Научная статья на тему 'Многосторонние организации и форумы в развитии международных экономических отношений'

Многосторонние организации и форумы в развитии международных экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1212
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МНОГОСТОРОННИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРУМЫ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ" / МНОГОСТОРОННИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МНОГОСТОРОННЯЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МНОГОСТОРОННИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ И НЕФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КЛУБЫ КРЕДИТОРОВ / ОБЯЗЫВАЮЩИЕ И РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ ВЫГОД / МИНИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ / "THE MULTILATERAL ORGANIZATIONS AND FORUMS IN DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS" / MULTILATERAL ORGANIZATIONS / MULTILATERAL SYSTEM OF REGULATION OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS / SPECIALIZED MULTILATERAL ORGANIZATIONS / FORMAL AND INFORMAL ORGANIZATIONS / CLUBS OF CREDITORS / WRITINGS OBLIGATORY AND NON-BINDING DOCUMENTS / OPTIMIZATION OF BENEFITS / MINIMIZATION OF COSTS / ABUSES IN THE WORLD MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабельников Леонид Васильевич

В статье показана специфика развития многосторонних экономических организаций со второй половины Х1Х в. по настоящее время: увеличение их числа, состава членов и особенно расширение сфер деятельности. Рассмотрено "разделение труда" между организациями: их специализация на регулировании международных экономических отношений в отдельных сегментах и группах стран; вовлечение ранее созданных и сравнительно новых организаций в деятельность против использования этих отношений в криминальных целях. В итоге делается вывод о формировании в эпоху глобализации всеобъемлющей системы регулирования международных экономических отношений на многосторонним уровне, которой не было раньше, и стремлении всех стран участвовать в такой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The multilateral organizations and forums in development of the international economic relations

The article considers the history of development of multilateral economic organizations since the second part of the XIX century till the present time: the growing number of the organizations and their members and notably expanding spheres of activities. The author examines the "division of labour" among organizations: their specialization in regulation of international economic relations in particular areas and groups of countries; joining efforts of the international community in opposing criminal influence in international economic relations. The article concludes that during globalization era a global comprehensive system for regulating international economic relations on multilateral level is being formed, and all countries are eager to participate in this system.

Текст научной работы на тему «Многосторонние организации и форумы в развитии международных экономических отношений»

Многосторонние организации и форумы в развитии международных экономических отношений

Л.В.Сабельников

УДК 339.9 ББК 65.5 С - 120

Многосторонние организации и форумы, на участников которых приходится, как правило, преобладающая доля в международных экономических отношениях, в процессе более векового развития существенно изменялись количественно, юридически, организационно и особенно функционально. В результате роста влияния на внешнеэкономическую деятельность эти организации и форумы, в конечном счете, приобрели исключительно важное значение в современном бизнесе на мировом рынке и одновременно создали у стран-членов проблемы оптимизации выгод и минимизации издержек их участия.

Первоначально, во второй половины Х1Х в., многосторонние экономические организации учреждались как узко отраслевые институты преимущественно в форме союзов для устранения барьеров в связи с расширением применения в отдельных странах национальных научно-технических достижений с различными параметрами, а также для защиты интересов определенных групп предпринимателей. Необходимость преодоления трудностей организационно-технологической совместимости во внешнеэкономических отношениях или обеспечения единства обязательств активизировали совместный поиск компромиссных решений, прежде всего в сферах, где в этом проявлялась большая потребность.

Старейшая в мире многосторонняя межправительственная организация - Международный союз электросвязи - возникла в 1865 г. для координации и ускорения развития нового многообещающего средства коммуникаций путем разработки общих стандартов и новых технологий. В 1874 г. создан Всемирный почтовый союз в интересах обеспечения быстрой обработки и свободного трансграничного перемещения корреспонденции. В 1875 г. учреждена Международная

организация мер и весов с целью распространения наиболее совершенной метрической системы величин.

В 1883 г. образован Парижский союз по охране промышленной собственности в качестве инструмента формирования благоприятных условий для сочетания деятельности изобретателей и предпринимателей за счет расширения взаимовыгодных коммерческих операций с результатами изобретений, а в 1884 г. - Международная ассоциация железнодорожных конгрессов для развития самого перспективного в то время вида наземного трансграничного транспорта и т.д.

Таким образом уже в позапрошлом веке деловое сообщество стремилось к унификации технических требований и правил поведения его участников в международном общении в приоритетных для него областях - единицы измерения, связь, транспорт и, пользуясь современной терминологией, инновации.

Новым этапом в создании многосторонних экономических организаций можно считать период между двумя мировыми войнами. Тогда по мере восстановления разрушенного хозяйства многих стран и роста потребности в использовании преимуществ международного разделения труда для ускорения развития экономики стали появляться институты с широкими функциями: Международная торговая палата в 1919 г. (ее членами становились национальные объединения предпринимателей и отдельные, преимущественно крупные, компании), которая обобщала в своих документах наиболее эффективную практику осуществления коммерческих операций на мировом рынке и делала ее общедоступной, а также Международная организация труда - в том же году и Экономический комитет Лиги Наций в 1920 г.1 Однако и в этот период число влиятельных многосторонних экономических организаций оставалось ограниченным, а их деятельность по-прежнему была разрозненной.

Особенно быстро стало расти число многосторонних экономических организаций после Второй мировой войны, когда, с одной стороны, интенсивно развивались внешнеэкономические связи, расширялись их формы, увеличивался ассортимент товаров и услуг во внешней торговле, множились виды трансграничных инвестиций, а, с другой - распространялись масштабные и многообразные злоупотребления на мировом рынке: поставка контрафактной продукции, нарушение авторских прав, подкуп должностных лиц и коррупция при заключении контрактов, нелегальный перевод денежных средств, в том числе криминального происхождения, и пр.

Число крупных многосторонних экономических организаций резко увеличилось и в настоящее время уже исчисляется десятками, а всего - сотнями. Количественный рост свидетельствует об их все большей востребованности для развития

1 Авдевич М. “Современные тенденции многостороннего регулирования международных экономических отношений”. - М.: 2001, с.10.

мирового хозяйства во всем его многообразии, но это лишь один из показателей повышения роли таких организаций, и не самый важный.

По мере расширения круга стран и непосредственных участников внешнеэкономических операций увеличивался состав членов многосторонних организаций. К примеру, создателями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. и являвшегося фактически организацией со своей штаб-квартирой в центре Женевы, предшественницей Всемирной торговой организации (ВТО), сначала были 23 страны. В середине 60-х годов, в период переговоров «Кенненеди раунд» в ГАТТ насчитывалось 62 члена. В апреле 1994 г., когда подписанием Марракешской декларации завершалось создание ВТО, ее членами были 123 страны,2 а сейчас Россия становится 154 членом ВТО (и еще два десятка стран стремятся присоединиться). В Совете таможенного сотрудничества (СТС) при создании в 1952 г. насчитывалось 17 стран-членов, спустя два десятилетия их было свыше 60, а еще через два десятилетия - свыше 100, и число продолжает расти.

Одновременно происходит расширение сферы деятельности многосторонних экономических организаций. Напомним, что ГАТТ регулировало торговлю лишь товарами, тогда как ВТО распространило общие правила на торговлю услугами, а также включает соглашение, регулирующее торговлю объектами интеллектуальной собственности, и соглашение, либерализующее трансграничные инвестиции, связанные с торговлей. Этот процесс повышает значение многосторонних экономических организаций в развитии международного бизнеса.

В 1946 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества в составе 18 стран Западной Европы для содействия либерализации взаимной торговли, введения обратимости валют и переходу к многосторонним расчетам, а также для ускорения развития. В 1961 г. по инициативе США она была преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в составе 28 стран-членов, включая, в частности, США, Канаду, Японию, Австралию и Мексику, с целью координации экономической политики в интересах обеспечения устойчивого развития как стран-членов, так и других стран и расширения международного экономического взаимодействия (с тех пор численность членов ОЭСР продолжала расти и достигла 34 стран).

Закономерным и особенно важным представляется углубление «разделения труда» в растущей семье многосторонних экономических организаций, поскольку оно, как известно, быстрее ведет к повышению эффективности деятельности. Это разделение труда происходит по многим направлениям.

В условиях растущего числа стран-участниц международных экономических отношений с разным уровнем развития, различиями в структуре хозяйства и в обеспечении природным сырьем требовались гибкость в регулировании этих отноше-

2 Trading into the Future. WTO.The World Trade Organization. Geneva, 1995, p.10.

ний и поиски новых организационных форм регулирования. В результате, наряду с традиционными формализованными организациями, получают распространение неформализованные: (1) форумы, которые позволяют находить приемлемое решение сложных проблем, затрагивавших интересы практически всех стран, и (2) специализированные «клубы», занимающиеся урегулированием отношений между отдельными группами должников (число последних также значительно увеличилось).

Наиболее ярким примером являются ежегодные встречи «Большой восьмерки» (кстати, они начались в 1975 г. в составе 6 стран, затем с 1977 г., включая Канаду, созывались в составе 7 стран и, наконец, с 1991 г., включая Россию, - 8 стран; на очереди еще три достойных кандидата - Бразилия, Индия и Китай). На форуме лидеры ведущих стран обсуждают наиболее актуальные для международных экономических отношений вопросы и, главное, согласовывают позиции.

Встречи в рамках «Большой восьмерки», по мнению авторитетных российских экспертов, являются большим достижением мировой экономической дипломатии, и с этим нельзя не согласиться. Например, быв. министр финансов РФ, профессор А.Лившиц писал: «Убежден: одно из самых удачных изобретений мировой дипломатии. Сильнейший состав участников. Глобальный уровень вопросов. Уникальный механизм. Ведь решения принимают только единогласно. Ничего не подписывают. И все выполняют. Добавлю: провальных саммитов не бывает. Любой успешный».3 Решения Форума служат ориентиром для мероприятий правительств других стран и международных организаций.

Представители 19 развитых стран, выдававших государственные кредиты зарубежным правительствам, в 1956 г. собрались в Париже и основали первый «клуб кредиторов». В 60-х и 70-х годах он сосредоточил свою деятельность на урегулировании долгов развивающихся стран; в дальнейшем к ним добавились страны Центральной и Восточной Европы, а также Россия. Цель Парижского клуба кредиторов - скоординировать их действия, чтобы обеспечить погашение долгов и найти способы облегчения долгового бремени заемщиков преимущественно посредством отсрочки платежей по основной сумме долга (обычно на 10-15 лет) и иногда - списания безнадежного долга. Условием получения льгот является принятие и выполнение рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ) по стабилизации национальной экономики.

Позже начал функционировать аналогичный Лондонский клуб кредиторов, объединивший около 600 зарубежных коммерческих банков, для урегулирования корпоративной внешней задолженности путем ее реструктуризации: отсрочки погашения, снижения процентной ставки, установления льготного периода (периода выплаты лишь процентов) и частичного списания.

В целях содействия решению вопросов экономического развития и расширения торгово-экономического сотрудничества в 1971 г. была создана еще одна специ-

3 “Известия”, 6 июня 2007 г.

ализированная международная неправительственная организация - Всемирный экономический форум (ВЭФ), членами которого являлись около тысячи крупных компаний из 50 с лишним стран. ВЭФ проводит ежегодные встречи высокопоставленных официальных лиц, известных ученых и предпринимателей в Давосе (Швейцария, главное мероприятие Форума) для обсуждения наиболее важных проблем мировой экономики, а также региональные саммиты с аналогичной целью для соответствующего района, общеэкономические национальные и отраслевые встречи. Составления итоговых документов не предусматривается, но пресса широко освещает ход обсуждения, точки зрения авторитетных выступающих, интервью с участниками и их предложения.

Входит в практику подведения итогов конференций и сессий официальных многосторонних экономических организаций принятием документов с разной степенью обязательности для стран-членов. Так, еще в ОЭСР была достигнута договоренность о разработке, наряду с обязывающими документами (конвенциями), необязывающих, т.н. «джентльменских соглашений». Достичь договоренности в рамках таких соглашений и их принять можно быстрее. Поэтому последние составляют подавляющее большинство в общем пакете документов ОЭСР; вместе с тем они, как правило, соблюдаются. В ВТО функционируют четыре соглашения, не обязательные для всех членов, а лишь для заинтересованных в участии в них стран.

Возникают многосторонние экономические организации, содействующие развитию производства некоторых крупных групп товаров, а также внешней торговли ими. Например, еще в 1945 г. была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), участвующая в реализации программ освоения соответствующих природных ресурсов, инвестиционных проектов и маркетинговых стратегий.

В 1946 г. начал функционировать Международный банк реконструкции и развития (МБРР), а год спустя - Международный валютный фонд (МВФ), способствующие развитию мировой экономики и торговли путем устранения валютных ограничений и причин нестабильности национальных валют (МБРР предоставляет долгосрочные займы для строительства инфраструктурных объектов и гарантий по частным инвестициям, а МВФ - кратко- и среднесрочные кредиты в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов стран и уменьшения внутренних долгов).

В 2003 г. учреждением ООН стала Всемирная туристическая организация, занимающаяся вопросами политики и практики продвижения международного туризма в интересах стимулирования экономического роста и создания рабочих мест, а также охраной традиционных туристских объектов. Членами Организации являются 150 стран и территорий (полные члены) и свыше 350 ассоциированных - местные органы власти, туристические объединения и транспортные организации.4

4 Основные факты об Организации Объединенных Наций. - М., 2005, сс.90-81.

Созданы специализированные многосторонние организации, содействующие развитию внешней торговли и заграничному инвестированию в отдельных группах стран, имеющие особые интересы и проблемы в этой области. Прежде всего - росту и реформированию хозяйства развивающихся и стран с переходной экономикой.

В 1964 г. учреждена Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), оказывающая помощь преимущественно развивающимся странам в интересах интегрирования их в мировую экономику. В частности, в 1971 г. она разработала Общую систему преференций для облегчения промышленного экспорта этих стран (предусматривает отмену или снижение таможенных пошлин примерно на 70 млрд долл. в год), позже ЮНКТАД подготовила серию международных товарных соглашений по ряду видов тропического продовольственного и промышленного сырья для стабилизации соответствующих мировых рынков, а в 1980 г. выпустила до сих пор единственный в мире кодекс добросовестной конкуренции («Комплекс многосторонних правил и принципов контроля над ограничительной предпринимательской деятельностью»).

В 1988 г. создано Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), которое занимается страхованием их от политических рисков в целях стимулирования притока иностранного капитала в развивающиеся страны и распространением информации об инвестиционных возможностях. Агентство предоставило такие гарантии на прямые инвестиции примерно в 100 странах.

В 1990 г. учрежден Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) для оказания финансовой поддержки странам, осуществлявшим переход к рыночной экономике. Банк соучаствует в реализации инфраструктурных проектов в процессе проведения реформ (кредитовал примерно 500 проектов на общую сумму в 100 млрд долл.).

Возникают многосторонние организации по обслуживанию внешней торговли в отдельных, особенно важных сферах: по юридическим вопросам - Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ, создана в 1968 г.), разработавшая, например, «Конвенцию о морской перевозке грузов» в 1978 г. и «Конвенцию о международных договорах купли-продажи товаров» (широко известную как «Венская конвенция») в 1980 г.; по таможенным вопросам - Совет таможенного сотрудничества (СТС) в 1950 г., преобразованный во Всемирную таможенной организацию в 1996 г. (СТС создал первую таможенную классификацию товаров для международной торговли, т.н. «Брюссельскую», вступившую в силу в 1959 г., а его последовательница - действующую общепризнанную в мире аналогичную классификацию - «Гармонизированную систему описания и кодирования товаров» - в 1988 г.); по стандартам - Международная организация по стандартизации (ИСО) в 1946 г., подготовившая или обновившая свыше 10 тыс. технических стандартов; наконец, по отдельным видам транспорта: морскому, авиационному и автомобильному (в 1947-1959 гг.).

К сравнительно новому направлению специализации многосторонних экономических организаций можно отнести недавно созданные институты по противодействию растущему использованию внешнеэкономических отношений в криминальных целях. Имеются в виду два института: во-первых, Международная организация по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ, создана в 1989 г. по инициативе лидеров стран «Большой восьмерки»), разрабатывающая превентивные меры и санкции против юридических и физических лиц, занимающихся «отмывание» денег (по оценкам зарубежных экспертов, «отмывание» превышает 1 трлн долл. в год), и, во-вторых, Группа «Эгмонт» (создана в 1995 г., неформальное объединение подразделений финансовой разведки, своего рода финансовый Интерпол). Группа объединяет 127 национальных государственных органов, также ведущих борьбу с отмыванием денег, но иным путем: осуществляют обмен информацией о сомнительных трансграничных денежных операциях и способах легализации доходов, в том числе полученных преступным путем и используемых для финансирования терроризма.5

Кроме того, к борьбе со злоупотреблениями в мировой торговле подключились многосторонние экономические организации, ранее созданные для других целей. В частности, СТС принял «Международную конвенцию о взаимном административном сотрудничестве в деле предотвращения, расследования и пресечения нарушений таможенных правил» в 1977 г. и создал в своей организационной структуре Комитет по борьбе с нарушениями таможенных правил в 1983 г. ОЭСР приняла «Конвенцию о запрещении подкупа должностных лиц при заключении внешнеторговых сделок» в 1999 г., причем в ней указывались как назначенные, так и избранные должностные лица, т.е. чиновники и депутаты.

Заинтересованность мирового сообщества в коллективном регулировании и упорядоченном стимулировании международной предпринимательской деятельности привела в поисках компромисса к выработке многосторонними экономическими организациями документов разных типов: обязательных (например, почти все документы ВТО), полуобязательных (ЮНКТАД; члены заявили, что будут стремиться выполнять решения, но юридически свое намерение не закрепили) и рекомендательных (МТП). Рекомендательные документы МТП, не имея юридической силы, пользуются большим авторитетом на мировом рынке.

Особенно важно отметить, что в настоящее время специализированные международные экономические организации, как правило, функционируют не обособленно, а тесно сотрудничают между собой: обмениваются информацией и аналитическими материалами, непосредственно участвуют в конференциях друг друга, высказывают свое мнение по обсуждаемым вопросам и дают конкретные предложения.

5 Группа “Эгмонт” - Википедия - cc. 1-6 http://ru.wikipedia. org/wiki; Annual Report 20102011, Financial intelligence units in action. The Egmont Group Secretariat, Toronto, 2011.

Характерно, например, что в Марракешском соглашении об учреждении ВТО. в ст.3, озаглавленной «Функции ВТО», в качестве одной из функций, во-первых, определяется сотрудничество с МВФ и МБРР, а, во-вторых, следующим образом определяется стратегия сотрудничества: «в целях достижения большей согласованности при проведении глобальной экономической политики». Таким образом подчеркивается, что деятельность ВТО выходит за рамки сугубо торгово-политических вопросов.

При всем разнообразии юридических статусов, форм и направлений деятельности многосторонних экономических организаций, а также принимаемых ими документов есть основание считать, что в настоящее время функционирует и развивается всеобъемлющая система регулирования и стимулирования международного торгово-экономического сотрудничества, которой в мире не было раньше. Эта система является сравнительно эффективной и справедливой, хотя она имеет еще пробелы и недостатки.

Представляется закономерным, что именно в условиях глобализации, когда мировое хозяйство превращается в единое целое, сформировалась и совершенствуется единая международная система правил для всех его участников, и к ней стремится приобщиться все большее число стран и компаний.

Наконец, ВТО обоснованно становится главным участником этой системы, поскольку (1) ВТО - межправительственная юридически обязывающая страны-участницы организация, (2) документы ВТО содержат комплекс принципов и правил торгово-экономических отношений, направленных на обеспечение справедливой конкуренции на мировом рынке, в которой заинтересовано подавляющее большинство участников этих отношений, (3) на страны-члены ВТО приходится почти 100% мировой торговли и (4) ВТО в повседневной деятельности конструктивно сотрудничает со многими другими крупными экономическими организациями.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Авдевич М. Современные тенденции многостороннего регулирования международных экономических отношений. - М.: 2001. - 169 с.

“Известия”, 6 июня 2007 г.

Основные факты об Организации Объединенных Наций. - М., 2005. - 456 с.

Trading into the Future. WTO.The World Trade Organization. Geneva, 2001. http://www.wto. org/english/res_e/doload_e/tif.pdf

(В одном из ближайших номеров журнала редакция планирует поместить статью Са-бельникова Л.В. об участии России в многосторонних экономических организациях и форумах).

ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.