Научная статья на тему 'Международные проекты с ЮНЕСКО : вызовы внутривузовского сотрудничества'

Международные проекты с ЮНЕСКО : вызовы внутривузовского сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные проекты с ЮНЕСКО : вызовы внутривузовского сотрудничества»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

В рамках проекта запланированы совместные семинары, подготовка и издание учебно-методических комплексов, мобильность и повышение квалификации преподавателей. Первый набор слушателей на программу «Управление образовательными программами» состоится уже в марте следующего года. К этому времени должны быть разработаны необходимые методические материалы и подготовлена команда преподавателей. Конечно, работа в инновационном проекте потребует от участников не только профессиональной заинтересованности, но и личного дополнительного времени. Но это оправдано, так как одним из результатов проекта станет формирование лидеров в управлении образовательными программами, востребованных и ожидаемых как университетской, так и внешней деловой средой.

Наши зарубежные партнеры представили образцы учебно-методических комплексов, включающих учебные пособия и рабочие тетради для самостоятельной работы слушателей. Для нашего университета это весьма своевременная информация, так как на ряде факультетов, участвующих в эксперименте по реализации принципов Болонского соглашения, ведется активная работа по созданию методических материалов нового поколения. Особый интерес представля-

ют практические рекомендации (кодексы) для студентов (слушателей) и тьюторов, регулирующие их взаимоотношения в процессе дистанционного обучения. Так, например, студент должен информировать координаторов образовательной программы и тьютора обо всех изменениях, связанных с домашним или рабочим адресом, номером телефона, факса или электронного адреса, использовать электронную почту для получения сообщений от тьюторов и отправлять ему ответ, не превышающий в объеме двух листов А4, заполнять и возвращать оценочные листы в конце каждого модуля и в конце курса, обращаться к тьютору только в заранее согласованные даты и часы и др. Тьютор, в свою очередь, способствует адаптации новых студентов к условиям обучения и контролирует выполнение учебного плана. При этом причинами, когда студент уходит из-под контроля тьютора, могут быть только медицинские обстоятельства, реорганизация учебного заведения, смена места работы и др.

Перспективным направлением станут совместные исследования востребованности рынком труда выпускников программы, а также мониторинг оценки качества образовательной программы самими слушателями.

Л. А. Балясникова,

заведующая кафедрой ЮНЕСКО

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ С ЮНЕСКО: ВЫЗОВЫ ВНУТРИВУЗОВСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Доклад, представленный сегодня директором института международных связей Т. В. Артемьевой, свидетельствует о том, что международная деятельность нашего университета в плане межвузовского сотрудничества весьма разнообразна и плодотворна. Обращая внимание на ту часть доклада, в которой подчеркивалась необходимость совершенствования межфакультетского сотрудничества в реализации международных межвузовских проектов, хочу подчеркнуть, что наш университет обладает такими возможностями и, более того, имеет определенный опыт участия в конкретных международных проектах совместных коллективов различных учебных, научно-образовательных и управленческих структур университета. Речь идет, в частности, об организации партнерских проектов с ЮНЕСКО по линии кафедры ЮНЕСКО. Именно в этих образовательных проектах основным содержанием понятия «межфакультетское» или, шире, «внутри-вузовское сотрудничество» становится решение специалистами, представителями разных облас-

тей знаний, общих проблем, исследование общих международных программ.

Так, например, Герценовский университет стал одним из инициаторов разработки в России программы ЮНЕСКО «Образование для всех» (ОДВ), которая является широкомасштабным мировым проектом по формированию единого культурно-образовательного пространства и развитию общества знаний. Рассчитанная на 15 лет, она включает в себя широкий круг задач: воспитание и образование детей младшего возраста, обучение молодежи и взрослых, гендерная проблематика, всеобщее начальное образование, грамотность населения, качество образования.

На первый взгляд, эти задачи не столь актуальны в российском образовательном пространстве. Однако исследования ученых Герценов-ского университета позволили выделить характерные для России нерешенные проблемы, с одной стороны, достижения России в области ОДВ, которые востребованы в странах СНГ, с другой — этот российский опыт способствует

Международные проекты с ЮНЕСКО..

формированию единого образовательного пространства кластера.

В Договор с ЮНЕСКО по проблематике ОДВ вовлечены сотрудники 10 различных кафедр университета факультетов коррекционной педагогики, безопасности и жизнедеятельности, управления, психолого-педагогического факультета и института детства. Опубликованы и размещены на сайте ЮНЕСКО исследования по российскому видению таких проблем ОДВ, как качество образования, подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех, профильное обучение. В целом, за 2 года контракта будет подготовлено 10 подобных исследований.

Объединение усилий коллектива ученых университета по программе ОДВ получило высокую оценку в штаб-квартире ЮНЕСКО. Убедительным доказательством этого стало приглашение университета к участию в подготовке Всемирного доклада ЮНЕСКО-2007 «Образование для всех: дошкольное воспитание и начальное образование». Кроме того, Комиссия по делам ЮНЕСКО в Москве рассматривает наш университет в качестве международного центра, интегрирующего и кооперирующего реализацию ОДВ в России, а также базу по подготовке педагогов для развивающихся стран на период до 2015 года.

Полагаю, что именно такое совместное участие в международном сотрудничестве является, с одной стороны, необходимым условием роста профессиональной компетенции профессорско-преподавательского состава университета, и, с другой стороны, своеобразным каналом вовлечения университета в целом в новые формы международных отношений, которые в конечном итоге способствуют признанию университета на высоком международном уровне.

Признание статуса Герценовского университета как крупного образовательного центра на-

шло выражение и в разработке пилотного проекта Международного института планирования образования ЮНЕСКО «Реструктуризация учебных заведений в странах СНГ». Так, с целью определения университетов-участников проекта ЮНЕСКО проводился мониторинг. В результате мониторинга для исследования были определены пять университетов из пяти стран. Герценов-ский университет представлял в проекте Российскую Федерацию.

Ровно год назад в нашем университете состоялось открытие пилотного проекта ЮНЕСКО. Тематика проекта «Реструктуризация высших учебных заведений» и его основная задача — исследование работы управленческих структур университета в новых экономических условиях — определили состав его участников. Кажется, впервые международный компонент был включен одновременно во все сферы деятельности университета: образовательную, научную, управленческую. По вопросам ЮНЕСКО работали студенты, преподаватели, учебно-методическое объединение, бухгалтерия, планово-финансовый отдел, ректорат. Результаты исследования обобщали историки, социологи, экономисты университета. Кафедра перевода готовила вариант исследования для ЮНЕСКО.

Очевидно, что подобные международные проекты развивают административно-образовательные структуры университета, расширяют спектр исследований как теоретического, так и прикладного характера, способствуют информационному обеспечению международного сотрудничества.

Таким образом, можно сказать, что важную роль в системном расширении международных контактов играет сегодня выработка согласованной политики в реализации международных проектов на университетском уровне, комплексный характер организации международных проектов и равноправное партнерство в них структурных подразделений университета в целом.

Т. В. Юдина

заведующая кафедрой перевода

НОВЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Процессы глобализации и интернационализации в области образования, связанные с экономической и политической интеграцией, продолжают набирать силу современном мире. Последние годы в нашем университете также отмечены активным развитием и качественным изменением международного сотрудничества.

Факультет иностранных языков в силу своей специфики постоянно взаимодействует с зарубежными университетами, но в последние три года это сотрудничество стало более разнообразным по форме и содержанию. С одной стороны, модифицируются и углубляются по со дер -жанию действующие проекты, а с другой — развиваются новые формы сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.