Научная статья на тему 'Международные кокелевские пленэры взаимодействие культур'

Международные кокелевские пленэры взаимодействие культур Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
292
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПЛЕНЭР / НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖНИК / ТВОРЧЕСТВО / ВЫСТАВКА / CULTURE / VISUAL ARTS / PLEIN-AIR / NATIONAL ART / ARTIST / CREATIVE WORK / EXHIBITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильев Владимир Александрович

На основе междисциплинарного подхода и системного анализа на примере международных кокелевских пленэров рассмотрено значение изобразительного искусства в процессе взаимодействия культур, являющихся благоприятной основой для развития межнациональных отношений в переходную эпоху рубежа XX-XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL KOKEL PLEIN-AIRS AS THE INTERACTION OF CULTURES

The role of the visual art in the process of interaction between cultures that serve as a favourable basis for development of international relations in the complex period of transition of the beginning of the XXI century is studied by means of interdisciplinary approach and system analysis through the example of the Kokel International Plein-airs.

Текст научной работы на тему «Международные кокелевские пленэры взаимодействие культур»

УДК 008(470) + 008(477)

В .А. ВАСИЛЬЕВ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОКЕЛЕВСКИЕ ПЛЕНЭРЫ -ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР

Ключевые слова: культура, изобразительное искусство, пленэр, национальное искусство, художник, творчество, выставка.

На основе междисциплинарного подхода и системного анализа на примере международных кокелевских пленэров рассмотрено значение изобразительного искусства в процессе взаимодействия культур, являющихся благоприятной основой для развития межнациональных отношений в переходную эпоху рубежа XX-XXI вв.

V.A. VASILYEV

INTERNATIONAL KOKEL PLEIN-AIRS AS THE INTERACTION OF CULTURES

Key words: culture, visual arts, plein-air, national art, artist, creative work, exhibition

The role of the visual art in the process of interaction between cultures that serve as a favourable basis for development of international relations in the complex period of transition of the beginning of the xXi century is studied by means of interdisciplinary approach and system analysis through the example of the Kokel International Plein-airs.

В государствах, возникших на постсоветском пространстве, тенденция разделения культуры на русскую и национальную, а также ограниченное толкование культурного национального наследия как единственного источника прогрессивного развития обрели прочную базу. Характерно это и для Украины, где активно возрождается возникшая в 20-е годы прошлого столетия политика украинизации, распространяющаяся на все сферы жизни. В этих условиях у большей части российского и украинского общества вновь возрастает стремление к консолидации на основе развития полноценного диалога культур, берущих начало в общем происхождении братских народов, общности их исторической судьбы.

В этом контексте представляют значительный научный и практический интерес международные кокелевские пленэры, посвященные памяти выдающегося живописца, виртуозного рисовальщика, талантливого педагога и общественного деятеля Алексея Афанасьевича Кокеля.

А.А. (Афанасьев) Кокель родился 13 марта (1 марта по старому стилю) 1880 г. в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревского района Чувашской Республики) в семье чувашского крестьянина, учился в Тар-ханском сельском начальном училище с большим интересом и любознательностью, по всем предметам успевал на «отлично». Его звонкий голос в хоре местной церкви вызывал восхищение. Однако «на третьем году посещения школы жестоко простудился и заболел костным туберкулезом» [3, с. 1], от последствий которого, несмотря на неоднократное лечение, избавиться полностью так и не смог. Коварная болезнь давала знать о себе всю жизнь.

Счастливый поворот, который произойдет в судьбе чувашского крестьянина, известный русский публицист и поэт А.В. Жиркевич сравнит с историей «архангельского мужика» Михайло Ломоносова и скажет: «Сказка вроде Ломоносовской» [1, с. 318]. Прелюдией «сказки» станет страшное народное бедствие - засуха, постигшая летом 1899 г. Поволжье. В Тарханах, как и повсюду, умирали и стар и мал, пал весь домашний скот.

В это ужасное время болезнь А.А. Кокеля обострилась. Спасла его от верной гибели лишь помощь студентки Петербургского женского медицинского института Анны Виноградовой и родственницы управляющего Тарханским лесным удельным имением В.Ю. Раубе Марии Варгановой. «Меня показали им как больного, - пишет в «Автобиографии» А.А. Кокель. - К этому времени у меня было пять открытых ран (язв). Был приглашен также и земский врач, до сих пор лечивший меня ... Стены черной избы, в которой протекало мое детство, были до отказа увешаны моими работами, которые служили образцами для заказчи-

ков» [3, с. 2]. Девушки были потрясены прекрасными работами тяжело больного юноши и назвали его «чувашским Рафаэлем». Мария сумела убедить родственников в необходимости спасения юного дарования, и на семейном совете Раубе было принято решение отправить Алексея в Петербург на операцию «и при счастливом исходе последней оставить учиться в Петербурге». Так семья

В.Ю. Раубе и студентки помогут будущему художнику излечиться от смертельной болезни у лучших врачей в Петербурге и затем поступить в Петербургскую академию художеств.

Здесь талантливый самородок был любовно выпестован В.Е. Маковским, И.Е. Репиным, П.П. Чистяковым, Н.Д. Кардовским. Соучениками А.А. Кокеля были ставшие впоследствии не просто именитыми, а великими художниками И.И. Бродский, Л.А. Бруни, М.Б. Греков, Б.Д. Григорьев, Е.Г. Гуро, А.В. Лентулов, Н.И. Фешин, П.Н. Филонов, М.З. Шагал, В.И. Шухаев, А.Е. Яковлев. Эти имена Учителей и Учеников ярко раскрывают непревзойденную творческую среду великой русской художественной культуры, которая взрастила мастера.

Окончив в 1912 г. Петербургскую академию художеств с отличием, он стал первым чувашем, получившим звание художник, и для совершенствования мастерства по индивидуальной программе был направлен в пенсионерскую поездку во Францию, Германию и Италию. Его дипломной работой явилась картина «Чайная», которая в числе избранных произведений лучших русских художников в 1913 г. - в год 300-летия царствующего дома Романовых, экспонировалась на XI международной художественной выставке в Мюнхене. Среди ее посетителей нерусская фамилия Кокель русского художника внесла некоторую интригу. Ее разгадку начали искать в аристократических корнях немецких баронов von Kokel auf Grosskokelburg in Siben-burg, а ярким мастером оказался... выходец из крестьян, к тому же чуваш.

В 1914 г. картина «Чайная» «переедет» в Венецию на Всемирную художественную выставку и так же, как и в Мюнхене, будет пользоваться большим успехом. Международные выставки принесли А.А. Кокелю мировую известность.

Такой большой мастер по рекомендации И.Е. Репина с 1 января 1916 г. избирается преподавателем Харьковского художественного училища. С этого времени его имя неразрывно связано с изобразительным искусством Украины и становится символом плодотворного взаимодействия культур братских народов.

А.А. Кокель, чуваш по национальности, явился одним из создателей высшего художественного образования на Украине, основателем харьковской школы академического рисунка. Зарождение и развитие украинского авангарда, советской станковой картины и плаката на Украине также его заслуга. Он стал организатором Ассоциации художников Червонной Украины, основы Союза советских художников Украины (с 1990 г. Национальный союз художников Украины).

А.А. Кокель не только талантливый художник, но и не менее выдающийся педагог. Его деятельность по созданию своей стройной педагогической системы, по праву именуемой сегодня «кокелевской школой живописи», берет начало еще со времени окончания им Высших педагогических курсов при Академии художеств в 1906 г. Сотни художников из национальных республик СССР, получивших художественное образование в Харькове, в своих биографических справках в числе основных своих учителей называют А.А. Кокеля.

Среди его учеников лауреаты Государственных (Сталинских) премий СССР А.А. Горпенко, Б.В. Косарев, А.М. Стадник и заслуженный художник РСФСР П.И. Жи-гимонт; народные художники СССР, академики Академии художеств СССР, народный художник Украины М.Г. Дерегус и М.Г. Лысенко. В их числе также народный художник Украины В.В. Сизиков, заслуженные деятели искусства Украины С.Ф. Беседин, М.А. Рыбальченко, Л.И. Чернов, А.Г. Сафаргалин, Е.Ф. Жердзицкий, Е.П. Егоров, И.И. Карась, заслуженные художники Украины П.А. Шигимага, Л.А. Шматько.

Примечательно, что именуют его своим учителем даже художники выросшие уже в конце прошлого столетия. Об этом с гордостью говорит народный художник Украины, вице-президент Академии искусств Украины В.Д. Сидоренко, народный художник Украины, профессор В.И. Ковтун - их учителями были воспитанники А.А. Кокеля. Каждому из вышеперечисленных живописцев можно посвятить отдельную книгу.

К счастью, имя его, как и многих других талантливых художников, которыми была богата и по праву гордилась русская и украинская земля, сегодня возвращается из незаслуженного забвения. Свидетельство тому - Кокелевский международный пленэр, который проводится ежегодно профессиональными художниками России и Украины в родном селе мастера, прекрасное творчество которого одновременно принадлежит чувашскому, русскому и украинскому народу. В 2009 г. он проходил и в д. Чувашские Ишаки Батыревского района - на родине известного российского ученого, действительного члена Российской академии образования Л.П. Куракова.

Кокелевский пленэр, являясь логическим продолжением Репинского, задуман как инновационный межкультурный проект - обеспечение диалога чувашской, российской, украинской культур, а также культур народов Поволжья в XXI в. и приобретает в условиях глобализации и мирового финансового кризиса особую актуальность.

Основными целями пленэра являются:

- взаимодействие разных художественных школ, традиций и индивидуальных манер как основы неповторимого своеобразия культур и искусства в XXI в.;

- развитие и популяризация реалистического направления в современном изобразительном искусстве;

- осуществление мечты А.А. Кокеля о превращении его родины в центр развития искусства;

- формирование уникальной коллекции музея А.А. Кокеля «Родина А.А. Кокеля в произведениях современных художников»;

- пополнение коллекции Художественного музея Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова;

- укрепление на основе диалога культур дружбы между народами.

Многовековая история села Тарханы как одного из старейших культурных,

административных и экономических центров низовых чувашей интересна и привлекательна для живописцев. Свое начало оно берет с круч волжских берегов. В начале XVII в., осваивая «дикое поле», мужественные и трудолюбивые волжане с современного Марпосадского района заложили в тайге село с удивительным названием Хан самого Тора (Бога) - Тарханы.

Вдохновляет на создание новых живописных исторических полотен уникальный археологический памятник Тигашевское булгарское городище - замок со сложной системой укреплений на р. Буле, сожженное дотла в неравной борьбе с татаро-монгольскими завоевателями.

Геополитическое положение Чувашии на срезе Европы и Азии вызывает у живописцев горячие дискуссии по проблеме «Восток - Запад».

Интерпретация историко-культурного наследия чувашей - одного из древнейших народов, в современном изобразительном искусстве - неисчерпаемая тема для пленэристов. На их полотнах мы видим жителей села в национальной одежде низовых чувашей, богато убранной вышивкой, являющейся одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с традициями художественной культуры чувашского народа. В распоряжении пленэристов имелись даже образцы одежды, относящиеся к началу XX в., поэтому вполне понятна их огромная тяга к изображению на холсте всего этого богатства. Достаточно назвать работы петербуржца А.П. Рыбкина «Девочка Надя в национальном

костюме», харьковчан А.О. Дмитриева и А.А. Короля «Катя», казанца З.Ф. Гимаева «Тетушка Анисья», сумчанина А.Н. Чередниченко «Чувашская мадонна».

Стремились запечатлеть живописцы и памятники деревянного зодчества низовых чувашей, прежде всего деревянную двухпрестольную церковь Богоявления Господня и Святой Троицы. Она была воздвигнута в 1880 г. Церковь почти с фотографической точностью 8 июня 1899 г. нарисует А.А. Кокель перед самым своим отъездом в Петербург. Через столетие его рисунок окажется архитектурным документом при ее восстановлении.

Часто можно было видеть художников с мольбертами у дома управляющих Тарханским лесным удельным имением, у первого здания школы, у дома старшего брата мастера - Ивана Кокеля, а также у ветряной мельницы. Но больше всего, пожалуй, притягивали изумительные узоры шедевров деревянной архитектуры, вырезанные народными умельцами, на которых так щедра тарханская земля.

Живописная первозданная природа села и его окрестностей - жемчужина среднерусской полосы - также вдохновляет художников на создание прекрасных полотен. Однако перед художниками стояла довольно сложная задача: не просто написать пейзаж, а попытаться передать в характерных, но порой едва уловимых деталях дух и особую энергетику земли, даровавшей миру великого мастера кисти. С этой высокой творческой планкой художники успешно справились. Их работы ничем не уступают лучшей европейской живописи, а в некоторых случаях превосходят ее. Они послужили основой создания картинной галереи современных художников Чувашии, России и Украины в селе Тарханы и Художественного музея Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. Ряд работ его участников пополнил собрания художественных музеев России, Украины, Германии и частные коллекции.

Развивая и приумножая добрую традицию репинского пленэра взаимодействия и взаимообогащения культур, кокелевский стал, без преувеличения, международной творческой лабораторией ведущих мастеров изобразительного искусства и молодых художников. В процессе созидания участвовали представители художественных школ Чувашии, Петербурга, Киева, Харькова, Татарии, Воронежа, Красноярска, создавая живую яркую палитру многонациональной культуры России и Украины. Для живописцев работа в составе творческой группы на прошедших трех пленэрах явилась уникальной возможностью общения, обмена опытом и знаниями. Здесь творили такие именитые мастера, как народный художник Украины, академик, В.И. Ковтун (г. Харьков, Украина), народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, председатель Союза художников Чувашии Р.Ф. Федоров (г. Чебоксары, Россия), заслуженный художник Украины А.Н. Чередниченко (г. Сумы, Украина), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (РТ), лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая, председатель Союза художников Рт З.Ф. Гимаев, (Казань, Россия), заслуженный художник России А.П. Рыбкин (г. С.-Петербург, Россия), а также только начинающие свой творческий путь студенты худграфа Чувашского государственного педагогического университета К. Кокель и кафедры дизайна Чувашского государственного университета А. Пчеловодникова, О. Рябчикова и И. Сергеев.

Для воспитанников Батыревской школы искусств и Тарханской детской художественной школы имени А.А. Кокеля участниками пленэра проводятся мастер-классы, что, несомненно, сыграет большую роль в становлении юных художников. Эта совместная работа очень полезна: молодые учатся у старших, которые делятся профессиональными секретами творчества, а старшим импонирует смелость, раскованность, незангажированность взглядов молодых. Однако кокелевский пленэр является и школой роста мастерства самих мастеров: петербуржец А.П. Рыбкин удостоен высокого звания заслуженный художник России, а харьковчанин Л.К. Сто-рожук - заслуженный деятель искусств Украины. Подтверждает наше мнение и дру-

гой пример: избрание В.И. Ковтуна академиком Академии искусств Украины, а Р.Ф. Федорова - членом-корреспондентом Российской академии художеств.

Замечательное собрание произведений живописи и графики А.А. Кокеля в Чувашском государственном художественном музее является образцом продолжения традиций русской художественной школы, которые он творчески развивал в Харькове.

Пленэры - особый образ бытия художников, где царит дружеская, творческая, приподнятая атмосфера, отношения доброжелательности, взаимопомощи и поддержки. Это настроение передавалось землякам А.А. Кокеля, которые тоже становились участниками пленэра - позировали, проявляли живой непосредственный интерес к работе художников. Надо ли говорить, как это повышает самооценку жителей сельской глубинки, делает их причастными к современному художественному процессу?! Яркий пример тому торжественная церемония закрытия III Международного кокелевского пленэра, состоявшаяся 12 июля 2009 г. сначала в селе Тарханы на солнечной поляне «Старинная усадьба», а затем в Доме знаний в деревне Чувашские Ишаки. Специально к этому дню приехала делегация Украины в составе начальника Управления культуры и туризма Харьковской областной государственной администрации Н.А. Супруненко и секретаря Национального Союза художников Украины, народного художника Украины В.И. Ковтуна. Высокой гостье, знаменитой украинской поэтессе Н.А. Супруненко, чьи прекрасные стихи хорошо известны и чувашскому читателю, земляки А.А. Кокеля преподнесли в дар изданный на свои средства сборник ее стихов «Планета любви». Песни, стихи на чувашском, украинском и русском языках, зажигательный «Гопак», плавный «линка-линка», удалая русская плясовая - все это в условиях обезличивания и утраты традиций давних культурных связей русского и украинского искусства стало подлинным выражением дружбы братских народов. Подтверждением тому явился и телефильм об этом межкультурном феномене, созданный на одном из ведущих украинских телеканалов АТВК. Фильм, показанный по просьбе телезрителей в прайм-тайме несколько раз, ярко свидетельствует о том, насколько велик в украинском обществе интерес к культурному диалогу.

В основе пленэра и возвращение в культурное пространство России практики художественного передвижничества, исконно российской просветительской программы национального масштаба, как важного средства расширения границ и создания единого культурного пространства. Этой цели служат итоговые выставки, которые проходят по окончании пленэра сначала в селе Тарханы, потом в деревне Чувашские Ишаки, а затем в Центре современного искусства в Чебоксарах. Они, можно сказать с полной уверенностью, стали значительным событием в культурной жизни не только Тархан, района и Чувашии, но России и Украины.

Сюжетно-тематическое, жанровое многообразие выставок так же, как и стилистическое (реалистический и декоративный пленэризм, декоративные композиции), необычайно различно. В поле зрения художников - народная архитектура, пейзажи, портреты сельчан. Глаз пейзажиста привыкает к региональным местным особенностям окружающей природы, характеру атмосферных явлений, особенностям рельефа местности. У кого-то преобладает локальный цвет, кто-то использует повышенное звучание цвета. Точно так же разнится и техника живописи - заглаженный мазок или, наоборот, фактурная живопись, создающая ощущение пульсирующей, дышащей поверхности, своеобразной лепки формы цветом или «тканого», разреженного мазка-штриха.

Необычны и сложны по исполнению, например, пастельные работы С.В. Ко-морного. В своей авторской технике он создал цикл «Небо Чувашии». «Небо в Чувашии, - говорит художник из Украины, - совсем не такое, как у нас. Здесь очень далекий горизонт, больше объема и пространства. И год назад я здесь рисовал небо. Считаю, что небо - это своего рода академия для художника».

«Очень приятно было побывать у вас. Ведь все мы - ученики учеников Кокеля (выделено автором. - ß.ß.). Со студенческих лет мы много слышали о нем как о выдающемся живописце и педагоге» [2, с. 1], - добавляет Л.К. Сторожук, который ныне сам преподает в Харьковской академии дизайна и искусств. Он художник разносторонний, свидетельство тому - представленные на итоговой выставке графика, работы маслом, пастелью. А еще дружеские шаржи - смешные, добрые, умные. К тому же он является известным художником-аниматором.

Через призму удивительной природы Хакасии изобразил на своих холстах впервые увиденные пейзажи Чувашии красноярский художник А.Г. Кобыльцов. «Все рождалось спонтанно. Задачи никто не ставил, была свобода, и работалось отлично», - отмечает руководитель творческой группы пленэра А.Н. Чередниченко.

С учетом времени года - лето (буйство зелени и ярких красок) - выставки также получаются живописными и нарядными, колоритными и разнообразными.

Программой пленэра предусматриваются не только работа на природе, но и встречи с тархановцами, экскурсии в музеи сел Тарханы, Батырево, городов Чебоксары, Козьмодемьянск, Казань, в знаменитый Дивеевский монастырь и одну из самых почитаемых православных святынь - Саровскую пустынь. Знакомство с Чувашским государственным университетом имени И.Н. Ульянова позволяет воочию увидеть картину модернизации высшего образования России.

«Кокелевский пленэр - это бренд всей Чувашии. Такие события случаются не везде и нечасто» [2, с. 1]. Эти слова заслуженного художника Украины А.Н. Чередниченко, руководившего работой двух творческих групп и множества престижных пленэров на Украине, в России и Германии, позволяют сказать о том, что кокелев-ский пренэр стал, без преувеличения, уникальным явлением в культурной жизни современного села России и Украины. Неординарность его в том, что устроителями пленэра стали администрация Тарханского сельского поселения, сельскохозяйственный кооператив «Хастар» и администрация Батыревского района. Организаторами и вдохновителями международныех кокелевских пленэров выступают академик Российской академии образования, ректор Чувашского государственного университета Л.П. Кураков и председатель Харьковской организации Национального Союза художников Украины, народный художник Украины В.И. Ковтун.

Итак, в начале прошлого столетия благодаря И.Е. Репину и А.А. Кокелю Чугуев и Тарханы, Украина и Чувашия, несмотря на огромное расстояние, стали ближе. На рубеже XX-XXI вв. в непростых отношениях между Россией и Украиной сближающим фактором является братское содружество мастеров изобразительного искусства, которое приобретает, на наш взгляд, форму народной дипломатии и способствует духовно-нравственному обогащению, возрождению исторических и культурных корней братских народов, преодолению межнациональных конфликтов. Международные Кокелевские пленэры вносят также свой вклад в укрепление имиджа России XXI в. в мире как страны высокой культуры и духовности.

Литература

1. Васильев В.А. Алексей Афанасьевич Кокель 1880-1956. Жизнь и творчество. 2-е изд., испр. и доп. / В.А. Васильев. Чебоксары: Пегас, 2009. 336 с.

2. Советская Чувашия. 2008. 8 июля.

3. Харьковский исторический музей. Личный фонд А.А. Кокеля. Автобиография Кокеля Алексея Афанасьевича, художника, проф.[ессора] живописи Харьковского художественного института. Завершена 2 февраля 1950 г. Рукопись. 20 с.

ВАСИЛЬЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, профессор кафедры политологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vasilyev_va@mail.ru)

VASILYEV VLADIMIR ALEXANDROVICH - Cand. Sc. (History), Professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.