УДК 796.032
И.И. КРУГЛИК, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и конфликтологии Российский государственный социальный университет Филиал в г. Минске
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь
Статья поступила 13 сентября 2019г.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РАКУРСЕ КРИЗИСА ОЛИМПИЙСКОЙ ИДЕИ
Представлен философско-социалогический анализ системы Олимпийского спорта как важной части самого массового социо-культурного феномена современности - олимпийского движения. Установлены кризисные явления в олимпийском движении. Представлены основные философские мысли Пьера де Кубертена, доказана их большая идеализированность, чем реалистичность.
Ключевые слова: Олимпийские игры, Олимпизм, Олимпийский спорт.
KRUGLIK I.I., Cand. of Ped. Sc.,
Associate Professor of the Department of Psychology and Conflictology Branch in Minsk, Russian State Social University
Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus
INTERNATIONAL OLYMPIC MOVEMENT AT AN ANGLE CRISIS OF THE OLYMPIC IDEA
The philosophical and sociological analysis of the Olympic sports system is presented, as an important part of the most popular socio-cultural phenomenon of our time - the Olympic movement. The crisis phenomena in the Olympic movement are established. The basic philosophical ideas of Pierre de Coubertin are presented, their greater idealization than realism is proved.
Keywords: Olympic games, Olympism, Olympic sport.
Введение. В современном мире спорт занимает важную социальную роль в обществе любого государства. В самых развитых странах есть Национальные олимпийские комитеты, в которых развитие олимпийского движения стало важной частью политики любого государства. Сколько бы Кубертен не говорил, и не пытался бороться с тем, чтобы спорт не становился политической силой в руках государственных деятелей, ему это не удавалось. Сегодня Олимпийские игры используются своими государствами с целью по-
вышения престижа своей страны. До сих пор в Олимпийской хартии написано, что на Олимпийских играх соперничают спортсмены, а не страны, но из массивного социального слоя зрителей этого феноменального события прошлого, настоящего и будущего человечества мало кто знает действительный смысл Олимпийской идеи, ее исторические, социальные, культурные особенности и те функции, которые она должна нести в общество любой страны, а в целом и мира. В олимпийском движении наблюдается кризис
олимпийской идеи, оно сталкивается с вызовами и изменениями многих аспектов деятельности любого государства (социально-экономическими) под влиянием времени [4].
Однако существует философский кризис понимания происходящих спортивных состязаний. Мало кто из этого массивного социального слоя зрителей знает эволюционно-исторические особенности Олимпийских игр, цели и задачи, философский, аксиологический и мировоззренческий смысл олимпийских идей, которые были заложены в Древней Греции. Олимпийской хартией больше декларируется соблюдение идеологии олим-пизма, чем она реализовывается на практике (идей мира, дружбы, взаимопонимания), соблюдения принципов «Фейр плей» в спорте, однако в эпоху коммерциализации спорта и изменения мышления человека на потребительское (когда в уме деньги ставятся превыше других ценностей), олимпийские ценности остаются лишь на декларируемом уровне, а не реализуемом и внедряемом в жизнь. Все это противоречит Кубертенов-скому олимпизму. Исходя из этого, Олимпийские игры как социокультурное явление не в полной мере могут реализовывать социально-воспитательную функцию на основе идеологии олимпизма (идея мира и объединения людей различных культур, национальностей, вероисповеданий, в духе дружбы и мира, а также гуманизацию общества посредством воспитательного олимпийского спорта) [1, 8].
По мнению автора, из всего вышеизложенного можно сформулировать первое кризисное противоречие в Олимпийском движении междубольшим социальным и интернациональным вниманием к проведению Олимпийских игр и низким уровнем философского понимания происходящих событий и внедрения идеологии олимпизма в социум для воплощения олимпийских идей в жизнь.
Философское понимание олимпийского движения как отдельной философской теории.
Международное олимпийское движение обязано руководствоваться положениями Олимпийской хартии как в своей деятельности, так и в понимании тех процессов, которые происходят в олимпийском движении. Как декларируется в Олимпийской хартии (6 пункт основополагающих принципов олим-пизма), любая форма дискриминации в отношении страны или лица - расового, религиозного, политического или иного характе-
ра, или по признаку пола - несовместима с принадлежностью к олимпийскому движению. Исходя из этого, олимпийское движение нужно представлять единым целым (наглядно это можно представить в форме круга), где деятельность осуществляют спортсмены, судьи, зрители, спортивные организации, руководствуясь положениями Олимпийской хартии и соблюдающими их, а также приемлющими идеологию олимпизма. Из всего вышеизложенного вытекает некорректность высказываний «Политика» (бойкоты и протесты) в олимпийском движении (это «вызов» олимпийскому движению, находящийся за его пределами). Олимпийское движение имеет свою теорию, и в данном случае это идеология «олимпизма», а все что противоречит ей, это вызовы, лежащие в другом поле [1, 2, 3].
Под влиянием событий олимпийской истории (имеется в виду «столкновение» идеологии олимпизма с «вызовами» олимпийскому движению), произошла трансформация основных олимпийских идеалов, реалии спорта противоречат принципам олимпизма. Олимпийское движение имеет массу современных проблем («вызовов») (политизация олимпийских игр, национализм, расизм, коммерциализация и профессионализация, допинг, маскулинизация женского спорта, насилие, дискриминации в спорте, терроризм, СМИ и др.). Они находятся за пределами олимпийского движения и противоречат идеологии олимпизма, что «разрушительно» влияет на олимпийское движение в целом [4].
Исходя из вышеизложенных тезисов, второе противоречие заключается между декларируемыми положениями Олимпийской хартии (многие идеи черпаются из концепции олимпизма Пьера де Кубертена) и реалиями Олимпийского движения, сталкивающегося с «вызовами» олимпизму.
Сегодня, как отмечает в своей монографии А.В. Кыласов (2010), (имеется ввиду на данный период времени), олимпийские победы и рекорды рассматриваются не как личные достижения спортсмена, а как способ повышения престижа государств и социально-экономических систем [3, 4, 5]. Однако в Олимпийской хартии до сих пор прописано, что Олимпийские игры считаются соревнованиями среди спортсменов, а не стран. Этот тезис в наибольшей степени остается больше декларируемым, чем исполняемым. Это подтверждается следующими доводами. Во время проведения Олимпийских игр журналис-
тами многих стран приводятся данные неофициального командного зачета по Олимпийским наградам, которые способствуют неофициальным соревнованиям между странами по качеству и количеству Олимпийских наград, тем самым превозносят те страны, которые имеют наибольшее количество данных наград. Олимпийской истории наиболее известен случай, когда Игры XI Летней Олимпиады 1936 года (Берлин) фашистский режим использовал с целью повышения своего престижа.
На Играх III Олимпиады в 1904 году (Сент-Луис, США) были устроены так называемые «антропологические дни», где проводились специальные соревнования для «нецивилизованных» народов (индейцев, пигмеев, филиппинцев и т.п.). По этому случаю на заседании МОК резко выступил Пьер де Ку-бертен: «На какой же черт было затевать все это, если расисты, человеконенавистники плюют на нас и вводят на Олимпиадах «антропологические дни»? «Оплёвана великая идея. Оплёвана Хартия ...» [4].
Третье противоречие наблюдается и в организационном проведении Олимпийских игр (подъем флагов стран победителей и призеров, подсчет медалей, исполнение гимна страны в честь победителя). В истории олимпийского движения регистрировалась масса случаев нарушения положений из Олимпийской хартии. По результатам этого не всегда принимались благоразумные решения, основанные на положениях Олимпийской хартии, что, несомненно, отобразилось на репутации олимпийского движения.
Философские мысли Кубертена как отражение его романтического идеализированного взгляда на Олимпийский спорт. Кубертен как главный инициатор возрождения Олимпийских игр современности, актуализируя свою идею, высказывал цитату, в которой спорт должен использоваться как средство миролюбия. «Давайте гонке вооружений противопоставим гонку гребцов и прежде всего не одиночек, а командную. В этом я вижу большой смысл. Пусть на стадионах встречаются люди различных национальностей. Пусть это будет упорная, бескомпромиссная борьба. Но борьба мирная, И имя ей этой борьбе, - Олимпийские игры».
Кубертен видел в спорте средства объединения людей в духе дружбы и мира, он объявлял войнам войны, его концепция олим-пизма использовала спорт как вестник мира и миролюбия [2, 4].
Пьер де Кубертен не приемлет стремления спортсменов к рекордам, к победам нечестными путями, он не поддерживал материального вознаграждения спортсменов. Кубертен придерживался мнения, что победа не главное для олимпийца, а велика победа над собой, борьба с самим собой для совершенствования [2].
Военные конфликты, существующие в разных уголках нашей планеты, приводят к гибели многих людей. Спорт - союзник мира, и одна из главных олимпийских идей Ку-бертена - идея мира. На Олимпийских играх спортсмен представляет себя, а не свое государство. До сих пор Олимпийские игры исходя из Олимпийской хартии это соревнования среди спортсменов, но не среди стран. Медальный командный зачет, носит статус неофициального [6, 7].
Таким образом, философские мысли Ку-бертена больше идеализированы, чем реалистичны. Действительность Олимпийского спорта демонстрирует другую картину, но основной ее фундамент заложен в «Кризисах олимпийского движения».
Заключение. Основные кризисы, которые «тормозят» внедрение в жизнь олимпийских ценностей Кубертена в виде реализации философии олимпизма на Олимпийских играх, заключаются в следующих противоречиях:
1. Большим социальным и интернациональным вниманием к проведению Олимпийских игр и низким уровнем философского понимания происходящих событий и внедрения идеологии олимпизма в социум для воплощения олимпийских идей в жизнь;
2. Декларируемыми положениями Олимпийской хартии (многие идеи черпаются из концепции олимпизма Пьера де Кубертена) и реалиями Олимпийского движения, сталкивающегося с вызовами олимпизму;
3. Положениями Олимпийской хартии и организационными противоречиями при проведении Олимпийских игр.
Список использованных источников
1. Олимпийская Хартия (в действии со 2 августа 2015 года). - Швейцария: Международный олимпийский комитет, 2015. - 51 с.
2. Курамшин, Ю. Ф. Реалии современного спорта / Ю. Ф. Курамшин, И. П. Круглик, И.И. Круглик // Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы XII Международной научно-практической
конференции, 12 февраля 2016 г. - Спб.: СПбГУП, 2016. - С. 74-78.
3. Курамшин, Ю. Ф. Спортивная рекордоло-гия: теория, методология, практика / Ю. Ф. Курамшин // М.: Советский спорт, 2005. - 408 с.
4. Круглик, И. И. Основные «вызовы» олимпийскому движению и актуализация термина «Олимпийская политика» / И. И. Круглик, И. П. Круглик, Ю. Ф. Курамшин // VIII Международный Конгресс «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ» 12-14 октября 2017 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы Конгресса / Под ред. В. А. Таймазова. - СПб., Изд-во С.-Петерб. унта, 2017. - C.33-35.
5. Кыласов, А. В. Окольцованый спорт / А. В. Кыласов. - М., 2010. - 326 с.
6. Лагутина, М. Д. Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры: учеб. пособие / М. Д. Лагутина. - Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта, Сибирская олимп. Академия. Омск : Изд-во Сиб-ГУФК, 2010. - 179 с.
7. Чиглинцев, Е. А. Пьер де Кубертен: мечта об олимпийских идеалах / Е. А. Чиглинцев // Античность: политика и культура: сб. ст. Казань, 1998. - С. 105-110.
8. Diem, C. The Olympic Idea: discourses and essays. Köln: Carl-Diem-Institute, 1970. -121 p.
References
1. The Olympic Charter (in effect from August 2, 2015). Switzerland: International Olympic Committee, 2015. 51 p.
2. Kuramshin Yu.F., Kruglik I.P., Kruglik I.I. Realii sovremennogo sporta [The realities of modern sport]. Fizicheskaja kul'tura i zdo-rov'e studentov vuzov: materialy XII
Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii [Physical Culture and Health of University Students: Materials of the XII International Scientific and Practical Conference], February 12, 2016 SPb .: SPbGUP, 2016, pp. 74-78. (In Russian)
3. Kuramshin Yu.F. Sportivnaja rekordologija: teorija, metodologija, praktika [Sports Recordology: Theory, Methodology, Practice]. M .: Soviet Sport Publ., 2005, 408 p. (In Russian)
4. Kruglik I.I., Kruglik I.P., Kuramshin Yu.F. Osnovnye «vyzovy» olimpijskomu dvizheniju i aktualizacija termina «Olimpijskaja politi-ka» [The main "challenges" to the Olympic movement and the actualization of the term «Olympic politics»]. VIII International Congress "SPORT, MAN, HEALTH" October 12-14, 2017, St. Petersburg, Russia: Materials of the Congress / Ed. V.A. Taimazova. -SPb., Publishing House of St. Petersburg. Univ., 2017, pp. 33-35. (In Russian)
5. Kylasov A.V. Okol'covanyj sport [Ringed sport]. M. 2010,326 p. (In Russian)
6. Lagutina M.D. Olimpizm, olimpijskoe dvizhenie i Olimpijskie igry [Olympism, the Olympic movement and the Olympic Games]. Siberian state University Culture and Sports, Siberian Olympus. Academy. Omsk: House of SibGUFK Publ., 2010, 179 p. (In Russian)
7. Chiglintsev E.A. P'er de Kuberten: mechta ob olimpijskih idealah [Pierre de Coubertin: a dream of Olympic ideals]. Antichnost': politi-ka i kul'tura [Antiquity: politics and culture]. Kazan, 1998, pp. 105-110.
8. Diem C. The Olympic Idea: discourses and essays. Köln: Carl-Diem-Institute, 1970,121 p.
Received 13 September 2019