Научная статья на тему 'Международная деятельность инструмент конкурентоспособности университета'

Международная деятельность инструмент конкурентоспособности университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная деятельность инструмент конкурентоспособности университета»

58 Высшее образование в России • № 4, 2008

нении в отдельные законодательные акты РоссиИскоИ Федерации по вопросам обороны и военноИ службы».

2. Постановление Правительства РФ от

1.10.2007 г. № 629 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан РоссиИ-скоИ Федерации в учебных военных центрах при федеральных ГОУ ВПО».

3. Постановление Правительства РФ от

5.12.2007 г. № 846 «О выплатах гражданину Российской Федерации, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном ГОУ ВПО ».

4. Федеральный закон Российской Федера-

ции 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

Международная

А. БЕДНЫЙ, доцент, декан деятельнос1Ъ — Инструмент

конкурентоспособности университета

Становление инновационного общества и участие вузов в конкурентной борьбе на глобальном научно-образовательном рынке придают новый смысл международной деятельности вуза, ставят ее в число главных факторов развития университета. Если ранее международная деятельность рассматривалась в основном как средство свободного обмена информацией, то в новых условиях она имеет своей основной целью решение задач обеспечения конкурентоспособности университета на международном рынке образовательныхи научных услуг.

Миссия ННГУ относит международную деятельность к числу приоритетных направлений развития университета, обеспечивающих сохранение и укрепление его роли как одного из ведущих российских вузов. В соответствии со своей миссией он принимает участие в процессах становления единого европейского образовательного пространства, активно участвует в формировании региональных и международных университетских сетей, создает систему обучения иностранных студентов и аспирантов в рамках российской системы экспорта образования.

В условиях глобализации и стремитель-

ного развития мирового рынка образовательных услуг участие высших учебных заведений в международных сетях и ассоциациях стало незаменимым механизмом обмена передовым педагогическим опытом. Нижегородский университет является членом крупнейшей ассоциации европейских вузов - Европейской ассоциации универ-

Из жизни вуза

59

ситетов (European University Association — EUA), объединяющей представителей как европейских университетов, так и национальных конференций ректоров, и таким образом представляющей интересы сообщества высшего образования на европейской арене.

За время членства в EUA Нижегородский университет стал полноправным участником дискуссий по важнейшим проблемам высшего образования Европы. Мероприятия, организуемые Европейской ассоциацией университетов, имеют особую актуальность и значимость в свете Болонского процесса, цель которого - повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования. С 2005 г. ННГУ им. Н.И. Лобачевского выступает в качестве вуза-координатора по реализации основных целей Болонской декларации в Приволжском федеральном округе, и его взаимодействие с EUA способствует эффективному решению поставленных задач.

Процессы интеграции в европейском образовательном пространстве приняли многоуровневый характер. Наглядным примером таких тенденций стало создание в 1999 г. Европейской академической сети деканов (DEAN — Deans’ European Academic Network). ННГУ представлен в исполнительном комитете этой организации. Участие в DEAN открыло для нас уникальную возможность получать информацию о процессах, происходящих в европейской системе высшего образования «из первых рук», а также представлять на европейском уровне собственный опыт инновационного развития для его объективной экспертизы и пропа-

ганды. Более того, причастность к сети позволила сформулировать актуальные проектные заявки на международные гранты, найти надежных партнеров по консорциуму и выиграть целый ряд исключительно важных для Нижегородского университета европейских проектов.

Одной из крупнейших и широко известных программ, направленных на развитие высшего образования Европы, является программа Европейского союза«Т емпус-Тасис ». Нижегородский университет участвует в ней с 1994 г. За истекший период ННГУ уже выполнил и продолжает реализацию 14 проектов. Их результаты исключительно важны для развития университета. Большое число сотрудников университета теперь имеют достаточную языковую компетентность, чтобы вести совместную научную и учебную работу с европейскими коллегами, а выпускники университета, задействованные в выполнении проектов, соответствуют по своей квалификации уровню международного профессионала. Реализация проектов положительно влияет на качество образовательной и управленческой деятельности десятков людей, выражается в создании новых университетских кафедр, в разработке учебных планов специальностей и учебныхкурсов, в написании десятков учебных пособий и монографий. В их рамках проведено более двухдесятков круп-ныхконференций и семинаров.

бо

Высшее образование в России • № 4, 200S

Наряду с участием в межвузовских ассоциациях и сетевых организациях Нижегородский университет внедряет такую инновационную форму сотрудничества, как совместные открытые международные университеты, обеспечивающие объединение потенциалов вузов-участников и реализующие систему свободного выбора образовательных услуг в сфере единого образовательного пространства. Данный подход был использован при создании двух международных университетов с участием ННГУ: Российско-итальянского (РИУ) и Российско-французского (РФУ).

Российско-итальянский университет был учрежден Нижегородским и Калабрийским университетами в 1997 г. Новаторский подход данного университета к организации инновационных форм международного образования позволил создать комплексную систему подготовки кадров международного уровня. Реализация принципа «двойного диплома» на основе согласования учебных планов и включенного обучения дала возможность получить достойное высшее образование нескольким десяткам студентов Нижегородского и Калабрийского университетов; многие из них продолжили профессиональную деятельность в экономических, социальных и межгосударственных проектах российско-итальянского сотрудничества. Программа Российско-французского университета реализуется с 1993 г. консорциумом из четырех университетов: Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижегородского государственного университета иностранных языков им. Н.А. Добролюбова, Университета им. Пьера

Мендеса Франса (Гренобль-2), Университета им. Стендаля (Гренобль-З).

Нижегородский университет активно расширяет и еще одно важнейшее направление международной деятельности - обучение иностранных студентов и аспирантов в рамках российской системы экспорта образования. Одной из первых программ, ориентированных на иностранных студентов, стала Программа изучения русского языка и культуры (Russian Studies Program — RSP): группы американских и канадских студентов, состоящие в среднем из 20 студентов, приезжают в ННГУ на 3 месяца. Всего за 12 лет по данной программе обучалось более 450 студентов из учебных заведений, расположенных в разных регионах США и в нескольких провинциях Канады.

Важным шагом в совершенствовании университетской системы экспорта образования стало создание в 2005 г. факультета иностранных студентов (ФИС), в задачи которого входит организация приема и обучения иностранных граждан, разработка специализированных образовательных программ, осуществление комплекса мероприятий по привлечению иностранных учащихся в Нижегородский университет. В настоящее время на факультете обучаются около 200 иностранных студентов и слушателей из более чем 40 стран мира (Австралии, стран Азии, Африки, Европы,

Из жизни вуза

61

Америки и, конечно, СНГ). Здесь успешно работает отделение довузовской подготовки иностранных граждан, где в течение учебного года будущие студенты обучаются русскому языку, изучают профильные дисциплины. На факультете открыта эксклюзивная программа подготовки бакалавров по информационным технологиям с использованием в учебном процессе английского языка. Учебный план и программы курсов разработаны с учетом интернациональной студенческой аудитории, в частности для программы «Информационные технологии» предусмотрены мультимедийные презентации. Занятия проводятся в специализированной аудитории, предназначенной как для проведения лекционных занятий и презентаций, так и для практической

работы на современных персональных компьютерах.

Таким образом, международная деятельность Нижегородского государственного университета характеризуется разносторонностью и отражает высокий потенциал ННГУ как одного из ведущих отечественных вузов.

Успешное выполнение множества международных проектов, использование ин-новационныхформ сотрудничества в рамках международных университетов, развитие экспорта образования - все эти составляющие, взаимно дополняя друг друга, становятся эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности Нижегородского университета в европейском образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.