ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Н.Н. Булатова, д-р экон. наук, проф., e-mail: [email protected] П.В. Тихонова, аспирант Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ
УДК 339.92
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА «РОССИЯ - МОНГОЛИЯ - КИТАЙ»
В статье рассмотрены вопросы международного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России, Монголии и Китая в рамках программы формирования экономического коридора «Россия -Монголия - Китай». Основной идеей данной программы является возможность совмещения Евразийского экономического союза, разработанной Китаем масштабной концепции «Экономический пояс Шелкового пути» и предложенной Монголией идеи «Степной путь». В связи с этим в статье выделены приоритеты и целесообразность участия в программе экономического коридора каждой из этих стран. Участие Монголии в данном мегапроекте связано со строительством транспортных коридоров, линий связи и электропередач, маршрутов доставки энергоносителей. Монголия выступит в роли страны-тразнзитера. Идея участия Китая в программе связана с созданием эффективных транспортно-логистических систем, модернизации инфраструктуры и логистики, нацеленных на освоение емкого европейского рынка для продукции, произведенной в регионе. Основным приоритетом участия России в программе является формирование в регионах Сибири и Дальнего Востока очаговых транспортно-промышленных поясов, интегральной инфраструктурной макросистемы и, как следствие, нового технологического и социоуклада. Перечислены пункты дорожной карты программы экономического коридора, которые свидетельствуют о том, что развитие транспортной инфраструктуры - это та ключевая сфера, которая обусловливает углубление экономической интеграции трех государств, создавая единое евроазиатское транспортное пространство. В статье отмечены международные организации, которые занимаются транспортным аспектом международного взаимодействия, приведена их условная классификация. Обозначена необходимость разработки новой транспортной стратегии, направленной на формирование интегрированной транспортно-ло-гистической системы Байкальского региона, приведен алгоритм ее построения. Отмечена важность ее построения для Байкальского региона.
Ключевые слова: экономический коридор, международное сотрудничество, транспортная инфраструктура, трансконтинентальные коридоры, транспортно-логистическое пространство, международные организации, интегрированная транспортно-логистическая система.
N.N. Bulatova, Dr. Sc. Economics, Prof.
P.V. Tikhonova, P.G.
INTERNATIONAL COOPERATION IN THE TRANSPORT SPHERE IN THE CONDITIONS FOR THE ECONOMIC CORRIDOR "RUSSIA - MONGOLIA - CHINA" FORMATION
The article discusses the issues of international trade, economic and investment cooperation between Russia, Mongolia and China within the framework of the formation program of the Economic Corridor "Russia - Mongolia - China". The main idea of this program is the possibility of combining the Eurasian Economic Union, a large-scale concept of the "Economic belt of the Silk Road" developed by China and Mongolia's idea of the "Steppe Road". In this regard, the article highlights the priorities and expediency ofparticipating in the program of the Economic Corridor of each of these countries. The participation of Mongolia in this megapro-ject is connected with the construction of transport corridors, communication lines and power transmission lines, energy supply routes, while acting at the same time as a transit country. The idea of China's participation
in the program is connected with the creation of efficient transport and logistics systems, modernization of infrastructure and logistics aimed at developing a capacious European market for products produced in the region. The main priority of Russia's participation in the program is the formation offocal transport and industrial belts in the regions of Siberia and the Far East, an integrated infrastructure macrosystem, and as a consequence of a new technological and socio-way of life. The points of the road map of the Economic Corridor program are listed, which show that the development of transport infrastructure is that key area that causes the deepening of economic integration of the three states, creating a single Eurasian transport space. The article mentions international organizations that deal with the transport aspect of international cooperation, and their conditional classification is given. The necessity of developing a new transport strategy aimed at the formation of an integrated transport and logistics system of the Baikal region is indicated, an algorithm for its construction is given. The importance of its construction for the Baikal region was noted.
Key words: economic corridor, international cooperation, transport infrastructure, transcontinental corridors, transport and logistics space, international organizations, integrated transport and logistics system
Введение
В июне 2016 г. на саммите ШОС в Ташкенте была принята Программа формирования экономического коридора «Россия - Монголия - Китай», нацеленная на расширение международного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества этих стран. Речь идет о возможности совмещения в рамках этой программы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в составе России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Армении, разработанной Китаем масштабной концепции «Экономическй пояс Шелкового пути» и предложенной Монголией идеи «Степной путь» [6]. У каждой из трех стран появляется возможность расставить приоритеты и определить целесообразность своего участия в проекте [2]. В рамках экономического коридора была составлена Дорожная карта, которая определила ряд направлений трехстороннего сотрудничества: обустройство пограничных пунктов пропуска, связанных с активизацией приграничных связей, развитие транспортной инфраструктуры, в том числе формирование транспортных и энергетических коридоров, улучшение условий торговли и перевозок, совершенствование таможенного контроля, финансовой и инвестиционной сферы, развитие туризма, энергетики, сельского хозяйства, экологии и охраны окружающей среды.
Данные транспортно-инфраструктурные проекты будут способствовать как развитию национальных транспортных комплексов, так и развитию транзита между Россией, Монголией и Китаем, Азией и Европой, обеспечивая тем самым углубление экономической интеграции, создавая единое евроазиатское транспортное пространство. Данные проекты чрезвычайно важны для российской региональной экономики с точки зрения обеспечения высокой конкурентоспособности путей международных товарных потоков, проходящих через российскую территорию. С российской стороны опорным регионом международного трехстороннего сотрудничества выступает Байкальский регион (БР), для которого за счет реализации значительного транспортно-транзитного потенциала открываются широкие перспективы достижения его устойчивого территориального развития. В этих условиях возникает необходимость разработки теоретико-методологических и практических рекомендаций по формированию и внедрению инновационно-кластерной модели развития интегрированной транспортной инфраструктуры Байкальского региона, дальнейшего совершенствования хозяйственного механизма и управления ее развитием в условиях формирования экономического коридора «Россия - Монголия - Китай». Стратегические приоритеты, выделенные в данной модели, послужат ориентиром, позволяющим эффективно использовать транспортно-транзитный потенциал в интересах ускоренного социально-экономического развития региона и интегрировать транспортный комплекс БР в мировую транспортную систему. Недостаточная научная проработка указанных вопросов и важность их решения для российских регионов в условиях глобализации экономики предопределяют востребованность и актуальность исследования в этом направлении.
Результаты исследования
Монголия. Идея Степного пути заключается в модернизации железных дорог, строительстве автотрасс, нефтегазового трубопроводного транспорта и высоковольтной линии электропередачи. В рамках экономического коридора будет состыкован Степной путь с Транссибом и с Экономическим поясом Шелкового пути (ЭПТТТП) Есть перспективные проекты торгово-экономической кооперации России и Монголии, в том числе и формирование единой приграничной зоны международной торговли. Особого внимания заслуживают вопросы развития железнодорожной инфраструктуры Монголии на основе модернизации АО «Улан-Баторская железная дорога», причем с ответвлениями на восточное и западное направления к природным ресурсам, при этом планируется увеличение мощности грузоперевозок до 100 млн. т в год. Данные проекты дадут возможность проведения геологоразведочных работ и разработки месторождений полезных ископаемых на территории Монголии. По проекту «Степной путь» Монголия должна оказаться на основной линии коммуникаций между Россией и Китаем, стать страной-транзитером, для чего предполагается прокладка пяти коридоров - железнодорожного, автодорожного, электроэнергетического, газопроводного и нефтепро-водного. Монгольская сторона выступила с предложением о строительстве международной скоростной автодороги параллельно ныне действующей автодороге центрального коридора в рамках экономического коридора. Воздушное пространство Монголии в целом рассматривается как авиаперевозочный коридор, в котором уже открыты три коридора для китайских внутренних авиаперевозок. В случае правильной организации полетов между Европой и Азией по воздушным путям России, Монголии и Китая, все три государства могут иметь существенную прибыль. В связи с этим монгольская сторона обратилась с предложением о трехстороннем сотрудничестве в эффективном использовании воздушного пространства, и сейчас этот вопрос находится на стадии обсуждения. Монгольская сторона выступила инициатором создания совместного центра инвестиционного проектирования, основной задачей которого является финансовая проработка новых предложений по сотрудничеству в области транспорта, строительства линий связи и электропередач, маршрутов доставки энергоносителей и т.д.
Китай. В основе китайской концепции лежит идея создания эффективных транспортно-логистических систем, модернизации инфраструктуры и логистики. В рамках этих целей предполагается строительство трех железнодорожных коридоров (северного, проходящего через территорию России, центрального и южного - через Центральную Азию), обеспечивающих быструю транспортную доступность европейского рынка для продукции китайских товаропроизводителей [6]. Для государств - членов ЕАЭС объем грузовых перевозок к 2020 г. может достигнуть 490 млн. т, что в 4 раза выше показателей 2000 г. [7]. При этом Монголии и России необходимо обратить внимание на то, что, инвестируя в развитие инфраструктуры, Китай взамен требует обеспечить допуск к добыче природных ископаемых, причем с привлечением китайских компаний, технологий и своей рабочей силы. В ближайшее время Китай намерен инвестировать в Центральную Азию более 50 млрд. долл., и при такой крупномасштабной кре-дитно-инвестиционной экспансии в регионе он наибольшим образом заинтересован в скорейшем развитии именно транспортной инфраструктуры. Если принять во внимание, что Китай -мировой лидер в области высокогорного железнодорожного строительства, и то, что Экспортно-кредитный банк Китая давно является крупнейшим кредитором правительств республик региона, то становится очевидным, что у Китая широкие перспективы и возможности для реализации предложенных проектов программы экономического коридора.
Россия. Очевидно, что во взаимодействии в трехстороннем формате на передний план выдвигается сотрудничество восточных регионов России, Монголии и Китая. С российской стороны - Забайкальский край, Бурятия, Тыва, Хакасия, а также Иркутская, Новосибирская, Кемеровская области и Алтайский край. Именно Сибирь и российский Дальний Восток являются опорными регионами для трехстороннего сотрудничества.
Для России участие в данной программе даст возможность развитию собственного проекта Транс-Евразийского пояса развития (ТЕПР) как особого способа организации евразийского пространства (Евросоюз, Китай, Япония, Корея, Монголия). При этом для регионов Сибири и Дальнего Востока открываются широкие перспективы образования очаговых транс-портно-промышленных поясов, основным элементом которых является интегральная инфраструктурная макросистема, объединяющая транспорт, энергетику, телекоммуникации, транспортировку воды, нефти, газа, обеспечив при этом формирование нового технологического и социо-уклада. В рамках этой программы обозначена стратегия кооперирования с китайскими железными дорогами для дальнейшего развития Транссиба и БАМа как альтернативного маршрута по Евразийскому трансконтинентальному пути. Достигнута договоренность о китайском участии в создании высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва - Казань», которая включена в проект Евразийского высокоскоростного транспортного коридора «Москва - Пекин», Приморье-1, Приморье-2 [5].
Подписан договор о поставках природного газа в течение 30 лет стоимостью в 400 млрд. долл. в рамках запуска строительства газового трубопровода «Сила Сибири», который проходит через пограничную реку Амур. Всего между Китаем и Россией подписано около 100 документов о сотрудничестве в нефтегазовой области, угледобывающей, атомной и в других энергетических отраслях, в авиационной, аэрокосмической, судостроительной промышленности, в сфере технических инноваций, финансового сектора, торговли, транспорта, интернета, в сельском хозяйстве и экологии. Особое внимание заслуживает вопрос сотрудничества России и Китая в Арктике, совместного использования Северного морского пути.
Участие Байкальского региона, Республики Бурятия в программе экономического коридора «Россия - Монголия - Китай» связано с реализацией следующих программ:
1. Комплексная модернизация и развитие Центрального железнодорожного коридора (Улан-Удэ - Наушки - Сухэ-Батор - Улан-Батор - Замын-Удэ - Эрлянь -Уланчаб - Чжанцзя-коу - Пекин - Тяньцзинь), изучение экономической целесообразности строительства второго пути и электрификации.
2. Интенсивное использование в транзитных перевозках маршрута АН-3 сети Азиатских автодорог (Улан-Удэ - Кяхта / Алтанбулаг - Дархан - Улан- Батор - Сайншанд - Замын-Удэ / Эрлянь - Уланчаб - Пекин - Тяньцзинь), изучение экономического обоснования строительства скоростной автомобильной дороги в этом направлении.
3. Реализация проекта международных автомобильных перевозок по азиатским автомобильным дорогам (ЭСКАТО).
4. Открытие трехсторонней логистической компании.
Перечисленные пункты дорожной карты свидетельствуют о том, что развитие транспортной инфраструктуры - это та ключевая сфера, которая обусловливает углубление экономической интеграции трех государств, создавая единое евроазиатское транспортное пространство (ЕАТП), обеспечивающее беспрепятственное перемещение пассажиров, багажа, грузов и транспортных средств, требующее при этом соблюдение технической и технологической совместимости транспортных процессов, гармонизацию законодательства, формирование единых правил конкуренции транспортных операторов.
В этих условиях необходимо выстроить единую политику международного сотрудничества в транспортной сфере между Россией, Китаем и Россией на принципах гармонизации российского и международного права, основанную на соблюдении интересов всех участников трехстороннего сотрудничества. Основным критерием станет выработка единого понимания к развитию евроазиатского транспортно-логистического пространства, обеспечивающего соответствующий уровень интеграции транспортной политики государств. Тем не менее в настоящий момент наблюдается политика ограничения развития транспортно-логистического евроазиатского потенциала за счет нарушения норм международного права, и, хотя Россия явля-
ется участником широкого спектра международных организаций в области транспорта и логистики, в то же время государства не ратифицировали ряд международных конвенций, что усугубляет формирование и развитие системы управления транспортно-логистическим потенциалом.
В настоящий момент транспортным аспектом международного взаимодействия занимаются различные международные организации, которые условно можно разделить на 4 уровня (табл.).
Таблица
Международные организации в области транспорта и логистики [3]
№ Виды организаций Наименование организаций Нормативно-правовая база
1 Международные глобальные организации, имеющие структурные подразделения по вопросам транспорта - Орган Генеральной Ассамблеи ООН: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС); - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др. 1. Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. 2. Разработка логистических маршрутов транспортировки товаров в направлении Азия - Европа. 3. Использование ИТС ГЛОНАСС для повышения безопасности перевозок в регионе. 4. Разработан проект соглашения по вопросам транзита и торгово-экономического взаимодействия между Россией, Китаем и Монголией.
2 Международные транспортные организации, специализирующиеся на конкретном виде транспорта - Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП); - Международная морская организация (ИМО); - Международная организация гражданской авиации (ИКАО); - Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД); - Партнерство «Северное измерение» в области транспорта и логистики (ПСИТЛ) и др. 1. Разработка технических правил и предписаний, регламентирующих международные перевозки грузов различными видами транспорта. 2. Предложены проекты: - по развитию транспортно-логистиче-ских связей экономик региона; - по привлечению инвестиций в транспортную инфраструктуру Транссиба и БАМа; - по укреплению безопасности и надежности перевозок, участию партнеров.
3 Международные территориальные организации, деятельность которых определяется географическим регионом - Арктический совет; - Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС); - Совет Евроарктического региона (СБЕР); - Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и др. 1. Унификация требований к осуществлению международных перевозок. 2. Развитие транспортно-логистиче-ского потенциала территорий.
4 Международные организации в рамках национальных органов - Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - департамент транспорта и инфраструктуры и др. 1. Разработка и реализация согласованной единой транспортной политики и определение единых правил международной перевозки в рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.
Для разработки и реализации совместных инвестиционных проектов в транспортной сфере необходимо создание Совместной комиссии как из числа участвующих государств в программе экономического коридора, так и представителей перечисленных международных организаций всех уровней, работающей над созданием условий для формирования единой транспортной политики [10]. При этом критерием успешной реализации данных проектов бу-
дет определяться не столько объемами перевозок, сколько степенью интеграции России, Монголии и Китая в единое экономическое пространство Евроазийского рынка. Именно правовая основа межгосударственного взаимодействия трех государств в транспортной сфере позволит развивать современные транспортные маршруты и трансконтинентальные транспортные коридоры. В свою очередь, развитие транспортной инфраструктуры и реализация крупномасштабных совместных транспортно-логистических проектов в рамках экономического коридора «Россия - Монголия - Китай» позволят расширить внешнеэкономический товарооборот, даст существенный импульс региональной экономической интеграции и будет способствовать экономическому росту этих государств.
Взаимодействие с перечисленными международными организациями в области транспорта и перевозок на основе выработки международных соглашений должно быть направлено на формирование системы управления развитием транспортно-логистического потенциала, единого информационного пространства. Для повышения эффективности системы управления транспортно-логистическим потенциалом страны необходимо совершенствование нормативной правовой базы и тарифной системы. Это направление включает в себя гармонизацию уставов и кодексов различных видов транспорта с положениями соответствующих международных соглашений [10].
Неотъемлемым условием развития транспортно-логистического потенциала и формирования эффективной системы ее управления является сбалансированное опережающее развитие эффективной транспортной инфраструктуры и рост уровня транспортной связности трех государств, создание транспортных коридоров и мультимодальных транспортно-логистиче-ских узлов, увеличение объема и повышения качества дорожного строительства, возможность интеграции российских, монгольских и китайских участников транспортно-логистического рынка в единое международное правовое транспортно-логистическое пространство [3].
В связи с этим России для участия в программе экономического коридора необходима в первую очередь разработка новой транспортной политики, нацеленной на формирование интегрированной транспортно-логистической системы (ИТЛС), особенно это касается именно Байкальского региона, а также формирование опорной сети транспорно-логистических центров, построенной по вертикальному принципу.
Считаем, что алгоритм построения ИТЛС может выглядеть следующим образом:
1. Главным транспортным проектом в рамках евроазиатского транспортно-логистиче-ского пространства представляется создание макроинтегированной транспортно-логистиче-ской инфраструктуры за счет последовательного выполнения процессов формирования собственной конкурентоспособной транспортно-логистической системы Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края в виде транспортно-логистического кластера, обеспечивающей оптимизацию работы всех видов транспорта.
2. Ядром кластера станет мультимодальный транспортно-логистический центр (МТЛЦ) как глобальный транспортный интермодальный логистический оператор. Формирование МТЛЦ как центра деловой активности приведет к созданию новых рабочих мест, обеспечит рост налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Федерации, развитие малого и среднего бизнеса, будет способствовать усилению привлекательности территории для населения и инвесторов. При этом необходимо создание сети международных транспортно-логисти-ческих центров, построенной по вертикальному принципу: международный - региональный -районный. Необходимым условием успешности построения этой сети МТЛЦ будет соблюдение принципа единства территории, единства и взаимосвязанности транспортной системы, всех видов транспорта, транспортной и логистической инфраструктуры, интересов бизнеса и государства, единства понимания логистических бизнес-процессов и логистических стандартов.
3. Объединение региональных транспортно-логистических кластеров в долгосрочной перспективе позволит сформировать региональную макроинтегрированную транспортно-ло-
гистическую систему Байкальского региона (ИТЛС БР). Ее интеграция в мировую транспортную систему на основе объединения макроинтегрированных транспортно-логистических систем Байкальского региона, Монголии и Китая позволит сформировать азиатскую логистическую платформу, инициируя при этом формирование в регионе крупного транспортного узла, позволяющего оптимизировать транспортные потоки, проходящие через данный узел [2].
Данный алгоритм построения инновационно-кластерной модели формирования и развития макроинтегрированной транспортно-логистической инфраструктуры позволит одновременно решать несколько стратегических задач развития региона: создание мощной транспортной платформы для реализации масштабных проектов на территории стран экономического коридора через стратегическое объединение ведущих железнодорожных, автомобильных контейнерных операторов, логистической инфраструктуры, грузовых терминалов и предложение комплексной транспортно-логистической услуги по принципу «одного окна»; образования конкурентной цены за транспортные услуги; развитие железнодорожных контейнерных перевозок как одного из наиболее доходных и перспективных сегментов рынка.
В случае успешности выполнения транспортно-инфраструктурных проектов построения единого евроазиатского транспортно-логического пространства, участие России в реализации данного мегапроекта закрепит за Сибирью и Дальним Востоком статус территории опережающего развития. В этих условиях Россия, выходя на этап продвижения собственной стратегии участия в данной программе, должна не только изучить инвестиционный климат, политическую, правовую и законодательную среду, но и оценить все риски с целью извлечения преимуществ международной торгово-экономической интеграции в трехстороннем формате.
Заключение
Таким образом, активное взаимодействие России, Монголии и Китая в транспортно-ло-гистической сфере по различным направлениям (сотрудничество в разработке международно-правового регулирования, совместное строительство транспортных коридоров, трансграничные перевозки) по разным «дорогам» (железнодорожным, автомобильным, воздушным), предполагает один общий путь - к совместному развитию и процветанию государств Евразии [10]. Реализация поистине грандиозных проектов создания трансконтинентальных коридоров, отвечающих коренным интересам народов трех стран, может стать мощным катализатором успешного экономического роста регионов России, Китая и Монголии, надежным фундаментом совместного процветания трех государств, связанных между собой давними историческими узами и общими стратегическими интересами.
Библиография
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
2. Булатова Н.Н. Перспективы развития региональной экономики в условиях формирования Экономического коридора «Россия - Монголия - Китай» // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2017. -Т. 10, № 1. - С. 90-99.
3. Данилов Р.В. Роль международных организаций в области транспорта и международных перевозок в Российской Федерации // Правозащитник [Электронный ресурс]. - URL: http://pravozashit-nik.net/ru/vihodnie_dannie
4. Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона до 2030 года. Аналитический доклад / науч. рук. А.А. Кокошин [Электронный ресурс]. - URL: http://econom.nsc.ru/ieie/Iz-dan/trudi/korj ubaev/doklad .pdf
5. Россия, Китай и Монголия создадут экономический коридор [Электронный ресурс]. - URL: https ://rg.ru/2016/06/23/.html
6. Самойленко В. Россия - Китай - Монголия: перспективы трехстороннего сотрудничеств // Международная жизнь. - 2016, июнь. - С. 12-23.
7. Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона до 2030 года. Аналитический доклад / науч. рук. А.А. Кокошин [Электронный ресурс]. - URL: http://econom.nsc.ru/ieie/Iz-dan/trudi/korj ubaev/doklad .pdf
8. Транспортные проекты Китая в Центральной Азии [Электронный ресурс]. - URL: www.we-beconomy.ru/index.php?cat=mcat&mcat=153&newsid=2795&p=5&page=cat&type=news
9. Булатова Н.Н., Алексеев В.М., Алексеева В.В. Формирование модели организации приграничного сотрудничества в рамках международных транспортных коридоров: монография. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. - 347 с.
10. ШилинаМ.Г. Международно-правовое регулирование транспортно-логистического взаимодействия государств в рамках ШОС [Электронный ресурс]. - URL: https://law-jour-nal.hse.ru/data/2015/10/11/1076262071/schilina.pdf
Bibliography
1. On strategic planning in the Russian Federation: Federal law of 28.06.2014 No. 172-FZ.
2. Bulatova N.N. Prospects of development of regional economy in the conditions of formation of the Economic corridor "Russia-Mongolia-China" // Scientific and technical journal of St. Petersburg state Polytechnic University. Economic Sciences. - 2017. - Vol. 10, N 1. - P. 90-99.
3. DanilovR.V. The Role of international organizations in the field of transport and international traffic in the Russian Federation // Human rights activist. - URL: http://pravozashitnik.net/ru/vihodnie_dannie
4. Scenarios of development of Eastern Siberia and the Russian Far East in the context of political and economic dynamics of the Asia-Pacific region until 2030. Analytical report / Supervisor A.A. Kokoshin. -URL: http://econom.nsc.ru/ieie/Izdan/trudi/korjubaev/doklad.pdf
5. Russia, China and Mongolia will create an economic corridor. - URL: https://rg.ru/2016/06/23/.html
6. Samoylenko V. Russia - China - Mongolia: prospects of trilateral cooperation // International life. -2016, June. - P. 12-23.
7. Scenarios of development of Eastern Siberia and the Russian Far East in the context of political and economic dynamics of the Asia-Pacific region until 2030. Analytical report / Supervisor A.A. Kokoshin. -URL: http://econom.nsc.ru/ieie/Izdan/trudi/korjubaev/doklad.pdf
8. China's transport projects in Central Asia. - URL: www.webeconomy.ru/in-dex.php?cat=mcat&mcat=153&newsid=2795&p=5&page=cat&type=news
9. Bulatovа N.N., Alekseev V.M., Alekseevа V.V. Model formation of the organization of cross-border cooperation in the framework of international transport corridors: monograph. - Ulan-Ude: Publishing house of ESSUTM, 2010. - 347 p.
10. Shilina M. G. International legal regulation of transport and logistics cooperation of States within the SCO. - URL: https://law-journal.hse.ru/data/2015/10/11/1076262071/schilina.pdf