Р.С. МУЛУКАЕВ,
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)
R.S. MULUKAEV,
Doctor of Law Sciences, Professor, Department of State-Legal Disciplines, Professor (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 341.232
Международное сотрудничество полиции России (вторая половина XiX в. - начало XX в.)
international Co-operation of Russian Police
(the latter half of the19th Century - the Early 20th Century)
В статье рассматриваются некоторые вопросы, касающиеся форм международного сотрудничества российской полиции с органами полиции европейских и других стран во второй половине XIX в. - начале XX в.
Международное сотрудничество, полиция России, борьба с преступностью, международные договоры, Министерство иностранных дел.
The paper reviews some issues raised by the kinds of the international co-operation of the Russian police with the police agencies of the European countries and other ones in the latter half of the 19th century - the early of the 20th century.
International co-operation, Russian police, combating crime, international treaties, Ministry for Foreign Affairs.
Одним из последствий вступления России в стадию капитализма после крестьянской реформы 1861 г. явился резкий рост уровня общеуголовной преступности. Темпы роста преступности уже в 60-е гг. стали опережать рост народонаселения. И такое положение стабильно сохранялось. В 1900 г. общее число уголовных дел было на 48 % больше, чем в 1884 г., а население за это время увеличилось лишь на 24—25 %. Рост числа краж и грабежей в два раза опережал прирост населения, а рост телесных повреждений — в семь раз (на 171 %) [7].
Подобная практика была характерна и для европейских стран. Во Франции с 1840 г. по 1886 г. численность преступлений возросла на 13 % [10]. В Германии в 1882 г. было совершено 389658 преступлений, а в 1900 г. - 5638193 [6]. Кроме того, постоянно расширялся круг деяний, представлявших несомненную международную опасность.
Все это предопределило заинтересованность европейских государств в совместном поиске наиболее эффективных путей и средств решения данной проблемы. Стало очевидным,
что нужно согласованно бороться с преступностью на основе совместных действий большинства государств при рациональном сочетании внутригосударственных и межгосударственных усилий.
Необходимость международного сотрудничества в борьбе с преступностью приобрела объективный характер.
Особенность сотрудничества государств в области борьбы с общеуголовной преступностью состояла в том, что пресечение преступлений этого вида относилось к внутренней компетенции государства. Преступность, как социальное явление, носит, как правило, национальный характер, определяемый совокупностью действующих в государстве социально-экономических, правовых и иных факторов. Поэтому такое взаимодействие является вспомогательным по отношению к внутригосударственным мерам как по объему, так и по значению в деле борьбы с уголовно наказуемыми деяниями.
Одним из непременных условий международного сотрудничества в борьбе с общеуголовной преступностью являлось создание необходимой
03
о
X
<
U
а
0
X
1
л
<
и
H
s
X
<
а
X О О
са <
а С
S
s
а
0 н и S
3 э s
1
<
а н
и
113
вэ
о
X
<
U
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О О
м
<
а С
S S а
0 н и S
з
э
S
1
<
а н
и
114
правовой и организационном основы на международном и внутригосударственном уровне. Такую основу составили договоры, заключенные Россией с другими государствами. Они предусматривали положения о взаимной правовой помощи, взаимной выдаче преступников. Начиная со второй половины XIX в. и до 1917 г., Россия имела 21 соглашение о взаимной выдаче преступников. Перечень этих соглашений показывает, что они были заключены со многими европейскими государствами: Данией, Швейцарией, Нидерландами, Бельгией, Швецией, Австро-Венгрией, Испанией, Великобританией, Пруссией, Люксембургом. Кроме того, Россия имела соглашения с США и Японией [11].
Международные договоры о взаимодействии в области борьбы с преступностью предусматривали: 1) круг субъектов, подлежавших выдаче; 2) определение деяний, за которые преступники выдавались; 3) порядок выдачи; 4) последствия выдачи.
Вопрос о субъектах, подлежащих выдаче, являлся одним из ключевых в договорах, заключавшихся Россией с другими государствами. Как показывает анализ, общим был принцип, по которому не выдавались собственные подданные, совершившие преступления в других странах. Например, в договорах с Японией (ст. 1) и Болгарией (ст. 2) говорилось, что «договаривающиеся стороны обязуются... подвергать собственных подданных ответственности по своим законам за учиненные ими преступные деяния против законов другого договаривающегося государства, в случае предъявления об этом требования со стороны последнего» [11].
Важным элементом международного сотрудничества в борьбе с общеуголовной преступностью являлось определение преступных деяний, за совершение которых предусматривалась выдача лиц, их совершивших. Практика, сложившаяся в этом отношении, шла в направлении расширения круга деяний, которые могли вести к выдаче.
В начале XIX в. к ним относились такие тяжкие преступления, как убийство, злостное банкротство, фальшивомонетничество. В последующем круг видов преступлений серьезно расширился. Во многих соглашениях давался перечень противоправных деяний, совершение которых могло повлечь за собой выдачу. Однако позднее стало использоваться правило «минимального срока наказания». Стороны брали обязательства взаимно выдавать всех лиц, привлеченных к ответственности или осужденных за всякое деяние, наказуемое по законам обоих государств тюремным заключением на срок не менее одного года или наказанием более тяжким.
В международных договорах России о сотрудничестве в борьбе с преступностью предусматривались положения о других видах
правовой помощи: поручение о проведении следственных действий (например, допрос свидетелей), явка свидетелей, сообщение документов, актов и сведений по уголовным делам, очные ставки, арест вещей и их выдача.
Надо сказать, что развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью во второй половине XIX в. — начале XX в. стало существенным фактором повышения эффективности деятельности правоохранительных органов европейских государств и России.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью оказывало влияние на деятельность полиции. Она являлась одним из субъектов этого сотрудничества. В частности, полиция осуществляла розыск лиц, совершивших преступление в какой-либо стране и скрывшихся на территории России.
Сохранилось немало документов, содержащих конкретные примеры этой деятельности российской полиции. Так, в 1869 г. полиция задержала гражданина Швейцарии Эмиля Шера, похитившего 2 млн франков из Цюрихской конторы федерального банка [1].
Правовыми способами розыска преступников были циркулярные письма, рассылавшиеся Департаментом полиции через Министерство иностранных дел в европейские страны. В частности, в сентябре 1877 г. Департамент полиции разослал циркулярное отношение о розыске бывшего директора Московского коммерческого ссудного банка ландау, осужденного за растрату, в четыре посольства, 17 миссий, 19 генеральных консульств и 24 консульства. В результате оперативных действий германской полиции Ландау был задержан [2].
В январе 1897 г. по предложению правительства Германии с целью повышения уровня оперативности розыска лиц, совершивших преступления в Германии и скрывающихся в России, был установлен новый порядок. Он предусматривал непосредственный контакт между германским генеральным консулом в С.-Петербурге и Департаментом полиции, в результате которого последний давал подчиненным органам распоряжения о розыске.
Аналогичный порядок применялся в отношении розыска преступников, бежавших из России в Германию. Взаимодействие по вопросу о выдаче преступников осуществлялось дипломатическим путем. Все документы проходили через Министерство иностранных дел. Поручения, передаваемые через Министерство иностранных дел, выполнялись Департаментом полиции по ходатайству иностранных государств. То же самое делали полицейские органы иностранных государств по ходатайству российских властей. В результате сложилась достаточно устойчивая и эффективная система
взаимной выдачи преступников. При этом основную массу совершенных ими деяний составляли имущественные преступления.
Взаимная выдача преступников между Россией и другими государствами охватывала основные европейские государства: Германию, Австро-Венгрию, Англию, Швецию, Норвегию, Италию.
В 90-е годы XIX в. стало устанавливаться взаимодействие по вопросам выдачи преступников между Россией и Соединенными Штатами Америки. В 1894 г. состоялся первый акт передачи США лиц, совершивших преступления в России.
Важным направлением международного сотрудничества полицейских органов являлся обмен информацией. Характерным в этом отношении являлось сотрудничество между Россией и Австро-Венгрией.
В ноябре 1880 г. австро-венгерское правительство обратилось к российским властям с предложением об обмене сведениями о лицах, в отношении которых возбуждено уголовное преследование. Необходимость обмена мотивировалась тем, что в Вене Дирекцией полиции издается особый журнал таких лиц и о них сообщается всем европейским государствам, кроме России. Департамент полиции российского Министерства внутренних дел ответил согласием. В апреле 1881 г. австро-венгерское посольство передало в Департамент полиции экземпляр журнала за 1880 г. Была достигнута договоренность о том, чтобы обмен информацией происходил непосредственно между российской и австро-венгерской полицией [3].
Особый интерес представляет факт обмена информацией между органами полиции России и Швеции накануне Олимпийских игр в Стокгольме в 1912 г. Шведская миссия в Петербурге через Министерство иностранных дел обратилась к петербургскому градоначальнику с ходатайством о доставлении шведским властям дактилоскопических карточек, фотографий и описания примет известных петербургской полиции карманных воров и международных воров-гастролеров, которые вместе с многочисленными иностранными туристами могли приехать на Олимпиаду. 29 февраля 1912 г. начальник сыскной полиции и петербургский градоначальник направили в Министерство иностранных дел список зарегистрированных лиц с приложением 34 фотографических карточек [4].
Еще одной формой международного сотрудничества был обмен опытом правового регулирования борьбы с различными преступлениями. Характерным в этом отношении является пример разработки правовых мер по борьбе с проституцией. В сентябре 1909 г. Министерство внутренних дел обратилось в Министерство
иностранных дел с просьбой получить в иностранных дипломатических представительствах копии действующих в зарубежных странах законоположений, предусматривающих меры борьбы с этим противоправным явлением.
Министерство иностранных дел в период с ноября 1909 г. по июнь 1912 г. через дипломатические миссии получило 23 документа, касавшихся действовавшего в ряде стран Европы, Азии и Америки законодательства по регламентации проституции [5].
В конце XIX — начале XX в. в деятельности полиции широко стали применяться научно-технические средства, в частности, фотография, антропометрия, дактилоскопия, химические и микроскопические анализы. В России при полицейских органах были открыты кабинеты научно-судебной экспертизы. Первый кабинет был открыт в 1912 г. в С.-Петербурге, затем подобные кабинеты были созданы в Москве, Киеве, Одессе.
Учитывая, что за рубежом имелся большой опыт работы научных подразделений, было решено изучить этот опыт. Летом 1913 г. группа служащих Министерства юстиции и Министерства органов внутренних дел была командирована в Италию. Члены группы ознакомились с работой школы научной полиции, обратив особое внимание на курс «Научной техники расследования преступлений» профессора Рейсса [8].
Поскольку дактилоскопия была признана наиболее эффективным средством идентификации личности лиц, совершивших преступления, существовала потребность в единообразной классификации дактилоскопических снимков в международном масштабе. Создателем такой классификации стал А.Ф. Кошко, начальник московской сыскной полиции. Как весьма эффективная, эта система была принята во многих европейских странах, Скотланд-Ярд, например, использовал именно систему идентификации А.Ф. Кошко [9].
Таким образом, в конце XIX — начале XX в. сложились формы международного сотрудничества российской полиции с органами полиции европейских и других стран. Это сотрудничество охватывало различные стороны деятельности полиции, других правоохранительных органов и способствовало повышению эффективности борьбы с преступностью. Однако в силу ряда объективных причин (несовершенство средств связи, путей сообщения и т. д.) это сотрудничество не приобрело твердого, устойчивого характера. Отсутствовал также единый центр, объединявший усилия полицейских органов различных стран. Тем не менее такой опыт имел место. Он должен быть изучен, и из него должны быть извлечены уроки для их учета в современной практике.
вэ
о
X
<
U
а
О
X
X
л
<
и н S
X
<
а
X О О
са <
а С
S S а О н и S
з
э
S
X
<
а н
и
115
Список литературы
оэ
о
X
<
U
а
0
X
1
л
<
И
н S
I
<
а
X О
о
ва
<
а С
S S а
0 н и S
з
э
S
1
<
а н
и
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ), Ф. 155. Оп. 270 (1869 г.). Д.517.
АВПРИ Ф. 155. Оп. 279 (1877 г.). Д. 29. АВПРИ Ф. 155. Оп. 339 (1880 г.). Д. 137. АВПРИ Ф. 155. Оп. 371 (1912 г.). Д. 14. АВПРИ Ф. 155. Оп. 379 (1914 г.). Д. 50. Гернет М.Н. Социальные факторы преступности. М., 1906.
Гернет М.Н. Избранные произведения. М., 1974.
Журнал Министерства Юстиции. 1914. № 4.
9. Кошко А.Ф. Очерки уголовного мира царской России. Воспоминания бывшего начальника московской сыскной полиции и заведующего всем уголовным розыском империи. Париж, 1921. Т. 2.
10. Лафарг П. Преступность во Франции в 1840-1886 гг. М., 1908.
11. Чирикин В.А. Международное сотрудничество правоохранительных органов России в борьбе с преступностью (1861-1917 гг.). дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.
Тел.: 8 (499) 745-82-55
116