Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / УПРОЩЕНИЕ ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татаева Ирина Юрьевна

В статье анализируется современное состояние применения международных инструментов регулирования трансграничной электронной торговли. Автор выделяет основные этапы становления системы регулирования трансграничной электронной торговли, роль таких международных организаций, как ВТО, ВТамО, ЮНКТАД, СЕФАКТ ООН и др., в разработке правовых инструментов регулирования. Определяются основные направления разработки и применения международных инструментов регулирования трансграничной электронной торговли. Рассмотриваются особенности употребления терминов «трансграничная электронная торговля» и «электронная коммерция» в различных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL INSTRUMENTS FOR REGULATING CROSS-BORDER E-COMMERCE

The article analyzes the current state of the application of international instruments for regulating cross-border e-commerce. The author highlights the main stages of the formation of the system of regulation of cross-border e-commerce, the role of international organizations such as WTO (The World Trade Organization), WCO (The World Customs Organization) , UNCTAD (The United Nations Conference on Trade and Development), UN/CEFACT (the United Nations Centre for Trade Facilitation and Electronic Business), etc. in the development of legal regulatory instruments. The main directions of the development and application of international instruments for regulating cross-border e-commerce are determined. The features of the use of the terms "cross-border e-commerce" and "e-commerce" in various documents are also considered.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ»

9. Реализация общих процессов в сфере таможенного сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: https://eomi.eaeunion.org/ra/#/repository/processes/processes-by-lme-activity?id=6 (дата обращения: 06.02.2023).

10. Липатова Н. Г., Гладков А. Р. Развитие механизмов таможенного сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 116-125.

11. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/10sr0258/ (дата обращения: 06.02.2023).

информация об авторах

Липатова Надежда Григорьевна - кандидат технических наук, старший научный сотрудник, и. о. директора научно-исследовательского института - ведущий научный сотрудник, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: n.lipatova@customs-academy.ru, тел.: 8 (495) 500-13-90; Гладков Андрей Романович - кандидат экономических наук, начальник отдела исследования таможенных проблем развития евразийской интеграции научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: ar.gladkov@customs-academy. ru, тел.: 8 (495) 500-13-98.

конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов. для цитирования

Липатова Н. Г., Гладков А. Р. Таможенное сотрудничество как механизм совершенствования единого таможенного регулирования Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 1. С. 21-32.

УДК 339.543

DOI 10.54048/20727240_2023_01_32

международные инструменты регулирования трансграничной электронной торговли

и. ю. татаева1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье анализируется современное состояние применения международных инструментов регулирования трансграничной электронной торговли. Автор выделяет основные этапы становления системы регулирования трансграничной электронной торговли, роль таких международных организаций, как ВТО, ВТамО, ЮНКТАД, СЕФАКТ ООН и др., в разработке правовых инструментов регулирования. Определяются основные направления разработки и применения международных инструментов

© Татаева И. Ю., 2023

регулирования трансграничной электронной торговли. Рассмотриваются особенности употребления терминов «трансграничная электронная торговля» и «электронная коммерция» в различных документах.

Ключевые слова: электронная коммерция, трансграничная электронная торговля, международные инструменты, упрощение торговли.

international instruments for regulating cross-border e-commerce

I. y. Tataeva1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the current state of the application of international instruments for regulating cross-border e-commerce. The author highlights the main stages of the formation of the system of regulation of cross-border e-commerce, the role of international organizations such as WTO (The World Trade Organization), WCO (The World Customs Organization) , UNCTAD (The United Nations Conference on Trade and Development), UN/CEFACT (the United Nations Centre for Trade Facilitation and Electronic Business), etc. in the development of legal regulatory instruments. The main directions of the development and application of international instruments for regulating cross-border e-commerce are determined. The features of the use of the terms "cross-border e-commerce" and "e-commerce" in various documents are also considered.

Keywords: e-commerce, cross-border e-commerce, international instruments, trade facilitation.

введение

В современном мире ни одно государство не может эффективно осуществлять свои функции по регулированию торговли, обеспечению безопасности, защиты населения страны и т. д. изолированно от других государств. Ввиду стремительно растущих темпов международной торговли возникает необходимость развития сотрудничества между государствами в различных сферах, в том числе таможенной. В «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (Стратегия 2030) впервые сформулирована миссия таможенной службы: «Содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД» [1].

Основной международной организацией, на площадке которой осуществляется международное сотрудничество таможенных служб стран мира, является Всемирная таможенная организация (ВТамО). В рамках ВТамО ведется диалог между таможенными администрациями по различным наиболее актуальным в современном мире аспектам деятельности таможенных служб. Результатом такого диалога становится разработка международных инструментов, закрепляющих особенности, основополагающие принципы и механизмы таможенного администрирования, которые национальные таможенные службы могут применять в своей деятельности с целью обеспечения безопасности государства и содействия

международной торговле. Одним из наиболее актуальных и востребованных направлений сотрудничества является разработка и применение инструментов регулирования в сфере трансграничной электронной торговли. Данная сфера, несомненно, значима и для российской экономики.

В условиях санкционных ограничений в отношении крупных экспортоориен-тированных предприятий одним из основных вопросов развития конкурентоспособной экономики Российской Федерации (РФ) становится расширение масштабов внешнеторговых операций малого и среднего бизнеса. Активизация внешнеторговых операций непосредственно влияет на успешное проведение экспортной политики государства. Среди наиболее перспективных направлений развития предпринимательской деятельности в нашей стране - расширение электронной коммерции в целом и электронной торговли в частности.

Электронная коммерция открывает новые возможности для повышения эффективности деловых операций и снижения затрат, связанных с торговыми процедурами, предоставляя дополнительные конкурентные преимущества коммерческим субъектам, готовым использовать новые методы работы. Нельзя не согласиться с тем, что электронный бизнес и электронная коммерция являются глобальным трендом в мировой экономике. Россия и государства - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не могут оставаться в стороне, так как, продвигая электронный бизнес, государство обеспечивает эффективную интеграцию в мировую экономику и создает благоприятные условия для упрощения процедур торговли путем сокращения финансовых и временных затрат субъектов международной цепи поставки, обеспечения прозрачности государственного управления в сфере международной торговли. Только активно развивая инструменты и механизмы электронной торговли, государство может стать частью глобальной экосистемы цифровой торговли в рамках евразийской интеграции.

Это обусловило необходимость детального анализа современных теоретических подходов к определению терминов «электронная торговля», «трансграничная электронная торговля» и «электронная коммерция», а также выявлению и определению условий и особенностей применения международных инструментов регулирования трансграничной электронной торговли.

электронная коммерция и электронная торговля: взаимосвязь и различия в современной мировой экономике

Развитие трансграничной электронной торговли стремительно меняет правила игры на международной экономической арене. Для управления трансграничными товарными потоками в рамках электронной торговли таможенным службам необходимо взаимодействовать со всеми соответствующими заинтересованными сторонами с целью коллективного определения надлежащего подхода как с точки зрения упрощения процедур торговли, так и с точки зрения правоприменения.

В этих условиях от таможенных администраций требуется разработка современных инновационных мер регулирования трансграничной электронной

торговли для эффективной реализации надзорной, фискальной и правоохранительной функций.

Рост трансграничной электронной торговли создал огромные возможности для мировой экономики, предоставляя новые двигатели роста, разрабатывая новые способы торговли и стимулируя новые тенденции потребления. Кроме того, электронная торговля способствовала поддержанию устойчивости экономики во время пандемии СОУГО-19 путем ведения торговли в сети «Интернет» и обеспечения транзакций через систему онлайн-платежей. Данная тенденция прослеживается и в период отмены коронавирусных ограничений. Судя по статистике, потребители привыкли к онлайн-доставкам, что значительно отражается на динамике электронной коммерции даже после СОУГО-19 (рис.).

Трлн долл. 5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

16%

13%

19%

1,546 1,845

29%

2,382

25%

2,982

12%

3,353

3,8

4,4

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Рис. Объемы розничной трансграничной электронной торговли, трлн долл. США

В 2021 г. рост мирового рынка электронной торговли достиг величины 4,5 трлн долл. США, а продажи показали динамику увеличения на 16%. В России из этой суммы 3,1 трлн руб. приходится на внутренний рынок (+13% по сравнению с 2020 г.), трансграничные онлайн-продажи составили 478,6 млрд руб. (+9% по сравнению с 2020 г.). Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж по итогам года составила 9,2% [2].

В современном законодательстве (в том числе и российском) отсутствует термин «электронная торговля» и не закреплены положения и правила регулирования данного вида торговли. Но проанализировав зарубежное законодательство, научные доклады экспертов в сфере трансграничной электронной торговли, можно обнаружить использование термина «электронная коммерция» (e-commerce) как синоним термина «электронная торговля». При этом под «электронной коммерцией» понимают прежде всего предпринимательскую деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными [3]. E-commerce можно определить и как коммерческую деятельность в любой сфере бизнеса, осуществляемую с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и систем [4].

С точки зрения таможенного регулирования данные термины действительно можно назвать синонимичными, но, что касается ведения бизнеса, то термин «электронная коммерция» номинирует более общее понятие, которое включает в себя и его частное проявление (т. е. видовой термин) «электронная торговля».

В связи с этим одним из актуальных вопросов регулирования трансграничной электронной торговли является также единый подход к определению терминов «электронная коммерция» и «электронная торговля».

В Рекомендации № 31 Центра Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН) [5] отмечается, что электронная коммерция открывает новые возможности для повышения эффективности деловых операций и снижения затрат, связанных с торговыми процедурами, предоставляя повышенные конкурентные преимущества коммерческим субъектам, готовым использовать новые методы работы и торговли. Появляющиеся платформы электронной торговли и использование сети «Интернет» предоставляют пользователям набор технологий для передачи данных в электронном виде, а также для управления новыми бизнес-процессами, ведущими к новым бизнес-моделям.

Например, в рамках Рабочей программы об электронной коммерции ВТО [6] electronic commerce (e-commerce) понимается как производство, распределение, маркетинг, продажа или доставка товаров или услуг с помощью электронных средств.

Согласно Типовому закону об электронной торговле ЮНСИТРАЛ [7] под electronic commerce понимаются сделки, которые заключаются с помощью электронного обмена данными и других средств передачи данных, которые включают в себя использование альтернативных бумажным методов передачи и хранения информации.

В то же время в Рекомендации № 32 СЕФАКТ ООН [8] термин electronic commerce отождествляется с термином electronic commerce activities, под которым понимаются все действия, сообщения и транзакции, имеющие деловую цель или основания, которые выполняются в электронном виде. Данное определение относится не только к оказанию услуг, но и применимо к другим типам деловых операций и коммуникаций.

В «Рамочных стандартах трансграничной электронной коммерции» ВТамО [9] содержится следующее определение термина «электронная коммерция»: все транзакции, которые осуществляются в цифровом виде через компьютерную сеть (например, Интернет) и приводят к физическим потокам товаров, подлежащих таможенной очистке.

Здесь в качестве «ядра» электронной коммерции выступает сделка (трансакция), совершенная с использованием сети «Интернет». Причем такая трансакция может обладать и безвозмездным характером.

Электронная торговля, в свою очередь, подразумевает рекламу и продажу товаров с помощью телекоммуникационных систем. В широком понимании электронная торговля включает более обширный спектр функций и подразумевает

совокупность любых коммерческих сделок, реализованных на основе использования средств компьютерной и телекоммуникационной техники [10].

Электронная торговля основывается на стандартизации электронных информационных сообщений на всех этапах заключения коммерческих сделок, что обеспечивает эффективное взаимодействие всех участников торговли. Согласно ЮНСИТРАЛ электронная торговля представляет собой осуществление сделок с помощью электронного обмена информацией и иных средств передачи данных, которыми предусматривается использование методов хранения и передачи информации, альтернативных бумажным формам [7].

В рамках данной статьи выделяется внутренняя и трансграничная электронная торговля, так как только трансграничная электронная торговля выступает объектом таможенного регулирования. В связи с этим предлагается использовать определение, разработанное ВТамО в рамках «Пакета по электронной торговле», где «трансграничная электронная торговля» (Cross-border E-commerce) - все операции, которые осуществляются в цифровом виде через компьютерную сеть (например, Интернет) и приводят к физическим потокам товаров, в отношении которых совершаются таможенные операции [9].

Согласно ВТамО [9] трансграничная электронная торговля обладает следующими особенностями:

- онлайн-заказ, -продажа, -коммуникация и -оплата;

- трансграничные трансакции и поставки товаров;

- продажа/покупка физических (материальных) товаров;

- предназначение товара для конкретного потребителя;

- большие объемы небольших упаковок.

При этом главные категории для электронной торговли включают рынки B2C (продажа товара конечному потребителю), В2В (купля-продажа между предприятиями) и С2С (купля-продажа между физлицами). Большая часть как международных, так и евразийских инструментов регулирования трансграничной электронной торговли разработана в отношении рынка B2C.

Еще одной особенностью трансграничной электронной торговли является состав основных заинтересованных лиц, принимающих участие в процессе ее осуществления. В трансграничной электронной торговле в сравнении с традиционной международной торговлей задействованы почтовые операторы и службы экспресс-доставки грузов. Отличительным признаком трансграничной электронной торговли является наличие таких участников, как цифровые торговые платформы, операторы агрегированных данных и сопутствующих сервисов.

В современных условиях, характеризующихся развитием различных магазинов, торговых площадок, платформ для размещения объявлений о продаже товаров, работающих в режиме онлайн по всему миру, наиболее актуальными в части таможенного регулирования и представляющими собой некоторые проблемы для государств и бизнеса моделями трансграничной электронной торговли выступают B2C и C2C, что также отмечает и ВТамО в «Рамочных стандартах трансграничной электронной торговли».

основные этапы и инструменты международного регулирования трансграничной электронной торговли

Проведенный анализ деятельности международных организаций в сфере регулирования трансграничной электронной торговли позволил выделить ряд этапов.

Первый этап (конец 70-х - 1991 г.) - зарождение и начальное развитие электронной коммерции. В это время вопросы об электронной передаче данных впервые включаются в программу различных международных организаций. На данном этапе признается, что письменная форма включает электронные средства. Это Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбург, 1978 г.), в соответствии с которой письменная форма включает, наряду с прочим, телеграмму и телекс (п. 8 ст. 1), и Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.), устанавливающая, что под письменной формой понимаются также сообщения по телеграфу и телетайпу (ст. 13). В 1980 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) принимает Руководящие принципы, регулирующие неразглашение и трансграничные потоки личных данных. В 1990 г. Международная торговая палата пересмотрела правила INCOTERMS с учетом развития безбумажных технологий передачи данных.

Переход ко второму этапу (1991-2005 гг.) связан с использованием сети «Интернет» в коммерческих целях. К вопросам, над которыми работают международные организации на этом этапе, относятся: заключение и действительность электронных договоров, атрибуция сообщений данных, определение времени и места отправления и получения сообщения данных. Электронная форма признается эквивалентной письменной форме. Закрепляются основные принципы электронной коммерции.

В 1996 г. принят Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) об электронной коммерции [9]. Закон призван сделать возможным и упростить ведение торговли с использованием электронных средств путем предоставления свода признанных на международном уровне норм, направленных на устранение правовых препятствий для электронной коммерции. В 2001 г. ЮНСИТРАЛ также принимает Типовой закон об электронных подписях [11].

На Первой министерской конференции государств - участников Всемирной торговой организации (ВТО) в 1996 г. принята «Декларация о торговле в области информационных технологий», на Второй министерской конференции государств - участников ВТО в 1998 г. - «Декларация о глобальной электронной торговле». В 2004 г. Международная торговая палата разработала свод правил электронной торговли "E-Terms 2004", или «Электронные условия международной торговой палаты» [12].

Завершающим событием на данном этапе развития международно-правового регулирования становится принятие ООН в 2005 г. Конвенции об использовании электронных сообщений в международных договорах с целью содействовать использованию электронных сообщений в международной торговле путем признания

контрактов, заключенных их посредством, действительными и подлежащими исполнению в той же мере, как и их традиционные бумажные эквиваленты.

Третий этап в международно-правовом регулировании электронной коммерции начался в 2006 г. и длится по настоящее время. Электронная коммерция становится постоянной рабочей темой в ВТО, ЮНСИТРАЛ, ОЭСР и других международных организациях.

Инструментарий трансграничной электронной торговли представляет собой совокупность инструментов, с помощью которых осуществляется или может осуществляться выполнение технологических операций рассматриваемой коммерческой сделки с помощью электронных средств коммуникации.

С одной стороны, в качестве таких инструментов выступают классификаторы информации, различные стандарты, регламентирующие работу с данными, используемыми для формирования электронных сообщений, инструменты интернет-маркетинга, а также специализированные автоматизированные системы, с помощью которых и реализуются конкретные технологические операции.

С другой стороны, в качестве инструментов выступают законы, нормативные акты, рекомендации, тематические исследования в основном ВТО, ЕЭК ООН, ЮНСИТРАЛ и др.

Основной инструментарий электронной коммерции (в части законодательства) может быть представлен следующими документами:

1. Декларация о глобальной электронной коммерции ВТО 1998 г. [13]: вводится понятие электронной коммерции.

2. Рабочая программа об электронной коммерции ВТО (Work Programme on Electronic Commerce) [6]: основной документ, регламентирующий работу по данному направлению, призванный провести анализ торговых аспектов электронной торговли.

3. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (1996 г.) [7] с дополнительной статьей 5 bis, принятой в 1998 г. (Model Law on Electronic Commerce adopted by the United Nations Commission on International Trade Law): общие положения об электронной коммерции в целом, предлагаются основные определения электронной информации, информационной системы и др.

4. Рекомендация ЕЭК ООН № 32 по инструментам саморегулирования в области электронной коммерции [8]: рассматривается понятие «кодекс поведения» в области электронной торговли на национальном, отраслевом или индивидуальном уровнях, вводятся понятия «электронная подпись», «конфиденциальность» и «неприкосновенность частной жизни».

5. Рекомендация ЕЭК ООН № 31. Соглашение об электронной коммерции [5]: разработана модель договорного подхода к заключению электронных торговых сделок.

Международные организации и специализированные агентства ежегодно публикуют доклады и отчеты по вопросам развития электронной, и в том числе трансграничной, электронной торговли. Среди наиболее значимых можно выделить следующие:

- доклады ВТО: E-commerce, Trade and the Coronavirus Disease (COVID-19) Pandemic / World Trade Organization (WTO);

- отчеты eMarketer: E-commerce Report Global-2022;

- отчеты Global Digital: Global Digital 2021 и др.

Ряд стран также публикуют официальные статистические данные по электронным розничным продажам (Бюро переписи населения Соединенных Штатов Америки (США), Национальное бюро статистики Китайской Народной Республики (КНР) и др.). В России публичным источником таких сведений является Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), которая аккумулирует данные из разных источников (Сбербанк, OFD2), и консалтинговая фирма Data Insight, которая проводит собственные опросы ключевых участников рынка. Для стран, где такие данные не публикуются, оценка объемов электронной торговли дается из источников обследования рынка частного сектора, таких как обзоры Statista, опросы IBM5, Global Web Index, Content Square, Search Node и др.

заключение

Проведенное исследование современных подходов к определению сути понятия «трансграничная электронная торговля», применению инструментов международных организаций в сфере ее регулирования позволило выявить отсутствие единого определения данного термина и многообразие инструментов регулирования с учетом специфики деятельности организации.

Наиболее комплексным, на наш взгляд, является разработанный ВТамО пакет инструментов по регулированию трансграничной электронной торговли.

Опережающий рост трансграничной электронной торговли требует более эффективного таможенного регулирования, основы которого были заложены в Резолюции ВТамО о руководящих принципах трансграничной электронной торговли (Луксорская резолюция) [14].

Данная резолюция направлена на оказание помощи таможенным и другим государственным учреждениям, предприятиям и иным заинтересованным сторонам в понимании, координации и реагировании на возникающие проблемы. На основе этих стандартов в 2018 г. были разработаны и пересмотрены в 2022 г. «Рамочные стандарты трансграничной электронной торговли», предлагающие таможенным органам и прочим структурам, в компетенцию которых входит регулирование трансграничного перемещения товаров, набор ключевых стандартов и основные принципы осуществления устанавливаемых ими положений, касающихся оценки рисков, очистки/выпуска, сбора доходов и таможенного сотрудничества. Разработка данных стандартов, несомненно, будет способствовать предсказуемости, прозрачности, безопасности и эффективности таможенного регулирования в цепи поставок электронной торговли [15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы трансграничной электронной торговли также нашли отражение в документах международных организаций, а именно в «Соглашении об упрощении процедур торговли» ВТО, пересмотренной Киотской конвенции об упрощении

40

вестник российской таможенной академии • M 1 • 2023

и гармонизации таможенных процедур и «Рамочных стандартах безопасности и упрощения мировой торговли» ВТамО.

Таким образом, все усилия ВТамО направлены на содействие законной торговле, гармонизацию подходов к таможенному регулированию электронной торговли, минимизацию рисков нарушений таможенного законодательства. Инструменты и механизмы ВТамО позволяют в целом стандартизировать подходы к развитию электронной торговли в тесном сотрудничестве с международными организациями и таможенными администрациями. Несмотря на очевидные успехи ВТамО в области разработки инструментов по регулированию трансграничной электронной торговли, остаются проблемные вопросы, которые недостаточно урегулированы на уровне организации и препятствуют качественному управлению торговлей, прежде всего в части торговли в рамках модели B2B.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

2. Cross-Border E-Commerce: Statistics [Electronic resource]. URL: https://www.emarketer.com/ topics/industry/cross-border-ecommerce.

3. Быстрова Н. В., Максимова К. А. Электронная коммерция и перспективы ее развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7 (33). С. 86-90.

4. Брагин Л. А., Панкина Т. В. Организация розничной торговли в сети Интернет: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2020. С. 5.

5. Recommendation No. 31 United Nations Centre for Trade Facilitation and Electronic Business (UN/CEFACT). Electronic Commerce Agreement [Electronic resource]. URL: https://unece. org/fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec31/rec31_ecetrd257e.pdf.

6. Work Programme on Electronic Commerce WTO. WT/L/274 30/09/1998 [Electronic resource]. URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/L/274. pdf&Open=True.

7. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле 1996 [Электронный ресурс] // Электронный фонд актуальных правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/499039311.

8. Рекомендация ЕЭК ООН № 32 по инструментам саморегулирования в области электронной торговли (кодексы поведения) [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/filead-min/DAM/cefact/recommendations/rec32/rec32_01cf14r.pdf.

9. WCO E-Commerce Package: Definitions [Electronic resource] // Официальный сайт ВТамО. URL: http://www.wcoomd.org/.

10. Панкина Т. В. Электронная коммерция и электронная торговля: подходы к классификации // Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. 2016. № 7. С. 81.

11. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях 2001 [Электронный ресурс]. URL: https://uncitral.un.org/ru/texts/ecommerce/modellaw/electronic_signatures.

12. ICC ETerms 2004: ICC Guide to Electronic Contracting [Electronic resource]. URL: https://ic-cwbo.org/content/uploads/sites/3/2016/11/ICC-Guide-for-e-contracting.pdf.

13. Declaration on Global Electronic Commerce WTO [Electronic resource]. URL: https://docs. wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=Q:/WT/MIN98/DEC2.pdf&Open=True.

14. Resolution of the Policy Commission of the World Customs Organizationon the Guiding Principles for Cross-Border E-Commerce (Luxor, December 2017) [Electronic resource]. URL:

https://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/legal-instruments/reso-lutions/policy-commission-resolution-on-cross_border-ecommerce_en.pdf?la=en. 15. Татаева И. Ю., Цебекова Е. П. Оценка деятельности Всемирной таможенной организации в области регулирования трансграничной электронной торговли // Современная экономика: проблемы и решения. 2021. № 3 (135). С. 19-24.

информация об авторе

Татаева Ирина Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: I.tataeva@customs-academy.ru.

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Татаева И. Ю. Международные инструменты регулирования трансграничной электронной торговли // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 1. С. 32-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.