Научная статья УДК 343.43
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-72-77 NIION: 2003-0059-5/22-419 MOSURED: 77/27-003-2022-05-618
Международное сотрудничество криминальной полиции Германии
Ирина Аркадьевна Горшенева1, Людмила Анисимовна Безбородова2, Дмитрий Владимирович Жоков3
1А3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Рассмотрено международное сотрудничество криминальной полиции Германии, которое имеет большое значение в плане борьбы с преступными структурами, так как данная борьба является делом каждого отдельного государства, входящего в Европейский союз.
Все государства-члены ЕС придают большое значение сохранению своего суверенитета, что в результате приводит к тому, что правовое регулирование в данной сфере и нормативные акты не только не гармонизированы, но даже недостаточно скоординированы. И именно существование подобных лакун европейского законодательства используется преступниками для формирования своих структур и осуществления преступной деятельности.
Положение Германии в этом вопросе весьма непростое. С одной стороны, Федеративная Республика Германия привлекательна за счет относительно неосвоенных восточных территорий, расширивших криминальную географию страны после воссоединения ГДР и ФРГ, создав оптимальные условия для роста числа преступных организаций; с другой стороны, из-за рынка сбыта наркотиков и с учетом того, что прибыль от торговли наркотическими веществами в Европе в три раза выше, чем в США.
В указанных условиях необходимы расширение и активизация существующих возможностей для всестороннего международного сотрудничества.
Сотрудничество за пределами национальных границ должно развиваться и функционировать, и это не является какой-либо новеллой. Исторически эта необходимость была реализована только в государствах, имеющих границы с зарубежными странами, а именно, между ФРГ и Французской Республикой, в полицейском двустороннем приграничном сотрудничестве, сотрудничестве между Баден-Вюртембергом и Францией, а также Швейцарией или между Северным Рейном-Вестфалия и Нидерландами/Бельгией.
Важно, чтобы полиция и граждане научились доверять друг другу, так как международное сотрудничество криминальной полиции Германии с другими странами является основой полноценного и эффективного взаимодействия в плане борьбы с преступностью.
Ключевые слова: Германия, международное сотрудничество, полиция, граница, насилие, организованная преступность, сотрудничество, несовершеннолетний
Для цитирования: Горшенева И. А., Безбородова Л. А., Жоков Д. В. Международное сотрудничество криминальной полиции Германии // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 72-77. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-72-77.
Original article
International cooperation of the criminal police of Germany
Irina A. Gorsheneva1, Lyudmila A. Bezborodova2, Dmitry V. Zhokov3
1-2'3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The international cooperation of the criminal police of Germany is considered, which is of great importance in terms of combating criminal structures, since this fight is the business of each individual state that is part of the European Union.
All EU member States attach great importance to the preservation of their sovereignty, which as a result leads to the fact that legal regulation in this area and regulations are not only not harmonized, but even insufficiently coordinated. And it is the existence of such gaps in European legislation that criminals use to form their structures and carry out criminal activities.
Germany's position in this matter is very difficult. On the one hand, the Federal Republic of Germany is attractive due to the relatively undeveloped eastern territories, which expanded the criminal geography of the country after the reunification of the GDR and the FRG, creating optimal conditions for the growth of the number of criminal organizations; on the other hand, because of the drug market and taking into account the fact that the profit from drug trafficking in Europe is three times higher than in the USA.
In these conditions, it is necessary to expand and activate existing opportunities for comprehensive international cooperation.
Cooperation beyond national borders should develop and function, and this is not a novel. Historically, this need has been realized only in States that have borders with foreign countries, namely, between Germany and the French Republic, in police bilateral cross-border cooperation, cooperation between Baden-Württemberg and France, as well as Switzerland, or between North Rhine-Westphalia and the Netherlands/Belgium.
It is important that the police and citizens learn to trust each other, as the international cooperation of the German criminal police with other countries is the basis for full and effective cooperation in terms of combating crime.
© Горшенева И. А., Безбородова Л. А., Жоков Д. В., 2022
JURISPRUDENCE
Keywords: Germany, international cooperation, police, border, violence, organized crime, interaction, minor For citation: Gorsheneva I. A., Bezborodova L. A., Zhokov D. V. International cooperation of the criminal police of Germany. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):72-77. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-0454-2022-5-72-77.
Сегодня как никогда, полицейским ведомствам необходимо поддержание плодотворного взаимодействия и тесные профессиональные связи с местными правоохранительными органами.
Девиз «Думай глобально, действуй локально» больше не удовлетворяет требованиям настоящего времени и, скорее всего, максимально возможные действия должны заключаться в том, чтобы делать одно, не оставляя другого! Тема международного полицейского сотрудничества предполагает большой объем актуальных фактических мер, поскольку Федеративная Республика Германия расположена в самом сердце Европы, становящейся все более привлекательной для организованной преступности в смысле получения прибыли. Открытие границ между странами, связанными Шенгенским соглашением, позволяет организованной преступности беспрепятственно пересекать границы Европейского Союза (ЕС) не опасаясь таможенного контроля.
Тем не менее, борьба с преступными структурами все еще остается делом каждого отдельного государства, входящего в Европейский Союз.
Все государства-члены ЕС придают большое значение сохранению своего неограниченного суверенитета, что в результате привело к тому, что правовое регулирование в данной сфере и нормативные акты не только не гармонизированы, но даже недостаточно скоординированы. Лишь в редких случаях удалось найти единый подход, однако изолированные решения всегда имеют свои недостатки. И именно существование подобных лакун европейского законодательства используется преступниками для формирования своих структур и осуществления преступной деятельности.
Положение Германии в этом вопросе весьма непростое. С одной стороны, Федеративная Республика Германия привлекательна за счет относительно неосвоенных восточных территорий, расширивших криминальную географию страны после воссоединения ГДР и ФРГ, создав оптимальные условия для роста числа преступных организаций; с другой стороны, из-за рынка сбыта наркотиков и с учетом того, что прибыль от торговли наркотическими веществами в Европе в три раза выше, чем в США.
Многонациональные организованные группы преступников, в зависимости от обстоятельств и ис-
ходя из сложившейся ситуации, действуют гибко и спонтанно.
Спланированные на долгосрочную перспективу, максимально и детально хеджированные (застрахованные), преступления приводят к минимальным рискам. Большие расстояния, недолжным уровнем охраняемые национальные границы преодолеваются с помощью быстрых и хорошо отработанных маршрутов, либо наземным транспортом, или же морскими и воздушными путями. Эти группировки обладают самыми современными технологиями, имеют тесные национальные и международные контакты, а также огромные финансовые ресурсы, которые позволяют им устанавливать связи с представителями продажной интеллигенции, а, следовательно, и с лучшими адвокатами или экспертами. Глобальные сети не ограничиваются ассоциациями конкретного уровня. Существуют еще эффективно функционирующие связанные одной целью сообщества, такие, как например, организованная преступность и международный терроризм, или общими интересами: союз преступных или террористических организаций и национальных правительств или оппозиционных движений. Спектр подобных связей варьируется от толерантности к ним, до оказания поддержки и соучастия.
К особым сферам деятельности преступных групп, действующих на международном уровне, относятся, в частности:
♦ преступления, связанные с оборотом наркотиков;
♦ торговля оружием;
♦ контрабанда (рабочая сила, незаконный ввоз беженцев);
♦ все виды вымогательств;
♦ похищения, торговля людьми (торговля детьми, детская порнография, проституция).
В 2020 г. в Германии проживало 10,7 млн детей в возрасте до 14 лет. В том же году число жертв так называемого сексуального насилия в отношении детей в соответствии с § 176, 176a, 176b StGB (Уголовный кодекс Германии) увеличилось в общей сложности на 6,3 % (с 15 701 до 16 686 жертв). Статистика случаев изнасилования демонстрировала снижение на 3,7 % (с 218 до 210 жертв). Примечательно, что 9,7 % подозреваемых в сексуальном насилии еще не достигли 14-летнего возраста, т. е. сами
были еще детьми — и не считались виновными. 19,7 % были выявлены в группе несовершеннолетних от 14 до 18 лет. Это означает, что почти каждое третье сексуальное насилие было совершено детьми или подростками в возрасте до 18 лет [1].
В случае так называемой детской порнографии (распространение, приобретение, хранение и производство детских порнографических изделий в соответствии с § 184b StGB) наблюдался рост на 53,0 % (с 12 262 до 18 761 случая). 50,6 % подозреваемых были моложе 21 года [1].
Что касается влияния на детей с помощью высоких технологий (§ 176 разд. 4 № 3 и 4 StGB), то произошло увеличение на 17,6 % (с 3264 до 3839 случаев)). Большинство из них были связаны с действиями так называемой кибергруппировки, жертвами которой стали преимущественно дети и подростки школьного возраста. Таким образом, в целом можно наблюдать значительное увеличение числа указанных преступлений [1].
«У нас нет понятия торговля детьми», — сказал один из сотрудников берлинского управления по делам молодежи на специальном мероприятии Международной социальной службы (ISD) осенью 2015 г., посвященном вопросам торговле детьми в Германии.
1. На самом деле, есть много признаков того, что службы по делам молодежи и другие организации Германии, работающие в сфере защиты молодежи, все чаще занимаются случаями торговли детьми на территории всей Германии, зачастую, не относя их к категории данных преступлений.
Недостаточное понимание этого явления может привести к тому, что коммерческая эксплуатация детей и молодежи не будет признана противоправным деянием, необходимые меры защиты и противодействия не будут приняты, а потребности пострадавших детей и молодежи останутся незамеченными.
В настоящее время в Германии данные о коммерческой эксплуатации детей можно обнаружить только в статистике Федерального ведомства криминальной полиции о торговле людьми. В течение последних нескольких лет цифры были относительно постоянными: из 542 жертв торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации, зарегистрированных в 2013 г., 70 были несовершеннолетними.
2. Большинство пострадавших детей из Германии; за ней следуют Болгария, Румыния и Венгрия. Кроме того, 209 человек были подростками в воз-
расте от 18 до 20 лет. Статистические данные оставляют открытым вопрос о том, как долго существуют соответствующие условия эксплуатации. Большинство несовершеннолетних жертв было выявлено в Берлине, единственной федеральной земле, где было создано специальное агентство по борьбе с торговлей детьми. Эксперты в данной области уголовного преследования, в силу существования определенных факторов, предполагают большое количество незарегистрированных дел [2]:
♦ активное перемещение автотранспортных средств;
♦ преступления, связанные с контрафакцией, включая производство поддельных денег и использование безналичных платежных средств;
♦ преступность «красных фонарей» (азартные игры, ставки, проституция).
Принудительная проституция на законных основаниях подпадает под сферу торговли людьми. Торговля людьми «с целью сексуальной эксплуатации» является незаконной в соответствии со ст. 232 Уголовного кодекса [3] а, следовательно, наказуемой. При принудительной проституции беспомощность или затруднительное положение конкретных лиц — обычно женщин или детей — часто используется при помощи физического или психологического насилия [4].
♦ организованное ограбление или кража в целом (кража со взломом, кража автомобильных деталей, кража произведений искусства, карманная кража и т. д.);
♦ экономические преступления (инвестиции, акции, субсидии или мошенничество, связанное с банкротством);
♦ отмывание денег;
♦ незаконная торговля табачными изделиями;
♦ пиратство;
♦ преступность в сфере компьютерных технологий;
♦ промышленный шпионаж;
♦ торговля человеческими органами;
♦ нелегальное распространение ядерного оружия, биологических или химических средств массового уничтожения и товаров для ведения военных действий;
♦ международный терроризм.
Достаточно трудно вести борьбу с теми, кто сотрудничает с преступниками во всем мире, и, если
JURISPRUDENCE
это вообще возможно, то только с помощью полиции, которая профессионально и оперативно действует, в том числе и на международном уровне.
В указанных условиях необходимо расширение и активизация существующих возможностей для всестороннего международного сотрудничества. Соответствующие программы разрабатываются и вводятся в действие.
Прежде всего, традиционно это Интерпол и Ев-ропол, известные каждому полицейскому. В период с 1938 по 1945 гг. деятельность Интерпола, основанного в 1923 г. как Международная комиссия органов полиции (IKPO), была ограничена. В 1946 г. крупнейшая в мире международная полицейская организация претерпела реформирование задач и статуса как органа, оказывающего поддержку национальным полицейским подразделениям в расследовании трансграничных преступлений, проведении обысков и оказании взаимной правовой помощи. В обязанности Интерпола не входит выполнение оперативных функций.
Европейское полицейское ведомство Европол было основано в соответствии с Маастрихским договором, который вступил в силу в октябре 1998 г. Целью данной организации была объявлена совместная борьба с международно-значимыми преступлениями. Как и Интерпол, данное ведомство изначально занимается сбором, обработкой и обменом оперативных данных. Тем не менее, предпринимаются серьезные усилия по расширению его компетенций. Шаг к их собственным следственным полномочиям все еще остается незамеченным, но участие в совместных следственных группах государств-членов ЕС стало возможным уже с 2002 г.
Относительно молодым является «Европейское ведомство по борьбе с мошенничеством OLAF/ ОЛАФ», основанное в 1999 г. К сфере его компетенции относится осуществление уголовного преследования преступной деятельности и мошенничества в ущерб бюджету ЕС, т. е. таможенных правонарушений, налогового мошенничества и мошенничества с субсидиями. Расследования, проводимые ОЛАФ, ограничиваются чисто административными мерами в силу того, что орган все еще обладает лишь полицейскими полномочиями.
Поэтому осознание того, что сотрудничество за пределами национальных границ должно развиваться и функционировать, не является какой-либо новеллой. Исторически эта необходимость была
реализована только в государствах, имеющих границы с зарубежными странами. Речь идет о соглашении между Федеративной Республикой Германия и Французской Республикой о полицейском двустороннем приграничном сотрудничестве от 1 октября 1978 г., сотрудничестве между Баден-Вюртембергом и Францией, а также Швейцарией или между Северным Рейном-Вестфалия и Нидерландами/Бельгией. Все эти двусторонние или многосторонние соглашения положительно зарекомендовали себя задолго до Шенгенского соглашения.
Шенгенское соглашение является международным соглашением о постепенной отмене пограничного контроля на внутренних границах государств-участников ЕС.
Это соглашение было подписано 14 июня 1985 г. государствами-членами ЕС: Германией, Францией, Бельгией, Люксембургом и Нидерландами в местечке по названием Шенген, расположенном в Люксембурге вблизи границ с Германией и Францией. Лишь спустя пять лет — 19 июня 1990 г. — было подписано так называемое Шенгенская соглашение (SDЬ), которое, в конечном итоге, вступило в силу 1 сентября 1990 г. Только в данном случае согласованные руководящие принципы могут применяться на практике. Постепенно к Шенгенскому соглашению присоединились другие страны ЕС (и некоторые страны, не являющиеся членами ЕС): Италия (1990 г.), Испания и Португалия (1991 г.), Греция (1992 г.), Австрия (1995 г.), Дания, Исландия, Норвегия (1996 г.), Финляндия, Швеция, Чешская Республика, Швейцария (2004 г.), Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия (2007 г.) и относительно недавно Лихтенштейн (2011 г.).
Шенгенское соглашение касается отмены внутреннего пограничного контроля и связанного с этим создания единой зоны безопасности и правосудия.
Данное соглашение, в частности:
♦ упрощает правила въезда и краткосрочного пребывания иностранцев в «Шенгенской зоне» посредством однократной шенгенской визы;
♦ определяет компенсационные меры по вопросам убежища (определение государства-члена, ответственного за ходатайство о предоставлении убежища);
♦ разрабатывает меры по борьбе с трансграничным оборотом наркотиков;
♦ поощряет сотрудничество и взаимодействие органов полиции между государствами Шенгенского соглашения в области уголовного правосудия [5].
Другой вывод заключался в том, что недостаточно лишь подписывать соглашения и пропагандировать добровольное сотрудничество.
Не менее важно, чтобы полиция, т. е. граждане, научились доверять друг другу. Обычаи, менталитет, традиции, опыт, а иногда и предрассудки/обобщения могут встать на пути этого проекта.
Это было ясно и английскому полицейскому Артуру Троопу, который стремился преодолеть недоверие и раскол общества, особенно полиции, после потрясений Второй мировой войны. Он намеревался создать всемирную ассоциацию, в которой сотрудники полиции объединили бы усилия для установления личных контактов и решения служебных вопросов. 1 января 1950 г. этот молодой сержант основал в Великобритании 1РА/МПА (Международную полицейскую ассоциацию). Через три года были сформированы секции в Нидерландах, Бельгии и Франции, а в 1955 г. присоединилась Германия. Сегодня Международная полицейская ассоциация (1РА) насчитывает более 320 тыс. членов в более чем 60 странах мира.
Взаимная поддержка, знакомство, завоевание доверия — пути успешного международного сотрудничества. К сожалению, такое взаимодействие не воспринимается полицейскими ведомствами некоторых стран. К ним относятся миссии в Боснии и Герцеговине, Косово, Хорватии, Данубе (Африка), Афганистане.
Другой областью взаимодействия являются проекты, осуществляемые ЕС на территории Риги, Будапешта, а также программа «Фар Твиннинг». Последняя включает в себя двустороннее сотрудничество и партнерство между Польшей и Федеративной Республикой Германия в области внутренней безопасности. Такие программы, нацеленные на постановку единой задачи, предусматривают сокращение разрыва между глобальной темой «международного сотрудничества» и функциями общественной полиции. В рамках проекта поддержки «Фар Твиннинг» польские полицейские прибыли в Берлин, чтобы очно ознакомиться с повседневной работой Берлинской полиции [6].
Посещение и полное взаимопонимание не вполне удалось в силу затруднения служебного общения из-
за языковых трудностей. Заявленная в переводе программы «прогулка по окрестностям» оказалась на деле специальной операцией полиции, а отнюдь не экскурсией. Данный пример в очередной раз свидетельствует о необходимости овладения сотрудниками полиции любой страны навыками иноязычной деловой коммуникации, т. е. знаниями хотя бы одного иностранного языка в рамках профессионального общения.
Список источников
1. Криминальная полиция (журнал союза полиции). Профилактика сексуального насилия в отношении детей // URL://https://www.kriminalpolizei.de/-ausgaben/2021/dezember/detailansicht-dezember/arti-kel/praevention-von-sexualisierter-gewalt-gegen-kin-der.html.
2. Международная социальная служба (ИСД). Торговля детьми в Германии — задача и вызов для защиты детей и молодежи // URL://https://www.iss-ger.de/cms/upload/materialien/vortraege/NDV_Beit-rag_Kinderhandel.pdf.
3. Уголовный кодекс (StGB) // URL://http://www. gesetze-im-internet. de/stgb/BJNR0 01270871 .html.
4. Криминальная полиция (журнал союза полиции). Проституция // URL://https://www.kriminalpo-lizei.de/service/praevention-kompakt.html?tx_dpngloss ary_glossary%5Baction%5D=show&tx_dpnglossary_gl ossary%5Bcontroller%5D=Term&tx_dpnglossary_glos sary%5Bterm%5D=342&cHash=3108cdada9bc6a8efd5 1f1b828f4e572.
5. Криминальная полиция (журнал союза полиции). Шенгенское соглашение // URL://https://www. kriminalpolizei.de/service/praevention-komp akt. html?tx_dpnglossary_glossary%5Baction%5D=show&t x_dpnglossary_glossary%5Bcontroller%5D=Term&tx_ dpnglossary_glossary%5Bterm%5D=365&cHash=6908 081c37f4aa815c92fcc83769c00b.
6. Криминальная полиция (журнал союза полиции). Международное сотрудничество криминальной полиции // URL://https://www.kriminalpolizei.de/ausga-ben/2004/dezember/detailansicht-dezember/artikel/inter-nationale-kriminalpolizeiliche-zusammenarbeit.html.
References
1. Criminal Police (journal of the Police Union). Prevention of sexual violence against children // URL:// https://www.kriminalpolizei.de/ausgaben/2021/dezem-
JURISPRUDENCE
ber/detailansicht-dezember/artikel/praevention-von-se-xualisierter-gewalt-gegen-kinder.html.
2. International Social Service (ISD). Child trafficking in Germany is a task and a challenge for the protection of children and youth // URL://https://www.issger. de/cms/upload/materialien/vortraege/NDV_Beitrag_Kin derhandel.pdf.
3. The Criminal Code (StGB) // URL://http://www. gesetze-im-internet. de/stgb/BJNRO 01270871 .html.
4. Criminal Police (journal of the Police Union). Prostitution // URL://https://www.kriminalpolizei.de/ser-vice/praevention-komp akt.html?tx_dpnglossa-ry_glossary%5Baction%5D=show&tx_dpnglossary_glos-sary%5Bcontroller%5D=Term&tx_dpnglossary_glos-
sary%5Bterm%5D=342&cHash=3108cdada9bc6a8efd51f 1b828f4e572.
5. Criminal Police (journal of the Police Union). The Schengen Agreement // URL://https://www.kriminalpoli-zei. de/ service/praevention-komp akt .html?tx_dpnglossary_ glossary%5Baction%5D=show&tx_dpnglossary_glos-sary%5Bcontroller%5D=Term&tx_dpnglossary_glos-sary%5Bterm%5D=365&cHash=6908081c37f4aa815c92fcc 83769c00b.
6. Criminal Police (journal of the Police Union). International cooperation of the criminal police // URL:// https://www.kriminalpolizei.de/ausgaben/2004/dezem-ber/detailansicht-dezember/artikel/internationale-krimi-nalpolizeiliche-zusammenarbeit.html.
Информация об авторах
И. А. Горшенева — заведующая кафедрой иностранных языков Московского университет МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации;
Л. А. Безбородова — доцент кафедры иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
Д. В. Жоков — магистр юриспруденции, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the authors
I. A. Gorsheneva — Head of the Department of Foreign Languages of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Professor, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation;
L. A. Bezborodova — Associate Professor of the Department of Foreign Languages of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';
D. V. Zhokov — Master of Jurisprudence, Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 05.05.2022; одобрена после рецензирования 11.07.2022; принята к публикации 30.08.2022.
The article was submitted 05.05.2022; approved after reviewing 11.07.2022; accepted for publication 30.08.2022.