Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International
^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - ЗАЛОГ ПОДГОТОВКИ
МОЛОДЫХ КАДРОВ
Абдужаббор Мелиевич Карабаев
Ташкентский государственный транспортный университет аЬ.кагаЬауеу@§шай. сот
При подготовке молодых кадров особую роль играет международное сотрудничество. К примеру ДОГОВОР о научно-техническом сотрудничестве между Ташкентским государственным транспортным университетом и Государственным предприятием «Белорусский дорожный научно-исследовательский институт». В договоре указано, что стороны будут осуществлять сотрудничество по следующим важнейшим направлениям своей деятельности:
• фундаментальные и прикладные научные исследования в области автодорожного строительства, технологии строительного производства и строительного материаловедения, представляющий взаимный интерес, с доведением их результатов до практического внедрения и использования;
• обмен научно-технической информацией.
Основными задачами сотрудничества являются:
• повышение качества и эффективности научно-исследовательской деятельности;
• создание благоприятных условий для обмена идеями и информацией.
Для достижения поставленных задач сотрудничества намечено:
• проводить совместные научно-исследовательские работы в области автодорожных и строительных технологий и материаловедения;
• устанавливать прямые контакты между структурными подразделениями, а также отдельными ведущими учеными;
• организовать и проводить совместные научные конференции и семинары;
• координировать и развивать направления научно-исследовательских работ, представляющие взаимный интерес;
• осуществлять подготовку совместных публикаций;
• привлекать ученых и специалистов для участия в конференциях и семинарах.
April 21-22
157
Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International
^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem
Для успешного и целенаправленного выполнения поставленных задач с выходом на высокий уровень фундаментальных и прикладных решений в области автодорожного и строительного материаловедения предлагаются следующие направления:
• направленное регулирование свойств дорожно=строительных материалов;
• разработка и совершенствование автодорожных и строительных материалов на основе битумно-полимерных и комбинированных связующих;
• разработка технологий защиты дорожных покрытий от воздействия на них атмосферных и агрессивных средств.
1 апреля 2021 года Белорусским Фондом фундаментальных наук объявлен конкурс между Республики Узбекистан и Республики Беларусь для совместного выполнения фундаментальных научно-исследовательских работ. ТГТрУ и ГП «БелдорНИИ» подали заявки на совместный проект на тему: «Направленное регулирование в системе Суперпейв реологических свойств асфальтобетонов для восприятия экстремальных транспортных нагрузок и температур».
Для согласования обязательств сторон автор статьи побывал в ГП «БелдорНИИ». По ходу командировки встретился с руководством НИИ и оснащенностью лаборатории (рис 1, рис.2).
Рис. 1. Встреча с директором института
April 21-22
158
Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International ^^peciaUstsjnJh£FedofTrampor^
Рис. 2. Ознакомление с оснащенностью лаборатории.
Научная идея заключается в том, что асфальтобетон, запроектированный по системе «Суперпейв», может улучшить свои эксплуатационные показатели за счет изменения реологических свойств в процессе его приготовления и применения с использованием активационных технологий пролонгированного действия.
Смысл данного предложения заключается в том, что поверхность минеральных материалов обрабатывается активаторами, которые в процессе технологического передела вступают во взаимодействие с компонентами модифицированного битума, изменяя реологические свойства асфальтобетона в нужном направлении.
Этапы исследований, выполняемые узбекской стороной, включают:
• совершенствованием теоретических основ системы «Суперпейв»,
• оценку и прогнозирования эксплуатационного состояния дорожных покрытий в условиях сухого и жаркого климата;
• климатическое районирование территории Узбекистана по климатическому интегрированному индексу CHI (Climatic index of highways), включающего данные о приземной температуре воздуха.
Этапы исследований, выполняемые белорусской стороной включают:
• обзор физико-механических свойств асфальтобетонов, запроектированных по системе
April 21-22
159
Tashkent State Transport University Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022
Google Scholar indexed Prospects for Training International
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-157-160 Specialists in the Field of Transport
«Суперпейв», и показателей их реологических свойств при экстремальных температурах;
• разработку составов асфальтобетонов методом объемного проектирования;
• изучение свойств активированных компонентов асфальтобетона;
• определение оптимальных технологических режимов получения исходных материалов и асфальтобетонной смеси, обладающей требованиям сдвигустойчивости и усталостной долговечности асфальтобетона;
• проведение опытно-технологических работ;
• разработку проекта рекомендаций по технологии приготовления асфальтобетонных смесей и их применения;
• экономическую оценку технических предложений проектируемыми реологическими свойствами;
Для выполнения данного проекта в состав исполнителей со стороны ТГТрУ привлечены студенты, магистранты и докторанты. Молодые кадры ознакомятся с нормативными документами, изданные ГП «БелдорНИИ», направлениями научно-исследовательских работ и оснащенностью лабораторий. Опыт полученные в ходе выполнения совместного проекта пополнит базу своих знаний и в будущем создадут условие самостоятельного изучения и решения задач по строительному материаловедению.
April 21-22
160