1G. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future.
11. Rio Declaration on Environment and Development, 31 ILM 874 (1992).
12. Non-legally Binding Authoritative Statement of Principles for a Global Consenus on the Management, Conservation and Sustainable Development of All Types of Forests, A/CONF.151/6/Rev.1, 13 June 1992.
13. Convention on Biological Diversity, Rio de Janeiro, 5 June 1992, entered into force 29 December 1993, 176G UNTS 79; 31 ILM 818 (1992).
14. United Nations Framework Convention on Climate Change, Rio de Janeiro, 9 May 1992, entered into force 21 March 1994, 31 ILM 849 (1992).
Дата поступления: 24.09.2015 Received: 24.09.2015
УДК 340
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - СТИМУЛЯТОР РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
ШОНИН Николай Егорович
кандидат политических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений Института права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
Идея правового государства стала в наше время очень популярной. Государства включают в свои конституции положения о том, что являются правовыми социальными государствами или заявляют о таковой цели. Автор считает, что причиной является не столько привлекательность идеи (она была таковой изначально), сколько действие двух факторов: достигнутый уровень экономического развития и правосознания граждан, а также возросшее влияние норм и принципов международного права. Отмечается также, что правосознание и законопослушность воспитываются не пропагандой и законами, а бдительной работой правоохранительных органов государства и их быстрой реакцией на каждое правонарушение, так что в итоге (как, например, в Германии) государству даже не всегда требуется вмешиваться: граждане сами призывают нарушителя к порядку. Отсюда один шаг до правового государства. Другими словами, гражданское общество созрело. А без него не будет правового государства.
Ключевые слова: международное право, правовое государство, концепция, уровни экономического, политического и социального развития страны, критерии, законопослушность, чиновник, внутригосударственное право, конституция, гражданское общество.
INTERNATIONAL LAW AS A STIMULATOR OF REALIZATION OF RULE-OF-LAW STATE IDEA
SHONIN Nikolay Egorovich
Candidate of sciences (law), Assistant Professor of the chair of International Law and International Relations of the Institute of Law of the FBSEIHPE Bashkir State University, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Ufa,Russia E-mail: [email protected]
The rule-of- law state idea has become very popular today. The states include in their constitutions provisions that they are rule-of- law and social states or declare that purpose. The author thinks, that the reason is not only the attractiveness of this idea (it was such one primordially), but also the influence of two factors: reached levels of economical and political development of the country and legal consciousness of citizens as well as increased influence of norms and principles of international law. It is also noted, that legal consciousness and law-obedience are cultivated not by propaganda and legislation, but by a vigilant work of law-enforcement authorities and their rapid response to each delinquency so as a result (like for instance in Germany) the state not even always needs to intervene: citizens call an infringer to order themselves. Hence, there is one step towards the rule-of-law state. In other words, the civil society is ready. And without it the rule-of-law state can't exist.
Keywords: international law, rule-of-law state, conception, level of economical, political and social development of country, criteria, law-obedience, official, national law, constitution, civil society.
Правовое государство - это государство, в котором право и закон господствуют во всех сферах общественной жизни и суть всех концепций правового государства заключается прежде всего в том, что государство, устанавливая законы, не только следит за их исполнением, но и, в первую очередь, само их не нарушает. Правом и законом связано и само государство, и его органы, и граждане, и неграждане, находящиеся на территории государства.
Отдельные идеи правового государства высказывались уже сравнительно давно, в частности в ХУП-ХУШ веках в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, однако они оставались сугубо умозрительными
конструктами, поскольку уровень социального развития человеческого общества был еще слишком низок, степень социального неравенства была велика и продолжала стремительно возрастать настолько, что началась эпоха социальных революций. Да и научная мысль больше была увлечена разработками теорий «общественного договора», которые, кстати, послужили в своем правовом обосновании базой для разработки концепций правового государства [1, с. 262-266]. И только после Второй мировой войны, когда международное право получило солидную опору в лице Организации Объединенных Наций, более эффективной, нежели её предшественница Лига Наций, поскольку человечество в целом достигло соответствующего уровня социального развития и правовой культуры, концепция правового государства получила реальную возможность осуществления на практике.
Впервые на конституционном уровне формула правового государства была закреплена в ФРГ (хотя и не в явном виде), стране, мыслители которой внесли, пожалуй, наибольший вклад в становление современной концепции правового государства (И. Кант, Г. Елинек, К. Шмитт и др.). «Основы правового государства в сфере правосудия были заложены в Германии почти полностью уже законами о правосудии в XIX веке. Это, прежде всего, - закон о судоустройстве, который регулирует структуру, организацию и компетенцию судов. Гражданский кодекс, вступивший в силу в 1900 году, а также гражданско-процессуальный и уголовно-процессуальный кодексы были в последней трети XIX века были отвоеваны у имперского правительства либеральными и демократическими силами в упорной парламентской борьбе. Германские кодексы стали образцом для правопорядка иностранных государств: так Гражданский кодекс был крёстным отцом при создании гражданских кодексов в Японии и Греции.» [2, с. 165] (перевод мой - Н.Ш.)
И первый практический шаг к реализации этой концепции был сделан тоже в ФРГ, что автор отметил также в предыдущей публикации [3, с. 65]. Решающую роль сыграл в этом «локомотив экономического чуда» [3, с. 119] Людвиг Эрхард в бытность министра экономики в 1949-1963 гг. и федерального канцлера в 1963-1966 гг. Более того, сам термин «правовое государство» по мнению В.П. Пугачева и А.И. Соловьева окончательно утвердился благодаря трудам немецких юристов Т.К. Велькера, Р. фон Моля и др.[4, с. 258]. Почему это стало возможным впервые именно в Германии? Да потому, что в этой стране со времён Прусского королевства всему народу прививалось, в том числе и жестокими методами, законопослушание и государство само давало пример, в том числе введя институт чиновников, дающих государству клятву верности и жестоко наказываемых за её нарушение, но и, с другой стороны, хорошо вознаграждаемых за верность. И правило это действует до сих пор! Строго соблюдается и статья 109 Веймарской конституции, принятой 11 августа 1919 года, об отмене сословных привилегий (дворянские титулы стали всего лишь частью имени) [5], что способствовало укоренению в сознании народа осуществления реального равноправия как первого шага к правовому государству. Правосознание и законопослушность воспитывались не только и не столько пропагандой и законами, сколь бдительной работой правоохранительных органов государства, строго следящих за их соблюдением и быстро реагирующих на каждое правонарушение, так что в итоге (как, например, в Германии) государству даже не всегда требуется вмешиваться: граждане сами призывают нарушителя к порядку. Автор постоянно лично убеждался в этом. Отсюда один шаг до правового государства. Другими словами, гражданское общество созрело. А без него не будет правового государства.
Создание правового государства провозглашается целью в конституции Португалии от 1974 года, Испании от 1978 года. Конституция Российской Федерации также характеризует современное российское государство как правовое государство. Аналогичные заявления сделаны в современных конституциях Венгрии, Румынии, Болгарии, Польши, Чехии и Словакии. То есть все эти государства прошли стадию тоталитаризма. Но результаты несравнимы с уровнем Германии. Причина в том, что тоталитаризм в бывших «социалистических» странах основывался на абсолютном господстве одной (коммунистической) партии, которая фактически была поставлена над законом. Отсюда и неверие населения в действенность законов. Иное дело Германия. Там даже в период фашизма партия Гитлера не имела такой власти в стране и членство в ней не давало никаких преимуществ перед законом. Членство в ней было больше признаком верности фюреру. Партия была нужна Адольфу Гитлеру прежде всего для легального завоевания власти. Государственная власть принадлежала лично Гитлеру, его гауляйтерам (наместникам) и правительству.
Почему же идея правового государства стала актуальной только в наше время, ведь отдельные признаки правового государства, например, разделение властей уже были осуществлены? Да потому, что не было международно-правовой основы для этого. Да, уже в течение многих веков формировались международные обычаи, подписывались международные договоры, принимались конвенции, но
не было международной организации, которая связала бы их воедино. Лига Наций не смогла исполнить эту роль: слишком сильны были противоречия между государствами. Удалось это только с созданием новой мировой универсальной организации - Организации Объединенных Наций. Таким образом, постепенно формирующиеся нормы международного права постепенно же и порознь находили путь к системам права отдельных государств, вынуждая даже тоталитарные государства считаться с ними и по частям имплементировать их в свое законодательство. Первоначально это происходило в форме признания de facto, через подписание договоров и ратификацию конвенций, без каких-либо попыток имплементации их в свою систему права. Видимо, это было связано с тем, что международное право и внутригосударственное право представляют собой две разные системы, различающиеся и по субъектам права, и по объектам, а в имплементации любым способом видели ограничение своего суверенитета и вмешательство во внутренние дела. Только создание ООН и признание государствами приверженности её принципам открыло путь к имплементации уже оформившихся норм международного права во внутригосударственное право национальных государств и становлению правового государства. Примечательно, что государство, стоящее у истоков ООН, но практически с самого своего основания стремящееся к мировой гегемонии (см. доктрину Монро), США не сделало этого и отдает примат своему внутригосударственному праву.
Показательна в этом плане история советских конституций. В области международной политики новая власть согласно Конституции 1918 г. вела себя весьма противоречиво. С одной стороны, ставились весьма разумные задачи, вполне в духе норм международного права - достижение «демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций на основе свободного самоопределения наций», провозглашение полной независимости Финляндии и свободы самоопределения Армении (п. 4, 6 главы 3 раздела I). С другой - оправдывались явно неправовые действия в области международного общения: аннулирование займов, разрыв тайных договоров, разрыв «с варварской политикой буржуазной цивилизации» (п. «г» главы 2, п. 4, 6 главы 3 раздела I), т.е. отказ от преемственности не только во внутренней, но и во внешней политике [6].
Зато Конституция СССР 1924 г., сохраняя в целом весьма жесткую идеологическую направленность, уже содержит положения, присущие правовому государству, по крайней мере, касательно статуса союзных республик и союзном гражданстве [7]. Демократичны и положения о выборе депутатов в ЦИК СССР, состоящий из двух палат и учитывающий как населенность избирательных округов, так и национальный состав. Исключение сделано было почему-то в отношение автономных республик Аджарии и Абхазии и автономных областей Юго-Осетия, Нагорный Карабах и Нахичеванская: они посылают в Совет Национальностей по одному представителю, а не по 5, как автономные республики и области РСФСР. Скорее всего, это было связано с их включением в состав союзных республик, входивших в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР) [7, раздел II, гл. 4].
В духе правового федеративного государства выдержан и весь раздел II «Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик». Еще более демократичным является (по букве закона) Основной закон Союза Советских Социалистических Республик 1936 года, в нем не только нападок, но и даже критики буржуазных стран. Правда, по-прежнему нет и слова о международном праве. И только в конституции постсоветской России нормы международного права и то не все, а только общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации объявляются составной частью ее правовой системы, причем определяется их приоритет: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»[8, п. 4, ст. 15]. Более того, ст. 1 характеризует Российскую Федерацию как правовое государство[8, ст. 1].
А вот конституции ФРГ и Австрии прямого указания на их статус правового государства не содержат, он явствует из содержания положений конституций. Что же касается имплементации норм международного права в правовую систему этих государств, то ст. 9 (1) Конституции Австрии провозглашает: «Все общепризнанные правила международного права считаются составными частями федерального права» [9]. Схожая формулировка дается и в статье 25 Основного Закона ФРГ, причем отмечается их приоритет перед национальными законами и их непосредственная применимость к гражданам страны: «Общие правила международного права являются составной частью федерального права. Они предшествуют законам и непосредственно порождают права и обязанности для жителей на территории Федерации» [10].
Таким образом, имплементация норм международного права во внутригосударственное способствовала и продолжает способствовать формированию основ правового государства, но эффективность
этого процесса коренится в конечном счете во внутригосударственном праве. Если идея правового государства не имеет в нем опоры, то и конституция превращается в декларацию, а не в закон прямого действия. Кроме того, непременным условием является наличие значительного количества государств, созревших в своем социальном, политическом и правовом развитии для того, чтобы естественным образом перейти к формированию правового государства. Здесь напрашивается аналогия с выводом К. Маркса о невозможности социалистической революции в одном отдельно взятом государстве.
Эффективность воздействия международного права в наше время, однако, постоянно подрывается политикой двойных стандартов, проводимой странами НАТО. Особенно это наглядно проявилось в оценке возвращения Саарской области в состав ФРГ, включения ГДР в состав ФРГ, восстановления единого Вьетнама, объединения Северного и Южного Йемена, распада Чехословакии и Судана, отделения Косово от Сербии (даже Международный суд пошел на поводу США, объявив законным это отделение), выхода Абхазии и Южной Осетии из состава Грузии, возвращения Крыма в состав России, поддержки нынешнего режима в Украине, в отношение борьбы с международной террористической группировкой «Исламское государство» в Сирии.
Библиографические ссылки
1. Шонин Н.Е. Теории общественного договора как предтеча концепций правового государства // Актуальные вопросы развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 262-266.
2. Tatsachen über Deutschland. Herausgegeben vom Presse- und Informationsamt der Bundesregierung. Societäts-Verlag, Frankfurt/Main, 2000, 528 p.
3. Шонин Н.Е. Правовое государство и современность // Правовое государство: теория и практика. № 2 (32) 2013. С. 63-69.
4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учебник для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 1998. 447 с.
5. Verfassung des Deutschen Reiches 1919// https://de.wikisource. org/ wiki/Verfassung_ des_Deutschen _Reiches_ (1919)#Artikel_109. (дата обращения: 6.10.15).
6. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года.
7. Основной закон (конституция) союза советских социалистических республик. Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Гл. 2.
8. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841, Федеральным Конституционным Законом от 25.03.2004 № 1-ФКЗ).
9. Kodex des österreichischen Rechts. Bundesverfassung. 3. Auflage. Stand 1.3. 2001. Verlag Orac, Taschenkodex, 392 p.
10. Hesselberger, Dieter. Das Grundgesetz. Kommentar für die politische Bildung. Bundeszentrale für politische Bildung. 10, überarbeitete Auflage, Bonn, 1996, 392 p.
References
1. Shonin N.E. Social Contract Theories as a Forerunner of the Rule-of-law State Conceptions, aktualnye voprossy rasvitiya nauki, Collected Papers of the International Academic and Research Conference: in 6 parts, Editor-in-chief A.A. Sukiassian, 2014, pp. 262-266.
2. Tatsachen über Deutschland. Herausgegeben vom Presse- und Informationsamt der Bundesregierung. Societäts-Verlag, Frankfurt/Main, 2000. 528 p.
3. Shonin N.E. Rule-of-law State and Modern Times, the Rule-of-law State, Theory and Practice, No. 2 (32)2013. pp. 63-69.
4. Pugachov V.P., Solovyov A.I. Introduction to Politology: Manual for Higher School Students, 3-е ed., Revised and Amended. М., Aspect Press, 1998, 447 p.
5. Verfassung des Deutschen Reiches 1919, https://de.wikisource. org/ wiki/Verfassung_ des_Deutschen _Reiches_ (1919)#Artikel_109.
6. Constitution (Fundamental Law) of the Russian Socialist Federative Republic. Passed by the 5-th All-Russian Congress of Soviets in the Session from July 10th 1918.
7. Constitution (Fundamental Law) of the Union of the Soviet Socialist Republics. Passed by the 2-nd Session of the CEC of the USSR on July 6th 1923 and in Final Cut by the 2-nd Congress of Soviets on 31 January 1924. Chapter 2.
8. Constitution of the Russian Federation. December 12-th 1993 (with Changes, Amendments by decrees of the President of RF from 09.01.1996 Nr. 20, from 10.02.1996 Nr.173, from 09.06.2001 Nr. 679, from 25.07.2003 No. 841, by Federal Constituional Law from 25.03.2004 No. 1-FCL).
9. Kodex des österreichischen Rechts. Bundesverfassung. 3. Auflage. Stand 1.3. 2001. Verlag Orac, Taschenkodex, 392 p.
10. Hesselberger, Dieter. Das Grundgesetz. Kommentar für die politische Bildung. Bundeszentrale für politische Bildung, 10, überarbeitete Auflage, Bonn, 1996, 392 p.
Дата поступления: 23.08.2015 Received: 23.08.2015