Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ'

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ»

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International

^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Н. И. Мушинский

Белорусский национальный технический университет, кафедра философских

учений, Республика Беларусь, г. Минск, шшЫтк1@ЬП:и. Ьу

Философское и морально-этическое осмысление вопросов справедливости играет важную роль в подготовке специалистов международного уровня для транспортной отрасли. В современном «глобализированном» мире развитие средств коммуникации (транспорта и связи) является определяющим с точки зрения общих тенденций научно-технического прогресса. Географическое положение Республики Беларусь на границе между «Востоком» (с его неисчерпаемыми природными ресурсами) и высокотехнологичным «Западом» предопределяет её значение в обеспечении транзита товаров и услуг. Подготовкой специалистов высшей квалификации в этой сфере, в том числе международного уровня, занимается ряд высших учебных заведений страны, в том числе Белорусский национальный технический университет (БНТУ). К сожалению, события 2020 - 2022 гг. показывают, что в настоящее время в мире далеко не все участники экономических отношений морально готовы к равноправному взаимовыгодному сотрудничеству на основе принципов справедливости. Наблюдается рост агрессии и конфронтации, ведутся «гибридные войны», которые периодически переходят в «горячую фазу». Широко используются тенденциозные средства агитации и пропаганды, нагнетающие истерию, стремящиеся «запутать» обыкновенного человека, заставить его действовать во вред самому себе, использовать свои профессиональные знания и умения в деструктивных целях. Специалист высшей технической квалификации обязан трезво и объективно ориентироваться в происходящих процессах, обладать критических мышлением. Поэтому в его базовой подготовке всё большую роль приобретают дисциплины философско-гуманитарного профиля, призванные сформировать жизнеутверждающую жизненную позицию, готовность к честному добросовестному труду, способность в

April 21-22

21

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International

^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem

самых сложных обстоятельствах самостоятельно осмысливать принципы и критерии справедливости.

В структуре БНТУ подготовкой специалистов международного уровня для транспортной отрасли занят целый ряд кафедр и факультетов; непосредственно для этих целей создан «Факультет транспортных коммуникаций» (ФТК). Более чем за 60 лет своего существования ФТК выпустил около восьми тысяч человек, которые трудятся в проектных, дорожных, строительных и эксплуатационных организациях, как в нашей стране, так и за рубежом. Инженерно-технические специалисты, в разное время обучавшиеся на ФТК, строят и реконструируют современные автострады, дороги разного назначения, мосты, тоннели и другие аналогичные сооружения. Они проектируют улицы городов и других населённых пунктов, обеспечивают информационно-технологическое сопровождение строительных работ, создают новую технику на машиностроительных заводах. Их можно встретить на таких системообразующих предприятиях, как «МАЗ» (автозавод), «МТЗ» (тракторный завод), «БелАЗ» (завод карьерных самосвалов), «Амкодор» (завод техники коммунального и сельскохозяйственного назначения), «Минский завод колёсных тягачей», на строительстве минского метрополитена и т.п. Выпускники ФТК работают в структурах МЧС (чрезвычайных ситуаций), Госавтоинспекции МВД, в научно-исследовательских и проектных институтах. Они занимаются преподавательской деятельностью в технических вузах и колледжах, руководящей работой в качестве директоров и главных инженеров промышленных предприятий, управленческого персонала республиканского транспортного ведомства. Всё это, помимо специальных научно-технических знаний, требует определённой гуманитарной подготовки, которую в годы учёбы обеспечивает, в том числе, блок философских дисциплин.

В настоящее время на факультетах БНТУ используется модульный подход: интегрированный модуль «Философия» предполагает экзамен как форму отчётности и, помимо собственно «Философии», включает в себя такой предмет, как «Основы психологии и педагогики» (ещё один экзамен, читается соответствующей кафедрой); специализированный модуль «Философия» по объёму часов примерно вдвое меньше интегрированного модуля, преподаётся отдельно от «Психологии», включает такой предмет, как «Логика» («зачёт» как форма отчётности). Обе учебных дисциплины, «Философия» и «Логика», играют важную роль в подготовке технического специалиста международного уровня для транспортной

April 21-22

22

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International ^^peciaUstsjnJh£FedofTrampor^

сферы. Первая из них даёт информацию о всей совокупности философских школ и направлений, как исторических, так и современных, их ведущих представителях, написанных ими произведениях, тех проблемах, которые их волновали, в том числе в контексте современных процессов научно -технического и социального развития мировой цивилизации (тем самым формирует разностороннюю личность будущего специалиста, не замкнутую в узких рамках основной технической профессии, устойчивую к деструктивной пропаганде, способную широко мыслить, выносить самостоятельные оценки, адекватно реагировать на происходящие общественные изменения). Отдельные темы (например, «Модуль 6. Социальная философия») непосредственно затрагивают проблему справедливости, рассматривают её как в общетеоретическом преломлении - в контексте основных видов политических режимов и форм правления, разного рода экономических, социальных, идеологических процессов, так и в прикладном выражении применительно к основополагающим тенденциям современности. Специализированный модуль «Логика» несколько отличается по своей специфике от остальных гуманитарных дисциплин, в чём-то приближается к точным математическим наукам, поскольку рассматривает основные формы мысли в их строгом фиксированном содержании, широко использует символические буквенные обозначения, оперирует соответствующими формулами. Его изучение позволяет студентам взглянуть на процесс мышления как бы «со стороны», отстранённо и беспристрастно, формирует критический подход к разного рода суждениям, активизирует научную аргументированность и «здравый смысл», позволяет избежать поспешной эмоциональной реакции, отделить подлинную справедливость от «фэйковых» формулировок, продуцируемых деструктивной пропагандой на просторах Интернета.

К сожалению, приходится констатировать, что преподавание философских дисциплин в системе высшего технического образования на протяжении последних десятилетий неуклонно сокращается. Это связано с общими тенденциями «деидеологизации» на постсоветском пространстве, переходом на «западные» образовательные стандарты («болонский процесс», двухступенчатая модель: бакалавриат и магистратура) и т.п. С одной стороны, появился предмет «Философия и методология науки» (в конце - экзамен), который читается магистрантам, однако это незначительный процент от общего количества студентов БНТУ. Вместе с тем, из программы постепенно исчезли такие

April 21-22

23

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International ^^peciaUstsjnJh£FedofTrampor^

преподававшиеся философской кафедрой дисциплины (зачётные, «специализированные модули»), как «Этика», «Эстетика», «Религиоведение» и др. Первая из них далеко не ограничивалась изучением «норм делового этикета» (как это часто кажется узким техническим специалистам, в том числе из администрации вуза). Как «теория морали», изучающая, например, кантовский «категорический императив» или аристотелевскую концепцию добродетели, «Этика» непосредственно анализировала проблему справедливости в её нравственном преломлении (наряду с другими категориями, такими как «добро и зло», «свобода и ответственность», «долг и совесть», «честь и достоинство», «счастье и смысл жизни», формирующими гуманистические ценностные установки личности, добросовестное отношение к труду, патриотизм - не имеющий ничего общего с оголтелым национализмом, жизнеутверждающие нравственные идеалы). Аналогичным образом, «Эстетика» знакомила студентов с выдающимися произведениями мирового и отечественного искусства, формировала у них высокий вкус и стиль, побуждала задуматься о таких категориях, как «прекрасное и безобразное», «возвышенное и низменное», «комическое и трагическое» (что особенно важно для специальностей БНТУ «Архитектура», «Рекламная деятельность», «Промышленный дизайн», а также - при подготовке специалистов международного уровня для транспортной отрасли). «Религиоведение» на основе принципов толерантности, веротерпимости, межконфессионального диалога давало информацию о мировых системах вероучения (христианство, ислам, буддизм, иудаизм и т.п.), их культовой практике и церковной организации, догматических положениях, обычаях, традициях (тем самым студент и выпускник технического вуза, с его специфическими профессиональными знаниями в области, к примеру, горновзрывного дела, электронных охранных систем и др., приобретал устойчивость к интернет-агитации деструктивных сект, экстремистских неорелигиозных культов, адептов «международного терроризма» и т.д.).

События 2020 г. в Беларуси, когда в ходе очередных президентских выборов инициированные «западными» экономическими конкурентами деструктивные силы попытались захватить власть в стране (выдвинув, среди прочего, программу закрытия промышленных предприятий, как якобы «нерентабельных» и «неэкологичных», соответственно, - и готовящих для них кадры технических вузов), - показали, что сокращение философско-гуманитарного блока учебных

April 21-22

24

Tashkent State Transport University Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022

Google Scholar indexed Prospects for Training International

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-21-25 Specialists in the Field of Transport

дисциплин негативно сказывается на мировоззрении молодого поколения. Некоторые студенты и школьники, начитавшись радикальных оппозиционных телеграмм-каналов, поддались негативным эмоциям, приняли участие в противоправных акциях, дестабилизирующих положение в стране, о чём впоследствии выразили глубокое сожаление. Аналогичные процессы в 2022 г. произошли в Казахстане (деструктивная оппозиция насильственным путём попыталась захватить власть, к счастью - тоже безуспешно). На Украине за годы «незалежности» выросло целое поколение, не способное самостоятельно осмыслить принципы и критерии справедливости, что привело к открытому вооружённому противостоянию с Российской Федерацией, затягиванию военных действий.

В настоящее время Беларусь, находясь под действием явно несправедливого и политически ангажированного западного «режима санкций», активно выстраивает «восточный вектор» внешней политики, что непосредственно отражается на подготовке специалистов международного уровня для транспортной отрасли. Предложение состоит в том, чтобы вернуть в учебную программу технических вузов такие спецкурсы философско-гуманитарного профиля, как «Этика», «Эстетика», «Религиоведение» и другие, призванные более эффективно формировать у подрастающего поколения объективные и рационально аргументированные, адекватные современности представления о вопросах справедливости.

April 21-22

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.