Научная статья на тему 'Международное торговое и таможенное сотрудничество России со странами "дальнего зарубежья"'

Международное торговое и таможенное сотрудничество России со странами "дальнего зарубежья" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное торговое и таможенное сотрудничество России со странами "дальнего зарубежья"»

его в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о службе в таможенных органах в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев в случае увольнения со службы в связи с ликвидацией таможенного органа либо при проведении организационно-штатных мероприятий.

Прекращение государственно-служебных отношений, вызывающее одновременно прекращение профессиональной деятельности должностного лица по обеспечению исполнения полномочий таможенных органов, всегда приводит к утрате должностным лицом своего статуса. Юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает необходимость прекращения государственно-служебных отношений, являются правовыми основаниями прекращения таких отношений.36

Правовой статус должностных лиц таможенных органов регулируется не только нормами Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", но и нормами Таможенного кодекса Российской Федерации, что усложняет его и не отвечает предмету регулирования. Представляется, что все нормы о правовом положении должностных лиц таможенных органов, содержащиеся в ТК РФ, должны быть перенесены после их существенной переработки38 в Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" или в Федеральный закон "О федеральных таможенных органах Российской федерации" ("О Федеральной таможенной службе Российской Федерации") в случае его принятия.

Шумилов

Международное торговое и таможенное сотрудничество России со странами "дальнего зарубежья"

После распада СССР его правопреемницей стала Российская Федерация, подтвердившая свое намерение участвовать более чем в 300 международных торговых и таможенных организациях. Отношения России с ее деловыми партнерами стали наполняться новым содержанием. Прекращение деятельности СЭВ, ликвидация монополии внешней торговли, перестройка экономики и либерализация внешнеэкономической деятельно-

36 Основания для прекращения службы в таможенных органах определены п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Перечень этих оснований следовало бы привести в соответствие со ст. 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", дополнив такими, как несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для сотрудника таможенных органов федеральным законом, и разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

37 См.: Раздел XIV "Должностные лица таможенных органов Российской Федерации" ТК РФ.38

38 В первую очередь необходимо отказаться от декларативных положений, которые не содержат механизма их реализации (например, ч. 5 ст. 434 ТК РФ).

сти России объективно поставили вопрос о расширении ее внешнеэкономических связей с Западом.

В августе 1988 г. начались официальные переговоры между СССР и Европейским сообществом (ЕС)1, и в декабре 1989 г. было подписано соглашение о торговле и торгово-экономическом сотрудничестве. Еще ранее, на основе заключения двусторонних договоров и соглашений, СССР установил экономические и торговые отношения со странами-членами Европейской Ассоциациии свободной торговли (ЕАСТ).2 Одновременно были налажены рабочие контакты с секретариатом ЕАСТ. Однако стремление России выйти на международный рынок, расширить торговлю с европейскими странами на основе взаимного партнерства не всегда встречало понимание со стороны руководства ЕС. Действительно, вследствие обвальной либерализации ВЭД выход ее российских участников на рынки западных стран привел к нарушению сложившегося порядка торговли. В ряде случаев российские экспортеры продавали товары по "бросовым" ценам, нарушая установившуюся конъюнктуру и отлаженную рыночную систему. Начиная с 1988 г. Комиссия Европейских сообществ (КЕС)3 расследует 16 процедур в отношении демпинговых товаров из СССР.4

С изменением обстановки в Европе менялось отношение к положению России в мировом сообществе. Позитивные взгляды на необходимость установления с ней более тесных экономических отношений стран ЕС и ЕАСТ сказались на позиции Координационного комитета по контролю за экспортом в социалистические страны (КОКОМ).5 Под давлением европейских стран США и их союзники по НАТО вынуждены были пойти на уступки. Сенат США значительно сократил списки запрещенных к экс-пор ту товаров, но дополнительно внес в них перечень новых технологий.

Во второй половине 1992 г. Правительство России начало переговоры с руководством ЕС о предоставлении более широких торговых возможностей в странах "общего рынка" для своих экспертов, но успеха не достигло.

1 Еще в 1957 г. образовалось Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В 1967 г. оно было преобразовано в Европейское сообщество (с 1 ноября 1993 г. — Европейский союз). В его состав вошли: Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Испания, Италия, Ирландия, Португалия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Франция. Затем в ЕС были приняты Австрия, Швейцария и Финляндия.

2 Европейская Ассоциация свободной торговли была создана в 1960 г. Австрией, Исландией, Норвегией, Финляндией, Швецией и Швейцарией.

3 С 1 ноября 1993 г. — Комиссия Европейского союза.

4 Фактически ЕС продолжает рассматривать Россию как страну с нерыночной экономикой, что позволяет применять в отношении российских товаров антидемпинговые процедуры. При этом не учитываются цены внутреннего рынка России, не принимаются во внимание ее естественные конкурентные преимущества, игнорируются показатели коммерческой деятельности отдельных компаний (уровень организации и технологии производства) и т.д.

5 КОКОМ был создан в разгар "холодной войны" в конце 1949 г. Объединяет 17 стран, в том числе 14 стран-членов НАТО, Исландию, Японию и Австралию. Цель создания КОКОМ — преградить путь в страны социализма так называемым "товарам стратегического назначения". Запретительные секретные списки КОКОМ содержали 100 тыс. наименований различной продукции — от сооружений для очистки воздуха до современных видов вооружений.

В ноябре 1993 г. Москву посетили Председатель Совета ЕС и Председатель КЕС. Переговоры между руководителями ЕС и Правительством РФ прошли успешно. Они показали, что Европейский союз намерен предоставить российским экспортерам право выхода на рынки стран-членов ЕС. Предполагалось заключить торговое соглашение между Российской Федерацией и ЕС, проведя ряд встреч по рассмотрению условий выработки и подписания соглашения о новом порядке торговли между Россией и Европой. Речь шла о предоставлении России тарифных преференций. Представители ЕС на переговорах признали Россию "страной с переходной экономикой", а это означало, что ей могут быть предоставлены те же льготы, что и странам-членам ГАТТ.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 47/187 "Интеграция стран с переходной экономикой в мировое хозяйство" в 1992 г. по линии Программы развития ООН (ПРООН) России был предоставлен статус получателя технической помощи. Программой предусмотрено оказание экспертных услуг по вопросам макроэкономической политики, созданию рыночной инфраструктуры, разработке законодательной базы рыночных отношений, совершенствованию статистической и фи -нансовой отчетности и бухгалтерского учета. Экономический орган ООН (ЮНКТАД), в работе которого принимает участие Россия, был намерен финансировать техпомощь в связи с присоединением Российской Федерации к ГАТТ.

В конечном счете была достигнута договоренность по следующим положениям: ставки таможенных тарифов на вывозимые из России товары будут устанавливаться в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования; в отношении импортируемых товаров будет применяться национальный режим налогообложения; отменяются все количественные ограничения — квоты на экспорт российских товаров; Россия получит возможность применять разумные протекционистские меры для защиты своего внутреннего рынка. Кроме того, было достигнуто соглашение о том, что антидемпинговые меры к российским товарам не будут применяться в одностороннем порядке, и согласован порядок движения капиталов в форме прямых инвестиций. Речь шла об осуществлении принципа свободы по текущим платежам между резидентами.

В июне 1994 г. было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, в соответствии с которым в 1998 г. в рамках достигнутых договоренностей планировалось создавать зону свободной торговли. Соглашение вступило в силу с 1 февраля 1996 г., а до этого момента действовало временное соглашение между РФ и ЕС. Особыми соглашениями регулировалась торговля текстилем и металлом.

Россия также поддерживает тесные отношения с Международным ва-

лютным фондом (МВФ).6 Основным направлением его деятельности является регулирование платежных балансов стран-членов Фонда, внешней задолженности и предоставление валютных средств на финансирование временных дефицитов платежных балансов. Сотрудничество с МВФ имеет особое значение для России. Оно как бы служит ориентиром для всех остальных кредиторов и иностранных инвесторов. В августе 1992 г. МВФ одобрил первый транш резервного кредита (4,1 млрд долл.) на сумму 1 млрд долл. для России, который был полностью использован к январю 1993 г. Россия также получила системный кредит в размере 3 млрд долл.

МВФ взаимодействует с родственной организацией — Международным банком реконструкции и развития (МБРР) , с Парижским и Лондонским клубами. МБРР в настоящее время сконцентрировал свое внимание на оказании помощи государствам Восточной Европы и развивающимся странам, в том числе входящим в СНГ.

Основное направление деятельности Всемирного банка — это средне- и долгосрочное кредитование инвестиционных объектов в различных областях экономики стран-участниц. Управление банком принимает участие в подготовке проектов, их техническом и финансово-экономическом обосновании. По данным на 1 января 2001 г., Россия привлекла 41 заем ВБ на общую сумму 9,1 млрд долл. Из них 14 проектов на сумму 5,54 млрд долл. уже использованы и закрыты, а 27 на сумму 3,55 млрд действуют. Всего Россия израсходовала 7,66 млрд долл. средств, предоставленных Всемирным банком.

Россия также является крупнейшим получателем технической помощи со стороны Европейского банка реконструкции и развития

(ЕБРР) .8 С

6 Международный валютный фонд (МВФ) — международная финансово-кредитная организация. Учреждена в 1944 г.; реально начала функционировать в 1946 г. В МВФ входит 178 стран, в том числе Россия (с июня 1992 г.). Уставный капитал МВФ составляет 144,6 млрд долл. (1994). Он формируется за счет взносов стран-членов Фонда. Руководящими органами МВФ являются Совет управляющих и Директорат. МВФ предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определенных изме нений в своей экономической политике. Перед получением обусловленных кредитов страна-заемщик согласует с Фондом программу финансово-экономической стабилизации. В зависимости от ее выполнения предоставляются валютные средства.

7 МБРР, который часто называют Всемирным банком, начал функционировать в 1946 г. В него входит 170 стран мира. Уставный капитал — 142 млрд долл. Страны оплачивают 20% своих квот в уставном капитале, причем 2% — в конвертируемой валюте, а 18% — в национальной валюте. Квота России — 3 003 млн долл. Высший орган Всемирного банка — Совет управляющих. Каждая страна — член Всемирного банка — представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне министра.

8 Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был открыт и приступил к операциям в апреле 1991 г. Членами ЕБРР являются 57 стран. В него входят ЕС и Европейский инвестиционный банк. Уставный фонд — 13 млрд долл. Общая номинальная сумма оплачиваемых акций составляет 4,3 млрд долл., т.е. 30% первоначально разрешенного к выпуску акционерного капитала. Квота России в капитале ЕБРР — 40 тыс. акций — позволяет ей иметь собственного директора в Совете директоров. Руководящими органами ЕБРР являются Совет управляющих и Совет директоров. Каждый член банка представлен в Совете управляющих и Совете директоров.

2002 г. банк готов ежегодно инвестировать в Россию 1 млрд евро.

В 90-е гг. Россия постоянно увеличивала объем внешней торговли. Положительное сальдо ее торгового баланса со странами дальнего зарубежья составило в 1992 г. — 5,4 млрд долл., в 1993 г. — 11,4 млрд долл., в 1994 г. — 14,4 млрд долл., в 1995 г. — 22,7 млрд долл., в 1996 г. — 37,5 млрд долл. Прежде всего вывозилось сырье, на долю которого приходилось 80% экспорта. Минеральное сырье и топливо составляли 45%, металлы — 17%, химические товары — 8%, лесоматериалы — 5%, сельскохозяйственное сырье — 3%. Доля продукции машиностроения в экспорте составила 5% (1991 г. — 10%). Участие стран "дальнего зарубежья" в общем объеме экспорта России сократилось с 74,9% в 1993 г. до 68,8% в 1995 г.9

В соответствии с Уругвайским раундом, проходившим с 1986 г. по 1993 г., Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ) с 1 января 1995 г. было переименовано во Всемирную торговую организацию (ВТО). Деятельность организации базируется на трех соглашениях: о торговле и тарифах, о торговле услугами, о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Главной целью ВТО является дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Первостепенной задачей в области регулирования инвестиций является разработка многосторонних правил, подобно существующим многосторонним правилам в торговле. При этом единственным средством защиты отечественного производителя признается таможенно-тарифная политика. Только в ситуации отрицательного сальдо торгового баланса страна может вводить количественные ограничения на импорт, т.е. устанавливать, сколько тех или иных товаров можно ввезти из-за границы.

Важнейшими принципами формирования торговой системы в XXI в. также являются:

— недопущение дискриминации в межгосударственных торговых от -ношениях (принцип наибольшего благоприятствования);

— дальнейшее внедрение правил свободной торговли;

— открытость национальных рынков и их либерализация;

— снятие законодательных ограничений по использованию импортных продуктов и материалов, кроме сфер, связанных с выполнением государственных заказов;

— ограничение права национальных властей в части предоставления льгот местным производителям и необоснованных обвинений иностранных фирм в демпинге;

— равное отношение к услугам и их производителям вне зависимости от страны происхождения;

— свободный доступ на внешний рынок товаров и услуг из наименее развитых стран;

— равенство налогов, налагаемых на импортные и отечественные товары;

9 Дзюбенко П. В., Кисловский Ю. Г. Таможенная политика России: Курс лекций. М., 2000. С. 127-128.

— возможность присоединения к ВТО России, Китая и других стран (принцип универсальности);

— обеспечение условий, препятствующих центробежным тенденциям и разрушению многосторонней системы торговли (при том, что ВТО не запрещает создавать региональные таможенные союзы и зоны свободной торговли);

— ограничение прав национальной таможни определять таможенную стоимость перемещаемых товаров (по правилам ВТО цену товара определяет производитель) и др.10

Сегодня в ВТО входит 121 государство; еще 29 стран, включая Китай и Россию, ведут переговоры о присоединении. Россия стремится к вступлению в ВТО. В июне 1993 г. на имя Генерального директора ГАТТ было направлено официальное заявление России с просьбой о принятии ее в эту международную организацию.

Вступление России в ВТО на правах ее члена позволит ей без заключения двусторонних и многосторонних договоров и соглашений участвовать в торговле в рамках многостороннего Соглашения, преодолевать дискриминационные ограничения, сохраняющиеся в мировой торговле, прежде всего в экспорте товаров, пользоваться льготами, а также получать доступ к регулярной информации о внешнеэкономической политике. Значительная часть российского экспорта, в первую очередь текстильного и металлургического, перестанет квотироваться западными партнерами, а против российских производителей прекратятся антидемпинговые про -цессы и санкции. Вступление России в ВТО будет означать официальное признание ее страной с рыночной экономикой, позволит сделаться полноправным участником мирового рынка. Вхождение России в ВТО также отвечает интересам западных государств, поскольку это откроет для них российский рынок и предоставит дополнительные рычаги влияния на внешнеэкономическую политику и вообще хозяйственную жизнь страны.

Однако далеко не все требования, предъявляемые ВТО, на сегодняшний день могут считаться приемлемыми для России. Известно, к примеру, что страны-участницы ВТО принимают на себя ограничения по тарифным ограничениям. Менять их по своему усмотрению или вводить заградительные пошлины нельзя — тарифы должны быть разумными, оправданными в глазах всех остальных членов ВТО. Для России это означает, что в качестве непременного условия вступления в ВТО ей придется заметно (примерно на треть) сниз ить ставки импортного тарифа. Утрата возможности устанавливать приемлемый размер пошлины на тот или иной товар для защиты отечественного производителя может подорвать и

10 При этом важной гарантией против необоснованного занижения или завышения цен служит "Соглашение о предвывозной проверке", регламентирующее деятельность оценочных компаний, которые должны пресекать случаи необоснованного завышения или занижения цен внешнеторговых сделок.

без того узкую доходную базу российского государственного бюджета.11

В рамках ВТО также действует Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, определяющее механизм субсидирования промышленности. Иными словами, правительство страны-участницы ВТО не может произвольно финансировать промышленность — оно должно учитывать правила данной организации, согласно которым все субсидии делятся на красные, желтые и зеленые. Красные, которые субсидируют использование исключительно отечественной продукции (сырья, комплектующих) вместо импортной, по правилам ВТО запрещены. Желтые субсидии предоставляются определенному региону, отрасли, предприятию или группе предприятий. Они разрешены. Но если они причинят ущерб другим странам, то последние могут обратиться с жалобой в ВТО или применить компенсационные меры. Следовательно, по желтым субсидиям возможны судебные процессы. К зеленым субсидиям относятся субсидии на НИОКР, на экологические программы, поддержку малого бизнеса и ряд других. Они разрешены, и по ним никаких судебных преследований не бывает. Поскольку в России преобладают первые два вида финансовой помощи, то многим отечественным производителям будет непросто конкурировать с недорогой и качественной продукцией известных мировых фирм. Очевидно, что руководству страны приходится решать весьма непростую задачу: добиваться оптимальных условий членства в ВТО без ущемления национальных интересов. Как бы то ни было, Россия располагает весьма ограниченным временем для адаптации к новым условиям международной торговли.12 Весьма неоднозначными могут быть последствия от введения правил, регламентирующих деятельность монополий. Поэтому вполне возможно, что права, которые Россия получит в сфере торговли товарами и услугами в соответствии с положениями ВТО, и ее возможности в этой области будут слабо корреспондироваться, а потери от участия в этой организации окажутся существеннее приобретенных выгод.

Актуальными остаются проблемы приведения системы национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО (предстоит привести в соответствие с международными нормами около 3 000 действующих федеральных законов и иных нормативных актов), а также создания Правительством России эффективно действующего механизма по защите внутреннего рынка, регламентации деятельности отечественных и ино -странных производителей в различных секторах российской экономики.

Так, по мнению экономиста Б. Соколина, "Соглашение о лицензиро-

11 В настоящее время средний уровень таможенного налогообложения в европейских странах составляет 3-5%, а в России средняя расчетная ввозная пошлина — 14%. Вместе с тем важно отметить, что в ходе переговоров России удалось отстоять свое право охранять с помощью высоких пошлин отечественный автопром и производителей сельскохозяйственной продукции.

12 В ходе переговоров было решено, что в России еще много лет будет получать финансовую поддержку сельское хозяйство и ряд других отраслей. ВТО позволяет России выделять селу желтых субсидий до 16 млрд долл. в год. Это намного больше, чем правительство в состоянии реально выделить (Санкт-Петербургские ведомости. 2001. 5 сент.).

вании импорта устанавливает правила выдачи соответствующих лицензий. В России эта проблема до сих пор не решена. Бюрократия, пользуясь непрозрачностью процесса лицензирования внешнеторговых операций, кладет себе в карман несколько миллиардов долларов коррупционного дохода. Вероятно, после вступления России в ВТО размер взяток несколько сократится, а наша бюрократия окажется под контролем международной бюрократии".13

Соглашение о технических барьерах в торговле ограничивает произвол национальных служб стандартизации и стимулирует использование международных стандартов. С проблемой стандартизации тесно связана проблема сертификации качества. Как раз летом 2001 г. Правительство России приняло решение провести инвентаризацию действующей в стране системы стандартизации и сертификации, во многом противоречащей рыночным правилам. Соответствующим ведомствам были даны поручения по поэтапной отмене таких положений.14 Одновременно в рамках осуществления программы списания долга беднейших стран мира Россия списала долги на 572 млн долл., заняв четвертое место среди стран "большой восьмерки" по абсолютному объему списываемого беднейшим странам долга — после Японии, Франции и Германии.

Приходится решать вопрос о разработке национальной скоординированной программы присоединения к ВТО. На парламентских слушаниях в Государственной Думе "О внешнеторговой политике в связи с ожидаемым ее присоединением к ВТО", проходивших 7 октября 1997 г., руководство Центра торговой политики и права предложило следующие составные элементы данной программы: 1) информирование федеральных органов об основных обязательствах члена ВТО (особенно это относится к секторам услуг, где ведомства не имеют пока четких ориентиров); 2) информирование предприятий-участников ВЭД о правах и обязанностях, вытекающих из присоединения к ВТО, поскольку оно затронет многие аспекты их хозяйственной жизни; 3) информирование субъектов Федерации, поскольку на региональном уровне часто принимаются решения, противоречащие нормам ВТО; 4) информирование законодателей, ибо значительная часть проектов законов, не проходя экспертизы на соответствие нормам ВТО (Налоговый кодекс. Закон об иностранных инвестициях), обречены на переработку; 5) организация деятельности, связанной с участием России в ВТО после присоединения: систематическое предоставление информации Секретариату ВТО, подготовка кадров, создание специального правоприменительного механизма и т.д.

17 мая 2001 г. в ходе заседания московского саммита Россия — ЕС было принято решение образовать комиссию высокого уровня по выработке предложений о создании единого экономического пространства. В при-

13 Санкт-Петербургские ведомости. 2001. 5 сент.

14 С точки зрения западных бизнесменов, на пути импорта товаров в Россию стоит целый ряд барьеров в виде необходимого прохождения стандартизации и получения сертификатов, что увеличивает официальный уровень пошлин в полтора раза.

нятом участниками саммита совместном заявлении отмечались "прогресс, достигнутый в России в области рыночных реформ", важность усилий России "по интеграции в мировую экономику и по созданию необходимых конкурентных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций". ЕС вновь подтвердил свою поддержку вступлению России во Всемирную торговую организацию и готовность "продолжать содействие ее работе по адаптации к требованиям ВТО", интенсифицировать работу с целью ускорения процесса переговоров о вступлении России в ВТО.

На состоявшемся в июле 2001 г. саммите "большой восьмерки" в Генуе Россия вновь отстаивала идею своего вступления в ВТО. Важно отметить, что в этом вопросе была получена поддержка со стороны лидеров развитых стран. На саммите наша страна приняла на себя обязательства от -крыть внутренний рынок для беспошлинного не квотируемого ввоза всех товаров из беднейших стран. В сентябре предусмотрено начать новый раунд переговоров на эту тему вступления в ВТО. По мнению главы Минэкономразвития Германа Грефа, этот раунд "близок к завершающей стадии переговоров". В случае успешного завершения переговоров для России начнется "переходный период", в ходе которого она должна будет привести национальное торговое законодательство в соответствие с международным.

Важную роль в международных таможенных отношениях играет взаимодействие России со Всемирной таможенной организацией (ВТО/СТС). В отношениях со странами "дальнего зарубежья" приоритет отдается развитию сотрудничества с таможенными службами стран, граничащих с Россией, являющихся основными торгово-экономическими партнерами, а также представляющих зону "риска" в правоохранительном плане.

В 1947 г. по инициативе 13 западноевропейских государств в рамках Комитета по европейскому экономическому сотрудничеству в совместной Декларации было предусмотрено создание в Европе одного или нескольких таможенных союзов. В Брюсселе была организована рабочая группа по созданию таможенного союза. В ее рамках были образованы экономический и таможенный комитеты. Результатом их работы явилось подписание 15 декабря 1950 г. в Брюсселе двух конвенций — Конвенции по номенклатуре для классификации таможенных тарифов и Конвенции по оценке товаров в таможенных целях. Тогда же была подписана Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) в составе 17 стран, вступившая в силу 4 ноября 1952 г.

Задачами СТС были определены: а) изучение вопросов сотрудничества государств в области таможенного дела; б) оценка технических факторов и экономических аспектов с целью выработки рекомендаций для членов в области унификации таможенных правил и процедур; в) подготовка конвенций и дополнений к ним; г) сбор информации, касающейся таможенных процедур; д) обеспечение государств-членов необходимой информацией; е) разрешение споров между государствами по таможенным вопро-

сам; ж) сотрудничество с другими международными организациями.

В октябре 1994 г. СТС был переименован во Всемирную таможенную организацию (ВТО), которая в настоящее время насчитывает 153 страны. Высший орган Совета — ежегодная встреча глав таможенных служб стран-членов, на которой рассматриваются материалы, подготовленные Политической комиссией и Финансовым комитетом, и принимаются решения и рекомендации по стратегическим направлениям деятельности ВТО. Постоянно действующим исполнительным органом ВТО является Секретариат.

Главные задачи ВТО — содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира, особенно в тех, где происходят серьезные экономические преобразования; разработка и распространение единых "правил игры" с целью ускорения мирового товарооборота, унификация и облегчение перемещения товаров и пассажиров через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни. Большое значение в этой связи придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации таможенной службы. В одном из документов ВТО говорится: "Всемирная таможенная организация является межправительственной организацией, основная задача которой — повысить эффективность деятельности таможенных служб. Всемирная таможенная организация убеждена, что инвестиции в таможню — это инвестиции в международную торговлю, и это значит, что таможня является частью решения проблемы, а не самой проблемой".

Для реализации этой задачи на современном этапе членами ВТО был принят Стратегический план, определивший ключевые направления деятельности организации на 1996 — 2000 гг., и утверждена "Программа реформ и модернизации таможни", которая призвана помочь национальным таможенным службам более четко определить свои цели и способы их осуществления путем активизации потенциальных возможностей, совершенствования методов управления, укрепления организационной структуры и внедрения современных таможенных технологий. Всего в рамках ВТО действуют порядка 20 конвенций, 50 рекомендаций и более десятка международных норм по отдельным таможенным вопросам.

Деятельность СТС/ВТО протекает на международном, региональном и национальном уровнях. Все государства-члены делятся на региональные группы: 1) Америка и Карибский бассейн, 2) Европа, 3) Северная Африка, Ближний и Средний Восток, 4) Западная и Центральная Африка, 5) Восточная и Южная Африка, 6) Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания. Советский Союз, вступивший в СТС в 1991 г., был отнесен к европейскому региону. Независимые государства — субъекты бывшего СССР, оформившие в тот период свое членство в СТС в порядке правопреемственности, автоматически были включены в регион "Европа". Поэтому при средней численности стран в регионах около 20

европейский регион оказался самым большим (40 государств).

Задача каждой группы — проведение линии ВТО по гармонизации таможенных систем данного региона (продвижение актов ВТО, их разъяснение, привлечение новых членов). Региональные группы занимаются обучением работников таможенных служб, организуя различные курсы и семинары, созданием информационных центров по борьбе с таможенными правонарушениями, обменом делегациями между национальными таможенными службами и административными органами ВТО. Новым направлением работы стало создание региональных информационных центров по борьбе с таможенными правонарушениями. В этих центрах осуществляется сбор и обработка данных о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, оружия и культурных ценностей; об уклонении от уплаты таможенных пошлин и налогов; об иных таможенных правонарушениях.

Каждый регион возглавляет региональный представитель, избираемый на сессии по представлению Политической комиссии. Региональный представитель по должности входит в состав Политической комиссии ВТО и в этом качестве представляет в ней интересы таможенных служб государств региона, что позволяет странам, входящим в региональные группы, более эффективно влиять на политические решения Всемирной таможенной организации.

Региональные представители работают в тесном контакте с региональными организациями, заинтересованными в развитии сотрудничества по таможенным вопросам. В целях координации сотрудничества периодически организуются встречи руководителей таможенных служб региона и региональные конференции по конкретным проблемам. По отдельным направлениям деятельности региональных групп создаются постоянные или временные группы. О результатах проделанной работы региональные представители докладывают на сессии ВТО. Они также имеют право от имени региона выносить на рассмотрение сессии организационные и финансовые вопросы, затрагивающие интересы как региона в целом, так и отдельных стран-участниц.

В декабре 1993 г. Политическая комиссия СТС/ВТО рассмотрела вопрос о реорганизации региональной структуры в связи с чрезмерными размерами европейского региона. В принятом решении, которое наряду с Россией поддержали Великобритания, США, Франция и Япония, на данном этапе была подтверждена целостность европейского региона. Вместе с тем таможенным службам соответствующих государств рекомендовалось активизировать свою работу на субрегиональной основе с учетом реально существующих либо складывающихся в этом регионе экономических группировок, в том числе ЕС, ЕАСТ, СНГ (в свете Договора о создании Экономического союза).

Наряду с участием в работе СТС и его директоратах регулярно осуществляется обмен делегациями между таможенной службой России и адми-

нистративными органами ВТО. Особое внимание уделяется организации конкретного взаимодействия между ними в борьбе с контрабандой, в первую очередь с контрабандой наркотиков. Взаимодействие таможенных служб в борьбе с контрабандой законодательно закреплено в Таможенном кодексе РФ, договорных документах. ВТО, западноевропейские таможенные службы заинтересованы в координации усилий, взаимном обмене информацией, оперативных контактах с ГТК РФ. Однако главная цель сотрудничества таможенных служб — содействие экономическому обмену между Россией и странами Запада.

Таможенные отношения России постоянно нацелены на последовательную работу по дальнейшему укреплению международного сотрудничества с зарубежными странами в области таможенного дела. Проведены переговоры и подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Финляндией (11 марта 1994 г.), Китаем (3 сентября 1994 г.), США (28 сентября 1994 г.) и другими странами. Постоянно организуются стажировки, учебные курсы как по инициативе отдельных стран, так и по рекомендации ВТО. Россия — постоянный член с 1992 г. Избрана в состав Политической комиссии — органа, который определяет политическую линию всей организации, входит в состав Финансового комитета, участвует в работе других органов СТС. Представитель таможенной службы России избран одним из заместителей Генерального секретаря ВТО. Российская таможенная служба в рамках СТС (ВТО) решает важные процедурные вопросы взаимной торговли, включая валютный контроль и борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Ее активная деятельность в СТС способствует вступлению России в ГАТТ (ВТО) и другие международные организации. Участие делегаций ГТК России в заседаниях ВТО дает основание для оптимистического прогноза на будущее в отношении развития сотрудничества России с этой организацией.

Правовой основой участия таможенной службы России в международных таможенных организациях и конвенциях являются Таможенный кодекс РФ и Положение о Государственном таможенном комитете РФ от 25 октября 1994 г. В соответствии с п. 17 ст. 10 ТК РФ таможенные органы России обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, участвуют в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих тамо женное дело, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

В 1988 г. вступила в силу новая Международная конвенция "О гармонизированной системе описания и кодирования товаров", разработанная под руководством СТС в связи с тем, что технологические сдвиги и изменения в структуре международной торговли обусловили необходимость внесения существенных изменений в Конвенцию о номенклатуре для клас-

сификации товаров в таможенных тарифах, которая была заключена в Брюсселе 15 декабря 1950 г. и уже не могла обеспечивать достаточную степень детализации товарных групп, отвечающую новым требованиям. Под "Гармонизированной системой описания и кодирования товаров" понимается номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила классификации для толкования Гармонизированной системы, приведенные в приложении к конвенции.

Основные цели создания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров:

— содействие международной торговле;

— упрощение сбора, сопоставления и анализа статистических данных, относящихся к международной торговле;

— избежание расходов, связанных с повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли;

— использование Гармонизированной системы для транспортных тарифов и статистики грузоперевозок различными видами транспорта;

— учет изменений в технологии производства товаров и в структуре международной торговли;

— и другие цели.

Исходя из того, что участие в Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров дает России значительные внешнеторговые преимущества (таможенные, статистические, переговорные), 3 апреля 1996 г. Правительство РФ постановило принять предложение ГТК РФ о присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июля 1983 г. Для РФ конвенция вступила в силу с 1 января 1997 г. Это потребовало приведения стандартов производства в соответствие с нормами конвенции, чтобы обеспечить российской про -дукции конкурентоспособность на внешнем рынке.

Присоединение к данной конвенции означало для России принятие обязательств по использованию для таможенных, внешнеторговых и статистических целей принципов кодирования и наименования товаров, которые даны в Номенклатуре гармонизированной системы (НГС) и составляют ее неотъемлемую часть. Многоцелевой справочник НГС включает 21 раздел, 97 групп, 33 подгруппы, 1241 позицию, 3558 подпозиций и 5019 субпозиций. Шестизначный код НГС является обязательным для использования всеми странами, подписавшими конвенцию, однако для большей детализации субпозиций к этому коду могут быть добавлены еще цифры. Российская Федерация, например, использует в ТН ВЭД России десятизначные коды. В 2002 г. планируется принятие нового варианта НГС, которым снова предусматривается 6 базовых и 6 — 8 дополнитель-

ных знаков.15

Присоединение Российской Федерации к международной конвенции о Гармонизированной системе с 1 января 1997 г. с ее четкими требованиями в отношении товарной номенклатуры дало не только значительные внешнеторговые преимущества, но и поставило перед Правительством РФ довольно сложную задачу внедрения в производство мировых стан -дартов и принятия следующих обязательств:

— использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без дополнений и изменений;

— применять основные правила классификации для толкования Гармонизированной системы, а также все примечания к разделам;

— соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе;

— публиковать свои статистические данные по импорту и экспорту товаров в соответствии с шестизначным кодом Гармонизированной системы или по желанию этой стороны — в соответствии с более детальной классификацией.

Как известно, Россия кроме Конвенции о Гармонизированной системе кодирования товаров подписала ряд других конвенций. Среди них достойное место занимают конвенция о Carnet А.Т.А., конвенция о временном ввозе и конвенция о взаимном административном содействии в предоставлении расследований и пресечению таможенных правонарушений. Таможенный режим временного ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств регулируется двумя международными конвенциями, принятыми в рамках СТС, — Конвенцией Carnet А.Т.А. для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенцией о временном ввозе от 26 июня 1990 г. Обе конвенции призваны облегчить ввоз товаров и транспортных средств, которые разрешены для временного беспошлинного ввоза в присоединившиеся к этим конвенциям страны, и в те, к которым не применяются меры таможенной политики.

Правительство РФ приняло Постановление от 2 ноября 1995 г. N 1084 "О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о Carnet А.Т.А. для временного ввоза товаров и Конвенции о временном ввозе с принятием пяти приложений": Приложение А "О документах временного ввоза"; Приложение B.1 "О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках и подобных мероприятиях"; Приложение В.2 "О профессиональном оборудовании"; Приложение В.3 "О кон -тейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с намеченной операцией"; Приложение В.5 "О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Во внешней торговле СССР использовался Справочник (классификатор) по единой товарной номенклатуре внешней торговли стран-членов СЭВ, который включал 9 разделов, состоящих из 57 групп, 322 подгрупп, 4 200 товарных наименований и 10 027 субпозиций.

Конвенцию А.Т.А. используют при режиме временного ввоза и транзита порядка 60 стран, включая основных торговых партнеров России. К конвенции о временном ввозе 1990 г. присоединились пока более 10 стран, в том числе Россия. В результате этого Россия взяла на себя обязательство использовать международные нормы при временном ввозе (вывозе) на (со) своей территории и при транзите всех транспортных средств. Это должно значительно сократить время и расходы на таможенное оформление и таможенный контроль со стороны России. В соответствии с распоряжением ГТК РФ от 7.04.1999 г. N 01-14/440 система "Carnet А.Т.А." внедряется с мая 1999 г. на всей территории РФ при таможенном оформлении товаров.

Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений. Согласно этой конвенции договаривающиеся стороны берут на себя обязательство, что их таможенные службы будут оказывать друг другу взаимное содействие в целях предотвращения и расследования таможенных правонарушений.

Таможенная служба договаривающейся стороны может обратиться с просьбой о взаимном содействии к другой договаривающейся стороне в ходе любого расследования или в связи с любым административным или судебным разбирательством, проводимым этой договаривающейся стороной. Если разбирательство проводится не таможенной службой, то просьба об оказании содействия должна быть ограничена рамками ее компетентности в данном разбирательстве. Соответственно, если расследование проводится в стране службы, к которой обращена просьба, то последняя оказывает содействие в пределах ее компетентности в данном разбирательстве.

В случае если договаривающаяся сторона считает, что запрашиваемое содействие наносит ущерб ее суверенитету, безопасности или другим важным национальным интересам либо наносит ущерб законным торговым интересам любого государственного или частного предприятия, она мо -жет отказать в предоставлении содействия или оказ ать его, обусловив определенными требованиями.

Если таможенная служба одной договаривающейся стороны обращается с просьбой об оказании содействия, которое она сама в случае аналогичного обращения другой договаривающейся стороны оказать не смо -жет, она должна в своем запросе обратить на это внимание. Выполнение такой просьбы осуществляется по усмотрению запрошенной договаривающейся стороны.

Конвенция предусматривает, что связь между договаривающимися сторонами будет осуществляться непосредственно между таможенными службами. Таможенные службы договаривающихся сторон назначают подразделения или официальных лиц, ответственных за такую связь, и сообщают Генеральному секретарю Совета их фамилии и адреса. Генеральный

секре тарь Совета передает эту информацию другим договаривающимся сторонам.

Срок действия конвенции не ограничен, однако любая договаривающаяся сторона может денонсировать ее в любое время после того, как она войдет в силу. Денонсация осуществляется путем письменного извещения, которое сдается на хранение Генеральному секретарю Совета. Де -нонсация вступает в силу спустя шесть месяцев после получения Генеральным секретарем Совета извещения о денонсации. Неотъемлемой составной частью конвенции являются ее приложения.

Постановлением от 3 ноября 1994 г. N 1215 Правительство РФ присоединилось к этой конвенции, приняв на себя обязательства по приложению 10, которое делится на несколько крупных блоков:

1. Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ.

2. Обмен информацией между таможенными службами.

3. Помощь по запросу, относящаяся к наблюдению.

4. Расследование по запросу от имени другой договаривающейся стороны.

5. Действие таможенных служащих одной договаривающейся стороны на территории другой договаривающейся стороны.

6. Накопление информации.

7. Центральная справочная картотека:

а) часть 1: лица;

б) часть 2: методы;

в) часть 3: суда, причастные к контрабанде.16

Таможенное дело в Российской Федерации развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой (ст. 2 ТК РФ). Это означает, что международные таможенные конвенции и соглашения оказывают непосредственное и определяющее воздействие на принципы и методы таможенных отношений России и Всемирной таможенной организации. Активное участие России в ВТО свидетельствует о включении нашей страны в систему международных отношений, касающихся сотрудничества и взаимопомощи в решении важных вопросов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Происходит все более быстрое включение России как в систему международного таможенного регулирования, так и в систему международного сотрудничества и взаимопомощи в решении важных проблем с различными зарубежными странами и союзами.

В июне 1999 г. ВТО приняла решение о вступлении в силу нового варианта Конвенции КИОТО об унификации таможенных процедур. По словам Леонида Лозбенко, это единственная 100%-я таможенная конвенция. На принципы этой таможенной конвенции будет опираться новая редакция Таможенного кодекса РФ.

16 См.: Ершов А. Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. СПб., 2000. С. 87-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.