СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
Усиление роли регионов в развитии внешнеэкономической деятельности России приобретает все большее значение и актуальность. Благодаря интенсификации и диверсификации международных и внешнеэкономических связей субъект Федерации может получать большие дополнительные доходы от внешнеэкономической деятельности. Международные экономические отношения способствуют повышению инвестиционной привлекательности и социально-экономическому развитию региона. В работе на основе анализа особенностей и основных тенденций внешнеэкономической деятельности Свердловской области сформулированы проблемы дальнейшего развития и пути их решения.
В России до настоящего времени ведется дискуссия по поводу процесса активного вхождения субъектов Российской Федерации в систему мирохозяйственных связей. По мнению одних, регионы могут и должны использовать свое конституционное право, так как в соответствии со ст. 72 гл. 3 Конституции РФ координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом регионы берут на себя определенные регулирующие функции, что является одним из позитивных результатов децентрализации государственного управления. Для субъектов Федерации внешнеэкономические связи стали важным, доминирующим условием устойчивого социально-экономического развития. По мнению других, регионы, преследуя свои интересы и самостоятельно развивая внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), ставят под угрозу единство и целостность российской
А. И. Татаркин, А. Ф. Липецкий
национальной экономики. Кроме того, стихийный (хаотичный) характер формирования внешнеэкономических связей субъектов Федерации приводит к межрегиональной конкуренции, что явно идет не на пользу российской экономике в целом.
Таким образом, проблема развития и совершенствования ВЭД российских регионов, ее эффективное вписывание в систему внешнеэкономических связей России является недостаточно изученной.
Исследованию данных вопросов посвящены труды отечественных ученых А. Г. Гранберга, А.А. Мальцева, М.И. Масленникова, В.Е. Рыбалкина, Л.Е. Стровского,А.Г. Тарасова, А.И. Татар-кина и др. авторов. В них подчеркивается, что международные и внешнеэкономические связи играют важную роль в развитии субъектов Федерации. Они способствуют повышению инвестиционной привлекательности и социально-экономическому развитию региона. Благодаря их интенсификации и диверсификации субъект Федерации может получать дополнительные и большие доходы от ВЭД [4, с. 166—172, 5, с. 97-98, 105-107].
В работах западных ученых Д. Кейнса, Б. Олина, М. Портера, Д. Рикардо, А. Смита, Э. Хекшера, и др. главное внимание уделялось теориям международной торговли и выработке рекомендаций для внешнеэкономической политики государства.
Методологическая и методическая значимость результатов данных исследований при определении форм и системы регулирования международных и внешнеэкономических связей не вызывает сомнений. Вместе с тем, недостаточно раскрыты или остались вне поля зрения ряд вопросов, определяю-
щих процессы развития ВЭД на современном этапе. В частности, влияние процессов подготовки вступления России в ВТО, конкуренция российских регионов в сфере ВЭД, методика развития ВЭД региона в условиях глобализации мировой экономики и мирового экономического кризиса.
Целью настоящей работы является акцентирование внимания на некоторых моментах совершенствования системы регулирования ВЭД в РФ в целом, а также формулирование основных проблем развития ВЭД региона (на примере Свердловской области) на основе анализа и путей их преодоления в современных условиях.
В программе социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., принятой в 2008 г., предусматривается межрегиональное разделение труда и специализация субъектов Федерации по конкурентоспособным направлениям деятельности. С учетом этого, по мнению авторов, во ВЭД российских регионов (прежде всего в экспорте) также совершенно логична специализация, позволяющая им не конкурировать на внешних рынках. То есть, необходима разработка соответствующих механизмов регулирования ВЭД по упорядочиванию формирования внешнеэкономических связей субъектов Федерации.
Особую важность ВЭД приобретает в условиях глобализации мировой экономики и в период мирового экономического кризиса, разразившегося на планете в 2008 г. Как считают авторы, очевидно, что при прочих равных условиях наименьшие потери от кризиса понесут регионы России и транснациональные компании, которые осуществляют широкую ВЭД. Это обусловлено их относительно высокой конкурентоспособностью, а также возможностью диверсификации в условиях сокращения рынков сбыта продукции и рецессии мировой экономики.
Одним из основных путей развития ВЭД субъекта Федерации является формирование инвестиционной привлекательности и положительной репутации региона в иностранных государствах, успешное позиционирование его потенциала и возможностей среди зарубежных партнеров.
Кроме того, внешнеэкономический потенциал развития конкретного региона во многом зависит от того, насколько успешно реализуется выбранная им стратегия социально-экономического развития, позволяющая показать все преимущества региона, что, в свою очередь, обуславливает создание в регионе дополнительных точек роста — начиная от финансовых инвестиций и заканчивая привлечением дополнительных трудовых и интеллектуальных ресурсов.
В этой связи один из самых развитых регионов России — Свердловская область, уверенно входящая по экономическому потенциалу в последние годы в тройку лидеров, — имеет ясную стратегию регионального развития в виде Схемы размещения и развития производительных сил Свердловской области на период до 2015 г. и проводит эффективную инвестиционную политику.
Средний Урал занимает лидирующие позиции области в черной и цветной металлургии, машиностроении и металлообработке в Российской Федерации. В структуре промышленности области на долю металлургии (черной и цветной) приходится 52,8%, на электроэнергетику — 10,1%, машиностроение и металлообработку — 16,8%, т.е. на черную и цветную металлургию, машиностроение и металлообработку приходится 2/3 объема промышленного производства в Свердловской области [3, с. 63].
Производственный потенциал области во многом определяет финансовые потоки, кредитные возможности региона и особенности внешнеэкономического комплекса Среднего Урала, определяющие его передовые конкурентные позиции.
Основные из них следующие:
— приоритетное положение в структуре внешнеэкономических связей всего Уральского — экономического района (в г. Екатеринбурге расположена вся основная инфраструктура по обеспечению развития международных и внешнеэкономических связей);
— высокий уровень диверсификации товарной и территориально-географической структуры экспорта;
— возрастающая роль ВЭД в функционировании хозяйственного комплекса Среднего Урала;
— высокая степень адаптации к условиям мирового рынка, обеспечивающая быстрое изменение структуры экспорта в зависимости от изменений мировой конъюнктуры при постоянном расширении общих объемов экспорта.
Важным фактором, обуславливающим высокий внешнеэкономический потенциал Свердловской области, является развитая инфраструктура в сфере международных и внешнеэкономических связей [1, с. 82—85].
В регионе осуществляют деятельность: Представитель МИД РФ в г. Екатеринбурге; Управление минпромторга РФ по Ураль-скомурайону;Уральскоетаможенное управление и четыре таможни (Уральская оперативная, Екатеринбургская, Нижнетагильская и Кольцовская); двадцать официальных представительств и несколько почетных консульств иностранных государств в г. Екатеринбурге; представительства ряда международных организаций (центр информации и документации ЕС в Уральском регионе, Международная финансовая корпорация и др.); представи-
Внешняя торговля per
тельства крупных иностранных компаний с мировым именем (ЕБРР, «Ernst&Young» и др.); реконструируемый международный аэропорт «Кольцово» и др.
Большой эффект имеет постоянное позиционирование областными органами власти столицы региона — г. Екатеринбурга как центра евро-азиатского сотрудничества. В этой связи мощным импульсом для повышения имиджа Свердловской области станет проведение в июне 2009 г. в Екатеринбурге саммита глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и ряда других стран в статусе наблюдателей.
Активная работа по повышению инвестиционной привлекательности Среднего Урала, развитию международных и внешнеэкономических связей, созданию необходимой для этого инфраструктуры способствует расширению и интенсификации ВЭД региона.
По объему внешней торговли среди регионов Уральского экономического района (УЭР) Свердловская область уступает лишь Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре с его огромным экспортом нефти (табл. 1).
Таблица 1
шов УЭР в 2007 г. [7]
Внешнеторговый оборот Экспорт Импорт
млрд долл. США в % KHTOiy млрд долл. США в % к итогу млрд долл. США в % китоту
Российская Федерация 578,2 100 355,2 100 223,0 100
Уральский экономический район 84,8 14,7 74,6 21,0 10,2 4,6
Тюменская область 47,5 8,2 46,2 1,3 1,3 0,6
в т.ч.:
Ханты-Мансийский авт. округ 37,4 6,5 36,9 1,0 0,5 0,0
Ямало-Ненецкий авт. округ 0,4 0,0 0,3 0,0 0,1 0,0
Свердловская область 12,1 2,1 9,3 2,6 2.8 3,6
Челябинская область 9,4 1.6 6,7 1,9 2,7 1.2
Республика Башкортастан 7,5 1,3 6,7 1,9 0,8 0,4
Пермский край 3,6 0,6 зд 0,6 0,5 0,2
Оренбургская область 3,2 0,6 2,1 0,4 1,1 0,5
Удмурская республика 1,0 0,2 0,3 0,0 0,7 0,3
Курганская область 0,5 0,0 0,2 0,0 0,3 0,0
Составлено по: Социально-экономическое положение России: стат. сб. М.: Росстат, 2007.
14000,0' 12000,0' 10000,0' 8000,0' 6000,0' 4000,0' 2000,0' 0,0'
12147,63
9007,6
7468,8
9368,08
6085,5
1386,3
1766,7
2678,97
Всего Дальнее зарубежье Ближнее зарубежье
Рис.1. Динамика изменения внешнеторгового оборота Свердловской области в 2005-2007гг. [7],
(млн долл. США)
Динамика внешней торговли Свердловской области по странам дальнего и ближнего зарубежья в 2005-2007 гг. представлена на рис. 1.
В 2007 г. число стран — внешнеторговых партнеров Свердловской области составило 123 государства. Объем внешнеторгового оборота превысил 12,1 млрд долл. США и по сравнению с 2006 г. возрос на 27,95 %. Экспорт составил 9,3 млрд долл. и увеличился на 25,1 %, импорт — 2,8 млрд долл. и вырос на 38,5 %.
Основу экспорта (табл. 2) Среднего Урала во внешней торговле со всеми странами в 2007 г. традиционно составляли металлы и изделия из них (65,2 %), продукция химической промышленности (14,7 %), а также машиностроительная продукция (10,6 %).
По импорту (табл. 3) в область в основном поступают машиностроительная продукция (48,4%), минеральные продукты (14,6%), химическая продукция (13,4%).
В 2007 г. участниками ВЭД являлись свыше 3 тысяч предприятий Свердловской области. Наиболее крупными из них, на которые приходится более половины внешнеторгового оборота региона, являются ОАО «НТМК», ОАО «Уралэлектромедь», ФГУП «Уральский электрохимический комбинат», ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», ООО «ВИЗ-Сталь», ЗАО «НСММЗ», ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания», ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» и др.
Мировой опыт показывает, что мощной движущей силой развития экономики являются иностранные инвестиции. В сово-
Таблица 2
Товарная структура экспорта товаров из Свердловской области во внешней торговле
со всеми странами в 2007 г. [8]
Экспортная продукция Код ТН ВЭД Доля,% Темп роста, % Изменение доли, п.п.
Всего 100,00
Продовольствие 01-24 0,30 172,93 +0,09
Минеральные продукты 25-27 1,91 150,05 +0,36
Химическая продукция 28-40 14,71 112,57 -1,16
Кожа и пушнина 41-43 0,00 45,93 +0,00
Древесина и ЦБИ 44-49 2,34 142,20 +0,34
Текстиль 50-67 0,04 120,96 +0,00
Металлы 72-83 65,22 118,79 -1,47
Машины и оборудование 84-90 10,60 141,14 +1,48
Другие товары 68-71, 91-97 4,67 129,72 +0,30
Таблица 3
Товарная структура импорта товаров в Свердловскую область во внешней торговле
со всеми странами в 2007 г. [8]
Вид импортной продукции КодТНВЭД Доля, % Темп роста, % Изменение доли, п.п.
Всего 100,00
Продовольствие 01-24 3,67 145,16 +0,34
Минеральные продукты 25-27 14,59 85,30 -7,92
Химическая продукция 28-40 13,43 131,72 +0,01
Кожа и пушнина 41-43 1Д2 207,94 +0,41
Древесина и ЦБИ 44-49 2,14 104,54 -0,55
Текстиль 50-67 4,83 134,17 +0,09
Металлы 72-83 10,75 177,25 +2,77
Машины и оборудование 84-90 45,69 148,38 +5,17
Другие товары 68-71, 91-97 3,77 133,59 +0,06
купности с другими факторами они способствуют преодолению кризисных явлений, техническому и технологическому перевооружению предприятий, созданию новых рабочих мест и повышению конкурентоспособности; являются не только источниками финансирования предприятий, но выступают и как способ трансферта новых технологий, алгоритмов современного менеджмента.
Свердловская область является одним из наиболее перспективных с точки зрения
инвестиционной привлекательности субъектов Федерации. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» Средний Урал имеет среди регионов, входящих в УЭР, самый высокий инвестиционный потенциал (табл. 4).
С учетом этого Свердловская область представляет огромный интерес для иностранных инвесторов. Появляются все более новые и интересные возможности для расширения бизнеса. Многие инвестиционные проекты являются рентабельными и эконо-
Ранг потенциала Регион УЭР Доля в общероссийском потенциале в 2007-2008 гг., (%) Изменение доли в потенциале 2007-2008гг. к 2006-2007 гг., (%)
2007-2008 гг. 2006-2007 гг.
4 4 Свердловская область 2,988 -0,005
6 5 Ханты- Мансийский-автономный округ — Югра 2,405 -0,337
12 13 Челябинская область 1,967 0,052
13 8 Пермский край 1,942 -0,211
15 15 Республика Башкортостан 1,827 -0,007
18 16 Ямало-Ненецкий автономный округ 1,358 -0,197
29 28 Оренбургская область 0,986 -0,046
35 30 Тюменская область 0,809 -0,181
42 46 Удмурская республика 0,713 0,016
69 66 Курганская область 0,399 0.014
Составлено по: Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов // Эксперт. 2008. №49. С. 102, 104.
Таблица 4
Ранг инвестиционного потенциала субъектов Федерации, входящих в УЭР среди всех регионов России [6, с. 102,104]
мически эффективными. Однако с учетом мирового финансового и экономического кризиса прогнозировать перспективы их возможной реализации достаточно сложно.
Одним из основных индикаторов инвестиционной привлекательности региона является объем иностранных инвестиций, поступающих в его экономику. По данному показателю Свердловская область занимает одно из лидирующих положений среди областей Уральского экономического района (табл. 5).
В последнее время в Свердловской области используются практически все доступные инструменты стимулирования инвестиционного роста. Большая роль отводится созданию системы государственной
водства и производства резиновых и пластмассовых изделий, лесопромышленного комплекса, а также связанные с переработкой техногенных образований, развитием малой энергетики, производством медицинской техники.
Наиболее привлекательными отраслями в Свердловской области для инвестиций по-прежнему остаются черная и цветная металлургия, пищевая промышленность, оптовая и розничная торговля, машиностроение и металлообработка. В числе перспективных можно назвать производство строительных материалов, в частности, сухих смесей, цемента, а также деревообработку.
Таблица 5
Иностранные инвестиции в экономику России и регионов УЭР в 2007 году [7],
(млрд долл. США)
Регион РФ Поступило В т.ч.
всего в%к итогу прямые инвестиции портфельные инвестиции прочие инвестиции
Российская Федерация 120,9 100 27,8 4,2 88,9
Свердловская область 1,3 1,1 од 0,4 0,8
Челябинская область 1,3 1Д 0,4 од 0,8
Оренбургская область 0,9 0,7 - - -
Тюменская область в т.ч.: 0,4 0,3 ОД 0,0 0,3
Ханты-Мансийский АО 0,2 0,2 0,0 0,0 0,2
Ямало-Ненецкий АО од од 0,0 0,0 од
Республика Башкортостан 0,32 0,3 0,12 0,004 0,2
Пермский край 0,2 0,2 - - -
Удмурская республика 0,08 0,0 - - -
Курганская область 0,01 0,0 0,0 0,0 0,01
Составлено по: Социально-экономическое положение России: стат. сб. М.: Росстат 2007.
поддержки инвестиционной деятельности и формированию благоприятного инвестиционного климата, разработке и реализации областных инвестиционных программ в различных отраслях экономики.
В 2006 г. принят областной закон «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области», вступивший в действие с 1 января 2007 г.
Реализуются проекты предприятий строительной индустрии, химического произ-
Много совместных с зарубежными компаниями перспективных проектов реализуется в сфере машиностроения, электроэнергетике, лесном и деревообрабатывающем комплексе, строительстве и стройиндуст-рии, в других отраслях. Руководство области провело ряд переговоров с крупными станкостроительными компаниями Японии, Чехии, Германии, Великобритании и достигло договоренности о модернизации и обновлении станочного парка машиностроительных предприятий.
Динамика иностранных инвестиций в — высокая степень износа производс-
экономику Свердловской области по видам твенных фондов предприятий машино-
поступлений за 2001—2007 гг. представлена строительного комплекса Свердловской
в табл. 6. области и ограниченность внутренних ин-
Таблица 6
Иностранные инвестиции по видам поступлений за 2001-2007 гг. [7],
(млн долл. США)
Вид поступлений 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Инвестиции, всего 749,2 1354,7 1317,5 516,8 1093,8 1389,8 1338,3
в том числе:
Прямые 103,3 99,7 77,8 62,6 13,3 4,0 119,1
из них:
взносы в уставный капитал 23,9 59,7 57,8 12,3 6,2 3,7 -
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев 74,4 38,3 18,8 49,3 6,6 0,3 107,2
прочие прямые 4,7 1,7 1,2 - 0,5 - -
Портфельные инвестиции 0,0 4,0 15,4 2,1 1,3 228,8 391,6
Прочие 645,9 1251 1224,3 452,1 1079,0 1157,0 827,6
Составлено по: Социально-экономическое положен
В 2007 г., несмотря на небольшое сокращение общего объема иностранных инвестиций, существенным моментом является улучшение их структуры. Так прямые зарубежные инвестиции в 2007 г. составили 119 млн долл. США, увеличившись почти в 30 раз по сравнению с 2006 г. Портфельные инвестиции составили 390 млн долл. США и выросли к уровню 2006 г. на 71%, что свидетельствует о повышении интереса иностранных инвесторов к участию в акционерном капитале компаний региона.
Вместе с тем, дальнейшему развитию ВЭД Свердловской области в настоящее время препятствуют ряд проблем и факторов, оказывающих негативное влияние на формирование и эффективное функционирование внешнеэкономического комплекса региона.
Главными из них являются:
— стихийный (хаотичный) характер формирования внешнеэкономических связей;
— недостаточная конкурентоспособность продукции с высокой степенью переработки;
— свертывание традиционных производственных и внешнеторговых связей со странами СНГ [9] и Восточной Европы;
; России : стат. сб. М.: Росстат, 2001-2007.
вестиционных ресурсов;
— несовершенство системы сертификации и контроля качества экспортной продукции, обуславливающее снижение валового объема валютной выручки;
— усиление протекционистских мер в ряде зарубежных государств, затрудняющих деятельность экспортоориентирован-ных предприятий Свердловской области на перспективных рынках;
— отсутствие реального содействия развитию экспортного потенциала и импортозамещающих производств, финансовой поддержки экспорта участников ВЭД области.
В сфере привлечения иностранных инвестиций основной проблемой является то, что российский рынок инвестиций пока не может похвастаться стабильностью, и Свердловская область здесь не исключение. С учетом этого инвесторы могут столкнуться с определенными трудностями, самая серьезная из которых — это инвестиционные риски.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» Свердловская область в 2007-2008 гг. в сравнении с 2006-2007 гг. повысила свой ранг риска среди субъектов
Федерации с 59 на 28, снизив более чем в недостаточную информированность пред-два раза инвестиционные риски на своей ставительств зарубежных государств в г. территории (табл. 7). Екатеринбурге и потенциальных иностран-
Таблица 7
Инвестиционный риск регионов УЭР в 2006-2008 гг. [6, с. 98,100]
Ранг риска среди российских регионов Ранг потенциала среди российских регионов Регион (субъект Федерации) Средневзвешенный индекс риска (Россия=1) Изменение индекса риска 2006-2007 гг. к 2005-2006 гг., — увеличение (+), снижение (-)
2007-2008 гг. 2006-2007 гг.
13 20 29 Оренбургская область 0,904 -0,048
15 13 15 Республика Башкортостан 0,915 0,033
24 53 12 Челябинская область 0,959 -0,187
28 59 4 Свердловская область 0,985 -0,202
29 42 6 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 0,985 -0,103
45 38 18 Ямало-Ненецкий автономный округ 1,081 0,013
49 22 13 Пермский край 1,101 0,144
54 73 69 Курганская область 1,141 -0,233
56 47 35 Тюменская область 1,154 0,040
58 71 42 Удмурская республика 1,179 -0,092
Составлено по: Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов // Эксперт. 2008. №49. С. 98, 100.
Говоря о трудностях, с которыми встречаются инвесторы, обратим внимание на итоги исследования, проведенного в России международным консалтинговым агентством PBN в 2005 г. Из 150 руководителей крупных иностранных компаний, осуществляющих капитальные вложения в российскую экономику, 87% отметили чрезвычайно высокий уровень коррумпированности российского чиновничества, 69% беспокоились за безопасность своей собственности, 76% жаловались на действующую в стране правоприменительную практику, а 80% не устраивали существующие процедуры лицензирования и политика властей, нарушающая нормы свободной конкуренции на рынке.
В качестве препятствия на пути иностранных инвесторов можно также отметить
ных инвесторов о перспективных уральских проектах.
Сформулируем далее основные направления дальнейшего развития международных связей и внешнеэкономической деятельности Свердловской области с учетом особенностей функционирования социально-экономического комплекса.
Для дальнейшего развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области необходимо продолжать успешное позиционирование региона в международной сфере, регулярно практиковать проведение презентаций экономического потенциала и возможностей Свердловской области, причем как на территории России, так и за рубежом. Однако только успешное позиционирование Свердловской области на международ-
ной арене не гарантирует перспективного развития сотрудничества с зарубежными странами. Необходимо осуществлять также другие мероприятия по интенсификации внешнеэкономической деятельности Свердловской области.
Среди них важным является продолжение работы по определению перспективных направлений развития торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества с зарубежными странами. С этой целью необходим постоянный мониторинг и анализ взаимоотношений с отдельными странами, на основе которого выявляются препятствия и трудности, сдерживающие развитие сотрудничества и затем определяются приоритеты развития. Важно проводить на регулярной основе совещания созданных по странам-парт-нерам Свердловской области рабочих комиссий и групп с участием представителей хозяйствующих субъектов. Целесообразно продолжать практику регулярного приглашения правительственных и деловых делегаций из других стран в Свердловскую область, в том числе в форме участия в ежегодных Российском экономическом и Евро-Азиатском машиностроительном форумах, проводимых в Екатеринбурге, выставках, биржах кооперации и т.д., а также обеспечивать участие деловых делегаций Свердловской области в выставках и деловых форумах, проводимых за рубежом.
Прежде всего, вышесказанное касается стран в нашем ближайшем окружении, а именно государств — участников СНГ, с которыми у нас еще недавно были широкие кооперационные связи [9]. Однако в последние годы доля во внешней торговле с данными странами сократилась (более чем в два раза) с максимальной — 44,8% в 1993 г.[9, с. 86] до 22,05% в 2007 г. [8].
Одной из эффективных мер по развитию международных и внешнеэкономических связей области является развитие инфраструктуры международных и внешнеэкономических связей. Большую роль здесь играет дальнейшее расширение сети официальных представительств иностран-
ных государств в Свердловской области, а также развитие сети представительств Свердловской области за рубежом с целью продвижения продукции предприятий региона и привлечения иностранных инвесторов. Важное значение имеет завершение реконструкции аэровокзального комплекса международного аэропорта «Кольцово», создание в Екатеринбурге международных транспортно-логистических центров и т.д. и т.п.
Благоприятные условия для развития международных связей и внешнеэкономической деятельности, формирования имиджа области как территории высокого качества продукции и эффективного менеджмента создаст реализация мероприятий по укреплению конкурентных преимуществ предприятий и организаций, осуществляемых в Свердловской области в ходе подготовки вступления России в ВТО.
Сегодня в условиях глобализации мировой экономики роль иностранного капитала в социально-экономическом развитии территорий постоянно возрастает. Важное значение имеет то, что в настоящее время первостепенным становится не столько проблема привлечения денег сама по себе, а сколько целесообразность, рациональность и, главное, результативность их использования на уровне страны, региона и отдельных хозяйствующих структур.
Если всего несколько лет назад уральцы были рады любым инвестиционным вливаниям в экономику области, то теперь настала пора более взвешенного подхода к инвестициям, сбалансированного их освоения с учетом интересов территорий.
В инвестиционной политике региона целесообразно сконцентрировать усилия на привлечении иностранных инвесторов к финансированию высокотехнологических инновационных проектов, основанных на современных научно-технических разработках и новейших прогрессивных технологиях. Иностранные инвестиции крайне необходимы в производстве строительных материалов (стекла, цемента); деревообработке и восстановлении машинострои-
тельных традиций через создание специализированных центров; модернизации и строительстве новых энергетических мощностей и др. Важным является и развитие совместных проектов в гостиничном бизнесе, связанных со строительством современных гостиничных комплексов и развитием гостиничных услуг.
Очень важно привлекать к взаимодействию крупные транснациональные компании. В качестве положительного примера отметим французский транснаснацио-нальный строительный концерн Bouygues Bâtiment Inernational (БУИГ), который возводит в центре областной столицы целый комплекс зданий, в том числе завершает строительство гостиничного комплекса пятизвездочного уровня Hyatt Regency на 400 номеров. Средства на строительство выделил также французский пул банков во главе с Société Generale.
Для реализации инвестиционного потенциала Свердловской области недостаточно создать общие благоприятные условия, необходимо разработать конкретные инвестиционные проекты, которые будут привлекательны и убедительны для инвестора. Проблема в том, что разработка инвестиционного проекта на должном уровне — достаточно дорогостоящая процедура, и предприятия Свердловской области, как правило, не готовы оплачивать ее из собственных средств.
С другой стороны, инвесторы, не имея достоверной информации об экономических характеристиках проекта, не готовы вкладывать средства в проектные работы. Поэтому разработку инвестиционных проектов может осуществлять за счет собственных средств специальный орган, сформированный с участием представителей потенциальных инвесторов — российских и зарубежных банков, инвестиционных компаний, консалтинговых фирм и т.п. В этом случае, в соответствии со сложившейся международной практикой, затраты разработчиков на разработку и сопровождение проекта могут быть компенсированы путем предоставления им определенной доли
(5-10 %) в уставном капитале инвестиционного объекта либо включаться в стоимость инвестиционного проекта.
Необходимо также постоянное совершенствование системы юридического и организационного сопровождения крупных инвестиционных проектов и программ. Инвесторам, особенно при создании нового предприятия приходится решать целый комплекс вопросов, связанных с регистрацией предприятия, валютным контролем, таможенным оформлением, землеотводом, получением разрешения на строительство и т.п. Для того, чтобы помочь им решать эти вопросы целесообразно реализовать в Свердловской области «принцип одного окна» — сформировать единый полномочный орган, обеспечивающий правовые и организационные аспекты деятельности инвесторов. Об этом давно и много говорится, но реальных действий пока не ведется.
На взгляд авторов необходимо также разработать и реализовать комплекс мер по стимулированию внешнеэкономических связей на уровне муниципальных образований, которые пока в большей части находятся за пределами нормативно-правового регулирования ВЭД, так как остаются неясными объем их полномочий и роль органов государственной власти субъектов РФ в координации или содействии в осуществлении муниципальными образованиями внешнеэкономических связей.
Таким образом, для адаптации к изменяющимся экономическим условиям с учетом вышеизложенных проблем и предложений по их решению очевидна необходимость совершенствования действующего механизма регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации в целом, и в ее регионах в частности.
Список литературы
1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий: учебник / под ред. Л.Е. Стровского. М.: Закон и право; ЮНИТИ, 1999. 823 с.
2. Мальцев АЛ. Экономико-статистический анализ развития внешнеэкономического комплекса экономического района:
методологические аспекты (на примере Урала). Екатеринбург: УрГЭУ, 2008. 183с.
3. Масленников М.И. Пути наращивания экспортного потенциала и внешнеэкономической экспансии России и регионов Урала. Екатеринбург : ИЭ УрО РАН, 2008. 218 с.
4. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации: учебное пособие / под ред. акад. РАН А. Г. Гранберга. М. : Научная книга, 2001. 352 с.
5. Международные экономические отношения : учебник / под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ, 2004. 605с.
6. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов // Эксперт. 2008. №49. С. 96-110.
7. Социально-экономическое положение России : стат. сб. М.: Росстат, 2000—2007.
8. Таможенная статистика внешней торговли Уральского федерального округа. Екатеринбург: Уральское таможенное управление, 2000-2007.
9. Тарасов А.Г., Липецкий А.Ф. Внешнеэкономические связи России и ее регионов со странами СНГ. Екатеринбург : УрГЭУ, 2001.153с.
10. Татаркин А.И. Социально-экономический статус срединного региона России // Пространственная экономика». 2005. №4. С. 21-39.
11. Уральский Федеральный округ. Свердловская область : под редакцией чл-корр. РАН А. И. Татаркина // Экономическая энциклопедия регионов России. М : Экономика, 2002. 558 с.