Научная статья на тему 'Международное политико-экономическое значение Азиатского Банка развития в регионe и основные направления развитии Азербайджана'

Международное политико-экономическое значение Азиатского Банка развития в регионe и основные направления развитии Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
региональная интеграция / национальные интересы / цели / банки развития / финансирование проектов / сотрудничество / regional integration / national interests / goals / development banks / project financing / cooperation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаев Тургут Низами

В статье подчеркивается политико-экономическое значение Азиатского Банка Развития в регионе. Рассматривается история создания АзБР и особенности его деятельности в АТР. Рассматриваются цели и задачи поставленные перед АзБР и решаемые им проблемы. АзБР с особыми функциями по долгосрочному финансированию общественно значимых проектов способствует экономическому росту, диверсификации и модернизации экономики, решению социальных задач. Поэтому в статье анализируется участие АзБР в социально-экономическом развитии стран СНГ, указываются сегменты, количество проектов инвестируемых АзБР в этих странах. В статье исследованы особенности деятельности АзБР и национальные интересы Азербайджана. Излагается лидирующая позиция Азербайджана на Кавказе. Указываются политические и экономические взаимоотношения Азербайджанской Республики и международных интеграционных объединений, экономических организаций. В статье анализируется общий объем внешней торговли страны. Рассматриваются страны-партнеры Азербайджанской Республики по экспортно-импортным операциям. Анализируется за последние 15 лет положительные тенденции устойчивого развития и укрепления своих позиций АР согласно отчету Doing Business на мировом уровне. анализ АзБР и АР для выявления направлений инвестиционной привлекательности Азербайджана. Рассматриваются принятые документы программного характера, обеспечивающие экономике АР устойчивость за годы реформ. Рассматривается необходимость сотрудничества с АзБР и внесения изменений в процесс сотрудничества с позиции национальных интересов АР. Дается краткая характеристика деятельности АзБР в Азербайджанской Республике, с учетом макроэкономической ситуации, уровня развития рыночных механизмов и правительственных приоритетов. Посредством Азиатского Банка Развития обеспечивается финансирование общественно значимых проектов, способствующих развитию не только Азербайджана, но и всего региона. В процессе исследования внимание было обращено на опыт АзБР, были использованы: логическое обобщение, методы анализа и группировок. В статье сопоставляются сферы интересов АзБР и основные направления развития национальной экономики, ее ключевых отраслей. Автором сгруппированы основные направления деятельности АБР и в результате сделанных анализов выявлены основные прерогативы в партнерских отношениях между АзБР и АР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL POLITICAL AND ECONOMIC IMPORTANCE OF THE ADB IN THE REGION AND MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF AZERBAIJAN

The article emphasizes the political and economic importance of the Asian Development Bank in the region. The history of the creation of the Asian Development Bank and the peculiarities of its activities in the APR are considered. The goals and tasks assigned to the Asian Development Bank and the problems it solves are considered. The Asian Development Bank with special functions on long-term financing of socially significant projects contributes to economic growth, diversification and modernization of the economy, the solution of social problems. Therefore, the article analyzes the participation of the Asian Development Bank in the socio-economic development of the CIS countries, specifies the segments, the number of projects invested by the Asian Development Bank in these countries. The article explored the characteristics of the Asian Development Bank and the national interests of Azerbaijan. Outlines the leading position of Azerbaijan in the Caucasus. It indicates the political and economic relations between the Republic of Azerbaijan and international integration associations, economic organizations. The article analyzes the total foreign trade of the country. The countries of the Republic of Azerbaijan on export-import operations are considered. Over the past 15 years, the positive trends of sustainable development and strengthening of its positions by Azerbaijan according to the Doing Business report at the global level are analyzed. analysis of the Asian Development Bank and the AR to identify areas of investment attractiveness of Azerbaijan. We consider the adopted documents of a program nature, providing the economy of Azerbaijan with stability over the years of reforms. The necessity of cooperation with the Asian Development Bank and making changes in the process of cooperation from the perspective of the national interests of Azerbaijan is considered. A brief description of the activities of the Asian Development Bank in the Republic of Azerbaijan is given, taking into account the macroeconomic situation, the level of development of market mechanisms and government priorities. Through the Asian Development Bank, funding is provided for socially significant projects that contribute to the development of not only Azerbaijan, but also the entire region. In the course of the study, attention was drawn to the experience of the Asian Development Bank, and the following were used: logical generalization, methods of analysis and groupings. The article compares the spheres of interests of the Asian Development Bank and the main directions of development of the national economy, its key sectors. The author has grouped the main directions of Asian Development Bank activity and as a result of the analysis made, the main prerogatives in the partnership between the Asian Development Bank and the AR have been identified.

Текст научной работы на тему «Международное политико-экономическое значение Азиатского Банка развития в регионe и основные направления развитии Азербайджана»

ECONOMICS

Абдуллаев Тургут Низами докторант кафедры мировой экономики, г. Баку Бакинский Государственный Университет, ул. Академика Захида Халилова, 23, Баку, Азербайджан

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10050 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АЗИАТСКОГО БАНКА

РАЗВИТИЯ В РЕГИОШ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИИ АЗЕРБАЙДЖАНА

Abdullayev Turgut Nizami

Doctoral student of the Department of World Economy, Baku Baku State University, Academic Zahid Khalilov street, 23, Baku, Azerbaijan

THE INTERNATIONAL POLITICAL AND ECONOMIC IMPORTANCE OF THE ADB IN THE REGION AND MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF AZERBAIJAN

Аннотация

В статье подчеркивается политико-экономическое значение Азиатского Банка Развития в регионе. Рассматривается история создания АзБР и особенности его деятельности в АТР. Рассматриваются цели и задачи поставленные перед АзБР и решаемые им проблемы. АзБР с особыми функциями по долгосрочному финансированию общественно значимых проектов способствует экономическому росту, диверсификации и модернизации экономики, решению социальных задач. Поэтому в статье анализируется участие АзБР в социально-экономическом развитии стран СНГ, указываются сегменты, количество проектов инвестируемых АзБР в этих странах.

В статье исследованы особенности деятельности АзБР и национальные интересы Азербайджана. Излагается лидирующая позиция Азербайджана на Кавказе. Указываются политические и экономические взаимоотношения Азербайджанской Республики и международных интеграционных объединений, экономических организаций. В статье анализируется общий объем внешней торговли страны. Рассматриваются страны-партнеры Азербайджанской Республики по экспортно-импортным операциям. Анализируется за последние 15 лет положительные тенденции устойчивого развития и укрепления своих позиций АР согласно отчету Doing Business на мировом уровне. анализ АзБР и АР для выявления направлений инвестиционной привлекательности Азербайджана. Рассматриваются принятые документы программного характера, обеспечивающие экономике АР устойчивость за годы реформ. Рассматривается необходимость сотрудничества с АзБР и внесения изменений в процесс сотрудничества с позиции национальных интересов АР. Дается краткая характеристика деятельности АзБР в Азербайджанской Республике, с учетом макроэкономической ситуации, уровня развития рыночных механизмов и правительственных приоритетов. Посредством Азиатского Банка Развития обеспечивается финансирование общественно значимых проектов, способствующих развитию не только Азербайджана, но и всего региона.

В процессе исследования внимание было обращено на опыт АзБР, были использованы: логическое обобщение, методы анализа и группировок. В статье сопоставляются сферы интересов АзБР и основные направления развития национальной экономики, ее ключевых отраслей.

Автором сгруппированы основные направления деятельности АБР и в результате сделанных анализов выявлены основные прерогативы в партнерских отношениях между АзБР и АР.

Abstract

The article emphasizes the political and economic importance of the Asian Development Bank in the region. The history of the creation of the Asian Development Bank and the peculiarities of its activities in the APR are considered. The goals and tasks assigned to the Asian Development Bank and the problems it solves are considered. The Asian Development Bank with special functions on long-term financing of socially significant projects contributes to economic growth, diversification and modernization ofthe economy, the solution of social problems. Therefore, the article analyzes the participation of the Asian Development Bank in the socio-economic development of the CIS countries, specifies the segments, the number ofprojects invested by the Asian Development Bank in these countries.

The article explored the characteristics of the Asian Development Bank and the national interests of Azerbaijan. Outlines the leading position of Azerbaijan in the Caucasus. It indicates the political and economic relations between the Republic of Azerbaijan and international integration associations, economic organizations. The article analyzes the total foreign trade of the country. The countries of the Republic of Azerbaijan on export-import operations are considered. Over the past 15 years, the positive trends of sustainable development and strengthening of its positions by Azerbaijan according to the Doing Business report at the global level are analyzed. analysis of the Asian Development Bank and the AR to identify areas of investment attractiveness of Azerbaijan. We consider the adopted documents of a program nature, providing the economy of Azerbaijan with stability over the years of reforms. The necessity of cooperation with the Asian Development Bank and making changes in the process of cooperation from the perspective of the national interests of Azerbaijan is considered. A brief description

40 ИШММШ / «€©LL©qyiym=j®y®MaL»#4i2®),2©19

of the activities of the Asian Development Bank in the Republic of Azerbaijan is given, taking into account the macroeconomic situation, the level of development of market mechanisms and government priorities. Through the Asian Development Bank, funding is provided for socially significant projects that contribute to the development of not only Azerbaijan, but also the entire region.

In the course of the study, attention was drawn to the experience of the Asian Development Bank, and the following were used: logical generalization, methods of analysis and groupings. The article compares the spheres of interests of the Asian Development Bank and the main directions of development of the national economy, its key sectors. The author has grouped the main directions of Asian Development Bank activity and as a result of the analysis made, the main prerogatives in the partnership between the Asian Development Bank and the AR have been identified.

Ключевые слова: региональная интеграция, национальные интересы, цели, банки развития, финансирование проектов, сотрудничество

Keywords: regional integration, national interests, goals, development banks, project financing, cooperation

ВВЕДЕНИЕ

Считается, что развивающиеся страны на инфраструктурные расходы (проекты) должны потратить 7%, а слабо развитые страны 9% ВВП в год [9,10,11], хотя в реальности они тратят 5%, как например, страны Азии всего 2,8%. Источником 70% вложений в инфраструктуру являются кредиты банков развития. При этом для банков развития приоритетными инфраструктурными проектами являются проекты в сфере транспорта (29%) и энергетики (16%). Частный сектор в данном направлении принимает 22% участие, а государственная помощь составляет всего 8%. Сегодня из множества финансовых институтов, действующих в Азиатско-Тихоокеанском Регионе, наиболее отвечающий национальным интересам Азербайджанской Республики — это Азиатский банк развития (АзБР). Развитие энергетического, транспортного, аграрного секторов и их инфраструктуры, повышение уровня жизни населения страны, устранение бедности и многие другие цели являются обоюдно приоритетными для Азербайджана и АзБР. При этом дальнейшее сотрудничество и его направления, выявление значения и роли АзБР в развитии АР, согласование взаимных действий и поддержки, одним словом, все «за и против» в данном контексте требуют более глубокого осмысления и анализа теоретико-практической информации, что и делает тему данной актуальной и востребованной.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Азиатско-Тихоокеанский Регион один из основных регионов с неоднородным социально-экономическим уровнем входящих в него стран. Финансово-экономический кризис наложил меньше отпечатков на развитии этого региона. Хотя ему свойственна перенаселение, проблемы бедности, резкая разница в доходах, продовольственная безопасность.

Однако эти страны обеспечивают основную часть мирового ВВП, где благосостояние неуклонно улучшается. Широкий спектр интеграционных процессов способствовало формированию инфраструктуры в этом регионе. 40% финансовых потоков в АТР обеспечивается АзБР. АзБР -организация, осуществляющая кредитование низкорентабельных, но востребованных проектов в

комплексном развитии стран региона. При создании АзБР требованием было соглашение об участниках (их 67), которые либо должны быть странами АТР (их на данный момент 48), либо будучи нерегиональными все же быть членами ООН (которых 19). Интересен и тот факт, что инициатором создания АзБР был также СССР, хотя в дальнейшем отказался о вступления в него из-за системы распределения квот голосов. На сегодня АзБР является 3-им крупным, разносторонним региональным БР и его основные действия направлены на привлечение и стимулирование частное-государственное инвестирование целевых региональных, субрегиональных и национальных проектов в АТР. Особенность деятельности АзБР отражается в его освобождении от протекционных финансовых регуляторов со стороны стран участниц. Оказывая поддержку странам АТР, консультирует и координирует государственные политики. Осуществляет сотрудничество с ФЭО международного значения, готовых вкладывать инвестиции в АТР. Согласовывая многосторонние сотрудничество с частными и государственными институтами развития, также привлекает инвестиции в АТР. По прогнозам экономический рост индустриальных экономик в АТР сохранится на уровне 2,3% в 2018 году и на уровне 2% в 2019 году.

Но интересы стран периодически меняются, расширяются или сужаются торгово-экономические отношения. Ясно и то, что этому виной является мировой экономический кризис, политические трения, военные действия и многие другие факторы, которых возможно предугадать. Учитывая изменения интересов АзБР при составлении стратегии развития выдвинул к решению такие задачи, как:

- повысить уровень инвестиций в инфраструктуры, образование, государственное управление и тем самым оказать помощь росту экономики и уровня жизни в странах-участницах;

- способствовать применению инноваций -«зеленых технологий» и поддержанию экосистемы, обеспечению экологической зашиты, безопасности и климатической адаптации;

- содействовать совместному использованию природных, трудовых, информационных ресурсов и рынков АТР;

- предоставить финансы на льготных условиях странам-участницам.

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АЗИАТСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ

Если проанализировать деятельность АзБР в странах СНГ, то мы обнаружим, что объектами интереса АзБР являются, такие отрасли как с/х-во,

энергетическая промышленность, финансовый, транспортный сектор, ИКТ и социальные инфраструктура и это можно проследить из нижеследующей таблицы 2.

Таблицы 2

Проекты, реализуемые АзБР в государствах - участниках СНГ в 1996-2018 годах (по состоянию на 1 квартал 2018 года)

Узбекистан я а т с х а з & Азербайджан Кыргызстан Таджикистан Армения Туркменистан

Объем финансирования, млн долларов США 6701,58 4788,46 4414,1 1676 1512,2 1234 126

Всего проектов, 78 43 36 64 50 34 4

в том числе:

нефтяной сектор 1

строительство 3

сельское хозяйство 13 4 1 5 10 1 1

энергетика 15 3 8 7 7 2 1

финансовый сектор 3 10 8 5 3 7 1

транспорт и ИКТ 14 13 10 16 13 10 1

водоснабжение 10 1 6 3 3 4

многопрофильные 4 4 1 11 4 5

образование 8 3 0 1 2 1

государственное управление 3 4 1 11 4 4

здравоохранение 3 1 0 1 1 0

промышленность и торговля 2 0 0 4 3 0

Источник: данные официального сайта АБР http://www. adb. org/about/members.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИИ АЗЕРБАЙДЖАНА И ИНТЕРЕСЫ АЗБР

Находясь на стыке Запада и Востока и сотрудничая со 170 странами мира на основе толерантности, имея в 87 странах дипломатические представительства, АР строит политические и экономические взаимоотношения на основе доверия и обоюдных интересов. Несмотря на военно-политические кризисы, высокий уровень бедности и экономический спад в начале независимости, АР (с 1992 года) начал активно выступать в международных интеграционных объединениях, экономических организациях и последовательно реализовывать национальные интересы. На сегодня АР является членом ООН, СНГ, ОБСЕ, СЕ, ГУАМ, ОЧЭС, ОЭСР, участником программы ЕС «Восточное партнерство», взаимодействует с ВБ, МВФ, ЕБРР, ИБР, АзБР, ЧБТР и многими другими МО. Однако АР, выступая за усовершенствование работы и направлений деятельности многих МО желает развиваться вне ограничений, рамок наднациональных международных структур и объединительных процессов. АР, используя членство в ОБСЕ отстаивает свои позиции в регулировании Карабахского конфликта в рамках Минской группы. АР с 2001 года являясь членом ЕС осуществляет мероприятия по усовершенствованию национального законодательства,

используя лучшую практику - международный опыт и мировые стандарты. АР, являясь членом СНГ сотрудничает с бывшими республиками СССР в многостороннем формате и намерена реализовывать «Стратегию экономического развития СНГ на период до 2020 г.». За последние 15 лет применив необходимые действия для устойчивого развития и укрепления своих позиций АР согласно отчету Doing Business на мировом уровне поднялась за последний год на 32 ступени и заняла 25 место среди 190 стран. В отчете «Глобальная конкурентоспособность» Давосского экономического форума АР заняла тридцать пятое место, по «Индексу инклюзивного развития 2018» третье место, по индикатору «Общественное доверие политикам» 20-е место [2]. Усовершенствование законодательства и инвестиционно-предпринимательского климата, принятые документы программного характера обеспечивают повышенное доверие иностранных инвесторов к АР. Только за годы реформ было принято 201 документов программного характера, обеспечивающих экономике АР устойчивость. Только для претворения в жизнь Концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее» приняты и исполняются 53 документа. Эти документы охватывают направления, указанные в нижеследующей таблице 1.

Таблице 1.

_Направления развития в Концепции «Азербайджан 2020: взгляд в будущее»_

рост не нефтяного сектора

усовершенствование транспортной, транзитной и логистической инфра-

структуры

сбалансированное развитие регионов

Направления обеспечение перехода к информационному обществу

развитие человеческого капитала

построение системы эффективной социальной защиты

усиление институционального потенциала

развитие гражданского общества

защита окружающей среды и т.д.

АР, активно сотрудничая с многими странами постоянно расширяет торговый оборот. Так, проанализировав период активного участия МФИ в развитии АР, мы заметили, что динамика товарооборота если в 2013 году была +3,4 %, то данный показатель уже в 2017-м году составил +27,8 %. Если динамика экспорта в 2013 году была всего +0,3 %, то в 2017-м году уже составила +51,1%. Только объем экспорта с 187 странами мира был на уровне 22,6 млрд. дол. США. За 2016-2017 года объем экспорта возрос наполовину. Динамика импорта постепенно снижалось, что говорит о благополучной экономической политике по обеспечению экономической безопасности и снижению зависимости от внешней экономики. Так, если в 2013-м году динамика импорта составляло +10,9%, то в 2017-м году этот показатель составил +2,9%. Однако, самым высоким уровнем сальдо наблюдался в 2013 году и составил 13 262,9 млн. дол. США, что в 2.6 раза больше, чем в 2017 году.

График 1.

Общий объем внешней торговли Азербайджанской Республики, млн. долл. США

зоооо

70000

«юоо зоооо

40000

зоооо 20000 10000 о

2014 г. 2013 г. 201бг 2017 г

■ Сальдо 12640,9 2203 6Ю,3 3029,6

■ Импорт 9187,7 9216,7 3332,3 3732

■ Экспорт 1:1323,6 12729.1 91432 О

■ Товарооборот: 31016,3 21945.3 17673,7 22393,6

Обоснованием необходимости государственного участия в экономических процессах является фиаско рынка, когда он не способен обеспечить оптимум. Когда субъекты рыночных процессов с помощью обычных финансовых институтов не могут финансироваться, то они обращаются за помощью к государству. Те в свою очередь, при не хватке финансового- кредитных ресурсов стараются обеспечить их посредством зарубежного инвестирования. "Благодаря нашей экономической независимости мы проводим независимую внешнюю политику. Мы - лидеры по привлечению прямых зарубежных инвестиций. За последние 15 лет в экономику Азербайджана было вложено более 230 млрд. дол. США, из которых половина - это иностранные инвестиции. Экономика Азербайджана доказала свою состоятельность", - отметил И. Алиев на VI Глобальном Бакинском форуме [1].

Источник: Составлена автором на основе данных Госкомстата Азербайджана.

Турция Италия Иран Китай США Германия Украина Россия

Основные страны-партнеры АР по импорту в 2017 году

1 273 709,1

318 669,5 240 273,5

График 2.

854 527,3 720 591,9

443 657,4 459 914,4

1 554 257,9

График 3.

■ импорт товаров в АР в 2017 году, тыс.дол.США Источник: Составлен автором на основе данных Государственного Таможенного Комитета АР

Основные страны-партнеры АР по экспорту в 2017 году

1 366 337,1

4 406 425,2

Турция Канада Италия

534 279,2

Израиль Индонезия Грузия Чехия Россия

638 938,4 465 126,4 471 349,2 556 854,9 587 025,4

■ экспорт товаров из АР в 2017 году, тыс.дол.США Источник: Составлен автором на основе данных Государственного Таможенного Комитета АР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ данных графиков 2. и 3. выявил, что в 2017-м году основными партнерами АР во внешнем товарообороте являются: Италия, Турция, Россия, Китай, ФРГ, Украина, США, Израиль, Чехия, Канада. По экспорту из АР лидирующую позицию занимала Италия (31,9%), то по импорту эта позиция досталась России (17,7%). Во второй позиции находилась Турция (9,9% по экспорту, 14,5% по импорту). Китай занимал 3 -ю позицию по импорту и его вес составил 9,7%, тогда как эта позиция в экспорте досталась Израилю и составила 4,6%.

В ноябре 2014 года принятая Венская программа действий на 2014-2024 года для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю [3], одним из 12 (Азербайджан, Армения, Афганистан, Бутан, Казахстан, Кыргызстан, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Монголия, Непал, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) которых является АР, предусматривает мобилизовать национальные, региональные и международные усилия поддержки развития и диверсификации национальной экономики. Влияние не только крупных держав, таких как, РФ, США, КНД, стран ЕС, но соседних государств, в лице Турции, Ирана увеличивают значимость региональных интеграционных механизмов для АР. Учет стараний в укреплении своих военно-политических, экономических

позиций этих стран на Южном Кавказе с одной стороны, интерес обеспечения собственного суверенитета и экономического благополучия с другой стороны требуют использования возможностей МФИ во благо страны. На сегодня «действует огромное количество организаций,обычно с пересекающимся членством и не всегда четким разграничением функций»[4].Поэтому выбор конкретного финансового партнера, соответствующего интересам АР остается актуальным.Из множества финансовых институтов, действующих в АТР, наиболее отвечающий национальным интересам АР, это АзБР. АР принята в члены АзБР 22 декабря 1999 года и ее доля участия в капитале АзБР составляет 0,5 %. Рост внешнеполитических интересов основных держав к АР, актуальность вопросов безопасности, реконструкция энергетических, транзитно-торго-вых и продовольственных каналов и многие другие аспекты повышают значимость АР в регионе и для АзБР. Со времени своего присоединения Азербайджана к АзБР с 1999 года до 2018 года утвердил 32 кредитных программы на общую сумму 4 млрд. 850 млн. долларов США. Эти программы включают 10 кредитных программ на грант в размере 1 млрд. 200 млн. дол. США для частного сектора в размере 500 млн. дол. США и субсидии на техническую поддержку в размере 27 млн. 800 тыс. дол. США.

ВЫВОДЫ

Длительное время доминирование роста нефтяного сектора, который создал препятствия инвестированию обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и услуг сегодня принуждает Азербайджан рассматривать вопрос инвестирования на международном, более часто межгосударственном, региональном уровне. Именно развитие не нефтяных секторов экономики способно диверсифицировать экономику, снизить экспорта зависимость и создать стабильные источники доходов. На сегодня одним из основных целей развития Азербайджана является не только рост экономики, но и устранениебедности и безработицы, которые могут быть решены с посредством особых финансовых инструментов и рычагов. Заметим, что с момента вступления в 1999 году в АзБР, в целях поддержки, утвержденные гранты и техническая помощь для АР установлены в размере 4,61 млрд долларов. В дальнейшем, основными прерогативами в партнерских отношениях между АзБР и АР будут:

- диверсификация и ускоренный экономический рост;

- модернизация инфраструктуры;

- повышение эффективности гос. расходов и рациональности гос. сектора;

- усиление работ по расширению операций в частном секторе;

- расширение финансирования в местной валюте с использованием внутреннего рынка капитала;

- кредитование разработок проектов

- развитие человеческого капитала.

Список литературы:

1. Азербайджан играет стабилизирующую роль в регионе - Алиев http://interfax.az/view/728331

2. Рамиз Мехтиев: Азербайджан под руководством Ильхама Алиева стал самой перспективной страной региона. https://novosti.az/politics/21324.html

3. Резолюция 69/137 Генеральной Ассамблеи, приложение II.

4. Толорая Г.Д. Северо-Восточная Азия: ключ для входа России в региональную интеграцию в АТР? // Восточная и Юго-Восточная Азия-2011 внутренняя и внешняя политика, межстрано-вые конфликты. -М. :Институт экономики РАН, 2012. С. 8.

5. ADB annual report 2015. URL: http://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/182852/adb-annual-report-2015 .pdf

6. Asian Development Bank (ADB), Data and Research, 2018, https://www.adb.org/

7. An Overriev of Development Bank and Guarantee Agency Services for Infrastructure Finance // OECD. - 2010. - 10 p.

8. Bruck N., The Role of Development Banks in the 21st century//ADFIAP [Electronic research]. -2012. - Mode of access: http://www.adfi ap.org/wp-content/uploads/2009/10/therole- of-development-banks-in-the-twenty-fi rst-century.pdf. - Date of access: 09.01.2015.

9. From Billions to Trillions: Transforming Development Finance. Post-2015 Financing for Development Multilateral Development Finance. - 2015. WB - IMF. - 23 p. [Electronic research] https://sitere-sources.worldbank.org/DEVCOMMINT/Documentati on/23659446/DC2015-0002(E)FinancingforDevelopment.pdf

10. Gutierrez, Eva; Rudolph, Heinz P.; Homa, Theodore; Beneit, Enrique Blanco. 2011. - 35 p. Development banks : role and mechanisms to increase their efficiency (English). Policy Research working paper ; no. WPS 5729. Washington, DC: World Bank. http://documents.worldbank.org/cu-rated/en/912941468045550498/Development-banks-role-and-mechanisms-to-increase-their-efficiency

11. de Luna-Martinez, Jose; Vicente, Carlos Leonardo. 2012. Global survey of development banks (English). Policy Research working paper ; no. WPS 5969. Washington, DC: World Bank. http://docu-ments.worldbank.org/cu-

rated/en/313731468154461012/Global-survey-of-de-velopment-banks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.