Научная статья на тему 'Международные правовые стандарты как фактор, влияющий на содержание понятия преступления'

Международные правовые стандарты как фактор, влияющий на содержание понятия преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / КОНВЕНЦИИ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епифанова Елена Владимировна

Обосновывается, что необходимо изменить определение понятия «преступление», предусмотренное в Уголовном кодексе РФ. В частности, предлагается закрепить в нем указание на международные стандарты в области защиты прав и свобод человека, а также привести определение в соответствие с уголовно-правовой политикой государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные правовые стандарты как фактор, влияющий на содержание понятия преступления»

международные правовые стандарты как фактор, влияющий на содержание понятия преступления

ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА ЕПИФАНОВА

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета, e-mail: Epifanova_Elen@mail.ru

Обосновывается, что необходимо изменить определение понятия «преступление», предусмотренное в уголовном кодексе РФ. В частности, предлагается закрепить в нем указание на международные стандарты в области защиты прав и свобод человека, а также привести определение в соответствие с уголовно-правовой политикой государства.

It is argued that amendments into legal definition of crime in the Russian Criminal Code are required. In particular, the author offers fixing in the definition the international standards concerning human rights protection and making the definition match the state criminal-law policy.

Ключевые слова: преступление, международное право, конвенции, права человека, международные стандарты, уголовное право

Key words: crime, international law, conventions, human rights, international standards, criminal law

Понятие преступления, закрепленное в Уголовном кодексе РФ, должно соответствовать ориентирам российской уголовно-правовой политики и должно быть изменено в соответствии с международными документами, которые ратифицированы нашей страной. Понятие преступления складывается под воздействием ряда объективных факторов. Один из них - международные стандарты. В положениях международных актов указывается приоритетная цель уголовного права - защита человека и его прав и свобод.

Так, в ст. 22 Римского статута Международного уголовного суда, принятого в 1998 г. и вступившего в силу 1 июля 2002 г. (Россия подписала этот статут, но не ратифицировала1), сказано: «Лицо не подлежит уголовной ответственности по настоящему Статуту, если только соответствующее деяние в момент его совершения не образует преступления, подпадающего под юрисдикцию Суда»2. В ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г.3, отмечается, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

В Декларации ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой 20 ноября 1963 г., закрепляется следующее: все люди равны перед законом и судом4. Аналогичные положения содержатся в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации5, Международном пакте о гражданских и политических правах6, Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека7.

В ст. 6 Модельного уголовного кодекса для государств-участников Содружества Независимых Государств принцип равенства перед законом раскрывается более детально: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и служебного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств»8.

Следует отметить, что международные документы разрабатываются при прямом участии России и ратифицируются ею. Ратификация означает выражение государством согласия с выработанными человечеством благами, которые нашли правовое отражение в соответству-

РОССИЙСКОЕ право ТЕМА НОМЕРА: ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ющем международном договоре. Стандарты, закрепленные в ратифицированных международных договорах, становятся основой для формирования внутригосударственного законодательства. В марте 1998 г. Россией была ратифицирована Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция о правах человека)9. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ Конвенция является составной частью правовой системы нашей страны. Кроме того, в случае коллизии между нормой национального закона и нормой международного договора преимущественную силу имеет последняя. Это положение Конституции РФ недвусмысленно устанавливает, что при наличии подобной коллизии органы власти Российской Федерации, ее субъектов, а равно органы местного самоуправления, должностные лица и суды всех уровней обязаны применять норму международного договора10.

Понятие преступления, оставаясь по форме и содержанию классическим, должно указывать на особенности исторического периода, в который оно действует

Сравнительный анализ Конституции РФ и Конвенции о правах человека, проведенный Л. М. Энтиным, подтверждает, что все основные нормы Конвенции и Конституции по сути совпадают. Автор приходит к выводу, что Конвенция о правах человека является в Российской Федерации действующим правом. Далее автор, цитируя Конституцию, отмечает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосу-

дием11.

Конвенция призвана обеспечить защиту государством, ратифицировавшим ее, прав и свобод каждого человека от посягательства со стороны публичных властей (государства и его должностных лиц). Ее нормы действуют таким образом, как они были истолкованы в процессе их применения Европейским Судом по правам человека12. В соответствии со ст. 34 Конвенции Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц.

Возникает справедливый вопрос о том, почему в Уголовном кодексе РФ, в частности в дефиниции понятия преступления (ст. 14), ничего не говорится о международных стандартах, обязательства по исполнению которых взя-

ла на себя Россия и которые нашли отражение в Конституции РФ? На наш взгляд, определение преступления, данное в ст. 14 УК РФ, не только содержало бы указание на виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания, но и отражало бы концепции, заложенные в ратифицированных Россией международно-правовых актах (в частности, в Конвенции о правах человека), а также в Конституции РФ. Часть 2 ст. 1 УК РФ гласит, что Уголовный кодекс основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. Тем не менее в дефиниции преступления содержание норм международного права не прослеживается.

Предложим определение не совсем традиционное, однако указывающее на приоритеты современной уголовной политики и созвучное с содержанием международно-правовых документов.

Если исходить из того, что субъективные права, свободы, законные интересы граждан, организаций, государства прямо или косвенно закрепляются в различных нормативных актах (Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях и т. д.), то можно констатировать, что в конечном счете уголовное право призвано защищать эти права и законные интересы от посягательств. Государство, закрепляя в законах определенные права, тем самым указывает на свои интересы, которые представляют собой не что иное, как государственную политику. Уголовная политика, в свою очередь, -это часть государственной политики, направленная на пресечение незаконных посягательств на права, свободы, законные интересы физических, юридических лиц, государства, местного самоуправления.

Охрана конституционных прав и свобод человека и гражданина является приоритетной задачей любого современного государства и мирового сообщества в целом13. Полагаем, что из этой задачи вытекает необходимость внесения изменений в определение понятия преступления, поскольку нынешнее определение никак не ориентировано на международную и государственную, в частности уголовно-правовую, политику. Считаем, что это неправильно. Понятие преступления, оставаясь по форме и содержанию классическим, все же должно указывать на особенности исторического периода, в который оно действует.

Если принять во внимание, что защита прав человека является главной целью современного уголовного права, то можно предложить следующее определение: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, посягающее на публичные и частные права, свободы, законные интересы физических

лиц, организаций, государства, муниципальных образований, запрещенное настоящим Кодексом и международными правовыми актами под угрозой наказания». Новая конкретизированная дефиниция отражала бы стандарты и требования международных правовых актов, ратифицированных Российской Федерацией, и современную уголовную политику России; она не оперировала бы старыми конструктивистскими подходами, отошла бы от простого перечисления объектов посягательства (как в УК РСФСР), которые уже перечислены в Особенной части УК РФ.

1 Общая часть Уголовного кодекса Российской Федерации в международных актах: сб. / под ред. А. А. Задояна. М., 2009. С. 21.

2 Московский журн. междунар. права. 1999. № 4.

3 Рос. газ. 1995. 5 апр.

4 Общая часть Уголовного кодекса Российской Федерации в международных актах. С. 22.

5 Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 25. Ст. 219.

6 Там же. 1976. № 17. Ст. 291.

7 СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.

8 Информ. бюл. Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. 1996. № 10. Прил.

9 СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.

10 Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практика ее применения / под общ. ред. В. А. Туманова, Л. М. Энтина. М., 2002. С. 16.

11 Там же. С. 17.

12 Там же. С. 8.

13 Серебренникова А. В. Уголовно-правовое обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина по законодательству Российской Федерации и Германии: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 3.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Самостоятельное научно-теоретическое, информационное и практическое издание, целью которого является оптимальное освещение международным, федеральных и региональных проблем правового регулирования и правоприменительной практики и их интерактивное обсуждение. Основано в 2010 г

Публикация в «Электронном приложении к „Российскому юридическому журналу"» - хорошая возможность расширить список опубликованных работ и шанс для юридической общественности ознакомиться с трудами ведущих и молодых, российских и зарубежных ученых.

Статьи в «Электронном приложении к „Российскому юридическому журналу"« проходят более мягкую редакторскую обработку, что позволяет сократить сроки опубликования.

Редакция журнала: Екатеринбург, ул. Комсомольская, 23, оф. 207, тел./факс (343) 375-54-20, e-mail: ruzh@usla,ru

electrontc.ruzh.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.