Научная статья на тему 'Офшорные зоны как инструмент налоговой оптимизации'

Офшорные зоны как инструмент налоговой оптимизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1858
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФШОР / ОПТИМИЗАЦИЯ / МИНИМИЗАЦИЯ / СХЕМА / НАЛОГОВЫЙ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петросян А. Р.

В условиях кризисных явлений в экономике возрастает потребность компаний в применении различных схем налоговой оптимизации, в том числе с использованием офшорных юрисдикций. В работе на примере возможной офшорной налоговой схемы анализируются последствия налоговой оптимизации для налогоплательщиков и бюджетной системы РФ. Предложены меры по совершенствованию механизма выявления и предотвращения использования офшорных налоговых схем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Офшорные зоны как инструмент налоговой оптимизации»

УДК 336.227.3

ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

А. Р. ПЕТРОСЯН,

преподаватель, аспирант кафедры налогов и налогообложения E-mail: avetis. [email protected] Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов РФ

В условиях кризисных явлений в экономике возрастает потребность компаний в применении различных схем налоговой оптимизации, в том числе с использованием офшорных юрисдикций. В работе на примере возможной офшорной налоговой схемы анализируются последствия налоговой оптимизации для налогоплательщиков и бюджетной системы РФ. Предложены меры по совершенствованию механизма выявления и предотвращения использования офшорных налоговых схем.

Ключевые слова: офшор, оптимизация, минимизация, схема, налоговый, контроль.

Ведение предпринимательской деятельности в условиях конкурентной борьбы заставляет хозяйствующих субъектов снижать расходы до максимально возможных пределов. В такой ситуации предприниматели отводят особое внимание налоговому планированию, одной из конечных целей которого является оптимизация (минимизация) налоговых платежей.

Понятие «налоговое планирование» законодательно не установлено. Однако в научной литературе содержится множество определений этого термина. Например, по мнению В. Г. Панскова, налоговое планирование на микроуровне представляет собой организацию деятельности экономического субъекта, направленную на минимизацию (или оптимизацию) налогообложения строго в соответствии с действующим законодательством. Е. С. Вылкова и М. В. Романовский определяют налоговое планирование на уровне хозяйствующего

субъекта как неотъемлемую часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющую собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

На взгляд А. В. Ройбу, налоговое планирование в организации - это процесс систематической подготовки и принятия управленческих решений, прямо влияющий на конечный финансовый результат (прибыль).

Анализируя приводимые различными авторами определения налогового планирования, можно сделать вывод о том, что их мнения совпадают в части формулировки главной цели налогового планирования, а именно: влияние на конечный финансовый результат посредством уменьшения объема налоговых платежей.

Несмотря на отсутствие в законодательстве определения рассматриваемого понятия, хозяйствующие субъекты вправе на законных основаниях уменьшать размеры налоговых платежей в бюджетную систему РФ. Указанное право вытекает из положения ст. 45 ч. 2 Конституции РФ, в соответствии с которым каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Правомерность такого подхода подтверждена Конституционным Судом РФ в постановлении от

27.05.2003 № 9-П. Согласно абз. 3 п. 3 данного постановления «недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида платежа».

Таким образом, одним из способов снижения совокупного объема уплачиваемых в бюджетную систему налогов являются легальные, иными словами, законные методы налоговой оптимизации, разрабатываемые и применяемые налогоплательщиками в рамках процесса налогового планирования.

Законные методы снижения налоговой нагрузки представляют собой процесс построения структуры предпринимательской деятельности и оформления хозяйственных операций с учетом тех положений российского налогового законодательства, налоговых законов иностранных государств и норм международного налогового права, которые предоставляют налогоплательщикам различные налоговые льготы и преференции. Говоря другими словами, хозяйствующие субъекты выстраивают ведение бизнеса таким образом, чтобы использовать предусмотренные законами возможности уменьшения налоговых платежей.

Использование в процессе налогового планирования особенностей налоговых систем зарубежных стран и положений международного налогового права позволяет выделить в составе института налогового планирования такую ее составную часть, как международное налоговое планирование. Так, А. В. Ройбу определяет международное налоговое планирование как финансово-хозяйственную, управленческую деятельность по минимизации налогов путем умелого использования налогового законодательства различных стран.

В построении легальных схем налоговой минимизации могут использоваться как отдельные положения и нормы законодательства (элементы схемы), предоставляющие возможность минимизации платежей, так и их совокупность. Одним из таких элементов являются офшорные юрисдикции, включение которых в процесс организации и ведения предпринимательской деятельности позволяет существенно сэкономить на налоговых платежах.

Термин «офшор» берет свое начало от английского слова «off-shore» и буквально переводится на русский язык как «вне берега». В российском законодательстве определение понятия «офшор» закреплено в Налоговом кодексе РФ (далее - НК РФ). Так, согласно п. 3 ст. 284 офшорные зоны - это государства и территории, которые предоставляют льготный режим налогообложения и/или не предусматривают раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.

С точки зрения налогового планирования хозяйствующих субъектов прежде всего интересна такая специфическая черта офшоров, как льготный режим налогообложения, т. е. применение в отношении объекта налогообложения более низких налоговых ставок, чем те, которые предусмотрены в неофшорных зонах, либо освобождение от уплаты того или иного налога.

Офшорная компания - это юридическое лицо с особым уровнем налогообложения (нулевым или очень низким), которое не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а его владельцы являются нерезидентами данной страны.

Учитывая сущность офшорных зон и офшорных компаний, истинным представляется следующее утверждение: организациям, стремящимся минимизировать свои налоговые платежи, необходимо интегрировать офшорную компанию в существующую организационную структуру бизнеса. При этом необходимо сделать так, чтобы офшорная компания стала центром прибыли, т. е. обеспечить стекание доходов от деятельности компаний, расположенных в различных географических точках, в данную офшорную структуру. Такой механизм позволит облагать доходы налогоплательщика в низконалоговой (безналоговой) офшорной зоне и приведет к существенной экономии налоговых платежей.

Именно такой логикой руководствуются многие крупные отечественные компании, которые разрабатывают и внедряют различные схемы организации бизнес-процессов с использованием офшорных зон для уменьшения величины налоговой нагрузки.

На сегодня существует большое количество различных налогосберегающих моделей (схем) с использованием офшорных юрисдикций. Выбор и применение той или иной схемы зависят от нескольких факторов, главным из которых является вид операции, налоговые последствия от осуществления которой необходимо минимизировать. Такими операциями, например, могут быть выплата

дивидендов, процентов или роялти, продажа акций дочерних компаний холдинга, экспортно-импортные и другие операции.

Прежде чем рассмотреть конкретную схему налоговой минимизации с использованием офшорной компании, необходимо остановиться на таком инструменте международного налогового планирования, как соглашения (договоры, конвенции) об избежании двойного налогообложения.

Причина возникновения таких соглашений заключается в том, что доходы и иные объекты налогообложения, получаемые резидентом одного государства от источников в другом государстве, как правило, подлежат налогообложению в соответствии с национальным законодательством как по месту нахождения хозяйствующего субъекта, так и в государстве-источнике объекта налогообложения. Такой порядок налогообложения приводит к различным негативным последствиям, в частности к снижению объема инвестиций или отказу от них применительно к экономикам других государств.

Названная проблема разрешается заключением двусторонних или многосторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, устанавливающих нормы, разграничивающие права каждой из договаривающихся сторон по налогообложению хозяйствующих субъектов одного государства, имеющих объект налогообложения в другом.

Международные договоры в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют приоритетное значение по сравнению с национальным законодательством. Применительно к налоговым правоотношениям аналогичная иерархия источников права закреплена также в ст. 7 НК РФ.

Таким образом, с точки зрения величины конечного финансового результата соглашения об избежании двойного налогообложения имеют для налогоплательщиков первостепенное значение. В связи с этим для построения и применения эффективных офшорных налогосберегающих схем необходимо учитывать наличие таких документов.

Однако при этом необходимо отметить, что сам по себе факт заключения соглашений об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами вовсе не означает, что все нерезидентные компании, зарегистрированные в этих государствах, имеют право использовать льготы и преференции, предусмотренные указанными соглашениями.

Рассмотрим возможную схему налоговой оптимизации применительно к налогу на доходы/ прибыль с использованием офшорной компании в сочетании с таким инструментом налогового планирования, как соглашение об избежании двойного налогообложения, и оценим экономические выгоды от применения такой схемы.

В качестве примера возьмем ситуацию: физическое лицо открывает на территории РФ завод по производству определенной продукции с целью ее дальнейшей реализации на российском рынке. Предполагается, что ежегодно распределяемая в виде дивидендов прибыль будет составлять 10 000. Здесь и далее показатели приведены в условных единицах.

Рассмотрим два варианта организации бизнес-процессов:

1) без применения налоговой оптимизации;

2) с применением схемы оптимизации с использованием иностранных компаний, в том числе офшорных. При этом необходимо отметить, что возможны различные варианты построения такой схемы и приведенная ниже не является единственно возможной моделью.

Вариант № 1. В данном случае физическое лицо учреждает в РФ юридическое лицо. В качестве организационно-правовой формы можно избрать общество с ограниченной ответственностью. Прибыль, полученная организацией, будет выплачиваться физическому лицу-учредителю в виде дивидендов. При этом, чтобы применить наименьшую из возможных налоговых ставок, допустим, что физическое лицо является налоговым резидентом РФ.

При выплате дивидендов учредителю организация как налоговый агент обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджетную систему налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В силу п. 4 ст. 224 НК РФ в этом случае будет применяться ставка 9 %. Следовательно, при получении дивидендов у учредителя возникает обязанность по уплате НДФЛ (посредством налогового агента) в сумме 900 ед. (10 000 х 9 %).

Вариант № 2. При применении второго варианта, создается несколько юридических лиц как в РФ, так и в иностранных юрисдикциях с целью оптимизации (минимизации) налоговых платежей. Главная идея - создание безналоговой офшорной компании, в которую по определенной цепочке, обеспечивающей минимальные налоговые потери при совершаемых операциях по выплате дивидендов, будут стекаться денежные средства из РФ.

Такую налогосберегающую конструкцию схематично можно изобразить следующим образом (см. рисунок).

Суть приведенной налогосберегающей модели заключается в создании международной холдинговой структуры. Для этого:

- физическое лицо регистрирует компанию в офшорной (безналоговой) зоне;

- офшорная компания учреждает резидентную компанию в Республике Кипр;

- кипрская компания учреждает компанию в Королевстве Нидерландов;

- нидерландская компания учреждает российскую организацию, которая будет заниматься производством и реализацией товаров на территории РФ.

Изложенная цепочка владения активами позволяет переводить конечную прибыль из российского юридического лица в офшорную компанию посредством выплаты дивидендов с минимальными налоговыми потерями.

Рассмотрим налоговые последствия для всех звеньев приведенной модели налоговой оптимизации, исходя из условного показателя размера распределяемой (в виде дивидендов) прибыли, использованного при описании первого варианта организации бизнес-процессов (без применения каких-либо схем налоговой оптимизации).

1. Российская компания. Величина дохода, выплачиваемая нидерландской компании-учредителю в виде дивидендов, составляет 10 000 ед.

При получении дивидендов от российской компании в силу подп. «а» п. 2 ст. 10 Соглашения об избежании двойного налогообложения от 16.12.1996, заключенного Правительствами РФ и Королевства Нидерландов, налогообложение будет производиться в РФ по ставке 5 % (российская компания выступит в качестве налогового агента).

Следовательно, при выплате российской дочерней структурой в пользу голландской компании дивидендов в размере 10 000 ед. налог на прибыль составит 500 ед. (10 000 х 5 %). С учетом этого голландская компания фактически получит дивиденды в размере 9 500 ед. (10 000 - 500).

2. Нидерландская компания. Получив доход в виде дивидендов, голландская компания выплатит дивиденды в размере 9 500 своему учредителю -кипрской компании. При этом указанная операция не будет облагаться налогом в Нидерландах при одновременном соблюдении двух условий:

- получающая дивиденды организация является предприятием, к которому может применяться Директива ЕС о материнских и дочерних компаниях;

- получающая дивиденды страна зарегистрирована в таком государстве, где согласно законодательству установлено освобождение от налогообложения как получаемых, так и выплачиваемых дивидендов.

В отношении кипрской компании выполняются оба названных условия, следовательно, выплата дивидендов голландской компанией не будет облагаться налогом в Нидерландах.

Таким образом, кипрская компания фактически получит дивиденды в размере 9 500 ед.

3. Кипрская компания. Полученные резидентной кипрской компанией дивиденды от голландской компа-

нии в размере 9 500 ед. согласно кипрскому налоговому законодательству полностью освобождены от налогообложения.

Далее данная организация выплатит дивиденды в полном размере офшорной компании-учредителю. Согласно кипрскому законодательству выплата дивидендов в пользу нерезидентных компаний также не подлежит налогообложению. Следовательно, офшорная компания фактически получит денежные средства в сумме 9 500 ед.

4 . Офшорная компания. В результате описанных операций офшорная компания получит доход в виде дивидендов в размере 9 500 ед. Однако она не будет уплачивать никаких налогов ни при получении указанного дохода, ни при его распределении в виде дивидендов.

В качестве офшорной может выступать любая компания, зарегистрированная в безналоговой юрисдикции. В качестве примера такой юрисдикции можно назвать Британские Виргинские острова.

Сложив величину налоговых обязательств каждого из звеньев приведенной схемы бизнес-процессов, можно определить, что общий размер налоговых платежей в случае варианта № 2 составит 500 ед.

Сопоставляя величины налоговых обязательств в обоих вариантах структурирования бизнеса, можно сделать вывод, что в случае использования схемы налоговой оптимизации предпринимателю удастся уменьшить размер налоговых платежей по налогу на доходы/прибыль на 400 условных единиц (900 -500), или примерно на 44,45 %.

Безусловно, при создании и поддержании в функциональном состоянии нескольких юридических лиц, в том числе в иностранных юрисдикциях, предприниматель будет нести расходы. Однако экономический эффект от применения налоговой схемы настолько высок, что такие затраты при больших оборотах будут несущественными.

Использование офшорных налоговых схем очень выгодно для налогоплательщиков. При этом с точки зрения государства можно выделить следующие основные негативные последствия применения таких схем:

1) снижается уровень налоговых поступлений в бюджетную систему РФ;

2) хозяйствующие субъекты существенно снижают свои издержки в части налоговых обязательств и получают необоснованное конкурентное преимущество;

3) это ведет к постепенной монополизации рынка, что в свою очередь подрывает стабильность, прозрачность и эффективность функционирования конкурентной среды;

4) дестабилизируется состояние инвестиционного климата, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности государства и ведет к снижению притока зарубежных инвестиций в российскую экономику.

Точной статистики масштабов использования функционирующими в РФ компаниями офшорных налоговых схем и налоговых потерь отечественного бюджета от их применения не существует (по крайней мере в открытом доступе). Однако

Таблица 1

Масштабы применения офшорных налоговых схем

Прямые инвестиции в РФ, Прямые инвестиции из РФ,

Государство млн долл. США* млн долл. США**

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. МП кв. 2010 г.

Всего инвестиций 47 853 64 927 30 059 41194 45 211 53 704 43 305 33 179

Из них:

Кипр 10 564 19 554 4 270 11 999 14 630 8 879 15 423 11 723

Нидерланды 10 035 10 304 -3 533 3 125 12 501 4 685 3 377 4 517

Германия 7 626 3 330 2 916 3 131 674 1 860 1 488 1 362

Ирландия -200 52 564 2 982 227 294 -279 882

Люксембург -2 064 1 405 6 203 2 911 497 2 722 1 213 916

Франция 414 603 696 2 633 257 217 386 212

Британские Виргинские острова 3 246 7 341 1 753 2 253 1 425 3 822 2 308 2 248

* В 2007-2009 гг. данные включают только инвестиции в сектор небанковских корпораций, с I квартала 2010 г. также включены данные по инвестициям в банковский сектор. Использованы знаки международной инвестиционной позиции: «+» - рост, «-» -снижение.

** Данные по прямым инвестициям банковского сектора не включаются. Использованы знаки международной инвестиционной позиции: «+» - рост, «-» - снижение. Такое применение знака отличается от его использования в платежном балансе.

оценить значительность масштабов применения хозяйствующими субъектами налоговых гаваней можно, проанализировав структуру основных прямых инвестиций в РФ за 2007-2010 гг. и основных прямых вкладов российских корпораций за границу за 2007-2010 гг. (табл. 1).

Из анализа данных табл. 1 видно, что Республика Кипр и Королевство Нидерландов прочно удерживают первые две позиции в рейтинге государств -экспортеров и импортеров прямых инвестиций в отношениях с Российской Федерацией. Кроме того, в числе ведущих находятся офшорные юрисдикции Люксембург и Британские Виргинские острова.

Принимая во внимание изложенное, на взгляд автора, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что широкое представительство указанных государств в качестве одной из сторон инвестиционных процессов обусловлено существующими в этих странах благоприятными режимами налогообложения. Иными словами, данные табл. 1 свидетельствуют об использовании многими хозяйствующими субъектами различных офшорных налогосберегающих схем.

О достаточной распространенности применения российскими предпринимателями схем по оптимизации налогообложения с использованием офшорных юрисдикций можно также судить по крупнейшим отечественным холдинговым структурам.

Например, в объединенную компанию РУСАЛ, являющуюся одной из основных структур крупной российской финансово-промышленной группы «Базовый Элемент», входят, в частности, ОАО «Русский алюминий», ОАО «СУАЛ-Холдинг», ОАО

«Уральская фольга», ОАО «РУСАЛ - Торговый дом», ОАО «Боксит Тимана». Рассмотрим список аффилированных лиц данных компаний на 31 марта 2011 г. и долю их участия в уставном капитале названных акционерных обществ (табл. 2).

Другим примером может служить один из крупнейших отечественных финансово-промышленных консорциумов - «Альфа-Групп». Согласно годовому отчету за 2009 г. бенефициарные акционеры Михаил Фридман, Герман Хан и Алексей Кузьмичев владеют российскими активами консорциума через следующие офшорные структуры:

- ABH Holdings S.A.(Люксембург);

- Alfa Finance Holdings S.A.(Люксембург);

- CTF Holdings Ltd. (Гибралтар);

- Altimo Holdings and Investments Ltd. (Британские Виргинские острова);

- X5 Retail Group N. У.(Нидерланды).

Основываясь на изложенном и учитывая высокий экономический эффект от приведенной модели налоговой оптимизации, можно сделать вывод о значительных потерях российского бюджета от применения фискально обязанными лицами различных офшорных схем налоговой оптимизации.

О существенности негативных последствий для бюджетной системы РФ при использовании хозяйствующими субъектами международных нало-госберегающих схем также свидетельствуют заявления Президента РФ, содержащиеся в Бюджетных посланиях: от 23.06.2008 г. - на 2009-2011 гг. и от 25.05.2009 г. - на 2010-2012 гг. соответственно.

Так, в первом из перечисленных документов глава государства отметил: «Целесообразно внедрить

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аффилированные лица и доля их участия в уставном капитале компании РУСАЛ

Организация Аффилированное лицо Местонахождение аффилированного лица Доля участия аффилированного лица в уставном капитале акционерного общества, %

ОАО «Русский алюминий» United Company Rusal Aluminium Limited Темистокли Дерви, 5, Еленион Билдинг, этаж 2, Р. С. 1066, Никосия, Кипр 100

ОАО «СУАЛ-Холдинг» Alu Process Holding Limited Темистокли Дерви, 5, Еленион Билдинг, этаж 2, 1066, Никосия, Кипр 100

ОАО «Уральская фольга» United Company Rusal Silicon Limited Нестонос, 5, 6035, Ларнака, Кипр 100

ОАО «РУСАЛ -Торговый дом» United Company Rusal Aluminium Limited Темистокли Дерви, 5, Еленион Билдинг, этаж 2, Р. С. 1066, Никосия, Кипр 100

ОАО «Боксит Тимана» SUAL Komi B. V. Место нахождения: ул. Хааксбергвег 31, помещ. 4, 1101ВР, Амстердам, Нидерланды 79,99

механизмы по противодействию использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение».

Можно заключить, что в условиях экономического спада и дефицитного характера бюджета, а также заявленного курса на модернизацию российской экономики одним из приоритетных направлений налоговой политики должна стать борьба со схемами налоговой оптимизации с использованием таких инструментов налогового планирования, как офшорные юрисдикции и соглашения об избежании двойного налогообложения.

В связи с этим необходимо разработать и внедрить определенные организационно-экономические механизмы, направленные на воспрепятствование возможности применения льготных условий налогообложения, предусмотренных международными соглашениями РФ, а также офшорных юрисдикций в тех случаях, когда конечными бенефициарами заключаемых сделок являются российские резиденты и (или) аффилированные (взаимозависимые) с ними лица.

Для достижения указанной цели необходимо принять следующий комплекс мер, состоящий из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга направлений реформирования.

Изменение существующей законодательной базы, регулирующей сферу налогообложения. В рамках данного направления необходимо осуществить следующие меры.

1. Пересмотреть международные соглашения РФ об избежании двойного налогообложения и договориться с иностранными партнерами о внесении изменений, суть которых сводится к запрету применения данных соглашений в случаях, когда главным мотивом их использования является не ведение полноценной предпринимательской деятельности, а получение компанией-резидентом одной из договаривающихся стран налоговой выгоды в виде:

а) льгот, предусмотренных соглашением об избежании двойного налогообложения;

б) более низкой налоговой нагрузки благодаря благоприятному налоговому законодательству другой договаривающейся страны и/или иных (третьих) стран.

Это положение в каждом конкретном случае необходимо применять по договоренности ком-

петентных органов (например налоговых служб) участников соглашений об избежании двойного налогообложения. Для этого компетентный орган страны, являющейся инициатором запрета, должен направить компетентному органу другой страны документы, подтверждающие, что основной целью данной компании является получение налоговой выгоды.

2. Сформулировать в НК РФ определение необоснованной налоговой выгоды, получаемой в результате применения международных схем налоговой оптимизации с использованием офшорных юрисдикций, а также закрепить норму, вводящую прямой запрет на использование любых налоговых схем, направленных на получение такой выгоды.

Совершенствование института налогового контроля посредством следующих мер.

1. Установить в НК РФ новый вид налоговых проверок для выявления и пресечения налоговых схем с использованием иностранных безналоговых и/или низконалоговых юрисдикций.

Необходимость введения нового вида проверок обусловлена тем, что посредством выездных налоговых проверок невозможно эффективно бороться с указанными схемами по следующим причинам:

а) существующие сроки проведения выездных проверок, в том числе с учетом возможности их продления, сопряженные с недостаточностью трудовых ресурсов, не позволяют проверить всю цепочку взаимоотношений между организациями;

б) чтобы проверить все аффилированные и взаимозависимые компании и воссоздать полную картину финансово-хозяйственных взаимоотношений между ними, необходимо одновременно проводить проверки во всех указанных организациях, сводить получаемую из всех субъектов информацию для дальнейшего анализа и принятия решений. Однако в рамках существующей процедуры проведения выездных налоговых проверок достичь этого не представляется возможным.

Итак, суть предлагаемой новой формы налогового контроля можно раскрыть посредством перечисления ее основополагающих идей:

а) налоговая проверка проводится с целью выявления и пресечения использования международной налогосберегающей схемы, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды. В связи с этим проверяющие имеют право требовать от налогоплательщиков представления только тех

документов, которые могут иметь непосредственное отношение к схеме налоговой оптимизации;

б) проверка проводится одновременно во всех организациях (аффилированных и взаимозависимых), образующих группу компаний (холдинговую структуру, финансово-промышленную группу и т. п.). Такой подход является основой предлагаемого вида налоговых проверок, поскольку позволяет глубоко проанализировать взаимоотношения между всеми компаниями группы, в том числе проследить финансовые потоки на предмет получения необоснованной налоговой выгоды посредством применения налоговых схем с использованием международных офшорных юрисдикций;

в) нарушения в сфере налогообложения, выявленные в рамках таких проверок и не имеющие отношения к международным налоговым схемам, не могут быть включены в акты проверок, а налогоплательщики не могут быть привлечены к налоговой ответственности за их совершение;

г) для проведения проверок в налоговых органах должны быть созданы соответствующие отделы. При этом к лицам, претендующим на замещение должностей в таких отделах, помимо прочих должны предъявляться следующие требования: наличие знаний в сфере международного налогообложения и налоговых систем зарубежных стран, а также свободное владение английским языком.

Для быстрого и эффективного проведения проверок необходимо усовершенствовать механизм обмена информацией с зарубежными фискальными (налоговыми) службами.

2. Законодательно установить процедуру добровольного согласования с подразделениями Федеральной налоговой службы (например, с Управлением ФНС России по субъекту Федерации) организационной структуры холдинговой компании, включающей как российские, так и иностранные юридические лица, на предмет наличия рисков признания такой структуры схемой, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды.

Суть данной процедуры должна заключаться в том, что налогоплательщики будут иметь право в добровольном порядке обратиться в соответствующую структуру ФНС России с просьбой дать официальное заключение по поводу законности (правильности) или незаконности (неправильности) используемой либо вновь создаваемой холдинговой структуры с точки зрения полноты исполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой

РФ. При этом возможно предоставление двух видов заключений: положительного и отрицательного.

Положительное заключение будет свидетельствовать о том, что описанная налогоплательщиком структура организации бизнес-процессов с точки зрения налогообложения безопасна, т. е. не направлена на получение необоснованной налоговой выгоды. Такое заключение при возникновении в будущем разногласий с налоговыми органами (например при проверках) может выступить в качестве доказательства правомерности действий налогоплательщика.

Отрицательное заключение будет сигнализировать о несовершенстве предложенной налогоплательщиком холдинговой конструкции с точки зрения требований налогового законодательства. При этом данное заключение не должно иметь императивного характера для хозяйствующего субъекта. Иными словами, отрицательное заключение не может обязать налогоплательщика не применять на практике «отвергнутую» налоговым органом схему работы.

Такой механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством, с одной стороны, будет предоставлять добросовестным налогоплательщикам гарантии налоговой безопасности, а с другой стороны, будет служить превентивной мерой по предотвращению создания недобросовестными плательщиками схем ухода от налогообложения.

Создание экономических предпосылок для добровольного отказа хозяйствующих субъектов от разработки и внедрения различных схем налоговой оптимизации с использованием зарубежных низконалоговых и безналоговых юрисдикций. В рамках данного направления необходимо реализовать следующие меры:

1. установить новый вид налогового правонарушения за получение необоснованной налоговой выгоды вследствие применения международной схемы налоговой оптимизации (минимизации), предусматривающий взыскание штрафа в размере 50-60 % от суммы полученной налоговой выгоды;

2. ввести льготу для налогоплательщиков, добровольно согласовавших с налоговыми органами финансово-хозяйственные взаимоотношения внутри холдинговой структуры (группы аффилированных и взаимозависимых компаний), включающей российские и иностранные юридические лица, в случае, если проверка такой холдинговой структуры в рамках предлагаемого нового вида налоговых про-

верок покажет, что у налогоплательщика не имеется никаких нарушений. В качестве льгот могут быть использованы различные поощрительные меры. Например, снижение ставки по налогу на прибыль организаций на 0,5-2 % сроком на три года.

Список литературы

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2009-2010 годах от 23.06.2008. URL: http://archive.kremlin. ru/appears/2008/06/23/2127_type63373_202940. shtml).

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25.05.2009. URL: http://archive.kremlin. ru/appears/2009/05/25/1400_type63373_216772. shtml.

3. Годовой отчет консорциума «Альфа-Групп» за 2009 г. URL: http://www.alfagroup.ru/content/ art_pict_url/20094.pdf.

4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.

5. Налоговое планирование / Е. Вылкова, М. Романовский. СПб: Питер, 2004.

6. Налоговое планирование. Схемы минимизации налогов в современном российском правовом поле: практическое руководство / А. В. Ройбу. М.: ЭКСМО, 2006.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

8. Налоговый кодекс Ро ссийской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

9. Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998.

10. Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996.

11. Официальный сайт объединенной компании «РУСАЛ» URL: http://www.rusal.ru/open_info14. aspx.

12 . Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. 7-е изд., доп. и перераб. М.: МЦФЭР, 2006.

13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2003 № 9-П.

14. Прямые инвестиции в РФ в 2007-2010 гг. Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs.

15. Прямые инвестиции из РФ за границу в 2007-2010 гг. Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/ ?Prtid=svs.

16 . Соболев М.Ю. Выводим бизнес за границу: как выбрать юрисдикцию // Налоговые споры. 2010. № 11.

onews

10 ноября 2011 г. в гостинице Radisson SAS Slavyanskaya (г. Москва) CNews при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ проводит

третий ежегодный форум

«CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра»

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Основные вопросы форума:

- тенденции развития ИКТ-отрасли в России и мире;

- векторы дальнейшего развития информатизации бизнеса и органов государственной власти в России;

- тренды, которые будут определять эволюцию корпоративных ИТ-систем в ближайшие годы.

Отраслевые секции: госсектор, банки, информационная безопасность, розница, облачные технологии.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035 либо e-mail: [email protected]

Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей www.forum. cnews. ru

7х"

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.