МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
УДК 343.918
П.Н. Кобец
Главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России г. Москва Российская Федерация доктор юридических наук, профессор
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОСНОВУ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА
Аннотация.
Мировым сообществом в последние годы признано, что отмывание денег угрожает не только стабильности национальных финансовых и межгосударственных экономических систем, но национальной безопасности и мировому порядку в целом. В мировой экономике активно нарастают процессы глобализации и интернационализации, которые одновременно влекут интернационализацию экономической преступности и повсеместное распространение используемых ею механизмов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, причиняющих огромный вред экономике государств, их объединений, мирового сообщества в целом.
Ключевые слова.
Противодействие отмыванию денег, профилактика, терроризм, закон.
С созданием в 1989 году Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денег (FATF) словосочетание «отмывание денег» стало международным юридическим термином, воспринятым в дальнейшем и российским законодателем. К источникам международного права в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма относятся следующие нормативно-правовые акты и иные международные документы: документы ООН - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1998 г., Международная конвенция о борьбе с финансирование терроризма 1999 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенция ООН против коррупции 2003 г.; резолюции Совета Безопасности ООН -резолюция 1276 (1999 г.) и последующие резолюции по ее осуществлению, направленные против финансирования терроризма, имеющие обязательную силу для всех государств-членов ООН; документы Совета Европы - Конвенция Совета Европы от отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма 2005 г.; рекомендации ФАТФ - например, «Сорок рекомендаций», «Девять специальных рекомендаций по противодействию терроризма» и другие; документы Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт» - например, «Заявление о целях Группы «Эгмонт», «Оптимальная практика осуществления обмена информацией между подразделениями финансовой разведки» и другие; документы Базельского комитета по банковскому надзору; документы Вольфсбергской группы, образованной рядом крупнейших банков мира в целях разработки принципов противодействия отмыванию денег в банковском секторе, например, «Всеобщие директивы (указания) по противодействию отмыванию денег в частном банковском секторе», «Четырнадцать принципов борьбы с отмыванием денег в банках-корреспондентах» и другие [1, с.15].
Перечисленные документы могут быть сгруппированы по степени их юридической значимости для государств, участвующих в международном процессе противодействия отмыванию преступных доходов следующим образом: акты, являющиеся юридически обязательными для участников (международные конвенции, резолюции СБ ООН, принятые на основе Устава ООН); юридически необязательные акты, имеющие рекомендательный характер, но исполнение которых обеспечивается определенными процедурами, достигнутыми в результате договоренностей между некоторыми странами (рекомендации
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
ФАТФ, акты Группы «Эгмонт»); юридически необязательные акты, имеющие рекомендательный характер, разработанные, как правило, различными неправительственными международными организациями (заявления Базельского комитета, Вольфсбергские принципы и т.п.) [2, с.11].
Кроме того, важнейшими характеристиками международной системы противодействия отмыванию денег являются также ее институциональные и правовые основы [3, с.45].
Такие международно-правовые документы, как разработанные Группой подразделений финансовой разведки «Эгмонт», Базельским комитетом по банковскому надзору, Вольфсбергской группой, содержат правила и требования международного сотрудничества подразделений финансовой разведки, осуществления банковского надзора и обязательства банков-участников следовать определенным этическим правилам. Гармонизация национальных законодательств и формирование правоприменительной практики, необходимой для дальнейшего совершенствования международных стандартов в рассматриваемой сфере, требует определенного времени и практического осмысления этих стандартов национальными системами противодействия.
Список использованной литературы:
1. Кобец П.Н. Факторы, детерминирующие преступления в виде легализации (отмывания) преступных доходов. Экономика право лингвистика. Научно-практический сборник. Выпуск 1 (№ 17). М.: Объединенная академия образовательных учреждений, 2009.
2. Кобец П.Н. Причины и условия, детерминирующие преступления в виде легализации (отмывания) преступных доходов. Правовой нигилизм, коррупция и легализация (отмывание) преступных доходов: грани соотношения, способы преодоления. Материалы Междун. научн-прак. Сем./ отв. Ред. В.В. Невинский. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009.
3. Кобец П.Н. Основы предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. М.: 2010. - 136 с.
© Кобец П.Н., 2016
УДК34
М.С.Козырев, к.ф.н., Российский государственный социальный университет г. Москва, Российская Федерация
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ И КОРПОРАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
В статье описываются две организационно-правовые формы: государственная корпорация и государственная компания. Были проанализированы особенности их правовое положение
Ключевые слова
Государственная корпорация, государственное компания, публичное управление
Усложнение социально-экономических отношений требует создание адекватных форм управлениями ими со стороны государства, которые сочетали бы возможность публично-властного воздействия государственных органов и гибкость субъекта гражданского оборота. К таковым организационным формам в современной России следует отнести государственные компании и корпорации. Именно о них, об особенностях их правового статуса и пойдёт речь дальше.
Основы правового положения этих двух видов государственных организаций закреплены в ФЗ "О некоммерческих организациях", общие черты которых заключаются в следующем [5].