УДК 341.231.14:343.8
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ НЕКРАСОВ,
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, Самарский юридический институт ФСИН России, г. Самара, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНЫЙ И ГУМАННЫЙ ПОДХОД К ОСУЖДЕННЫМ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Для цитирования
Некрасов, А. П. Международные акты, обеспечивающие безопасный и гуманный подход к осужденным в пенитенциарных учреждениях / А. П. Некрасов // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - Т. 13(1-4), № 1. - С. 62-66.
Аннотация. Анализируются международные акты, гарантирующие права и свободы осужденных и их безопасность в местах изоляции на территории Российской Федерации; международные акты и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации в части гуманизации обращения с заключенными в пенитенциарной сфере и различных средств поощрительного воздействия, направленного на стимулирование их исправления; рассматриваются правила применения норм международного права к осужденным в США, Норвегии, Франции, Финляндии, и проводится их сравнительно-правовой анализ.
Ключевые слова: международные акты, исправление осужденных, воздействие нормы международного права, сравнительно-правовой анализ, зарубежный опыт.
Согласно действующей Конституции Российской Федерации Российское государство гарантирует права и свободы человека и гражданина, а также обеспечивает их безопасность в обществе. Это касается не только свободных граждан, но и осужденных, находящихся в местах лишения свободы. Действующий Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) соответствует не только Конституции РФ, но и нормам международного права, которые учитывают гуманный подход к заключенным. На этой основе УИК РФ продолжает совершенствоваться и развиваться, а следовательно, соответствовать целям и задачам по исполнению наказаний в пенитенциарной сфере. Существуют ряд международных конвенций и правил, направленных на гуманизацию осужденных и защиту их прав и свобод:
1) Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
© Некрасов А. П., 2018
2) Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенная в г. Риме 4 ноября 1950 г.;
3) Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, заключенная в г. Страсбурге 26 ноября 1987 г.;
4) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, принятая резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г.;
5) Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятые резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.;
6) Основные принципы обращения с заключенными, принятые резолюцией 45/111 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.;
7) Европейские пенитенциарные правила, принятые Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 1987 г.;
8) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на I Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 г., и одобренные Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (-XII) от 13 мая 1977 г.
Все вышеупомянутые международные акты, разработанные и принятые международным сообществом по стандартам обращения с осужденными, направлены на гуманизацию исполнения уголовного наказания и минимизацию его негативных последствий, а также на создание такого уголовно-исполнительного законодательства, которое предусматривало бы осуществление исправительной деятельности посредством создания максимально приближенных к условиям жизни на свободе условий отбывания наказания в местах лишения свободы. Об этом свидетельствуют следующие положения международного законодательства в сфере уголовно-исполнительного права.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14 ноября 2010 г. № 1772-р, выработана на основе Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (далее - Стандарты). В ней предусмотрена необходимость раздельного содержания осужденных в целях исключения отрицательного влияния их друг на друга, а именно не рекомендуется помещать двух заключенных в одну и ту же камеру, если один из них уже отбывал наказание в местах лишения свободы, то есть необходима так называемая сепарация осужденных.
Основная цель уголовного наказания - исправление осужденных отражена в ст. 9 УИК РФ, а также в п. 65 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (далее - Правила), согласно которым у осужденных необходимо формировать чувство уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Немаловажным средством исправления для осужденных определяется религиозное убеждение как покаяние перед богом, которое благотворно воздействует на формирование личности и нравственного законопослушного человека. Это является действенным средством для исправления осужденных и профилактикой недопущения с их стороны преступлений. На наш взгляд, к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества, судам необходимо прибегать исключительно в край-
них случаях, учитывая личность виновного, степень и характер общественной опасности причиненного вреда и другие обстоятельства. Выбранный судом режим должен соответствовать тяжести совершенного преступления и как кара государства обязан воздействовать на личность осужденного.
Анализ международного законодательства в области пенитенциарного права показывает, что оно направлено на минимизацию негативных последствий по отбыванию наказания в виде лишения свободы, где лишение свободы само по себе уже является наказанием и причиняет страдания осужденному, поэтому условия лишения свободы не должны усугублять положение осужденного, за исключением случаев, когда это оправдано необходимостью поддержания дисциплины.
В п. 65 Правил говорится о том, чтобы осужденный не почувствовал принципиальной разницы между условиями заключения и жизни на свободе. Для достижения такой цели необходимо индивидуализировать исправительное воздействие (пр. 66).
Поскольку необходимым условием достижения исправительной цели наказания является не только деятельность определенных внешних структур, но и желание самого осужденного исправиться, Правила рекомендуют исправительным учреждениям проводить такую деятельность, которая вызывала бы у осужденного интерес к собственному исправлению (пр. 69.1, 69.2).
В качестве позитивных элементов исправительного воздействия Правила рассматривают общественное воздействие (пр. 70.1), труд (пр. 71.1), обучение полезным специальностям (пр. 71.5, 77), которые, в свою очередь, являются одними из средств исправления осужденных в соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством.
Необходимо отметить, что указанные положения Правил и Стандартов носят рекомендательный, а не обязательный характер. Об этом свидетельствует и содержание указанных международных актов, которые рекомендуют правительствам государств, согласовавших эти нормы и принципы обращения с осужденными, исходить в своем законодательстве и практике из принципов, содержащихся в таких актах, добиваясь их последовательного исполнения.
Кроме того, рекомендации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными, в том числе вышеуказанные Правила, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 16 декабря 2010 г. № 1700-0-0, имеют рекомендательный характер и подлежат реализации лишь при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (ч. 4 ст. 3 УИК РФ).
В настоящее время во многих развитых странах мира (США, Германия, Франция) вышеуказанные положения международного законодательства в области обращения с осужденными реализуются по-разному. Например, наблюдается тенденция к совершенствованию системы исполнения уголовных наказаний посредством введения мер, альтернативных лишению свободы. В большей степени развиты такие меры наказания, как условное осуждение с испытательным сроком, общественно полезные и принудительные работы, штрафы, залоги. Если и назначается наказание в виде лишения свободы, то в исправительных учреждениях создаются такие условия отбывания наказания, которые максимально приближены к условиям жизни на свободе. Так, во Франции (г. Тулуза) функционирует тюрьма, построенная по проекту архитектора Ги Атрана, заключающемуся в разделении тюрьмы на «кварталы», каждый из которых населяет определенная категория осужденных в зависимости от тяжести совершенного ими преступления. В таких «кварталах» функционируют библиотеки,
спортивные залы, учебные заведения, предприятия, в которых осужденный может работать [1]. Такое устройство тюрем способствует более спокойному поведению осужденных, которые могут удовлетворить большую часть своих потребностей посредством занятия определенным видом деятельности.
Социальные условия отбывания наказания в местах заключения созданы в Норвегии, уголовно-исполнительная политика которой направлена на максимальное исключение карательных элементов наказания. Наказание в виде лишения свободы в Норвегии назначается лишь за совершение особо тяжких преступлений. Кроме того, в норвежском законодательстве не предусмотрено такого вида уголовного наказания, как пожизненное лишение свободы.
Интересен опыт Финляндии, где чаще применяются такие наказания, как штраф и условное осуждение. Несколько лет назад там была создана Ассоциация по делам испытания и последующего ухода при Министерстве юстиции по исполнению альтернативных лишению свободы наказаний. Ассоциация утверждает в Министерстве юстиции список предприятий и учреждений, где будут работать осужденные. За их дисциплиной следит администрация предприятия или учреждения и представители Ассоциации. В случае нарушений общественная служба может быть заменена лишением свободы. Заключенным предоставляется выбор: труд либо учеба в рабочее время, причем тюрьмы не имеют своих учебных заведений и учителей, поэтому тесно сотрудничают с внешними учебными заведениями. Стимулом обучения является денежное вознаграждение - пособие, которое получают ученики за хорошую учебу [2, с. 215].
В России мысль о создании таких исправительных учреждений, которые совмещали бы элементы как карательного, так и нравственного, общественного воздействия на личность преступника, возникла еще в XIX в., а именно с появлением исправительных домов в соответствии с Законом от 11 декабря 1879 г. Обязательными элементами содержания осужденных в таких учреждениях являлись труд и нравственное воздействие на преступника. Для данных учреждений были характерны предварительное одиночное заключение, гарантирующее индивидуализацию наказания и исключающее вредное влияние осужденных к лишению свободы друг на друга, привлечение осужденных к труду, осуществление школьного обучения и нравственного воспитания. Однако в связи с отсутствием достаточного финансирования деятельности исправительных домов идеи об их создании не получили широкомасштабного воплощения в жизнь.
Мысль о создании исправительных учреждений с условиями отбывания наказания, максимально приближенными к условиям обыденной жизни, в России поддерживал С. В. Познышев, который писал: «В будущем, вероятно, каждый тип преступников найдет себе место в особой «социальной клинике» с соответствующими его особенностям методами социального лечения» [3, с. 165].
Идея создания исправительных учреждений с условиями отбывания наказания, максимально приближенными к условиям обыденной жизни, нашла свое отражение в распоряжении Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года».
По нашему мнению, в современной России руководителям пенитенциарных учреждений необходимо шире применять нормы международного права и их принципы в контексте уголовно-исполнительного законодательства РФ для достижения целей исправления и перевоспитания осужденных в изоляции и через воздействие
нормативно-правовых актов и международных функций снижать рецидив преступлений в обществе.
Библиографический список
1. Жаворонков А. Тюрьмы XXI века. Во Франции идет дискуссия - какой должна быть тюрьма XXI века. URL : http://index.org.ru/nb/2000/frpri.html (дата обращения: 05.09.2015).
2. Подзывалов О. А. Мировой опыт организации труда осужденных к лишению свободы // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 60-летию принятия Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и 30-летию принятия Минимальных стандартных правил, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних) : сб. тез. выступлений и докладов участников (Рязань, 25-26 нояб. 2015 г.) : в 8 т. Рязань, 2015. Т. 7. С. 215-218.
3. Познышев С. В. Основы пенитенциарной науки. М., 1923. 843 с.