвижимым имуществом.

Особый порядок заключается в том, что разрешение на осуществление (исполнение) указанных выше сделок, а также сделок, влекущих возникновение права собственности на ценные бумаги с определением при необходимости условий их исполнения, выдается соответственно Правительственной комиссией и Банком России по согласованию с Министерством финансов РФ [3].

Необходимо, однако, отметить, что порядок, предусмотренный для совершения (исполнения) указанных выше сделок, имеет ряд исключений и не распространяется на сделки:

• (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, приобретаемое гражданами иностранных государств, совершающих недружественные действия;

• направленные на отчуждение недвижимого имущества гражданами из санкционных государств, при условии, что проведение расчетов по таким сделкам осуществляется путем открытия счета типа «С»;

• иностранных лиц, связанных с санкционными государствами либо российских юридических лиц, находящихся под их контролем, в случае, когда эти лица являются участниками долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

• этих же лиц при возникновении у них права собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, построенных при участии в долевом строительстве;

• по приобретению права собственности на дополнительные акции (доли), облигации российских юридических лиц, стороной которых являются лица, связанные с санкционными государствами и входящие в одну группу с российскими юридическими лицами согласно Закону о защите конкуренции;

• иностранных лиц, связанных с санкционными государствами, по приобретению права собственности на дополнительные акции (доли) у российских юридических лиц, при условии, что они не приобретут прямо или косвенно право распоряжения более чем 25% акций уставного (складочного) капитала юридического лица;

• безвозмездные сделки, на основе которых возникает права собственности на недвижимое имущество и стороной которых являются граждане из санкционных государств, при условии, что указанные сделки совершаются между супругами или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ [6].

Помимо указанных выше сделок, Указ Президента РФ содержит и иные сделки, на которые меры по обеспечению финансовой стабильности не распространяются.

Вторая группа мер касается некоторых иностранных кредиторов, связанных с санкционными государствами, к которым применяются санкции. Для них также предусмотрен особый порядок исполнения российскими должниками своих кредитных обязательств [4].

Суть особого порядка в том, что российские должники (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, резиденты) для выполнения своих обязательств по кредитам и займам перед этими кредиторами, обязаны открыть на имя иностранного кредитора в российском банке счет типа «С», предназначенного для расчетов по этим обязательствам в рублях. При этом речь идет об обязательствах, сумма которых превышает 10 млн. руб. (в эквиваленте стоимости обязательства в иностранной валюте) в календарном месяце. По поводу исполнения этих обязательств следует отметить два важных обстоятельства.

Во-первых, имеются в виду обязательства, возникающие из независимых гарантий или поручительств, по которым бенефициарами являются иностранные кредиторы, и эти способы обеспечения основного обязательства касаются только кредитов, займов либо финансовых инструментов.

Во-вторых, российские должники с разрешения Банка России и Министерства финансов РФ путем зачисления на счет типа «С» ценных бумаг вправе прекратить свои обязательства (полностью или частично) перед иностранными кредиторами, связанными с санкционными государствами. При этом согласия

иностранного кредитора не требуется, если стоимость ценных бумаг равноценно стоимостному выражению кредитного обязательства.

Порядок использования иностранным кредитором средств должника, находящихся на счете, определяется Банком России. Кредитное обязательство считается исполненным только в том случае, если соблюдены требования об осуществлении расчетов в российских рублях.

В то же время Банку России и Минфину РФ, с учетом статуса должников (кредитные или не кредитные финансовые организации, иные должники) предоставлены полномочия по определению иного порядка исполнения должниками кредитных обязательств.

Третья группа мер, как ответные санкции, приняты в отношении иностранных государств и международных организаций за незаконное лишение ими Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц права собственности и (или) ограничение указанного права [5].

Российским органам власти, организациям и физическим лицам запрещается заключать сделки (в т. ч. внешнеторговые контракты) с лицами из санкцион-ных государств, а также исполнять перед ними свои обязательства по заключенным сделкам, если они еще не исполнены или исполнены не в полном объеме. Следовательно, можно не платить за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги или не поставлять товары по заключенным контрактам.

Кроме того, нельзя совершать финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются иностранные юридические и физические лица и находящиеся под их контролем организации, по отношению к которым применяются санкции. Им запрещается также вывозить и получать из России продукции и сырья, произведенных или добытых на территории РФ, если они поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями.

Говоря об исполнении финансовых обязательств перед иностранными кредиторами, определенный порядок в этом вопросе установлен и в отношении иностранных лиц, связанных с санкционными государствами, в тех случаях, когда они являются участниками российских хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов. Речь идет о выплате им прибыли указанными корпоративными организациями в рублях путем открытия счета типа «С» в кредитной организации.

Ограничительные меры к недружественным иностранным государствам, их объединениям и союзам предусмотрены и при принятии общим собранием

участников (акционеров) хозяйственных обществ решения по вопросам, отнесенным к их компетенции по действующему законодательству и их учредительным документам [7].

В тех случаях, когда лицам из недружественных стран принадлежит доля в уставном капитале хозяйственного общества, последние большинством голосов участников (акционеров) вправе принять решение о том, что голоса указанных лиц не учитываются при определении кворума и результатов голосования по вопросам повестки общего собрания хозяйственного общества.

При этом важно отметить, что в случае принятии указанного выше решения не учитываются положения учредительного документа российского хозяйственного общества, корпоративного договора, заключенного между участниками (акционерами) общества, а также права, составляющие содержание корпоративного договора.

Конечно, Указы Президента РФ не могут охватить все возможные ответные меры, применяемые к странам, осуществляющим недружественные действия по отношению к российским организациям и гражданам. Поэтому было бы целесообразно, с привлечением соответствующих государственных органов, проанализировать действующие договоры (в том числе международные соглашения), заключенные с санкционными государствами и лицами из этих государств по различным вопросам на предмет того, учитываются ли в них национальные интересы России и не содержатся ли в них какие-либо преимущества, предоставляемые недружественным странам, нарушающим права и интересы российских организаций и граждан.

Список источников

1. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства : правовые проблемы. М., 2006.

2. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 г. № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

JURISPRUDENCE

4. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» // СПС «Кон-сультантПлюс».

5. Указ Президента Российской Федерации от

3 мая 2022 г. № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Указ Президента Российской Федерации от

4 мая 2022 г. № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» // СПС «Кон-сультантПлюс».

7. Указ Президента Российской Федерации от 17 января 2023 г. № 16 «О временном порядке принятия решений органами некоторых российских хозяйственных обществ» // Российская газета. 2023 г. 18 янв.

References

1. Gubin E. P. State regulation of the market economy and entrepreneurship : legal problems. M., 2006.

2. Decree of the President of the Russian Federation dated February 28, 2022 № 79 «On the application of special economic measures in connection with

the unfriendly actions of the United States of America and foreign States and international organizations that have joined them» // ConsultantPlus.

3. Decree of the President of the Russian Federation № 81 dated March 1, 2022 «On additional temporary economic measures to ensure the financial stability of the Russian Federation» // ConsultantPlus.

4. Decree of the President of the Russian Federation № 95 dated March 5, 2022 «On the temporary procedure for fulfilling obligations to certain foreign creditors» // ConsultantPlus.

5. Decree of the President of the Russian Federation № 252 dated May 3, 2022 «On the application of retaliatory special economic measures in connection with the unfriendly actions of some foreign States and international organizations» // SPS ConsultantPlus.

6. Decree of the President of the Russian Federation № 254 dated May 4, 2022 «On the temporary procedure for fulfilling financial obligations in the field of corporate relations to some foreign creditors» // ConsultantPlus.

7. Decree of the President of the Russian Federation № 16 dated January 17, 2023 «On the temporary decision-making procedure by the bodies of some Russian Business Companies» // Rossiyskaya Gazeta. 2023 January 18.

Информация об авторе

Т. М. Гандилов — профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Information about the author

T. М. Gandilov — Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 13.05.2024; принята к публикации 03.06.2024.

The article was submitted 15.03.2024; approved after reviewing 13.05.2024; accepted for publication 03.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.