Научная статья на тему 'Политические истоки нагорно-карабахского конфликта в xx веке'

Политические истоки нагорно-карабахского конфликта в xx веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1758
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГОРНЫЙ КАРАБАХ / СССР / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ССР / АРМЯНСКАЯ ССР / NAGORNO-KARABAKH / SOVIET UNION / AZERBAIJAN SSR / ARMENIAN SSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерицян Инга Нелсиковна

После распада СССР на территории постсоветского пространства возник ряд территориальных конфликтов, которые остаются не решенными до сегодняшнего дня. Одним из таких является конфликт в Нагорном Карабахе, независимость которого не признается мировым сообществом. Территория Карабаха является предметом спора Армении и Азербайджана. В борьбе и желании показать мировому сообществу правоту своей позиции, государствами используются различные политические инструменты, в том числе и искажение истории. Исторические события, спровоцировавшие возникновение Нагорно-Карабахского конфликта, по-разному интерпретируются конфликтующими сторонами и их союзниками, что усложняет возможность определения основных причин его начала. В статье освещены противоречивые взгляды исследователей относительно вопроса возникновения этого конфликта, рассмотрены его политические первопричины, сформировавшиеся в начале XX в., когда противостояние приобрело уровень международной значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political origins of the Nagorno-Karabakh conflict in the 20th century

After the collapse of the USSR in the post-Soviet space a number of territorial conflicts arose which still remain unresolved. The conflict in Nagorno-Karabakh, whose independence is not recognized by the international community, is one of them. The territory of Karabakh is a subject to dispute between Armenia and Azerbaijan. Since both countries are willing to display the rightness of their positions to the entire world, they use various political instruments, including the distortion of history. The historical events invoked the Nagorno-Karabakh conflict are interpreted differently today by the conflicting parties and their allies, which complicates the determination of the underlying causes of this conflict. The articles contains contradictory views of researchers on the issue of the Karabakh conflict emergence. The original political causes of the conflict that arose in the beginning 20th century, when the opposition gained a level of international significance, are considered.

Текст научной работы на тему «Политические истоки нагорно-карабахского конфликта в xx веке»

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

HISTORICAL DEVELOPMENT

УДК 323.1

DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(4).717-721

И. Н. ЕРИЦЯН

Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА В XX ВЕКЕ

Аннотация. После распада СССР на территории постсоветского пространства возник ряд территориальных конфликтов, которые остаются не решенными до сегодняшнего дня. Одним из таких является конфликт в Нагорном Карабахе, независимость которого не признается мировым сообществом. Территория Карабаха является предметом спора Армении и Азербайджана. В борьбе и желании показать мировому сообществу правоту своей позиции, государствами используются различные политические инструменты, в том числе и искажение истории. Исторические события, спровоцировавшие возникновение Нагорно-Карабахского конфликта, по-разному интерпретируются конфликтующими сторонами и их союзниками, что усложняет возможность определения основных причин его начала. В статье освещены противоречивые взгляды исследователей относительно вопроса возникновения этого конфликта, рассмотрены его политические первопричины, сформировавшиеся в начале XX в., когда противостояние приобрело уровень международной значимости. Ключевые слова. Нагорный Карабах; СССР; Азербайджанская ССР; Армянская ССР. Информация о статье. Дата поступления 9 июня 2015 г.; дата принятия к печати 30 июня 2015 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2015 г.

Финансирование. Задание федерального государственного бюджетного учреждения «Российский гуманитарный научный фонд» на выполнение проекта «Государственная политика на территориях непризнанных и частично признанных государств постсоветского пространства для реализации национальных интересов Российской Федерации» в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда (Конкурс для физических лиц 2014. Тип проекта а(ф) — проект проведения научных исследований отдельным ученым — аспирантом или докторантом последнего года обучения) на 2015 г. (договор № 15-57-00001).

I. N. ERITSYAN

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation

POLITICAL ORIGINS OF THE NAGORNO-KARABAKH CONFLICT

IN THE 20th CENTURY

Abstract. After the collapse of the USSR in the post-Soviet space a number of territorial conflicts arose which still remain unresolved. The conflict in Nagorno-Karabakh, whose independence is not recognized by the international community, is one of them. The territory of Karabakh is a subject to dispute between Armenia and Azerbaijan. Since both countries are willing to display the rightness of their positions to the entire world, they use various political instruments, including the distortion of history. The historical events invoked the Nagorno-Karabakh conflict are interpreted differently today by the conflicting parties and their allies, which complicates the determination of the underlying causes of this conflict. The articles contains contradictory views of researchers on the issue of the Karabakh conflict emergence. The original political causes of the conflict that arose in the beginning 20th century, when the opposition gained a level of international significance, are considered.

Keywords. Nagorno-Karabakh; the Soviet Union; Azerbaijan SSR; Armenian SSR. Article info. Received June 9, 2015; accepted June 30, 2015; available online August 31, 2015. Financing. The task of the State Federal Budget Institution «Russian Humanitarian Science Foundation» intended for implementation of the project «State policy on the territories of unrecognized and partially recognized post-Soviet states for realization of the Russian Federation national interests» within the grant of the Russian Humanitarian Science Foundation (A contest for individuals 2014. Type of project a(f) — a project for conducting a research by an individual — a PhD or doctoral student in his final year) in 2015 (contract No. 15-57-00001).

© И. Н. Ерицян, 2015 717

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4, pp. 717-721. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 717-721. ISSN 1993-3541

HISTORICAL DEVELOPMENT

В 1923 г. на территории Нагорного Карабаха 94 % проживающего населения составляли этнические армяне, именно в этот период была образована Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) [10, с. 146].

В середине 40-х гг. были разработаны и направлены в союзный центр проекты о включении Нагорно-Карабахского автономного округа в состав Армении. В 1945 г. Г. Артюнов обратился в Совнарком с предложением о реализации данного проекта. Со стороны Азербайджанской власти было выдвинуто предложение о включении Шушинского района Нагорно-Карабахского автономного округа в состав Азербайджанской ССР, поскольку основную часть населения там составляли азербайджанцы.

Обращения с жалобами о этнической дискриминации по отношению к армянам, проживавшим в Нагорно-Карабахской Республике, были направлены в ЦК КПСС в начале 60-х гг. XX в. Одновременно происходит формирование нелегальных групп, борющихся за «справедливое» решение армянского вопроса, основными участниками которых являются студенты, среди них будущий председатель Верховного Совета Армении Л. Тер-Петросян. Новое обращение с тем же призывом было предпринято в 1965 г. к А. И. Микояну — председателю Президиума Верховного Совета СССР. В период 1966-1968 гг. создается Национально-объединенная партия Армении и в г. Степанакерт проводится митинг с требованием присоединить Нагорно-Карабахский автономный округ к Армении [2, с. 132].

В 1985 г. в советский центр направляется огромное количество обращений от представителей карабахской элиты с просьбой включить Нагорно-Карабахский автономный округ в состав Армянской ССР, однако все они игнорируются, это вызывает массовые митинги и демонстрации, что и является фактическим началом На-горно-Карабахского конфликта. В августе 1987 г. Академией наук Армении была подготовлена петиция, содержавшая просьбу о передаче Нагорного Карабаха и Нахичевана Армянской ССР, ее подписали сотни тысяч армян. 20 февраля 1988 г. в областном Совете НКАО было проведено голосование по вопросу передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, на котором большинство депутатов проголосовало «за» [8, с. 32]. В этот же день Совет народных депутатов области обратился к верховным Советам СССР, Армении и Азербайджана с призывом включить НКАО в состав Армении. Некоторые исследователи отмечают,

что именно 20 февраля 1988 г. стал днем фактического объявления войны Азербайджану. Происходящие политические процессы массово действовали на сознание и армян, и азербайджанцев, что привело к столкновениям в Степанакерте, а затем к погромам со стороны азербайджанцев в Сумгаите, следствием которых стали 18 тыс. беженцев, десятки убитых и сотни раненных. Такие беспорядки лишь укрепили политические требования Нагорного Карабаха. По инициативе И. Мурадяна был создан комитет «Карабах», такие комитеты стали создаваться на предприятиях и в учреждениях, однако существует позиция, что они создавались в принудительном порядке, под угрозой увольнения и переизбрания препятствующих лиц. Некоторые исследователи говорят о создании активистами комитета «Карабах» филиала в г. Степанакерт — «Крунк» (Журавль), где разрабатывались планы последующих шагов [8, с. 35].

Движение «Карабах» организовывало массовые демонстрации и забастовки в городах Армении, оно оказалось настолько сильным, что Верховный Совет Армянской ССР не сумел противостоять ему и принял решение удовлетворить требование о включении Нагорного Карабаха в состав Армении, однако М. С. Горбачев такое решение посчитал антиконституционным.

Политические трения были на время погашены землетрясением 7 декабря 1988 г., которым был уничтожен г. Спитак и практически разрушен г. Ленинакан. Следствием землетрясения стали 25 тыс. чел. погибших, 140 тыс. чел. остались инвалидами, 500 тыс. лишились жилья. М. С. Горбачев, прибывший в Армению уже 10 декабря, воспользовался ситуацией с целью подавления сепаратистских движений и дал распоряжение арестовать лидера движения «Карабах» Л. Тер-Петросяна. Его и других лидеров поместили в Бутырскую тюрьму г. Москвы и освободили лишь в мае 1989 г. [10, с. 147].

В феврале 1989 г. был создан комитет особого управления НКАО с целью стабилизации ситуации вокруг Нагорного Карабаха, который предложил расширить автономию области в границах Азербайджана, однако Азербайджаном уже была начата блокада Армении, усугубившая социально-экономическую ситуацию в стране.

В период второй половины 1988 г. и в течение 1989 г. Армения фактически перестает быть подверженной политическому и идеологическому контролю ЦК КПСС. Это способствовало агрессивному и неконтролируемому поведению Армении, которое выражалось в создании раз-

И. Н. ЕРИЦЯН

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4, pp. 717-721. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 717-721. ISSN 1993-3541

I. N. ERITSYAN

личного рода неформальных, военизированных объединений и организаций, устраивавших многочисленные акции террористического характера на территории Азербайджана [5, с. 15].

Л. Тер-Петросян возглавил оппозиционное Армянское общенациональное движение (АОД), став в августе 1989 г. депутатом Верховного Совета Армении. Именно эта антисоветская политическая оппозиция оказывала давление на властные структуры, открыто заявила о своем непризнании правительства Армянской ССР и требовала подчинения своему комитету национальной безопасности. Слабость центра СССР способствовала развязыванию и разжиганию агрессии со стороны армян, его пассивность в решении проблем террористической угрозы и расширяющегося конфликта в Нагорно-Кара-бахской Республике вынудила азербайджанцев начать самосуд.

Принятое в 1989 г. Верховным Советом Армении и Национальным Советом НКАО решение о включении области в состав Армении, существенно обострило ситуацию в Нагорном Карабахе. Были начаты боевые действия и этнические чистки, что привело к гибели как солдат советских внутренних войск, так и армянских и азербайджанских беженцев.

В январе 1990 г. в Азербайджане начались погромы. Порядок был восстановлен союзными войсками, в НКАО, Баку и пограничных районах между территориями Армении и Азербайджана введено чрезвычайное положение. Однако, есть мнение, что в декабре 1990 г. армянские боевики осуществляли террористические нападения на мирных азербайджанских сельских жителей в Кубалтинском и Лачинском районах.

В мае 1990 г. прошли выборы в Верховный Совет Армении, после утверждения его состава Л. Тер-Петросян был избран председателем. В апреле 1991 г. ОМОНом Азербайджана при содействии внутренних войск СССР с использованием бронетехники начались этнические чистки районов Нагорного Карабаха от армян. Депортация армянского населения осуществлялась с применением насилия и грабежей. Некоторые исследователи отмечают, что со стороны внутренних войск МВД России лишь периодически оказывалось содействие в борьбе с террористическими устремлениями армян.

21 сентября 1991 г. в Армении был проведен референдум о выходе республики из состава СССР и 23 сентября по результатам референдума Верховный Совет Республики Армении провозгласил ее независимым и самостоятельным

государством, первым председателем которого 16 октября 1991 г. был избран Левон Тер-Петросян [10, с. 148]. Ранее, в сентябре этого же года, Шаумяновский район, где превалировало армянское население, был включен в состав территории Нагорного Карабаха [6, с. 119].

По итогам совместной сессии областного Совета НКАО и Шаумянского районного Совета в начале сентября 1991 г. Нагорно-Карабахская Республика вошла в состав СССР [2, с. 299]. В свою очередь, в качестве ответной меры со стороны Азербайджана, продолжались ракетные обстрелы г. Степанакерт. Несмотря на состоявшиеся в сентябре 1991 г. в Карабахе встречи президентов России и Казахстана, делегаций Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха, артиллерийские и ракетные обстрелы со стороны Азербайджана не прекращались, и в ноябре 1991 г. автономия Нагорного Карабаха была дискриминирована на законодательном уровне.

В декабре 1991 г. в Нагорно-Карабахской Республике был проведен референдум, состоялись выборы в Верховный Совет. 6 января 1992 г. республика получает независимость, обращение о признании независимости Нагорно-Кара-бахской Республики было направлено в ООН [4].

Крупномасштабные военные действия были начаты со стороны Азербайджана в январе 1992 г. [3, с. 154]. В феврале Верховным Советом Нагорно-Карабахской Республики было создано объединенное командирование вооруженными силами, первой реализованной операцией которой стала ликвидация в Ходжа-лы (Ходжаллу) азербайджанского плацдарма [10, с. 149]. В мае 1992 г. армянами был взят г. Шуша. Это имело для конфликтующих сторон большое политическое значение, был открыт «коридор» Шуша-Лачин, что создало связь между Нагорно-Карабахской Республикой и Арменией и ликвидировало трехлетнюю блокаду. 18 мая карабахской армией взят Лачинский коридор («Дорога жизни»), именно через него стали доставлять продукты и медикаменты. До середины июня 1992 г. напряженность снизилась [9, с. 79], однако азербайджанские войска вновь начали широкомасштабные наступления, уничтожив десятки населенных пунктов.

Военные столкновения продолжались до 1994 г., пока перевес сил не оказался на стороне Карабаха [1, с. 58]. При посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, между конфликтующими сторонами — Нагорно-Карабахской Республикой, Арменией и Азербайджаном в Бишкеке 5 мая 1994 г. был

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4, pp. 717-721. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 717-721. ISSN 1993-3541

HISTORICAL DEVELOPMENT

подписан протокол, на основании которого 12 мая 1994 г. была достигнута договоренность о прекращении огня. Однако соглашение не стало ни для одной из конфликтующих сторон причиной для прекращения подготовки к боевым действиям, которые могли возобновиться в любой момент. Такая готовность и настроенность сторон обусловлена тем, что отсутствовали видимые результаты от многолетних переговоров, организуемых и контролируемых членами Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе [8, с. 26]. Участие Нагорно-Карабахской Республики в переговорах говорит о фактическом ее признании в качестве одного из участников конфликта.

По итогам военных столкновений Нагор-но-Карабахской Республики с Азербайджаном, ей стала подконтрольна существенная часть территории НКАО и семь районов, не входящих в состав Нагорно-Карабахской Республики. При правлении президента Армении Л. Тер-Петросяна предлагался компромиссный вариант решения конфликта — освободить семь оккупированных районов и ввести туда международные силы. Однако его последователь Р. Кочарян, под давлением армянской политической элиты, не был готов к каким-либо компромиссам.

Считается, что Азербайджаном могут быть возобновлены военные действия для решения Карабахского вопроса, для этого существуют политические, экономические, геополитические и военные причины. Политической причиной является необходимость Азербайджана подтвердить суверенитет своей государственности, что позволит сделать возобновление контроля над оккупированными территориями. Экономическая причина обусловлена тем, что Карабах имеет огромную инвестиционную привлекательность, в том числе для активно развивающейся экономики Азербайджана. Геополитическая и военная причины заключены в наличии вероятности начала военных действий между Ираном и США, что создает угрозу возникновения ядерной проблемы и, в свою очередь, может спровоцировать появление в Азербайджане огромного количества этнических азербайджанских беженцев, а соответственно, и втягивание его в эту войну, что

будет означать необходимость ведения военных действий на двух фронтах [8, с. 28].

Некоторые исследователи считают, что военное вооружение и экономика Азербайджана намного превосходят Армянскую, и в обозримом будущем, с учетом развития экономико-политической и военной мощи Азербайджана, Нагорный Карабах будет насильно возвращен ему. Позиция конфликтующих сторон относительно своих требований остается неизменной с 1996 г. [5, с. 15].

Таким образом, прослеживается следующая динамика политического обострения На-горно-Карабахского конфликта. После Первой мировой войны он проявлялся как этнополитиче-ский, в рамках столкновения интересов двух регионов. Внимание мирового сообщества к нему возникло в начале XX в., поскольку эта проблема приобрела характер широкомасштабной войны [7, с. 89]. Однако именно начало 90-х гг. XX в. становится пиком конфликта, и лишь после распада СССР, при активном содействии России, он получил статус «замороженного». Между конфликтующими сторонами при посредничестве третьих сторон, в особенности России, ведутся политические диалоги, относительно поисков компромиссного решения [11, с. 77].

Весьма сложно осуществить анализ исторических событий и выявить первопричины Нагор-но-Карабахского конфликта, когда отсутствует единая история его возникновения, которая к тому же имеет армянскую и азербайджанскую интерпретации. Одной из основных причин искажения истории является ее превращение в политический инструмент в борьбе за власть. Намеренная профанация истории привела к многочисленным жертвам среди армянского и азербайджанского народов, к непрекращаемой конфронтацион-ной политике соседних государств. В отношении сложившейся «двойной» истории возникновения конфликта в Нагорном Карабахе будет уместно использовать термин «политическая спекуляция», применяемый А. В. Шалаком в своем труде [12, с. 174]. На сегодняшний день проблема определения статуса Нагорно-Карабахской Республики не может быть решена противоборствующими сторонами самостоятельно, к решению данного вопроса необходимо привлечение третьих сторон.

Список использованной литературы

1. Арбатова Н. К. Замороженные конфликты в контексте Европейской безопасности / Н. К Арбатова // Индекс безопасности. — 2010. —№ 3 (16). — С. 57-66.

2. Большаков А. Г. Непризнанные государственные образования постсоветского пространства: Казус Нагорного Карабаха / А. Г. Большаков // Ученые записки Казанского университета. — 2007. — № 3 (149). — С. 129-145.

3. Ваал Томас, де. Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной / Томас де Ваал ; пер. с англ. О. А. Алякринского. — М., 2005. — 391 с.

И. Н. ЕРИЦЯН

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4, pp. 717-721. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 717-721. ISSN 1993-3541

I. N. ERITSYAN

4. История СССР/РФ в контексте современного россиеведения / И. А. Агакишиев [и др.] ; под общ. ред. Е. И. Пивовара, А. Б. Безбородова. — М. : Проспект, 2013. — 400 с.

5. Казимиров В. Н. Мир Карабаху. Посредничество России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта / В. Н. Казимиров. — М. : Междунар. отношения, 2009. — 456 с.

6. Маркедонов С. М. СНГ-2: Непризнанные государства на постсоветском пространстве (к определению природы феномена) / С. М. Маркедонов // Гуманитарная мысль Юга России. — 2005. — № 1. — С. 118-126.

7. Погосян Г. К. Политико-правовая трансформация конфликта в Нагорном Карабахе / Г. К. Погосян // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 7. — С. 89-92.

8. Помпеев Ю. А. Карабахский дневник / Ю. А. Помпеев. — М. : Канон+ : РООН «Реабилитация», 2010. — 416 с.

9. Страны постсоветского пространства : учеб.-метод. пособие / [сост. А. В. Петров]. — Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. — 172 с.

10. Травина Е. М. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире : учеб. пособие / Е. М. Травина. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 256 с.

11. Федулова Н. Г. Конфликтные зоны Ближнего Зарубежья: угроза интересам России / Н. Г. Федулова // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — № 2. — С. 75-89.

12. Шалак А. В. Что происходит, когда историю пишут вне истории? / А. В. Шалак // Историко-экономические исследования. — 2007. — Т. 8, № 1. — С. 171-183.

References

1. Arbatov N. K. Frozen conflicts in the context of European security. Indeks bezopasnosti = Security Index, 2010, no. 3 (16), pp. 57-66. (In Russian).

2. Bol'shakov A. G. Unrecognized state formations of post-Soviet space: the Case of Nagorno-Karabakh. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta = Proceedings of Kazan University, 2007, no. 3 (149), pp. 129-145. (In Russian).

3. Waal, Thomas de. Chernyi sad. Armeniya i Azerbaidzhan mezhdu mirom i voinoi [Black Garden: Armenia and Azerbaijan Through Peace and War]. Moscow, 2005. 391 p.

4. Agakishiev I. A. et. al., Pivovar E. I., Bezborodov A. B. (eds). Istoriya SSSR/RF v kontekste sovremennogo rossievede-niya [The history of the Soviet Union / Russia in the context of modern Russian studies]. Moscow, Prospect Publ., 2013. 400 p.

5. Kazimirov V. N. Mir Karabakhu. Posrednichestvo Rossii v uregulirovanii nagorno-karabakhskogo konflikta [Peace be with Karabakh. Russia's mediation in the Nagorno-Karabakh conflict]. Moscow, Mezhdunarnye otnosheniya Publ., 2009. 456 p.

6. Markedonov S. M. Unrecognized states in the post-Soviet space (to the definition of the nature of the phenomenon. Gumanitarnaya mysl' Yuga Rossii = Humanitarian Thought of the Russian South, 2005, no. 1, pp. 118-126. (In Russian).

7. Pogosyan G. K. Political and legal transformation of the conflict in Nagorno-Karabakh. Teoriya ipraktika obshchestven-nogo razvitiya = Theory and Practice of Community Development, 2014, no. 7, pp. 89-92. (In Russian).

8. Pompeev Yu. A. Karabakhskii dnevnik [Karabakh Diary]. Moscow, Canon +, ROON «Reabilitatsiya» Publ., 2010. 416 p.

9. Petrov A. V. (ed.). Strany postsovetskogo prostranstva [Post-Soviet countries]. Irkutsk State University Publ., 2012. 172 p.

10. Travina E. M. Etnokul'turnye i konfessional'nye konflikty v sovremennom mire [Ethnocultural and religious conflicts in the modern world]. Petersburg State University Publ., 2007. 256 p.

11. Fedulova N. G. Conflict zones in the Near Abroad: a threat to Russian interests. Mirovaya ekonomika i mezhdunarod-nye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2010, no. 2, pp. 75-89. (In Russian).

12. Shalak A. V. What happens when history is written out of history? Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2007, no. 1, pp. 171-183. (In Russian).

Информация об авторе Ерицян Инга Нелсиковна — аспирант, кафедра истории, экономических и политических учений, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: inga.eritsyan@yandex.ru.

Библиографическое описание статьи Ерицян И. Н. Политические истоки Нагорно-Кара-бахского конфликта в XX в. / И. Н. Ерицян // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 4. — C. 717-721. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(4).717-721.

Author

Inga N. Eritsyan — PhD student, Department of History and Economic and Political Doctrines, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: inga.eritsyan@yandex.ru.

Reference to article Eritsyan I. N. The political origins of the Nagorno-Karabakh conflict in the XX century. Izvestiya Irkutskoy gosudarstven-noy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 4, pp. 717-721. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(4).717-721. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.