Научная статья на тему 'Картина А. А. Кокеля «Чайная» в контексте культурной и общественной жизни России в начале XX века'

Картина А. А. Кокеля «Чайная» в контексте культурной и общественной жизни России в начале XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
644
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИК / КАРТИНА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА / АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСТВО / ARTIST / PAINTING / VISUAL ARTS / ART EXHIBITION / ACADEMY OF ARTS / CULTURE / CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильев Владимир Александрович

В данной статье на основе междисциплинарного исследования творчества А.А. Кокеля раскрываются традиции русской демократической художественной культуры. Талант художника сцены частные, бытовые картины жизни преобразует в глубокое осмысление и обобщение социально-культурных процессов в России в наступившем ХX веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PICTURE OF A.A. KOKEL «TEAHOUSE» IN THE CONTEXT OF CULTURAL AND PUBLIC LIFE OF RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

This article, based on an interdisciplinary study of the creative work of A.A. Kokel, reveals the traditions of Russian democratic art culture. The talent of the artist transforms scenes of private, domestic picture of life into a deep comprehension and generalization of sociocultural processes in Russia in the coming XX century.

Текст научной работы на тему «Картина А. А. Кокеля «Чайная» в контексте культурной и общественной жизни России в начале XX века»

учатся многие поколения музыкантов. Теми же качествами, которые были характерны для Рахмани-нова-пианиста, отличалось и его дирижёрское искусство. При внешней сдержанности, скупости жеста он обладал, по признанию современников, гипнотической силой воздействия на музыкантов оркестра и слушателей. Тщательная отделка деталей соединялась в его исполнении с большой внутренней энергией и эмоциональной наполненностью. Избегая всего показного, Рахманинов добивался от оркестра точного выполнения всех своих намерений. Рахманинов был одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.

Библиографический список

1. Алексеев А.Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность. - М.: Музгиз, 1954. -С. 240.

2. Брянцева В.Н. Детство и юность Сергея Рахманинова. 2-е изд. - М., 1973. - С. 135.

3. Воспоминания о Рахманинове / сост. З. Апе-тян. 5-е изд. - Т. 1, 2. - М.: Музыка, 1988 (т. 1 - с. 525, т. 2 - с. 665).

4. Ганзбург Г. Стилевой кризис Рахманинова: сущность и последствия // Музыкальная академия. -

2003. - №> 3. - С. 171-173.

5. Левашёв Е.М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 18251917. - М.: Независимый Издательский Центр Т ех-ноИнфо, 1994. - 105 с.

6. Понизовкин Ю.В. Рахманинов - пианист, интерпретатор собственных произведений. - М., 1965. - С. 95.

7. Рахманова М.П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки. - М.,

2004. - Т. 10Б. - С. 392-456.

8. Соловцов А.А. Сергей Рахманинов. 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1969. - С. 174.

УДК 008

Васильев Владимир Александрович

кандидат исторических наук Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (г. Чебоксары)

vasilye v_ va@mail. ru

КАРТИНА А.А. КОКЕЛЯ «ЧАЙНАЯ» В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В данной статье на основе междисциплинарного исследования творчества А.А. Кокеляраскрываются традиции русской демократической художественной культуры. Талант художника сцены частные, бытовые картины жизни преобразует в глубокое осмысление и обобщение социально-культурных процессов в России в наступившем XX веке. Ключевые слова: художник, картина, изобразительное искусство, художественная выставка, академия худо-

жеств, культура, творчество.

Алексей Афанасьевич Кокель (1880-1956), выдающийся живописец, виртуозный .рисовальщик, талантливый педагог, -один из знаковых деятелей российской, украинской и советской художественной культуры своего времени. Своей творческой деятельностью он оказал заметное влияние на процессы развития чувашского, русского и украинского изобразительного искусства. С его именем связано развитие российского изобразительного искусства Серебряного века и авангарда. Кокель стал основоположником чувашского профессионального изобразительного искусства. Этот художник способствовал формированию харьковской школы академического рисунка, созданию высшего художественного образования и станковой живописи Украины.

Значение художественной и организационнопедагогической деятельности А.А. Кокеля для взаимодействия чувашской, русской и украинской культур трудно переоценить по причине масштаба самого его творчества, которое таит в себе богатый материал для изучения целой эпохи в российском и советском искусстве.

Творчество мастера, верность высоким нравственно-этическим принципам, приверженность сохранению креативной индивидуальности несли в себе заряд того эстетико-философского «духа искусства», который характерен для талантливых художников. Подтверждением тому является картина «Чайная», созданная мастером в 1912 году и экспонировавшаяся в том же году на традиционной Осенней конкурсной (отчетной) выставке картин в залах Российской Императорской Академии художеств в Петербурге.

Сама выставка вызвала разноречивые отклики в художественной критике, многие из которых были отрицательными. Н. Шебуев в статье «Самая большая несправедливость сезона», опубликованной в 47-ом номере художественно-иллюстрированного еженедельного журнала «Солнце России», отмечает, что «выставка слаба и скучна» [1, с. 12]. «Ужасно скучной» назвал выставку в популярной петербургской газете «Вечернее время» и И.Е. Репин: «Дрябло все как-то и вяло и на самом конкурсе, и в работах учеников мастерских» [2]. Репин выделил на «ужасно скучной» выставке лишь картину

196

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Васильев В.А., 2012

А.А. Кокеля: «Вспоминается только <.. .> с большой силой (выделено автором. - В.В.) полотно того художника (А. Кокеля), который написал картину “Чайная”, в ней есть оригинальность и типичность» [3]. Мастер был знаком с работой еще ранее - в ходе ее завершения. Вот как вспоминает об этом А.А. Ко-кель: «В Академии Репин уже не работал, но все, что делалось в Академии, его глубоко интересовало, и он специально приезжал из Куоккалы ознакомиться, что готовят молодые художники к отчетной выставке.

В один из своих приездов в мастерские конкурентов И.Е. Репин задержался в моей мастерской, одобряя картину, он сказал: “Ах, мне нравится, успеете ли? А какой будет успех у зрителя - это сказать заранее трудно”» [4].

Г азета «Правда» подчеркивает связь между картиной «Чайная» и современностью, а также то, что она отражает происходящие в России глубокие культурные и социальные изменения. Ее корреспондент в статье, озаглавленной «Заметки об искусстве», пишет: «Из ста с лишком художников и скульпторов только двое отметили в искусстве общественные темы и настроения. И из двух только один удачно справился со своей задачей» [5]. Этим одним оказался Кокель. 30 марта 1913 года популярный отечественный еженедельный журнал литературы, политики и современной жизни середины XIX - начала XX века «Нива» черно-белой фоторепродукцией представляет картину «Чайная» своим читателям. Это убедительно подтверждает, что полотно стало заметным событием в культурной жизни России.

В научной литературе сложилось мнение, что тему картины «Чайная», являющейся конкурсной (дипломной) работой А.А. Кокеля, утвердил Д.Н. Кардовский (А.И. Иванов-Ехвет, А.Г. Григорьев) [6]. Нам удалось выявить, что данное положение неверно. А.А. Кокель предлагал остросоциальные и этнокультурные сюжеты из жизни своего народа. В связи с этим он работает над эскизами к картине «Урядник в чувашской деревне», очень похожей по своей критической направленности на сатирические полотна В.Г. Перова. Под впечатлением картины Н.И. Фешина «Черемисская свадьба» делает эскизы к произведению «Чувашская свадьба». Но из множества всех представленных, названных и других эскизов на свободную тему на соискание звания художника был утвержден эскиз «Чайной». И сделал этот выбор П.П. Чистяков [7, с. 24], а сама работа над произведением, которая увенчалась высоким званием лауреата Российской Императорской Академии художеств 1912 года, велась под непосредственным руководством Д.Н. Кардовского.

О своем учителе ученик подготовил книгу, которая, к сожалению, не увидела свет. Ее рукопись находится в частной коллекции.

Однако анализ проблемы показывает, что идея будущего произведения принадлежит первому учи-

телю А.А. Кокеля - В.Е. Маковскому. Русское чаепитие за самоваром - частый сюжет картин художников конца XIX - начала XX веков: В.Г. Перова («Чаепитие в Мытищах», 1862), В.М. Васнецова («Чаепитие в трактире», 1874), К.А. Коровина («За чаем», 1888), И.П. Богданова («За расчетом», 1890), В.Н. Бакшеева («Житейская проза», 1892), Н.П. Богданова-Вельского («Именины учительницы», 1910). Эта тема нашла художественное выражение и в творчестве В.Е. Маковского - «Наем прислуги», «Обед», «Письмо», «У Доменика», «Приезд учительницы в деревню», «Утренний чай», «Мальчик и женщина, пьющие чай». Программным в этом ряду стала одна из лучших работ В.Е. Маковского «Вечеринка» (1875), посвященная «новым людям», восставшим на борьбу с царским самодержавием. В ней художник впервые в русской живописи изобразил тайное заседание революционного кружка, обсуждающего за чаепитием мучительные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». По нашему мнению, В.Е. Маковский предложил А.А. Кокелю создать оригинальное полотно под названием «Чайная» на типичном явлении жизни, крупным планом изображающее Россию. В чаепитейном заведении тех лет за самоваром решались бытовые вопросы, совершались крупные сделки, обсуждались новости. Оно было как местом для деловых переговоров, так и местом разгула. Словом, чайная являлась слепком всех сфер жизни русского общества. По мысли

В.Е. Маковского, картина А.А. Кокеля должна была развить начатую им тему содействия революционно-демократическому движению. И она, написанная «просто, умно и художественно правдиво» [8], продолжая традиции русской демократической живописи с ее осуждением социальной несправедливости, проповедью гуманизма, стала значительным событием не только в русском, но и в европейском изобразительном искусстве. Подтверждением тому стали международные художественные выставки в Германии и Италии.

1 июня 1913 года в Мюнхене открылась XI-я международная художественная выставка [9]. Устроенная двумя обществами художников «Munchener Kunstlergenossenchaft» и «Munchener Secession», она, по словам И.Е. Репина, «собрала прекрасные вещи со всего света» [10, с.410]. Экспонировались здесь прекрасные картины и из России, созданные художниками И.И. Бродским, А.М. Васнецовым, К.И. Горбатовым, Н.Н. Дубовским, А.В. Маковским, А.О. Никулиным, Ю.И. Репиным, Н.И. Фешиным. В год 300-летия царствующего дома Романовых они должны были раскрыть достижения русского искусства и его роль в европейском и мировом искусстве.

Тот факт, что в этой знаменитой коллекции имелась и картина «Чайная» кисти только что блестяще окончившего Петербургскую Академию художеств А.А. Кокеля, не нов. Однако то, что эта работа моло-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

197

дого русского художника оказалась в центре внимания не только тонких ценителей искусства, но и художественной критики Германии стало известно недавно в результате исследований автора данной статьи.

Первым высокую профессиональную оценку произведению никому доселе не известного художника дает хорошо известное в Европе берлинское издательство «Rich. Bong». Его глава лично обращается с письмом к А.А. Кокелю в Петербург. Он просит разрешить опубликовать в иллюстрированном журнале с приложением по искусству «Moderne Kunst» черно-белую или цветную репродукцию прекрасной (выделено автором. - В.В.) картины «Чайная», а также предоставить право напечатать ее в книге по современному искусству [11, с. 7].

Вскоре к одной из жемчужин русской коллекции проявил большой интерес популярный молодежный журнал «Jugend». Его главный редактор 14 июня в письме к художнику пишет: «Мы с огромным интересом ознакомились с вашей великолепной (выделено автором. - В.В. ) картиной “Чайная” на международной выставке, и для нас было бы честью опубликовать художественную репродукцию этого произведения в журнале “Jugend”.

В случае вашего согласия, соблаговолите дать нам ваше любезное разрешение и сделать фотографию с оригинала.

Заранее благодарны за ваше любезное согласие, с уважением, ваш Журнал “Jugend”» (Перевод с фр. И.В. Христофоровой).

Большой успех, который имела картина «Чайная» у западноевропейских зрителей, подтверждает и послание одного из самых авторитетных искусствоведческих изданий Европы - журнала «Die Kunst fur alle» от 2 июля 1913 г. В нем говорилось:

«Господин А. Кокель Санкт-Петербург

Мы намереваемся опубликовать в нашем журнале иллюстрированную статью о современном русском искусстве. Благодаря нынешней экспозиции русской коллекции в хрустальном дворце у нас была возможность сфотографировать некоторые русские произведения для этой статьи. Мы бы очень хотели сделать репродукцию вашей картины “Чайная”. Не соблаговолите ли вы дать нам разрешение на эту репродукцию в нашей статье о русском искусстве, переслав нам прилагаемую карточку с вашей подписью?

Благодарим вас заранее и высылаем вам номер нашего журнала, который является наиболее читаемым журналом по искусству в Германии <^>» [12, с. 9]. (Перевод с фр. И.В. Христофоровой).

К сожалению, художник получил эти письма только после возвращения из Италии, и они остались без ответа. По этой же причине названные выше издания так и не смогли опубликовать художественные репродукции «великолепной картины “Чай-

ная”» и многочисленные почитатели русской художественной школы не увидели ее даже в иллюстрациях. Возможно, исправить этот пробел удастся в начале XXI века, вновь представив ее на одной из художественных выставок в Мюнхене.

В 1914 г. в Венеции состоялась XI Международная выставка искусств, на которой экспонировались полотна русских художников Л. С. Бакста, Л.М. Браиловского, М.В. Добужинского, Н.Д. Кузнецова, Б.М. Кустодиева, А.П. Остроумовой-Лебедевой, Н.К. Рериха, М.А. Врубеля, А.А. Кокеля и др. [13]. Картина А.А. Ко-келя «Чайная» в Италии пользовалась таким же большим успехом, как в Петербурге и Мюнхене.

Неизвестный русский художник с нерусской фамилией «Кокель» внес некоторую интригу в жизнь петербургской элиты. Ее разгадку начали искать в аристократических корнях немецких баронов von Kokel auf Grosskokelburg in Sibenburg - Большом Кокельском комитете в Седьмиградии, а ярким мастером оказался. выходец из крестьян, к тому же чуваш. Иными словами, деревенский художник-самоучка, выполнявший заказы крестьян на писание икон и картин религиозного содержания, А.А. Ко-кель смог вырасти в художника, которого критика ставила в ряд лучших представителей русской художественной школы.

Картина «Чайная» хорошо раскрывает влияние этнокультуры на проявление национально-специфического в художественном сознании художника. Так, в изобразительном языке произведения находим идущую из глубины веков цветовую аранжировку чувашской культуры. В видении мира чувашами преобладает красный цвет - начало жизни, а также черный, представляющий чернозем. Большое значение имеет и желтый цвет, символизирующий солнце, торжество света и добра. Это цветовосприятие мира А.А. Кокель органично соединяет с цветовос-приятиями мира других культур и новаторскими поисками разнообразных художественных стилей начала XX века, результатом чего станет неповторимое кокелевское творчество. Проявляется «это и в экспрессии живописных пятен, и цветовом строе эскизов к картине «Чайная», которые близки по своей выразительности к работам немецких художников Эмиля Нольде, Макса Пехштейна. Это смелое сочетание и выраженная цветовая экспрессия градаций красного и желтого тонов в передаче социального кризиса, тревожного мироощущения накануне Первой мировой войны самым непосредственным образом “звучат” в дипломной работе. Парадоксальное сочетание стилевых направлений, характерное для начала XX века, находит яркое отражение в “Чайной”. В решении глубины пространства композиции заметно влияние мастеров эпохи Возрождения» [14, с. 111].

Дипломные работы выпускников Академии художеств, окончивших с медалью или отличием

198

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

и удостоенных заграничной поездки, приобретались для музея alma mater. Здесь находились и конкурсные работы учителей А.А. Кокеля - «Воскрешение дочери Иаира» И.Е. Репина и «Самсон и Далила» Д.Н. Кардовского, удостоенные золотых медалей. Рядом с ними достойное место заняла и картина их ученика А.А. Кокеля. Однако в конце 20-х годов прошлого столетия многие шедевры из этой сокровищницы русской и мировой культуры были переданы в провинциальные музеи. В их числе - и творение А.А. Кокеля: его картина «Чайная» была отправлена в музей г. Саратова. Знал ли об этом художник?

Да, знал. Как вспоминает его ученик, заслуженный деятель искусств Украинской ССР, профессор Л.И. Чернов, в 1934 году, когда он уезжал из Харькова в Саратов для поступления в художественное училище имени А.А. Радищева, Алексей Афанасьевич просил его поинтересоваться своим детищем [15, с. 26]. А.А. Кокель хотел передать картину чувашскому народу. Однако ее там уже не было: из Саратова она была отправлена в г. Вольск.

На наш запрос об истории картины «Чайная», сделанный в октябре 2006 года, директор Вольского краеведческого музея Л.А. Леончик 6 декабря того же года ответила, что она «поступила в музей в начале 30-х годов XX века из Саратовского государственного краеведческого музея имени А.Н. Радищева (акты передачи не сохранились). В 1979 году картина находилась на выставке в Чувашском государственном музее в Чебоксарах. После выставки была обменяна на картину К.С. Петрова-Водкина “У окна”» [16].

Так, в 1980 году, когда в Чувашии и Украине широко отмечалось столетие со дня рождения А.А. Кокеля, она по праву перешла чувашскому народу и является жемчужиной в прекрасной его сокровищнице - Чувашском государственном художественном музее.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: А.А. Кокель в своем произведении дает картину жизни, но не просто копию с нее, а преображенную в новую художественную реальность, отчего явления, заинтересовавшие автора и освещенные светом его таланта, предстают перед нами особо зримыми и перерастают из сцены частной, бытовой в глубокое осмысление и обобщение социально-культурных процессов в России в наступившем XX веке.

Библиографический список

1. Шебуев Н. Самая большая несправедливость сезона // Солнце России. - СПб., 1912. - Ноябрь. -№ 146 (47).

2. Репин И.Е. О выставке конкурентов // Вечернее время. - СПб., 1912. - 15 ноября. -№ 303.

3. Репин И.Е. О выставке конкурентов // Вечернее время. - СПб.,1912. - 15 ноября. - №9 303.

4. Харьковский исторический музей; Автобиография Кокеля Алексея Афанасьевича, художника, проф.[ессора] живописи Харьковского художественного института. Завершена 2 февраля 1950 г.

5. С-вА. Заметки об искусстве // Правда. - СПб., 1913. - № 5.

6. ГригорьевА.Г. Выдающийся художник и педагог // А.Г. Григорьев. Воспоминания современников и учеников. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1980. - 72 с.; Иванов-ЕхветА.И. По следам находок. - Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1977. - 112 с.

7. Отчет о деятельности Императорской Академии художеств за 1910 год. - СПб.: Типография Сириус, 1912.

8. С-вА. Заметки об искусстве // Правда. - СПб., 1913. - № 5.

9. Illustrierter Katalog der XI internationalen Kunstausstellung im Kgl. Glastpalast zu München. -München, 1913.

10. Репин И.Е. Далекое и близкое. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. - 510 с.

11. Государственный архив Харьковской области (ГА ХО). - Ф. 5793, оп. 2, д. 3, л. 7.

12. Государственный архив Харьковской области (ГА ХО). - Ф. 5793, оп. 2, д. 3, л. 9.

13. XI Esposizione Internationale d Arte della Gitta di Venezia. 1914: Gatalogo illustrato. - Venezia, 1914.

14. Исаев Г.Г. К вопросу о стилистике и сюжете «Чайной» // Великий мастер. Портрет сквозь призму времени: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 130-летию со дня рождения выдающегося художника, педагога и общественного деятеля Алексея Афанасьевича Кокеля [Составитель В.А. Васильев]. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. унта, 2010. - С. 117-125.

15. Чернов Л.И. Мягкий, человечный, требовательный // А.Г. Григорьев. Воспоминания современников и учеников. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1980. - С. 24-27.

16. Личный архив В.А. Васильева.

Вестник КГУ им. НА. Некрасова ♦ № 1, 2012

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.