Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ОФФШОР / ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко О. А., Козырь М. А.

В статье дается акцент на основных особенностях налогового планирования в международном аспекте. Рассмотрены основные термины, проанализирована практика налогового планирования в зарубежных странах.The article gives emphasis on the basic features of tax planning in the international context. The main terms, analyzed the practice of tax planning in foreign countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ»

Вторая. Формирование единой правоприменительной практики и создание условий для защиты интересов налогоплательщиков в рамках досудебного урегулирования.

Третья. Повышение эффективности мер урегулирования налоговой задолженности и снижения рисков образования новой задолженности.

Четвертая. Совершенствование оказываемых налогоплательщикам услуг, направленных на повышение налоговой грамотности, и создание благоприятных условий для исполнения ими обязанностей по уплате налогов.

Пятая. Оптимизация процедур, связанных с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Шестая. Совершенствование мер по противодействию коррупции [4]. Налоги, как правовой институт, исторически относятся к появившимся одними из первых. Налоговые платежи являются существенной статьей расходов любой компании, начиная от предпринимателя и заканчивая международной корпорацией. Налоговое законодательство и практика применения его норм подвержены частым и довольно серьезным изменениям, а контроль со стороны налоговых органов усиливается, поэтому налогоплательщики нуждаются в помощи специалистов, способных снизить налоговые риски и уберечь от переплат.

Использованные источники:

1. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия. М.: Дашков, 2014. С. 256-257.

2. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 2012.

3. Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. М.: Дело, 2015.

4. Фатхудинов Р.А. Инвестиционный менеджмент. М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2016.

5. Онегина В. Реформа налоговой системы // Бизнес-информ. - 2014. - №11. -с. 65 - 67.

Руденко О.А., к.э.н.

доцент Козырь М.А. магистр 2 курса Кубанский государственный университет Российская Федерация, г. Краснодар МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ В статье дается акцент на основных особенностях налогового планирования в международном аспекте. Рассмотрены основные термины, проанализирована практика налогового планирования в зарубежных странах.

Ключевые слова: налоговое планирование, оффшор, двойное

налогообложение, международная компания.

The article gives emphasis on the basic features of tax planning in the international context. The main terms, analyzed the practice of tax planning in foreign countries.

Keywords: tax planning, offshore, double taxation, international company.

Согласно результатам исследования аудиторской фирмы PwC, среднемировой уровень налоговой нагрузки предприятий, рассчитываемый как отношение суммы всех налоговых платежей к прибыли составляет 40,9 % (наиболее высокий показатель в выборке 216,6, самый низкий - 7,4).

Несмотря на отмечаемую авторами исследования тенденцию к снижению показателя налоговой нагрузки, ее уровень достаточно высок, стимулируя компании к поиску различных возможностей для налоговой оптимизации. В условиях глобализации в процесс налогового планирования предприятия вовлекается множество участников из различных стран мира. Особое место в процессах глобализации мировой экономике принадлежит интернализации отношений в финансовой сфере.

По мнению ряда исследователей именно, в финансовой сфере процессы глобализации проявили себя наиболее ярко и оказали наиболее существенное влияние на развитие мировой экономики. Во многом этому способствовали меры по либерализации финансового сектора, проведенные регуляторами развитых стран мира в конце 70-х гг.

Либерализация законодательства привела к снятию ограничений на пути международного движения капиталов, проведению финансовых операций (открытие нерезидентами вкладов в иностранных банках, осуществление международных финансовых трансфертов и т.д.), к повсеместному введению режима плавающего валютного курса и т.д. Все эти изменения в существенной мере расширили возможности хозяйствующих субъектов к использованию следующих инструментов глобального налогового планирования:

- применение положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения;

- применение механизма трансфертного ценообразования внутри крупных холдинговых компаний;

- регистрация управляющих холдинговых компаний в офшорных и низкононалоговых юрисдикциях [1].

К настоящему времени международная компания располагает широким выбором, начиная от классических офшоров и заканчивая респектабельными низконалоговыми юрисдикциями. В условиях финансовой глобализации происходит размывание границ национальных налоговых системы. Деятельность транснациональных корпораций охватывает множество стран мира, поэтому ее деятельность становится объектом регулирования не только национального законодательства, но и нормативных актов тех стран, в которых размещены ее многочисленные и разнообразные активы.

В этих условиях у компаний значительно расширяются возможности для рационального размещения активов, структурирования сделок, использования налоговых льгот и освобождений, предусмотренных нормативными актами различных стран. Все это в конечном итоге позволяет корпорации оптимизировать налоговую нагрузку и как следствие повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке.

При этом необходимо отметить, что возможности глобального налогового планирования отнюдь не ограничиваются использованием офшоров. Использование компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, является лишь одним из инструментов современного налогового планирования (и во многих случаях не самым привлекательным).

В современной практике корпоративного управления важнейшим инструментом международного налогового планирования является использование возможностей международных налоговых соглашений, позволяющих компаниям стран-участников избегать (либо добиваться существенно снижения) двойного налогообложения. Проблема двойного налогообложения возникает в тех случаях, когда организация -налогоплательщик, являясь налоговым резидентом одной страны, располагает активами, расположенными на территории другого государства (страна источника дохода) получает свои доходы из источников, расположенных на территории других стран, так называемые «страны источника дохода». В этом случае у организации возникает обязательство по уплате налогов с доходов, полученных от использования данных активов в силу принципа резидентства и принципа налогообложения источника образования доходов. То есть один и тот же доход облагается налогами как страны резидентства компании, так и той страны, в которой расположены активы.

В международном налоговом праве принцип резидентства означает, что у резидентов данной страны возникает обязательство по уплате налогов с доходов получаемых не только на территории данной страны, но и на территории иностранных государств. В качестве критерия для определения резидентства хозяйствующего субъекта в международной практике может использоваться факт регистрации на территории данной страны, либо наличие с ней тесных экономических и коммерческих связей (например, резидентство основных акционеров, наличие органов управления и контроля).

В частности, в РФ при определении резидентства используется первый критерий: резидентами РФ признаются создаваемые в соответствии с российским законодательством юридические лица, имеющие свое местонахождение в России, равно как и находящиеся за пределами России их филиалы и представительствабб . В тоже время согласно принципу налогообложения у источника образования доходов (source principle) налогообложению подлежат доходы как компаний резидентов, так и нерезидентов, если эти доходы получены от использования активов

(имущества), расположенных на территории данной страны. Применение данного принципа возможно при наличии следующих оснований: - на территории данного государства расположено постоянное представительство компании, посредством которого она осуществляет свою коммерческую деятельность [3].

О наличии постоянного представительства можно судить по таким признакам как: наличие сооружения (здания), постоянно работающего персонала, получение прибыли от своей деятельности; иностранные резиденты получают доходы от долевого участия в иностранных предприятиях в форме прямых и портфельных инвестиций, доходы от кредитования зарубежных партнёров, иные формы доходов в виде дивидендов, процентов, роялти и др.

Помимо описанной выше ситуации проблема двойного налогообложения возникает в ситуации, когда обе страны признают компанию-налогоплательщика в качестве своего резидента (такая ситуация может возникнуть в силу применения этими странами разных критериев определения статуса резидента).

Таким образом, две страны одновременно могут претендовать на налогообложение доходов компании. Аналогичная ситуация возникает, когда две страны считают, что именно на их территории расположены активы предприятия, являющиеся источником доходов предприятия, подлежащих налогообложению.

Также отмечается, что причиной двойного налогообложения могут стать различия в нормах налогового законодательствах двух стран, наличия в них разночтений и несоответствий. Очевидно, что возникновение двойного налогообложения приводит к существенным потерям для международного бизнеса и является ограничителем в развитии торговли и привлечении странами иностранных инвестиций. Поэтому во многих странах действуют соответствующие международные соглашения, позволяющие компаниям избежать двойного налогообложения, которые, как правило, дополняются нормами национального налогового законодательства.

В национальном налоговом законодательстве проблема двойного налогообложения решается путем предоставления компаниям - налоговым резидентам налоговых освобождений (tax exemptions), налоговых вычетов (tax deductions) на налоги, уже уплаченные в зарубежных юрисдикциях и налоговых зачётов (кредитов) (tax credits). Рассмотрим каждый из этих методов более подробно.

В основе метода налоговых освобождений лежит принцип исключения в стране резидентства хозяйствующего субъекта из его налоговой базы определённых видов доходов, получаемых в зарубежной стране. Таким образом, права, связанные с налогообложением данных доходов, оказываются у той страны, на территории которой расположен источник образования соответствующих доходов. Если из налоговой базы налогоплательщика резидента полностью исключаются доходы, полученные

им за рубежом, то в этом случае удается полностью избежать двойного налогообложения.

В числе преимуществ метода налоговых освобождений необходимо отметить простоту его применения и отсутствие значительных издержек администрирования как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налоговых органов. Передавая права по налогообложению соответствующих доходов налоговые органы в юрисдикцию иностранного государства национальные налоговые органы снимают с себя необходимость осуществления контроля за формированием этих доходов. Теперь это относится к компетенции налоговых органов иностранного государства. В свою очередь налогоплательщик должен будет предоставлять отчетность только в налоговые органы иностранного государства.

При этом данный метод характеризуется определенными недостатками. Для государства недостаток в том, что оно лишает себя части налоговых поступлений и соответственно снижает доходы бюджетной системы. Для налогоплательщика недостаток этого метода в том, что он требует более жестких требований по ведению бухгалтерской и налоговой отчётности, поскольку для применения налоговых освобождений необходимо вести учет по различным статьям. Также дополнительные издержки для налогоплательщика возникают в ситуации, когда обе страны применяют используют различные подходы к признанию убытков от деятельности текущего периода. Такие различия могут затруднить перенос данных убытков на прибыль прошлого периода или ожидаемую в будущих периодах, что ведет к росту налогового бремени. Наконец может быть поставлено под сомнение само действие принципа «равного распределения налогового бремени», поскольку налоговые освобождения стимулируют налогоплательщиков переносить свою деятельность в юрисдикции, характеризующиеся низким уровнем налогообложения.

В РФ вопросы двойного налогообложения регулируются пунктом 3 ст. 311 НК РФ. Согласно данной статье в РФ применяется метод налоговых зачётов (кредитов), т.е. сумма налогов, уплаченные в иностранном государстве, учитывается при определении размера налога на прибыль, подлежащего уплате в РФ, но не свыше суммы российского налога.

Действие данного метода не распространяется на дивиденды, в отношении которых при определённых условиях могут быть применены налоговые освобождения. В ситуации, когда ставка налога в стране источника дохода ниже ставки налога в РФ, у компании возникает обязательство по уплате налога в РФ в пределах соответствующе разницы. В случае, когда ставка налога за рубежом выше ставки налога в РФ, обязательства по уплате налога в РФ не возникает, однако эффективная ставка на доходы российской компании в этом случае окажется выше.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что практика зачетов налогов, уплаченных российскими компаниями, позволяет снизить налоговую нагрузку в том случае, если ставки зарубежных налогов

оказываются ниже ставок налогов в РФ. В противном случае налоговые издержки компаний увеличиваются на величину иностранного налога, не принимаемого к зачету налоговыми органами РФ. Решение этой проблемы достигается в рамках налогового планирования либо за счет снижения размера иностранных налогов, либо путем увеличения величины доходов, полученных от источников в иностранном государстве, что позволяет увеличить предельный размер налогового кредита (иностранный доход* ставка российского налога).

Описанные выше методы устранения двойного налогообложения могут быть предусмотрены помимо национального законодательства в международных соглашениях. В этом случае действует принцип не ухудшения положения налогоплательщика, т.е. при наличии двух норм, закрепленных в национальном законодательстве и в международном соглашении, используется та из них, которая обеспечивает налогоплательщику максимальную выгоду.

Заключение соглашений об избежании двойного налогообложения (международные налоговые соглашения - МНС) является широко распространенной практикой. Данные соглашения играют исключительно важную роль в международном налоговом планировании. МНС позволяют добиться значительного снижения налоговой нагрузки компаний, ведущих международную экономическую деятельность, что способствует развитию международной торговли, активизации инвестиционных процессов и т.д.

Несмотря на распространенное мнение, подписание международных налоговых соглашений обеспечивает большую выгоду странам, а не налогоплательщикам. Это связано с тем, что национальные налоговые органы получают доступ к информации о зарубежном источнике формирования доходов отечественных компаний. Тем самым ограничиваются возможности уклонения от уплаты налогов со стороны этих компаний. Подписанию международных налоговых соглашений, как правило, предшествует ратификация странами модельных налоговых конвенций (МНК), которые носят рекомендательный характер.

Положительная роль МНК состоит в том, что они содержат в себя унифицированные категории и термины, используемые в международном налогообложении, что значительно облегчает в дальнейшем процесс разработки налогового соглашения между странами. В 1963 г. Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) опубликовала Модельную налоговую конвенцию ОЭСР по вопросам избежания двойного налогообложения доходов и капитала.

В современной литературе по вопросам налогового планирования используются различные термины: классические офшоры, респектабельные офшоры, низконалоговые юрисдикции, квазиофшорные юрисдикции. Каким образом соотносятся данные понятия? Для ответа на этот вопрос необходимо показать различие между термином «офшор» и «низконалоговая юрисдикция». В буквальном смысле термин «офшор» означает «вне берега»,

т.е. изначально данный термин использовался для обозначения компаний, деятельность которых осуществляется преимущественно за рубежом. В дальнейшем данный термин стал использоваться для обозначения стран, законодательство которых предусматривало льготный режим налогообложения в отношении зарегистрированных в ней компаний, но осуществляющих свою деятельность за рубежом. Как правило, в этих странах предусмотрено полное освобождение от уплаты налогов, от компаний требуется только уплатить специальный регистрационный взнос (в некоторых случаях может существовать требование о найме местного персонала). Примерами данных юрисдикций могут служить: Багамские острова, Гернси и Джерси, Британские Виргинские острова (БВО), Каймановы 90 острова, Остров Мэн, и др. Практически во всех юрисдикциях данного типа применяется британская система права, что представляет дополнительное преимущество для инвесторов. Исключением являются Нидерландские Антильские острова, в основе законодательства которых лежит голландская модель.

К настоящему времени ряд классических офшоров под давлением международных финансовых регуляторов отказался от некоторых требований в отношении регистрируемых компаний. В частности, БВО в 2005 году было отменено требование для регистрируемых компаний об обязательном ведении своей коммерческой деятельности за рубежом с одновременной отменой корпоративных налогов. То есть в результате отмены этого требования местные компании оказались в равных правах с компаниями международного бизнеса.

Таким образом, мы можем сформулировать следующие критерии отнесения юрисдикций к классическим офшорам:

1) регистрируемые на территории данной юрисдикции компании, должны осуществлять свою коммерческую деятельность в других странах, т.е. источники формирования их доходов расположены за рубежом;

2) регистрируемые компании пользуются широким набором налоговых и административных льгот (упрощенный порядок регистрации, отсутствие требований по предоставлению бухгалтерской и финансовой отчетности);

3) высокий уровень конфиденциальности информации о деятельности зарегистрированных компаний и их реальных владельцах (закрытый реестр акционеров). Для обозначения классических офшоров в специальной литературе могут использоваться различные термины.

Существует ряд терминов, широко применяемых для обозначения классических офшоров, к ним можно отнести: офшорную зону, офшорную юрисдикцию, офшорный финансовый центр (ОФЦ), понятие налоговой гавани и ряд других терминов. В настоящее время общепризнанными являются определения классического офшора, сформулированные экспертами ОЭСР, МВФ и Международной организацией по борьбе с легализацией преступных доходов - ФАТФ (РАТР). В соответствии с подходом ОЭСР к налоговым гаваням следует относить юрисдикции, в

которых ставка подоходного налога равна нулю, либо близка к нулевому значению, также налоговые льготы применяются и в отношении иных видов дохода. При этом основным признаком классического офшора является не применение нулевых налоговых ставок, а нежелание сотрудничать с налоговыми органами других стран по вопросам обмена информации непрозрачность применяемого налогового режима и т.д [4].

В зависимости от того, в какой степени в офшорной юрисдикции приняты международные стандарты в сфере налогообложения, финансового и бухгалтерского учета выделяют следующие их виды: юрисдикции, которые в значительной мере следуют международным налоговым стандартам; юрисдикции, находящиеся в стадии внедрения международных налоговых стандартов, но не использующие их в полной мере; юрисдикции, в которых не действуют международные налоговые стандарты и отсутствуют обязательства по их внедрению в будущем.

Следует отметить, что в настоящее время подавляющее число стран находится в первой группе. В соответствии с отчетом Глобального форума ОЭСР от 18 мая 2012 г. к третьей группе не относится ни одна из стран мира; ко второй группе стран, образующих так называемый «чёрный список» ОЭСР, относятся только Науру и Ниуэ. До недавнего времени к этой группе стран относилась и Гватемала, однако подписание в октябре 2012 года Многосторонней конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам позволило ей перейти в состав первой группы.

В документах МВФ используется термин офшорный финансовый центр (ОФЦ), которой можно сопоставить понятию классической офшорной юрисдикции.

В соответствии с подходом МВФ к ОФЦ следует относить юрисдикции, характеризующиеся следующими признаками:

- наличие на ее территории относительно большого числа финансовых организаций, осуществляющих обслуживание коммерческих операций компаний - нерезидентов;

- значительное превышение объема внешних активов и обязательств финансовой системы над внутренними;

- действие льготного налогового и административного режима: применение нулевой, либо незначительной ставки по ряду налогов, отсутствие требований к предоставлению финансовой и бухгалтерской отчетности, деятельность на условиях банковской секретности и анонимности. Международной группой по борьбе с отмыванием преступных доходов (ФАТФ) применяется иной подход к определению понятия офшорной юрисдикции, исходя из специфики целей данной организации.

Некоторыми исследователями и практиками в области международного налогового планирования используется понятие неклассических офшоров или квазиофшоров. К таким юрисдикциям, как правило, относятся ведущие страны мира с нормальным уровнем налоговой нагрузки бизнеса, устанавливающие льготный налоговый режим на

отдельных территориях (территории приоритетного развития, свободные экономические зоны и др.) с целью привлечения зарубежных инвестиций и развития приоритетных отраслей производства [2].

Также к квазиофшорным можно отнести юрисдикции, которые предоставляют льготный режим налогообложения в отношении определенных категорий доходов (дивиденды и доход от прироста капитала), что делает их удобными для размещения холдинговых компаний, контролирующих активы в других странах. В ряде стран законодательством предусмотрены льготные условия получения процентов по займам, что делает их привлекательными при организации финансирования международной холдинговой группы. Наконец в законодательстве некоторых стран акцент сделан на льготном налогообложении роялти -доходов от создания использования объектов интеллектуальной собственности. Таким образом, существует большое число юрисдикций, имеющих в целом нормальный уровень налогообложения, но при этом предоставляющие специфические налоговые льготы, делающие их привлекательными для организации на их территории определенных видов деятельности.

В качестве примера могут быть рассмотрены налоговые льготы, применяемые в Швейцарии: законодательством страны предусмотрена возможность снизить налог на доходы (до 70-90 %), получаемые домицилированными и смешанными компаниями, деятельность которых осуществляется преимущественно за рубежом. Также освобождению от уплаты налога подлежат дивиденды, получаемые от контролируемых зарубежных компаний.

Таким образом, наличие данных льгот делает популярной практику использования швейцарских компаний для проведения международных торговых операций и передачи им прав на объекты интеллектуальной собственности.

На освобождение от уплаты налогов (или получение существенной льготы) на уровне кантонов и муниципалитетов могут рассчитывать три категории компаний:

- зарегистрированные в Швейцарии и удовлетворяющие требованиям законодательства этой страны холдинговые компании;

- сервисные компании, предоставляющие услуги в сфере управленческого и финансового консалтинга, маркетинга, PR-сопровождения и др.

- компании-принципалы, входящие в структуру транснациональной группы и осуществляющие функции по организации торгово-закупочных операций, проведению научно-исследовательских работ, осуществлению сбыта, проведению маркетинговых исследований, организации логистических маршрутов, привлечению финансирования и др.;

- данная категория компаний может рассчитывать на снижение ставки по налогу на прибыль (до 5 - 10%), либо получить налоговые каникулы на

срок до 10 лет.

В практике международного налогового планирования широкое распространение получил режим SOPARFI - «общество финансового участия», действующий на территории Люксембурга. В соответствии с этим режимом холдинговая компания, контролирующая активы дочерних компаний за рубежом, получает право на освобождение части доходов, полученных от этих компаний от уплаты корпоративного налога. В качестве таких доходов могут выступать дивиденды, прибыль от продажи акций, а также доход, полученный в результате ликвидации контролируемой дочерней компании.

К условиям применения льготного режима налогообложения дивидендов относится следующее:

- материнская компания должна являться резидентом страны, подписавшей с Люксембургом соглашение об избежании двойного налогообложения;

- материнская компания должна владеть долей в капитале компании -плательщика дивидендов в размере не менее 10%;

- непрерывная продолжительность владения такой долей составляет не менее одного года;

- материнская компания не должна быть зарегистрирована в офшоре, т.е. в отношении нее должен применять налог на прибыль по ставке не ниже 10,5 %.

С 1 января 2007 г. в Бельгии применяется режим освобождения от уплаты налога на дивиденды, полученные от контролируемой дочерней компанией за рубежом, что повысило привлекательность страны для учреждения холдинговых компаний, владеющих активами в странах ЕС. При этом в Бельгии дивиденды освобождаются от уплаты налога лишь в размере 95% от их общей суммы (оставшиеся 5% дивидендов облагаются по ставке 33,99%).

Благоприятные условия для деятельности холдинговых компаний предлагают и другие страны, в частности Нидерланды. В соответствии с законодательством этой страны, регистрируемая на ее территории компания - общество с ограниченной ответственностью с минимальным размером капитала в 1 евро, может приобрести следующие налоговые льготы: снижение ставки налога на прибыль с 25% до 20% (при условии, что прибыль компании не превышает 25 000 евро). В том случае, если доход, получаемый данной компанией, формируется исключительно за счет холдинговой деятельности, то может применяться нулевая ставка налога на прибыль.

В этом случае компания должна соответствовать следующим требованиям:

- владение долей в иностранной компании в размере не менее 5% в течение 1 года;

- в отношении контролируемой дочерней компании не применяется

пониженная ставка налога на прибыль (ставка налога должна быть не менее 10%), т.е. иными словами дочерняя компания не должна быть зарегистрирована в классическом офшоре.

Политика налогового стимулирования по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности, проводимая отдельными странами, привела к созданию специальных налоговых режимов - Intellectual Property (IP) Regimes или IP Box. Данный режим предоставляют компаниям налоговые льготы на доходы, полученные ими от использования объектов интеллектуальной собственности.

В качестве примера можно привести налоговый режим, применяемый в Люксембурге. В соответствии со специальным режимом налогообложения, принятым в Люксембурге, 80 % прибыли, полученной от использования прав на объекты интеллектуальной собственности (в том числе в результате их продажи) подлежит освобождению от уплаты налога на прибыль.

Таким образом, при стандартной ставке налога на прибыль 28,8% эффективная ставка налога составит примерно 5,76%. Действие льготного режима налогообложения распространяется как на приобретённые, так и самостоятельно созданные объекты интеллектуальной собственности после 31 декабря 2007 г. Специальный налоговый режим в отношении объектов интеллектуальной собственности предусмотрен и в законодательстве Швейцарии [6].

В отношении доходов, полученных от использования интеллектуальной собственности, эффективная ставка составляет примерно 8,8%. Причем объекты интеллектуальной собственности могут быть приобретенными у третьих лиц, в том числе и аффилированных, на момент, когда соответствующие поправки еще не вступили в силу. Аналогичный налоговый режим предусмотрен в законодательстве Ирландии, где стандартная ставка налога доходов, полученных от использования интеллектуальной собственности, составляет 12,5%, однако из налогооблагаемой базы могут быть вычтены расходы на приобретение соответствующего объекта интеллектуальной собственности (до 80% от величины налогооблагаемого дохода), в результате эффективная ставка налога может уменьшиться до 2,5%.

Российские компании, используя те или иные инструменты налогового планирования, традиционно ориентируются на Кипр. В соответствии с поправками, внесенными в кипрское налоговое законодательство от 1 января 2012 г. 80% чистого дохода, полученного от использования объектов интеллектуальной собственности, исключается из налогооблагаемой базы. В результате при стандартной ставке 12% эффективная ставка налога окажется значительно меньше. Данный режим распространяется как на приобретённые, так и самостоятельно созданные объекты интеллектуальной собственности без ограничений на приобретение у аффилированных компаний.

На территории России также существуют территории с особым

административным и налоговым режимом - особые экономические зоны или свободные экономические зоны, которые широко используются в международном налоговом планировании. В отличие от офшоров территории особого развития или СЭЗ служат принципиально иным целям -их создание направлено на развитие приоритетных секторов экономики (как правило промышленность, сфера наукоемких технологий, туризм и оказание транспортно-логистических услуг) и является инструментом промышленной и инновационной политики государства.

В отдельных случаях территории особого развития создаются в депрессивных районах, столкнувшихся с последствиями экономического кризиса с целью структурной перестройки их экономики и вывода на траекторию устойчивого развития. Опыт создания подобных территорий имеется у США и Великобритании, столкнувшейся с проблемой высокой безработицы в регионах угледобывающей промышленности в конце 70-х гг. Налоговые и иные виды льгот распространяются только на компании -резидентов зон, на всей остальной территории страны действует обычный налоговый режим, поэтому иногда такие территории обозначают термином «внутренний офшор».

В России история создания подобных зон берет свое начало в начале 90-х гг., когда были созданы зона экономического благоприятствования «Ингушетия» и СЭЗ в Калмыкии. Однако создание этих зон не достигло желаемого результата, для российских компаний эти территории стали удобным и легальным инструментом для избежания налогообложения без осуществления реальных инвестиций и затрат, направленных на развитие их инфраструктуры, промышленности и т.д.

Новый этап в развитии свободных экономических зон в России связан с принятием федерального закона «Об особых экономических зонах РФ» в 2005 году. Первоначально данным законом предусматривалось создание на 102 территории РФ трех типов зон: промышленно-производственных, технико- внедренческих и туристско-рекреационных. Впоследствии в законе был закреплен четвертый тип зон - портовые.

К настоящему времени в России действуют 17 особых экономических, из которых 6относятся к промышленно-производственному типу, 5 технико-внедренческого типа, 4 туристско-рекреационной направленности и 2 портово-логистических зоны.

Создание данных зон направлено на создание условий для развития импортозамещающих производств (промышленно-производственные зоны), высокотехнологичных кластеров экономики (технико-внедренческие), внутреннего туризма (туристско-рекреационные) и транспортно-логистических хабов, опосредующих международные транспортные перевозки грузов (портовые).

В целях привлечения инвестиций, в т.ч. зарубежных компаниям -резидентам зон предлагается внушительный пакет налоговых и финансовых льгот, в состав которых входит льготы по уплате налога на прибыль, отмена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

земельного и транспортного налогов и др.

Полный набор льгот, доступных для резидентов можно рассмотреть на примере особой экономической зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) «Липецк», функционирующей с 2005 года и являющейся наряду с ОЭЗ ППТ «Алабуга» одним из наиболее успешных проектов подобного типа [5].

Таким образом, в статье был рассмотрен один из важнейших инструментов современного налогового планирования - низконалоговая юрисдикция. Было показано, что понятие офшор и низконалоговая юрисдикция не следует отождествлять между собой. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что классическая офшорная юрисдикция предлагает возможность практически полного освобождения зарегистрированных в ней компаний от уплаты каких-либо налогов.

При этом сектор финансовых услуг в таких странах составляет, как правило, основу экономики, обеспечивая значительную часть платежей в бюджет (Британские Виргинские острова, Багамские острова, Белиз, Панама и др.).

Термином низконалоговые юрисдикции обозначаются страны с обычным налоговым режимом, законодательство которых предусматривает льготное налогообложение определенных видов деятельности. При этом данные страны активно сотрудничают с такими организациями как ФАТФ и строго следуют международным стандартам в области налогообложения, финансово и бухгалтерской отчетности (примерами таких стран являются Швейцария, Нидерланды, Ирландия и др.).

Следует отметить, в современных условиях использование офшорных юрисдикций с целью оптимизации налоговой нагрузки становится все менее распространенной практикой. Такое явление имеет ряд причин: во-первых, международное сообщество в настоящее время занимает активную позицию 107 в борьбе с офшорами как инструментами ухода от уплаты налогов и легализации преступных доходов, во-вторых для самих компаний использование офшорных схем негативно сказывается на их репутации и в конечном счете наносит ущерб, превышающий выгоды от налоговой оптимизации.

В условиях финансового кризиса многие страны столкнулись с проблемами бюджетного дефицита и необходимости обслуживания значительно возросшего государственного долга. В этих условия борьба с офшорами и уклонением от уплаты налогов приобрела дополнительный импульс.

В условиях возрастающего давления в большинстве стран - офшорных юрисдикций в той или иной степени были приняты международные стандарты финансовой отчетности и раскрытия информации, что значительно повысило прозрачность проходящих через них финансовых потоков.

В рамках проведения политики противодействия офшорам общим

трендом стало внедрение института контролируемых иностранных компаний, а также формирование «чёрных» списков офшорных юрисдикций, в отношении которых применяются правила налогообложения, позволяющие нивелировать выгоду от предоставляемых ими налоговых льгот. Аналогичный подход в настоящее время реализуется и в РФ.

Использованные источники:

1. Савсерис C.B. Налоговые последствия признания налогоплательщика недобросовестным // Налоговед, 2015, № 10. - С. 56-61.

2. Селезнева, Н. Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Н. Селезнева. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 346 с.

3. Семенихин, В. В. Оптимизация и выбор системы налогообложения: практическое руководство / В. В. Семенихин, Ю. В. Емельянова. — М.:Эксмо, 2016. — 219 с.

4. Сенге, П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации / П.Сенге. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. - 384 с.

5. Середа, К. Н. Бухгалтерия «по-еврейски», или оптимизация налогообложения / к. Н. Середа. — Ростов н/ Д: Феникс, 2015. — 305 с.

6. Соловьев В.А. Письменные разъяснения в России и за рубежом // "Налоговед", N 10, октябрь 2007 г. - С. 34 82.Суворова Е.В., Казанский Д.М. Горизонтальный мониторинг: новый подход к налоговому администрированию // "Законы России: опыт, анализ, практика", N 3, март 2014 г. - С.12

УДК 338

Сабадаш А.И. студент 4 курса кафедра управленческого учета и анализа

Овчинникова И.В. научный руководитель, старший преподаватель кафедра управленческого учета и анализа Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПОНЯТИЕ И АНАЛИЗ Аннотация: В статье рассматриваются вопросы исследования экономической преступности в России на современном этапе. Затронута проблема влияния организованной преступности на исследуемое явление и их взаимосвязь. Также в статье приводятся и анализируются статистические данные состояния экономической преступности, в том числе в разрезе сфер деятельности. На основе статистического материала, были сделаны выводы, о том, что экономическая, организованная преступность активно проникла во все сферы деятельности, что стало

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.