КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 75(477)(092) Кокель
В.А. ВАСИЛЬЕВ
ХУДОЖНИК В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР: А.А. КОКЕЛЬ*
Ключевые слова: художник, изобразительное искусство, культура, творчество, выставка, художественное образование, реставрация картин.
На основе междисциплинарного подхода и системного анализа на примере A.A. Кокеля исследовано место художника в процессе взаимодействия чувашской и украинской культур в прошлом столетии и начале XXI в.
V. A. VASILYEV
AN ARTIST IN THE CULTURES INTERACTION CONTEXT: A.A. KOCKEL
Key words: artist, visual arts, culture, creative work, exhibition, art education, restoration of paintings.
On the basis of interdisciplinary approach and the systematic analysis the role of an artist In the process of the Chuvash and the Ukrainian cultures interaction in the XX and the early XXI centuries is considered,
A.A. Kockel's personality being In the author's focus of attention.
В евразийском культурном пространстве гуманитарные связи России и Украины занимают особое место, являясь, по своей сути, краеугольным камнем в российско-украинских отношениях. Они многообразны и полнокровны -это семейные связи, язык, литература, искусство и культура.
На протяжении столетий славянские народы делили вместе и радости и горе. Богатые культуры русского и украинского народов, проистекающие из их общего происхождения, общности исторической судьбы, верований, развивались, питая и обогащая друг друга, способствуя их глубокому взаимопроникновению и духовному взаимообогащению. Невозможно представить развитие русского искусства без художников-выходцев с Украины Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, А.П. Лосенко, Г.И. Семирадского, И.Е. Репина, но невозможно представить и развитие украинской культуры без русской академической школы, одним из питомцев которой был A.A. Кокель.
Творчество мастера, как отмечает известный украинский искусствовед О.В. Ламонова, является уникальным, так как принадлежит сразу трем народам: чувашскому, русскому и украинскому [4. С. 145].
В XXI столетии возрождение духовного и творческого наследия A.A. Кокеля стало новым импульсом в объединяющей миссии культуры между нашими народами. Очень емко об этом сказал Председатель Верховной Рады Украины В.М. Литвин: «Убежден, что широкое празднование 130-летнего юбилея Алексея Афанасьевича Кокеля в Украине, с которой связаны долгие годы жизни и творчества великого мастера, станет важным этапом в развитии всесторонних отношений Украины и Чувашии, заметным вкладом в укрепление украин-ско-российской дружбы» [6. С. 3].
Выдающийся живописец, график, виртуозный рисовальщик, талантливый педагог и общественный деятель родился 13 марта (1 марта по старому стилю) 1880 г. в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Ба-тыревского района Чувашской Республики). Окончив в 1912 г. Петербургскую Академию художеств с отличием, он стал первым чувашом, получившим звание художника, и для совершенствования мастерства по индивидуальной программе был направлен в пенсионерскую поездку во Францию, Германию и
’ Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-04-22-409 а/В.
Италию. Его дипломной работой явилась картина «Чайная», которая в числе избранных произведений лучших русских художников в 1913 г. - в год 300-ле-тия царствующего дома Романовых - экспонировалась на XI международной художественной выставке в Мюнхене. Среди посетителей нерусская фамилия Кокель русского художника внесла некоторую интригу. Ее разгадку начали искать в аристократических корнях немецких баронов von Kokel auf Grosskokel-burg in Sibenburg, а ярким мастером оказался... выходец из крестьян, к тому же чуваш [2. С. 75]. Счастливое превращение смертельно больного чувашского крестьянина в большого мастера русский публицист и поэт A.B. Жиркевич сравнит с историей «архангельского мужика» Михайло Ломоносова и скажет: «Сказка вроде ломоносовской».
Хорошо известно, что И.Е. Репин намеревался создать у себя на родине одну из лучших художественных школ, поэтому он рекомендовал для работы во вновь открываемое Харьковское художественное училище только своих талантливых воспитанников, в числе которых был и A.A. Кокель. С 1 января 1916 г. он начинает здесь работать. С этого времени имя A.A. Кокеля неразрывно связано с Украиной.
Творчество художника, вобравшее лучшие традиции булгаро-чувашской культуры, русской художественной школы, искусства мастеров эпохи Возрождения, украинской культуры, яркий пример взаимодействия и взаимопроникновения культур. Мастер сотворил свой собственный неповторимый «кокелевский» мир, без которого немыслимы лучшие достижения украинской культуры: создание харьковской школы академического рисунка и высшего художественного образования. Зарождение и развитие украинского авангарда, станковой живописи и плаката также неразрывно связано с его именем. А.А. Кокель основал уникальную школу живописи, воспитал плеяду выдающихся мастеров кисти [6. С. 3].
В новейшей истории Украины 20-е годы прошлого столетия характеризуются термином «национальное возрождение», что наиболее ярко иллюстрируется великими достижениями в сфере литературы и искусства. Чувашский народ по праву гордится тем, что в числе немногих великих мастеров культуры, возрождавших украинскую нацию, Председатель Верховной Рады Украины, академик, вице-президент Национальной Академии наук Украины В.М. Литвин называет и имя его славного сына, родоначальника чувашского профессионального изобразительного искусства A.A. Кокеля [5].
В первой половине XX в. среди художников своего времени A.A. Кокель имел наибольшее влияние на украинское искусство. Подтверждением тому является тот факт, когда в начале 20-х годов возникает множество разнообразных групп художников подчас с полярными убеждениями и программами, именно его огромный авторитет позволил преодолеть имеющиеся глубокие противоречия между ними и объединить их в Ассоциацию художников Червонной Украины. На основе АХЧУ в 1938 г. был создан Союз Советских художников Украины, правопреемницей которого в 1990 г. стал Национальный Союз художников Украины.
A.A. Кокель положил начало диалогу чувашской и украинской культур, прерванного в начале 90-х годов прошлого века печально известными событиями - разрушением единого союзного государства. Диалог в начале XXI столетия новыми исследованиями жизни и творчества великого мастера, ставшими и его возвращением из забвения, был возрожден. Несмотря на поселившийся в российско-украинских отношениях холод и взаимное недоверие, он без преувеличения стал провозвестником нынешней оттепели.
Точкой отсчета новых гуманитарных контактов стал август 2004 г. - начало работы творческого коллектива Чувашского государственного университета
имени И.Н. Ульянова и ГТРК «Чувашия» с коллегами из Харьковской государственной академии дизайна и искусств над двумя художественнодокументальными телевизионными фильмами об A.A. Кокеле. В них раскрыты неизвестные страницы жизни и творчества мастера. Телефильмы были показаны на региональных телеканалах ГТРК «Чувашия» и А/ТВК (Харьков), а также - на центральных - «Культура» и «ТВЦ». Плодотворная работа чувашских и украинских ученых и журналистов вернула в евразийское гуманитарное пространство забытый опыт совместной деятельности, что позволило создать первые российско-украинские телефильмы. Авторы сценария - В.А. Васильев и A.A. Тарасов, режиссер - A.A. Тарасов, телеоператор - С.И. Мышев.
В марте 2005 г. в Чувашии и на Украине широко отмечалось 125-летие со дня рождения A.A. Кокеля. Подготовка к юбилею великого мастера и сами торжества расширили и углубили диалог национальных культур, что нашло отражение в одном из первых двусторонних договоров между вузами России и Украины - Чувашским государственным университетом имени И.Н. Ульянова и основанной A.A. Кокелем Харьковской государственной академией дизайна и искусств (ХГАДИ). Акцент в сотрудничестве делался на совместные инновационные межкультурные проекты, приобретающие в условиях глобализации особую актуальность [8. С. 105].
Одним из них стал Международный Кокелевский пленэр, проводимый на родине живописца в селе Тарханы. Развивая и приумножая добрую традицию Репинского пленэра - взаимодействия и взаимообогащения культур - здесь, в процессе созидания яркой и живой палитры многонациональной культуры России и Украины, уже 4 раза встретились представители художественных школ Петербурга и Харькова, Москвы и Киева, Чувашии и других национальных республик и регионов.
В пленэрах приняли участие 35 российских и 9 украинских художников, которыми создано свыше 500 работ. Пленэр за короткое время своего существования завоевал доброе имя в мире изобразительного искусства, о чем говорит возрастающее из года в год число желающих участвовать в нем. Так, например, для работы на четвертом пленэре было подано заявок от 31 художника из разных стран. К сожалению, организаторы проекта сумели удовлетворить желания только 10 живописцев.
Произведения тарханских пленэристов - ведущих мастеров изобразительного искусства России и Украины - народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Р.Ф. Федорова и народного художника Украины, лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко В.И. Ковтуна, заслуженного художника России А.П. Рыбкина и заслуженного художника Украины А.Н. Чередниченко, заслуженного деятеля искусств Татарии З.Ф. Гимаева и чугуевца С.В. Коморного, а также других занимают достойное место в музеях России, Украины и зарубежных стран. Их работы стали основой для открытия в декабре 2009 г. в Чувашском государственном университете Художественного музея имени A.A. Кокеля. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, встречаясь здесь в феврале 2010 г. с представителями студенческой молодежи Чувашии, дал музею высокую оценку.
В 2011 г. в селе Тарханы намечается открытие первой в России и на Украине Картинной галереи современных художников Чувашии, России и Украины.
Уникальный пленэр, по словам заслуженного художника Украины А.Н. Чередниченко, стал в XXI в. ярким символом дружбы братских народов [3. С. 345]. В основе пленэра - возвращение в культурное пространство исконно российской просветительской программы национального масштаба - практики художественного передвижничества. С этой целью в Чувашии в селе Тарханы, го-
родах Чебоксары и Новочебоксарск, а также на Украине в Харькове и Чугуеве проводились передвижные художественные выставки с четко выражающим суть проекта названием - «Радуга дружбы». Они стали заметным событием в культурной жизни двух стран.
Пленэр и выставки, раздвигая гуманитарные границы, вносят свою заметную лепту в формирование единого евразийского культурного пространства.
Другой крупный и значимый проект гуманитарного содружества - научнореставрационные работы живописных произведений A.A. Кокеля. Самая большая коллекция творческого наследия мастера - 247 произведений - бережно хранится в Чувашском государственном художественном музее. Исследования, проведенные специалистами Харьковской государственной академии дизайна и искусств в 2005 г., выявили катастрофическое состояние живописного собрания: более 80 процентов работ подлежали немедленной реставрации. В связи с отсутствием в музее научно-технической базы, необходимой для проведения полного комплекса исследований, они были выполнены в академии.
Венцом проекта стало возрождение в 2009 г. шедевра A.A. Кокеля «Чайная». Такая уникальная реставрация впервые осуществлена в Чувашии научными сотрудниками кафедры реставрации станковой и монументальной живописи ХГАДИ М.А. Коряковцевой и Е.Ю. Панченко. Несмотря на свою молодость, одаренные украинские художники-реставраторы не раз становились лауреатами Всеукраинских художественных конкурсов. Примечательно, что договор помог им стать зарубежными аспирантами Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.
«В процессе реставрационной и исследовательской работы над живописными произведениями Алексея Афанасьевича Кокеля, - пишут М.А. Коря-ковцева и Е.Ю. Панченко, - мы узнали, какое огромное творческое наследие имеется в Чувашии. Его необходимо открыть для современности и сохранить для будущей истории как пример высокого творческого духа» [1. С. 280]. Осуществление сложного процесса миллиметр за миллиметром позволило восстановить лишь пятую часть умирающих шедевров художника. Отметим, что эта уникальная работа, оцениваемая в миллионы рублей, сделана реставраторами безвозмездно. Совместный проект спас бесценные творения мастера.
Сущность взаимодействия культур Чувашии и Украины на примере реставрации картин очень точно подметил первый проректор ХГАДИ, профессор
С.В. Рыбин. В одном из своих писем ректору ЧГУ имени И.Н. Ульянова он пишет: «<...> практика наших реставраторов углубляет наше сотрудничество и будет полезна обеим сторонам» (выделено автором. - В.В.) [1. С. 278]. Выдающийся украинский ученый был твердо уверен в том, что «наши двусторонние дружеские отношения будут развиваться и дальше на благо культуры и искусства Чувашии и Украины» [1. С. 280]. Печально, что доброе сердце этого замечательного человека, стоявшего у истоков возрождения украинско-чувашских гуманитарных контактов, внесшего огромный вклад в установление добрых отношений между Чувашией и Украиной, ставшего искренним другом чувашского народа, перестало биться 26 ноября 2010 г.
Ярким подтверждением укрепления и развития дружеских отношений между Чувашией и Украиной стал двухдневный визит делегации ученых университета и творческой интеллигенции Чувашии 15-16 марта 2006 г. в г. Харьков. Программа поездки была очень насыщенной. Члены делегации посетили ряд ведущих вузов первой столицы Украины - Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Харьковскую государственную академию дизайна и искусств, Харьковскую государственную академию культуры, встретились с их руководством, профессорско-преподавательским и студенческим
составом, пленили украинских зрителей чувашским национальным музыкальным искусством.
15 марта на доме № 93 по улице Мироносицкая (ранее - ул. Дзержинского. Примечание автора. - В.В.), в котором с 1933 г. до своей смерти жил А.А. Кокель, по проекту заведующего кафедрой ХГАДИ, заслуженного художника Украины А.Н. Ридного была установлена мемориальная доска из бронзы и камня. Примечательно, что ее текст выполнен на чувашском и украинском языках.
Вкладом в реальную интеграцию евразийского образовательного и культурного пространства стало заключение между Чувашским государственным университетом имени И.Н. Ульянова и одним из старейших вузов Европы Харьковским национальным университетом имени В.Н. Каразина договора о сотрудничестве.
Гуманитарные контакты между Чувашией и Украиной продолжают расширяться. Убедительное свидетельство этого - установленные только в 2009-2010 гг. Чувашским государственным университетом имени И.Н. Ульянова связи с Киевским национальным университетом имени Т.Г. Шевченко, Закарпатским художественным институтом (г. Ужгород), Национальным педагогическим университетом имени М.П. Драгоманова, Государственной академией руководящих кадров культуры и искусства (г. Киев). Плодотворно работает в этом направлении созданная в университете в 2006 г. проблемная научно-исследовательская лаборатория A.A. Кокеля. Огромна также роль в развитии и упрочении культурных связей между Чувашией и Украиной В.И. Ковтуна, народного художника Украины, лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, которого по праву называют послом дружбы.
Тесные рамки статьи позволяют коснуться лишь некоторых аспектов поднятой темы, однако и они свидетельствуют, что проблема, имеющая большое теоретическое и прикладное значение, изучена недостаточно. Отмечая это, директор Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М.Ф. Рыльского Национальной Академии наук Украины, академик НАН Украины Г.А. Скрипник обращает внимание на необходимость «выработки новых углубленных подходов в исследовании и оценке деятельности A.A. Кокеля» [7. С. 4]. Видный украинский ученый подчеркивает, что жизнь и творчество A.A. Кокеля и современные исследования, посвященные ему, являются «залогом тесных украинско-чувашских взаимосвязей, вызывают живой отклик и необходимость проявления взаимных научно-творческих изысканий, а также реальных практических шагов в данной области» [7. С. 4].
Одним из первых «реальных практических шагов в данной области» на межгосударственном уровне призвана стать концепция экономической миссии регионов Приволжского федерального округа на Украине «Интеграция экономик Украины и Приволжского федерального округа РФ на инновационной основе» на 2011 г. В документе предусмотрено и сотрудничество Чувашского государственного университета с Институтом искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М.Ф. Рыльского НАН Украины, Харьковской государственной академией дизайна и искусств и Харьковским национальным университетом имени В.Н. Каразина в области исследования и сохранения духовного и творческого наследия A.A. Кокеля. В рамках миссии также планируется проведение круглого стола «Культурное наследие регионов России и Украины в создании евразийского культурного пространства».
Совместные исследования, открытая и плодотворная дискуссия ученых будут способствовать дальнейшему упрочению всесторонних отношений между Чувашией и Украиной, помогут лучше осмыслить историческую роль наших народов в развитии мировой культуры.
Литература
1. Васильев В.А. Алексей Афанасьевич Кокель 1880-1956. Жизнь и творчество. 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Пегас, 2009. 336 с.
2. Васильев В.А. A.A. Кокель - художник и педагог // Вестник Костромского государственного университета имени H.A. Некрасова. 2010. № 2. С. 75-79.
3. Васильев В.А. Международные Кокелевские пленэры - взаимодействие культур // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 340-345.
4. Ламонова О.В. Васильев В.А. Алексей Афанасьевич Кокель 1880-1956. Жизнь и творчество // Студи мистец-твознавчи. № 3. Киев: Видавництво ИМФЕ, 2009.146 с.
5. Литвин В.М. Культурне життя // http:// www.litvin-v.org.ua.
6. Литвин В.М. Приветствие ректорату ЧГУ им. И.Н. Ульянова со 130-летием со дня рождения A.A. Кокеля //
A.A. Кокель. Портрет сквозь призму времени: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 130-летию со дня рождения выдающегося художника, педагога и общественного деятеля Алексея Афанасьевича Кокеля (Харьков -Чебоксары - Тарханы, 13-19 марта 2010 г.) / редкол.: В.Г. Агаков, В.А. Васильев. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2010.118с.
7. Скрипник Г.А. Ректору Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова профессору
B.Г. Агакову // A.A. Кокель. Портрет сквозь призму времени: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 130-летию со дня рождения выдающегося художника, педагога и общественного деятеля Алексея Афанасьевича Кокеля (Харьков - Чебоксары - Тарханы, 13-19 марта 2010 г.) / редкол.: В.Г. Агаков, В.А. Васильев. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2010.118 с.
8. Творческое и духовное наследие A.A. Кокеля: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 125-летию со дня рождения выдающегося художника и педагога деятеля Алексея Афанасьевича Кокеля (Чебоксары - Харьков, 16-17 марта 2005 г.). Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006.110 с.
ВАСИЛЬЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
VASILYEV VLADIMIR ALEXANDROVICH - candidate of historical sciences, professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.