УДК 94(470.23-25).084.9:316.334.54
А. В. Тюрин
Союз писателей и жилищное строительство в Ленинграде
в 1950-е - начале 1960-х гг.
На основе документов ЦГАЛИ СПб рассматривается влияние Союза писателей на жилищное строительство и распределение жилья среди писателей в Ленинграде в годы «оттепели». Выявлены основания для улучшения жилищных условий, порядок взаимодействия с органами государственной и партийной власти. Изложена история строительства жилого дома писателей по адресу: улица Ленина, д. 34.
The article represents a study of the impact of the Union of Soviet Writers for housing construction and distribution of housing among writers in Leningrad during the "thaw". It is based on the documents of Central State Archive of Literature and Arts of St. Petersburg. Found reasons to improve housing conditions and the order of interaction with the state and party authorities are revealed. Also describes the history the construction of a residential house for writers at Lenin Street, 34.
Ключевые слова: жилищное строительство, Ленгорисполком, Литфонд, «оттепель», распределение жилья, социальная история, Союз писателей СССР.
Key words: Distribution of housing, housing construction, Lengorispolkom, Literary Fund, social history, «thaw», Union of Soviet Writers.
Истории Союза писателей хрущевского времени до сих пор уделялось недостаточно внимания и в мемуарах, и в научной литературе. Она осталась в тени двух, казалось бы, более интересных для исследователей периодов: предшествующего (1930-е - начало 1950-х гг.), воплощающего отличительные особенности советского тоталитаризма, и последующего (конец 1960-х - середина 1980-х гг.), отмеченного распространением неофициальной литературы.
Между тем период «оттепели» представляет самостоятельный интерес. Он отмечен относительной либерализацией литературной политики, вступлением поколения молодых писателей, началом реабилитации и переиздания писателей начала века, а отчасти и русского зарубежья, ростом открытости для контактов с зарубежными странами и возможностей издания иностранных авторов. Вместе с тем эти изменения оказались непродолжительными и не затронули основополагающие принципы взаимодействия писателей и власти.
© Тюрин А. В., 2012
Советские писатели выделяются и опознаются в качестве особой социальной группы, признаком которой служит принадлежность к Союзу писателей. Они представляли собой особую «общественную касту, члены которой были связаны не только профессиональными интересами, но и местом жительства и образом жизни» [7, с. 412]. Организация оформилась после первого съезда Союза писателей СССР, который прошел в 1934 г. В нее вошло большинство известных писателей того времени. В Ленинграде заявления о приеме в Союз не написала тогда лишь А. Ахматова, однако и она сделала этот шаг несколько лет спустя.
Ленинградская организация была второй по численности и значению в стране. В 1958 г. в Ленинграде жило и работало 314 членов Союза писателей [3, с. 43].
В исследованиях по истории повседневности отмечается особое значение жилищного вопроса. «Жилищная проблема в писательской среде была, пожалуй, самой значительной среди всех других, связанных с материально-бытовыми трудностями. Жилищные условия - важнейшая характеристика повседневности, определяющая в значительной степени здоровье и психологическое благополучие человека. У литераторов этот фактор приобретает особое значение, так как для них жилье - это, помимо всего прочего, и основное рабочее место. Поэтому не случайно, что тема жилищных условий постоянно была одной из ведущих в обращениях писателей в ССП» <ССП - Союз Советских Писателей — А.Т> [1, с. 112].
Масштабное строительство по типовым проектам - одна из главных примет 1950-х гг. Как отмечают исследователи, «нигде взаимосвязь хрущевского реформаторского эксперимента и повседневной жизни не была такой ощутимой, как в жилищной сфере» [2, с. 162]. Оно позволило многим ленинградцам переселиться из коммунальных квартир в собственное отдельное жилье. Значительную заинтересованность в улучшении своих жилищных условий проявляли и писатели.
В архиве Ленинградского отделения Союза писателей СССР сохранились просьбы писательской организации и Литфонда, направленные на улучшение жилищных условий, включая постановку на учет для получения жилплощади, обмен жилплощади, получение постоянной прописки в Ленинграде. Просьбы, как правило, адресованы Ленгорисполкому, реже - Горкому или Обкому КПСС.
Рассмотрим несколько примеров. Писательница Е.П. Серебровская была назначена на должность заместителя главного редактора журнала «Нева». По роду работы ей приходилось часто задерживаться в редакции и типографии, а иногда рабо-
тать по вечерам. В связи с этим секретарь отделения союза писателей просил Ленгорисполком поменять ее квартиру (ул. Решетникова, Московский район) на равноценную, но расположенную ближе к редакции (Невский пр., д. 3), т. е. в Петроградском, Приморском, Ва-силеостровском районах [4. Л. 26].
Другая причина для обмена квартиры приводится в документе об улучшении жилищного положения писателя Н.Д. Новоселова. Приведем письмо целиком:
Председателю Исполкома Ленгорсовета товарищу СМИРНОВУ Н.И.
Ленинградское отделение Союза писателей СССР просит Вас оказать содействие в улучшении жилищных условий писателя Николая Дмитриевича НОВОСЕЛОВА.
Вместе с женой, заведующей отделом искусства и литературы редакции газеты «Вечерний Ленинград» Пиотровской Е.Я. и пятилетней дочерью - т. Новоселов проживает в комнате площадью 14,5 кв. м., сырой и недостаточно светлой.
Плохие жилищные условия отрицательно сказываются на его здоровье и писательской работе.
Т. Новоселов в течение десяти лет руководит крупнейшим в городе рабочим литературным объединением «Нарвская застава» при дворце культуры ЛОСПС им. Горького, является постоянным сотрудником Советского Информбюро, принимает активное участие в общественной жизни.
Ответственный секретарь
Ленинградского отделения Союза писателей
А.А. Прокофьев
Секретарь партийного бюро
Н.П. Луговцов [4. Л. 11].
Еще один мотив содержится в просьбе в Ленинградский горком КПСС улучшить жилищные условия члену Союза писателей поэту Г. Некрасову, проживавшему по Пушкинской улице в доме 13, квартире 25. «Тов. Некрасов проживает в одной комнате, что в большой степени осложняет его творческую и редакционную работу (так как в основном она протекает дома). Как член Союза писателей СССР Г.А. Некрасов имеет право на дополнительную площадь» [5. Л. 20]. Было предложено предоставить писателю двухкомнатную квартиру при переселении, в то время как его квартира отходила детскому саду.
Помимо помощи отдельным писателям была предпринята попытка комплексного подхода к решению жилищного вопроса. В 1957 г. началось строительство жилого дома писателей по адресу: улица Ленина, дом 34. Был разработан индивидуальный проект, в соответствии с которым здание состояло из основной семиэтажной части и бокового пятиэтажного корпуса [5. Л. 19]. Однако строитель-
ство затянулось. Ежегодно утверждаемые планы работ для Главле-нинградстроя не выполнялись. В 1960 г. в Союзе писателей была составлена жалоба на затягивание сроков строительства, направленная в обком КПСС:
Секретарю Ленинградского Областного Комитета КПСС И.В. СПИРИДОНОВУ
Жилой дом для писателей Ленинграда, стоимостью в 7,9 мил. рублей, осуществляемый строительством с 1957 года, до сих пор не закончен.
Ежегодно утвержденные планы строительства для Главленинградстроя не выполняются. Так:
В 1957 г. из плана в сумме 1000,0 т. р. освоено только 449,4 т. р.
В 1958 г. из плана в сумме 4000,0 т. р. освоено только 981,4 т. р.
В 1959 г. из плана в сумме 3900,0 т. р. освоено только 1650,0 т. р.
В дальнейшем такое положение с окончанием строительства жилого
дома для писателей в г. Ленинграде по ул. Ленина 34 - нетерпимо.
Ленинградское отделение Союза писателей РСФСР просит:
1. Обязать трест № 104 Главленинградстроя (т. Самойленко З.С.) генподрядчика УНР-47 и субподрядчиков УНР-528, УНР-49 и ЛМУ-12 окончить строительство жилого дома для писателей, жилой площадью в 3200 кв. м. сдать его в эксплуатацию в третьем квартале 1960 г.
2. Контроль за исполнением возложить на начальника Главленинградстроя т. ИСАЕВА В.Я.
Ответственный секретарь
Ленинградского отделения Союза писателей РСФСР
А. Прокофьев [5. Л. 44].
В конце концов дом был введен в эксплуатацию только в мае 1961 г. В него переехали 68 писателей с семьями [6. Л. 22]. Подобные формы совместного проживания способствовали выделению членов творческого союза в особую социальную группу.
Первоначально по проекту намечалось организовать теплоснабжение от квартальной котельной, которая так и не была построена. При вводе дома в эксплуатацию была реализована подача тепла от временной котельной, расположенной в подвале южной угловой части здания. Для подогрева котлов в ней использовался каменный уголь. При этом не было подготовлено специальное помещение для его хранения. Уголь разгружался из машин прямо под окнами здания. Туда же отбрасывался шлак из котельной. Как жаловались жильцы, угольная пыль проникала в жилые квартиры и на расположенные здесь же игровые площадки детских яслей [6. Л. 81]. Сохранилась просьба писательской организации о переоборудовании котельной на сжигание газа [6. Л. 81]. К сожалению, ответ на нее нам неизвестен.
По проекту была предусмотрена реконструкция и надстройка в нижних этажах жилого флигеля. В них должна была разместиться
поликлиника для нужд ленинградского отделения Литфонда. Однако в 1962 г. работы были задержаны, поскольку институт «Ленжилпро-ект» не разработал в срок проектные и сметные документы. В отделении союза писателей была составлена жалоба в Ленгорсовет:
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ИСПОЛКОМА ЛЕНГОРСОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ тов. СМИРНОВУ Н.И.
Уважаемый Николай Иванович!
15 ноября 1961 г. Распоряжением Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся № 1862-р предусмотрена реконструкция и надстройка жилого флигеля дома № 34-36 по ул. Ленина с оборудованием в нижних этажах поликлиник для нужд ЛО Литфонда Союза писателей.
Производство работ по реконструкции и надстройке поручено Управлению капитального ремонта жилых домов с выполнением их в 1962 г.
2 января 1962 г. после получения соответствующих заключений Городской Санитарно-эпидемиологической станции, Управления пожарной охраны и Архитектурного управления Исполкома Ленгорсовета, мы передали институту «Ленжилпроект» заказ на составление проектно-сметной документации по реконструкции и надстройке флигеля.
При передаче заказа на проектирование ЛО Союза писателей имело твердое заверение т. Соколова А.И. (в то время заместителя председателя Ленгорисполкома) о том, что все необходимые проектные и сметные документы будут подготовлены в течение месяца, строительные же работы будут полностью завершены в первом полугодии 1962 г.
Однако до настоящего времени даже не подготовлен проект.
Управление капитального ремонта жилых домов, которому поручено производство строительных работ, настаивает на исключении этого объекта из плана работ текущего года.
В связи с изложенным мы просим:
1. Указания экспертно-техническому совету АПУ Ленгорисполкома в срок до 15 мая с.г. рассмотреть и утвердить заседание по данному вопросу.
2. Обязать институт «Ленжилпроект» в срок до 20 мая с.г. закончить и передать нам смету и рабочие чертежи по объекту.
3. Управлению капитального ремонта жилых домов заключить с Литфондом Союза писателей договор на производство работ и с 1-го июня приступить к их выполнению.
Ответственный секретарь
Ленинградского отделения Союза писателей РСФСР
А. Прокофьев [6. Л. 36].
Отдельной серьезной проблемой для жильцов стала телефонизация дома. Сохранились две просьбы об установке телефонов в каждой квартире, направленные в обком партии и в горисполком. В документах подчеркивается значение этого атрибута для профессиональной деятельности: «без телефона жизнь писателя тяжелая. По каждому вопросу приходится ехать в издательство и в газету и в Союз писателей, на что уходит очень много времени» [6. Л. 22];
«квартира писателя одновременно и его рабочее место. Отсутствие телефона сильно затрудняет повседневную связь писателя с редакциями газет и журналов, с издательствами, театрами, управлениями радио и телевидением и другими организациями» [6. Л. 33]. На этот раз просьба возымела действие - телефоны вскоре были установлены.
Утвержденным проектом было предусмотрено устройство лифтов как в семиэтажной, так и в пятиэтажной частях здания. Наряды на лифты были получены, заказ на изготовление четырех лифтов был размещен на одном из ленинградских заводов. Однако Дзер-жинское отделение Стройбанка отказало в разрешении на оплату стоимости и монтажа двух лифтов в пятиэтажной части, ссылаясь на запрещение устройства лифтов в зданиях до пяти этажей включительно. Союз писателей был вынужден направить жалобу заместителю председателя Ленгорисполкома с просьбой разрешить оплату и установку лифтов со ссылкой на то, что дом строится по индивидуальному плану, и его высота превышает высоту типовых пятиэтажных домов [5. Л. 19].
Таким образом, во время строительства дома писателей в полной мере проявились медлительность и неэффективность советских бюрократических учреждений, а также недостаточная быстрота и низкое качество выполнения собственно строительных работ.
Ещё одним интересом Союза писателей было сохранение в своей собственности жилья, освободившегося после переселения части его членов в новый дом. Старая жилплощадь была распределена между писателями, нуждавшимися в улучшении жилищных условий [6. Л. 30].
Как мы видим, несмотря на все усилия государства, жилищный вопрос сохранял свою остроту, даже для привилегированных членов творческих союзов. Право на получение жилья представляло для писателей значительный интерес. Следует признать и огромную роль Ленинградского отделения Союза писателей РСФСР (ЛО Сп РСФСР) в защите интересов своих членов.
Подобная политика государственного стимулирования писателей при помощи материальных благ имела неоднозначные последствия. С одной стороны, она давала им привилегии по сравнению с другими социальными группами и создавала относительно комфортные условия для творчества. Однако писатели, рассчитывавшие на публикацию своих произведений в Советском Союзе, были значительно ограничены в выборе тем для художественного творчества. Сегодня писатели напротив имеют свободу творчества, но в обеспечении материальных условий могут рассчитывать только на собственные усилия.
Список литературы
1. Антипина В. Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е годы. - М., 2005.
2. Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан. - СПб., 2003.
3. Центральный Государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. (ЦГАЛИ СПб.). Ф. 371. Оп. 1. Д. 335.
4. ЦГАЛИ СПб. Ф. 371. Оп. 1. Д. 336.
5. ЦГАЛИ СПб. Ф. 371. Оп. 1. Д. 398.
6. ЦГАЛИ СПб. Ф. 371. Оп. 1. Д. 451.
7. Шубинский В. Перековка // Новое лит. обозр. 2006. № 79.