УДК 327.82 И. Н. Ерицян
Байкальский государственный университет экономики и права
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ
Конфликт, возникший между Арменией и Азербайджаном еще в 1988 г. из-за территории Нагорного Карабаха и унесший за собой многочисленные жертвы, достиг соглашения о вводе режима прекращения огня лишь в 1994 г., оставив нерешенным вопрос о статусе Нагорного Карабаха, который до сих пор остается непризнанным государством. В настоящее время набирают новые обороты вооруженные столкновения, унося за собой очередные жертвы. Россия не может оставить без внимания возникший конфликт на постсоветском пространстве, разгорание которого инициировано Западом. Необходимость вмешательства в решение этого вопроса имеет для России в первую очередь геополитическую значимость. В данной статье рассматривается политическая стратегия России с Арменией и Азербайджаном в рамках международного сотрудничества и возможные сценарии дальнейшего урегулирования конфликта.
Ключевые слова: территориальный конфликт; Армения; Нагорный Карабах; Азербайджан; международное сотрудничество.
I. N. Eritsyan
Baikal State University of Economics and Law
RUSSIA'S INTERNATIONAL COOPERATION IN SETTLING THE CONFLICT IN NAGORNY KARABAKH
The conflict that arose between Armenia and Azerbaijan as early as in 1988 due to the territory of Nagorno-Karabakh and which claimed many victims in 1994, reached an agreement on introduction of ceasefire only in1988, leaving unresolved the question of the status of Nagorno-Karabakh, which is still an unrecognized state. At the present time new rounds of the armed conflict are gaining momentum armed conflict, taking over regular victims. Russia cannot ignore the conflict in the post-soviet area where the flare-up is initiated by the West. The necessity of interference into solving this problem is of urgent geopolitical significance for Russia primarily. This article considers the political strategy of Russia with Armenia and Azerbaijan in the framework of international cooperation and possible scenarios for future settlement of the conflict.
Keywords: territorial conflict; Armenia; Nagorno-Karabakh; Azerbaijan; international cooperation.
Необходимость повышения уровня внутреннего государственного контроля с целью обеспечения высокой эффективности государственного механизма управления является такой же важной составляющей в политике любой страны, как и внешний контроль, в частности контроль и выработка Российской Федерацией государственной стратегии на территориях постсоветского пространства, а именно на наиболее неустойчивых территориях Закавказья [4, с. 415].
Закавказье — это очень сложный и одновременно уникальный регион, где столкнулись в многолетней вражде Армения и Азербайджан. Народы различных культур долгие годы в составе Советского Союза не могли ярко выразить свою агрессию из-за жесткого правительственного контроля, поэтому только в 1987-
* Материалы статьи обсуждены на международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество, интеграция и современная геополитика» (ФГБОУ ВПО «БГУ-ЭП», г. Иркутск, 11-12 сентября 2014 г.).
© И. Н. Ерицян, 2014
DOI: http://dx.doi.org/10.17150/2072-0904.2014.5(6).20
1988 гг. конфликт за территорию Нагорного Карабаха смог возрасти в военное столкновение [3, с. 314]. Еще с 1923 г. на момент создания Нагорно-Карабахско-го автономного округа армяне составляли 94 % населения, поэтому они всегда были настроены за независимость Нагорного Карабаха, однако такие стремления Азербайджаном не признаются и до сегодняшнего дня [5, с. 146]. Запад, политика которого направлена на социально-экономическую дестабилизацию российского общества, намеренно вытесняет Россию с Южного Кавказа, территория которого идеально подходит для транспортировки каспийских нефти и газа в Европу в обход России. Последние события на Украине не могли не отразиться на ситуации в Нагорном Карабахе, где произошла эскалация конфликта, и был нарушен режим прекращения огня, что намеренно спровоцировал Запад.
Сложность в урегулировании нагорно-карабахского конфликта обусловлена не только историческими предпосылками территориального спора, но и самой сущностью противоборствующих государств. Азербайджан является проамериканским государством, а Армения пророссийским государством. Одной из причин в длительности и сложности урегулирования конфликта стали противоречивые геополитические интересы действующих сопредседателей Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), каждый из которых ставит одной из своих основных целей усиление влияния в регионе Южного Кавказа, что делает конфликт еще более трудно решаемым. Различные политические цели членов Минской группы ОБСЕ выражены в не-скоординированной политике урегулирования конфликта России, США и Евросоюза [1, с. 206]. Запад различными способами пытается противостоять усилению влияния России на Закавказье. Один из примеров — противостояние предложенной Россией Московской декларации от 2 ноября 2008 г.1, принятие которой подчеркнуло существенную роль России в урегулировании конфликта. В конечном итоге Запад, не смотря на все свое противостояние, был вынужден принять Московскую декларацию [2, с. 15].
Решение конфликта в Нагорном Карабахе также упирается в наличие двух несходных принципов международного права — права народа на самоопределение и сохранение территориальной целостности государства, которые должны применяться не в противоречии друг другу, а во взаимосвязи. Однако на практике, как правило, эти два права становятся коллизионными.
Вмешательство России в урегулирование конфликта вызывает опасения у Армении, которые вызваны и тем, что она для них уже не видится нейтральной стороной в конфликте Нагорного Карабаха, поскольку поставляет Азербайджану оружие. Об этом прямо высказал свою позицию Президент Республики Армения С. Саргсян: «Продажа Россией Азербайджану вооружений является болезненной для Армении темой. Народ Армении обеспокоен тем, что стратегический союзник Армении продает оружие Азербайджану. Но мы уверены, что у Армении много умения для того, чтобы защитить свои границы. Несмотря на то, что Россия продает оружие, когда придет время, если оно придет, Россия выполнит свои обязательства перед нами»2. В свою очередь Армения не менее активно сотрудничает с США — государством, которое применило огромное количество санкций против России и буквально вынудило Запад к принятию ограничительных мер в силу последних событий на Украине. Так, в августе 2014 г. первый заместитель министра обороны Армении Д. Тоноян находился с официальным визитом в США (штате Канзас) для обсуждения
1 Декларация Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации, Московская область, замок Майендорф, 2 ноября 2008 года. URL : http://www.mid.ru/ brp_4.nsf/0/E0B24C83386347C4C32574F8003646BB.
2 Заявление президента Армении о поставках российского оружия Баку направлено на внутреннюю аудиторию: мнение // REGNUM. 2014. 5 июля. URL : http://www.regnum.ru/news/ polit/1825688.html.
вопросов о сотрудничестве между Вооруженными силами Армении и Национальной гвардией Канзаса и его дальнейшем расширении1. Тем не менее, такая политическая активность Армении с государством, которое делает все возможное, чтобы дестабилизировать экономику РФ, не обеспокоила Россию.
Опасения Армении о поставках оружия Россией Азербайджану могут иметь место на уровне высказываний и предположений, которые, однако, не должны стать причиной в ухудшении политического сотрудничества между государствами. Россия своей политикой по отношению к Еревану наоборот показывает, что даже возобновление напряженной обстановки в Нагорном Карабахе не может повлиять на их международное сотрудничество. Глава Министерства иностранных дел РФ С. Лавров заявил, что ситуация в Нагорном Карабахе не отразиться на вступлении Армении в Таможенный союз: «Армения вступает в Таможенный союз как Армения, Нагорный Карабах не имеет к этому какого-либо отношения, о чем неоднократно и публично говорил президент Армении Серж Саргсян»2.
Запад в свою очередь активно продолжает пытаться сделать свою экономико-политическую зависимость от России наиболее минимальной, в том числе посредством сотрудничества с Азербайджаном. Министр энергетики Великобритании М. Феллон заявил, что в силу последних событий на Украине и позиции России, Европа намерена уменьшить свою энергетическую зависимость от РФ посредством сотрудничества с Азербайджаном: «Сотрудничество между Азербайджаном и Соединенным Королевством можно оценить как очень хорошее. Это крепкие и теплые взаимоотношения, долгосрочные, рассчитанные на перспективу. Правительства обеих стран стремятся к тому, чтобы поддерживать их, и думаю, что двустороннее сотрудничество продолжит развиваться. Впереди еще много проектов, большие объемы разработок и есть взаимный интерес. Азербайджан может сыграть лидирующую роль в энергобезопасности региона и Европы», — отметил британский министр3. Эксперты энергетического рынка подтверждают конкурентоспособность азербайджанского газа, однако попадание первых кубометров газа на европейский рынок прогнозируется не раньше 2023-2024 г.4
Минская группа ОБСЕ, созданная с целью обеспечения постоянного форума для переговоров по мирному разрешению конфликта в Нагорном Карабахе, сегодня просто не справляется со своими функциями. Предложенные ОБСЕ Мадридские принципы не дали ожидаемого результата. Россия же по сравнению с другими членами Минской группы ОБСЕ может сыграть наиболее существенную миротворческую роль в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, так как имеет достаточно рычагов давления на Армению и Азербайджан в конфликте за Нагорный Карабах и в этом споре выступает не как нейтральная сторона. Обусловлено это в первую очередь последними событиями на Украине и присоединением Крыма. Россия заинтересована в мирном урегулировании конфликта, поскольку если между Азербайджаном и Арменией возобновятся военные действия, то она будет вынуждена вмешаться в конфликт. Мировое сообщество в этом случае вынуждено будет отреагировать весьма агрессивно, вероятно, не ограничиваясь увеличением количества санкций против России. Возможность своего влияния в урегулировании конфликта была повышена и за счет инициированной 10 августа 2014 г. В. Путиным
1 Первый замминистра обороны Давид Тоноян находится в США с официальным визитом // Первый армянский информационный. 2014. 8 авг. URL : http://ru.1in.am/1056504.html.
2 Лавров: ситуация в Карабахе не скажется на вступлении Армении в ТС // РИА НОВОСТИ. 2014. 10 авг. URL : http://ria.ru/world/20140810/1019502429.html.
3 Британский министр пригрозил России из Баку // Haqqin.az. 2014. 10 июля. URL : http:// haqqin.az/news/25917.
4 Кто провоцирует войну в Карабахе // NEWSLAND. 2014. 13 авг. URL : http://newsland. com/news/detail/id/1414964/.
встречи с Президентами Армении и Азербайджана, на которой обсуждалась проблема конфликта в Нагорном Карабахе1.
Прошедшие переговоры, сулящие мирное разрешение конфликта в Нагорном Карабахе, вызвали сомнения у постоянного представителя Азербайджана при ООН Я. Алиева, который 21 августа 2014 г. выступил на открытом заседании Совета Безопасности с заявлением, что территория Азербайджана была незаконно оккупирована с нарушением ст. 51 Устава ООН, представив перед Совбезом ООН Азербайджан как жертву агрессии со стороны Армении и заявив о необходимости реализации права страны на индивидуальную са-мооборону2. Совет Безопасности ООН отреагировал на заявление не так, как ожидал Азербайджан, которого не устраивала выборочная политика Запада, активно отстаивающего позицию Украины о сохранении ее территориальной целостности, оставляя вопрос о территориальной целостности Азербайджана не решенным долгие годы.
Будет ли конфликт продолжаться в рамках мирных переговоров или вооруженные столкновения вновь возрастут, зависит не только от России, Армении и Азербайджана, но и Запада, политика которого сегодня направлена на дестабилизацию отношений России с ее соседями. Россия находится в весьма сложной ситуации: Армения является для нее очень важным военно-политическим союзником, а Азербайджан — ценным торгово-экономическим партнером. Поэтому Россия будет продолжать активно содействовать мирному урегулированию конфликта для сохранения двух важных для себя политических партнеров. Одним из таких действий стала инициатива В. Путина во встрече глав двух враждующих государств. И хотя по результатам переговоров не было заключено никаких соглашений в урегулировании конфликта, остается надежда, что Россия если и не сможет способствовать решению многолетнего вопроса о статусе Нагорного Карабаха, то, как минимум, не позволит разгореться вооруженному столкновению между Арменией и Азербайджаном. Этому может способствовать введение российских миротворцев на территорию Нагорного Карабаха.
Однако власти Еревана не настроены на введение российских миротворцев в зону конфликта, опасаясь усиления влияния России в регионе Нагорного Карабаха, об этом заявил министр обороны Армении С. Оганян: «Если становится ясно, что война неизбежна, ситуация внутри страны изучается и соответствующие ведомства представляют предложение президенту республики, который затем обращается к руководству Организации Договора о коллективной безопасности. Я не думаю, что сейчас ситуация требует обращения к ОДКБ... Сейчас на планете нет другой такой конфликтной зоны, где без помощи третьей стороны, благодаря сохранению баланса сил удается относительно сохранять режим прекращение огня»3. В тоже время в случае войны Армения будет вынуждена обратиться за помощью к России, поскольку, не смотря на превосходство азербайджанского вооружения за счет продажи нефти и газа и поддержки со стороны Запада, победа Баку не может быть гарантированной, поскольку Армения является единственным союзником России на Южном Кавказе. В Армении в г. Гюмри расположена 102-я российская военная база, которая прикрывает южный фланг России, а также защищает границы Армении как члена Организации Договора о коллективной безопасности4.
1 Путин проведет в Сочи переговоры с президентами Армении и Азербайджана // РИА НОВОСТИ. 2014. 9 авг. URL : http://ria.ru/politics/20140809/1019361700.html.
2 На заседании Совбеза ООН был поднят вопрос оккупации Арменией территорий Азербайджана // VESTI.az. 2014. 22 авг. URL : http://www.vesti.az/news/215348.
3 Оганян не видит необходимости в обращении к ОДКБ за помощью в связи с обстрелами со стороны Азербайджана // НОВОСТИ — АРМЕНИЯ. 2014. 24 авг. URL : http://newsarmenia.ru/ defence/20140701/43074597.html.
4 102-я военная база Группы российских войск в Закавказье // Кавказский Узел. 2013. 2 дек. URL : http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/152315/.
Политика России имеет сугубо прагматико-политические цели в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. Возможность влияния в урегулировании конфликта существенно повысилась после инициированной В. Путиным сочинской встречи. Азербайджан не станет инициатором войны, видя заинтересованность России в данном конфликте. Провокатором начала военных действий может выступить Запад. Российская же политика в международном сотрудничестве дальнейшего урегулирования конфликта будет включать в себя учет интересов каждого из противоборствующих государств для сохранения существующих в настоящем и развития в будущем политико-экономических отношений. Наиболее верным сценарием для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе является передача спорной территории под временный протекторат России, которая может стать гарантом стабильности и безопасности в регионе и обеспечить в будущем все необходимые условия для проведения референдума, чтобы решить дальнейшую судьбу Нагорного Карабаха.
Список использованной литературы
1. Кавказ после 08.08.08: старые игроки в новой расстановке сил / под ред. В. А. Захарова, А. Г. Аринева. — М. : Квадрига, 2010. — 272 с.
2. Казимиров В. Н. Мир Карабаху. Посредничество России в урегулировании На-горно-Карабахского конфликта / В. Н. Казимиров. — М. : Междунар. отношения, 2009. — 456 с.
3. Психология национальной нетерпимости / сост. Ю. В. Чернявская. — Минск : Харвест, 1998. — 511 с.
4. Развитие Российского общества: социально-экономические и правовые исследования / О. В. Батурина [и др.] ; под ред. М. А. Винокурова, А. П. Киреенко, С. В. Чупро-ва. — М. : Наука, 2014. — 622 с.
5. Травина Е. М. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире / Е. М. Травина. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2007. — 256 с.
References
1. Zakharov V. A., Arinev A. G. (eds) Kavkaz posle 08.08.08: starye igroki v novoi rasstanovke sil [The Caucasus after 08.08.08: the old players in the new diplomatic landscape]. Moscow, Kvadriga Publ., 2010. 272 p.
2. Kazimirov V. N. Mir Karabakhu. Posrednichestvo Rossii v uregulirovanii Na-gorno-Karabakhskogo konflikta [Peace to Karabakh ; Russia's mediation in settling the Nagorno-Karabakh conflict]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2009. 456 p.
3. Chernyavskaya Yu. V. Psikhologiya natsionalnoi neterpimosti [Psychology of national intolerance]. Minsk, Kharvest Publ., 1998. 511 p.
4. Baturina O. V. et al., Vinokurov M. A., Kireenko A. P., Chuprov S. V. (eds) Razvitie Rossiiskogo obshchestva: sotsialno-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya [Development of the Russian society: socio-economic and legal investigations legal]. Moscow, Nauka Publ., 2014. 622 p.
5. Travina E. M. Etnokulturnye i konfessional'nye konflikty v sovremennom mire [Eth-nocultural and confessional conflicts in the modern world]. St. Petersburg State University Publ., 2007. 256 p.
Информация об авторе
Ерицян Инга Нелсиковна — аспирант, кафедра истории экономических и политических учений, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Inga N. Eritsyan — PhD Student, Chair of History of Economic and Political Doctrines, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia; e-mail: [email protected].