Научная статья на тему 'Понятие преступления должно соответствовать международным правовым стандартам'

Понятие преступления должно соответствовать международным правовым стандартам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
329
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / КОНВЕНЦИИ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / CRIME / INTERNATIONAL LAW / CONVENTIONS / HUMAN RIGHTS / THE INTERNATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епифанова Е. В.

Понятие преступления, закрепленное в Уголовном кодексе России должно соответствовать тем ориентирам уголовно-правовой политики, которые существуют в современной России. Понятие преступления должно быть изменено в соответствии с теми международными документами, которые ратифицированы нашей страной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of a crime should correspond to the international legal standards

The concept of a crime fixed in the Criminal code of Russia should correspond to those reference points of criminally-legal policy which exist in modern Russia. The concept of a crime should be changed according to those international documents which are ratified by our country.

Текст научной работы на тему «Понятие преступления должно соответствовать международным правовым стандартам»

ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОВЫМ СТАНДАРТАМ

Епифанова Е.В.

Аннотация. Понятие преступления, закрепленное в Уголовном кодексе России должно соответствовать тем ориентирам уголовно-правовой политики, которые существуют в современной России. Понятие преступления должно быть изменено в соответствии с теми международными документами, которые ратифицированы нашей страной.

Ключевые слова: преступление, международное право, Конвенции, права человека, международные стандарты.

THE CONCEPT OF A CRIME SHOULD CORRESPOND TO THE INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS

Epifanova E.V.

Annotation. The concept of a crime fixed in the Criminal code of Russia should correspond to those reference points of criminally-legal policy which exist in modern Russia. The concept of a crime should be changed according to those international documents which are ratified by our country.

Keywords: crime, international law, Conventions, human rights, the international standards.

Охрана конституционных прав и свобод человека и гражданина является приоритетной задачей любого современного государства и мирового сообщества в целом1. Полагаем, что из этой задачи вытекает необходимость внесения изменений в понятие преступления, ведь современное понятие преступления, кроме признаков, не содержит никаких ориентиров на содержание и ведущие направления международной, государственной, в частности, уголовно-правовой политики. Считаем это неправильным. Содержание понятия преступления, оставаясь по форме и содержанию классическим, все же должно указывать на время и особенности исторического периода, в который оно действует. Что же мы имеем на сегодняшний день?

Понятие преступления закрепляется в статье 14 Уголовного кодекса РФ. Согласно ч.1 преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Вместе с тем в ч. 2 ст. 1 УК РФ закрепляется положение о том, что Уголовный кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. Как видно в приведенном понятии преступления содержание норм международного права не прослеживается.

В положениях международных актов указывается на приоритетное направление в области уголовного пра-

1 Серебренникова А.В. Уголовно-правовое обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина по законодательству Российской Федерации и Германии. Автореф. дис...докт.юрид.наук. М., 2008. - С. 3.

ва это, прежде всего, - защита человека и его прав и свобод.

Так, в Римском статуте Международного уголовного суда, принятом в 1998 году и вступившем в силу 1 июля 2002 года (Россия подписала этот статут, но не ратифицировала2) в статье 22 сказано: лицо не подлежит уголовной ответственности по настоящему Статуту, если только соответствующее деяние в момент его совершения не образует преступления, подпадающего под юрисдикцию Суда3.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года4, в статье 7 говорится: все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

В Декларации ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой 20 ноября 1963 года принимая во внимание, что Всеобщая декларация прав человека также провозглашает, что все люди равны перед законом и имеют право, без какого-либо различия, на равную защиту закона и что все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации, в статье 7 закрепляет следующее положение: все люди равны перед законом5.

Аналогичные положения содержатся в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дис-криминации6, Международном пакте о гражданских и политических правах7, Конвенции Содружества Независимых государств о права и основных свободах че-ловека8.

В статье 6 Модельного Уголовного кодекса для государств - участников Содружества Независимых государств раскрывается более детально принцип равенства перед законом, а именно в ней говорится: лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и служебного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств9.

Таким образом, в приведенных международных источниках закрепляется защита прав человека, его равенство перед законом и правосудием независимо от каких бы то ни было обстоятельств.

В марте 1998 года Россией была ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных сво-бод10. В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ Конвенция стала составной частью правовой системы страны.

Второе предложение ч.4 ст.15 Конституции РФ гласит, что в случае коллизии нормы национального закона и нормы международного договора преимущественную силу имеет последняя. Это положение Конституции РФ совершенно четко, ясно и недвусмысленно

2 Общая часть Уголовного кодекса Российской Федерации в международных актах: сборник , Под ред. А.А. Задояна. - М.: Проспект, 2009. - С. 21.

3 Московский журнал международного права. 1999. № 4.

4 Российская газета. 1995. 5 апреля.

5 Общая часть Уголовного кодекса Российской Федерации в международных актах: сборник , Под ред. А.А. Задояна. - М.: Проспект, 2009. - С. 22.

6 Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 25. Ст. 219.

7 Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

8 Собрание законодательства РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.

9 Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. 1996. № 10. Приложение.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 20.

Бизнес в законе

2'2010

устанавливает, что при наличии подобной коллизии органы власти российской Федерации, ее субъектов, а равно органы самоуправления, должностные лица и, конечно, суды всех уровней обязаны применять норму международно - правовую11.

Сравнительный анализ текстов действующей Конституции РФ и Конвенции о правах человека, проведенный Л.М. Энтиным, подтверждает, что все основные нормы Конвенции по своей сути совпадают с нормами Основного закона РФ. Автор приходит к выводу, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод является в Российской Федерации действующим правом. А далее автор совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием12.

Ее нормы действуют сегодня таким образом, как они были истолкованы в процессе их применения Европейским Судом по правам человека13.

Конвенция призвана обеспечить защиту государством, ратифицировавшим ее, прав и свобод каждого гражданина от посягательства со стороны публичных властей (государства и его должностных лиц).

В соответствии со ст. 34 Конвенции Европейским Судом по правам человека могут приниматься жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц. Эта формулировка, по мнению Л.М. Энтина, может служить указанием на то, что жалоба на нарушение прав и свобод может исходить также и от юридического лица14.

Теперь возникает совершенно справедливый вопрос о том, почему в Уголовном кодексе, в частности, в понятии преступления (ст. 14) ничего не говорится о международных стандартах, обязательство по исполнению которых взяла на себя Россия и, которые закреплены в Конституции РФ?

Можно, конечно, догадаться, что содержание Конвенции и других международных актов нашло свое отражение отчасти в принципах уголовного права, отчасти в структуре Особенной части УК РФ!

На наш взгляд положения международных правовых актов должны найти четное закрепление в понятии преступления в ст. 14 УК РФ.

Это привело бы к тому, что современное определение преступления, данное в ст. 14 содержало бы не только указание на виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания, но и отражало бы концепции заложенные в международно - правовых актах ратифицированных Россией, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции РФ.

Можно предложить конструкцию понятия преступления не совсем традиционную, однако указывающую на приоритеты современной уголовной политики и со-

11 Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практика ее применения , Под общ. Ред. д.ю.н., проф. В.А. Туманова и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - С.16.

12Тамже. - С.17.

13 Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практика ее применения , Под общ. Ред. д.ю.н., проф. В.А. Туманова и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - С. 8.

14Там же. - С.16.

звучную с содержанием международно - правовых документов.

Если исходить из того, что права, свободы, законные интересы граждан, организаций, государства прямо или косвенно закрепляются в различных нормативных актах, как-то Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях и т.д., то можно констатировать, что в конечном итоге, уголовное право призвано защищать от посягательства на эти права.

Государство, закрепляя определенные права в законах, тем самым указывает на свои интересы, которые представляют собой не что иное, как государственную политику.

Уголовная политика - часть государственной политики, направленная, в конечном итоге, на пресечение незаконных посягательств на права, свободы, законные интересы физических, юридических лиц, государства, органов местного самоуправления.

Если учесть сказанное ранее и мысль о том, что защита прав человека является наивысшей целью современного уголовного права, то можно предложить следующее понятие преступления:

Преступлением признается виновно совершенное опасное деяние, посягающее на публичные и частные права, свободы, законные интересы физических лиц, организаций, государства, муниципальных образований, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Таким образом, предлагаемое понятие преступления совершенно справедливо отражало бы стандарты и требования международных правовых актов, принятых во всем цивилизованном мире и ратифицированных Российской Федерацией, и современную уголовную политику России; оно не оперировало бы старыми конструктивными подходами; отошло бы от простого перечисления объектов посягательства (как это было в ранее действовавшем УК РСФСР), которые и без того уже перечислены в Особенной части УК РФ.

Ввместе с тем, наполнило бы понятие преступления конкретикой, указав на приоритетные направления современной международной политики, международной уголовной политики, интересы государства и показав на основные направления уголовной политики как составной части государственной политики.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья, представленная на рецензию, посвящена актуальной теме, в ней исследуются вопросы современного понимания преступления.

Несмотря на то, что изучению понятия преступления уделялось всегда должное внимание, его современное состояние в соотношении с проводимой уголовноправовой политикой государства и с международными стандартами требует исследования.

Возврат к конструкции понятия преступления, в которой бы указывалось на объекты посягательства, вряд ли необходим. Автор предлагает в силу необходимости, вытекающий из приоритетных направлений уголовно-правовой политики современной России, международных стандартов, закрепить в понятии преступления объекты уголовно-правовой защиты. Ныне понятие преступления пробельно.

Данная статья частично восполняет пробел, указывая на те приоритеты, которые влияют на формирование понятия преступления.

В статье приводятся ссылки на различные международные правовые акты, закрепляющие мировые стандарты, которые взяла на себя Россия, ратифицировав их.

Автор, на наш взгляд, совершенно справедливо считает, что международные стандарты должны найти отражение в понятии преступления.

Полагаем, что в статье своевременно поставлена проблема, которая имеет право быть обсужденной научной общественностью.

В статье поднята проблема, действительно требующая разрешения. Статья может быть опубликована в силу актуальности, новизны темы и правильной постановки вопроса.

к.ю.н., доцент, доцент кафедры международного права юридического факультета КубГУ Малиновский О.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.