УДК 94(47).084.9 ББК 63.3(2)63
А.В. Тюрин
ленинградское отделение союза писателей ссср и медицинское обслуживание писателей в годы хрущевской «оттепели»
На основе документов ЦГАЛИ Санкт-Петербурга рассматривается работа Ленинградского отделения Союза писателей по организации медицинского обслуживания для своих членов. Сделан общий обзор состояния здравоохранения в городе и его проблем, описаны основные направления работы писательской организации в этой области и ее значение.
Ключевые слова:
здравоохранение, Литфонд, «оттепель», санаторно-курортное лечение, Союз Писателей СССР.
При рассмотрении истории творческих организаций советского времени очевидна их двойственная роль. С одной стороны они были одним из средств контроля власти над художественной интеллигенцией, с другой —давали своим членам определенные привилегии и способствовали решению их материальных и бытовых проблем. Примером такой «заботы» может служить участие Ленинградского отделения Союза писателей в организации оказания его членам медицинской помощи.
Послевоенные годы в Ленинграде характеризуются значительными изменениями в сфере здравоохранения. Их необходимость была вызвана, прежде всего, последствиями войны и блокады. Как отмечает исследователь этого периода: «Война с исключительной остротой поставила вопрос сохранения населения, его здоровья... В блокадном городе, понесшем страшные людские потери, значимость этих проблем многократно возрастала. Десятки тысяч инвалидов, сотни тысяч раненых, блокадников, страдающих от последствий дистрофии, цинги, пеллагры. Для многих и многих ленинградцев кошмары войны не кончились 9 мая 1945 г.» [2, с. 102].
С 1950 по 1980 г. ежегодные расходы на здравоохранение и физическую культуру в бюджете города увеличились приблизительно в 5 раз. Только за один 1955 г. было приобретено оборудования и инвентаря на 23,04 млн руб. (вместо ассигнованных 5,8 млн). На капитальный ремонт освоили 33,4 млн руб. (вместо 18,6 млн). Для «скорой помощи» за тот же год приобрели 143 машины. Число больничных коек за 1951-1955 гг. увеличилось на 980 мест. В 1956-1960 гг. - на 2948, в последующее пятилетие - на 3414 [2, с. 222]. «В итоге по большинству показателей довоенный уро-
вень здравоохранения к началу 1950-х гг. был не только достигнут, но и превзойден» [2, с. 104].
Помимо увеличения расходов были проведены и структурные реформы. «Объединение больниц с амбулаторно-поли-клиническими учреждениями привело к совершенно иной организации медицинской помощи населению. По четырем основным специальностям (терапия, педиатрия, акушерство и гинекология, фтизиатрия) обслуживание отныне строилось по участковому принципу» [3, с. 240]. «Лучшая по сравнению с довоенными временами обеспеченность врачами в городе привела в середине 50-х гг. к ликвидации так называемых общих приемов, когда одному врачу приходилось, образно говоря, лечить все. Отныне больной имел возможность обратиться к специалисту, что гарантировало более углубленное исследование болезни и более эффективное ее лечение» [3, с. 240].
Несмотря на значительное улучшение качества медицинской помощи, сохранялся ряд серьезных проблем. В первую очередь они касались нехватки лекарств, диагностической аппаратуры и много другого [2, с. 105]. Кроме того «нагрузка на врача была далека от оптимальной» [3, с. 240], и это приводило к сложностям при записи на прием. Все эти проблемы проявились и в работе писательской организации.
В архиве Ленинградского отделения Союза писателей (ЦГАЛИ СПб) сохранились документы, характеризующие разнообразную деятельность организации в области медицинского обслуживания ее членов. Ее основными направлениями были: прикрепление писателей к больницам и устройство на лечение, приобретение лекарств, предоставление санаторных путевок. В виде исключения производилась и оплата лечения за границей.
Значительную часть документов составляют просьбы писательской организации о прикреплении писателей к больницам, помещении больных в больницу и о продлении срока лечения. Они адресованы областному комитету КПСС. Рассмотрим несколько примеров.
В 1962 г. Ответственный секретарь ЛО СП РСФСР направляет просьбу прикрепить в следующем году 39 писателей (для сравнения укажем, что в 1958 г. в Ленинграде было 314 членов союза писателей [5, с. 43]) к двум городским больницам:
Секретарю Ленинградского Областного Комитета КПСС В.С. Толстикову
Ленинградское отделение Союза писателей РСФСР просит Вашего указания о прикреплении к Свердловской больнице и спец-поликлинике больницы им. Куйбышева писателей Ленинграда в 1963 году.
К Свердловской больнице
1. Ахматова А.А.
2. Берггольц О.Ф.
3. Герман Ю.П.
4. Кетлинская В.К.
5. Никитин Н.Н.
6. Лебеденко А.Г.
7. Панова В.Ф.
8. Браун Н.Л.
9. Чирсков Б.Ф.
10. Попов А.Ф.
11. Гранин Д.А.
12. Чепуров А.Н.
13. Слонимский М.Л.
14. Инфантьев В.Н.
15. Сергеев Г.А.
16. Соколов-Микитов И.С.
17. Рождественский В.А.
18. Рахманов Л.Н.
19. Пантелеев А.И.
20. Дудин М.А.
К спецполиклинике больницы им. Куйбышева
1. Авраменко И.К.
2. Грин А.В.
3. Далецкий П.Л.
4. Капица П.И.
5. Журба-Скрыпников П.Т.
6. Подзелинский М.М.
7. Гитович А.И.
8. Григорьев Н.Ф.
9. Жестев-Левинсон М.И.
10. Бражнин И.Я.
11. Решетов А.Е.
12. Воеводин В.П.
13. Орлов В.Н.
14. Остров Д.К.
15. Раковский Л.И.
16. Успенский Л.В.
17. Шефнер В.С.
18. Эвентов И.С.
19. Розен А.Г.
Ответственный секретарь Ленинградского отделения писателей РСФСР А. Прокофьев [9, 1].
Союза
В случае серьезных заболеваний составлялись и просьбы об индивидуальной помощи. В 1960 г. секретарь правления ЛО СП РСФСР А. Попова направляет в Ленинградский Обком КПСС записку с просьбой разрешить прикрепление к Свердловской поликлинике на амбулаторное лечение сроком на 1 месяц поэта С.С. Орлова [8, с. 23]. Ранее, еще в 1958 г. была составлена просьба, подписанная ответственным секретарем ЛО СП РСФСР Д.А. Граниным, прикрепить «в порядке исключения» к больнице имени Свердлова А.А. Ахматову и В.М. Саянова [6, с. 29].
При этом содействие партийных органов требовалось не только при приписке, но и для продления срока лечения. В 1958 г. была составлена записка ответственного секретаря ЛО СП РСФСР Д.А. гранина управляющему делами Ленинградского обкома КПСС Н.И. Федорову с просьбой продлить на несколько месяцев срок лечения в больнице им. Свердлова писателю Н.И. Никитину, перенесшему операцию [6, с. 30].
При участии писательской организации производилась и покупка недоступных в продаже лекарств. Так в 1958 г. ответственный секретарь ЛО СП А. Прокофьев просил секретаря правления СП СССР В.А. Смирнова возбудить ходатайство перед министром здравоохранения Ковригиной об отпуске лекарства интер-медин для лечения писателя Н.А. Элья-шевой [5, с. 122]. В 1960 г. Ленинградское отделение обращалось в Литфонд СССР и к министру здравоохранения с просьбой помочь в приобретении 6 флаконов цик-лосерина для А.В. Успенской (жены писателя Л.В. Успенского) [8, с. 52-53]. В том же году был составлен запрос в секретарю правления СП СССР с просьбой выяснить возможность получения из гДР лекарства энатина для жены члена союза писателей Г.В. Пагирева [8, с. 110].
Еще большую сложность представляло приобретение протезов особой конструкции, которые не производились в то время советской промышленностью. В архиве сохранились письма, направленные Ленинградским отделением в Центральный ко-
3 ю О
митет КПСС и Секретарю Правления СП СССР с просьбой помочь в приобретении протеза поэту Г.В. Пагиреву. Приведем одно из них.
В Центральный комитет КПСС
Член Союза писателей СССР Пагирев Глеб Валентинович вследствие тяжелого ранения, полученного на фронте в годы Великой Отечественной войны, является инвалидом 1-ой группы и по характеру своей инвалидности нуждается в ношении протеза правого бедра особой облегченной конструкции с максимальной точностью пригонки отдельных деталей.
Протезы подобной конструкции нашей отечественной промышленностью не изготовляются, и отсутствие указанного протеза вынуждает Пагирева Г.В. в течение многих лет вести малоподвижный, сидячий образ жизни. Протез, который дал бы ему возможность передвигаться, может быть изготовлен за границей, в частности в Германской демократической республике.
Поэтому Ленинградское отделение Союза писателей ходатайствует о посылке Пагирева Глеба Валентиновича в сопровождении его жены Пагиревой Анастасии Ивановны в Германскую демократическую республику (г. Берлин) для приобретения нужного ему протеза.
Одновременно необходимо решить вопрос об оплате расходов на поездку Пагире-вых в ГДР и пребывании их там в течение времени, необходимого для изготовления протеза, а также об оплате самого протеза, исходя из того, что для них самих такие расходы являются непосильными.
Пагирев Г.В. - член КПСС с 1949 г. (парт. билет 5 457663).
Ответственный секретарь Ленинградского отделения Союза писателей РСФСР А. Прокофьев [7, 30].
Г.В. Пагирев мог рассчитывать на благоприятное рассмотрение просьбы, поскольку получил тяжелое ранение во время Великой Отечественной войны. Кроме того, в 1930-1941 гг. он «работал на заводах Москвы и Свердловска - фрезеровщиком, наладчиком станков, мастером, техником-конструктором [4, с. 230].
Болезнь нередко приводила к серьезным материальным затруднениям и заставляла писателей просить помощи у государства. Это связано с тем, что доходы писателей были, как правило, непостоянны, формировались из нескольких источников и часто зависели от «непредсказуемой позиции издательства или редактора» [1, с. 91]. Примером тому может быть за-
явление переводчика Е.Т. Канторовича в правление Литфонда РСФСР:
В Правление Литфонда РСФСР Канторовича Евгения Тимофеевича — («Евг. Танк») члена СП СССР, инвалида II группы, прожив. в Ленинграде, Суворовский проспект 30, кв. 22
Заявление
Прошу правление Литфонда РСФСР обсудить мое заявление и переслать его, со своим отзывом, в Ленинград, тов. Хайтину.
В 1957 году я провел в больнице 3,5 месяца - с 29 августа по 11 декабря. Едва я стал поправляться и подумывать о своих переводческих делах, как заболел тяжелым воспалением легких (весь февраль этого года). В конце марта 1958 года - снова болезнь (нервная) и снова три месяца в больнице.
Из-за длительного перерыва в работе я получал по бюллетеням ничтожную сумму (500-600 рублей в месяц). Встал вопрос о санаторно-курортной помощи.
Ленинградский Литфонд проявил оперативность (с 22 июля я в Переделкино), но в то же время изрядную бережливость. Мне не дали бесплатной путевки, а предоставили 50% скидку. Пришлось заложить в ломбард свое осеннее пальто...
26 дней истекают. Чувствую себя неплохо, готовлюсь возобновить работу, но «задела» нет. Получаю академическую пенсию по инвалидности (мне исполняется в августе 59 лет) в размере 250 руб. в месяц. Должен Литфонду по ссуде 1300 рублей.
Как быть?
Хотелось бы получить бесплатную путевку в Комарово, либо дополнительную ссуду на 6 мес. в размере 800-1000 руб., чтобы иметь возможность спокойно работать в течение сентября. Боюсь однако, что Ленинградский Литфонд, повторяю, весьма бережливый в отношении маленьких людей, ответит мне отказом.
Вот почему я и обращаюсь к вам с этим заявлением.
Е. Канторович (Е. Танк).
5.УШ-58 г.
Примечание. Лен. Гослитиздат уплатит мне в конце 1958 г. 6 тыс. рублей потиражных (переводы из Шервуда Андерсона). Этот однотомник задержался не по моей вине. К сожалению, Лен. Гослитиздат категорически не дает гарантийных писем. Единственное, что там можно получить это письмо в Литфонд, удостоверяющее факт предстоящего выхода в свет однотомника Андерсона с моими переводами.
Еще одним важным родом деятельности писательской организации в области здравоохранения было распределение санаторных путевок. члены Союза писателей не обслуживались ВЦСПС и профсоюзами и не входили в систему министерств, в том числе министерства культуры. Поэтому источником санаторных путевок было Ленинградское отделение Союза писателей, которое получало их по договору от местной Курортной конторы. При этом на 300 членов СП, не считая членов их семей, приходилось 60-70 путевок в год, что не удовлетворяло их потребностей [6, с. 65]. С 1961 г. распределение путевок было передано в Леноблпрофсовет. Вопреки ожиданиям руководства Союза писателей количество получаемых путевок при этом только сократилось.
Помимо путевок в южные, местные и прибалтийское санатории в 60-е годы появилась возможность получать путевки в Карловы-Вары. Однако их количество было невелико, и они были доступны далеко не всем писателям. Так в 1958 г. Ле-
нинградское отделение Литфонда подало заявку на 62 путевки, из них 9 - в Карло-вы-Вары (для членов СП Д.С. Лихачева, В.Н. Орлова, Б.С. Мейлаха, Е.П. Серебров-ской, А.И. Кучерова, В.А. Рождественского и членов их семей) [6, с. 63]. При этом попытка запросить в 1958 г. дополнительную путевку в Литфонде СССР не имела успеха, поскольку тот получал в месяц от 3 до 6 путевок и был «не в состоянии такое небольшое количество закрепить за отделениями Литфонда 15 союзных республик» [6, с. 61].
Формы деятельности писательской организации в сфере здравоохранения были многообразны и она прилагала значительные усилия для защиты интересов своих членов, включая прикрепление к больницам, заказ лекарств. Однако из-за ограниченности возможностей и материальных ресурсов дорогостоящее лечение и поездки за границу были доступны далеко не всем его членам. Обратной стороной проявляющихся при этом привилегий писателей являлась их значительная зависимость от государства.
Список литературы:
[1]
- М. : Молодая гвардия,
Антипина В. Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е годы. -2005. - 407, [2] с., [16] л. ил., портр.; 20.
[2] Ваксер А.З. Ленинград послевоенный. 1945-1982. - СПб.: Остров, 2005. - 436 с.
[3] Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан // Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. - 342 с.
[4] Писатели Ленинграда: библиографический справочник / Сост. В.С. Бахтин, А.Н. Лурье. - Л.: Лениз-дат, 1982. - 376 с.
[5] ЦГАЛИ СПб. (Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга). - Ф. 371, оп. 1, д. 335.
[6] ЦГАЛИ СПб. - Ф. 371, оп. 1, д. 336.
[7] ЦГАЛИ СПб. - Ф. 371, оп. 1, д. 337.
[8] ЦГАЛИ СПб. - Ф. 371, оп. 1, д. 398.
[9] ЦГАЛИ СПб. - Ф. 371, оп. 1, д. 451.
3 ю О