Научная статья на тему 'A. A. Kokel' (1880-1956) as an artist and a teacher'

A. A. Kokel' (1880-1956) as an artist and a teacher Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
150
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЕЦ / КАРТИНА / ПЛЕНЭР / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ВЫСТАВКА / АВАНГАРД / PAINTER / PAINTING / OPEN AIR / ACADEMIC DRAWING / VISUAL ARTS / EXHIBITION / AVANT-GARDE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Vasilyev V. A.

In the present article there has been made an attempt on the basis of interdisciplinary research of some unknown periods of A.A. Kokel's life and creative work to bring back out of the century-long oblivion the name of this outstanding master of the fin de siиcle to our contemporaries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «A. A. Kokel' (1880-1956) as an artist and a teacher»

шим на «своём» и поэтому способным воспринять и воплотить «чужое».

Большинство духовно-музыкальных сочинений А.Т. Гречанинова прочно вошло в певческий обиход православных хоров в России и русском зарубежье, его произведения «демествен-ного» творчества звучат на концертных площадках не только в России, но и за рубежом.

Библиографический список

1. Левашёв Е.М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825-1917. - М.: Независимый Издательский Центр «ТехноИнфо», 1994. - С. 105.

2. Лисицын М.А. О новом направлении в русской церковной музыке // Русская духовная музыка в документах и материалах. - М.: Языки рус-

ской культуры, 2002. - Т. 3. - С. 525-561.

3. ПаисовЮ.И. Александр Гречанинов: Жизнь и творчество. - М., 2004. - С. 599.

4. Плотникова Н. С верой и молитвой: (духовная музыка А.Т. Гречанинова) // Встреча. - 2001. -№9. - С. 22-23.

5. Рахманова М.П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки. - М., 2004. - Т. 10Б. - С. 392-456.

6. Рахманова М.П. А.Т. Гречанинов // История русской музыки. - М., 1997. - Т. 10А. - С. 170216.

7. Рахманова М.П. Гречанинов // Православная энциклопедия. - М., 2006. - Т. 12. - С. 428-430.

8. Томпакова О.М. Певец русской темы Александр Тихонович Гречанинов. 2-е изд., доп. и рас-шир. - СПб., 2007. - С. 188.

УДК 75(477)(092)

Васильев Владимир Александрович

кандидат исторических наук, профессор Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (г. Чебоксары)

vasilye v_ va@mail. т

А.А. КОКЕЛЬ (1880-1956) - ХУДОЖНИК И ПЕДАГОГ*

На основе междисциплинарного исследования некоторых неизвестных страниц жизни и творчества А.А. Кокеля в статье предпринята попытка вернуть нашим современникам из векового умолчания имя этого замечательного мастера Серебряного века.

Ключевые слова: живописец, картина, пленэр, академический рисунок, изобразительное искусство, выставка, авангард.

«А.А. Кокель - художник необычный. Его высоко ценил И.Е. Репин. И то, что он сказал о Ко-келе, не сказал ни об одном современном художнике, ни об одном своем ученике. Поэтому всегда, когда речь заходила о Кокеле, мы словно указывали на самого Репина» [5, с. 12]. Эти слова народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, легенды украинского изобразительного искусства Украины В.И. Касияна как нельзя лучше выражают суть жизни и творчества этого замечательного мастера. Его драматичную судьбу известный русский публицист и поэт А.В. Жиркевич сравнит с историей великого русского ученого, «архангельского мужика», М.В. Ломоносова и скажет: «Сказка вроде ломоносовской» [4, с. 63].

Алексей Афанасьевич (Афанасьев) Кокель родился 13 марта (1 марта по старому стилю)

1880 г. в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревского района Чувашской Республики) в семье чувашского крестьянина. На третьем году посещения сельской начальной школы жестоко простудился и заболел костным туберкулезом. Пришлось расстаться с заветной мечтой - учиться. Казалось, навсегда. Доступным оказалось лишь желанное с детства рисование, и юноша весь ушел в занятие, ставшее целью и смыслом жизни, помогавшее преодолевать жестокий недуг.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло». Эта горькая народная поговорка найдет подтверждение в судьбе чувашского парня. Страшные народные бедствия - засуха и голод, постигшие летом 1899 г. Поволжье, станут, как ни странно, счастливым поворотом в его жизни. Студентки Петербургского женского медицинского инсти-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ 10-04-22409 а/В.

тута Анна Виноградова и родственница управляющего Тарханским лесным удельным имением В.Ю. Мария Варганова Раубе, прибывшие в Тарханы для борьбы с эпидемиями и голодом, спасут Алексея от верной гибели. «Меня показали им как больного, - пишет в “Автобиографии”

А.А. Кокель. - К этому времени у меня было пять открытых ран (язв). Был приглашен также и земский врач, до сих пор лечивший меня <...>. Стены черной избы, в которой протекало мое детство, были до отказа увешаны моими работами, которые служили образцами для заказчиков» [10, с. 1]. Девушки были потрясены прекрасными работами тяжело больного юноши и, не сдерживая своего восхищения, назвали его «чувашским Рафаэлем». Они убедили семью В.Ю. Раубе в необходимости спасения юного дарования, и 17 октября 1899 г. в сопровождении матери Раубе К.С. Свенторжецкой Алексей отправляется в Петербург, где лучшие врачи излечили его от смертельной болезни.

После исцеления жена В.Ю Раубе, Мария Вячеславовна, знакомит с выполненными под ее руководством художественными опытами Алексея видного русского живописца, недавнего ректора Петербургской Академии художеств В.Е. -Маковского. Мастер был в восхищении от рисунков самобытного таланта. В 1903 г. юноша, успешно сдав экзамены, поступает в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем. Так большая мечта чувашского крестьянина о счастливом исходе сложной хирургической операции и возвращении к жизни, а затем учебе в Академии исполнилась.

Здесь талантливый самородок был любовно выпестован В.Е. Маковским, И.Е. Репиным, П.П. Чистяковым, Н.Д. Кардовским. Соучениками А.А. Кокеля были ставшие впоследствии не просто именитыми, а великими художниками И.И. Бродский, Л.А. Бруни, М.Б. Греков, Б.Д. Григорьев, Е.Г. Гуро, А.В. Лентулов, Н.И. Фешин, П.Н. Филонов, М.З. Шагал, В.И. Шухаев, А.Е. Яковлев. Эти имена Учителей и Учеников ярко раскрывают непревзойденную творческую среду великой русской художественной культуры, взрастившей талант.

Картина «Чайная», его дипломная работа, была воспринята как событие художественной жизни России и стала символом нового направления в изобразительном искусстве. Выдающийся русский художник И.Е. Репин в своем интер-

вью корреспонденту петербургской газеты «Вечернее время» подчеркнул: «Вспоминается только <.. .> с большой силой (выделено автором. -

В.В.) полотно того художника (Л. Кокеля), который написал картину “Чайная”» [2, с. 12]. В числе избранных произведений лучших русских художников, которые в год З00-летия царствующего дома Романовых должны были раскрыть достижения русского искусства и его роль в европейском и мировом искусстве, картина экспонировалась в 191З г. на XI международной художественной выставке в Мюнхене. С самого начала картина молодого русского художника оказалась в центре внимания не только тонких ценителей искусства, но и художественной критики Германии. Заинтригован был западноевропейский зритель и нерусской фамилией русского художника. Ее разгадку начали искать в аристократических корнях немецких баронов von Kokel auf Grosskokel-burg in Sibenburg, а ярким мастером оказался. выходец из крестьян, к тому же чуваш.

В 1914 г. «Чайная» «переедет» в Венецию на Всемирную художественную выставку и так же, как и в Мюнхене, будет иметь огромный успех.

Так, в недавнем прошлом деревенский художник-самоучка, выполнявший заказы крестьян на писание икон и картин религиозного содержания, Л.Л. Кокель смог вырасти в художника, которого критика ставила в ряд лучших представителей русской художественной школы.

Окончив в 1912 г. Петербургскую Лкадемию художеств с отличием, Л.Л. Кокель для совершенствования мастерства по индивидуальной программе был поощрен пенсионерской поездкой во Францию, в Германию и Италию.

Известно, что И.Е. Репин всем сердцем стремился к созданию на Украине лучшей художественной школы. С этой целью он намеревался основать у себя на родине в г. Чугуеве (неподалеку от Харькова) своеобразную творческую академию, которую именовал «Деловым двором». Однако харьковская художественная школа в то время представляла собой невысокий профессиональный уровень. Подтверждение тому - постановление Совета Петербургской Лкадемии художеств, принятое в 1910 г., в котором отмечалось: «Не замечается никакой перемены в сравнении с прошлым годом. Ни в каком отношении школа не шагнула вперед.< .> Неподготовленность видна особенно в работах натурного класса как рисовального, так и живописного» [7, с. 27]. Еще

76

Вестник КГУ им. Н.Л. Некрасова ♦ № 2, 2010

критичнее оценивал положение И.Е. Репин: «Там все еще продолжается хронический дилетантизм (выделено автором. - В.В.), разведенный слишком 30 лет назад Шрейдером» [1, с. 232].

Излечение застарелой болезни - «хронического дилетантизма» И.Е. Репин видел в одаренных выпускниках Петербургской Академии художеств, поэтому он рекомендует совету Харьковского художественного училища избрать с 1 января 1916 г. преподавателем своего талантливого ученика А.А. Кокеля. Его предложение было продиктовано желанием видеть в педагогическом коллективе, набирающем мастерство, еще одного большого художника. При своем выборе он придавал значение и тому, что Алексей Афанасьевич был единственным из преподавателей Харьковского художественного училища, окончившим Высшие педагогические курсы при Петербургской Академии художеств. Ученик оправдал высокое доверие учителя: из всей прекрасной репинской плеяды именно он становится основателем одной из лучших школ академического рисунка России - Харьковской.

А.А. Кокель заявил о себе как один из самых выдающихся рисовальщиков первой половины XX века. Художник обладал абсолютным графическим «чутьем» - с помощью своей виртуозной линии он мог воспроизвести любую манеру любого «изма». Ученик А.А. Кокеля М.Г. Дере-гус, народный художник СССР, академик Академии художеств СССР, отмечает: «На занятиях живописи Алексей Афанасьевич всегда требовал точного рисунка. Говорил, что на рисунке все и держится. Когда есть рисунок, есть все. Если не прорисовано как следует, то, сколько ни пиши красками, все будет разваливаться. Рисунок - это фундамент всей композиции» [3, с. 17]. Ректор Харьковской государственной академии дизайна и искусств, академик Академии искусств Украины В.Я. Даниленко подчеркивает: «Именно профессор А.А. Кокель считается основоположником Харьковской школы академического рисунка» [9, с. 10-11].

В хорошо изученной истории зарождения русского авангарда, казалось бы, не осталось темных пятен, однако нам удалось сделать поразительное открытие - А.А. Кокель стоял у его истоков.

По утверждению искусствоведа Г.Г. Исаева, ранним произведениям А.А. Кокеля («Обнаженная мужская модель лежащая», «Петушки») трудно найти аналогию в русском изобразительном

искусстве начала 1900-х годов. Они предвосхищают русское абстрактное искусство.

Кульминацией стиля «пластического авангарда» в творчестве А.А. Кокеля станет его участие в «Союзе молодежи», заявившем о себе в художественной жизни Петербурга в ноябре 1909 года. Он участвует в первых выставках «Союза» в марте-апреле и июне-августе 1910 года в Петербурге и Риге. Его произведения внесли в авангард своеобразие - восточный акцент, зиждущийся на культуре чувашей, являющихся предками волжских булгар. Подтверждение тому - запись, обнаруженная нами в одном из блокнотов

А.А. Кокеля: «Федор Иван[ович] Шмидт (надо -Шмит - примечание автора. - В.В. ) писал, что произведения Кокеля ярко-цветисты потому, что он уроженец Востока». Это высказывание искусствоведа с мировым именем, крупнейшего византолога заслуживает самого пристального рассмотрения с точки зрения происхождения восточного крыла русского авангарда.

Проведенный нами новый искусствоведческий анализ живописных произведений А.А. Ко-келя «Единоличница» и «Селянин», хранящихся в Чувашском государственном художественном музее, показал, что они написаны не в начале 30-х, а в начале 20-х годов прошлого века и относятся к художественному течению «бойчукизм». Рентгеноскопический снимок эскиза картины «Встреча», сделанный украинскими художника-ми-реставраторами, научными сотрудниками Харьковской государственной академии дизайна и искусств Е.Ю. Панченко и М.А. Коряковцевой в июле 2009 г., выявил, что под живописным слоем находится еще один - с изображением другой работы мастера «Новый селянин». Она также написана в это же время и в том же стиле. Наши исследования являются весомым доказательством того, что А.А. Кокель стоял и у истоков украинского авангарда.

Однако почему в дальнейшем живописец оставил эту стилистику и сосредоточился на традициях академической школы?

Ответ на этот интересующий многих искусствоведов вопрос дает сам А.А. Кокель. Будучи уже зрелым мастером и педагогом, он пишет в 1950 г. в «Автобиографии»: «Получив в академии строго реалистическое направление и испытывая влияние таких мастеров, как Маковские, Репин, Грабарь и ближайший ученик Репина - Кардовский, я старался не утрачивать этого направления в своей

творческой работе и стремился передать его студенческой молодежи на протяжении всей своей педагогической деятельности» [7, с. 11].

Живопись мастера определяет собою в первой половине прошлого столетия ведущие стилевые и содержательные особенности реализма в украинском изобразительном искусстве. Тем не менее А.А. Кокель, стараясь не утрачивать направления академической школы и верности своим великим учителям, как подлинная творческая личность, был чуток и отзывчив к художественным веяниям времени. Поэтому и в последующем в его «реализме» сохранялись импрессионистические и постимпрессионистические оттенки, отчего картины художника «Шахтер», «Колхозный базар», «Соляные промыслы», «Ликбез», «Изюм. Вид на Кременец», «Ворошилов у танкистов» и после этого периода представляли собой новое слово в живописи. А полотно «На посту. Страж революции» (1927) сыграло важную роль в развитии украинского советского искусства и стало началом создания станковой живописи на Украине.

Личность Кокеля пользуется неоспоримым авторитетом в широких художественных кругах. Свидетельство тому, когда в начале 20-х годов XX в. в искусстве возникают группы художников с весьма полярными программами, именно он стал одним из организаторов Ассоциации художников Червонной Украины - основы Союза Советских художников Украины (с 1990 года Национальный Союз художников Украины. - Примечание автора. - В.В.).

Талант художника и педагога особенно ярко проявился в организации высшего художественного образования на Украине, которого здесь, как известно, до революции не было. В 1921 г. Народный комиссариат просвещения Украины принял решение об открытии в столице республики Харькове на базе художественного училища художественного техникума (вуза). Важное государственное дело было возложено на А.А. Кокеля. Уже в сентябре 1921 г. первое на Украине высшее художественное учебное заведение, ставшее впоследствии одним из ярких событий украинской, российской и мировой художественной культуры, начало свою работу. Таким образом, А.А. Ко-кель стал не только его организатором и первым ректором, но и одним из создателей высшего художественного образования на Украине. Кипучая деятельность русского художника и педагога,

чуваша по национальности, по осуществлению мечты украинского народа о высшем художественном образовании - еще одно убедительное подтверждение многогранных аспектов роли художника в процессе взаимодействия культур.

Мастер, наделенный большим творческим потенциалом, получивший академическое профессиональное образование, выработал свою стройную педагогическую систему. Целые поколения украинских, русских, белорусских, грузинских, армянских, азербайджанских, литовских, латышских и других художников получили высшие творческие навыки в «школе живописи Ко-келя». Среди его учеников лауреаты Государственных (Сталинских) премий СССР А.А. Гор-пенко, Б.В. Косарев, А.М. Стадник и заслуженный художник РСФСР П.И. Жигимонт; народные художники СССР, академики Академии художеств СССР, народный художник Украины М.Г. Дере-гус и М.Г. Лысенко. В их числе также народный художник Украины В.В. Сизиков, заслуженные деятели искусства Украины С.Ф. Беседин, М.А. Рыбальченко, Л.И. Чернов, А.Г. Сафаргалин, Е.Ф. Жердзицкий, Е.П. Егоров, И.И. Карась, заслуженные художники Украины П.А. Шигимага, Л.А. Шматько и многие-многие другие.

Примечательно, что именуют его своим учителем даже художники, выросшие уже в конце прошлого столетия. Об этом с гордостью говорят, например, народный художник Украины, вице-президент Академии искусств Украины

В.Д. Сидоренко и народный художник Украины, академик В.И. Ковтун, учителями которых были воспитанники А.А. Кокеля.

Начало 40-летнего украинского этапа творчества, педагогической и общественной деятельности мастера пришлось на 20-е годы прошлого столетия, которые, как отмечает академик и вице-президент Национальной академии наук Украины

В.М. Литвин, «характеризуются термином «национальное возрождение» и наиболее ярко иллюстрируются великими достижениями в сфере литературы и искусства». В числе возрождавших нацию ученый и политик называет художников старшего поколения - М.Л. Бойчука, И.С. Ижакевича, Ф.Г. Кричевского, К.Д. Трохименко, моложе возрастом - А.А. Кокеля, В.И. Касияна, А.Г. Петриц-кого [6], принадлежащих к разным национальностям и культурам. В этой славной плеяде есть и чуваш, основоположник чувашского профессионального изобразительного искусства А.А. Кокель.

78

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

Творчество А.А. Кокеля явилось эпохой в изобразительном искусстве Украины, которое принадлежит одновременно чувашской, русской и украинской культуре. В этом, как подчеркивает украинский искусствовед О.В. Ламонова, проявляется его уникальность [8, с. 101]. Поэтому необходимо объединить исследовательские усилия ученых разных стран по созданию цельного и красочного «полотна» Кокель, которое глубже раскроет особенности и значение исторического опыта творческой личности как субъекта взаимодействия и взаимообогащения национальных культур.

Библиографический список

1. Бродский И.А., МосквиновВ.Н. Новое о Репине. Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации. - Л.: Художник РСФСР, 1969. - 436 с.

2. Вечернее время. - СПб., 1912. - Ноябрь. -№146(47).

3. Дерегус М.Г. Мой добрый наставник // А.Г. Григорьев. Воспоминания современников

и учеников. Чебоксары, 1980. - 72 с.

4. Жиркевич А.А. Мои встречи с И. Яковлевым. Из дневника за 1916-1924 годы. - Чебоксары: Руссика, 1998. - 467 с.

5. Касиян В.И. Сила личного примера // А.Г. Григорьев. Воспоминания современников и учеников. - Чебоксары, 1980. - 72 с.

6. Литвин В.М. Культурне життя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.litvin-v.org.ua.

7. Отчет о деятельности Императорской Академии художеств за 1910 год. - СПб., 1911.

8. «Студії мистецтвознавчі». - Киев, 2009. - №4.

9. Творческое и духовное наследие А.А. Кокеля: Материалы междунар. науч.-практ. конф., по-свящ. 125-летию со дня рождения выдающегося художника и педагога Алексея Афанасьевича Кокеля (Чебоксары - Харьков, 16-17 марта 2005 г.). -Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. - 110 с.

10. Харьковский исторический музей. Личный фонд А.А. Кокеля. Автобиография Кокеля Алексея Афанасьевича, художника, проф.[ессора] живописи Харьковского художественного института. Завершена 2 февраля 1950 г. Рукопись. - 15 с.

Васильева Мария Альбертовна

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи,

скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина mavassilyeva@mail.ru

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ В МЕДАЛЬЕРНОМ ИСКУССТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. 1990-Е ГОДЫ

В статье предпринята попытка выявить и обобщить основные направления развития сюжетов религиозной тематики в работах петербургских медальеров в 1990-е годы, анализируются композиционные приемы, различие в техниках, материалах.

Ключевые слова: медаль, медальер, аверс, реверс, Православие.

На рубеже 1980-1990-х годов в развитии медальерного искусства уже нет строгой нормативности и нарочитой остроты в создании чего-то принципиально нового, как это было в предшествующем десятилетии. Медаль становится сложным синтетическим произведением, когда элементы живописи, графики, скульптуры гармонично интегрируют в медаль. Этот процесс наглядно демонстрируют выставки Петербургской школы медали, проходившие в начале 1990-х годов. Происходит расширение тематического круга - актуальными становятся сюжеты, связанные с духовным возрождением России.

Так, празднование 1000-летия Крещения Руси явилось точкой отсчета на пути возвращения традиций культуры Православия в творчество российских художников, в том числе медальеров. Открылся огромный пласт сюжетов, недоступный прежде из-за отторжения религиозной тематики в искусстве середины ХХ века. Многие медальеры, работающие в самых различных техниках и материалах, попытались заполнить существующий пробел. Однако это оказалось нелегким делом, так как православное значение события обязывает художника подчинить композиционное построение медали канонам церковного искусства. Это требует особого знания религиозной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.