Научная статья на тему 'Международные образовательные проекты как элемент стратегии'

Международные образовательные проекты как элемент стратегии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1218
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стронгин Р., Хохлов А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные образовательные проекты как элемент стратегии»

КУРСОМ РЕФОРМ

і

Р. СТРОНГИН, профессор А. ХОХЛОВ, профессор, ректор Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Международные образовательные проекты как элемент стратегии

Нельзя не видеть, что представления об экономике и финансовых технологиях становятся сегодня нужны всем (чего не было вчера), поскольку фактически уже нет деятельности, которую можно было бы рассматривать как внеэкономическую. Уже недостаточно вносить предложения о том, что и как нужно сделать. Немедленно возникает вопрос о стоимости реализации этих предложений и о сопоставлении этой стоимости с затратами других субъектов, предлагающих те же товары или услуги. В стране ускоренно формируются новые социально-экономические механизмы: система социальной защиты, банковская и страховая системы, рынок ценных бумаг, система ипотечного кредитования и многое другое. В результате возникает острая потребность в кадровой поддержке всех этих областей деятельности.

Нижегородский университет, в истории которого многократно встречается слово «первый» (в наших стенах созданы первые в СССР радиофизический факультет, факультет вычислительной математики и кибернетики и др.), не задержал свой научный и образовательный ответ на нужды нового времени. С начала 90-х годов у нас открыта подготовка специалистов по национальной и мировой экономике, ком-

мерции, менеджменту и маркетингу, финансам и кредиту, бухучету и аудиту, социальной работе, государственному и муниципальному управлению, регионоведению, политологии, праву и по многим другим направлениям и специальностям, включая информационные технологии, отражающие проникновение компьютеров и телекоммуникационных сетей во все виды деятельности. Эта работа была поддержана созданием ряда факультетов (финансового, юридического, социальных наук, управления и предпринимательства и др.) и более двух десятков новых кафедр (банков и банковского дела, европейского и международного права, предпринимательского права, финансов, общей социологии и социальной работы и др.). При этом некоторые подразделения (например, кафедра трансфера технологий и предпринимательства в научно-технической сфере) были созданы впервые (в духе уже упомянутой традиции). Как следствие, число студентов, обучающихся в университете, увеличилось за десятилетие почти вдвое (считая и тех, кто учится на внебюджетной основе; отметим, что контингент, обучающийся на средства федерального бюджета, также увеличился, и возник дополнительный контингент, обучение которого финансирует-

ся из бюджетов районов Нижегородской области). Естественнонаучная подготовка в целом сохранила свой объем, но одновременно существенно возросли масштабы подготовки по гуманитарным направлениям.

При организации этой работы учитывалось, что социально-экономическая практика является генератором многих идей и подходов, имеющих определяющее значение для последующего развития. Известно, что Г. Форд не был экономистом, но именно он впервые ввел сборочные линии, кардинально изменив представления об экономике массового производства. Важно учитывать это обстоятельство и при анализе современной отечественной социально-экономической практики (отметим, например, накопленный в нашем регионе успешный опыт ипотечного кредитования строительства). Поэтому мы привлекаем к организации учебной работы специалистов и руководителей, вовлеченных в реальные процессы преобразований. Например, кафедру «Банки и банковское дело» возглавляет глава Нижегородского отделения Государственного банка России, кандидат экономических наук С.Ф. Спицын, кафедру «Государственное и муниципальное управление» - заместитель губернатора, руководитель Нижегородского отделения Госкомстата России, доктор экономических наук А.Н.Голубцов, кафедру журналистики - заместитель губернатора, доктор педагогических наук О.Н. Савинова. Это же можно сказать и о кафедре социальных девиаций, о Центре современных политических технологий и других университетских структурах.

Образовательная деятельность университета, коротко охарактеризованная выше, постоянно поддерживалась руководством Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Так, в 1993 г.

коллектив был отмечен городской премией в области высшей школы за кадровое обеспечение реформ в регионе. В 1997 г. такая же премия была присуждена за создание первого в России внебюджетного факультета управления и предпринимательства, на котором проходят обучение и переподготовку (в целях получения второго высшего образования в новых областях деятельности) более двух тысяч человек.

Нужно отметить, что важную роль в формировании и реализации новой образовательной стратегии ННГУ сыграло то обстоятельство, что руководство и коллектив университета с самого начала осознали и гигантский масштаб происходящих социально-экономических и политических изменений, и недостаточность опыта интеллектуального обеспечения практической деятельности в условиях рыночной экономики.

Результаты экономической деятельности сегодня определяются не планом, а конкретными решениями субъектов, располагающих ресурсами. Поэтому управление экономикой становится не прямым, а косвенным (через налоги, кредиты, инвестиции и другие законодательно определяемые условия деятельности); оно должно опираться не на заданные показатели, а на прогнозируемые результаты работы. В результате экономическая жизнь становится объектом пристального эмпирического исследования, полигоном для формирования принципов, построения моделей. Как писал Д. МакКлоски, известный своими работами по методологии экономической науки: «Каждый экономист должен понимать, что экономика, как и астрономия, есть наука, построенная на наблюдениях».

Затронем другой аспект экономического развития. Большие надежды возлагаются на становление малого

предпринимательства, которое, по опыту многих стран, является одной из основ социальной стабильности. Но оно, как показывает тот же опыт, не столько работа, сколько способ жизни широкого слоя людей. А это, в свою очередь, предполагает воспитание ценностей, отношений и веры, поддерживающих интерес к ведению собственного дела в условиях риска и методами, которые этически приемлемы в обществе (заметим: при меньших гарантиях, чем на «стандартном» рынке труда). То есть развитие малого предпринимательства - это и образовательная проблема (между прочим, в Германии основы соответствующего образования закладываются уже в школе).

Интенсивное развитие соревновательности превращает конфликт в нормальный аспект взаимоотношений. Цивилизованное регулирование в таких условиях требует не только адекватной организации общественной жизни, но и определенного знания членами общества известных форм достижения консенсуса (это не только наша проблема: достаточно вспомнить программу ЮНЕСКО «Культура мира»).

Можно отметить и задачу воспитания лидеров, возникающую как следствие высокой динамики современной производственной и экономической деятельности, порождаемой инновациями и вызывающей болезненные изменения при расстановке людей, организующих эту деятельность. Другим фактором возрастания роли личности в системах управления является высвобождаемое «стратегиями выравнивания власти» (типа стратегического менеджмента) стремление каждого руководителя повышать свой статус в коллективе. Здесь ярко обнаруживается то обстоятельство, что любые начинания сначала реализуются через изменения в людях, а лидерство начинает осозна-

ваться как один из важных ресурсов нации.

Существуют и другие образовательные проблемы, рожденные преобразованиями, идущими в стране и ведущими к необходимости рзработки парадигмы, определяющей развитие университета. Работа по формированию подходов к решению этих проблем неизбежно рождает интерес к соответствующему опыту наиболее развитых стран. В связи с этим мы поставили задачу создания системы долгосрочного взаимодействия с университетами Европы и Америки.

При этом имелось в виду, что такое взаимодействие позволит повысить квалификацию десятков преподавателей, с тем, чтобы они могли вести исследования в новейших областях и одновременно обеспечить преподавание дисциплин, ранее отсутствовавших в учебных планах. В то же время наши сотрудники вместе с западными коллегами в перспективе могут составить ядро международных исследовательских коллективов, что обеспечило бы признание отечественых научных и образовательных программ.

Другой гранью указанного взаимодействия должна стать организация длительного включенного обучения (несколько семестров) значительной группы наших студентов на площадках зарубежных университетов в целях ускоренного создания в регионе ядра молодых специалистов, знающих иностранные языки, имеющих контакты в научно-педагогической (и, возможно, деловой) среде Запада и способных содействовать развитию внешнеэкономической деятельности региона.

Наряду с этими целями, предусматривающими создание в университете и регионе некоторой «критической массы» специалистов, способной стать центром кристаллизации новых подходов к формированию стратегии преоб-

разований, основанной на анализе и прогнозировании социально-экономического развития, с самого начала была обозначена и задача вхождения университета в мировое образовательное пространство.

Важно отметить, что формирование нашего отношения к международной кооперации в области образования, в которую самым непосредственным образом вовлекаются и ректорат, и деканский корпус, и ученый совет университета и советы факультетов, происходило в условиях города, который в силу известных обстоятельств был длительное время закрытым для зарубежных связей. Поэтому уже постановка обозначенных выше задач рассматривалась нами как важное продвижение в понимании проблем развития самого университета. При этом мы учитывали, что положительными предпосылками совместной деятельности с университетами Запада является проявляемый ими интерес к исследованию процессов в переходной экономике, а также стремление определенных кругов Европы и Америки содействовать подготовке кадров для поддержки рыночных преобразований в России. Но, с другой стороны, мы понимали и трудности финансового обеспечения таких проектов, равно как и необходимость активного участия в интерациональных программах, предоставляющих финансирование вузам России (на конкурсной основе).

Один из проектов, реализованных при содействии Тейлоровского университета (США, г. Апланд, штат Индиана), — подготовка магистров делового администрирования (МВА). Эта программа получения второго высшего образования лицами, уже работающими в сфере бизнеса и государственного управления, была первой программой такого рода в России. Российскими и американскими преподавате-

лями были подготовлены необходимые учебные материалы (например, Дж. Энджел, Ф.Е. Удалов, Л.Ф. Сухо-доева, Ю.С. Волков. «На пути к маркетингу». Н. Новгород: ННГУ, 1993; Дж. Коу, А.С. Кокин, Л.Ф. Суходоева. «Как открыть свое дело». Н. Новгород: ННГУ, 1997). Каждый, осваивающий программу, завершает свое обучение двухнедельной поездкой в США, часть финансирования которой берет на себя американский партнер. В ходе поездки осуществляется знакомство с институтами (с такими, например, как Чикагская товарная биржа, Федеральная резервная система), предприятиями (например, заводами Крайслера и Форда), фермами и другими (образцовыми) объектами, демонстрирующими современные формы деятельности в рыночной экономике. Подготовку по этой программе успешно прошли около двухсот предпринимателей и государственных служащих, включая более двух десятков высших руководителей Нижегородской области и Нижнего Новгорода.

Время показало эвристичность системы подготовки указанного типа. Сегодня в стране существует «Президентская программа» подготовки менеджеров, включающая достаточно длительную стажировку в западных странах. В Нижнем Новгороде есть один из вузовских консорциумов, реализующих эту программу, и мы участвуем в его работе. Министерство образования России провело конкурсный отбор ведущих образовательных учреждений для участия в эксперименте по реализации программ «Мастер делового администрирования, МВА»; Нижегородский университет включен в число его участников. Дополнительно организована отечественная двухнедельная программа «Бизнес и общество в России» для учащихся американских университетов. Эта программа (включающая

знакомство с рядом нижегородских предприятий, с институтами власти, с Нижегородской ярмаркой и др.) входит в курсы стажировок, предлагаемых Виллановским университетом (США, штат Филадельфия), и успешно освоена первой группой американских студентов, получив их высокую оценку (программа оплачивается американской стороной).

Задача подготовки кадров для обеспечения работы смешанных предприятий и организаций, а также для развития внешнеэкономической деятельности региона привела нас к реализации проекта «Российско-французский университет» (РФУ), представляющего собой сложный комплекс образовательных программ двух стран.

Проект реализуется консорциумом из четырех университетов: Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (ННГУ), Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ), Университета им. Пьера Мендеса Франса (Университет «Гренобль-2», Франция) и Университета им.Стендаля (Университет «Гренобль-3», Франция). Задачей проекта является подготовка экономистов и юристов, владеющих двумя европейскими языками (французский язык является обязательным, второй - по выбору студента). Он поддерживается руководством города и региона, а также Министерством иностранных дел Франции (заметим, что послы Франции в России неоднократно посещали ННГУ и НГЛУ) и является аналогом одной из французских образовательных программ, осуществляемых совместно университетами Гренобль-2 и Гренобль-3. Нижегородский вариант предусматривает прохождение студентами двух программ обучения (экономист-переводчик или юрист-переводчик), отвечающих рос-

сийским государственным стандартам. По окончании курса выпускники (первый выпуск уже состоялся) получают два диплома: диплом экономиста или юриста, выдаваемый ННГУ, и диплом переводчика, выдаваемый НГЛУ. Обучение включает стажировки во Франции, проводимые на базе университе-тов-партнеров при финансовой поддержке МИД Франции.

Проект является уникальным примером глубокой функциональной интеграции двух нижегородских вузов. Студенты независимо поступают в ННГУ и НГЛУ (в соответствии с российскими правилами приема), а затем проходят конкурс для участия в соответствующей программе своего вуза. С момента зачисления они становятся равноправными участниками учебного процесса в двух университетах (являясь студентами в одном и слушателями — в другом). В каждом из этих вузов они рассматриваются как единая группа (при этом экономический и юридический потоки разделены, поскольку в ННГУ программа обеспечивается двумя разными факультетами -экономическим и юридическим). Создан возглавляемый ректорами ННГУ и НГЛУ Совет программы; назначены ответственные за программу проректоры, налажено тесное взаимодействие трех деканатов, обеспечивающее реализацию проекта. Проект поддерживается еще рядом «подпроектов», таких, например, как определенная соглашением с Пресс Юниверситер де Гренобль и финансируемая МИД Франции программа переводов на русский язык лучших французских учебников в области права и финансов. Первые книги этой серии уже изданы (например, Жан-Луи Бессон. «Деньги и финансы». Пресс Юниверситер де Гренобль. Н.Новгород: ННГУ, 1998; Жаклин Доменак. «Территориальные коллективы Франции». Пресс Юни-

верситер де Гренобль. Н. Новгород: ННГУ, 1998; Жан-Клод Монтанье. «Контракт». Пресс Юниверситер де Гренобль. Н. Новгород: ННГУ, 1999; и др.). В переводе этих книг на русский язык приняли участие лучшие специалисты НГЛУ.

В качестве другого российско-французского «подпроекта» можно отметить и совместное исследование проблем конверсии оборонных производств, результаты которого опубликованы в трехтомном издании на русском языке. Оно выполнено представителями ННГУ, французского университета Париж-8 и Нижегородского технического университета.

В развитие проекта «Российско-французский университет» был успешно выигран грант на исследования в области европейского и международного права (T-JEP-10325-97) по программе ТЕМПУС-Тасис (партнерами являются университет Гренобль-2 и Амстердамский университет), позволивший создать в ННГУ кафедру европейского и международного права, обеспечивающую преподавание девяти дисциплин этого цикла. Одновременно при ННГУ открыт центр по правам человека, финансируемый Советом Европы. Все это (в сочетании с созданием диссертационного совета, развитием аспирантуры и соискательства при юридическом факультете, охватывающими более ста человек, и др.) способствовало повышению качества подготовки юристов и выразилось, к примеру, в достигнутых студенческими командами юрфака за последние три года успехах (второе, первое и вновь второе места) во всероссийских (проводимых на английском языке) соревнованиях по модели международного суда (в подготовке команд принимали участие американские преподаватели, работавшие в ННГУ по программе Civic Education Project).

Внимание руководства университе-

та к созданию базы подготовки в области права является не случайным. Развитие правовых институтов существенно определяет возможности становления новой экономической системы, чему посвящены многие исследования (в том числе, выполненные нашими западными партнерами; см., например, Klaus Nielsen. «The Transformation Process in Eastern Europe. Economic Reform, Social Conflict and Institutional Change». FS&P Forsknigsrapport nr.3/ 1997. ISSN nr. 0109-4343).

Наше участие в программе ТЕМ-ПУС-Тасис началось, однако, раньше, чем был получен грант на выполнение проекта в области права, описанного выше. В 1994 г., когда указанная программа стала открытой для участия российских вузов, мы выиграли сначала предпроект, а затем сам проект (T-JEP-08536-94) в области общественной экономики. В тот момент это был один из первых 25 проектов, выигранных вузами России (и единственный в области экономики). Работа над ними заняла четыре с половиной года. Нашими партнерами были Калабрийский университет из Италии (UNICAL) -контрактор и Университетский Центр Роскильде из Дании (RUC). В ходе реализации проекта 108 студентов ННГУ выезжали для обучения (на семестр и более длительные сроки) в университеты-партнеры.

Итогом стало формирование Российско-Итальянского университета (РИУ) как комплекса российских и итальянских образовательных и научных программ. Он вошел на правах приоритетного в «План действий в отношениях между Российской Федерацией и Итальянской республикой», подписанный президентом России и премьер-министром Италии в 1998 г.

В соответствии с этим проектом студенты ННГУ, завершившие четырехлетнее обучение (прошедшие конкурс-

ный отбор и освоившие итальянский язык), выезжают на включенное двухсеместровое обучение в Италию, которое заканчивается сдачей экзаменов и защитой выпускной работы на итальянском языке. Итог — получение итальянского диплома (лауреа). Защита второй выпускной работы на русском языке в ННГУ позволяет одновременно получить российский диплом. Эта схема предусматривает также возможность для итальянских студентов из Калабрийского университета пройти двухсеместровое включенное обучение на русском языке в ННГУ и получить российский диплом после защиты выпускной работы также на русском. Для осуществления этой схемы партнеры проделали огромную работу по сравнительному анализу учебных планов и обеспечению возможности их взаимного признания. Все, казалось бы, неустранимые расхождения (связанные с различием национальных систем права и т.п.) разрешены путем включения соответствующих дисциплин в учебные планы обеих сторон. Такая работа по взаимному признанию выполнена уже по экономике, финансам, механике и информатике. При ее проведении широко использовались принципы европейской системы трансфера образовательных кредитов (ЕСТБ). В настоящий момент уже шесть студентов ННГУ и 5 итальянских успешно прошли эту программу.

Проект также включал переводы западных изданий, обеспечивающих постановку новых курсов (см., например: Бруно Аморозо. «О глобализации. Капитализм в XXI веке». - Н. Новгород: ННГУ, 2000), и предназначенные для аспирантов совместные публикации российских, датских и итальянских авторов (см., например, коллективную монографию «Экономика общественного сектора как сложная система. Методы исследования и примеры приме-

нения / Под редакцией Ю.В. Трифонова». - Н. Новгород: ННГУ, 1997).

Нужно отметить, что с самого начала идея проекта была поддержана министерствами образования обеих стран, посольствами России в Италии и Италии в России (посол Италии лично посетил ННГУ в процессе подготовки документов о межгосударственной поддержке проекта), а также руководителями соответствующих регионов и городов. Проект был финансово поддержан итальянским правительством, а также грантом, выделенным CARICAL Foundation. Губернатор Нижегородской области учредил несколько стипендий для обучения российских студентов по программам РИУ. Последующее развитие исследовательской части проекта (в области физики твердого тела и информатики) позволило включить его в число международных учебно-научных проектов федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» (что способствовало и укреплению финансовой базы РИУ).

Фактически описанный проект явился для нас первым серьезным опытом вхождения в европейское образовательное пространство. Его дальнейшее развитие обеспечил выигранный нами грант (M-JEP-10461-98) программы ТЕМПУС-Тасис, создающий условия для взаимного признания образования в области финансовых институтов. Мы сохранили прежних партнеров (UNICAL, RUC), но контрактором на этот раз стал датский университет. Была поставлена не только задача дальнейшего совершенствования схемы признания, разработанной ранее с итальянским партнером, но и гораздо более сложная проблема обеспечения максимальной эквивалентности последнего года обучения по программе ба-

калавра на финансовом факультете в ННГУ и последнего года обучения по аналогичной программе в датском уни-верситете-партнере. Первые четыре датских студента и около десяти российских уже прошли подготовку в рамках проекта. На защите дипломных работ датчанами присутствовал посол Дании в России. Правительство этой страны поддержало проект выделением специального гранта на приобретение дополнительного оборудования.

Чтобы реализовать проект, партнеры провели серьезный сравнительный анализ учебных планов и образовательных традиций в обеих странах, включая вопросы сопоставления национальных систем оценок (вновь широко использовались принципы ECTS). Некоторые результаты этих исследований были доложены на Второй международной научно-практической конференции «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект», проведенной в ННГУ 19 - 22 мая 1999 г. (см. Материалы конференции, T. I. :

• Вольффсен П., Расмуссен Э., Стронгин Р.Г., Ясенев В.Н., Кокин B.C., Петрова О.В. «Российско-Датский проект подготовки бакалавра наук по направлению 521600 - “Экономика” (второй уровень высшего профессионального образования). Специальность: 06.04.00 - “Финансы и кредит”»;

• Вольффсен П., Расмуссен Э., Стронгин Р.Г., Ясенев В.Н., Кокин B.C., Петрова О.В. «О взаимном признании учебных планов в области финансов между университетом Роскиль-де (Дания) и Нижегородским государственным университетом»;

• Гришагин В.А. «Принципы согласования государственных стандартов образования в структуре Российско-Итальянского университета»;

• Инфанте Д., Сергеев Я. Д., Трифонов Ю.В., ДороничевД.А., Горбунова М.Л. «Вопросы конвергенции в сфе-

ре подготовки специалистов экономического профиля»; и др.).

Дальнейшим шагом в области международных проектов стало получение (на основе конкурсов, проводимых Национальным фондом подготовки кадров) двух займов Всемирного банка. Первый из них позволил организовать на факультете управления и предпринимательства образовательную программу «Лидеры для производства» (наш аналог американской программы, реализуемой Массачусетским технологическим институтом), которую в настоящее время осваивают первые сорок слушателей. Второй займ используется для внедрения на механико-математическом факультете обучения по профессионально-образовательной программе «Математические методы в экономике». С этой целью на мехмате создано соответствующее отделение, работу которого поддерживают также преподавательские силы экономического и финансового факультетов.

В процессе подготовки экономистов и финансистов появилась необходимость решительной модернизации образования не только в вопросах права (о чем уже говорилось), но и в вопросах статистики (демографической, экономической, финансовой, здравоохранительной, уголовной и т.п.). Ситуация централизованного управления, когда решения «спускаются» сверху и требуется лишь организовать их исполнение, зачастую не требует детальной информации о потенциале конкретной территории и обычно не предполагает сравнительного анализа (ведь решение уже принято, причем зачастую - единое для многих территорий). В новых условиях регионы, получившие определенную самостоятельность и располагающие значительными ресурсами, часто находятся не только в партнерских, но и в конкурентных отношениях друг с другом. При этом возрастают требования

к эффективности решений, принимаемых руководствами регионов и других субъектов территорий. Как следствие, растет необходимость в разнообразной информации и в средствах ее анализа. И что еще более важно - возрастает потребность в кадрах, способных осуществлять такой анализ, который бы стал основанием для подготовки альтернатив выбора. В этой связи университет сформировал и выиграл проект (Т-|ЕР-10767-99) программы ТЕМ-ПУС-Тасис в области статистики (для региональных приложений), предусматривающий создание кафедры статистики и учебной лаборатории для семи факультетов. С помощью наших партнеров (ИиС-контрактор и итальянский университет Боккони из Милана) мы готовим преподавателей для чтения новых курсов, модернизируем учебные планы, пополняем библиотеку современной западной литературой и т.п. Помимо создания специального меж-факультетского подразделения, более десяти преподавателей с различных факультетов пройдут дополнительную подготовку в области статистики.

Формирование этого проекта во многом опиралось на опыт исследований социально-демографического развития Нижегородского региона, предпринятых в ННГУ с начала 90-х годов при поддержке коллег из Московского университета и содействии ведущих итальянских, датских и бельгийских демографов. Ряд вопросов изучался во взаимодействии с Нижегородским областным комитетом по государственной статистике. Результаты этих исследований не только публиковались в центральной печати, но и неоднократно докладывались руководству региона (см., например: Стронгин Р.Г., Стронгина Н.Р., Швецов В.И. «Демография: ситуация, прогноз. Возможные социальные последствия. Доклад Законодательному собранию Нижегородской области». -

Н.Новгород, 1995). На их основе создан уникальный учебный практикум по демографии, обеспечиваемый специальной компьютерной системой (см., например: Долова С.Л., Полегайко А.А, Стронгина Н.Р., Швецов В.И. «Население региона: демографическое исследование. Практикум по курсу “Основы демографии”: Тексты лабораторных заданий, вопросы, задачи и руководство по работе в программной среде “Демограф”». - Н. Новгород: ННГУ, 1995; Strongin R.G., Strongina N.R., Shvetsov V.I. «New Computer Based Technology for Intelligent Tutoring in Demography Fundamentals. Proceedings. Second International Conference on Distance Education in Russia. Open and Distance Learning as a Development Strategy». Vol. 2, 301-302. - Moscow, Russia, 1996). Эта деятельность была поддержана и грантом итальянского правительства для сравнительного исследования демографии провинции Калабрия и Нижегородской области.

Наш университет выполняет и другие международные научные проекты, формирующие новые формы образовательной деятельности в сфере экономики. К их числу относится, например, проект «Модернизация пищеперерабатывающей промышленности посредством взаимного трансфера технологий ЕС - Литва - Россия», выполняемый (в основном сотрудниками кафедры трансфера технологий и предпринимательства в научно-технической сфере) в рамках программы Инко-Копер-никус (IC15-CT98-1005).

Необходимость научно-методического и материального обеспечения образовательной деятельности в области экономики и финансов потребовала от нас решения и многих других вопросов. Например, с целью предоставления студентам возможности практически познакомиться с работой валютных рынков и рынков ценных

бумаг мы создали (на заемные деньги) дилинговый центр в качестве структурного подразделения технопарка университета. Этот проект также является совместным: ежесуточная проводка курсов валют и использование лицензий на соответствующую деятельность на международных рынках осуществляются нами бесплатно благодаря любезному содействию фирм Рэйтер и Доу-Джонс.

Описанная образовательная практика нуждается также в телекоммуникационной поддержке, в доступе к удаленным (в том числе иностранным) библиотекам и другим центрам информации. Значительные технические возможности (классы открытого доступа и залы электронной библиографии), которыми располагает сегодня ННГУ, являются результатом реализованной Правительством Российской Федерации и Фондом Сороса программы создания университетских центров Интернет.

Не останавливаясь на других конкретных начинаниях, отметим две проблемы, носящие общий характер. Ясно, что международное сотрудничество предполагает хорошее владение иностранными языками. Практика показала трудность решения этой задачи на уровне факультета (заметим, что, к примеру, итальянский язык никогда ранее не изучался студентами ННГУ). Возникла острая нехватка ква-

лифицированных преподавательских кадров для обеспечения требуемого уровня и объема языковой подготовки. В связи с этим университет открыл в рамках филологического факультета отделение иностранных языков, на котором уже учатся первые студенты. Мы рассматриваем их как наших будущих преподавателей иностранных языков.

Наконец, еще одна проблема связана с тем, что эффективное воздействие международного сотрудничества на наше развитие обеспечивается не столько отдельными, изолированными друг от друга международными проектами, сколько их интеграцией в единой системе, превращающей ННГУ в один из важных опорных узлов всей сети международной кооперации университетов мира. Здесь требуются серьезные усилия по организации управления каждым проектом и координации сотрудничества в целом. Для обеспечения этих задач в университете открыты отдел международных связей (уже отметивший свое десятилетие) и студенческий центр, создающие среду адаптации для прибывающих иностранных студентов. Введен институт менеджеров проектов, научно-методические советы по конкретным проектам и т.п. Вопросы международного сотрудничества систематически рассматриваются Ученым советом университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.