Международные экономические проекты как инструмент развития БРИКС1
Ли Цзинчэн
Высшая школа международных отношений, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация; [email protected]
РЕФЕРАТ
Данная статья посвящена проблемам и перспективам экономической деятельности стран — участниц БРИКС. Анализируя национальные программы Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки в области международной экономической деятельности на основе сравнительного метода, в статье приводятся практические меры по разрешению конфликтов интересов стран БРИКС и развитию взаимопонимания. В заключение статьи раскрывается тенденция к формированию многополярной системы международных отношений и растущей взаимозависимости стран БРИКС, отмечается важность экономической интеграции и финансового сотрудничества между этими странами для защиты от нестабильной внешней среды и сохранения национального социально-экономического развития.
Ключевые слова: БРИКС, Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, международное экономическое сотрудничество, мировая экономическая интеграция
International Economic Projects as a Development Tool of BRICS Li Jingcheng
Graduate School of International Relations, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russian Federation; [email protected]
ABSTRACT
This article is devoted to the problems and prospects of economic activity of the BRICS member countries. Analyzing the national programs of Brazil, Russia, India, China and South Africa in the field of international economic activity on the basis of a comparative method, the article provides practical measures to resolve conflicts of interests of the BRICS countries and the development of mutual understanding. The article concludes with a tendency towards the formation of a multipolar system of international relations and the growing interdependence of the BRICS countries, emphasizes the importance of economic integration and financial cooperation between these countries to protect against an unstable external environment and preserve national socio-economic development. Keywords: BRICS, Brazil, Russia, India, China, South Africa, international economic cooperation, world economic integration
Введение
Ведущие экономические организации — Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и многие другие находятся под сильным влиянием экономически
1 Статья подготовлена при поддержке Китайского стипендиального фонда (Supported by China Scholarship Council).
развитых стран. Развивающиеся страны и страны с формирующейся рыночной экономикой оказываются на обочине принятия важных экономических решений. Однако роль и значение этих стран с каждым годом возрастает, поэтому перед ними встает задача создания собственных международных экономических организаций и механизмов сотрудничества, направленных на создание справедливых экономических отношений.
К числу таких организаций относится БРИКС (англ. BRICS — сокращенное название от названия стран-участниц: Brazil, Russia, India, China, South Africa) — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Одной из задач организации является стремление изменить глобальную финансово-экономическую систему.
В основе деятельности данного механизма сотрудничества лежит экономический фактор. Его целью является содействие реформам мировой экономической системы, стимулирование участия стран с формирующейся рыночной экономикой в получении больших прав в международной финансовой системе. Быстрый экономический рост стран с развивающейся экономикой требует от международного экономического управления более справедливого и представительного места в системе мировой экономики.
Цель данного исследования — выявить основное положение экономического сотрудничества стран БРИКС, а также его значимость в глобальном управлении. В соответствии с поставленной целью формулируются задачи:
1) проанализировать выделенные внешнеэкономические политики и стратегии стран БРИКС;
2) выявить существующие проблемы в международном экономическом взаимодействии между странами БРИКС и соответствующие меры по устранению проблем;
3) анализировать перспективы национальных экономических проектов как инструмент развития БРИКС.
Национальные экономические проекты стран БРИКС
Страны БРИКС в последние годы стали важной организационной силой. Подтверждением этому является высокий процент исполнения принятых странами-членами обязательств. За годы существования организации было принято более 500 решений, а их исполнение на 2017 г. составляет 79%1. Важными экономическими рычагами в развитии организации стало: создание Нового банка развития с капиталом 100 млрд долл., рост взаимной торговли между странами — членами объединения с 13 млрд долл. до 297 млрд долл. [14]; реализация формата БРИКС+, направленного на вовлечение в переговоры новых стран, представляющих ключевые регионы мира [11].
Однако страны — члены БРИКС по-прежнему находятся на относительно нижнем уровне, имея неполные права голоса в международной валютно-финансовой системе. Следует также отметить, что существуют немалая разница в экономической структуре стран БРИКС и определенная трудность в достижении единого экономического курса. В этих условиях Китай предлагает механизм сотрудничества между странами организации на платформе диалога и взаимодействия для содействия проведению реформ мирового экономического сообщества и широкому взаимному экономическому сотрудничеству.
С момента начала политики реформ и открытости Китай быстро набрал финансовый капитал, качественно улучшил рабочую силу, что существенно изменило положение страны в главных мировых экономических рейтингах. При этом Китай испытывает серьезную проблему нехватки энергетических и природных ресурсов, которые являются необходимым условием для дальнейшего экономического роста страны.
В этой связи Китай разработал экономическую политику, направленную на вовлечение стран БРИКС в совместные экономические проекты. Примером такой политики может служить принятая в 2013 г. инициатива, получившая название «Один пояс — один путь». Проект состоит из концепции «Экономический пояс Шелкового пути» («один пояс») и концепции «Морской Шелковый путь XXI в.» («один путь»). Для
1 BRICS Research Group. 2017 BRICS Xiamen Summit Final Compliance Report [Электронный ресурс]. URL: https://www.ranepa.ru/images/media/ brics/2017_xiamen_%D1%81ompliance.pdf (дата обращения: 01.09.2019).
осуществления этого проекта потребуется не одно десятилетие, сумма затрат составит сотни миллиардов долларов в перспективе.
Данный проект ставит две экономические задачи: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя задача направлена на создание крупного транспортного коридора и содействие трансформации промышленной структуры. Внешняя задача — развитие экономического сотрудничества с предельными странами, в первую очередь странами БРИКС [9]. Морская часть проекта имеет огромное значение для Китая. 90% внешней торговли Китая реализуется водным транспортом [7]. Значительная доля стратегических ресурсов — нефть и газ — импортируются в Китай танкерами через Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря.
Главная цель проекта направлена на перераспределение экспортных потоков в те страны, которые еще не стали участниками мировой торговли, и прежде всего страны БРИКС. В рамках реализации «Один пояс — один путь» создаются координационные системы для международных перевозок и таможенных оформлений товаров. Крупнейшие китайские корпорации под эгидой государственной стратегии «идти вовне» (выход за границу) активно осваивают зарубежные рынки: разрабатывают новые схемы логистики, строят новые портовые сооружения и совершенствуют дорожную инфраструктуру.
Проект «Морской Шелковый путь XXI в.» будет способствовать укреплению сотрудничества и доверия между странами1. Проект начинается в городе Цюаньчжоу, далее проходит через города Гуанчжоу, Бэйхай и Хайкоу до Малаккского пролива, пересекает Индийский океан, идет до Калькутты, далее через Джибути и Суэцкий канал, до Афин и в Венецию, соединяется с наземным маршрутом. Предполагается ответвление в сторону Африки в южную часть Тихого океана2.
Проект «Один пояс — один путь» стал центром дипломатического, международного, политического и экономического сотрудничества во внешней политике КНР, особенно в отношении стран БРИКС [6]. Таким образом, инициатива Китая представляет собой мегапроект, охватывающий сразу три континента планеты — Европу, Азию и Африку.
Индийский пример также заслуживает конкретного внимания. Индия на протяжении последних двадцати лет является главным производителем в мире информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ приносит Индии более половины экономической стоимости всего производственного сектора. Тем не менее другие отрасли народного хозяйства развиваются неравномерно [2].
В 2014 г. с «Проектом Маусам» (по названию природного явления — муссонные ветра) выступила Индия. Проект разработан под руководством премьер-министра страны Нарендра Моди с целью развития взаимоотношений со странами Индийского океана. В отличие от китайского морского проекта «Проект Маусам» скромнее. Судя по своему масштабу реализации, проект направлен в первую очередь на развитие сотрудничества в области культуры и туризма и носит характер дипломатической и экономической стратегии.
Суть «Проекта Маусам» заключается в создании механизма сотрудничества Индии со странами Индийского океана, включая также Восточную Африку, Аравийский полуостров, Индийский полуостров и Индокитайский полуостров в Юго-Восточной Азии [15].
К «Проекту Маусам» Индия предложила проект «Дорога специй», связывающий Индию и Восточную Африку со странами Средиземноморья. Цель проекта — на территории Южно-Азиатского континента и побережья Индийского океана разработать платформу взаимовыгодного сотрудничества. В ходе разработки проекта главное внимание уделялось культурному сотрудничеству, позже проект поставил и экономические цели. Индия является важным составляющим элементом «Морского Шелкового пути XXI в.» и важным партнером КНР в проекте «Один пояс — один путь». Индийские и китайские проекты не противостоят друг другу, а дополняют и развивают интеграционные процессы в регионе [8].
1 Проект «Один пояс — один путь» [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/4383152 (дата обращения: 01.09.2019).
2 Дмитрий Комаров. Новый Шелковый путь: как Китай изменит экономическую карту мира // South China Insight. 25.03.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://southinsight.com/shelk (дата обращения: 01.09.2019); Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции КНР. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI в. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t1254925.shtml (дата обращения: 01.09.2019).
На фоне западной санкционной политики Россия преодолевает временные трудности, опираясь на цифровизацию национальной экономики, расширение экспорта энергоресурсов, развитие собственной промышленности, продвигает идею импортозамещения в области сельского хозяйства, бытовой химии, электрической техники и т. д. Все это позволило улучшить экономическое положение, расширить внутреннее производство, несмотря на сложную внешнеполитическую и экономическую ситуацию. Однако в российской экономике наблюдается невысокий темп роста по сравнению с предыдущими годами.
В качестве продуктивного инструмента для содействия региональной экономической интеграции Россия в 2015 г. начала продвигать проект «Евразийский экономический союз» (ЕАЭС) и идею Большой Евразии [1; 5]. В настоящее время члены ЕАЭС — Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Молдова является государством — наблюдателем организации. Этому союзу предшествовало Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
1 октября 2017 г. в китайском городе Ханчжоу состоялась встреча между министром коммерции КНР Чжун Шань и членом Коллегии (министром) по торговле Евразийской экономической комиссии Вероникой Никишиной. По итогам встречи обе стороны заявили о принципиальном завершении переговоров по подготовке «Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между КНР и ЕАЭС». Это первый официальный документ между КНР и ЕАЭС, подтверждающий реализацию договоренностей в «Совместном заявлении РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути» [3; 13].
Следующим шагом в этом направлении стало подписание соглашения о гармонизации таможенных процедур, межведомственного сотрудничества, содействие развитию торговли, защиты прав интеллектуальной собственности, ветеринарного и фитосанитарного контроля и т. д. [12].
Будучи крупнейшей страной в Южной Америке, Бразилия богата значительными запасами природных ресурсов и рабочей силой. С учетом большой численности населения (больше 200 млн чел.) Бразилия имеет огромный потенциальный внутренний рынок и возможность привлечения иностранных инвестиций, тем самым развивая производственный сектор национальной экономики [16]. Однако сложная политическая ситуация и серьезные социальные, классовые расслоения оказывают большое влияние на стабильность экономического развития и являются тормозом в развитии страны [4]. Тем не менее Бразилия предложила свой вариант региональной экономической интеграции на длительную перспективу — «Союз южноамериканских наций» [10; 17], суть которого заключается в продвижении товаров между странами Южно-Американского континента, при этом ведущая роль отводится Бразилии, как локомотиву проекта.
Следует выделить в процессе экономической интеграции в рамках БРИКС роль ЮАР — страны с одной из крупнейших экономик континента, поставщика финансовых услуг, обладателя богатейших полезных ископаемых в Африке. Однако сильное социальное расслоение в обществе и последствия незавершенных экономических реформ оказали негативное влияние на экономику страны. В ЮАР наблюдается значительный рост безработицы и социальное неравенство между населяющими страну народами, что не позволяет государству в ближайшие годы перейти к реализации устойчивого развития1. Участие ЮАР в БРИКС зафиксировано на государственном уровне (борьба с бедностью и неравенством, создание новых рабочих мест), на региональном уровне (при поддержке БРИКС совершенствовать сотрудничество со странами Африки) и на международном уровне (реформирование международных финансовых институтов и ООН, возрождение Дохийского раунда переговоров). ЮАР стремится наладить продуктивное экономическое сотрудничество со странами БРИКС для модернизации своей экономики и инфраструктуры, для расширения взаимодействия в сфере науки и технологий, для привлечения инвестиций и улучшения кадрового ресурса2.
1 Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. ЮАР: успехи и проблемы развития // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. Январь 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/15761.pdf (дата обращения: 01.09.2019).
2 Department of Foreign Affairs, Republic of South Africa. President Zuma Arrives in Fortaleza, Brazil for the BRICS Summit [Электронный ресурс]. URL: http://www.dirco.gov.za/docs/2014/brics0714.html (дата обращения: 01.09.2019).
Таблица
Динамика ВВП стран БРИКС в 2008-2017 гг.1
Страна 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Бразилия 5,1% -0,1% 7,5% 3,9% 1,9% 3,0% 0,1% -3,8% -3,6% 1,0%
Россия 5,2% -7,8% 4,5% 4,3% 3,7% 1,8% 0,7% -2,5% -0,2% 1,5%
Индия 3,9% 8,5% 10,3% 5,5% 6,4% 7,4% 8,2% 7,1%
Китай 9,7% 9,4% 10,6% 9,5% 7,9% 7,8% 7,3% 6,9% 6,7% 6,9%
Южная Африка 3,2% -1,5% 3,0% 3,3% 2,2% 2,5% 1,8% 1,3% 0,6% 1,3%
На основе анализа приведенных в таблице данных можно сделать следующие выводы.
Во-первых, с 2008 г. мировая экономика в целом замедлила свой быстрый рост, тогда как страны — участницы БРИКС, преодолев системные трудности, на протяжении десяти лет с 2008 г. по 2017 г. показывали относительно лучшие данные роста по сравнению с другими развивающимися странами мира, тем самым подтверждая перспективу будущего положительного развития БРИКС [19].
Во-вторых, БРИКС поддерживает экономические обновление и реформы стран-участниц по собственному пути. При этом ЮАР показывает позитивную динамику улучшения экономического положения страны.
Меры для укрепления взаимоотношения и сотрудничества
В основе духа сотрудничества лежит взаимное понимание и прагматическое решение, которое нуждается в многостороннем согласовании и консультации. Пять стран — участниц БРИКС совместными усилиями поддерживают инициативы и проекты по разным формам механизма в рамках взаимодействия. Это Саммит БРИКС, постоянная встреча министров правительств пяти стран, Деловой совет БРИКС, Совет экспертных центров БРИКС, Банк нового развития БРИКС, Пул условных валютных резервов БРИКС. Такая концептуальная модель представляет собой одну из важнейших специфик в изучении платформ сотрудничества БРИКС и его углубления. С целью оптимизации существующих методов и форматов многостороннего сотрудничества между пятью странами, на наш взгляд, следует выдвинуть следующие меры для укрепления отношений в области экономики, политики и гуманитарного обмена.
Во-первых, каждая страна-участница должна определить собственную экономическую стратегию по нескольким важнейшим сферам деятельности, направленную на стыковку и сопряжение с нынешними механизмами сотрудничества в рамках БРИКС, учитывая перспективное развитие самой организации и мирового сообщества. Необходимо избегать недобросовестной конкуренции между членами организации, возникающей вследствие схожести экономических ориентиров [18]. Для продолжения положительного развития БРИКС следует устранить внутренние конфликты и достичь взаимной выгоды для всех сторон, при этом не менее важно продвигать экономическую интеграцию БРИКС и формировать единый рынок.
Во-вторых, БРИКС должна иметь свой реальный голос в мировом экономическом сообществе. Для этого все пять стран должны приступать к расширению существующих каналов по обмену информацией в рамках организации. Постоянно совершенствовать механизмы диалогов на международном уровне: саммиты, встречи лидеров стран, министров, Совет экспертных центров БРИКС и другие рабочие платформы. Все эти действия являются приоритетными направлениями в процессе углубления взаимного доверия, для выражения в едином голосе от имени БРИКС на международной арене по финансовым, энергетическим, сельскохозяйственным, торговым, инвестиционным вопросам.
В-третьих, углубление межгосударственных отношений и сотрудничества между развивающимися и развитыми странами. БРИКС представляет собой новый формат неофициального межгосударственного объединения пяти стран мира. С одной стороны, они являются ведущими странами по численности
1 National Bureau of Statistics of China. BRICS Joint Statistical Publication (2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/ztjc/ztsj/ jzgjlhtjsc/jz2018/ (дата обращения: 01.09.2019).
населения, с большими запасами природных ресурсов. Но, с другой стороны, их экономика находится на относительно низком уровне по сравнению с другими развивающимися странами. Сотрудничество с развитыми странами, международными организациями помогает БРИКС выйти на международную арену и занять более активное участие в решении важнейших мировых проблем экономико-финансового и политического характера.
В-четвертых, механизм сотрудничества БРИКС нуждается в совместном детальном изучении как теоретического, так и практического характера. Страны должны путем проведения постоянных комплексных информационно-аналитических работ повысить уровень исследования и внедрять достигнутые результаты во взаимное доверие, экономику и финансы, торговлю и логистику, инфраструктуру, социальное обеспечение, культурные обмены. Придерживаясь принципов открытости и справедливости, любые действия по экономическому сотрудничеству и культурному обмену между странами должны соблюдаться местными законами.
Выводы
Проанализировав основное положение экономического сотрудничества между странами БРИКС, автор пришел к следующим выводам.
Во-первых, благодаря хорошей основе для ведения многостороннего сотрудничества, несмотря на большие различия между странами БРИКС, они продолжают активную работу. Это связано с тем, что нынешние платформы в рамках БРИКС постоянно совершенствуются: ежегодно проводится саммит, по завершению которого публикуется совместная декларация, определяющая официальную позицию стран БРИКС в отношении актуальных мировых событий и планы работы на ближайший год. Помимо саммитов проводятся постоянные встречи министров правительств, курирующих блоки внешней политики, энергетики, торговли, инвестиций, экономики, финансов, культуры, образования, науки, технологий, сельского хозяйства. Такие мероприятия успешно продвигают сотрудничество и реализуют взаимное понимание между странами БРИКС.
Во-вторых, страны БРИКС внимательно следят за мировой политикой и принимают в ней активное участие. С момента своего создания БРИКС стремится к реализации идеи реформирования мироустройства. Главной задачей в этом направлении является построение справедливого, многополярного и толерантного мира для активного участия в нем развивающихся стран и стран с развивающейся экономикой.
В-третьих, следует отметить важность углубления взаимоотношений с развитыми странами, международными организациями. Цель такого сотрудничества для БРИКС заключается в сохранении многополярности мироустройства, защите от протекционизма, продвижении реформы международного финансово-экономического управления.
В-четвертых, сотрудничество в области экономической интеграции между странами — участницами БРИКС является новым типом государственных отношений в отражении внешней политики, оно нуждается в непрерывном обновлении с точки зрения содержания такого многостороннего сотрудничества.
Литература
1. Васильева Н. А., Лагутина М. Л. Формирование Евразийского союза в контексте глобальной регионализации // Евразийская экономическая интеграция. 2012. № 3 (16). С. 19-29.
2. Галищева Н. В. Проблема дисбалансов в экономике Индии // Вестник МГИМО. 2015. № 4 (43).
С. 242-254.
3. Еременко Д., Подберезкина О., Шаронова В. Плоды сопряжения, шансы и риски гармонизации
«Шелкового пути» и Евразийской интеграции // Международные процессы. 2018. Т. 16. № 1 (52).
Январь-март. С. 160-176.
4. Кашин В. К., Пахомов А. П. Экономика Бразилии: путь развития // Экономика. Налоги. Право. 2013.
№ 2. С. 104-113.
5. Кефели И. Ф. Геополитические риски и шансы в процессе становления «Большого Евразийского партнерства» // Геополитика и безопасность. 2017. № 2 (38). С. 38-46.
6. Кефели И. Ф. Императивы взаимодействия ЕАЭС, ШОС и БРИКС в глобальной геополитике // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2016. № 2 (20). С. 50-62.
7. Комиссина И. Н. Морской Шелковый путь XXI в. — глобальный геополитический проект Китая // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 1 (40). С. 60-81.
8. Лебедева Н. Б. Китайские инициативы экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути vs индийские проекты "Mausam", "Spice Road", "Sagar Mala" и "Cotton Routes" (проблемы, перспективы, реакция) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. Выпуск XXVI. № 26. С. 26-57.
9. Ли Цзинчэн. Состояние и перспективы взаимодействия Евразийского экономического союза и Великого Шелкового пути // Россия в глобальном мире. 2017. № 10 (33). С. 408-418.
10. Панфилова Е. А., Соколова М. А. Союз южноамериканских наций: возможности и риски развития в современном многополярном мире // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. № 5 (29). С. 91-94.
11. Петраков М. И. К 25-летию установления дипломатических отношений России и ЮАР // Международная жизнь. 2017. № 2. С. 19-33.
12. Скриба А. С. Сопряжение ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути: интересы участников и вызовы реализации // Вестник международных организаций. 2016. № 3. С. 67-81.
13. Шамахов В. А., Случевский В. В. Некоторые аспекты сопряжения проектов ЕАЭС — «Один пояс — один путь» // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. № 1. С. 28-33.
14. Шарова Е. А. Взаимная торговля стран БРИКС на современном этапе // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 2. С. 150-174.
15. Akhilesh Pillalamarri. Project Mausam: India's Answer to China's Maritime Silk Road // The Diplomat. September 18, 2014.
16. Becard D. S. R, Barros-Platiau A. F., Lessa A. C. Brazil in the BRICS After Ten Years // The International Political Economy of the BRICS. London, New York: Routledge, 2019. P. 135-149.
17. Briceho-Ruiz J. From the South American Free Trade Area to the Union of South American Nations: The Transformations of a Rising Regional Process // Latin American Policy. 1 (2). 2010. P. 208-229.
18. Khurana G. S. China, India and "Maritime Silk Road": Seeking a Confluence // Maritime Affairs: Journal of the National Maritime Foundation of India. 2015.11 (1). P. 19-29.
19. Toloraya G. BRICS Current and Future Role in Maintaining International Peace and Security //Realizing the BRICS Long-Term Goals: Road-Maps and Pathways — A proposal by the BRICS Think Tanks Council. Delhi: Vinset Advertising, 2017. P. 68-84.
Об авторе:
Ли Цзинчэн, ассистент Высшей школы международных отношений Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Санкт-Петербург, Российская Федерация); [email protected]
About the author:
Li Jingcheng, lecturer of the Graduate School of International Relations, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (Saint Petersburg, Russian Federation); [email protected]