Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 2 (15). С. 28-37. © Б.Я. Бляхман, 2008
УДК 340.1
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК ОСНОВА ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Б.Я. БЛЯХМАН
В статье автор рассматривает институты международного права, связанные с правами человека.
Рассматривая вопрос о взаимоотношении гражданского общества и права, необходимо отметить, что в процессе взаимодействия субъекты общественных отношений создают определенные правила (нормы), которые впоследствии становятся обязательными не только для них самих, но и для других субъектов, которые вступают с ними в контакт. Из таких правил состоит международное право, которое первоначально проистекает из межгосударственных отношений, а также из договоров международных организаций. Результатом этих соглашений, достигнутых в процессе переговоров, консультаций становится появление различных международных документов: деклараций, конвенций, пактов, протоколов, резолюций и т. д. Другой разновидностью указанных документов становятся соглашения о создании международных союзов и международных общественных организаций. Такие документы закрепляют основы организации и деятельности данных союзов, они регулируют порядок их создания, структуру органов союза, процедуру вхождения и выхода из числа участников союза.
Для нашего исследования наиболее важными являются нормы, создаваемые международными союзами (организациями, форумами), в которых провозглашаются и закрепляются общие принципы человеческого поведения как основы жизнедеятельности субъектов современной цивилизации.
Одним из основополагающих международных документов такого рода стала «Всеобщая декларация прав человек» от
10.12.1948 г. (Принята резолюцией 217 «а» Генеральной Ассамблеи ООН) [1]. Впоследствии для развития и конкретизации её норм
были приняты римская (Европейская) «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней, «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» от
16.12.1966 г., «Международный пакт о гражданских и политических правах» от
16.12.1966 г. и Протоколы к нему; парижская «Хартия для новой Европы» от 21.11.1990 г., «Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека» от 26.05.1995 г. и др.
Дальнейшее закрепление и развитие эти международные нормы получили в законодательных актах конкретных государств, в том числе и в Российской Федерации.
В преамбуле «Всеобщей декларации прав человек» от 10.12.1948 г. говорится, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, а ст. 1 данной Декларации провозглашает, что все люди рождаются свободными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства [2]. Следовательно, одним из основных институтов гражданского общества должен быть социальнополитический институт свободы человека (гражданина). Данная правовая конструкция находит свое подтверждение и в иных статьях Декларации. Например, ч. 1 ст. 2 гласит: «Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами...»; ст. 3: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»; ст. 4: «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии»; ст. 9: «Никто не мо-
жет быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию»; ч. 1 ст. 13: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства»; ч. 2 ст. 13: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну»; ч. 2 ст. 16: «Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон»; ст. 18: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии»; ст. 19: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их»; ч. 1 ст. 20: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций»; ч. 1 ст. 21: «Каждый человек имеет право свободно избирать своих представителей»; ч. 3 ст. 21: «Каждому должна быть обеспечена форма свободного голосования»; ч. 1 ст. 23: «Каждый человек имеет право на свободный выбор работы»; ч. 1 ст. 27: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества».
Другим социально-правовым институтом гражданского общества можно назвать институт политико-экономического равенства людей (граждан). Такая правовая конструкция закрепляется в Декларации в нескольких статьях, например, в ст. 1 («Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах»), в ст. 2 («Каждый человек должен обладать всеми правами . без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения»), в ст. 6 («Каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правоспособности» (юридическое равенство)) и др.
Ещё одним социально-политическим институтом гражданского общества, закрепленным в Декларации, является институт юридических гарантий защиты прав и свобод человека (гражданина): ст. 7 устанавливает, что все люди имеют право на равную защиту от какой-то ни было бы дискриминации, ст. 8 закрепляет право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами, ст. 9 со-
держит запрет на произвольный арест, задержание или изгнание и т. д.
Социально-политическим институтом
гражданского общества выступает институт получения и распространения информации человеком (гражданином). Образующие его нормы Декларации гласят, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), на свободу убеждений и на их свободное выражение, включая свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19), на образование, которое должно быть направлено к полному развитию человеческой личности, увеличению уважения к правам человека и основным свободам (ст. 26).
Ряд статей Декларации посвящен социально-экономическому институту брака и семьи (п. 3 ст. 16, п. 2 ст. 25), социально-нравственному институту достойной жизни человека (гражданина) и его социально-экономической защищенности (ст. 4, п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 17, ст. 22, п. 3 ст. 23, п. 1. ст. 25 и др.), социальнополитическому институту объединения людей (граждан) и создания ими различных самоуправляемых ассоциаций (ст. 18, п. 1 ст. 20, п. 2 ст. 20, ст. 21, п. 4 ст. 23), политико-правовому институту гражданства (ст. 15). Имеются в Декларации и немногочисленные нормы, провозглашающие основы регулирования такого социально-политического института гражданского общества, как обязанности человека (гражданина). Например, п. 1 ст. 29 закрепляет, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности; п. 2 ст. 29 определяет, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Таким образом, Декларация провозгласила основные принципы регулирования социально-экономических и политических институтов гражданского общества, высшей
ценностью которого является человек. Но данные принципы-правила по своей юридической природе являются лишь декларативными призывами и несоблюдение данных правил не может повлечь юридическую ответственность как индивидов, так и их коллективов. Для того чтобы данные декларативные требования поменяли свою юридическую природу и трансформировались в регулятивно-охранительные нормы, они должны стать частью международного договора или внутригосударственного законодательства. Ратификация международного договора или вступление в силу государственного закона и приводит к указанным юридическим последствиям. Иными словами, для того, чтобы декларативная международная норма стала нормой регулятивной, необходимо волеизъявление государства.
Что касается естественного характера прав человека, то «Всеобщая декларация прав человека» признала их естественный характер и в первой же статье провозгласила, что все люди рождаются свободными и равными, в своём достоинстве и правах. Естественные права и свободы должны быть предоставлены каждому, независимо от того, где и в каком государстве он проживает. Их содержание не может быть определено исключительно государством. Однако бывший СССР только в 1991 г. ратифицировал Факультативный протокол к «Пакту о гражданских и политических правах», в котором предусмотрено право человека на индивидуальную жалобу в международные органы по правам человека. Российская Федерация как правопреемница СССР взяла на себя обязательство соблюдать все международные договоры бывшего Союза. Конституция РФ 1993 г. признала естественный характер прав человека, закрепив положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Она также зафиксировала право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).
В научной литературе имеются в достаточном количестве исследования, посвящён-
ные различным аспектам прав человека и их классификациям, но институциализация элементов гражданского общества на основе прав человека не вполне изучена [3].
В целом эти права по их соотношению с областью политической власти могут быть разделены на две группы. Первая касается гражданских и политических прав, которые включают: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; свободу от рабства и пыток; равенство перед законом; защиту от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на беспристрастный суд; право на собственность; право на участие в политической жизни; право вступать в брак; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и свободного их выражения; свободу мирных собраний и ассоциаций и, наконец, право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей. Вторую группу прав составляют экономические, социальные и культурные права, в том числе право на труд, право на равную оплату за равный труд, право создавать профессиональные союзы и вступать в них, право на достойный уровень жизни, право на образование и право на свободное участие в культурной жизни общества.
Классифицировать то или иное явление, а в данном случае права человека, необходимо для разграничения и упорядочения отдельных групп, в которые могут быть объединены связанные между собой права и свободы, что упрощает оперирование категорией «права и свободы», а также облегчает ориентирование в многообразии прав человека.
Классификация прав и свобод человека может производиться и по иным основаниям. Одно из них обозначается как генерационное (от лат. generaio - рождение, размножение). Согласно ему существуют поколения прав человека, под которыми понимают основные этапы их развития, связанные с формированием представлений о содержании прав, заслуживающих признания в качестве неотъемлемых, а также изменением механизмов обеспечения последних.
В настоящее время можно выделить четыре поколения прав человека. Первым поколением традиционно признаются гражданские и политические права, завоеванные в
результате буржуазных революций в Европе и Америке [4], а затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах, которые отражают так называемую «негативную свободу», обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Имеется в виду защита индивидуальной свободы. Весьма образно эту идею выразил Н.М. Коркунов: «Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное» [5].
Права первого поколения признаются международными и национальными правовыми актами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно «прав человека», полагая, что права второго и третьего поколений являются всего лишь «социальными притязаниями», т. е. не столько правами, сколько привилегиями, направленными на «перераспределение национального дохода в пользу слабых» [6].
Второе поколение - социально-экономические права человека - сформировалось в XIX столетии в ходе борьбы за улучшение экономического положения народа. Главными «идейными вдохновителями» этого поколения прав стали социалисты. Вместе с тем важную роль здесь сыграли и «новые либералы» (за рубежом - Т.Х. Грин, Л. Т. Хобха-уз, Дж.А. Хобсон, в России - П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы [7].
Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР. В конституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав второго поколения (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь). Даже несмотря на то, что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и этим воздействовала на мировое сообщество. В результате права второго
поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Вместе с тем эти права имеют менее конкретизированный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-либо жестких критериев к осуществлению этих прав. Так, согласно ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется... принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер» [8].
Однако признание второго поколения прав человека означало существенные изменения самой концепции. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определённых возможностей, в частности материальных ресурсов. В противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом [9].
Третье поколение прав человека стало формироваться после Второй мировой войны. Природа этих прав вызывает дискуссии. По мнению Е.А. Лукашевой, они являются коллективными и могут осуществляться общностью (ассоциацией) [10]. Подобная точка зрения высказана и другими авторами, которые к третьему поколению прав относят только коллективные права, основанные на солидарности: право на развитие, мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, право на достойную жизнь, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию. Основы этих прав заложены в международных документах (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным
странам и народам 1960 г., Международных пактах 1966 г. и др.).
Существуют и другие точки зрения на этот счет. Например, по мнению С.В. Поле-ниной, третье поколение прав человека охватывает права (специальные права) тех категорий граждан (детей, женщин, молодежи, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др.), которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, так и международного сообщества в целом [11]. Главные возражения против легитимации таких прав в качестве прав человека связаны с опасностью размывания исходной идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.
Четвёртое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х гг. XX столетия. По мнению Ф.М. Рудинского, эти права должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии [12]. Однако, например, Ю.А. Дмитриев в четвертое поколение включает лишь информационные права и технологии.
А.Б. Венгеров называл четвертое поколение правами человечества (право на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др.). «Четвёртое поколение - это правовой ответ вызову XXI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и соответственно возникают международноправовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одном из вех в нравственном развитии общества» [13].
О.Ю. Малинова в учебном пособии «"Поколения" прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института» предполагает, что «возможно, на горизонте пятое или шестое поколение прав...». Аргументирует она это тем, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой - каждое «поколение» приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты «новых» прав со «старыми», в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться [14].
Следующим основанием классификации прав человека является их содержание. В зависимости от содержания права человека можно подразделить на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные. Данный вид классификации является традиционным - перечисленные группы прав закреплены в международных и национальных документах. Конституция РФ также придерживается этого деления, хотя это не выражено напрямую, а обнаруживается в порядке следования статей.
«Всеобщая декларация прав человека» не является юридически обязательным документом, но на протяжении ряда лет её основные положения приобрели статус правовых норм, которые должны соблюдаться всеми государствами. В то время, когда эта Декларация была принята, лишь 48 государств были членами Организации Объединенных Наций. С тех пор число государств-членов ООН увеличилось более чем в три раза. Всё возрастающий авторитет Декларации и постоянные ссылки на неё свидетельствуют о всемирном признании этого документа.
Немало лет потребовалось для разработки других документов, которые конкретизировали и уточняли положения Декларации. Как уже отмечалось, 16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла два пакта - «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (МПЭСК) и «Международный пакт о гражданских и политических правах» (МПГПП), а
также первый Факультативный протокол к МПГПП, определяющий возможность отдельных лиц подавать жалобы на нарушение их прав, закрепленных в указанном пакте. Принимая эти документы, члены международного сообщества достигли согласия не только по содержанию каждой нормы, провозглашенной во «Всеобщей декларации прав человека», но и по мерам их претворения в жизнь. В декабре 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят второй Факультативный протокол к МПГПП - об отмене смертной казни.
Стимулом к принятию этих пактов была резолюция Генеральной Ассамблеи 1950 г., которая гласит, что «гражданские и политические права и экономические, социальные и культурные нрава, взаимосвязаны и взаимозависимы».
В отличие от «Всеобщей декларации прав человека», пакты представляют собой юридически обязательные договоры для го-сударств-участников. В соответствии с ними государства принимают на себя обязательство соблюдать определенные процедуры, в том числе представлять периодические доклады о выполнении ими своих обязательств в соответствии с пактами. Оба документа вступили в силу в 1976 г. С тех пор их участниками стали свыше 130 государств. Первый Факультативный протокол к МПГПП вступил в силу также в 1976 г. и к настоящему времени ратифицирован примерно 90 государствами. Второй Факультативный протокол, вступивший в силу в 1991 г., сейчас ратифицирован примерно 30 государствами [15].
Пакт определяет политические и гражданские права, провозглашённые во «Всеобщей декларации прав человека», которые включают право на жизнь, свободу от вмешательства в личную жизнь, право на справедливое судебное разбирательство, свободу выражения мнений, свободу вероисповедания, свободу от пыток и равенство перед законом.
Действие некоторых из этих прав может быть приостановлено на время чрезвычайного положения в государстве, когда «жизнь нации находится под угрозой», но при условии, что отклонения от соблюдения Пакта не связаны с дискриминацией по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. Если государство
вводит чрезвычайное положение, оно должно немедленно информировать об этом Генерального секретаря ООН. В период действия чрезвычайного положения зачастую, к сожалению, создаются условия, при которых происходят грубые нарушения прав человека. Однако в соответствии с МПГПП ни при каких обстоятельствах - будь то мирное или военное время - отклонение от соблюдения его положений не может касаться таких основополагающих прав, как право на жизнь, признание правосубъектности, свобода от пыток и рабства, свобода мысли, совести и религии, право не быть лишенным свободы только на том основании, что индивид не может выполнить какое-либо договорное обязательство, а также право не быть признанным виновным в совершении какого-либо уголовного преступления, которое, согласно действовавшему в момент его совершения законодательству, не являлось уголовным преступлением.
В ст. 28 МПГПП предусматривается создание Комитета по правам человека, состоящего из восемнадцати независимых экспертов, выдвигаемых и избираемых государ-ствами-участниками Пакта. Члены комитета работают в личном качестве, т. е. не действуют от имени своего государства. Комитет по правам человека осуществляет контроль за соблюдением положений Пакта различными способами, о которых говорится далее.
Согласно ст. 40 МПГПП Комитет рассматривает периодические доклады, представляемые государствами-участниками Пакта, о мерах по претворению в жизнь положений этого документа. Доклады представляются всеми государствами-участниками в течение первого года после того, как Пакт вступает в силу для данного государства, а после этого - по требованию Комитета. Доклады рассматриваются на открытых заседаниях в присутствии представителя заинтересованного государства, которому могут задаваться вопросы. После изучения и обсуждения доклада каждого государства Комитет публикует документ, в котором излагаются наиболее важные моменты дискуссии, а также предложения и рекомендации соответствующему правительству о путях, с помощью которых можно обеспечить более эффективное выполнение Пакта.
В соответствии со ст. 41 МПГПП Комитет может рассматривать жалобы одного государства на другое при условии, что оба государства сделали специальное заявление о признании данной функции Комитета. До настоящего времени таких жалоб не поступало.
Комитет по правам человека также имеет право давать собственную интерпретацию конкретных статей Пакта в так называемых «общих комментариях». Действия Комитета должны служить тому, чтобы государства-члены более строго придерживались своих обязательств в соответствии с Пактом и руководствовались «общими правилами» при подготовке своих докладов.
Комитет ежегодно представляет доклады о своей работе Генеральной Ассамблее ООН через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).
В соответствии с положениями Факультативного протокола к МПГПП Комитет вправе рассматривать жалобы отдельных лиц, которые утверждают, что их права, закрепленные в Пакте, нарушаются. Такие письменные сообщения могут рассматриваться Комитетом лишь в том случае, если они направлены гражданами государств, ратифицировавших Факультативный протокол. Жалобы представляются в виде письменных сообщений Комитету. Подать жалобу может и лицо, действующее по поручению жертвы нарушения, если пострадавшая сторона не в состоянии лично обратиться в Комитет.
Комитет рассматривает сначала «приемлемость» жалобы, т. е. её соответствие установленным требованиям, а затем - «по существу» на закрытых заседаниях, т. е. в присутствии только членов самого Комитета. Жалоба считается «приемлемой», если она отвечает следующим критериям: не является анонимной, не представляет собой попытку злоупотребить правом на подачу таких сообщений, не рассматривается одновременно в соответствии с любой другой процедурой международного разбирательства, а также если лицо, подавшее жалобу, уже исчерпало к тому времени все средства правовой защиты на внутригосударственном уровне.
Комитет наделён полномочиями доводить поступившее сообщение, если после конфиденциального рассмотрения он счёл его приемлемым, вниманию соответствую-
щего государства-участника, которое со своей стороны должно в течение шести месяцев дать Комитету письменные объяснения по существу вопроса и уведомить его о принятых мерах.
Комитет принимает к сведению всю письменную информацию, представленную ему заявителем сообщения, предполагаемой жертвой правонарушения и заинтересованным государством. Комитет сообщает свое мнение о существе дела заинтересованному государству-участнику и лицу, представившему жалобу, в надежде, что государство примет меры для исправления положения. Принимаемое им решение и высказанные соображения комитет придает гласности.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСК) защищает следующие права, признанные в Пакте: право на труд; право на благоприятные условия труда и на равную оплату за равный труд; право создавать и вступать в профсоюзы; право на социальное обеспечение; право на достойный уровень жизни, включающий питание, одежду и жилище; защиту семьи; право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; право на образование; право на участие в культурной жизни. Государства-участники Пакта обязуются принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление прав, признаваемых в Пакте. Действие ни одного из прав, закрепленных в этом Пакте, не может быть приостановлено.
Контроль за выполнением МПЭСК возложен на Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП), учрежденный ЭКОСОС в 1985 г. В состав КЭСКП входят восемнадцать независимых экспертов, выдвигаемых и избираемых государствами-участниками Пакта, которые выполняют свои обязанности в личном качестве.
КЭСКП на открытых заседаниях рассматривает периодические доклады, представляемые государствами-членами, которые содержат информацию о принятых ими мерах по воплощению в жизнь прав, признаваемых в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в реализации этих прав. Представители государств-участников присутствуют на заседаниях Ко-
митета, на которых рассматриваются их доклады, и участвуют в конструктивном диалоге. Их могут попросить представить дополнительную информацию. КЭСКП также принимает во внимание информацию от специализированных учреждений ООН, касающуюся применении Пакта в соответствующих сферах их компетенции, и предлагает неправительственным организациям представлять письменные и устные сообщения. Если государство не отвечает на запрос о мерах, принятых в ответ на соображения, высказанные Комитетом по рассмотрению доклада государства, КЭСКП может просить, чтобы данное государство-участник приняло на своей территории миссию в составе одного-двух членов Комитета с тем, чтобы помочь им принять соответствующие меры для исправления положения и оценить потребности в технической помощи и консультативных услугах.
КЭСКП ежегодно направляет в ЭКОСОС отчёты о рассмотрении докладов государств-участников и свои выводы по этим докладам. В итоговых замечаниях отражаются наиболее важные аспекты дискуссии, дается оценка позитивных сдвигов, а также явлений, вызывающих озабоченность Комитета, факторов и трудностей, препятствующих осуществлению положений Пакта, и предлагаются рекомендации. Заключения Комитета являются важным источником информации для общественного мнения.
Процедуры, предусматривающей рассмотрение сообщений от отдельных лиц или жалоб государств друг на друга, не существует. Если государство нарушает какие-либо нормы международного права, принуждение в отношении этого государства может исходить только от других государств, принимающих совместное решение в рамках различных международных организаций.
Согласие государств о принципах отношений, являющееся основой международного права, может быть выражено различным образом. Наиболее характерны в этом плане следующие документы, которые возлагают определённые обязательства на государства, подписавшие и ратифицировавшие их.
Договор. Текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении, или на международной конференции путем голосования. Согласие госу-
дарства на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором государства условились. Присоединяясь к договору, государство принимает на себя обязательство выполнять оговоренные в нём обязанности и добросовестно обеспечивать соответствие своих национальных законов положениям договора. Присоединение к договору в области прав человека предполагает подотчетность государства международному сообществу, другим государствам, которые ратифицировали тот же договор, своим гражданам и иным лицам, проживающим на его территории.
При присоединении к международному договору по правам человека государство вправе:
делать оговорки, т. е. односторонние заявления о том, в какой степени то или иное положение договора будет применяться в данном государстве;
интерпретировать отдельные положения договора в случае, если считает их двусмысленными или недостаточно ясными;
делать заявления (декларации), подтверждающие готовность государства выполнять то или иное её положение.
Конвенция. Государство подписывает конвенцию, а затем национальный парламент ратифицирует ее, причем временной интервал между подписанием и ратификацией может быть значительным (до нескольких лет). Большая часть конвенций по правам человека вступает в силу только после того, как к ним присоединяется минимально необходимое количество государств-участников Конвенции.
Пакт. Для характеристики этого вида международных документов обратимся к ст. 4 МПЭСК, которая гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав,
и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе».
На сегодняшний день принят обширный комплекс международных документов, которые содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека. Эти документы делятся на три группы:
1) Документы, которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира («Всеобщая декларация прав человека», Международные пакты о правах человека 1966 г.);
2) Конвенции о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов (положения Гаагских конвенций 1899-1907 гг. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г.);
3) Международные документы, регламентирующие ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов (Нюрнбергский устав и приговоры международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», «О неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества») [16].
Таким образом, если нормы, содержащиеся в декларациях, носят рекомендательный характер, то правила, которые закреплены в конвенциях, договорах, пактах, имеют регулятивно-обязательный или даже императивный характер (если таковыми их признают для себя участники данных соглашений). Примерами таких документов являются «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» от 04.09.1950 г. и Протоколы к данной Конвенции. Вместе с тем отношение Российской Федерации к правилам, закреплённым в тексте указанной Конвенции, не однозначное. Особо следует отметить, что Российская Федерация вплоть до настоящего времени (на 01.01.2007 г.) не участвует в Протоколе № 6 к «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 28.04.1983 г., предусматривающем отмену смертной казни. Да и у самих россиян, как членов гражданского общества, мнение по данной проблеме существенно разделилось. Поэтому введенный в нашей стране мораторий на смертную казнь
лишь приостановил её фактическое применение как вида ответственности человека (гражданина) за совершенное правонарушение. Реализация в Российской Федерации юридического механизма по отмене этого моратория может привести к двояким последствиям: либо к восстановлению применения смертной казни, либо к ратификации соответствующих положений указанной Конвенции. Второй путь потребует серьезной переработки уголовного кодекса РФ и изменения как системы наказаний, так и средств их реализации. А это в свою очередь приведёт к изменению всей структуры уголовно-исполнительного законодательства, а также к изменению в системе уголовно-процессуального права.
1. Действующее международное право: в 3 т. I сост.: Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1997. - Т. 2.
2. Там же.
3. Библиографические источники по правам человека приведены в следующих изданиях: Глушкова С. И. Права человека в России: учеб. пособие. - М.: Юрист, 2005. - С. 440448; Права человека: учебник I А.Н. Голови-стикова, Л.Ю. Грудцина. - М.: Эксмо, 2006. -С. 436-445.
4. Личная свобода и неприкосновенность личности нашли свое юридическое воплощение в британском Habeas Corpus Act 1679 г., в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в Билле о правах 1791 г., в других конституционных актах.
5. Коркунов Н.М. Общественное значение права. - СПб., 1892. - С. 76.
6. Дмитров А.И. Социальное государство и духовная культура II Официальный общественный сайт общественной организации «Наша Родина». - 2004. - 6 февраля.
7. Малинова О. Ю. Три поколения прав человека II Пчела. - 2003. - № 43.
8. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17.
9. Малинова О.Ю. Три поколения прав человека II Пчела. - 2003. - № 43.
10. Лукашева Е.А. Права человека: учебник для вузов. - М., 2003.
11. Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. - М., 2000.
12. Рудинский Ф.М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы II Право и жизнь. - 2000. - № Зі; Он же. Права человека в современном мире II Марксизм и современность. - 2000. - № 1 (15).
13. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. - М., 2004.
14. Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института: учеб. пособие // Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации / под ред. А.Ю. Сунгурова. -СПб., 2003. - С. 80-91.
15. Ссылки на международные документы приводятся по следующему изданию: Действующее международное право: в 3 т. / сост.: Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М., 1997-1998.
16. Права человека: учебник / А.Н. Головистико-ва, Л.Ю. Грудцина. - М.: Эксмо, 2006. -С. 70-71.