Научная статья на тему 'Государственное регулирование экономики с использованием многосторонних банков развития на примере Азиатско-тихоокеанского региона'

Государственное регулирование экономики с использованием многосторонних банков развития на примере Азиатско-тихоокеанского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК РАЗВИТИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / СОФИНАНСИРОВАНИЕ / DEVELOPMENT BANK / FINANCING / PROJECT / STATE REGULATION OF ECONOMY / CO-FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеевский Сергей Сергеевич

Показано, что финансирование и реализация проектов Азиатского банка развития обеспечивает государственное регулирование экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Приведены примеры конкретных проектов, показаны источники их финансирования, включая бюджетные средства. Представлены как финансовые, так и иные результаты деятельности Азиатского банка развития, позволяющие количественно и качественно оценивать последствия реализации проектов и результаты государственного регулирования экономики соответствующих стран. Опыт Азиатского банка развития может быть использован в России такими институтами развития как Внешэкономбанк, Фонд развития промышленности. Предложено использовать облигации для увеличения финансирования российских институтов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE ECONOMY WITH THE USE OF MULTILATERAL DEVELOPMENT BANKS ON THE EXAMPLE OF THE ASIAN-PACIFIC REGION

The author showed, that financing and implementation of the projects of the Asian Development Bank, ensures state regulation of the economy of the countries of theAsia-Pacific region. Examples of concrete projects have given, sources of their financing, including budgetary funds have revealed. The author presented both financial and other results of the activities of the Asian Development Bank, allowing quantitative and qualitative assessment of both the impact of project implementation and the results of state regulation of the economy of the countries concerned. The experience of the Asian Development Bank can be using in Russia by such development institutions as Vnesheconombank, the Industrial Development Fund. The author suggested using bonds to increase the financing of Russian development institutions.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование экономики с использованием многосторонних банков развития на примере Азиатско-тихоокеанского региона»

УДК 338.001.36

JEL G21,G28

DOI10.26425/1816-4277-2018-10-103-107

Матвеевский Сергей Сергеевич

канд. техн. наук, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва e-mail: ssmatveevskii@fa.ru

Matveevskii Sergey

Candidate of Technical Sciencies, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow e-mail: ssmatveevskii@fa.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНОГОСТОРОННИХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Аннотация. Показано, что финансирование и реализация проектов Азиатского банка развития обеспечивает государственное регулирование экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Приведены примеры конкретных проектов, показаны источники их финансирования, включая бюджетные средства. Представлены как финансовые, так и иные результаты деятельности Азиатского банка развития, позволяющие количественно и качественно оценивать последствия реализации проектов и результаты государственного регулирования экономики соответствующих стран. Опыт Азиатского банка развития может быть использован в России такими институтами развития как Внешэкономбанк, Фонд развития промышленности. Предложено использовать облигации для увеличения финансирования российских институтов развития.

Ключевые слова: банк развития, финансирование, проект, государственное регулирование экономики, софинансирование.

STATE REGULATION OF THE ECONOMY WITH THE USE OF MULTILATERAL DEVELOPMENT BANKS ON THE EXAMPLE OF THE ASIAN-PACIFIC REGION

Abstract. The author showed, that financing and implementation of the projects of the Asian Development Bank, ensures state regulation of the economy of the countries of the Asia-Pacific region. Examples of concrete projects have given, sources of their financing, including budgetary funds have revealed. The author presented both financial and other results of the activities of the Asian Development Bank, allowing quantitative and qualitative assessment of both the impact of project implementation and the results of state regulation of the economy of the countries concerned. The experience of the Asian Development Bank can be using in Russia by such development institutions as Vnesheconom-bank, the Industrial Development Fund. The author suggested using bonds to increase the financing of Russian development institutions.

Keywords: development bank, financing, project, state regulation of economy, co-financing.

Специалисты по государственному регулированию экономики считают, что основные причины целенаправленного государственного регулирования экономики связаны не только с желанием получить наиболее эффективное использование ресурсов (включая человеческий капитал), но и с необходимостью адекватной реакции государства на внешние и внутренние негативные явления (провалы рынка, изменение конъюктуры, санкции и др.) [1].

В связи с этим деятельность национальных и многосторонних банков развития (далее - БР) является особенно важной для государства: БР позволяют профинансировать и реализовать широкий круг проектов, связанных, прежде всего, с инфраструктурой, социальными проблемами, экологией. Это создает условия для повышения предпринимательской активности, роста ВВП [2; 12].

Особенность деятельности БР в том, что традиционная банковская система не всегда заинтересована в самостоятельном финансировании соответствующих проектов. В этих условиях БР, чаще всего финансируемые государством, позволяют создать точки устойчивого развития и ускорения экономического роста [3; 11].

© Матвеевский С.С., 2018

Это дает нам основание говорить о том, что гибкое использование институтов развития, в том числе многосторонних БР (далее - МБР), фактически позволяет государству реализовывать планомерное, целенаправленное развитие и регулирование экономики.

Конкретный пример подобного регулирования, в том числе на межгосударственном уровне, показывает Азиатский банк развития (далее - АБР) [9]. АБР был создан в 1966 г. как результат договоренности правительств ряда государств Азиатско-тихоокеанского региона (далее - АТР), а также других стран мира [9]. Изначально перед АБР ставилась следующая цель - способствовать экономическому росту и региональному сотрудничеству. В настоящее время число членов банка равно 67, в том числе 48 членов находятся в АТР.

По планам АБР, ежегодный суммарный объем кредитов и грантов банка должен увеличиться с 13,5 млрд долл. США в 2014 г. до 20 млрд долл. США в 2020 г. [12]. В 2016 г. АБР утвердил кредиты для развивающихся стран - членов банка на общую сумму 17,47 млрд долл. США (15,99 млрд долл. США в 2015 г.) [4]. Финансирование в частном секторе за год составило более 2,5 млрд долл. США. Банку удалось обеспечить совместное финансирование на сумму 14,06 млрд долл. США, что позволило увеличить объем общих операций в 2016 г. до 31,70 млрд долл. США [4]. Это позволяет говорить о том, что АБР успешно реализует т. н. государственно-частное партнерство (на межгосударстенном уровне).

Для АТР основными проблемами являются последствия урбанизации, изменение климата, растущий спрос на воду и электроэнергию. По-прежнему бедность и неравенство широко распространены в АТР: около 9 % населения АТР живут в условиях нищеты, расходуя менее 1,90 долл. США в день, еще 1,2 млрд чел. живут на 3,10 долл. США в день [9].

В 2016 г. АБР продолжал финансировать проекты в инфраструктуре, сферах образования, здравоохранения и социальной защиты. На Филиппинах АБР утвердил использование дополнительных 400 млн долл. США для финансирования проекта по поддержке социальной защиты и предоставления денежных переводов, примерно, 4,4 млн самых бедных семей страны. В Мьянме АБР утвердил кредит на образовательные нужды в объеме 98,5 млн долл. США. Это позволит поддержать развитие 41 тыс. молодых людей в новых экономических условиях, обеспечит целевую подготовку кадров, включая работников образования. АБР утвердил техническую помощь для поддержки пожилых людей в Индонезии, Монголии, Шри-Ланке, Таиланде, Тонге и Вьетнаме [4].

В сентябре 2016 г. АБР утвердил первый план регионального сотрудничества и интеграции, охватывающий 2016-2020 гг. (объем финансирования равен 5,4 млрд долл. США) [4]. В плане основное внимание уделяется укреплению региональных связей, повышению конкурентоспособности продукции и услуг, улучшению использования региональных ресурсов и решению общих проблем, в частности, финансовых, стихийных бедствий, трансграничного здравоохранения, изменений климата. Таким образом, можно говорить о том, что АБР реализует масштабное государственное и межгосударственное управление экономикой ряда стран АТР.

В 2016 г. финансирование АБР позволило начать строительство 500 кВ линии электропередач (пропускная способность от 1 000 МВт) в Афганистане, соединяющей центры импорта страны с Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном. АБР утвердил выделение 450 млн долл. США для оплаты работ, которые обеспечат улучшение инфраструктуры и условий торговли между пограничными районами Гуанси и северного Вьетнама. Было также одобрено выделение 370 млн долл. США, которые позволят оплатить работы, связанные с созданием промышленного коридора от Вишапатнама в Ченнай, который соединит Индию с глобальными производственными сетями. АБР одобрил проект по охране здоровья в субрегионе Большого Меконга для улучшения условий по борьбе с инфекционными заболеваниями в отдельных провинциях Камбоджи, Лаосской Народно-Демократической Республики, Мьянмы, и Вьетнама [4].

В 2016 г. АБР подписал гарантийное соглашение со шведским Международным агентством по сотрудничеству в целях развития, что позволит АБР увеличить объем получаемых от агентства ресурсов на 500 млн долл. США в течение следующих 10 лет. АБР также создал два новых целевых фонда: Азиатский фонд инфраструктуры и Фонд развития. Капитал первого фонда был предоставлен Агентством международного сотрудничества (Япония) и составил 1,5 млрд долл. США. Данный фонд ориентирован на финансирование инфраструктурных проектов в АТР. Второй фонд является целевым и будет оказывать техническую поддержку странам региона при подготовке проектов, связанных с проблемами климата.

Деятельность АБР в 2013-2016 гг. позволила добиться следующих результатов [4]:

- построено или модернизировано 34 тыс. км автомобильных и 1,4 тыс. км железных дорог;

- установлено 13 ГВт новых мощностей по производству электроэнергии, 692 тыс. домашних хозяйств было подключено к электроснабжению;

- более 3 млн домохозяйств получили доступ к новому или улучшенному водоснабжению;

- для 3,3 млн га земли улучшено орошение, дренаж, инфраструктура и управление;

- 5,7 млн чел., более двух пятых из них - женщины, получили доступ к финансовым услугам;

- обучено 2,4 млн учителей, что позволило повысить уровень образования в регионе.

Приведенные данные позволяют количественно и качественно оценить эффективность деятельности

АБР, государственного регулирования экономики в странах АТР.

В 2017 г. АБР предоставил кредитов, грантов и обеспечил иные формы финансирования на 20,1 млрд долл. США, было обеспечено софинансирование в объеме 11,9 млрд долл. США. Объем технической поддержки составил 201 млн долл. США [5].

В 2017 г. АБР обеспечил следующие инвестиции в страны АТР [5]:

- 6,3 млрд долл. США в энергетический сектор (31 % от общего объема). Благодаря этим инвестициям в 25 проектов АБР поможет создать 1 557 МВт дополнительной мощности из возобновляемых источников энергии;

- 5,39 млрд долл. США выделено для финансирования 36 транспортных проектов, включая многосекторальные проекты (26,8 %);

- 1,57 млрд долл. США выделено для финансирования 19-ти городских проектов, городского сектора (7,8 %). В частности, выделено 500 млн долл. США для ирригационной программы Индонезии, 250 млн долл. США для КНР - улучшение управления водными ресурсами, поддержки восстановления окружающей среды и повышения устойчивости к изменению климата;

- 710 млн долл. США для 9-ти образовательных проектов (3,5 %). По оценкам специалистов, эти проекты принесут пользу более 800 тыс. студентов. В частности, банк поддержал региональный проект по улучшению качества базового образования в Тихом океане, проекты развития навыков в Бангладеше, Кыргызской Республике и КНР, проекты среднего образования в Мьянме и Вьетнаме;

- 2,76 млрд долл. США для 22-х проектов финансового сектора (13,7 %). В частности, Монголии предоставлен кредит в размере 100 млн долл. США для поддержки мер государственной политики в области укрепления и стабилизации банковского сектора, Индонезии предоставлен кредит в объеме 400 млн долл. США для поддержки программы правительства по развитию финансового сектора страны;

- 211 млн долл. США для 3-х проектов в области здравоохранения (1 %). В частности, выделено 80 млн долл. США на проект для улучшения ухода за пожилыми людьми в КНР, 101 млн долл. США на проект по укреплению региональной безопасности в области здравоохранения в субрегионе Большого Меконга;

- 1,53 млрд долл. США на инвестиции в сельское хозяйство, природные ресурсы и развитие сельских районов (7,6 %); было профинансировано 14 проектов, связанных с водными ресурсами и управлением наводнениями, модернизацией орошения, укреплением потенциала поставок продовольствия, развитием цепочек добавленной стоимости в сельском хозяйстве и др.

Для оценки эффективности своей деятельности, АБР использует годовую оценочную карточку, включающую специальную структуру корпоративных результатов. Такой подход позволяет отслеживать прогресс в развитии АТР, оценивать вклад АБР в развитие экономики отдельных государств, операционную и институциональную эффективность банка. АБР публикует оценочную карту в своем ежегодном обзоре эффективности развития [6].

Анализ деятельности АБР в 2016-2017 гг. позволяет сделать следующие выводы.

1. Практически обязательным условием реализации проекта с финансированием МБР является частичное использование или бюджетных, или частных денежных ресурсов.

2. Значительная часть проектов, финансируемых МБР, носит межгосударственный характер, связана с использованием дополнительного бюджетного финансирования стран-реципиентов, ресурсов международных и национальных финансовых институтов.

3. МБР активно используют традиционные каналы фондирования, выпуская и продавая свои облигации.

4. МБР осуществляет отбор проектов для финансирования с использованием имеющейся стратегии банка, текущих целей, интересов и возможностей отдельных государств.

5. При реализации проектов используются специальные агентства, формализованный цикл проекта, осуществляется оценка эффективности работы МБР [4; 5].

Опыт АБР по реализации государственного и межгосударственного регулирования экономики в отдельных странах АТР может быть использован и в России.

Внешэкономбанк России может и должен продолжать согласовывать проекты с региональными планами экономического развития субъектов России, обеспечивая эффективное использование ресурсов, создавая условия для роста регионального валового продукта, иных социально-экономических показателей [8]. Успешно действующий в настоящее время еще один институт развития России - Фонд развития промышленности России - показывает важность расширения использования подобных институтов для обеспечения эффективного государственного регулирования экономики в России [10].

Объем денежных средств, которые могут быть выделены в настоящее время из федерального бюджета России, ограничен. В связи с этим проблема фондирования российских институтов развития, по мнению автора, может быть решена с использованием выпуска и продажи облигаций российских институтов развития. Данные облигации могут покупаться как крупными российскими государственными банками, так и Банком России [7]. Успешный опыт выпуска и продажи государственных облигаций для физических лиц в 2018 г. показывает, что облигации институтов развития могут быть интересны и для домохозяйств. Использование эффективных процедур отбора проектов, агентств по исполнению проектов позволит обеспечить эффективное использование ресурсов.

Библиографический список

1. Буров, М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов: монография. - М.: Дащков и Ко, 2018. - 344 с.

2. Матвеевский, С. С. Банки развития как источник экономического роста в России. // Современные проблемы и перспективы развития финансовых рынков и банков: монография / коллектив авторов; под ред. Н. Э. Соколинской. -Москва: КНОРУС, 2018. - С. 51-53.

3. Роль банков развития в реализации стратегических интересов государства. Аналитический отчет № 40. Серия «Аналитические отчеты и разработки». ЦЭФИР. - М.: 2014. - 81 с.

4. Годовой отчет Азиатского банка развития 2016 / Annual report 2016. Asian development bank [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.adb.org/documents/adb-annual-report-2016 (дата обращения: 02.08.2018).

5. Годовой отчет Азиатского банка развития 2017 / Annual report 2017. Asian development bank [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.adb.org/documents/adb-annual-report-2017 (дата обращения: 12.08.2018).

6. Обзор эффективности развития 2017. Азиатский банк развития / Development effectiveness review 2017. Asian development bank [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.adb.org/documents/development-effectiveness-review-2017-report (дата обращения: 25.08.2018).

7. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 06.09.2018).

8. Официальный сайт Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВЭБ)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.veb.ru/ (дата обращения: 17.09.2018).

9. Официальный сайт Азиатского банка развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adb.org/ (дата обращения: 20.08.2018).

10. Официальный сайт Фонда развития промышленности Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www.frpf.ru/ (дата обращения: 22.08.2018).

11. Griffith-Jones, S. Development banks and their key roles. Supporting investment, structural transformation and sustainable development. Discussion paper. Bread for the World, Protestant Development Service Protestant Agency for Diakonie and Development. Berlin. - 2016. - 20 p.

12. De Luna-Martinez, J. and Vicente, C. L. Global Survey of Development Banks. The World Bank. Financial and Private Sector Development. Financial Systems Practice. Policy Research Working Paper 5969. - 2012. - 41 p.

References

1. Burov M. P. Gosudarstvennoe regulirovanie nacionalnoi ekonomiki. Sovremennyye paradigmy i mekhanizmy razvitiya rossi-iskikh regionov: monografiya [State regulation of the national economy. Modern paradigms and mechanisms of development of Russian regions: monograph]. Moskva, Dashkov i Co, 2018, 344 p.

2. Matveevskii, S. S. Banki razvitiya kak istochnik ekonomicheskogo rosta v Rossii [Development banks as a source of economic growth in Russia] // Sovremennyye problemy i perspektivy razvitiya finansovykh rynkov i bankov: monografiya [Modernproblems and prospects for the development offinancial markets and banks: a monograph] / team of authors; Ed. N.E. Sokolinskaya. Moscow: KNORUS, 2018, pp. 51-53.

3. Rol' bankov razvitiya v realizatsii strategicheskikh interesov gosudarstva. Analiticheskii otchet № 40. Seriya «Analiticheskiye otchety i razrabotki». CEFIR [7he role of development banks in realizing the strategic interests of the state. Analytical report №40. Series «Analytical reports and developments» CEFIR], Moskwa, 2014, 81 p.

4. Annual report 2016. Asian development bank. Available at: https://www.adb.org/documents/adb-annual-report-2016 (accessed 02.08.2018).

5. Annual report 2017. Asian development bank. Available at: https://www.adb.org/documents/adb-annual-report-2017 (accessed 12.08.2018).

6. Development effectiveness review 2017. Asian development bank. Available at: https://www.adb.org/documents/development-ef-fectiveness-review-2017-report (accessed 25.08.2018).

7. Ofitsialnyi sait Banka Rossii [Official site of the Bank of Russia]. Available at: http://www.cbr.ru/ (accessed 06.09.2018).

8. Ofitsialnyi sait Gosudarstvennoy korporatsii «Bank razvitiya i vneshneekonomicheskoi deyatelnosti (VEB)» [Official website of the State Corporation «Bank for Development and Foreign Economic Affairs (Vnesheconombank)»]. Available at: http:// www.veb.ru/ (accessed 17.09.2018).

9. Ofitsialnyi sait Aziatskogo banka razvitiya [Official site of the Asian Development Bank]. Available at: http://www.adb.org/ (accessed 20.07.2018).

10. Ofitsialnyi sait Fonda razvitiya promyshlennosti Rossiiskoi Federatsii [Official site of the Foundation for the Development of Industry of the Russian Federation]. Available at: http://www.frpf.ru/ (accessed 22.08.2018).

11. Griffith-Jones, S. Development banks and their key roles. Supporting investment, structural transformation and sustainable development. Discussion paper. Bread for the World, Protestant Development Service Protestant Agency for Diakonie and Development. Berlin.- 2016. - 20 p.

12. De Luna-Martinez J. and Vicente C. L. Global Survey of Development Banks. The World Bank. Financial and Private Sector Development. Financial Systems Practice. Policy Research Working Paper 5969, 2012, 41 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.