Научная статья на тему 'Международные контакты и творческие поездки ленинградских писателей в годы хрущевской «Оттепели»'

Международные контакты и творческие поездки ленинградских писателей в годы хрущевской «Оттепели» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
440
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТАКТЫ С ИНОСТРАНЦАМИ / ЛИТФОНД / "ОТТЕПЕЛЬ" / СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР / ТВОРЧЕСКАЯ КОМАНДИРОВКА / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тюрин Андрей Владимирович

На основе документов ЦГАЛИ СПб рассматриваются международные контакты, включая поездки за границу, и творческие командировки ленинградских писателей в годы хрущевской «оттепели». Выявлены особенности распределения поездок, описаны процедура согласования командировок, порядок их финансирования, определено значение поездок и контактов для государства и для самих писателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные контакты и творческие поездки ленинградских писателей в годы хрущевской «Оттепели»»

УДК 94(47).084.9

ББК 63.3(2)63 |

А.В. Тюрин

международные контакты и творческие поездки ленинградских писателей в годы хрущевской «оттепели»

На основе документов ЦГАЛИ СПб рассматриваются международные контакты, включая поездки за границу, и творческие командировки ленинградских писателей в годы хрущевской «оттепели». Выявлены особенности распределения поездок, описаны процедура согласования командировок, порядок их финансирования, определено значение поездок и контактов для государства и для самих писателей.

Ключевые слова:

контакты с иностранцами, Литфонд, «оттепель», Союз Писателей СССР, творческая командировка, туризм.

Для русской культуры всегда был характерен значительный общественный интерес к литературе и высокий престиж писателя, но это положение изменилось в последние десятилетия. В современном российском обществе отмечаются упадок литературных журналов, падение интереса к чтению, отсутствие среди писателей фигур, которые пользовались бы общественным авторитетом, и другие признаки кризиса традиционного литературоцент-ризма русской культуры.

В этой связи значительный интерес представляет сравнение современной ситуации с советским временем, когда писатели были объектом повышенного внимания со стороны как общества, так и государства. Это давало им привилегии по сравнению с другими социальными группами и создавало относительно комфортные материальные условия для творчества. Однако писатели, рассчитывавшие на публикацию своих произведений в Советском Союзе, были значительно ограничены в выборе тем для художественного творчества. Сегодня писатели напротив, имеют свободу творчества, но в обеспечении материальных условий могут рассчитывать только на собственные силы. Примером могут служить поездки за границу, которые в СССР были привилегией, доступной немногим, а сегодня доступны всем, кто может себе это позволить по уровню доходов. В этом писатели сейчас не отличаются от других социальных групп.

Истории Союза писателей хрущевского времени до сих пор уделялось недостаточно внимания и в мемуарах, и в исследовательской литературе. Она осталась в тени двух, казалось бы, более значимых периодов: предшествовавшего (1930-е - нач. 1950-х гг.), воплощающего отличительные особенности советского тоталитаризма, и последующего (кон. 1960-х - сер. 1980-х гг.),

отмеченного распространением неофициальной литературы.

Между тем, период «оттепели» представляет самостоятельный интерес. Он отмечен либерализацией литературной политики, вступлением поколения молодых писателей, началом реабилитации и переиздания писателей начала века, а отчасти и зарубежья, ростом открытости для контактов с зарубежными странами и возможностей издания иностранных авторов. Вместе с тем, эти изменения оказались непродолжительными и не затронули основополагающие принципы системы. Поэтому этот период завершился окончательным разрывом интересов и стремлений власти и определенной части художественной интеллигенции.

Важным его отличием от предыдущей эпохи является появление новых моделей поведения писателей. Становится возможным для заработка работать над переводами и произведениями для детей, сочетая это с оригинальным творчеством, публикуемым за рубежом или в самиздате. При этом такие авторы вовсе не стремились любой ценой вступить в писательскую организацию.

Советские писатели выделяются и опознаются в качестве особой социальной группы, признаком которой служит принадлежность к организации «Союз писателей». Они представляли собой особую «общественную касту, члены которой были связаны не только профессиональными интересами, но и местом жительства и образом жизни» [13, с. 412]. Организация оформилась после первого съезда Союза писателей СССР, который прошел в 1934 г. В нее вошло большинство известных писателей того времени. В Ленинграде заявления о приеме в Союз не написала тогда лишь А.А. Ахматова, однако и она сделала этот шаг несколько лет спустя. Ленин-

Общество

Terra Humana

градская организация была второй по численности и значению в стране. В 1958 г. в Ленинграде жили и работали 314 членов Союза Писателей [7, л. 43]. Для сравнения можно привести следующие данные: в 1959 г. общая численность СП СССР составляла 4801 человек [1, ст. 112], в Новгороде и области в 1961 г. не было ни одного члена СП [12, л. 162].

Изучение контактов с иностранцами представляет особый интерес, поскольку возможность поездок за границу и встреч с иностранцами представляла собой одну из основных привилегий членов Союза писателей по сравнению с обычными советскими гражданами и средством выделения и поощрения руководителей организации.

Ограничение выезда за рубеж и контактов с иностранцами - одна из основных характерных черт советского общества 1930-х - начала 1950-х гг., а смягчение этого ограничения было одной из примет наступившей «оттепели».

Характеризуя эпоху в целом, исследователи повседневности и быта хрущевского времени отмечают: «“Русского туриста” Европа увидела именно благодаря переменам в советском обществе, произошедшим во второй половине 1950-х гг. Конечно, отдельные представители номенклатуры, ученого сообщества, писатели и журналисты, артисты и инженеры бывали за границей в 1930-40-е гг., но это были единичные случаи.

Со второй половины 1950-х гг. возникает как явление “зарубежный туризм” и образуются встречные потоки: иностранных туристов в СССР, советских - за рубеж. Интерес к Советскому Союзу рос с каждым годом: в 1955 г. нашу страну посетили 92,5 тысячи туристов, в 1956 г. - 486 тысяч, в 1964 г. - 1 миллион 33 тысячи иностранных путешественников. Но не менее впечатляющим было и “советское открытие мира”. По утверждению председателя правления общества “Интурист” В.М. Анкудинова в 1956 г. в 61 стране побывала 561 тысяча советских граждан» [2, с. 289].

В это же время зарубежные писатели начинают посещать Советский Союз. В архиве Ленинградской писательской организации сохранился документ, адресованный отделу агитации и пропаганды обкома КПСС, в котором перечислены все зарубежные делегации писателей, посетившие Ленинград с июня по декабрь 1957 г. [8, л. 69-71] За это время в городе побывало 26 делегаций и отдельных лиц, в том числе писатели Дж. Олдридж, Н. Казандзакис,

В. Кеппен, М. Уилсон и Г. Грин [8, л. 69]. Среди них представители, как стран социалистического лагеря (ГДР, Чехословакия, Югославия, Китай), так и сочувствующие СССР писатели капиталистических государств (США, Великобритания, Италия, Канада, Израиль) и стран третьего мира (Индия, Непал, Цейлон, Чили, Мексика). Организатором визитов выступала иностранная комиссия СП СССР. Прием зарубежных гостей проходил по стандартной программе. Она включала осмотр города с посещением мест, связанных с Октябрьской революцией, экскурсии в метро, посещение Дома Пионеров, Дома Писателей им. Маяковского, ИРЛИ, посещение писателей на квартирах, просмотр пьесы революционного характера и актуальной современной пьесы [4, л. 112-114].

На гостей стремились произвести благоприятное впечатление, компенсируя недостаток комфорта в советских гостиницах и ограниченность средств у писательской организации. В 1958 г. заместитель ответственного секретаря ЛО Союза Писателей Д.А. Гранин просит оргсекретаря СП СССР К.В. Воронкова о выделении ЛО СП 4000-5000 руб. в год на представительские расходы при посещении Ленинграда иностранными писательскими делегациями [7, л. 60]. В записках, адресованных начальнику гостиничного отдела Ленгориспол-кома, подчеркивалась необходимость предоставить членам иностранных делегаций (датских и чехословацких писателей) гостиничные номера с ванной [11, л. 28]. .Отметим, что многие жители Ленинграда, в том числе члены СП, в то же время жили в коммунальных квартирах без ванн и горячей воды.

У советских граждан появилась возможность встретиться с эмигрантами и родственниками, живущими за рубежом. Так, сохранился запрос литовского отделения Литфонда с просьбой оказать содействие в организации встречи литовской писательницы с сестрой, приезжающей из США через Ленинград [12, л. 91].

Большие сложности возникали с поездками писателей за границу. Они все еще оставались под пристальным контролем государственных и партийных органов. Сохранился ответ ленинградской организации на запрос Секретариата Правления СП СССР о писателях, выезжающих за рубеж. В нем сообщается: «Заграничные командировки за последние годы получили очень немногие писатели: А. Прокофьев (Англия), Д. Гранин (ГДР), А. Дымшиц (ГДР), С. Орлов (Чехословакия), В. Кет-

линская (Китай), М. Дудин (Чехословакия)» [10, л. 45]. Там же говорится, что «Помощь в приеме зарубежных делегаций оказывают члены секретариата А. Прокофьев, Д. Гранин, В. Панова, А. Дымшиц, П. Капица и писатели В. Азаров, М. Дудин,

В. Иванов, В.Кетлинская, Д. Молдавский, Н. Полякова, Л. Попова, С. Орлов, В. Ремизов, В. Рождественский, В. Торопыгин, Г. Холопов, О. Шестинский» [10, л. 45]. Обратим внимание на то, что в списки включены одни и те же писатели, и из шести выезжавших трое - члены секретариата.

Еще одной возможностью пообщаться с иностранцами было членство в различных обществах дружбы. В соответствии с тем же документом в них состояли следующие писатели:

— Ленинградский комитет защиты мира: Е.П. Серебровская, В.Ф. Чирсков, М.А. Дудин.

— Общество СССР-Италия: А.А. Прокофьев.

— Общество СССР-Исландия: Д.А. Гранин.

— Общество СССР-Великобритания: А.Ф. Попов.

— Общество СССР-Финляндия: А. Грин.

— Общество СССР-Польша: П.Л. Да-лецкий.

— Общество СССР-Швеция: Е.П. Се-ребровская.

— Общество СССР-Чехословакия: С.С. Орлов.

— Общество СССР-Норвегия: Б.М. Лихарев, В.Г. Адмони [10, л. 45].

Поездка за границу должна была пройти согласование. Порой это представляло значительную трудность. Секретарь ЛО СП должен был составить письмо, адресованное иностранной комиссии или правлению СП СССР в Москве, и представить в нем цель и сроки визита, приложив приглашение принимающей стороны. Ответ часто задерживался и не всегда был положительным. Например, в октябре 1960 г. Секретарь правления Ленинградского отделения СП Д.А. Гранин дважды направлял письмо в Москву секретарю правления СП СССР А.А. Суркову с просьбой согласовать посещение двумя писателями «Недели книги» в Дрездене по приглашению немецкой стороны [11, л. 32]. Тогда же запрашивалось разрешение на командировку Ю.П. Германа в Чехословакию для работы над романом «Дело, которому служишь», действие которого происходит в Праге [11, л. 95].

Наряду с поездками за границу большую роль в повседневной жизни писателей

играли творческие командировки и поездки за материалом в пределах Советского Союза. Организация поездок регулировалась «Инструкцией о выдаче писателям творческих командировок и порядке проверки представленных в Литфонд отчетов» [6, л. 10].

Творческие командировки выдавались по индивидуальным заявкам, которые рассматривались комиссиями при правлениях Союза Писателей в Москве и в республиках. Решение комиссии утверждалось Секретариатом Союза писателей или Генеральным секретарем, или правлениями Союза писателей в союзных и автономных республиках.

Оплату командировок, как правило, производил Литфонд СССР и его отделения. Но на практике в этом могли участвовать и другие организации. Размер суточных определялся комиссией Союза писателей в зависимости от представленного писателем творческого плана. Они могли составлять 50, 100 или 150 рублей. Оплата проезда производилась по тарифу мягкого вагона, при условии предъявления билетов, если билеты не представлялись, проезд оплачивался по жесткому тарифу [6, л. 11].

При получении командировки писатель был обязан выдать два обязательства в установленной форме - Правлению ССП и Литфонду при получении средств. После командировки представляется финансовый отчет или, если командировка не состоялась, полученная сумма возвращалась.

Приведем несколько примеров из архива ленинградской писательской организации. В письме от 25 октября 1957 г. редколлегия журнала «Звезда» обращалась в секретариат ленинградского отделения Союза писателей с просьбой предоставить писателю Е.В. Воеводину творческую командировку в Новгородскую область для написания серии очерков о тружениках сельского хозяйства [5, л. 1].

К письму была приложена записка от автора в секцию очерка с просьбой разрешить командировку в Ленинградскую область на две недели, чтобы «поговорить с людьми, собрать материал». С журналом «Звезда» был заключен договор «на большой очерк о буднях сегодняшней колхозной деревни, о том новом, что вошло уже в колхозную жизнь» [5, л. 2].

Сохранилась записка в Правление СП СССР от ответственного секретаря ленинградского отделения А.Ф. Попова. В ней предлагалось помочь в организации твор-

Общество

Terra Humana

ческой командировки писателя Н.П. Вагнера в Якутию. Затраты на командировку продолжительностью 45 суток составляли 10 000 рублей. Секретариат ленинградского отделения вынес решение выплатить 5000 рублей и просил Секретариат СП СССР оплатить вторую половину [7, л. 28 об.].

Процедура подачи творческой заявки выразительно описана в воспоминаниях А.Г. Наймана «Славный конец бесславных поколений»: «В Москве я пошел к главной редакторше “Пионера”, Ильиной. Это была пожилая дама, известная принципиальностью, с какой отстаивала перед начальством все, что собиралась опубликовать в журнале. Я сказал, что хочу написать очерк о биостанции на Белом море. Вид у нее был чужой, деловой, “ихний”, но интонации и голос приятные, почти домашние. Она написала у себя в блокноте “Белое море, билет до Архангельска”. “Три недели хватит? - и приписала “три недели”. - Спуститесь в бухгалтерию, получите деньги”. Я вышел в коридор, ошеломленный простотой случившегося, а из-за этого и собственной бездарной жалкостью. Если всё так легко, то зачем мне барачная жизнь на продувном берегу, ныряние в резиновом холодном комбинезоне, казарменное питание и песни у костра? Я ничего этого не люблю, а люблю, наоборот, латинское море, люля-кебаб и местное вино. Захваченный порывом и желанием настолько, что потерял всякий контроль над происходящим, я распахнул дверь кабинета и выпалил еще продолжавшей звонить в бухгалтерию Ильиной: “Я спутал. Я хотел сказать, что напишу про биостанцию под Коктебелем. То есть на Черном море”. Она посмотрела на меня, как добрые умные люди смотрят на дрянных, но не дурных, -спокойно и прощая. Зачеркнула в блокноте “Белое” и написала над ним “Черное”, зачеркнула “Архангельск” и спросила: “Билет до Феодосии?..” - “До Феодосии”. -“Или, может быть, вы хотите до Севастополя, а оттуда до Феодосии морем?” - “Да, до Севастополя и морем”, - повторил я за ней. “Спуститесь в бухгалтерию и получите деньги”» [3, с. 89-90]. Как видно из рассказа А.Г. Наймана, в действительности согласование поездки не всегда представляло для авторов большую трудность.

Иногда выезды проводились не по инициативе писателей, а в результате приглашения принимающей стороны. Так, 24 апреля 1957 г. ленинградское отделение Союза писателей получило письмо от ответственного секретаря Московского

правления В. Ильина. В нем говорилось, что 17 мая 1957 г. в Москве состоится творческое обсуждение на тему: «Переводчик и редактор». Представителей ленинградской секции просили принять участие в нем. Однако проезд и пребывание должна была оплатить ленинградская сторона [4, л. 55].

Через год в схожей записке от 31 марта 1958 г. приводился список ленинградских писателей (А.И. Гитович, Т.Г. Гнедич, М.А. Донской, Э.Л. Линецкая, А.Г. Островский и Е.Г. Эткинд), которых приглашали на творческий вечер «Переводчики-ленинградцы в гостях у москвичей». Расходы на двухдневное пребывание в Москве вновь ложились на ленинградскую организацию [9, л. 100].

Разумеется, писателей приглашали не только в Москву. Главное политическое управление Советской Армии и Военноморского флота регулярно организовывало двухмесячную стажировку писателей в частях советской армии. Рекомендовалось привлекать молодых писателей, не служивших в вооруженных силах, писателей, служивших в армии, но не участвовавших в войне, воевавших, но еще не снятых с военного учета. Писатели сами выбирали место (военный округ, флот) и сроки стажировки. Вызов происходил через военкоматы. Расходы шли за счет Министерства обороны СССР и правления Союза писателей [12, л. 43].

Отдельную статью расходов составляла аренда жилого помещения. Она возмещалась в следующих размерах:

- при командировках в Москву и Киев -10 руб. в сутки;

- при командировках в Минск, Тбилиси, Ереван, Баку, Алма-Ату, Ташкент, Фрунзе, Ашхабад и Сталинабад, а также столицы автономных республик, областные (краевые) центры и города, выделенные в самостоятельные административные единицы - 7 руб. в сутки;

- при командировках в остальные местности - 5 руб. в сутки.

Приведем пример сметы на поездку группы из 3 писателей.

(Н.В. Вагнер, Н.И. Грудинина, З.Я. Штейн-ман) в Мурманскую область для оказания творческой помощи писателям, живущим на Кольском полуострове:

Железнодорожный проезд: 300 рублей

* 2 стороны * 3 человека = 1800 руб.

Командировочные: 26 рублей * 30 дней

* 3 человека = 2340 руб.

Оплата гостиницы: 18,20 рублей * 28 дней * 3 человека = 1538,80 руб.

Проезд из Мурманска в Кировск, Мончегорск и обратно: 200 рублей * 3 человека = 600 рублей

Итого: 6278,80 рублей [10, л. 25].

Иногда удачно проведенная поездка могла способствовать повышению авторитета писателя в организации. Сохранилась благодарность политического управления Тихоокеанского флота, направленная в Союз писателей. В ней сообщается, что на Тихоокеанском флоте с 4 октября по 26 ноября 1961 года находились ленинградские писатели В.Б. Азаров и Б.Н. Кузнецов. Они принимали активное участие во встречах с молодыми литераторами и военкорами, выступали перед личным составом на кораблях и в воинских частях гарнизонов, участвовали в радио и телевизионных передачах. Подборки их стихотворений были опубликованы в газетах. Как отмечалось в благодарности «Азаров и Кузнецов - офицеры запаса и хорошо знают жизнь флота. Они написали много талантливых произведений о жизни и боевой учебе военных моряков. Ряд стихов написан ими во время пребывания на флоте» [12, л. 132].

Разумеется, поездки по стране были доступны практически всем писателям, в то время как зарубежные являлись прерогативой небольшой их части. Подобные встречи с читателями, выступления авторов, публикации в местных газетах были элементом партийной пропаганды, способствующим утверждению господствующей идеологии. С другой стороны, писа-

тели получали суточные, им оплачивали дорогу и проживание, щедро угощали, так что подобные поездки позволяли и подработать, и отдохнуть.

Относительная либерализация, состоявшаяся в конце 50-х, позволила писателям посещать зарубежные страны и принимать иностранных коллег у себя, но ограничения все еще сохранялись. Получение разрешения на поездку представляло собой сложную бюрократическую процедуру, создававшую почву для злоупотреблений. Возможность поездки была одной из привилегий, и по списку выезжающих можно судить о внутренней иерархии в союзе писателей и о степени влиятельности ленинградской организации в ней. Поездки были призваны помочь государству создавать более привлекательный образ Советского Союза в глазах иностранцев.

Рост интереса к Советскому Союзу и его большая открытость позволили многим зарубежным писателям посетить нашу страну. Но встречи с иностранцами, среди прочего, демонстрировали существовавший контраст между жизнью в Советском Союзе и в европейских странах, даже и принадлежащих к социалистическому лагерю.

«Оттепель» сохранила за писателями доступ к поездкам по стране и чуть приоткрыла возможности поездок за границу, которые, однако, оставались редкими или даже недоступными для большинства писателей.

список литературы:

[1] Евгенов С.В. Союз писателей СССР // Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. - М.: Советская энциклопедия, 1967. - Ст. 110-114.

[2] Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. - 340 с.

[3] Найман А.Г. Славный конец бесславных поколений. - М.: Вагриус, 1999. -576 с.

[4] ЦГАЛИ СПб. (Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга), ф.

371, оп. 1, д. 325.

[5] ЦГАЛИ СПб., ф. 371, оп. 1, д. 326.

[6] ЦГАЛИ СПб., ф. 371, оп. 1, д. 333.

[7] ЦГАЛИ СПб., ф. 371, оп. 1, д. 335.

[8] ЦГАЛИ СПб., ф. 371, оп. 1, д. 336.

[9] ЦГАЛИ СПб., ф. 371, оп. 1, д. 337.

[10] ЦГАЛИ СПб., ф. 371, оп. 1, д. 372.

[11] ЦГАЛИ СПб., ф. 371, оп. 1, д. 398.

[12] ЦГАЛИ СПб., ф. 371, оп. 1, д. 444.

[13] Шубинский В.И. Перековка // Новое литературное обозрение. - 2006, № 79. - С. 411-415.

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.