Научная статья на тему 'Участие России в многосторонних организациях и форумах: выгоды, издержки, перспективы'

Участие России в многосторонних организациях и форумах: выгоды, издержки, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МНОГОСТОРОННИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРУМЫ / ВТО / ОЭСР / RUSSIA / MULTILATERAL ORGANIZATIONS AND FORUMS / THE WTO / THE OECD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабельников Леонид Васильевич

Анализируется расширение участия России в многосторонних организациях и форумах в течение последних двух десятилетий. Рассматриваются выгоды и издержки этого участия, в том числе от предстоящего присоединения России к ВТО и ОЭСР. Отмечается необходимость повышения эффективности участия, позволяющего улучшить позиции страны в мировой экономике, но требующего увеличения валютных расходов. Высказываются соображения о путях повышения эффективности и о целесообразности включения в национальные программы развития внешнеэкономических связей специального раздела: "Оптимизация членства России в многосторонних организациях и форумах".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s participation in multilateral organizations and forums: benefits, costs, prospects

The article is about the enhancement of Russia's participation in multilateral organizations and forums during the last two decades. The author analyses the benefits and costs that result from the participation, including the forthcoming joining the WTO and the OECD. The necessity to raise the effectiveness of the participation, which would allow strengthening the country's position in the global economy, is stressed. Although it would imply greater expenditure in foreign currency. The author expresses some ideas about the methods of increasing the effectiveness of the participation and proposes to insert the special section "Optimization of Russian membership in multilateral organizations and forums" into national programs of the development of international economic relations.

Текст научной работы на тему «Участие России в многосторонних организациях и форумах: выгоды, издержки, перспективы»

Участие России в многосторонних организациях и форумах: выгоды, издержки, перспективы

Россия в последние два десятилетия активно ликвидирует возникшее в предшествующие четыре с половиной десятилетия существенное отставание во взаимодействии с международными экономическими организациями и форумами, тормозившее использование преимуществ международного разделения труда и интегрирование в мировое хозяйство в интересах повышения эффективности предпринимательства и ускорения социально-экономического развития (быв. СССР по идеологическим соображениям воздерживался от широкого участия в многосторонних экономических организациях и являлся членом лишь нескольких таких крупных институтов, входивших в систему ООН: Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК) с 1947 г. (членами являются 55 государств, включая США, Канаду и Израиль), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1964 г. и Комиссию ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) с 1968 г.). В результате наша страна, а в отдельных случаях и непосредственно российские компании, стали членами более десяти организаций, и деятельность в данном направлении продолжается (см. таблицу 1).

Современное участие России в многосторонних организациях и форумах охватывает членство в давно и сравнительно недавно созданных таких институтах, в межправительственных и неправительственных, общеэкономических и специализированных. После ожидаемого присоединения ее к ВТО и затем к ОЭСР можно будет считать, что наша страна стала членом основных составляющих действующей в настоящее время всеобъемлющей мировой системы регулирования и стимулирования международных экономических отношений.

Л.В. Сабельников

УДК 339.9 ББК 65.5 С - 120

Таблица 1

Развитие участия России в многосторонних экономических организациях и форумах

Наименование организаций и форумов Дата вступления

1. Европейский банк реконструкции и развития 1990 г.

2. Совещание глав государств и правительств («Большая восьмерка») 1991 г.

3. Всемирная таможенная организация (до 1996 г. Совет таможенного сотрудниче ства) 1991 г.

4. Международный валютный фонд 1992 г.

5. Международный банк реконструкции и развития 1992 г.

6. Международная торговая палата 1993 г.

7. Банк международных расчетов 1996 г.

8. Парижский клуб кредиторов 1997 г.

9. Лондонский клуб кредиторов 1997 г.

10. Группа «Эгмонт» 2002 г.

11. Организация по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) 2003 г.

12. Всемирная торговая организация *

13. Организация экономического сотрудничества и развития *

Примечание к таблице:

* Завершились или ведутся переговоры о присоединении.

Членство России в многосторонних экономических организациях и форумах позволяет стране и ее предпринимателям получать многие выгоды в различной форме преимущественно долговременного характера, порой уникального. К наиболее существенным выгодам можно отнести следующие.

Россия имеет возможность периодически обсуждать на встречах самого высокого уровня актуальные общемировые проблемы и вносить предложения по их решению в национальных экономических интересах в итоговые документы, которые затем становятся основой для принятия совместных договоренностей и, главное, действий.

В качестве примера можно сослаться на участие России во встрече лидеров «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006 г., когда по инициативе нашей страны был согласован важный для ее внешней торговли, экономики и государственного бюджета документ «Глобальная энергетическая безопасность». В нем, по предложению России, в целях усиления предсказуемости развития сотрудничества на мировом энергетическом рынке сформулированы обязательства

стран-импортеров энергоносителей (в частности, о заключении долгосрочных контрактов) в дополнение к обязательствам стран-экспортеров, и таким образом документу была придана сбалансированность.1

Позже на аналогичной встрече в июле 2008 г. на Хоккайдо (Япония) в связи возросшей неустойчивостью и приближением экономического кризиса составлен итоговый документ «Мировая экономика»; в него был внесен раздел «Энергетическая безопасность» с комплексом новых предложений: первоочередных и последующих (соответственно по устранению причин резких колебаний цен и по увеличению инвестиций в добычу, переработку и сбыт нефти). Кроме того, в Документе содержится призыв активизировать деятельность по борьбе с пиратской и контрафактной продукцией, которая все больше беспокоит общественность России.2

При необходимости привлечения дополнительных внешних ресурсов Россия может рассчитывать на получение денежных средств от межправительственных финансовых институтов на более благоприятных условиях (со ставкой по кредитам ниже рыночной), чем от частных коммерческих банков в зарубежных странах. Имеются в виду МВФ, МБРР и особенно ЕБРР, специально созданный для поддержки производства в странах переходной экономики. Совет директоров последнего одобрил соучастие в более 100 сравнительно крупных инвестиционных проектов в России. В настоящее время необходимость средствах МВФ и МБРР уменьшилась, но в 90-х годах потребность была большой, и в условиях неустойчивости, присущей мировой рыночной системе хозяйства, в любое время может возникнуть вновь.

Россия получает возможность успешнее добиваться как реструктуризации своей задолженности, так и погашения другими странами трудно возвращаемых долгов, в том числе унаследованных от быв. СССР. Большую помощь ей уже не раз оказывало членство в Парижском клубе кредиторов и сотрудничество с участниками Лондонского клуба кредиторов (осуществляется Внешэкономбанком с 1992 г.). Например, при подписании соглашения об участии в Парижском клубе была достигнута договоренность о долгосрочной отсрочке погашения долгов на сумму в 40 млрд долл.; среди должников России 25 стран или примерно половина взаимодействует с этой организацией.

Участие России в Парижском и Лондонском клубах кредиторов, кроме того, повышает престиж страны на мировом финансовом рынке, что также приносит выгоды: содействует привлечению иностранных инвесторов и дает возможность отечественным предпринимателям получать кредиты на благоприятных условиях

1 Глобальная энергетическая безопасность. Санкт-Петербург. 16 июля 2005 г. Официальный сайт Председательства Российской Федерации в “Группе восьми” http://www. g8russia.ru/docs/11-print.html

2 Основной итоговый документ. 8 июля 2008 г. Президент России. Официальный сайт http://news.kremlin.ru/ref_notes/251/print

(правда, в последнее время они чрезмерно заимствуют денежные средства за рубежом).

В условиях постоянного расширения числа российских участников внешнеэкономической деятельности за счет новичков они, используя членство страны в ЮНСИТРАЛ и Торгово-промышленной палаты РФ в МТП приобретают возможность обращаться к их документам и оперативно повышать профессиональный уровень в соответствии с общепринятыми в мире правилами, обычаями и практикой осуществления международных коммерческих и инвестиционных операций в рыночной системе хозяйства, отличающейся неопределенностью и повышенной рискованностью.

Цель МТП, как записано в ее уставе, состоит в улучшении взаимопонимания между деловыми кругами всех стран и в устранении барьеров в торговле, а средствами достижения этой цели является разработка и совершенствование полезных предпринимателям рекомендаций и стандартов, подготовка единых правил коммерции и урегулирование споров. Документы МТП, не будучи юридически обязательными, фактически используются во всем мире в качестве общепризнанных норм. ТПП РФ, в свою очередь, имеет связи со 174 региональными торгово-промышленными палатами и более 200 союзами предпринимателей федерального уровня, а также с 500 региональными бизнесс-ассоциациями.3 Для облегчения контактов компаний с Международной торговой палатой и ее документами в 2000 г. в Москве создан Российский национальный комитет МТП.

При сравнительно быстром росте внешнеторгового оборота проблема унификации, упрощения и, следовательно, удешевления соответствующих документов и процедур на основе международных конвенций, руководств и рекомендаций решается намного быстрее с помощью тесного взаимодействия с экспертами и использования рекомендаций ЕЭК ООН и Всемирной таможенной организации, в которых участвует Россия (с 1991 г. в СТС). По расчетам зарубежных экспертов, унификация внешнеторговых документов позволяет снизить стоимость коммерческих сделок на 5-10% (внешнеторговый оборот России в 2011 г. превысил 800 млрд долл.).4

В последние десятилетия, как отмечалось, активизировалась деятельность Всемирной таможенной организации, направленная против таможенных правонарушений. Это требует, среди прочего, усиления сотрудничества между национальными таможенными службами. Характерно, что в Москве учрежден Региональный центр связи по правоприменительной деятельности указанной организации, а также ее учебная структура на базе Российской таможенной академии.

В борьбе с широко распространенными на мировом рынке неоправданными протекционистскими мерами и часто практикуемой торговой дискриминацией,

3 Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), 3 марта 2011 г.

4 БИКИ, 15 февраля 2012 г.

осуществляемыми официальными учреждениями многих стран, Россия в качестве члена ВТО, которая устанавливает единые правила для участников международной торговли и, главное, контролирует соблюдение этих правил и имеет право применять санкции против их нарушителей, может в отстаивании интересов отечественных экспортеров достичь больших результатов, чем посредством двусторонних переговоров (после юридического завершения оформления членства).

Орган ВТО по урегулированию споров зарекомендовал себя как объективный и эффективно действующий механизм. Следствием является тенденция к сокращению конфликтов по вопросам регулирования международной торговли между ее членами в последние годы. Есть основания полагать, что значительная часть конфликтов России со странами-членами ВТО может быть решена в пользу нашей страны, и в дальнейшем таких конфликтов станет намного меньше. По официальным данным, от неоправданных ограничений торговых партнеров Россия ежегодно теряет порядка 2 млрд долл.5

Кроме того, членство в ВТО расширит круг стран, предоставляющих России общепринятый в торговле между членами этой организации режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим (НР), которые также устранят дискриминацию. В настоящее время Россия на основе двусторонних торгово-экономических соглашений пользуется РНБ в торговле со 120 странами и НР с 80 странами. Таким образом улучшатся условия торговли еще с 33 странами в отношении РНБ и со 173 странами в отношении НР. По мере присоединения к ВТО еще нескольких десятков стран, ведущих переговоры, число таких стран также увеличится.

В условиях массовых трансграничных злоупотреблений, когда в дополнение к традиционной контрабанде высокооблагаемых налогами товаров используются новые ее направления (оружие, радиоактивные материалы, предметы искусства, антиквариата и драгоценности, редкие виды животных и растений и т.д.), а также применяются достижения научно-технического прогресса и современные технологии для несанкционированного копирования и изготовления контрафактной продукции, участие России в ВТО даст возможность более эффективно защищать интересы отечественных производителей на внутреннем рынке и экспортеров на внешнем.

Самое объемное и принципиально важное Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности устанавливает строгие правила торговли в рассматриваемой области по основным составляющим (авторское право и смежные права, товарные знаки, географические указания, промышленные образцы, патенты, топологии интегральных микросхем и охрана закрытой информации), наделяет национальные правовые органы широкими полномочиями для защиты этих прав, обязывает таможенные службы осуществлять соответствующие контрольные

5 “Известия”, 23 ноября 2010 г.

функции и устанавливать запреты на ввоз и вывоз подозрительных товаров, наконец, предусматривает наказания для нарушителей прав и их соучастников вплоть до уголовного преследования.

Активное участие российских представителей в последующих переговорах в рамках ВТО позволит результативнее отстаивать национальные интересы и препятствовать принятию решений, ставящих под угрозу стратегические интересы страны.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что отмеченные и другие выгоды от присоединения к ВТО необходимо рассматривать лишь как шанс, а не гарантию их автоматического получения. Реализация этого шанса всецело зависит от нас самих и требует большой подготовительной работы - прежде всего информационно-консультационной и, возможно, использования опыта других, дружественных России стран-членов ВТО, например, Индии и Китая.

Наконец, аналитические и статистические материалы, которые готовят высококвалифицированные эксперты к встречам и конференциям участников многосторонних экономических организаций и форумов, а затем в соответствии с принимаемыми решениями, могут быть полезными при разработке тактики и стратегии предпринимательской деятельности на мировом рынке, а также при подготовке в ВУЗах будущих специалистов в области внешнеэкономических связей для компаний.

Особенно важное значение имеют статистика ВТО по мировой торговле, периодическая информация о мероприятиях ее органов, а также издание «Обзор торговой политики» («Trade Policy Review»), которое регулярно выпускается по всем странам-членам, причем для большей объективности материала в двух вариантах, составленных национальными экспертами и экспертами этой организации (указанные варианты обзора часто отличаются по объему и содержанию в пользу второго варианта).

Выгодам России от участия в международных экономических организациях сопутствуют издержки. Например, часть недостаточно конкурентоспособных предприятий в России после присоединения к ВТО и либерализации импорта могут обанкротится (значительные опасения, по мнению президента Торгово-промышленной палаты РФ, существуют в отношении легкой промышленности и сельского хозяйства). Однако есть ряд смягчающих эту угрозу обстоятельств, в том числе объективных: при большой территории страны импорт товаров связан с высокими транспортными расходами - до 30% оптовой цены, а значительная часть субъектов Российской Федерации почти не зависит от внешней торговли - в 45 субъектах импорт составляет 10% общего потребительского рынка.6 Кроме того, присоединение предусматривает переходный период либерализации торговли в отношении многих товаров в течение нескольких лет (в отношении отдельных - до 7 лет) и

6 “Россия на пути к ВТО”, N 5, 2002 г., с.4.

нелинейное снижение пошлин, т.е. оно может быть произведено в последние годы переходного периода. Наконец, в пакет документов ВТО включено Соглашение по специальным защитным мерам, которое дает право странам-членам ВТО при ущербе от чрезмерного роста импорта в отношении национального производства и даже лишь при угрозе ущерба устанавливать временные ограничения на ввоз определенных товаров (до 4-х лет, в исключительных случаях до 8 лет).7

К другим издержкам членства в многосторонних организациях относятся (1) членские взносы - в ВТО, например, для России они ежегодно могут составить 3,1 млн ам.долл.;8 (2) разовые платежи в связи с возможными решениями об оказании финансовой помощи другим странам, отставшим в экономическом развитии или оказавшимся в тяжелом положении при чрезвычайных обстоятельствах; (3) недополучение денежных средств при реструктуризации и сокращении их задолженности; (4) принятие непопулярных мер в социальной сфере в качестве условия предоставления финансовой помощи. Общая сумма ежегодных взносов в международные организации, по данным платежного баланса России, колеблется, имея тенденцию к увеличению. В 2010 г. эта сумма достигла 770 млн долл.9

Одним из общепринятых средств минимизации таких расходов, особенно широко используемых США, является размещение штаб-квартир международных организаций на своей территории, что приносит значительный доход. Россия имеет аналогичные возможности в Москве и Санкт-Петербурге, а в обозримой перспективе будет иметь дополнительно возможности во Владивостоке и Сочи, где создается необходимая инфраструктура (соответственно после проведения форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2012 г. и Олимпийских игр в 2014 г.).

Но особенно большие издержки, по нашему мнению, - это «упущенные выгоды» от участия в многосторонних экономических организациях, которые по разным причинам не удается реализовать. В качестве примера можно сослаться на многолетнее членство России в организациях по противодействию злоупотреблениям в валютной области - в Группе «Эгмонт» и в ФАТФ. Прошло 8-9 лет участия нашей страны в этих организациях, и вместе с тем нелегальное перемещение денежных средств за границу, в том числе сомнительного происхождения, продолжается в крупных масштабах (в 2011 г., например, по данным официальных лиц, приводившимся в печати, из России нелегально был вывезен эквивалент 1 трлн руб). Представляется, что при таких показателях эффективность участия России в указанных организациях близка к нулю.

7 Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты. М. 2002 г., с. 269

8 “Известия”, 19 декабря 2011 г.

9 Платежный баланс Российской Федерации за 2010 г. Текущие трансферты.

Вместе с тем упущенные выгоды можно и нужно минимизировать. Среди средств минимизации необходимо отметить разработку мер, которые, учитывая особенности международной организации, позволяют их максимально использовать в национальных интересах в той или иной форме. Например, Россия ведет переговоры о вступлении в ОЭСР (членство в ней, кстати, будет ежегодно обходиться в несколько раз дороже, чем в ВТО), а особенностью ОЭСР является уникальный научно-исследовательский аппарат (насчитывает свыше 700 квалифицированных специалистов), постоянно отслеживающий состояние мирового хозяйства и отдельных его отраслей, готовящий прогнозы, издающий фундаментальные исследования и обширные статистические материалы. Результаты деятельности этого аппарата передаются подразделениям ОЭСР и служат основой для подготовки решений другими международными экономическими организациями, в том числе ВТО.

Представляется, что заблаговременная разработка комплексной системы (1) получения всей научной информации в рамках ОЭСР, (2) последующей передачи ее заинтересованным российским исследовательским институтам, ведомствам, объединениям предпринимателей и непосредственно компаниям, а также (3) постоянно действующей обратной связи, предусматривающей запросы с российской стороны о подготовке материалов экспертами ОЭСР по определенной тематике, могла бы принести практическую пользу: в прогнозировании развития и налаживании международного сотрудничества, повышении эффективности деятельности, совершенствовании управления, в экономии ресурсов и т.д., Поскольку создание такой системы требует значительных усилий и времени, чем раньше оно будет начато, тем лучшими окажутся результаты.

Кроме того, в рамках ОЭСР с 1974 г. функционирует Международное энергетическое агентство (МЭА), в котором Россия, как крупный экспортер природного газа и нефти, должна занять сильные позиции (после вступления в ОЭСР) и конструктивно воздействовать на формирование долговременного сотрудничества всех участников мирового рынка энергоносителей, исключительно важного для нашей страны и вместе с тем конфликтного. Особую ситуацию создает сочетание фактического лидерства России в недавно учрежденном Форуме стран-экспортеров природного газа и предстоящее ее участие в МЭА, объединяющее преимущественно страны-импортеры энергоносителей. Разработку тактики и стратегии взаимосвязанной деятельности в обеих организациях также не следует откладывать до вступления России в ОЭСР.

Обобщая высказанные замечания и пожелания можно было бы в целом предложить включать в национальные программы развития российского хозяйства на перспективу, предусматривающие внешнеэкономические аспекты, в том числе в обсуждаемую «Стратегию 2020», самостоятельный раздел - «Оптимизация член-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.