Научная статья на тему 'Международное экологическое право: конвергенция идей устойчивого развития и охраны окружающей среды'

Международное экологическое право: конвергенция идей устойчивого развития и охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW / "МЯГКОЕ" ПРАВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / SOFT LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юсупова Зиля Анасовна, Мухаметгареева Наталья Михайловна

Международное право окружающей среды в настоящее время прошло четыре ключевых этапа своего развития. Если природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась уже в древности, то международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось лишь в начале прошлого века. Поначалу оно носило эпизодический характер и касалось охраны отдельных видов объектов природы. Процесс становления и развития международного экологического права, был постепенен, и понимание необходимости данного процесса пришло не сразу. Основные тенденции, направленные на согласованное регулирование охраны окружающей среды становятся необходимыми в условиях устойчивого развития, что приводит к формированию экологического национального и международного законодательства, в этой связи требуется постоянное «многополярное» сотрудничество в области охраны окружающей среды. В связи с этим, необходима дальнейшая работа по международному сотрудничеству и охране окружающей среды, как на двустороннем, так и на многостороннем уровне переговоров, включая работу организаций системы ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW: THE CONTINGENCE OF ENVIRONMENT AND DEVELOPMENT

International environmental law has gone through four key phases in its development. If the environmental activity on the national level realized since ancient times, international cooperation in the sphere of environment protection only appeared in the beginning of the XX century. First it had a sporadic character and concerned the protection of the particular nature objects. The development of international environmental law was inchmeal and the understanding of the necessity of this process attended a long way. The basic tendencies pointed at regulation of the environment protection are necessary under condition of the sustainable development; it leads to developing of the ecological national and international law. As a result, the further international cooperation on the environment protection is obligatory as on the bilateral though on the multilateral level of the negotiations including the work of the UN organizations.

Текст научной работы на тему «Международное экологическое право: конвергенция идей устойчивого развития и охраны окружающей среды»

References

1. Bergmann V. Grazhdanskoe ulozhenie Germanii: vvodniy zakon k Grazhdanskomu ulozheniu [Civil code of Germany: law introducing the Civil code], Moscow, Infotropic Media, 2015.

2. Grazhdanskoe i torgovoeparvo zarubezhnih stran [Civil and Commercial Law of Foreign Countries]. Edited by E.A. Vasiliev, A.S. Komarov. Vol. 1, pp.310-312. Op. by: Petrushkin V.A. Actual Problems of the Legal Model of the Flow System Real Estate: monograph / scientific. edited by V.V. Vitryansky,. Moscow, Statut, 2014.

3. Ryzhenkov A.Y., Chernomorets A.E. Teoria prava sobstvennosti (istoriko-analiticheskiy ocherk) [Property Rights Theory (Historical and Analytical essay)]. Elista: ZAO "NPP "Jangar", 2009. Volgograd: NOU VPO WIEBE, 2014. Saratov: Publishing house "Higher education", 2014. URL: http://www.iprbookshop.ru/19186 (accessed 30 September 2015).

4. Gadzhiev G.A. Constituzionnii prinzipi rinochnoi economiki [The Constitutional Principles of Market Economy], Moscow, Yurist, 2004.

5. Crassov O.I. Pravo sobstvennisti na zemlu v stranah Evropi: monographia [Right of Land Ownership in Europe: monograph], Moscow, Norma, Infra-M, 2014.

6. Gavva A.A. Ogranichenia prava sobstvennosti v publichnikh i chastnikh interesakh [The Restriction of Property Rights because of Public and Private interests]. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika, 2014, № 4 (38).

7. Sukhanov E.A. Kratkiy ocherc istorii veshnogo prava [Brief Outline of the History of Property Law] (About the Property: a Collection of Papers in Honor of K. I. Shklovskogo / Comp. M.A. Erokhova), Moscow, Statut, 2015.

8. About the History of the German Law Establishing the Legal Regime of a Construction, Built in a Foreign Land, see: Kasso L.A. Buildings in a Foreign Land (1905). URL: http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=190 (accessed 12 September 2015).

9. Vasilevskaya L.Y. Veshnie sdelki po Germanskomu pravu: metodologiya grazhdansko-pravovogo regulirovaniya [Property Transactions under German Law: the Methodology of Civil Law : dis. ... d-RA Jurid. Sciences : 12.00.03], Moscow, 2004.

10. Volochai A. Priobretenie prava sobstvennosti na nedvizhimoe imushestvo po dogovoru: sravnitelniy analiz za-konodatelstva Rossii i Germanii [Acquisition of Property Right on Real Estate by Contract: a Comparative Analysis of the Legislation of Russia and Germany], Moscow, Statut, 2013.

11. Kurzynsky-Singer E. Prinzipi nemezkogo veshnogo prava i razgranichenie veshnih i obazatelstvennih prav [Principles of German Property Law and the Distinction between Proprietary and Contractual Rights]. Collection of Articles on the Law of Germany. Issue 1 (August 2015). URL: www.drjv.org (accessed 10 September 2015).

Дата поступления: 16.09.2015 Received: 16.09.2015

УДК 341:349.6

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО: КОНВЕРГЕНЦИЯ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЮСУПОВА Зиля Анасовна

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры международного права и международных отношений Института права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет", г. Уфа, Россия E-mail: zilya_iousupova@mail.ru

МУХАМЕТГАРЕЕВА Наталья Михайловна

старший преподаватель кафедры международного права и международных отношений Института права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет", г. Уфа, Россия E-mail: nmch77@mail.ru

Международное право окружающей среды в настоящее время прошло четыре ключевых этапа своего развития. Если природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась уже в древности, то международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось лишь в начале прошлого века. Понача-

151

INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW: THE CONTINGENCE OF ENVIRONMENT AND DEVELOPMENT

YUSUPOVA Zilya Anasovna

candidate of Sciences (philology), Associate Professor, Assistant Professor of the chair of International Law and International Relations of the Institute of Law of the Bashkir State University, Ufa, Russia E-mail: zilya_iousupova@mail.ru

MUHAMETGAREEVA Natalia Mihailovna

senior instructor of the chair of International Law and International Relations of the Institute of Law of the Bashkir State University, Ufa, Russia E-mail: nmch77@mail.ru

International environmental law has gone through four key phases in its development. If the environmental activity on the national level realized since ancient times, international cooperation in the sphere of environment protection only appeared in the beginning of the XX century. First it had a sporadic character and concerned the

лу оно носило эпизодический характер и касалось охраны отдельных видов объектов природы. Процесс становления и развития международного экологического права, был постепенен, и понимание необходимости данного процесса пришло не сразу. Основные тенденции, направленные на согласованное регулирование охраны окружающей среды становятся необходимыми в условиях устойчивого развития, что приводит к формированию экологического национального и международного законодательства, в этой связи требуется постоянное «многополярное» сотрудничество в области охраны окружающей среды. В связи с этим, необходима дальнейшая работа по международному сотрудничеству и охране окружающей среды, как на двустороннем, так и на многостороннем уровне переговоров, включая работу организаций системы ООН.

Ключевые слова: международное право окружающей среды, «мягкое» право, устойчивое развитие, окружающая среда.

Международное право окружающей среды в настоящее время прошло через четыре ключевых этапа в своем развитии. Первые сведения о появлении норм международного права окружающей среды дошли до нас из источников права Древнего Китая (VII в. до н.э.), когда заключались международные договоры об охране редких пород зверей и птиц. Основные договоры, касающиеся доступа к рыболовным ресурсам, например, могут быть датированы, по крайней мере, еще 1351 годом, годом, когда был заключен договор о рыболовстве между Англией и Кастилией. Если природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась уже в древности, то международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось лишь в начале прошлого века. Поначалу оно носило эпизодический характер и касалось охраны отдельных видов объектов природы. Подобная тенденция к природоохранной деятельности на международном уровне сохранялась вплоть до конца ХХ века. Однако уже в середине девятнадцатого века начали появляться первые договоры, касающиеся тех вопросов, которые в наши дни рассматриваются в качестве экологических проблем. Эти соглашения включали в себя ряд договоров о рыбной ловле, которые были направлены на то, чтобы защитить рыбные запасы от чрезмерной эксплуатации; первый специальный договор, касающийся охраны перелетных птиц, первые региональные конвенции охраны дикой природы и конвенции, связанные с загрязнением водных ресурсов [1, p. 28-30]. Но самым значительным событием этого первого этапа международного экологического права стало появление ключевых принципов, выработанных в результате двух международных арбитражных процессов, в обоих процессах затрагивались интересы США. Первым из них было Соглашение о Тихоокеанских котиках 1893 года [2, p. 755]. Третейским судом был урегулирован спор между Соединенными Штатами и Соединенным Королевством в отношении охраны морских котиков в Беринговом море от перепромысла. Это дело опровергло предположения, что государства имеют право заявлять о своей юрисдикции путем принятия мер, связанных с сохранением живых ресурсов за пределами их юрисдикции, даже если это означало полное вымирание того или иного биологического вида [3, p. 293]. Любая такая мера требует согласия всех государств, интересы которых были затронуты.

Другим важным событием в ходе первого этапа развития международного права окружающей среды стало дело «The Trail Smelter Arbitration» (Trail Smelter - металлургический завод в Трейле, Канада). В результате разрешения спора (1941 г.) появился принцип, гласивший о том, что любое государство не имеет право использовать или позволять использовать свою территорию таким образом, чтобы ядовитые газы причиняли вред людям, достоянию или имуществу на территории другого государства [4, p. 684-726]. Дело о металлургическом комбинате в Трейле считается поворотным пунктом в международном экологическом праве, которое привело к возникновению обязанности по предотвращению трансграничного экологического вреда, которая сейчас широко применяется в качестве принципа международного права.

Тем не менее, появление международного права окружающей среды на основе решений арбитражных судов и других международных судебных органов было скорее исключением, чем правилом. Значительная часть международного права окружающей среды возникла путем двусторонних и мно-

protection of the particular nature objects. The development of international environmental law was inchmeal and the understanding of the necessity of this process attended a long way. The basic tendencies pointed at regulation of the environment protection are necessary under condition of the sustainable development; it leads to developing of the ecological national and international law. As a result, the further international cooperation on the environment protection is obligatory as on the bilateral though on the multilateral level of the negotiations including the work of the UN organizations.

Key words: International environmental law, soft law, sustainable development, environment.

госторонних переговоров, где речь шла о принятии договоров и таких инструментов «мягкого права», как декларации и планы действий. Применение и разработка договоров в ходе первого этапа развития международного права окружающей среды носило исключительно утилитарный характер; усилия, направленные на защиту или сохранение конкретных видов, были мотивированы в основном их полезностью, а не охраной окружающей среды как таковой [5, р. 71].

Конец 1960-х - период, который ознаменовал появление второго этапа развития международного права окружающей среды. Это связанно с тем, что серьезные опасения были выражены по поводу ухудшения состояния окружающей среды, и было понятно, что подобная деградация тесно связана с неустойчивыми уровнями экономического развития и ростом численности населения. Исследования, проведенные в этот период, предрекали мрачное будущее для человечества, в случае, если эти тенденции не ослабеют. Например, Римский клуб в своем фундаментальном исследовании «Пределы роста», сделал вывод о том, что если тенденции роста населения, загрязнения, производства продуктов питания, истощения ресурсов и индустриализации в мире по-прежнему останутся без изменений, пределы роста на нашей планете будут достигнуты в течение ближайших ста лет. Результатом может стать неожиданное и неконтролируемое снижение численности населения и производственных мощностей [6, р. 23].

Понимание того, что дальнейшее развитие человечества и экологические вопросы были четко взаимосвязаны, пришло в преддверии Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам охраны окружающей среды (ЦКСНЕ) в Стокгольме в 1972 году. Еще в 1962 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, во «Введении в Резолюцию 1831 (XVII)», отметила, что «эффективные меры по сохранению природных ресурсов, флоры и фауны должны быть приняты в кратчайшие сроки, одновременно с экономическим развитием, включая индустриализацию и урбанизацию» [7].

Кроме того, накануне конференции в Стокгольме в докладе Фунекс было прокомментировано, что забота об окружающей среде не должна отвлекать внимание мирового сообщества от первостепенной задачи развития развивающихся регионов мира, проблема охраны окружающей среды должна находиться в правильной перспективе. Ее следует рассматривать как задачу наиболее эффективного синтеза развития и экологических проблем на различных этапах социальных преобразований, как в развитых, так и в развивающихся странах. Следует подчеркнуть, что на всех международных форумах, в том числе и на Стокгольмской конференции, именно развитые страны должны убедить развивающийся мир, что их растущая забота об окружающей среде не затронет дальнейшее развитие и интересы развивающихся стран [8, р. 75-76].

Семинар и последующей доклад (Фунекс, Швейцария, 1971 г.) сыграли решающую роль в создании базы для работы Стокгольмской конференции 1972 года. Научная конференция в Фунексе представила первый документ по выявлению ключевых аспектов экологического развития и отношений, и способствовала обнаружению и преодолению концептуальных различий, которые отделяли развитые страны от развивающихся.

Ключевой темой в дебатах о глобальных экологических проблемах в последующие сорок лет стала проблема «эффективного синтеза» в области развития и в области экологических проблем, как это и было предложено в отчете Фунекс. Эти вопросы затрагивались на ключевых дипломатических конференциях, таких как Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей среды (ЦКСНЕ) в Стокгольме, в 1972 году; Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (UNCED) в Рио-де-Жанейро, в 1992 году; и на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (WSSD), в 2002 году. Права на развитие и защиту окружающей среды стали более связаны между собой в результате подписания ключевых документов этих встреч, в том числе, таких деклараций «мягкого права», как Стокгольмская Декларация, Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) и Йоханнесбургская декларации, а также многочисленных договоров, принятых после Стокгольма.

Стокгольмская конференция ознаменовала начало третьей и современной эпохи международного права окружающей среды. Встреча в Стокгольме имела ряд существенных результатов, включая создание ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) и принятие Стокгольмской Декларации с изложением двадцати шести принципов и Плана действий, содержащего 109 рекомендаций. По мнению Филиппа Сэндса стокгольмская конференция не только «установила площадку для международной деятельности на региональном и глобальном уровнях, но и повлияла на правовое и институциональное развитие до и после Конференции Организации Объединенных Наций по охране окружающей среды и

ее развитию (UNCED)» [9, p. 70]. Развитие в этот период делится на два этапа: то, что напрямую связано со Стокгольмом и то, что косвенно связано с ним. Этот период отмечен распространением международных экологических организаций (в том числе установленных договором) и большими усилиями уже существующих учреждений по решению экологических проблем. Кроме того, его следует охарактеризовать развитием новых источников международных экологических обязательств, предусмотренных актами таких организаций; новыми экологическими нормами, установленными в соответствии с договором; разработкой новых методов для реализации экологических стандартов, включая оценку воздействия на окружающую среду и доступ к информации; и формальное объединение окружающей среды и развития, в частности, в связи с развитием международной торговли.

К началу 1980-х годов было признано, что меры, направленные на защиту окружающей среды, должны также учитывать необходимость развития. В частности, «эффективный синтез» развития и экологических проблем получил мощный импульс в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 году, под председательством Премьер-министра Норвегии Гру Харлем Бру-ндтланда (так называемый доклад Брундтланда) [10]. Доклад Брунтланда охарактеризовал «эффективный синтез» как необходимость обеспечения «устойчивого развития», то есть, «развития, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений, удовлетворять свои собственные потребности». Доклад Брундтланда привел в свою очередь к созыву Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (Саммит Земли) в Рио-де-Жанейро в Бразилии в 1992 году. На Саммите Земли приняли три документа не имеющих обязательной силы: Декларация [11], Принципы по охране лесов [12] и Повестка дня на 21 век. Кроме того, Конвенция о биологическом разнообразии [13] и Рамочная конвенция ООН по климатическим изменениям [14] были подписаны на Саммите Земли.

После саммита Земли стало ясно, что международное экологическое право достигло совершеннолетия. Сегодня можно констатировать наличие нескольких ключевых принципов международного права окружающей среды, включая новые, значимые принципы, такие как принцип предосторожности, принцип «загрязняющий платит» и принцип общей, но дифференцированной ответственности. Некоторые из этих принципов, такие как принцип общей, но дифференцированной ответственности, а также идея устойчивого развития отражают идею синтеза окружающей среды и развития.

Через двадцать лет, в 2012 году в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20. На конференции разработали концепцию о сокращении бедности, о содействии развитию социальной справедливости и обеспечении надлежащих мер по охране окружающей среды. Итогом конференции стал документ «Будущее, которое мы хотим».

Следует сделать вывод, что тенденции, направленные на согласованное регулирование охраны окружающей среды становятся необходимыми в условиях устойчивого развития, что приводит к формированию экологического национального и международного законодательства, в этой связи требуется постоянное «многополярное» сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Библиографические ссылки

References

1. Philippe Sands, Principles of International Environmental Law. Cambridge: Cambridge University Press, 2003, pp. 26-30.

2. Behring Sea Fur Seals Fisheries Arbitration (Great Britain v United States), Moore's International Arbitrations (1893), p. 755.

3. Philippe Sands, "Unilateralism, Values and International Law", European Journal of International Law, vol. 11, no. 2 (2000), pp. 291-302, p. 293.

4. Trail Smelter Arbitral Tribunal Decision 11 March 1941, American Journal of International Law, vol. 35 (1941), pp. 684-736.

5. Bhrat H. Desahi, Institutionalizing International Environmental Law (New York: Transnational Publishers Inc., 2004), p. 71.

6. Donella H. Meadows, Dennis L. Meadows, J0rgen Randers and William W. Behrens III, The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind (London: Pan Books Ltd, 1972), p. 23.

7. Economic Development and the Conservation of Nature, G.A. Resolution 1831 (XVII), UN GAOR, 17th Session, Supp. no. 17, UN Doc. A/RES/1831 (XVII) (1962).

8. Founex Report on Development and Environment, submitted by a Panel of Experts Convened by the Secretary-General of the United Nations Conference on the Human Environment, 4-12 June 1971, Founex, Switzerland. Quoted in Desahi, Institutionalizing International Environmental Law, pp. 75-76 (emphasis added).

9. Philippe Sands, Principles of International Environmental Law. Cambridge: Cambridge University Press, 2003, p. 70.

10. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future.

11. Rio Declaration on Environment and Development, 31 ILM 874 (1992).

12. Non-legally Binding Authoritative Statement of Principles for a Global Consenus on the Management, Conservation and Sustainable Development of All Types of Forests, A/CONF.151/6/Rev.1, 13 June 1992.

13. Convention on Biological Diversity, Rio de Janeiro, 5 June 1992, entered into force 29 December 1993, 1760 UNTS 79; 31 ILM 818 (1992).

14. United Nations Framework Convention on Climate Change, Rio de Janeiro, 9 May 1992, entered into force 21 March 1994, 31 ILM 849 (1992).

Дата поступления: 24.09.2015 Received: 24.09.2015

УДК 340

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - СТИМУЛЯТОР РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

ШОНИН Николай Егорович

кандидат политических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений Института права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, г. Уфа, Россия. E-mail: shonin_nick@mail.ru

Идея правового государства стала в наше время очень популярной. Государства включают в свои конституции положения о том, что являются правовыми социальными государствами или заявляют о таковой цели. Автор считает, что причиной является не столько привлекательность идеи (она была таковой изначально), сколько действие двух факторов: достигнутый уровень экономического развития и правосознания граждан, а также возросшее влияние норм и принципов международного права. Отмечается также, что правосознание и законопослушность воспитываются не пропагандой и законами, а бдительной работой правоохранительных органов государства и их быстрой реакцией на каждое правонарушение, так что в итоге (как, например, в Германии) государству даже не всегда требуется вмешиваться: граждане сами призывают нарушителя к порядку. Отсюда один шаг до правового государства. Другими словами, гражданское общество созрело. А без него не будет правового государства.

Ключевые слова: международное право, правовое государство, концепция, уровни экономического, политического и социального развития страны, критерии, законопослушность, чиновник, внутригосударственное право, конституция, гражданское общество.

INTERNATIONAL LAW AS A STIMULATOR OF REALIZATION OF RULE-OF-LAW STATE IDEA

SHONIN Nikolay Egorovich

Candidate of sciences (law), Assistant Professor of the chair of International Law and International Relations of the Institute of Law of the FBSEIHPE Bashkir State University, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Ufa,Russia E-mail: shonin_nick@mail.ru

The rule-of- law state idea has become very popular today. The states include in their constitutions provisions that they are rule-of- law and social states or declare that purpose. The author thinks, that the reason is not only the attractiveness of this idea (it was such one primordially), but also the influence of two factors: reached levels of economical and political development of the country and legal consciousness of citizens as well as increased influence of norms and principles of international law. It is also noted, that legal consciousness and law-obedience are cultivated not by propaganda and legislation, but by a vigilant work of law-enforcement authorities and their rapid response to each delinquency so as a result (like for instance in Germany) the state not even always needs to intervene: citizens call an infringer to order themselves. Hence, there is one step towards the rule-of-law state. In other words, the civil society is ready. And without it the rule-of-law state can't exist.

Keywords: international law, rule-of-law state, conception, level of economical, political and social development of country, criteria, law-obedience, official, national law, constitution, civil society.

Правовое государство - это государство, в котором право и закон господствуют во всех сферах общественной жизни и суть всех концепций правового государства заключается прежде всего в том, что государство, устанавливая законы, не только следит за их исполнением, но и, в первую очередь, само их не нарушает. Правом и законом связано и само государство, и его органы, и граждане, и неграждане, находящиеся на территории государства.

Отдельные идеи правового государства высказывались уже сравнительно давно, в частности в XVII-XVШ веках в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, однако они оставались сугубо умозрительными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.