' ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ^
Международное стратегическое партнёрство университета:
модели взаимодействия
Ватолкина Наталья Шамилевна - канд. экон. наук, доцент. E-mail: [email protected] Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Москва, Россия Адрес: 105005, г. Москва, 2-я Бауманская ул., 5, стр. 1
Федоткина Ольга Петровна - канд. экон. наук, доцент. E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия Адрес: 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49
Аннотация. Формирование потенциала для работы в глобальной среде - это серьёзный вызов для любого университета. Современные университеты накопили огромный опыт международного сотрудничества, однако в условиях усиливающихся взаимозависимости и конкуренции, а также ограниченности ресурсов императивом становится разработка инновационных стратегий интернационализации как ресурса развития вуза. В статье проведён анализ изменений подходов к интернационализации университета на основе развития стратегического партнёрства и повышения их эффективности в условиях глобализации. Представлены модели международного стратегического партнёрства в зависимости от моделей интеграционных связей и сложности партнёрских отношений.
Ключевые слова: стратегическое партнёрство, международная деятельность, академическая мобильность, интернационализация
Для цитирования: Ватолкина Н.Ш, Федоткина О.П. Международное стратегическое партнёрство университета: модели взаимодействия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 113-119.
В условиях экономики знаний вузы становятся субъектами глобализации, формируя и осуществляя стратегии, которые позволяют им управлять процессами интернационализации через интеграцию международного, межкультурного и глобального измерений их деятельности. Современный университет оценивается сегодня, среди прочего, по степени интернационализации его базовых процессов. С позиции студентов, преподавателей, исследователей и сотрудников, участвующих в международных проектах, расширение и углубление международных партнёрских отношений университетов является ответом на повышение уровня конкуренции, наличие финансовых, кадровых, управленческих и информационных ограничений. В этих условиях университеты ста-
новятся всё более избирательными в выборе партнёров для сотрудничества с целью обеспечения его эффективности [1].
Приоритетной задачей современного университета становится установление и развитие институциональных отношений на основе модели «университет - стратегический партнёр», которые направлены на долговременное сотрудничество путём создания устойчивых академических сетей, укрепления обменов студентами и персоналом, знаниями и практиками [2]. Согласно исследованию ПЕ^иВ, стратегическое партнёрство является формализованным союзом между двумя или более высшими учебными заведениями, созданным в результате преднамеренного процесса, при котором партнёры обмениваются ресурсами
Рис. 1. Среднее количество международных стратегических партнёрств по странам в Европейском пространстве высшего образования
и используют дополнительные сильные стороны для достижения определённых общих целей [3]. Стратегическое сотрудничество связано со стратегическими целями и задачами академической единицы, колледжа или университета в целом. Это указывает на многомерное взаимодействие между вовлечёнными учреждениями и подразумевает совместное проведение научно-исследовательских и образовательных мероприятий (эффект синергии). Правительства многих стран также ориентируют высшие учебные заведения развивать международные стратегические партнёрства. Самой масштабной программой в области образования, сильной компонентой которой стала поддержка международных стратегических партнёрских отношений, является программа Европейского Союза Erasmus+ (2014-2020 гг.) [4].
Стратегический подход к построению институциональных отношений приносит с собой необходимость разработки конкретных партнёрских политик университета, которые имеют наибольшее стратегическое значение для его интернационализации с точки зрения долгосрочности, мульти-дисциплинарности и устойчивости. Выбор стратегических партнёров должен отражать интересы университета и иметь потенциал
для расширения международного обучения, исследований, взаимодействия и предпринимательства.
В 2014 г. Европейская ассоциация международного образования (ЕА1Е) провела обширный опрос среди специалистов высшего образования, работающих в области интернационализации в Европейском пространстве высшего образования (ЕНЕА). Результаты и их анализ были опубликованы [5]. По мнению респондентов, показателем активности интернационализации, демонстрирующим наибольший рост за последние три года, является число международных стратегических партнёрств. 79% респондентов сообщили, что международные стратегические партнёрские отношения представлены в институциональных стратегиях интернационализации их вузов, что указывает на усиление акцента на институциональные обязательства и стратегическое партнёрство. Несмотря на данную тенденцию, в Европе наблюдается разница в количестве партнёрств в каждой отдельной стране и в отдельном университете. Самый высокий средний показатель по стране был в Испании (184), а самый низкий был отмечен респондентами из Албании (20) . Среднее значение по ЕНЕА составляет 71
100%
Рис. 2. Виды международного стратегического партнёрства в Европейском пространстве высшего образования
партнёрство на один университет (Рис. 1). Различное количество стратегических парт-нёрств указывает на то, что существуют национальные особенности трактовки понятия «стратегическое партнёрство». Кроме того, число партнёрств может указывать на международное присутствие университета, но само по себе не является достаточным свидетельством эффективности его международной деятельности. Важнейшее значение имеет не столько количество партнёрских отношений, сколько их качество: вид совместной деятельности и устойчивость партнёрских отношений.
Университеты всё более осторожно относятся к тем, с кем они сотрудничают, и отказываются от практики более ранних лет - заключения соглашений о сотрудничестве без стратегического рассмотрения [1].
Хотя многие респонденты сообщили о наличии большого числа стратегических парт-нёрств, активность этих партнёрств была различной. Так, 19% респондентов считают, что все их стратегические партнёрские отношения активны, 47% сообщили, что большинство из них активно, 24% - что активны некоторые из них, для 1% опрошенных «активных партнёрств не было» (10% затруднились с ответом).
На рисунке 2 представлены виды международного стратегического партнёрства университета.
1. Академическая мобильность преподавателей и студентов. Данный вид партнёрства является доминирующим в международной деятельности университетов Европы: 89% респондентов указанного обследования сообщили, что обмен студентами включён в их стратегическое партнёрство, 81% - что обмен академическими кадрами является частью их партнёрских отношений.
2. Совместная научно-исследовательская и инновационная деятельность. Около двух третей респондентов отметили, что данный вид деятельности включён в план развития стратегического сотрудничества их вуза.
3. Совместные образовательные программы / программы «двух дипломов» (совместные или двойные степени). Более половины респондентов указали, что совместные или двойные степени включены в стратегические партнёрские отношения, чуть менее половины - что ориентированы на поддержку обмена сотрудниками, разработку учебных программ и обмен знаниями.
4. Другие виды международной деятельности университетов, включая развитие потенциала вуза и виртуальное сотрудниче-
ство, менее распространены (около пятой части респондентов или меньше).
5. Образование для бизнеса - вид стратегического сотрудничества, который не слишком широко распространён в партнёрских моделях многих вузов, хотя является приоритетным в программе Erasmus + и рассматривается как главный аспект их будущего стратегического партнёрства наряду с исследованиями и совместными и двойными степенями.
Оценивая влияние международных стратегических партнёрств на деятельность университета, необходимо выделить следующие аспекты:
- широта взаимодействия. Стратегические международные партнёрства в значительной степени влияют на два направления. Во-первых, они способствуют междисциплинарному подходу в обучении, с привлечением преподавателей и студентов на всех уровнях и от всего университета. Во-вторых, они включают все мероприятия, непосредственно связанные со всеми видами деятельности университета;
- глубина взаимодействия. Стратегические международные партнёрства предоставляют университету возможность перехода от простых моделей взаимодействия между партнёрами к сложным;
- поддержка преподавателей. Международное стратегическое партнёрство базируется на постоянном интересе преподавателей и исследователей к конструктивному партнёрскому сотрудничеству при централизованной координации международной деятельности;
- взаимовыгодное сотрудничество. Стратегические международные партнёрства предоставляют партнёрам взаимную выгоду, увеличивая их способность предоставлять уникальные образовательные и научные возможности для студентов, преподавателей и исследователей;
- устойчивость. Успешные стратегические международные партнёрства априори должны быть долгосрочными. Перво-
начальные инвестиции осуществляются в форме стартового финансирования, чтобы облегчить на первых порах взаимодействие между преподавателями и международными службами в партнёрских учреждениях. Эта централизованная финансовая поддержка уменьшается по мере развития институциональных отношений.
Основными критериями эффективности сотрудничества в рамках международного стратегического партнёрства являются:
1) направление и вид деятельности. Партнёры должны быть одинаково сфокусированы на совместной деятельности в своих образовательных программах и научных направлениях, иметь собственные сильные стороны;
2) исторические и существующие связи международной деятельности университетов;
3) взаимный интерес и обязательства. Руководство университетов-партнёров должно в равной степени способствовать развитию стратегического партнёрства и быть готовым выделять финансовые и иные ресурсы для обеспечения успеха;
4) совместимые административные структуры. Международные службы в партнёрских университетах должны быть одинаково мотивированными и активными в поддержке стратегического партнёрства;
5) взаимодействие факультетов. Без интереса и поддержки преподавателей партнёрство имеет мало шансов на успех. Первоначально эти связи развиваются на основе академической мобильности и проведения совместных конференций, семинаров для объединения групп преподавателей.
6) логистика и практические аспекты партнёрства, а именно: соответствие академических календарей потенциальных партнёров; языковые компетенции студентов и преподавателей; сопоставимая разница во времени между географическим положением партнёрских учреждений для синхронизации дистанционного обучения; безопасность и управление рисками.
К направлениям разработки политики международного стратегического партнёрства можно отнести следующие:
• инвентаризация существующих парт-нёрств, оценка эффективности их реализации;
• оценка существующих партнёрств, не классифицированных как «стратегические», с позиции потенциала достижения институциональных целей (интернационализации);
• разработка механизма эффективной реализации наличных партнёрских отношений и ликвидации неактивных или устаревших партнёрских отношений;
• определение приоритетных географических регионов для развития международного стратегического партнёрства;
• увеличение широты и глубины отдельных партнёрств, которые могут стать стратегическими;
• гармонизация стратегических парт-нёрств с институциональной стратегией университета;
• понимание институциональной миссии и потребностей (типов) учреждений, с которыми университет сотрудничает, для организации эффективного взаимодействия и диалога, а также соблюдения баланса сотрудничества и конкуренции;
• тщательное проектирование структуры мониторинга системы международного стратегического партнёрства.
Институциональные обязательства, согласование с институциональной стратегией интернационализации и демонстрация эффективного воздействия одинаково важны для того, чтобы международные партнёрства считались стратегическими. Однако партнёрские отношения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям, не обязательно устарели или нежизнеспособны. Они могут по-прежнему вносить вклад в реализацию стратегии интернационализации вуза, а осуществляемые мероприятия могут развиваться как стратегические приоритеты.
В зависимости от стратегических моделей интеграционных связей и сложности партнёрских отношений можно выделить следу-
ющие модели международного стратегического партнёрства (Рис. 3) [6].
1. Многоуровневый образовательный комплекс непрерывного обучения:
- развитие академического обмена студентами, преподавателями и сотрудниками;
- предоставление возможностей международного обучения, в том числе для студентов, которые не учатся за границей (internationalization at home);
- проведение совместных индивидуальных исследовательских проектов;
- организация и проведение совместных конференций, семинаров, симпозиумов;
- разработка и реализация современных образовательных программ и повышение их качества на основе принципа непрерывного совершенствования;
- расширение спектра совместных образовательных программ / программ «двух дипломов» (совместные или двойные степени) с международными партнёрами.
2. Международные научно-исследовательские альянсы / международные научно-образовательные сообщества университетов:
- обеспечение лидерства в научных исследованиях в наиболее востребованных областях на основе реализации совместных научно-исследовательских и образовательных проектов, в том числе с университетами развивающихся стран;
- совместные инициативы по передаче технологий;
- увеличение количества совместных публикаций в ведущих научных журналах;
- расширение возможностей для совместных / двойных программ PhD;
- обеспечение эффективного международного финансирования совместных научно-исследовательских и образовательных проектов;
- стратегические инвестиции в совместные научно-исследовательские и образовательные проекты / исследовательские кластеры.
3. Общественно-политический альянс экспертно-научного плана:
Рис. 3. Формы и форматы международного стратегического партнёрства
- создание совместных кампусов на основе объединения образовательных ресурсов и технологий университетов-партнёров;
- продвижение онлайн-обучения;
- формирование группы совместных профессоров для обеспечения непрерывности в поддержке учебных и сопутствующих потребностей междисциплинарных программ;
- реализация страновых / региональных стратегий для выявления и определения приоритетов и возможностей для транснационального образования;
- совместное решение глобальных проблем здравоохранения, образования, экономического развития, окружающей среды, энергетики, социальной жизни, в том числе защита прав человека и социальной справедливости.
Таким образом, университет, ориентируясь на имеющийся опыт международной деятельности, создаёт целостную международную стратегию партнёрства с университетами-партнёрами (учреждениями), которые разделяют его принципы и ценности и являются стратегически выгодными для развития университета (эффект синергии). При этом международное стратегическое партнёрство должно строиться
на понимании его важности для национальной
экономики и всего общества.
Литература / References
1. Deardorff, D.K, de Wit, H, Heyl, J, & Adams, T. (Eds.). (2012). The SAGE Handbook of International Higher Education. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications.
2. Sandström, A.-M, Weimer L. (2016). International Strategic Partnerships. European Association for International Education (EAIE), 2015.
3. Matthias, K. Current Trends in Strategic Partnerships. IIE/DAAD, 2016.
4. Discover Erasmus+. (2015). The New EU Programme for Education, Training, Youth and Sport for 2014-2020. Available at: http://ec.europa. eu/programmes/erasmus-plus/discover/index_ en.htm
5. EAIE Barometer: Internationalisation in Europe: Executive Summary. European Association for International Education (EAIE), 2015.
6. Online Survey on International Strategic Partnerships Conducted by the Institute of International Cooperation (New York) in Cooperation with Freie Universität. Berlin, Jan-March 2015.
Статья поступила в редакцию 18.04.18 Принята к публикации 15.05.18
International Strategic University Partnership: Interaction Models
Natalia Sh. Vatolkina - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., e-mail: [email protected]
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia
Address: 5/1, 2nd Baumanskaya str., Moscow, 105005, Russian Federation
Olga P. Fedotkina - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., e-mail: [email protected]
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
Address: 49, Leningradsky prosp., Moscow, 125993, Russian Federation
Abstract. Building capacity for working in a global environment is a serious challenge for any university. Modern universities have accumulated vast experience in international cooperation, but in the context of increasing interdependence and competition, as well as limited resources, the development of innovative strategies for internationalization as a resource for the development of higher education is becoming imperative. The article analyzes the changes in approaches to the internationalization of universities on the basis of the development of strategic partnership and increasing their effectiveness in the context of globalization. The models of international strategic partnership are presented depending on the types of integration ties and the complexity of partnership relations. Keywords: strategic partnership, international activity, academic mobility, internationalization Cite as: Vatolkina N. Sh., Fedotkina O, P. (2018). [International Strategic University Partnership: Interaction Models]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 6, pp. 113-119. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 18.04.18 Accepted for publication 18.05.18
Миссия журнала - совершенствование управления университетами в современных условиях на основе публикации исследований и популяризации практического опыта успешных управленческих команд.
Журнал включен Thomson Reuters совместно с Научной электронной библиотекой (eLibrary) в коллекцию российских научных журналов в составе базы данных RSCI (Russian Science Creation Index) на платформе Web of Science.
Журнал входит в базу научных российских журналов на платформе eLibrary, в обыкновенный перечень российских рецензируемых научных журналов, рекомендуемых ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, а также в международные базы научных журналов EBSCO Publishing, WorldCat, BASE - Bielefeld Academic Search Engine.