Научная статья на тему 'Международные отношения и внешнеэкономическая деятельность в системе долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития региона'

Международные отношения и внешнеэкономическая деятельность в системе долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ПРОГНОЗ / ПРОГРАММА / INTERNATIONAL RELATIONS / FOREIGN TRADE ACTIVITIES / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / FORECAST / PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Алексей Викторович

Изложены принципы международных отношений и внешнеэкономического сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности региона. Определено растущее значение внешнеэкономических связей для экономики регионов России, что обусловлено мировой глобализацией, перспективой вступления России в ВТО и зависимостью стратегического развития регионов от международных сырьевых, технологических, продовольственных, инвестиционных и других рынков. Предложены подходы по систематизации и прогнозированию международной деятельности и внешнеэкономических связей на длительный период в структуре комплексной программы долгосрочного социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самаруха Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The international relations and foreign trade activities in system of long-term forecasting social and economic development of region

Principles of international relations and external economic cooperation in various spheres of activity in the region are described. The growing value of foreign economic relations for regional economies in Russia is emphasized; this growth is accounted for by globalization processes, Russia's pending membership in WTO, and by dependence of strategic development of regions on international raw materials, technological, food, investment, etc. markets. Approaches to systematization and long-term forecasting of international activity and foreign economic relations in the framework of an integrated program of longterm social and economic development of the region are proposed.

Текст научной работы на тему «Международные отношения и внешнеэкономическая деятельность в системе долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития региона»

A.B. САМАРУХА

поливинилхлоридную смолу выпускают всего восемь предприятий, причем примерно 70% продукта вырабатывают ОАО «Саянскхимп-ласт» и стерлитамакское ЗАО «Каустик».

На Ангарском заводе полимеров снижается количество перерабатываемого сырья по причине дефицита бензиновой фракции — нафты. Используя этан, получаемый на основе ковыктинского газа, а также производимый из него этилен, можно увеличить выпуск полимеров.

Ангарский азотно-туковый завод не имеет собственного производства азота, используемого при изготовлении минеральных удобрений, и полностью зависит от цен поставщиков, а ведь в азотной химии ковыктинский газ может быть использован без какой-либо дополнительной переработки. Из газа в соединении с апатитами Белозиминского месторождения можно производить азотно-фос-форные удобрения. Из газа, апатитов и калия, крупные залежи которого расположены на севере Иркутской области (Непская калийная провинция), можно получать комплексные азотно-фосфорно-калийные удобрения.

Таким образом, для использования углеводородных запасов области как основы развития ее химического комплекса имеется ряд предпосылок: наличие в отрасли производственного и научно-технического потенциала, значительные ресурсы сырья, прежде всего минерального и углеводородного, на котором базируется развитие

химической промышленности, наличие в перспективе емкого внутрироссийского рынка химической продукции. Поэтому разработка новых месторождений углеводородов, привлечение новых инвесторов и активизация капитальных вложений со стороны уже работающих в области нефтегазовых компаний обеспечат развитие химического комплекса региона, на базе которого будет осуществляться устойчивое экономическое развитие области. Региональный эффект от развития химического сектора на основе использования углеводородных ресурсов области будет состоять в обеспечении химического производства высококачественным сырьем, повышении конкурентоспособности продукции химического комплекса области и его инвестиционной привлекательности. Кроме того, область ожидает рост ВРП, увеличение налоговых платежей в региональный бюджет и экспорта готовой продукции, избежание банкротства предприятий, сохранение и создание дополнительных рабочих мест, улучшение социально-экономического благосостояния и жизнеобеспечения населения. Иркутская область для обслуживания разработки углеводородных месторождений и предприятий химического комплекса сможет предложить транспортные услуги, технологическое обеспечение и др. Все перечисленное будет способствовать ускоренному развитию смежных отраслей экономики области.

A.B. САМАРУХА

кандидат экономических наук Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА*

В настоящее время — глобализации ми- ких, политических, военных и иных санкций,

ровой экономики социально-экономическое от ценовой политики на международных

развитие региона во многом зависит от меж- товарных и иных рынках. В Иркутской об-

дународного законодательства, экономичес- ласти влияние международных отношений на

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10: «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

экономику и культуру имеет существенное значение. Зарубежными экономическими и культурными партнерами администраций и организаций г. Иркутска и других опорных городов Иркутской области являются более 60 стран мира. По экспортно-импортным операциям круг участников международных отношений остается практически неизменным. Подавляющее большинство сделок заключается с партнерами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона — Китая, Японии, Монголии, Кореи, Индии.

В современной научной литературе различают пять основных направлений исследования и прогнозирования социально-экономического развития региона: человеческий потенциал, экономика, экология, финансы и управление. При этом все виды деятельности общества относятся к тому или иному представленному направлению. Так, внешнеэкономическая деятельность относится к направлению «экономика», а международное сотрудничество и культурный обмен редко находят должное отражение в итоговых прогнозных документах. В современных условиях инвестиционного дефицита положительный имидж регионов имеет очень большое значение и для установления стабильных, надежных инвестиционных, экономических и культурно-политических международных отношений.

При долгосрочном прогнозировании социально-экономического развития Иркутской области очень важно принимать во внимание его международный аспект, так как несколько крупных корпораций, расположенных на территории области, фактически являются собственностью зарубежных компаний, и, соответственно, международный климат напрямую определяет развитие отдельных крупных предприятий и в итоге целых населенных пунктов.

Учитывая также различные отраслевые, межотраслевые, холдинговые, картельные и иные отношения, как внутри-, так внешнеэкономические, можно сделать вывод о целесообразности выделения в системе прогнозирования социально-экономического развития отдельного направления — «международные отношения».

На протяжении многих лет сотрудничество с зарубежными странами являлось моно-

полией федеральных структур. Несмотря на то что муниципальные образования получили возможность самостоятельно строить отношения с иностранными партнерами, политика и стратегия деятельности органов местного самоуправления в сфере международных и внешнеэкономических связей должны лежать в русле приоритетов, определенных правительством Российской Федерации.

Проведение осмысленной политики в отношении международного сообщества со стороны представителей властных структур, общественных организаций и бизнес-сообществ, закрепленной в программных документах долгосрочного социально-экономического развития, укрепляет доверие зарубежных партнеров к региональной экономике и повышает инвестиционную, коммерческую, туристическую и иную привлекательность региона.

Экономическую необходимость проведения целенаправленной внешней политики в Иркутской области подтверждает постоянно растущий внешнеторговый оборот, который составил в 2005 г. 3 898 млн дол., в 2006 г. 5 145 млн дол. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика основных показателей внешнеэкономической деятельности Иркутской области, млн дол.*

Показатель Год

2005 2006

Внешнеторговый оборот, всего 3 898 5 145

В том числе: страны СНГ 316 381

страны вне СНГ 3 582 4 764

Экспорт 3 086 4 135

Импорт 812 1 010

Сальдо внешней торговли 2 274 3 125

* Использованы данные Управления статистики по Иркутской области.

При этом у Иркутской области преобладают отношения с партнерами из стран вне СНГ, доля которых в общем числе всех внешних партнеров, включая партнеров из регионов России, составляет 17,8% — вывоз потребительских товаров и 42,8% — вывоз продукции производственно-технического назначения (ПТН) (табл. 2). Приведенные показатели свидетельствуют о том, что в дальнее зарубежье в подавляющем большинстве отправляется продукция ПТН, и в основном

это экспорт сырья, что не соответствует инновационному сценарию развития, выдвинутому президентом и правительством России.

Таблица 2 Основные внешние партнеры

Иркутской области*

Показатель Доля в общем объеме вывоза, %

Продукция Потребитель-

ПТН ские товары

Всего вывезено 100,0 100,0

В том числе:

в регионы России 56,0 82,2

в страны СНГ 1,2 0,0

в страны вне СНГ 42,8 17,8

* Использованы данные Управления статистики по Иркутской области.

Доля Китая в общем товарообороте за рассматриваемый период составила более 50%. На втором месте по данному показателю находится Индия — около 30%, также значителен товарооборот с Японией, Монголией и Южной Кореей.

Традиционно тесные и дружелюбные отношения складываются у Иркутской области с Монголией. Уже долгие годы через Иркутскую область осуществляется более 50% товарооборота России и Монголии. Тесные связи между странами сложились во многом благодаря образовательному обмену и партийному покровительству — в советский период, а также сохранению и развитию отношений — в условиях реформирования строя в России.

Номенклатура экспортируемой продукции включает преимущественно товары с низкой степенью обработки, а также необработанные ресурсы. Удельный вес стоимостного объема экспорта металла находится на уровне 49,5% всего экспорта, также значительна и доля экспорта необработанной древесины и изделий из нее — 35,1%. Практически весь объем металла и лесоматериалов поставляется в Китай. Продукция предприятий Иркутской области пользуется спросом преимущественно в странах Юго-Восточной Азии.

По данным Управления статистики по Иркутской области, основными статьями импорта в области является продукция нефтехимического комплекса (70,0%), маши-

ностроения (16,3%), ТЭК (7,6%), а также сырье для производства продуктов питания (3,3%). Поставки сырья для производства продуктов питания осуществляются главным образом из ближайших азиатских стран.

Отметим, что в 2006 г. объем иностранных инвестиций в экономику Иркутской области составил 435 471 тыс. дол., или 200,6% по отношению к 2005 г. Инвестиции поступили из 28 зарубежных стран. Основную долю инвестиций в 2006 г. область получила из Кипра — 48,8%; кроме того, из Китая — более стабильного инвестора — 16,3%, Швейцарии — 13,6%, с Виргинских островов — 8%, размер инвестиций остальных стран равен 13,3% и каждой из них в отдельности не превышает 5%. Иностранные инвестиции составляют около 10 886,7 млн р., что равно 26,1% финансовых вложений организаций, или 25,3% нефинансовых внутренних инвестиций, или 22,8% инвестиций в основной капитал. Таким образом, подтверждается значимость внешнеэкономической деятельности и сотрудничества для экономики и социальной сферы региона.

Несмотря на рост иностранных инвестиций в экономику Иркутской области, их уровень по-прежнему остается очень низким и не соответствует потенциальным возможностям стран-инвесторов, в первую очередь это относится к Китаю, который признан одним из крупнейших инвесторов в мире.

В областном центре действуют дипломатические представительства иностранных государств: генеральные консульства Монголии и Польши, которые оказывают визовую поддержку туристам и официальным лицам, ведут большую культурно-просветительскую работу, способствуют укреплению деловых связей организаций и предприятий. В г. Иркутске располагается представительство МИД России.

История теплых взаимоотношений Иркутской области и Монголии начала складываться с 1926 г., когда в г. Иркутске был организован первый в России монгольский рабфак — учебное заведение, в котором училась монгольская молодежь. В 1934 г. в г. Иркутске в Восточно-Сибирском финансовом институте (в настоящее время — Байкальский государственный университет экономики и права) появился первый мон-

гольский студент, им стал Юмжагийн Це-денбал — человек, который потом долгие годы руководил Монгольской Народной Республикой. Некоторое время учился в г. Иркутске и один из основоположников монгольского государства — Сухэ-Батор. Иркутск стал конвейером выпускников с высшим и средним профессиональным образованием для Монголии. В дальнейшем сотрудничество между Монголией и Сибирью, и Иркутской областью в частности, расширялось.

Число монгольских студентов в иркутских вузах росло, и в 1968 г. в Иркутске начал работать представитель посольства из Москвы. В 1971 г. Совмином МНР было принято решение об открытии в Иркутске консульства. А в 1974 г. оно после согласования с Совмином СССР было преобразовано в генеральное консульство, которое функционирует уже 30 лет. Монголия имеет всего пять консульств — два в Китае и три в России. При этом иркутское консульство было создано первым, в последние годы появилось еще два — в Бурятии и Туве.

Долгая история отношений Иркутской области с некоторыми странами определяет их отдельное место в системе комплексного долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития региона в разделе «международные отношения». Важное значение для развития международных и внешнеэкономических контактов имеют побратимские и дружественные связи г. Иркутска с городами стран дальнего зарубежья.

В рамках международных отношений налажено тесное сотрудничество между администрацией Иркутской области, администрацией г. Иркутска и зарубежными муниципалитетами и ведется работа по реализации совместных проектов, включая обмен культурными, спортивными, детскими делегациями. У г. Иркутска сложились обширные деловые и культурные связи с городами-побратимами — Канадзава (Япония), Улан-Батор (Монголия), Юджин (США), Шэньян (Китай), городом-партнером Пфорцхайм (Германия), департаментом Верхняя Савойя (Франция), коммуной Стрёмсунд (Швеция), провинцией Пордено-нэ (Италия), а также с городами Гренобль

и Дижон (Франция), городом Ченстохова (Польша). Продолжительность дружеской связи с первым городом-побратимом — г. Канадзава составляет 40 лет.

С целью установления, развития и укрепления международных связей Иркутской области со странами Европы администрацией г. Иркутска в рамках проекта ЕС-ТАСИС создано муниципальное учреждение Дом Европы.

Основной проблемой, затрудняющей проведение анализа внешнеторговой деятельности организаций Иркутской области, является отсутствие не только постоянного или периодического, но даже разового и точечного ее мониторинга и, следовательно, нехватка статистической информации, необходимой для выявления объективной картины в этой сфере и выработки действенных мер по усилению влияния положительных факторов и устранению негативных.

Иркутской областью и г. Иркутском накоплен значительный опыт проведения крупных мероприятий, таких как международные фестивали.

Значимость международного обмена научными, научно-техническими и новейшими технологическими знаниями между организациями г. Иркутска и других опорных муниципальных образований и их зарубежными партнерами заключается, с одной стороны, в возможности использования мирового научно-технического опыта и повышения на этой основе технического и технологического уровня производителей Иркутского региона, с другой стороны, в возможности коммерческой реализации на мировых рынках собственных научно-технических достижений, что в условиях сырьевой направленности иркутского экспорта является эффективным способом рационализации структуры внешнеэкономических связей и постепенного перехода на инновационный сценарий развития региональной экономики.

Одна из важнейших проблем международного сотрудничества Иркутской области и г. Иркутска заключается в необходимости актуализации соответствующей информационной базы и обеспечения к ней доступа иркутских предприятий и организаций и их зарубежных партнеров.

Потенциальным источником ресурсов для решения задач, стоящих перед администрацией Иркутской области и органами городского самоуправления г. Иркутска, являются международные экономические организации, в частности Международный и Европейский банки реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Международная ассоциация франчайзинга. Кроме того, специалисты данных организаций могут оказывать консультационную, организационную, техническую, информационную и другие виды поддержки.

Программа (или иной другой программный или стратегический документ) социально-экономического развития на долгосрочный период должна иметь следующие подразделы направления «международные отношения»:

- внешнеэкономическая деятельность в разрезе основных групп участников по видам деятельности, отраслям, кластерам с отражением финансовой и административной поддержки инвестиционных и инновационных проектов, экономического эффекта, структуры собственности, особенностей управления, экологических и социальных аспектов;

- культурные, спортивные, образовательные, научные, религиозные, общественные связи — обмен делегациями по программам изучения иностранных языков; проведение конференций по обмену опытом в области спорта, музыки, художественных искусств, медицины, новых и высоких технологий, начального, среднего и высшего образования и т.д.; организация концертов, гастролей, конкурсов, олимпиад, турниров, интерактивного общения, информационной поддержки и др.;

- политическое международное сотрудничество — взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных стран; обеспечение проведения международных встреч на высоком и высшем уровнях; прием правительственных, военных, научных и других делегаций, групп наблюдателей различных международных организаций; взаимодействие с международными пред-

ставительствами, диаспорами, культурными национальными обществами, посольствами, дипломатами; развитие дружественных отношений с городами-побратимами; проведение дней зарубежной культуры, развитие имиджа гостеприимного края и добрых русских городов и поселков; воспитание у молодежи ментальности приветливого, терпимого, доброго и великодушного народа с целью улучшения имиджевой и инвестиционной привлекательности региона;

- мониторинг международных рейтингов региона по туризму, экономике, культуре, человеческому потенциалу; изучение механизмов оценки рейтинга и реализация мероприятий по улучшению показателей;

- туризм — развитие инфраструктуры транзитного, комплексного туризма; развитие въездного и выездного делового, техногенного, культурного, природного, экологического, этнографического, исторического, молодежного, образовательного, научного и других видов туризма;

- миграционный аспект — обеспечение выполнения законодательства всеми участниками международных трудовых отношений, противодействие незаконной миграции.

В рамках стратегии социально-экономического развития региона и, далее, в комплексной программе и детальных планах, разрабатываемых по направлению «международные отношения», необходимо закрепить подпрограммы международного сотрудничества по вопросам экологии, туризма, образования, культуры, торговли, промышленных технологий, инноваций и инвестиций.

Отдельные регионы, и в том числе Иркутская область, обладая значительным количеством достопримечательностей и инвестиционно привлекательных производств, способны за счет создания единой системы мероприятий, закрепленной в комплексном программном документе и тематических подпрограммах, существенно увеличить экономический и социальный эффекты от развития международных отношений, что в совокупности с общим развитием всех сфер деятельности будет способствовать росту человеческого потенциала населения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.