Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА КАК ГАРАНТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА КАК ГАРАНТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА / ГАРАНТИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕТИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирных С.Е.

Статья посвящена анализу вопросов международного сотрудничества в области предупреждения финансирования терроризма как гарантии безопасности детей и молодежи. Отмечается, что финансирование терроризма включает в себя различные виды деятельности по сбору, хранению и сокрытию средств для поддержания террористических организаций и инфраструктуры и переводу средств для поддержки или осуществления конкретных террористических нападений. Средства, используемые для поддержки терроризма, могут генерироваться законными или незаконными средствами, а законные гуманитарные или деловые организации могут использоваться непреднамеренно или сознательно в качестве канала финансовой или иной материально-технической поддержки терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION IN PREVENTING TERRORIST FINANCING AS A GUARANTEE OF THE SAFETY OF CHILDREN AND YOUTH

The article is devoted to the analysis of international cooperation in the field of prevention of terrorism financing as a guarantee of children and youth security. It is noted that terrorist financing includes various activities to collect, store and conceal funds to support terrorist organizations and infrastructure and to transfer funds to support or carry out specific terrorist attacks. Funds used to support terrorism may be generated by legitimate or illegal means, and legitimate humanitarian or business organizations may be used unintentionally or knowingly as a channel for financial or other logistical support to terrorism.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА КАК ГАРАНТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

Вестник ВГУ. Серия: Право Международное и европейское право

УДК 341.1/8

DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1/3729

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА КАК ГАРАНТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

С. Е. Смирных

Институт государства и права РАН, Российская Ассоциация международного права Поступила в редакцию 20 ноября 2020 г.

Аннотация: статья посвящена анализу вопросов международного сотрудничества в области предупреждения финансирования терроризма как гарантии безопасности детей и молодежи. Отмечается, что финансирование терроризма включает в себя различные виды деятельности по сбору, хранению и сокрытию средств для поддержания террористических организаций и инфраструктуры и переводу средств для поддержки или осуществления конкретных террористических нападений. Средства, используемые для поддержки терроризма, могут генерироваться законными или незаконными средствами, а законные гуманитарные или деловые организации могут использоваться непреднамеренно или сознательно в качестве канала финансовой или иной материально-технической поддержки терроризма.

Ключевые слова: международное сотрудничество, предупреждение финансирования терроризма, гарантии, безопасность, дети, молодежь.

Abstract: the article is devoted to the analysis of international cooperation in the field of prevention of terrorism financing as a guarantee of children and youth security. It is noted that terrorist financing includes various activities to collect, store and conceal funds to support terrorist organizations and infrastructure and to transfer funds to support or carry out specific terrorist attacks. Funds used to support terrorism may be generated by legitimate or illegal means, and legitimate humanitarian or business organizations may be used unintentionally or knowingly as a channel for financial or other logistical support to terrorism. Key words: international cooperation, terrorism financing prevention, guarantees, security, children and youth.

207

Терроризм представляет собой одну из самых больших угроз безопас- 207 ности в XXI в. и является вызовом для всего мирового сообщества, которое вынуждено направлять свои ресурсы на обеспечение безопасности в этой области.

Глобальная террористическая угроза приобрела в настоящее время качественно новое измерение, когда террористическая организация «Исламское государство» вышло на передний план террористического «интернационала», подняв террористическое насилие на беспрецедентный

© Смирных С. Е., 2022

уровень жестокости и впервые в истории заявив о создании собственного террористического квазигосударства1.

Отсутствие единого международно-правового определения понятия терроризма привело к разработке тематического подхода к различным аспектам террористической деятельности с участием детей и молодежи, который впоследствии охватывал похищения людей, защиту ядерных материалов, террористические взрывы и финансирование терроризма. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций стимулировала обсуждение последних трех вопросов в 1996 г., учредив Специальный комитет по терроризму, работа которого завершилась принятием договора о бомбардировках террористов и договора о финансировании терроризма. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций рассматривал и принимал меры по борьбе с терроризмом только на разовой основе, особенно после дела Локерби 1989 г. Только в 1998 г. Совет принял конкретные, долгосрочные меры, обвинив режим «Талибана» в Афганистане в укрывательстве Усамы бен Ладена и его сети «Аль-Каиды» и введя ряд санкций.

Как отмечает А. И. Долгова, под терроризмом может пониматься насильственное воздействие радикальных политических групп, а также приверженцев их взглядов на население, органы власти с целью реализации провозглашенных ими целей2.

Как отмечает Б. Р. Тузмухамедов, в отсутствие международного единого, общепризнанного и юридически обязательного определения преступления терроризма приходится опираться на его элементы и объекты, указанные в международных договорах3.

Е. Г. Ляхов и А. В. Попов приходят к выводу, что под «террором, терроризмом, террористическим актом понимается устрашение насильственными методами политического противника, то есть конкретного физического лица, исполняющего государственные, политические или другие общественные функции, а также отмечается уголовная направленность многих из них»4.

^ С точки зрения В. П. Емельянова, терроризм может выражаться не сч только в насильственных действиях, но и в угрозе совершения таких дей-см ствий. Насильственные действия и угрозы их совершения направлены в отношении неопределенного числа невинных жертв. Терроризм совершается общеопасным способом и влечет за собой не только невинные

288

жертвы, но и материальный и иной вред5.

1 URL: https://norway.mid.ru/en/fight_against_international_terrorism_and_ex-tremism_other_new_challenges_and_threats (дата обращения: 11.11.2020).

2 См.: Долгова А. И. Система правового регулирования борьбы с терроризмом // Военное право. 2018. № 4 (50). С. 16-24.

3 См.: Тузмухамедов Б. Р. Террористическая деятельность одиночек и малых групп : проблемы определения и противодействия // Российский ежегодник меж-дунар. права. 2019. Специальный выпуск. СПб., 2020. С. 181.

4 Ляхов Е. Г., Попов А. В. Терроризм : национальный, региональный и международный контроль. Ростов н/Д., 1999. С. 22.

5 См.: Емельянов В. П. Террористический акт : общее понятие и уголовно-правовое определение // Право и политика. 2000. № 1. С. 77.

Г)

X

По мнению Н. П. Дембицкого, терроризм представляет собой общественный феномен, заключающийся в противоправном использовании крайних форм насилия или угрозы насилием для устрашения противников и общества, достижения конкретных политических, экономических, . этнических, религиозных или иных целей6. гп

Н. А. Чернядьяева отмечает, что признаками терроризма являются: противоправный сложный характер; политическое насилие в отношении отдельных лиц, государств, международных организаций, всего мирового

сообщества в целом и его отдельных частей; он преследует цель подрыва, г

дестабилизации или уничтожения существующего политического, соци- ^

ального, цивилизационного устройства, наведение социального страха Ж

и ужаса; использование тактики опосредованного влияния на субъектов у

политического процесса через преступное воздействие на гражданское а

население и осуществление преимущественно в виде организованной де- °

ятельности7. При этом признаки терроризма не унифицированы и в них о

вкладывается различный правовой смысл8. ^

Терроризм представляет собой противоправное применение силы в о

отношении гражданских лиц, их жизни, имущества или благополучия. у

Терроризм является средством достижения политических целей, кото- Н

рые не могут быть достигнуты обычными законными средствами. Наиболее важным признаком терроризма является преднамеренное создание страха, подавленности, напряженности. Цель террористических актов заключается в том, чтобы породить страх и создать условия, которые будут способствовать победе их дела9.

Как международное, так и национальное право четко устанавливает, что государства имеют право и обязанность защищать детей, находящихся под их юрисдикцией, от террористических нападений. Это положение вытекает из общей обязанности государств защищать лиц, находящихся под их юрисдикцией, от вмешательства в осуществление прав детей. В более конкретном плане эта обязанность признается в качестве части обязательств государств по обеспечению уважения права детей на жизнь и права на безопасность.

Право детей на жизнь, закрепленное в ст. 6 Конвенции о правах ребенка 1989 г., является наиболее важным, поскольку без его эффектив-

а>

Г)

289

6 См.: Дембицкий Н. П. Коллективные усилия государств — участников Содружества Независимых Государств по противодействию международному терроризму // Российский ежегодник международного права. 2004. Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева». СПб., 2005. С. 264.

7 См.: Чернядьева Н. А. Современное состояние и тенденции развития международно-правовой борьбы с терроризмом : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2018. С. 13-14.

8 См.: Чернядьева Н. А. Конвенционная модель терроризма в универсальных соглашениях ООН // Российский ежегодник международного права. 2014. СПб., 2015. С. 231.

9 См.: Соколов О. Проблемы определения и установления признаков международного терроризма // Юрид. панорама. 2004. № 5. С. 27-28.

ного осуществления все другие права детей были бы лишены смысла. Защита права детей на жизнь включает обязательство государств принимать все надлежащие и необходимые меры для защиты жизни лиц, находящихся в пределах их юрисдикции. В рамках этого обязательства государства должны: создать эффективные системы уголовного правосудия и правоохранительные системы, такие как меры по сдерживанию совершения правонарушений и расследованию нарушений в тех случаях, когда они происходят; обеспечивать судебное преследование лиц, подозреваемых в совершении преступных деяний; предоставлять жертвам эффективные средства правовой защиты; и принимать другие необходимые меры для предотвращения повторения нарушений. Кроме того, в международном и региональном праве прав человека признается, что в конкретных обстоятельствах государства несут позитивное обязательство принимать превентивные оперативные меры для защиты детей, жизнь которых подвергается опасности в результате преступных действий других лиц10, к числу которых, безусловно, относятся террористы.

В целях выполнения своих обязательств в отношении защиты жизни и безопасности детей, находящихся под их юрисдикцией, государства имеют право и обязанность принимать эффективные меры по борьбе с терроризмом, предотвращать и сдерживать будущие террористические акты и преследовать в судебном порядке тех, кто несет ответственность за совершение таких актов. В то же время борьба с терроризмом создает серьезные проблемы для защиты и поощрения прав детей. В рамках обязанности государств защищать детей, находящихся под их юрисдикцией, все меры, принимаемые для борьбы с терроризмом, должны также сами по себе соответствовать обязательствам государств по международному праву, в частности международным стандартам в области прав человека. — Согласно ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № Зб-ФЗ «О противодействии терроризму»11 терроризм представляет собой идеологию насилия и практику воздействия на принятие решений органами сч государственной власти, органами местного самоуправления или между-сч народными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.

290 В современном мире достигнут существенный прогресс в понимании -явления финансирования терроризма, а также в разработке и осуществлении мер, необходимых для борьбы с ним. Финансирование терроризма включает в себя различные виды деятельности по сбору, хранению и сокрытию средств для поддержания террористических организаций и инфраструктуры и переводу средств для поддержки или осуществления конкретных террористических нападений. Средства, используемые для поддержки терроризма, могут генерироваться законными или незаконными

10 European Court of Human Rights, Kilig v. Turkey, №°22492/93, Judgement of 28 March 2000, para. 62. See also Inter-American Court of Human Rights, Velasquez Rodriguez v. Honduras, Judgement of 29 July 1988 (para. 174).

11 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.

средствами, а законные гуманитарные или деловые организации могут использоваться непреднамеренно или сознательно в качестве канала финансовой или иной материально-технической поддержки терроризма12.

Финансовые операции могут давать ценные сведения о финансирова- . нии терроризма, недоступные из других источников. Однако выявление . незаконной финансовой деятельности, включая финансирование терро- ^ ризма детей и молодежи, затруднено в формальной финансовой системе и и еще более затруднено за ее пределами. Целенаправленные финансо- Н вые санкции в отношении физических и юридических лиц доказали свою . эффективность, однако они должны уравновешиваться необходимостью ^ отслеживать движение финансовых средств террористов для сбора раз- ж ведывательных данных о масштабах террористической сети с участием у детей и молодежи. g

Кроме того, меры по борьбе с финансированием терроризма связаны с g правовыми, институциональными, политическими вопросами и вопроса- х ми прав детей и молодежи, которые не решены в полной мере. о

Создание всеобъемлющего международного режима борьбы с терро- g ризмом было продиктовано идеей о том, что противодействие террориста- р ческой деятельности может замедлить, нарушить нормальную работу и Н ликвидировать террористические сети, что аналогично идеям, лежащим ч в основе международных мер по борьбе с организованной преступностью с и отмыванием денег. На практическом уровне две международные ор- g ганизации, а именно Организация Объединенных Наций и Группа раз- = работки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), создали систему мер, направленных на запрещение актов финансирования терроризма детей и молодежи.

Приступая к исследованию проблем международного сотрудничества в предупреждении финансирования терроризма как гарантии безопасности детей и молодежи представляется необходимым определить понятие безопасности.

Безопасность представляет собой собирательный термин, составляющими которого являются оборона страны и государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность, безопасность личности13. _

Представляется возможным согласиться с утверждением Б. М. Ашав- 291

ского, что «в современных условиях вновь становится актуальным вопрос-

обеспечения экономической безопасности государств. В современном гло-

12 URL: https://www.un.org/counterterrorism/ctitf/sites/www.un.org.counterter-rorism.ctitf/files/ctitf_financing_eng_final.pdf (дата обращения: 12.11.2020).

13 См.: Дзержинский Ф. Э. Государственная безопасность. СПб., 2014 ; Концепция национальной безопасности РФ. М., 1998 ; Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России : социально-экономические и правовые аспекты. М., 2013 ; Ницевич В. Ф. Национальная безопасность : учеб.-метод. пособие. Орел, 2014 ; Общая теория национальной безопасности. 2-е изд. М., 2005 ; Общая теория национальной безопасности : учебник / под ред. А. А. Прохожева. М., 2015 ; Савицкий А. Г. Национальная безопасность. Россия в мире : учебник. М., 2012 ; Шейко Э. М. Национальная безопасность : учеб. пособие. Хабаровск, 2011.

бализированном мире обеспечение экономической безопасности не может проходить изолированно в каждом отдельно взятом государстве»14.

В силу п. 7 Указа Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»15 «экономическая безопасность» — это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства.

Дети являются особыми участниками правоотношений, что определяется возрастом, их личностными характеристиками, участием законных представителей детей в реализации их прав и т. д.16

Одной из важных задач международного сообщества можно считать формирование нового поколения людей, которое могло бы жить в мире и гармонии. Международное право предусматривает меры защиты прав наиболее уязвимых групп населения. К этой категории в первую очередь относятся дети17.

После 11 сентября 2001 г. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций стал координатором обсуждений и форумом для принятия мер по борьбе с терроризмом. Важно отметить, что в последующих резолюциях он делал упор на финансирование терроризма, обязывая государства осуществлять особые меры по выявлению и замораживанию средств, связанных с терроризмом. Эти новые меры в прошлом создавали неадекватность внутренних и международных финансовых систем в плане борьбы с финансовыми средствами террористов. Более того, они выявили отсутствие координации между самими государствами, а также между государствами, межправительственными организациями и частными финансовыми институтами. Эти недостатки подтолкнули все три ,_ субъекта к поиску путей отслеживания как законных, так и незаконных террористических фондов, расширению сотрудничества между ними, г разграничению сфер их деятельности.

Различия в финансировании террористических организаций, в дея-сч тельности которых участвуют дети и молодежь, могут быть прослежены как государственными структурами, так и частными субъектами. В последние годы значение первых уменьшилось, поэтому финансирование 292 терроризма должно было поступать из других источников, помимо государственного бюджета. Деньги частных террористов можно разделить на две категории в зависимости от их происхождения: законные средства и незаконные средства. Легитимные средства — это пожертвования, день-

14 Ашавский Б. М. Международная экономическая безопасность : концепция и пути ее реализации (международно-правовое измерение) // Российский ежегодник междунар. права. 2019. СПб., 2019. С. 45.

15 Рос. газета. 2017. 15 мая.

16 См.: Летова Н. В. Правовой статус ребенка в гражданском и семейном праве : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 1.

17 См.: Титова Т. А. Конвенция о правах ребенка в системе общей регламентации прав человека : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2000. С. 1.

ги, полученные от благотворительных трастов, и поступления от других форм сбора средств. Незаконные фонды — это некоторая форма деятельности, представляющая собой преступное деяние как по национальному, так и по международному праву, например незаконный оборот нарко- г тиков, отмывание денег, контрабанда и незаконная торговля оружием. гг Поступления от последней категории должны быть конфискованы или ^ заморожены, даже если они не предназначены для финансирования тер- | роризма, однако законные средства могут быть конфискованы или замо- н рожены только в том случае, если их оборот предназначен для финанси- г рования терроризма. м

Первое международно-правовое употребление термина «финансиро- ^ вание терроризма» появилось в основополагающей Декларации о мерах у по ликвидации международного терроризма, принятой Генеральной Ас- о самблеей Организации Объединенных Наций в 1994 г.18, согласно кото- о рой государства обязаны воздерживаться от финансирования террори- о стической деятельности.

Основные причины финансирования терроризма детей и молодежи о кроются в общем кризисном состоянии ряда стран. Государственные ин- у ституты, подточенные внутренними конфликтами и порой вовсе не рабо- н тающие, — один из симптомов этой болезни19. е

Согласно ст. 2 Международной конвенции о борьбе с финансирова- о нием терроризма 1999 г.20 финансирование терроризма предполагает о предоставление средств или осуществление их сбора с намерением, чтобы они использовались для совершения любых деяний, направленных на причинение смерти или тяжких телесных повреждений, запугать население или заставить правительства или международные организации совершить какие-либо действия или воздержаться от их совершения.

Согласно ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г.21 детьми являются человеческие существа до достижения ими 18-летнего возраста, если по закону, применимому к ним, они не достигают совершеннолетия ранее.

Организация Объединенных Наций определяет молодежь как лиц в возрасте 15—24 лет, но это в основном в статистических целях, так как значение термина «молодежь» в различных обществах по всему миру22 постоянно меняется в связи с колебаниями политических, экономиче-

293

ских и социально-культурных условий23. Другие возрастные категории,_

18 Действующее международное право. М., 1997. Т. 3. С. 90—94.

19 См.: Супонина Е. В. Борьба с терроризмом требует комплексного подхода. Россия — пример того, что успехи возможны // Российский ежегодник междунар. права. 2019. СПб., 2020. С. 149.

20 Бюллетень международных договоров. 2003. № 5.

21 Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

22 Adopted by the General Assembly (1996) World Programme of Action for Youth to the Year 2000 and Beyond http://goo.gl/Y8y2N (дата обращения: 19.05.2020).

23 Resolution adopted by the General Assembly (1996) World Programme of Action for Youth to the Year 2000 and Beyond. URL: http://goo.gl/oOP2U (дата обращения: 19.05.2020).

используемые международными организациями, занимающимися оказанием помощи и развитием работы с детьми и молодежью, определяют возраст: детей (0-18), подростков (10-19) и молодых людей (10-24). Как взрослость и детство молодежь представляет собой социальную конструкцию, которая варьируется в разных местах, периодах времени и культурах. Учитывая это, некоторые учреждения в своей работе с молодежью используют как возрастные, так и социальные категории.

Согласно ст. 2 проекта федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 22 июля 2020 г.24, молодежь (молодые граждане) - это социально-демографическая группа, включающая в себя лиц в возрасте от 14 до Зб лет, имеющих гражданство Российской Федерации и постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом.

Террористические организации, в которых участвуют дети и молодежь, нуждаются в финансировании деятельности. Когда организации планируют хотя бы одно нападение, им необходимо собирать деньги на поездки, приобретение оружия и другого оборудования, а также вербовать сторонников.

Не имея денег, террористические группы детей и молодежи не могут приобретать оружие или предметы снабжения для осуществления своих планов. Большинство групп и потенциальных атак получают свои средства через коммерческие предприятия, используя природные ресурсы, многочисленные небольшие пожертвования, а также незаконные средства, такие как выкуп, вымогательство, контрабанда, торговля наркотиками и людьми и незаконная торговля оружием.

Выявление финансирования терроризма детей и молодежи является очень сложной задачей, поскольку часто речь идет об относительно небольшой сумме денег.

Существуют два принципа, на которых основано юридическое опреем деление финансирования терроризма. Согласно первому принципу, ем финансирование терроризма включает в себя финансирование террористического акта, в то время как второй принцип предлагает более 294 широкое определение, которое также включает в себя финансирование -всех предварительных шагов, необходимых для совершения террористических актов.

Быстрая трансформация финансирования терроризма детей и молодежи требует постоянной адаптации мирового сообщества. Для Совета Безопасности Организации Объединенных Наций задача заключается в достижении консенсуса между государствами с различными взглядами и интересами. Некоторые государства делают все возможное, чтобы остановить любое финансирование терроризма, игнорируя непредвиденные последствия в других областях. Некоторые призывают уравновесить необходимость остановить терроризм с необходимостью сохранить гума-

24 ШЬ: https://sozd.duma.gov.ru/bill/993419-7 (дата обращения: 29.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нитарные цели. Другие спокойно поддерживают группы, которые некоторые называют террористами, и работают над тем, чтобы их поддержку нельзя было остановить.

Фундаментальная проблема финансирования терроризма детей и г молодежи имеет мировой масштаб. Наиболее эффективные террори- . стические атаки детей и молодежи стоят дешево. Остановка крупномас- ^ штабного финансирования имеет жизненно важное значение. Крупней- и шим источником финансирования террористов являются пожертвования Н состоятельных сторонников и сочувствующих правительств. Эти сторон- г ники собирают средства для террористических групп, чтобы помочь им ^ продвигать экстремистские взгляды среди детей и молодежи. ж

В современном мире государства часто отстают от террористов. Они у вынуждены реагировать на уже совершенные террористические акты. 0 Однако для эффективной борьбы с терроризмом государствам необходи- о мо сконцентрировать усилия на международном и национальном уровне х на устранении условий, необходимых для деятельности террористиче- о ских организаций, в которых участвуют дети и молодежь. К таким обяза- 0 тельным условиям следует отнести финансирование терроризма25. р

Быстрое развитие информационных технологий и связи позволяет Н деньгам быстро и легко перемещаться в любую точку мира. Это делает ч задачу борьбы с отмыванием денег как никогда актуальной. о

Чем глубже «грязные деньги» проникают в международную банков- о скую систему, тем труднее установить их происхождение. Из-за подполь- г ного характера отмывания денег трудно оценить общую сумму денег, которая проходит через цикл отмывания.

Оценочная сумма денег, отмытых в мире за один год, составляет 2—5 % мирового ВВП, или 800 млн — 2 трлн долларов США. Хотя разница между этими цифрами огромна, даже более низкие оценки подчеркивают серьезность проблемы, которую правительства обязались решить26.

За последние десятилетия в международной финансовой системе произошел ряд событий, которые затруднили работу по выявлению, замораживанию и конфискации доходов и активов, полученных преступным путем для финансирования терроризма с участием детей и молодежи.

Опираясь на достижения в области технологий и связи, финансовая_

инфраструктура превратилась в постоянно действующую глобальную си- 295

стему, в которой криптовалюта, т. е. деньги в виде символов на экранах-

компьютеров, может быстро и легко перемещаться в любую точку мира.

Деньги являются основной причиной для занятия детьми и молодежью практически любым видом преступной деятельности. Отмывание денег — это метод, с помощью которого преступники вербуют детей и маскируют незаконное происхождение своих богатств для того, чтобы избе-

25 См.: Мельник Т. В. Международно-правовое регулирование борьбы с финансированием терроризма на универсальном уровне : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 4.

26 URL: https://www.unodc.org/unodc/en/money-laundering/globalization.html (дата обращения: 05.11.2020).

жать подозрений со стороны правоохранительных органов и не оставить доказательств.

Террористы и террористические организации полагаются также на деньги для самообеспечения и осуществления террористических актов. Деньги для террористов поступают из самых разных источников. Хотя террористы не очень стремятся скрыть происхождение денег, они пытаются скрыть их назначение и цель, для которой они были собраны. Поэтому террористы и террористические организации используют методы, аналогичные тем, которые используются для отмывания денег27.

Способность предотвращать и выявлять отмывание денег является весьма эффективным средством выявления преступников и террористов среди детей и молодежи. Применение разведывательных и следственных методов может быть одним из способов выявления и пресечения деятельности террористов и террористических организаций.

Поскольку финансовые учреждения имеют дело с деньгами других людей, они полагаются на репутацию честных и порядочных людей. Финансовое учреждение, оказавшее помощь в отмывании денег, будет избегаться легальными предприятиями. Международный финансовый центр, который используется для отмывания денег, может стать идеальным финансовым убежищем. Развивающимся странам, которые привлекают «грязные деньги» в качестве краткосрочной движущей силы роста, может быть трудно, как следствие, привлечь такие солидные долгосрочные прямые иностранные инвестиции, которые основываются на стабильных условиях и надлежащем управлении и которые могут помочь им поддерживать развитие и способствовать долгосрочному росту. Отмывание денег может подорвать экономику страны, изменяя спрос на наличные деньги, делая процентные ставки и обменный курс более не-,_ устойчивыми, а также вызывая высокую инфляцию в странах, где преступники занимаются бизнесом.

Отмывание денег подпитывает коррупцию и организованную преступность. Коррумпированные государственные служащие должны сч иметь возможность отмывать взятки, «откаты», государственные средства и в некоторых случаях даже кредиты на цели развития от международных финансовых учреждений. Организованные преступные груп-296 пы должны иметь возможность отмывать доходы от незаконного оборота наркотиков и контрабанды товаров с участием детей и молодежи. Террористические группы используют каналы отмывания денег для покупки оружия. Социальные последствия, связанные с предоставлением этим группам возможности отмывать деньги, могут быть катастрофическими. Получение доходов от преступлений от коррумпированных государственных чиновников, наркоторговцев и организованных преступных групп является одним из лучших способов остановить преступников.

27 иКЬ: https://www.unodc.org/unodc/en/money-laundering/introduction.htm-l?ref=menuside (дата обращения: 05.11.2020).

В последние годы международное сообщество стало лучше понимать опасность, которую представляет отмывание денег с участием детей и молодежи во всех этих областях, и многие правительства и юрисдикции взяли на себя обязательство принять соответствующие меры. Организа- . ция Объединенных Наций и другие международные организации преис- гп полнены решимости оказывать им любую возможную помощь. с

В современном мире в связи с усилением террористической угрозы | в последние годы и одновременной эволюцией типологий финансирова- Н ния терроризма Совет Безопасности Организации Объединенных Наций о принял дополнительные резолюции, большинство на основании главы ^ VII, для рассмотрения новых путей финансирования терроризма, в том Ж числе путем целенаправленного выявления связей между террористами у и организованными преступными группами и решения проблемы сбора о средств путем похищения людей с целью получения выкупа. В Резолю- о ции 2462 (2019)28 Совет Безопасности Организации Объединенных На- о ций выразил озабоченность в связи с потоками средств, направляемых о террористам, и необходимостью пресечения всех форм финансирования оо терроризма. у

В ответ на Резолюцию 2462 (2019) Управление Организации Объеди- х ненных Наций по борьбе с терроризмом и его партнеры укрепляют свой е потенциал по удовлетворению запросов заинтересованных государств о на оказание технической помощи в области борьбы с финансированием о. терроризма. К их числу относится широкий круг актуальных тем борьбы с финансированием терроризма, таких как защита сектора некоммерческих организаций, обмен оперативной финансовой информацией, поощрение партнерских отношений между государственным и частным секторами, проведение секторальных оценок рисков и другие приоритетные темы, определенные Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и региональными органами, действующими по типу ФАТФ.

Особенно важное значение имеет потенциал национальных властей и соответствующих заинтересованных сторон в области борьбы с финансированием терроризма детей и молодежи в пределах их юрисдикции и на региональном уровне. Это опирается на осуществляемую в настоящее время флагманскую программу создания потенциала в области опреде- 97 ления террористов и замораживания активов, в рамках которой с марта 2015 г. государствам-членам (национальным регулирующим органам, подразделениям финансовой разведки, соответствующим министерствам и учреждениям частного сектора) и региональным органам оказывается техническая помощь и организуется подготовка кадров по вопросам эффективного осуществления целенаправленных финансовых санкций в целях борьбы с терроризмом и финансированием терроризма, а также оказывается поддержка государствам-членам и региональным органам

28 ШЬ: Шр8://ипаос8.огё/ги/8/КЕ8/2462(2019) (дата обращения: 13.11.2020).

в принятии механизмов по обеспечению безопасности их финансовых систем и борьбе с методами финансирования терроризма.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 8 сентября 2006 г. приняла консенсусом Глобальную контртеррористическую стратегию Организации Объединенных Наций. Стратегия является уникальным глобальным инструментом для активизации национальных, региональных и международных усилий по борьбе с терроризмом.

Как отмечает А. А. Паненков, к основным формам международного сотрудничества в сфере борьбы с финансированием терроризма относятся: обмен информацией; оказание взаимной правовой, оперативной, методической, технической и иной помощи; проведение совместных оперативных и иных мероприятий по пресечению незаконной трансграничной переправки денежных средств для террористической деятельности и т. д.29

Дети и молодежь, участвующие в террористической деятельности, могут сохранять семейные связи, появляться в религиозных сообществах для того, чтобы высказывать свое неудовлетворение и обнаруживать признаки радикализации. В связи с этим к упреждающим мероприятиям следует привлекать специалистов в области семейных отношений, религиоведов и священнослужителей30.

Для обеспечения безопасности детей и молодежи необходимо повышать эффективность международного антитеррористического сотрудничества, прежде всего в рамках Организации Объединенных Наций и ряда других авторитетных международных организаций.

Особую озабоченность вызывают такие универсальные «политические» тенденции современного международного терроризма, как эффективная эксплуатация террористами мощных протестных настроений молодежи, умелое вплетение терроризма и его сторонников в ткань региональных и внутригосударственных конфликтов с участием детей и 01 молодежи, проникновение террористических групп и их лидеров в оппо-^ зиционные движения с последующим захватом инициативы и вытесне-см нием ответственных и конструктивных политических сил. о Борьба с глобальной террористической угрозой должна вестись совместно на основе подлинно коллективного подхода с центральной коор-

-динирующей ролью Организации Объединенных Наций и соблюдением

298 норм международного права при отказе от двойных стандартов. Действительно эффективная стратегия, направленная на решительное и окончательное устранение угрозы со стороны крупных террористических группировок во главе с ИГИЛ, должна опираться на международную коалицию, которая будет действовать на абсолютно легитимной основе,

29 См.: Паненков А. А. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы противодействия финансированию терроризма // Вестник Нижегород. ун-та имени Н. И. Лобачевского. 2010. № 4(1). С. 267.

30 См.: Тузмухамедов Б. Р. Террористическая деятельность одиночек и малых групп : проблемы определения и противодействия // Российский ежегодник меж-дунар. права. 2019. СПб., 2020. С. 192.

Г)

предусмотренной решениями Организации Объединенных Наций, и будет твердо привержена нормам международного права.

Для повышения международного сотрудничества в предупреждении финансирования терроризма и реализации Глобальной контртеррори- . стической стратегии Организации Объединенных Наций, антитеррори- . стических резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций необходима эффективная реализация и более широкое участие в универсальных антитеррористических конвенциях. :

В связи с этим для повышения эффективности международного со- ^

трудничества в борьбе с финансированием терроризма детей и молодежи ^

необходимо принять в рамках Организации Объединенных Наций Меж- у

дународную конвенцию «О предупреждении терроризма детей и Молоде- о

жи», которая могла бы предусматривать определения основных понятий, о

направления международного сотрудничества в предупреждении и борь- о

бе с финансированием терроризма детей и молодежи. ^

о

Библиографический список р

о

Ашавский Б. М. Международная экономическая безопасность : концеп- Н ция и пути ее реализации (международно-правовое измерение) // Российский 4 ежегодник междунар. права. 2019. СПб., 2019. С. 39-50. Т

Дембицкий Н. П. Коллективные усилия государств - участников Содру- о жества Независимых Государств по противодействию международному тер- : роризму // Российский ежегодник междунар. права. 2004. Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева». СПб., 2005. С. 261-272.

Дзержинский Ф. Э. Государственная безопасность. СПб. : Лань, 2014. 250 с.

Долгова А. И. Система правового регулирования борьбы с терроризмом // Военное право. 2018. № 4 (50). С. 16-24.

Емельянов В. П. Террористический акт : общее понятие и уголовно-правовое определение // Право и политика. 2000. № 1. С. 74-79.

Летова Н. В. Правовой статус ребенка в гражданском и семейном праве : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. 46 с.

Ляхов Е. Г., Попов А. В. Терроризм : национальный, региональный и международный контроль. Ростов н/Д. : РЮИ МВД России, 1999. 436 с.

Мельник Т. В. Международно-правовое регулирование борьбы с финансированием терроризма на универсальном уровне : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 26 с.

Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России : социально-экономические и правовые аспекты. М. : ЮНИТИ, 2013. 223 с.

Ницевич В. Ф. Национальная безопасность : учеб.-метод. пособие. Орел : ОРАГС, 2014. 88 с.

Общая теория национальной безопасности : учебник / под ред. А. А. Про-хожева. М. : Изд-во РАГС, 2015. 338 с.

299

Паненков А. А. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы противодействия финансированию терроризма // Вестник Нижегород. ун-та имени Н. И. Лобачевского. 2010. № 4(1). С. 264-271.

Савицкий А. Г. Национальная безопасность. Россия в мире : учебник. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 463 с.

Соколов О. Проблемы определения и установления признаков международного терроризма // Юрид. панорама. 2004. № 5. С. 27-28.

Супонина Е. В. Борьба с терроризмом требует комплексного подхода. Россия - пример того, что успехи возможны // Российский ежегодник междунар. права. 2019. СПб., 2020. С. 149-153.

Титова Т. А. Конвенция о правах ребенка в системе общей регламентации прав человека : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2000. 21 с.

Тузмухамедов Б. Р. Террористическая деятельность одиночек и малых групп : проблемы определения и противодействия // Российский ежегодник междунар. права. 2019. Спец. вып. СПб., 2020. С. 180-193.

Чернядьева Н. А. Конвенционная модель терроризма в универсальных соглашениях ООН // Российский ежегодник междунар. права. 2014. СПб., 2015. С. 217-236.

Чернядьева Н. А. Современное состояние и тенденции развития международно-правовой борьбы с терроризмом : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2018. 58 с.

Шейко Э. М. Национальная безопасность : учеб. пособие. Хабаровск : ДВАГС, 2011. 94 с.

References

Ashavskiy B. M. International economic security: concept and ways of its realization (international legal dimension) // Russian International Law Yearbook. 2019. St. Petersburg, 2019. P. 39-50.

Dembitsky N. P. Collective efforts of the Commonwealth of Independent States member-states in counteraction to international terrorism // Russian

Ol

Z International Law Yearbook. 2004. Social and Commercial Firm "Russia-Neva".

csi St-Petersburg, 2005. 264 p.

о Dzerzhinsky F. E. State security: monograph. Saint Petersburg : Lan, 2014.

^ 250 p.

_ Dolgova A. I. System of legal regulation of fight against terrorism // Military

300 law. 2018. № 4 (50). P. 16-24.

Emelyanov V. P. Terrorist act: general concept and criminal law definition (in Russian) // Law and policy. 2000. № 1. P. 74-79.

Letova N. V. Legal status of a child in civil and family law: abstract dissertation... Doctor of Law. М., 2013. 46 p.

Lyakhov E. G., Popov A. V. Terrorism: national, regional and international control. Monograph. Rostov a/D. : RYUI of the Russian Interior Ministry, 1999. 436 p.

Melnik T. V. International legal regulation of struggle against financing of terrorism at universal level: abstract dissertation... Candidate of Sciences. M., 2010. 26 p.

Metelev S. E. National security and development priorities of Russia: socioeconomic and legal aspects. M. : UNIT, 2013. 223 p.

Nitsevich V. F. National Security: educational and methodical manual. Eagle : ORAGS, 2014. 88 p.

General Theory of National Security: Textbook / Edited by A. A. Prokhodzheva. M. : RASS Newsletter, 2015. 338 p.

Panenkov A. A. Problems of improvement of normative-legal base of counteraction to terrorism financing // Newsletter. Nizhny Novgorod. University named after N. I. Lobachevsky. 2010. № 4(1). P. 264-271.

Savitsky A. G. National Security. Russia in the World: A Textbook. M. : UNITY DANA, 2012. 463 p.

Sokolov O. Problems of defining and establishing the signs of international terrorism // Legal panorama. 2004. № 5. P. 27-28.

Suponina E. V. The fight against terrorism requires a comprehensive approach. Russia - an example that success is possible // Russian International Law Yearbook 2019. St. Petersburg, 2020. P. 149-153.

Titova T. A. Convention on the Rights of the Child in the system of general regulation of human rights: abstract Dissertation... Cand. Kazan, 2000. 21 p.

Tuzmukhamedov B. R. Terrorist activity of singles and small groups: problems of definition and counteraction // Russian International Law Yearbook. 2019. Special issue. St. Petersburg. 2020. P. 180-193.

Chernyadieva N. A. Convention model of terrorism in UN universal agreements // Russian International Law Yearbook. 2014. St. Petersburg, 2015. P. 217-236.

Chernyadieva N. A. Modern state and tendencies of development of the international legal fight against terrorism (12.00.10): abstract dissertation... Doctor of Law. М., 2018. 58 p.

Sheiko E. M. National security: training manual. Khabarovsk : DVAGS, 2011. 94 p.

Для цитирования:

Смирных С. Е. Международное сотрудничество в предупреждении финансирования терроризма как гарантия безопасности детей и молодежи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 1 (48). С. 287-301. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1/3729

Recommended citation:

Smirnykh S. E. International cooperation in preventing terrorist financing as a guar-_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

antee of safety for children and youth // Proceedings of Voronezh State University. Series: 301 Law. 2022. № 1 (48). Р. 287-301. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1/3729 -

Институт государства и права РАН Смирных С. Е., кандидат юридических наук, ученый секретарь Российской Ассоциации международного права E-mail: marya_babanova@inbox.ru

Institute of State and Law RAS Smirnykh S. E., Candidate of Legal Sciences, General Secretary of Russian Association of International Law

E-mail: marya_babanova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.