Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ КАК ИСТОЧНИК СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ КАК ИСТОЧНИК СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
296
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ / ВЫДАЧА / ПЕРЕДАЧА ЮРИСДИКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клевцов К. К.

Рассматриваются международные договоры Российской Федерации в контексте источников сотрудничества государств в уголовно-процессуальной сфере, в частности делается акцент на межправительственных и межведомственных соглашениях, а также определения их роли при осуществлении указанного вида взаимодействия. По итогам формулируются соответствующие выводы и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TREATIES AS A SOURCE OF RUSSIA’S COOPERATION WITH FOREIGN STATES IN CRIMINAL COURT PROCEEDINGS

The international treaties of the Russian Federation in the context of sources of cooperation between states in the criminal procedural sphere are examined, in particular, the emphasis is placed on intergovernmental and interdepartmental agreements, as well as determining their role in the implementation of this type of interaction. Based on the results, appropriate conclusions and proposals are formulated.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ КАК ИСТОЧНИК СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-112-116 NIION: 2003-0059-2/22-229 MOSURED: 77/27-003-2022-02-428

Международные договоры как источник сотрудничества России с иностранными государствами в уголовном судопроизводстве

Кирилл Константинович Клевцов

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Москва,

Россия, klevtsov001@gmail.com

Аннотация. Рассматриваются международные договоры Российской Федерации в контексте источников сотрудничества государств в уголовно-процессуальной сфере, в частности делается акцент на межправительственных и межведомственных соглашениях, а также определения их роли при осуществлении указанного вида взаимодействия. По итогам формулируются соответствующие выводы и предложения.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, международный договор, правовая помощь, выдача, передача юрисдикции

Для цитирования: Клевцов К. К. Международные договоры как источник сотрудничества России с иностранными государствами в уголовном судопроизводстве // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 112-116. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-112-116.

Original article

International treaties as a source of Russia's cooperation with foreign states

in criminal court proceedings

Kirill K. Klevtsov

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Relations of Russia, Moscow,

Russia, klevtsov001@gmail.com

Abstract. The international treaties of the Russian Federation in the context of sources of cooperation between states in the criminal procedural sphere are examined, in particular, the emphasis is placed on intergovernmental and interdepartmental agreements, as well as determining their role in the implementation of this type of interaction. Based on the results, appropriate conclusions and proposals are formulated.

Keywords: criminal proceedings, international treaty, legal assistance, extradition, transfer ofjurisdiction

For citation: Klevtsov K. K. International treaties as a source of Russia's cooperation with foreign states in criminal court proceedings. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):112-116. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-112-116.

Главенствующую роль в международно-правовой системе играют международные договоры. В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 2 Венской Конвенции о праве международных договоров, заключенной 23 мая 1969 года1 (далее — Венская Конвенция) под ними разумеются соглашения, заключенные между государствами в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержится ли такие соглашения в одном документе, в двух или нескольких

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772.

© Клевцов К. К, 2022

связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования. В то же время п. 2 ст. 1 Венской конвенции допускает применение терминов или значений, используемых в ней, несколько в ином толковании, если это диктуется внутреннем правом любого государства.

Применительно к правовой системе России международный договор означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образова-

нием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования1.

В этой связи на доктринальном уровне неоднократно высказывалась необходимость с точки зрения соблюдения правил юридической техники исключения формулировки «международные соглашения», излишне используемой в Главе 53 «Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями» УПК РФ (ч. 1 ст. 453, ст. 455, ч. 1 ст. 457) [3, с. 1145; 12, с. 10; 5, с. 41-44].

Кроме того, в нынешнее время российский законодатель также отказался от оперирования словосочетанием «международные соглашения» в главах, посвященных правовой основы взаимодействия государств в уголовно-процессуальной сфере. Подтверждением этому служит Глава 551 УПК РФ, где применяется исключительно формулировка «... в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности.».

В международном праве общепринято классифицировать договоры в зависимости от участников на многосторонние и двусторонние [15]. Как отмечает известный юрист-международник А. Н. Талалаев первые могут быть как групповыми, имеющими ограниченное число государств, так и общими (универсальными). Вместе с тем групповые договоры подразделяются в свою очередь на региональные и нерегиональные [подробнее см.: 11, с. 93-96].

В контексте международного сотрудничества в сфере уголовной юстиции многосторонним договором универсального характера будет являться, к примеру, Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15.12.2000 года, принятая резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи2, а групповым региональным соглашением является, например, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS № 30, заключенная 20.04.1959 года в Страсбурге3.

Между тем выделяют и групповые субрегиональные многосторонние договоры4. К таким, предпо-

лагаем, стоит отнести в первую очередь Конвенцию Европейского Союза о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2000 года5 и ряд иных соглашений, принятых в рамках Европейского Союза6.

В законодательстве Российской Федерации принято также классифицировать договоры в зависимости от субъектов их заключения. Так, согласно ч. 2 ст. 3 ФЗ «О международных договорах РФ» соглашения заключенные от имени Российской Федерации относятся к межгосударственным договорам, от имени Правительства Российской Федерации к межправительственным, а от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций к договорам межведомственного характера.

Относительно рассматриваемой нами темы к межгосударственному договору следует отнести Европейскую конвенцию о передаче судопроизводства по уголовным делам ETS№ 073, заключенную 15.05.1972 в Страсбурге7, согласие на обязательность которой выражено в форме соответствующего федерального за-кона8. Именно договоры межгосударственного уровня напрямую регламентируют вопросы сотрудничества в уголовно-процессуальной сфере. Как представляется, это детерминируется тем, что они затрагивают основные права и свободы человека и гражданина9.

В качестве межправительственного договора стоит выделить, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организационных формах, заключенное 20.12.2010 года10, а к межведомствен-

1 См.: п. «а» ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 года № 1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 40. Ст. 3882.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2349.

4 Такой подход продиктован в силу деления международных организаций на региональные и субрегиональные (См.: Международное право : учебник / отв. ред. д.ю.н.., проф. С. А. Егоров. М. : Статут, 2016. С. 633-636).

5 Convention established by the Council in accordance with Article 34 of the Treaty on European Union, on mutual assistance in criminal matters between the Member States of the European Union // Official Journal of the European Communities. 2000. Vol. 197/3. P. 3-23.

6 Отметим, что в науке международного права нет единого подхода относительно того, что Европейский Союз является субрегиональной международной организацией. Однако, в настоящем исследовании, мы презюмируем именно такую точку зрения, что Европейский Союз является субрегиональной межгосударственной европейской организацией. К тому же некоторые исследователи-международники к субрегиональным организациям относят и СНГ, поскольку последнее примыкает к «евро-азиатской» международной организации (См.: Капустин А. Я. Европейское право (Глава 25) // Международное право : учебник. 2-е изд., перараб. и доп. / отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. М.: Норма, 2007. С. 687).

7 Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 8. Ст. 724.

8 Федеральный закон от 30.10.2007 года № 237-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15.05.1972 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 45. Ст. 5414.

9 Так, в ч. 1 ст. 15 ФЗ «О международных договорах РФ» говорится среди прочего, что ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина (п. «б»). Кроме того, такие договоры, как показывает практика, могут устанавливать иные правила, чем предусмотренные законом России (п. «а»), что тоже делает необходимым их ратификацию.

10 Бюллетень международных договоров. 2012. № 2.

ного характера — Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции и общественной безопасности Федеративной Республики Бразилия, заключенное 22.11.2019 года1.

По общему правилу последние два не регламентируют напрямую оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам, выдачу лиц для уголовного преследования или исполнения приговора или передачу судопроизводства по уголовным делам2. Отнюдь это не означает их неприменимость в контексте осуществления международного сотрудничества по уголовным делам. Они, в основном, играют существенную роль при обмене ориентирующей, оперативно-разыскной, разведывательной информацией, необходимой для борьбы с преступностью, позволяют обмениваться законодательными актами, судебными и правоприменительными актами, положительным опытом, а также выступают в качестве правовой основы для проведения «мастер-классов» между правоохранительными органами, направленных на повышение уровня квалификации и многое другое [8].

Более того, межправительственные договоры и соглашения межведомственного характера, как верно отмечено в доктрине, предусматривают возможность оказывать содействие при проведении оперативно-разыскных мероприятий [4, с. 77-106], а также, применительно к России и ряду государств-членов СНГ, и в ходе проверки сообщения о преступлении, то есть на стадии возбуждения уголовного дела, путем направления и исполнения соответствующих запросов о содействии [1, с. 288].

К примеру, опросить по запросу российских правоохранителей лицо, которое является гражданином иного государства (второй стороны по договору) и находится на его территории в рамках «доследственной

проверки»3, либо провести совместные оперативно-разыскные мероприятия на территории сотрудничающих государств.

По верному наблюдению профессора С. П. Щер-бы обозначенные международно-правовые акты носят акцессорный характер, поскольку детализируют, предусмотренные межгосударственными договорами и национальным правом формы и механизмы сотрудничества в сфере уголовной юстиции [14, с. 12].

С рассматриваемых позиций представляет интерес вопрос о месте соглашений, заключенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации с зарубежными правоохранительными органами, в системе международных договоров4.

В силу ст. 2 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»5 (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ») Генеральная прокуратура России наделена правом заключать соглашения по вопросам правовой помощи6 и борьбы с преступностью, а также принимает участие при разработке международных договоров России. Сходное регулирование содержится и в нормативно-правовых актах, определяющих деятельность Следственного комитета Российской Федерации7.

При этом, вспомним, что в соответствии ФЗ «О международных договорах РФ» к договорам межведомственного характера относятся только те, которые заключены от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций. Как известно, в силу положений ФЗ «О прокуратуре РФ» (ч. 1 ст. 1) и ФЗ «О Следственном комитете РФ» (ч. 1 ст. 1), указанные структуры, не относятся к федеральным органам исполнительной власти8.

1 См.: Международные договоры и соглашения // Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мвд.рф/mvd/documents/m-soglasch (дата обращения: 01.11.2021).

2 Справочно: ранее в России приведенные договоры регламентировали некоторые виды международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, о чем свидетельствует юридических анализ их содержания (Например, см.: Соглашение между Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Украины о правовой помощи и сотрудничестве от 21.05.1993 года // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Ныне действующее Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Украины от 15.0.2010 г. подобных положений не содержит).

В то же время некоторые межправительственные договоры косвенно затрагивают вопросы оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам и продолжают по сегодняшний день действовать. Однако, как представляется, это исключение из общего правила. Например, см.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 05.03.1993 года // Бюллетень международных договоров. 1997. № 4. Стр. 20.

3 Заметим, что в отечественном уголовно-процессуальном законе не используется данный термин, однако на практике и в науке он прижился уже на протяжении длительного времени, вследствие чего, считаем, уместным его применение.

4 См.: п. «а» ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 года № 1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757.

5 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2349.

6 Такой подход продиктован в силу деления международных организаций на региональные и субрегиональные (См.: Международное право : учебник / отв. ред. д.ю.н.., проф. С. А. Егоров. М. : Статут, 2016. С. 633-636).

7 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.

8 Впрочем, в доктрине имеется на этот счет и диаметрально противоположное мнение, а именно, что такие договоры по своей правовой природе все же относятся к договорам межведомственного характера, несмотря на определенную несогласованность с положениями ФЗ «О международных договорах РФ». См.: Лазутин Л. А. Международное сотрудничество и правовая помощь // Законность. 2012. № 6. С. 34-37; Жидких А. Международно-правовое сотрудничество прокуратуры // Законность. 2010. № 4. С. 51-54 и др.

Кроме того, они не попадают и под понятия «уполномоченные организации», в смысле, придаваемом ему ФЗ «О международных договорах РФ». В юридической литературе и на практике в качестве таковых относят, например, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» [1, с. 290]. В этой связи, предпочитаем уместным, внести соответствующие изменения в некоторые отечественные законодательные акты в части уточнения определения межведомственных соглашений1.

Резюмируя изложенное выше, можно прийти к выводу, что в Российской Федерации международные договоры подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные. Между тем исключительно первые напрямую регламентируют международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, поскольку по общему правилу проходят процедуру ратификации и затрагивают вопросы об основных прав и свобод личности, а оставшиеся лишь способствуют такому взаимодействию, позволяющие осуществлять обмен различной информацией, опытом и сносится в рамках оперативно-разыскной деятельности и проверки сообщений о преступлениях в порядке, установленном ст. 144 УПК РФ, а также в исключительных случаях в ходе предварительного расследования, когда не требуется проведения следственных и иных процессуальных действий, упомянутых в ст. 453 УПК РФ (например, представление материалов по запросу).

Несмотря на то, что соглашения Генеральной прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации, заключенные с компетентными органами иностранных государств, в контексте положений ФЗ «О международных договорах РФ» не относятся к договорам межведомственного характера, все же полагаем об обратном, исходя из их правовой природы.

Список источников

1. Громов С. А. Договорно-правовые аспекты международного сотрудничества Следственного комитета Российской Федерации // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2015. № 1. С. 283-291.

2. Жидких А. Международно-правовое сотрудничество прокуратуры // Законность. 2010. № 4. С. 51-54.

3. Зимин В. П. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства (главы 53-55) // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / науч. ред. В. Т. Томин, М. П. Поляков. 3-е изд.,

1 Convention established by the Council in accordance with Article 34 of the Treaty on European Union, on mutual assistance in criminal matters between the Member States of the European Union // Official Journal of the European Communities. 2000. Vol. 197/3. P. 3-23.

перераб. и доп. М. : Изд-во «Юрайт», 2010.

4. Иващук В. К., Громова О. Н. Основы международного сотрудничества органов внутренних дел в борьбе с преступностью : курс лекций / под ред. проф. В. М. Атмажитова. М. : Академия управления МВД России, 2012.

5. Клевцов К. К. Досудебное производство в отношении лиц, уклоняющих от уголовной ответственности за пределами территории Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2016.

6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / науч. ред. В. Т. Томин, М. П. Поляков. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во «Юрайт», 2010.

7. Лазутин Л. А. Международное сотрудничество и правовая помощь // Законность. 2012. № 6. С. 34-37.

8. Литвишко П. А. Правовые основы международного сотрудничества Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации // Российский следователь. 2010. № 20. С. 35-40.

9. Международное право : учебник / отв. ред. д.ю.н.., проф. С. А. Егоров. М. : Статут, 2016.

10. Международное право : учебник. 2-е изд., пе-рараб. и доп. / отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. М. : Норма, 2007.

11. Талалаев А. Н. Право международных договоров. Том 1 : Общие вопросы / отв. ред. Л. Н. Шестаков. М. : Издательство «Зерцало», 2009.

12. Устинов А. В. Взаимодействие органов предварительного следствия Российской Федерации с уполномоченными субъектами иностранных государств в целях получения доказательств по уголовному делу : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

13. Щерба С. П., Додонов В. Н., Архипова Е. А. Взаимодействие приграничных органов прокуратуры государств-участников СНГ в сфере борьбы с преступностью : состояние и перспективы // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2016. № 1. С. 318-324.

14. Щерба С. П. Правовые механизмы международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 6 (26). С. 124-130.

15. Davidson S. The Law of Treaties. New York: Routledge, 2017.

References

1. Gromov S. A. Contractual and legal aspects of international cooperation of the Investigative Committee of the Russian Federation // Library of Criminalist. Scientific journal. 2015. № 1. P.

JURISPRUDENCE

283-291.

2. Zhidkikh A. International legal cooperation of the prosecutor's office // Legality. 2010. № 4. P. 51-54.

3. Zimin V. P. International cooperation in the field of criminal justice (chapters 53-55) // Commentary to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation / scientific ed. V. T. Tomin, M. P. Polyakov. 3rd ed., reprint. and additional M. : Publishing house «Yurayt», 2010.

4. Ivashchuk V. K., Gromova O. N. Fundamentals of international cooperation of internal affairs bodies in the fight against crime : a course of lectures / edited by prof. V. M. Atmazhitova. M. : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012.

5. Klevtsov K. K. Pre-trial proceedings against persons evading criminal responsibility outside the territory of the Russian Federation : dis. ... cand. jurid. sciences. Yekaterinburg, 2016.

6. Commentary on the Criminal Procedure Code of the Russian Federation / scientific ed. V. T. Tomin, M. P. Polyakov. 3rd ed., reprint. and additional M. : Publishing house «Yurayt», 2010.

7. Lazutin L. A. International cooperation and legal assistance // Legality. 2012. № 6. P. 34-37.

8. Litvishko P. A. Legal bases of international cooperation of the Investigative Committee under

the Prosecutor's Office of the Russian Federation // Russian investigator. 2010. № 20. P. 35-40.

9. International law : textbook / ed. by D.yu.n., prof. S. A. Egorov. M. : Statute, 2016.

10. International law : textbook. 2nd ed., perarab. and additional / ed. V. I. Kuznetsov, B. R. Tuzmukhamedov. M. : Norma, 2007.

11. Talalaev A. N. The law of international treaties. Volume 1 : General issues / ed. L. N. Shestakov. M. : Publishing House «Mirror», 2009.

12. Ustinov A.V. Interaction of the preliminary investigation bodies of the Russian Federation with authorized subjects of foreign states in order to obtain evidence in a criminal case : abstract. dis. ... cand. jurid. M., 2012.

13. Shcherba S. P., Dodonov V. N., Arkhipova E. A. Interaction of the border prosecutor's offices of the CIS member states in the field of combating crime: state and prospects // Library of Criminalist. Scientific journal. 2016. № 1. P. 318-324.

14. Shcherba S. P. Legal mechanisms of international cooperation of the Prosecutor's Office of the Russian Federation // Bulletin of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. 2011. № 6 (26). P. 124-130.

15. Davidson S. The Law of Treaties. New York: Routledge, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

К. К. Клевцов — доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России, кандидат юридических наук.

Information about the author

K. K. Klevtsov — Associate Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Relations of Russia, Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 13.12.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 21.02.2022.

The article was submitted 13.12.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 21.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.