УДК 347.785
АНДРЮХИНА Э.П., БЫСТРОВА О.А.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ И ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ КОНЦЕРТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: правовое регулирование, культурные ценности, интеллектуальная собственность, концертная деятельность, рынок услуг
В статье рассмотрены правовые условия поддержки и развития сферы культуры, в целом, и концертной деятельности - в частности. Показано, что они определяются соответствующими международными документами и отечественным законодательством. Авторы доказывают назревшую необходимость модернизации отечественного законодательства, регулирующего сферу шоу-бизнеса, концертной деятельности.
ANDRYUKHINA, E.P,, BYSTROVA, O.A. INTERNATIONAL INSTRUMENTS AND DOMESTIC LAW IN CONCERT PERFORMANCE
Keywords: legal regulation, cultural values, intellectual property, concert activity, services market
The article deals with the legal conditions for support and development of culture, as a whole, and live performances - in particular. It is shown that they are determined by the relevant international instruments and domestic law. The authors demonstrate the urgent need to modernize national legislation regulating showbiz live performances.
Правовые условия поддержки и развития сферы культуры и, как ее определенной части, концертной деятельности определяются соответствующими международными документами и отечественным законодательством.
К международным документам по вопросам культуры относятся: - соответствующие позиции Устава ООН и ЮНЕСКО, Все - общей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28). Основополагающие права человека в сфере культуры закреплены в ст.15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966г. Названная статья определяет, что участвующие в этом Пакте государства признают право каждого человека на участие в культурной жизни. Часть 3 ст.15, кроме того, определяет, что участвующие в этом Пакте государства обязуются уважать свободу, безусловно, необходимую для научных исследований и творческой деятельности;
- конвенции ЮНЕСКО: Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14.11.1970 г.); Конвенция по охране всемирного культурного и природного наследия (16.11.1972 г.) и др.;
- декларации ЮНЕСКО: Декларация международного культурного сотрудничества (01.11.1968г.); Декларация руководящих принципов по использованию вещания через спутники для свободного распространения информации, развития образования и расширения культурных обменов (15.11.1972 г.);
- рекомендации ЮНЕСКО: Рекомендации о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, и ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (19.11.1964г.); Рекомендации об охране в национальном плане культурного и природного наследия (16.11.1972 г.), Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (26.11.1976 г.); Рекомендации о международном обмене культурным и ценностями (26.11.1976 г.); Рекомендации об охране движимых культурных ценностей (28.11.1976 г.); Рекомендации о положении творческих работников (27.10.1980 г.);
- всемирная конвенция об авторском праве (06.09.1952 г.);
- конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограммы (29.10.1971 г.).
В этих документах культура понимается как определяющее условие реализации созидательного потенциала личности и общества, форма утверждения самобытности народа и основа духовного здоровья нации, гуманистический ориентир и критерий развития человека и цивилизации. Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права ст.44 Конституции РФ устанавливает: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом».
Конституционные права человека и гражданина в сфере культуры и в концертной деятельности непосредственно конкретизированы в Федеральном законодательстве Российской Федерации и подзаконных нормативно-правовых актах, важнейшими из которых являются:
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992г. №3612-1;
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Ст. 17 названного закона
содержит полномочия Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры и образования, в соответствии с которой Правительство РФ «обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации. Полномочия Правительства РФ в области культуры направлены на развитие культурных программ и поддержку государственной культурной политики. Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Культура России (20062010)». Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2016 годы)» находится в стадии разработки и согласования в установленном порядке.
- Гражданский Кодекс РФ, часть четвертая от 18 декабря 2006 г.;
- Кодекс об административных правонарушениях. Статья 7.12 устанавливает ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав.
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 8 декабря 1995 г.;
- Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992 №2300-1 в ч. 2 ст. 10 устанавливает, что информация об ...услугах в обязательном порядке должна содержать. указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
- Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных». Статья 55 данного закона регламентирует случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В п. 23 ч.1 этой статьи установлено, что заказчик предлагает заключить контракт, либо иной гражданско-правовой договор только одному исполнителю. В таком случае договор заключается с учреждением, осуществляющим концертную деятельность, в том числе концертным коллективом (таневальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), осуществляется размещение заказа на создание произведений искусства, у конкретного физического лица или конкретных физических лиц - артиста-исполнителя, балетмейстера, дирижера, композитора, концертмейстера, либреттиста, оператора звукозаписи, поэта, хормейстера. Чаще всего такие договоры заключаются в связи с празднование какого-либо государственного праздника, когда для организации концерта приглашается единственный организатор, который и осуществляет подбор артистов, разработку и реализацию
сценария и т.д.
- Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. №2124-1.
- Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ;
Как пример подзаконных нормативно-правовых актов в области регулирования концертной деятельности можно выделить:
- Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. №1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав». В связи с изданием данного указа было упразднено Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС). При этом было одобрено создание авторами, имеющими договоры с Российским агентством интеллектуальной собственности (РАИС) об управлении их имущественными правами, Российского авторского общества (РАО) с целью реализации и защиты авторских прав.
- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. №720 «О мерах государственной поддержки ведущих профессиональных коллективов симфонического и академического хорового искусства». Этим постановлением были Учреждены с 1 января 2007г. 8 грантов Правительства Российской Федерации для поддержки творческих проектов ведущих профессиональных коллективов симфонического и академического хорового искусства.
Получателями грантов были определены на 2007-2009 годы: Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (г.Москва); Национальный филармонический оркестр России (г. Москва); Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана; Академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии; Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича; Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева Фонда поддержки национальной культуры Михаила Плетнева (г. Москва); Государственная академическая симфоническая капелла России (г.Москва); Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга Общий размер средств на выплату грантов составил 445,7 млн. рублей в год;
- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. №992 «Об утверждении положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами».
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в котором провозглашено, что ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего
экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами: переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества; по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей.
Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры. Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию концертной деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.
- Письмо Роспотребнадзора от 21 июня 2005г. №0100/4690- 05-32 «О проверке соблюдения права на своевременное получение информации об использовании фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений» было принято в связи с введением абзаца 12 пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно которому «указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений относится к числу обязательной информации для потребителей». В тех случаях, когда будет установлено, что исполнителями музыкальных произведений в ходе выступлений использовалась фонограмма, о применении которой слушатели - потребители соответствующих развлекательных услуг не были уведомлены своевременно надлежащим образом, к организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся по отношению к потребителям обязанной стороной по данному вопросу, следует применять меры административной ответственности, предусмотренные частью 1 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях.
Необходимо отметить, что в данный момент отсутствует единый акт, регулирующий отношения в области концертной деятельности. Однако в 2008 году в Государственную Думу депутатами Государственной думы А.Ю. Вульфом и И.Д. Кобзоном был внесен законопроект «Об осуществлении гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса».
Статья 1 данного законопроекта определяла его цели и сферу действия: «Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для осуществления гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса, осуществляемой юридическими лицами,
местом нахождения которых является Российская Федерация, а также иностранными юридическими лицами, на территории Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами организаций, осуществляющих этот вид деятельности. Целями настоящего Федерального закона являются создание благоприятных условий для развития гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу бизнеса.» [1]. Кроме того, в законопроекте были даны некоторые понятия, относящиеся к концертной деятельности:
Музыкальный шоу-бизнес - предпринимательская деятельность юридических лиц (далее - организации), включающая в себя гастрольно-концертную деятельность профессиональных эстрадных артистов и музыкальных коллективов, деятельность по продюссированию профессиональных эстрадных артистов и музыкальных коллективов, а также деятельность по производству и (или) распространению музыкальной аудио- и видеопродукции.
Гастрольно-концертная деятельность в области музыкального шоу-бизнеса - любая деятельность, связанная с проведением на концертной площадке концертно-зрелищных мероприятий.
Концертно-зрелищное мероприятие (далее - мероприятие) -эстрадные представления, концерты с участием профессиональных эстрадных актеров, певцов, артистов, музыкальных групп и коллективов (далее в настоящем Законе - артистов и музыкальных коллективов), представляющих музыкальные произведения с текстом или без текста, с возможным сочетанием декламационных, хореографических, танцевальных и других номеров на концертной площадке.
Концертная площадка - специально оборудованное место, предназначенное для проведения концертно-зрелищных мероприятий либо позволяющее организовывать концертно-зрелищные мероприятия.
Было указано, что «произведения, используемые в концертно-зрелищных мероприятиях, могут полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав».
Новым в данном законопроекте можно назвать положение об аккредитации организаций, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность в области музыкального шоу-бизнеса. Право по осуществлению гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса имеют организации, прошедшие государственную аккредитацию на проведение гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса. Государственная аккредитация производится Министерством культуры Российской Федерации по заключению Экспертного Совета, общественного органа при Министерстве культуры Российской Федерации, образованного из видных
деятелей музыкального шоу-бизнеса, культуры и искусства по предложениям ассоциаций и союзов организаций, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность в области музыкального шоу-бизнеса. Срок государственной аккредитации составляет 5 лет. Организации выдается свидетельство о государственной аккредитации.
Лицо, имеющее намерение провести концертно-зрелищное мероприятие на территории Российской Федерации, должен обратиться к одной из организаций, имеющих государственную аккредитацию по осуществлению гастрольно-концертной деятельности с предложением организовать проведение данного мероприятия.
Данный законопроект также регламентирует вопросы защиты прав потребителей при проведении мероприятий музыкального шоу-бизнеса. В рекламных материалах, информирующих население о проведении мероприятия, организация, имеющая государственную аккредитацию по осуществлению гастрольно-концертной деятельности, в обязательном порядке указывает свое наименование и имена артистов и (или) музыкальных коллективов, задействованных в проведении данного мероприятия.
В случае использования фонограмм в любых рекламных материалах, информирующих население о проведении мероприятия, организация, имеющая государственную аккредитацию по осуществлению гастрольно-концертной деятельности, обязана указать, что произведения, используемые артистами и (или) музыкальными коллективами, исполняются с использованием голосовой и (или) инструментальной фонограммы.
Согласно данному проекту органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны оказывать организациям, имеющим государственную аккредитацию по осуществлению гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса, поддержку в различных формах, в том числе:
- принятие законов и иных нормативных правовых актов в области музыкального шоу-бизнеса;
- размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;
- предоставление дотаций, субсидий и льготных кредитов;
- предоставление грантов.
Аккредитационный орган в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль соблюдения законодательства.
Данный государственный орган:
- предупреждает и пресекает факты нарушения законодательства Российской Федерации о гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса;
- направляет организациям, прошедшим в установленном порядке государственную аккредитацию по осуществлению гастрольно-
концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса, предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации в области музыкального шоу-бизнеса;
- направляет материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации при осуществлении гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса в соответствующие государственные органы для принятия мер к нарушителям;
- решает вопросы о приостановлении и прекращении действия свидетельств о государственной аккредитации организаций, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность в области музыкального шоу-бизнеса.
В понятие неправомерных действий при проведении концертно-зрелищных мероприятий организациями, осуществляющими гастрольно-концертную деятельность в области музыкального шоу-бизнеса, включаются: призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжиганию национальной, классовой, социальной, религиозной, сексуальной и иной нетерпимости или розни, к пропаганде войны, терроризма и экстремизма. Не допускаются к проведению концертно-зрелищные мероприятия, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости, производство и употребление наркотиков и психотропных веществ.
К данному законопроекту была приложена пояснительная записка, которую хотелось бы дополнительно разобрать. Здесь указаны цели разработки данного проекта Федерального закона:
1. Создание благоприятных условий для развития гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса в Российской Федерации.
2. Защита населения от некачественных и вредных по своему содержанию концертно-зрелищных мероприятий, содержащих призывы к экстремизму, насилию, применению наркотиков и пр.
Так как в самом проекте указано, что разрешение на проведение концерта будет выдаваться специальными органами, то существует возможность необъективной оценки членами Совета творчества какой-либо музыкальной группы. Как пример, можно привести Декрет администрации Белгорода, согласно которому, были запрещены выступления рок-музыкантов, как духовно развращающие молодежь. Такая ситуация возможна и в данном случае, только уже в масштабах целой страны.
3. Создание условий, необходимых для устранения возможности проведения различного рода махинаций и мошенничества при проведении концертно-зрелищных мероприятий в области музыкального шоу-бизнеса.
Это очень важный пункт, но в самом проекте это положение никак
не прописано.
4. Упорядочение деятельности физических и юридических лиц, участвующих в гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса.
Если следовать логике законопроекта, то ФЛ вообще исключаются из субъектов концертной деятельности.
5. Установление ответственности организаций, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность в области музыкального шоу-бизнеса, при проведении концертно-зрелищных мероприятий. Такая ответственность и так установлена в законодательстве, дублировать данную норму не имеет смысла.
6. Увеличение налоговых поступлений, рост доходов федерального бюджета и бюджетов иных уровней за счет упорядочения гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса. - Данное положение также в проекте никак не урегулировано.
7. Создание условий для борьбы с незаконным оборотом контрафактной («пиратской») аудиовизуальной продукции. - Также никаких условий не прописано.
В данной пояснительной записке также прописано такое положение: «Большую обеспокоенность вызывает то, что в случаях проявления агрессивности со сцены, создающей реальную угрозу жизни и здоровью зрителей, пришедших на концерт (в основном молодого поколения), ответственность за возможные негативные последствия возложить не на кого. То есть при наступлении неблагоприятных правовых последствий (нанесение физических и психических увечий гражданам, имущественного вреда концертным площадкам и пр.) лица, задействованные в проведении данных мероприятий, стараются возложить ответственность за причиненный вред друг на друга, т.е. органы правопорядка указывают на музыкальный коллектив, музыкальный коллектив на организаторов концерта, на администрацию города, на продюсерскую группу и т.п. Принятие Закона, устанавливающего пределы ответственности каждого участника подобных правоотношений, существенно изменило бы существующую ситуацию». Что здесь имеется ввиду под реальной угрозой жизни людей в законопроекте и в записке никак не установлено. Кроме того, часто на концертах используются пиротехнические средства, которые вполне могут угрожать жизни людей, но тогда за возникновение такой угрозы наступит уголовная ответственность.
Данный законопроект был отклонен еще на уровне комитета государственной думы по культуре. В решении о проекте данного законопроекта комитет по культуре указал, что в законопроекте имеется ряд существенных недостатков. В нем, по сути своей, идет речь о государственном регулировании гастрольно-концертной деятельности, что никак не отражено в его названии.
Нуждается в существенной доработке понятийный аппарат,
отсутствует четкость в определении понятий.
Деятельность организаций, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность, по своему смыслу соответствует лицензированию, а в проекте Закона именуется государственной аккредитацией.
В законопроекте имеются внутренние противоречия. Проект предусматривает осуществление гастрольно-концертной деятельности только организациями, что ущемляет право граждан на свободное использование своих способностей, на свободу творчества, но в то же время предусматривает осуществление данной деятельности физическими лицами (статьи 2 и 5 законопроекта).
Кроме того, проект Закона дублирует в некоторых случаях действующее законодательство (например, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»).
Также законопроект возлагает дополнительные полномочия на Министерство культуры Российской Федерации, что может повлечь расходы за счет федерального бюджета, в связи с чем, необходимо заключение Правительства Российской Федерации.
Правительство РФ в своем официальном отзыве от 9 июня 2003г. №3970п-П8 также не поддержало проект.
В заключение, хотелось бы отметить, что концертная деятельность всегда играла большую роль в жизни в страны, в целом, и в ее культурной сфере, в частности. Каждый день концерты посещают тысячи зрителей, а четкого законодательства о концертной деятельности нет. Ныне действующие федеральные законы, отдельные статьи которых регулируют отношения в сфере концертной деятельности, носят рамочный характер и не имеют реального правоприменения. Как правообладатели, так и потребители, в данной связи, не получают необходимой защиты своих прав [2]. Например, не выполняются положения закона «О правах потребителей» в части регулирования использования исполнителями фонограмм.
Литература и источники
1. Законопроект федерального закона «Об осуществлении гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу- бизнеса», ст. 1 Ь11р://Ьа5е.соп5и11ап1.ги/соп5/с§1/оп11пе.с§1?гед=бос ;Ьа5е=РК1;п=16573;Шу=ЬЛШ;шЬ=ЬЛШ;ор1=1;15=5В2В666В0980ББ Б351ЛСВС97БЛ234С36
2. Фоменко А.Н. Защита прав потерпевшего: российский и зарубежный опыт // Современная научная мысль. 2012. №1. С.87-92; Габараева Н.В., Эртель А.Г. Судебный контроль при реализации мер административного принуждения// Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. №1. С.52-63.
Андрюхина Э.П. - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права МГЮА имени О.Е. Кутафина, ([email protected])
Быстрова О. А. - студентка 5-го курса дневного отделения Института правоведения МГЮА имени О.Е. Кутафина
Andryukhina EP - PhD in Law, assistant professor of administrative law MSLA name O.E. Kutafin, ([email protected])
Bystrov OA - A student of the 5th year of full-time MSLA Law Institute named O.E. Kutafin